|
«Майским салютом расцвёл небосклон…»
Евгений СЕМИЧЕВ
07.05.2018
* * *
СВОЯ «СИРИЯ» ПОД ВЫШНИМ ВОЛОЧКОМ
Геннадий САЗОНОВ
16.04.2018
Когда и кто остановит в РФ «реформы», разрушающие заводы, фабрики и уничтожащие население? Похоже, «процесс» не имеет ни конца, ни начала! Мировая закулиса, с большим усердием отттачивающая клыки на нас, а ещё окружающая повседневность, беспрерывно преподносят «дорогим россиянам» (любимое выражение Ельцина) всякие «сюрпризы». Не успели мы очухаться от крушения самолёта «АН-148» под Москвой (меня это особенно задело, поскольку орчане мне не чужие, я много раз бывал в Орске), как, спустя несколько недель, мы уже были потрясены трагедией в Кузбассе. Причём, никто вразумительно не мог объяснить, каким образом осколки самолёта и фрагменты тел разлетелись на полтора километра вокруг упавшего самолёта? Как это могло быть? Вы себе представляете? Валят всё на «ошибку» пилотов. Я был немного связан с авиацией и знаю, что невозможно поднять в воздух самолёт, не проверив предварительно все узлы, все системы, всё это должно фиксироваться письменно в документах. А что мы имеем здесь? «Ошибку» пилота − и всё! Не берусь утверждать безоговорочно, но просматривается «некая технология» трагедий и катастроф в современной России. Смысл её заключается в том, что одна трагедия «накладывается» на другую, на третью, четвёртую и, таким образом, «первая», «вторая» предаются забвению. И так дальше − по кругу.
ПРОФЕССОР АЛЕКСЕЙ ОСИПОВ: «СОВРЕМЕННЫЙ ЧЕЛОВЕК БУДЕТ БОРОТЬСЯ С ЧЕМ И КЕМ УГОДНО, НО НЕ С СОБОЙ»
Юрий ПУЩАЕВ
02.04.2018
31 марта исполняется 80 лет Алексею Ильичу Осипову – профессору Московской духовной академии, известному русскому богослову, педагогу и публицисту. Накануне юбилея мы поговорили с Алексеем Ильичом о его жизненном пути, современных проблемах духовной жизни и о том, чем был хорош «железный занавес» в советское время. Дорогой Алексей Ильич! Братия Сретенского монастыря, студенты и преподаватели семинарии, тысячи прихожан нашей Сретенской обители присоединяются к многочисленным поздравлениям, обращенным сегодня к Вам. Жизнь, всецело посвященная Христу и Его Церкви, – что может быть прекраснее этого! Вы встречаете свой восьмидесятилетний юбилей, неутомимо проповедуя Слово Евангелия, приводя к Богу множество людей, укрепляя христиан в вере и благочестии, благовествуя Царство Небесное, спасение и любовь Божию к человеческому роду. От всего сердца благодарим Вас, дорогой Алексей Ильич, за то, что Вы превыше всего ставите для себя целью во всём оставаться учеником Христовым, что жизнью своей являете нам именно этот пример на протяжении многих десятилетий. Вспоминаю, как Вы когда-то посетовали на множество юбилейных «многолетий», а вместо них сами пожелали себе вечный покой и Царствия Небесного. Молитвенно присоединяюсь к Вашему пожеланию: Царствия Небесного Вам, спасения, радости о Господе Иисусе Христе, мира, крепости душевных и телесных сил! Ваши, епископ Тихон с братией, студентами и прихожанами Сретенского монастыря
ТВ-СКАНДАЛЫ – ВРАГИ КУЛЬТУРЫ
Василий МИХАЙЛОВСКИЙ
13.03.2018
На вопрос газеты «Слово» о недавних передачах канала НТВ о Виталине Цимбалюк-Романовской и Армене Джигарханяне отвечает член Общественного совета газеты, народный артист РФ, лауреат Государственной премии СССР Евгений Юрьевич СТЕБЛОВ: – Я не понимаю, зачем нас подкармливают подобной телевизионной продукцией. Подобные ситуации могут возникнуть во многих семьях. И непонятно, почему это выкладывают на обозрение всей страны. Телеведущие утверждают, что-де вся страна переживает… На самом деле это далеко не так. Не все сидят, смотрят телевизор и переживают о том, как сложились отношения кого-то с кем-то. Что касается «саги Армена Джигарханяна и Виталины», его бывшей жены, то я вообще не понимаю происходящего вокруг них. Так называемые эксперты – люди, которых там собирают, – никаким авторитетом не обладают и не имеют никакого права обсуждать такие деликатные семейные вопросы. Потому что есть библейская истина: не судите, да не судимы будете. А уж когда в деталях кого-то осуждают, нападают на его молодую бывшую жену... Она, кстати говоря, держится, с точки зрения этики, очень достойно. А те, кто нападает, ведут себя менее этично. Я задаюсь вопросом: кому вообще нужна такая бесконечная «сага» – по поводу ли Армена Джигарханяна? Или по поводу каких-то открывшихся детей Спартака Мишулина? Совершенно непонятно, почему мы должны всё время участвовать в этом? И всё это так пафосно подаётся… – Корреспондент «Слова»: Царь телевидения сегодня – рейтинг, потому что это деньги. Во имя рейтинга они будут делать сегодня всё что угодно. Маркс говорил, что нет преступления, на которое не пойдёт буржуа во имя 500% прибыли. Определённой публике всегда интересны скабрёзности биографий знаменитых людей, подробности их альковной жизни и т. д. На это делается ставка. – Девятнадцать лет своей жизни, – признаётся народный артист, – я прожил в коммунальной квартире. И у нас на кухне происходило примерно то же самое. Там было четыре-пять семей, были коммунальные скандалы, разбирательства. Я, маленький, рот разинув, как-то воспринимал это, слушал. Родители – а я рос в интеллигентной семье – мне говорили: «Женя, иди в комнату». Потому что нормальные люди понимали – это неприлично! А сегодня это – тренд телевизионный! Сегодня мы питаемся этим «неприличным» по трём каналам, которые просто соревнуются друг с другом. Как с дураком, с тобой обращаются…
НАМ НУЖНА СИЛЬНАЯ РОССИЯ
Российский Писатель
05.03.2018
Предлагаем наши рекомендации с обоснованиями. В Программе «20 шагов...» П.Н. Грудинин обещает поставить богатства России, её природные ресурсы на службу народу (шаг 1), реформировать налоговую систему (шаг 8), остановить разрушение социальной сферы (шаги 10, 11, 12). Ниже показано каким образом и за счёт каких источников Павел Николаевич добьётся решения поставленных задач. В отличие от других кандидатов в президенты России и действующего Президента, П.Н. Грудинин предлагает конкретные и понятные каждому человеку меры по решению стоящих перед Россией проблем. Например, Грудинин предлагает удвоить расходы на здравоохранение, науку, образование, культуру, на пенсионное обеспечение граждан. Увеличить инвестиции в производство. Эти задачи он предлагает решить в течение одного-двух лет за счёт перераспределения имеющихся ресурсов путём совершенствования администрирования и оптимизации налогообложения. Благодаря реализации предлагаемых мер, доходы Федерального бюджета (ФБ) вырастут на 9-11 трлн. руб. Одновременно мы получим рост доходов населения, благоприятный предпринимательский климат, инвестиционную привлекательность России и гарантированный рост экономики. Россияне, хотя и привыкшие слушать сказки о будущих достижениях, могут выразить сомнения в реализации обещаний П.Н. Грудинина и потребуют разъяснений. Предлагаем наши рекомендации с обоснованиями.
«КОЛДУН РУССКОГО СЛОВА»
Станислав ЗОТОВ
14.02.2018
К 145-летию со дня рождения Михаила Пришвина Нет в русской литературе писателя более загадочного, более скрытого в себе, как в раковине, чем Михаил Михайлович Пришвин, творец живого русского слова, как понимали это ещё при его жизни, а ныне стараются не вспоминать именно по этой причине: он писатель слишком русский, слишком корневой, менее всего западный, «цивилизованный», в том представлении о цивилизации, что распространено сейчас. Обычно Пришвина представляют как писателя детского, ставят его на один уровень с Бианки, или сравнивают с Паустовским. Всё это есть у него, мы все в детстве читали «Кладовую солнца», поражались удивительному проникновению автора в жизнь каждой лесной былинки, пичуги, дерева. Тайная жизнь леса, болот, лесных зверей, птиц – всё это пронизано солнцем, и через солнце связано с космосом, со всей Вселенной. И на этом фоне существует у Пришвина человек, и этот человек – тоже часть этого живого мира, он не выбивается из жизни природы, даже если противостоит ей, даже если преобразует её, нарушая естественность дебрей, скал, рек... Человек у Пришвина – это тоже явление стихийное, он так же, как живая природа, подчиняется неким неосознанным законам, действующим в обществе, как и в природе. Эта стихийность поведения людей, больших масс, направленных волей высшей власти на преобразование природы, очень отчётливо звучит в повести «Осударева дорога», написанной Пришвиным в 30-е годы XX века, когда писатель побывал на строительстве Беломорско-Балтийского канала, который, как известно, строили «каналоармейцы» – так называли заключённых северных лагерей, расположенных по трассе строящегося канала. «Скандинавский ледник своей чудовищной силой, сползая, растирал скалы, но были такие скалы первозданных пород, что и ледник, упираясь в них, свертывал с прямого пути. Инженеры не останавливались и перед такими скалами и тонким стальным перышком на плане проводили свою прямую красную черту через скалы, недоступные даже силе сползавшего льда.
ИЗ СТАЛИНГРАДСКОЙ ХРОНИКИ. СВЯЗИСТ ПУТИЛОВ
Юрий КУЗНЕЦОВ
02.02.2018
ИЗ СТАЛИНГРАДСКОЙ ХРОНИКИ. СВЯЗИСТ ПУТИЛОВ
ОСВОБОЖДЕНИЕ УКРАИНЫ, КОТОРОЕ УКРАИНЦЕВ ЗАСТАВЛЯЮТ ЗАБЫТЬ
Владислав ГУЛЕВИЧ
15.01.2018
В октябре 1944 г. Красная армия освободила Украину от немецко-фашистских захватчиков. В октябре 2009 г. президент Украины Виктор Ющенко, пришедший к власти в результате «оранжевого» переворота, издал популистский указ о праздновании этого события ежегодно 28 октября «с целью… чествования героического подвига и жертвенности украинского народа во Второй мировой войне». При Ющенко Бандере было присвоено звание Героя Украины, сотрудничавшим с гитлеровцами недобитым воякам УПА повысили пенсии. Потому и Великая Отечественная война в его указе названа Второй мировой. Потому и ветераны Великой Отечественной, те, кто освобождал территорию УССР, Варшаву, Прагу, Вену и штурмовал Рейхстаг, из почётных гостей постепенно превращались для украинской власти в идеологический балласт и нежелательных свидетелей другой, настоящей, правдивой истории той войны. Но власть их не боялась, понимала: их осталось чуть ли не единицы, лет через 10-15 они почти все уйдут в мир иной и некому будет устами очевидца рассказать молодёжи о преступлениях ОУН-УПА, дивизии СС «Галичина», батальона «Нахтигаль» и т. п. С развалом СССР нашу общую великую Победу растащили по национальным квартирам. Начались разговоры про какую-то отдельную украинскую, азербайджанскую, молдавскую, грузинскую, казахскую победу. Как будто народы Советского Союза воевали каждый сам по себе по отдельно составленному плану. На Украине вышла целая киноэпопея «Война. Украинский счёт». Просто «война», не Великая и уж тем более не Отечественная: Киев строил своё самостийное отечество со своими «героями». В киноэпопее зрителю внушалась мысль, что, во-первых, украинцы пострадали больше других в этой войне и все из-за советской власти, будто бы мечтавшей уничтожить украинцев руками гитлеровцев; во-вторых, именно украинцы сломали хребет фашизму и Победой все обязаны им.
Я – РУССКИЙ
Андрей ВАСИЛЬЕВ
10.01.2018
ЗИМНЯЯ ПЕСНЯ
Поэты-архангелогородцы
09.01.2018
Рубцовский вечер 3 января, в день рождения Николая Рубцова, состоялся традиционный вечер, посвящённый памяти поэта. Последние несколько лет Архангельское отделение Союза писателей России проводит его в Областной научной библиотеке имени Н.А. Добролюбова. Первый вечер в 2001 году прошёл с благословения ректора Поморского университета Владимира Булатова и при его участии, все остальные – «по инициативе снизу», трудами писателей и тех, кто помогает только из любви к северной поэзии. Никакой особой поддержки рубцовский вечер не получает. Слава Богу, библиотека открывает двери в нерабочий день, выделяет зал и сотрудников в помощь! Актовый зал всегда переполнен (зрители занимают места за час), люди терпят неудобства, сидят на приставных стульях, внимательно слушают непрофессиональных ведущих, чтецов, порой ворчат, что плохо слышно. А вот – поди же! Каждый год сидят по два, а, бывало, и по три часа в душном зале. По традиции на вечерах звучат стихи не только Николая Рубцова. В этом году мы услышали стихи так рано ушедшего от нас Александра Роскова, ныне живущих поэтов Ильи Иконникова, Ольги Корзовой, Ирины Кемаковой, Татьяны Щербининой, Галины Рудаковой, Елены Кузьминой. Это были как известные произведения, вошедшие в поэтические сборники, так и совсем новые, прозвучавшие впервые. Самое трудное при работе над сценарием бывает отобрать нужное количество стихов, чтобы вечер не затянулся до полуночи.
НОВАЯ ЖИЗНЬ СВЯТОГО ГЕОРГИЯ
Александр ЕВСЮКОВ
19.12.2017
В последний день ноября в липецком театре драмы имени Л.Н. Толстого состоялась премьера спектакля «Георгий Победоносец». За его основу была взята одноименная пьеса в стихах самобытного драматурга и замечательного поэта Константина Скворцова. Казалось бы, кого в наше время могут заинтересовать поэтические монологи и диалоги на театральной сцене? Кто захочет добровольно погрузиться в события римской истории III и начала IV века н.э.? И какой театр решится на подобную авантюру? Однако на премьеру спектакля собрался в ожидании зрелища полный зал, а сцена театра обрела черты великого, но уже находящегося в кризисе Древнего Рима с его прославившимися жестокостью нравами. Зрителям показали, как приходит к власти император Диоклетиан, во время правления которого начинается Великое гонение на христиан. И вот любимец императора, его лучший воин Георгий объявляет, что верит в одного Бога. Противостояние двух героев, двух бывших соратников и друзей, а также двух систем ценностей и становится главным конфликтом – сюжетным стержнем пьесы.
АЛЕКСАНДР БЕЛОНЕНКО: «ПАМЯТЬ О СВИРИДОВЕ УБИВАЕТ РАВНОДУШИЕ»
Алексей ТОПОРОВ
17.12.2017
Племянник знаменитого русского композитора Георгия Свиридова, музыковед Александ Белоненко рассказал «Царьграду» о курьёзной ситуации, когда произведение его дяди в исполнении Дмитрия Хворостовского номинируется на «Грэмми», в то время как в русской столице не нашлось места для музея Свиридова В Москве племянник русского композитора Георгия Свиридова Александр Белоненко бывает больше наездами, по делам. Живёт он в Санкт-Петербурге. Но в преддверии 102-летия со дня рождения Свиридова, которое отмечается 16 декабря он, к счастью, оказался в столице и нашёл время для того, чтобы побеседовать о наследии композитора, возвращению которого русскому обществу он посвятил всю свою сознательную жизнь. Гений с феноменальным слухом и крестьянскими корнями Алексей Топоров: Скажите, а каким Вы запомнили Георгия Васильевича? Александр Белоненко: Одно из моих первых воспоминаний: мне три-четыре года, я сижу под роялем в квартире своей бабушки Елизаветы Ивановны Свиридовой. А дядя сидит за инструментом, играет. Я даже помню, что в те времена он как раз писал песни на стихи Роберта Бернса... Знаете, он всегда был для меня какой-то непостижимой величиной, мне даже трудно это сформулировать словами. Я всегда робел в его присутствии. И когда после седьмого класса общеобразовательной и музыкальной школ мне нужно было сделать выбор, заканчивать десятилетку или же дальше заниматься музыкой, был созван консилиум, и дядя сказал: пусть решает сам, но если всё-таки выберет музыку, то я советую, пусть займётся историей музыки, станет музыковедом. Так и вышло, я окончил училище, потом нашу Ленинградскую консерваторию, уже как музыковед. То есть в моей судьбе Георгий Васильевич сыграл довольно серьёзную роль.
ДМИТРИЙ БЕЛЮКИН: «ПЕРЕСТАНЬТЕ КИДАТЬ КАМНИ В НАШЕ ПРОШЛОЕ»
Андрей САМОХИН
04.12.2017
В залах Академии художеств РФ открылась персональная выставка народного художника России Дмитрия Белюкина «Время собирать камни...». Она приурочена к 55-летию мастера. Всего представлено около 200 живописных работ, многие из которых публика увидит впервые. культура: В экспозиции нет некоторых Ваших «знаковых» произведений, в первую очередь масштабного полотна «Белая Россия. Исход». Почему? Белюкин: Картина давно висит в Центральном музее Вооруженных сил РФ. Я не стал выставлять её, как и другие произведения «белогвардейского цикла», поскольку они не входили в замысел концепции. культура: Зато «Осколки» – наверное, смысловой центр экспозиции? Мальчик-казачонок на фоне разорённой дворянской усадьбы пытается собрать из фарфоровых осколков целую тарелку. Белюкин: Возможно, родители героя принимали участие в разгроме господского дома: во многих селах приезжие комиссары заставляли крестьян это делать вместе с ними, чтобы «повязать» общим преступлением. В данном случае воспроизведена панорама вокруг усадьбы Панаевых в деревне Байнево на моём любимом Валдае. Одна местная бабушка давно рассказывала, что окрестные крестьяне очень не хотели жечь эту усадьбу, что барыня там была добрая, приветливая, и они с девочками часто бегали потом на развалины и тихо плакали там. культура: Можно трактовать иначе? Мальчик – сирота, у которого Гражданская отняла родителей. Война давно отшумела, он уже не помнит прежнего русского мира. Эта тарелка для него – образ чего-то утерянного и красивого, как сказка былых времен. Белюкин: Что ж, интересное прочтение. Главное, что он хочет именно собрать, а не разбросать подальше эти осколки прошлого, то есть восстановить связь времён.
ТУРИСТЫ ПОТЯНУЛИСЬ В СЁЛА
Сергей ИВАЩЕНКО
21.11.2017
Как на Ставрополье развивают новую отрасль хозяйства Общественная палата РФ не так давно провела в Ставрополе выездной форум «Сообщество». Обсуждались наиболее злободневные вопросы нашей жизни с привлечением активных граждан Северо-Кавказского региона и некоммерческих организаций. Мне как журналисту, специализирующемуся на сельской тематике, была интересна дискуссионная площадка «Живое село». На ней обсуждалась острейшая для нашей страны проблематика – как сохранить российское село? На Юге России эта проблема не стоит так остро, как, скажем, в Нечерноземье. Здесь нет пустующих пахотных земель, наоборот, идёт жёсткая, если не жестокая борьба за каждый клочок плодородной почвы. Каждый год, например, Ставрополье бьёт рекорды по валовому урожаю. В этом году собрали почти 10 миллионов тонн, а ещё лет пять назад радовались шести. Но всеобщего благоденствия нет. Прибыль от высоких урожаев достаётся далеко не всем. Крупные сельхозпредприятия из бывших колхозов, сумевших вписаться в рыночную экономику, и так называемые агрохолдинги, созданные на деньги городских толстосумов, имеют сегодня такую мощную технику, что для обработки тысяч гектаров земли теперь достаточно десятка человек. А куда деваться остальным селянам? В какой-то степени ситуацию спасают фермеры. Но их не так много, чтобы обеспечить работой всех земляков. Неудивительно, что некогда многолюдные ставропольские сёла из года в год теряют население, особенно молодёжь. Примерно такая же ситуация по всему Югу России. Что же делать? Как удержать население в селе? Ведь именно сёла являются хранителями традиционного национального уклада, культуры, но, самое главное, сельские поселения – это скрепы, которые держат нашу огромную территорию. Не станет сёл и деревень, сохранится ли Россия?
ДЕТСКАЯ РАДОСТЬ НА РОДИНЕ ШУКШИНА
Сергей ШАРГУНОВ
07.11.2017
Сергей Шаргунов о народной самозащите Пришло письмо из села Сростки Алтайского края. С простой просьбой помочь установить в селе небольшую детскую площадку. Созвонился с автором письма, поговорил – всё правда, очень просят помочь. Сростки – это, напомню, малая родина Василия Макаровича Шукшина. Здесь живёт почти три тысячи человек, в школе (конечно, имени Шукшина) обучается около трёхсот детей. Я тут, конечно, бывал. Место знаменитое, каждое лето проходит масштабный культурный фестиваль, и поставлен, на мой взгляд, хороший памятник писателю. А на дело не столь масштабное денег не нашлось. «В настоящее время в моём родном селе нет места, где могли бы собираться и играть в свободное время наши дети, – сказано в письме. – До боли становится обидно, когда выбираешься в ближайший город и не можешь оторвать своего ребенка от простой качели!..» Прислала письмо жительница Сросток Маргарита Комина, молодая мать двоих детей. Её муж работает в местном ДК, сама она организовала в интернете онлайн-курсы английского языка и тем зарабатывает на жизнь. В свободное время сросткинцы участвуют в разнообразных творческих коллективах, организуют в соседних сёлах музыкальные и поэтические вечера, побеждают на краевых конкурсах. В школе есть музыкальные, танцевальные, спортивные кружки. А вот детской площадки в Сростках нет. В советское время она была, но потом пришла в негодность. Горки покрылись зазубринами и стали опасны для детей, ступеньки сгнили, карусели проржавели и встали. В сельсовете разводят руками: для новой площадки денег не найти. И вот маленький мальчик, попав в город, как на чудо смотрит на старые качели.
1
...
2
...
3
...
4
...
5
...
6
...
7
...
8
...
9
...
10
...
11
...
12
...
13
...
14
...
15
...
16
...
17
...
18
...
19
...
20
...
21
...
22
...
23
...
24
...
25
...
26
...
27
...
28
...
29
...
30
...
31
...
32
...
33
|
|
|