Советуем прочитать  
ДУЭЛЬ С ГАДИНОЙ
Александр КОНДРАШОВ
13.04.2017
Фильм на НТВ и премия «Ника» подтолкнули к неожиданным выводам

Знаменитый афоризм Александра Зиновьева «Метили в коммунизм, а попали в Россию» когда-то коротко обозначил суть деятельности советских диссидентов. Сейчас диссидентов нет, есть прозападные оппозиционные настроения, которые очень сильны среди кинематографистов. Метят уже не в коммунизм, но бьют по-прежнему по России.

«Я давно проклят»
Так говорит в начале фильма Алексея Мизгирёва «Дуэлянт» главный его герой. Создателями фильма проклят не только он, дворянин, вынужденный по их воле подрабатывать заказными убийствами на дуэлях (чего в действительности, разумеется, быть не могло), но и вся Россия XIX века, которую они весьма изощрённо выдумали и ненавидят. Есть за что, ведь в ней по сценарию:
Перманентно идёт дождь.
В столице всегда грязь.
Высший свет бесчестен и продажен.
Аморальны все.
Беспросветно всё.
Непонятно, как такая страна-уродина перевалила в следующий век. Один из предыдущих фильмов Мизгирёва «Бубен, барабан» тоже безысходен – здесь проклята Россия конца ХХ века. Не общественный строй, установленный в ней, не 90-е годы со своим бандитским капитализмом, а люди, которые обречены на самоуничтожение.
Этот неизменный суицидальный тренд позволяет подобным фильмам побеждать не только на западных фестивалях, жюри которых не испытывают никаких симпатий к России, но и на отечественных, где к ней относятся ещё хуже. И к современной, и к советской, и к царской – к любой. В доказательство этого тот же канал (НТВ) показал церемонию вручения премии «Ники», на которой «Дуэлянт» получил шесть номинаций и победил в трёх.
НАНОСПЕКТАКЛИ СОКУРОВА
Олег МОНОМАХ
02.04.2017
За что сегодня дают премию «Ника»

Фрондирующая часть творческой интеллигенции наших дней очень напоминает интеллигенцию вековой давности…
28 марта 2017 года в Москве прошла XXX Торжественная церемония вручения Национальной кинематографической премии «Ника» за 2016 год. Лауреатом в номинации «Честь и достоинство» имени Эльдара Рязанова объявлен режиссёр Александр Сокуров.
Под крылами «Ники» собралась российская кинематографическая «элита», где в числе правил хорошего тона – пнуть власть, своих соотечественников. Похоже, «Нику» Сокурову дали в том числе и за то, что тот 2 декабря 2016 на заседании Совета по культуре и искусству в Санкт-Петербурге разыграл перед президентом маленький спектакль. Этакий наноспектакль. Вспомним.
Сокуров обратился к Владимиру Путину с просьбой, начав вкрадчиво: «У меня есть сердечная просьба – давайте решим проблему Олега Сенцова…» Речь он завёл об украинском режиссёре, который в 2015 был приговорён судом к 20 годам лишения свободы за террористическую деятельность в Крыму и о котором до суда мало кто слышал… Логика спектакля: режиссёр заботится о режиссёре. Но вот если бы Сокуров был, скажем, заметным комбайнёром или взрывником на горных выработках?.. Он бы говорил о хлеборобе или минёре? Было бы диковато. Однако громкая профессия «режиссёр» – лыко в строку. Можно и вселенский шум поднять. Ведь Сокуров – фигура, у него – «имя»!
О режиссёрских трудах Сокурова честно говорить почему-то не принято. Фильмы его скорее не для людей – для фестивалей. Смотреть их для меня лично – великая скука. Хотя о вкусах не спорят…
Но когда всерьёз кто-то начинает его хвалить, подтягивая для убедительности мнение Тарковского про «руку гения», мне всегда на ум приходит гениальный Андерсен:
– Ах, новый наряд короля бесподобен! А шлейф-то какой красивый! А камзол-то как чудно сидит!..
– Да ведь он голый! – сказал вдруг какой-то ребенок…
Нет, совсем не Тарковский. Тем более не великий Шукшин.
УРОКИ РАСПУТИНА
Валерий ХАЙРЮЗОВ
15.03.2017
«в своё время Россия ушла от Наполеона, уйдёт и от Ельцина. И всё станет на своё привычное место»

Свою первую повесть «Над полями» я переписывал одиннадцать раз. Во всех вариантах неизменным оставалась только первое предложение: «Дождь лил всю ночь». В написанном от руки варианте я отнёс её в иркутский Союз писателей. За месяц её всё же одолел поэт Сергей Иоффе. Я прочитал отзыв и подумал, что вот так, мордой об стол, меня ещё не били. Мне чёрным по белому было сказано: не лезь к избранным. Крути штурвал. Слава Богу, хоть его мне оставил. «Ну, скажем в литературу мне путь не заказан, а вот вам сесть в кабину и научится управлять самолётом не дано», − подумал я, забирая рукопись. Тогда я ещё не знал крылатую фразу, что рукописи не горят. У каждой из них своя судьба. И нужно было пройти свою дорогу, свой круг.
Работник бюро пропаганды художественной литературы при Союзе писателей Володя Удатов, увидев моё огорчённое лицо, должно быть, в душе посочувствовал неожиданно залетевшему в писательский подвал лётчику и, глянув первую страницу рукописи, сказал, что моя рубленая фраза напоминает ему прозу Хемингуэя. Его слова прозвучали неожиданно и, честно сказать, приятно. Взял и усадил рядом со знаменитым американцем − такого подарка я не ожидал. Удатов посоветовал показать рукопись Геннадию Машкину.
Машкин прочитал мой опус и посоветовал переделать её.
− Пока что литературные рули слушают тебя плохо, − сказал он. − Надо работать.
И я взялся за дело. Переписал, вновь дал почитать Машкину. Тот прочитал и передал рукопись Вячеславу Шугаеву. В те времена Шугаев возглавлял Совет по работе с молодыми авторами. Вячеслав прочитал, посоветовал переделать отдельные главы и сказал, что будет рекомендовать меня на писательскую конференцию «Молодость, Творчество, Современность».
На конференцию меня вытащили буквально из кабины самолёта, когда я уже собирался вылетать в Киренск. Командиру отряда было наплевать на мою просьбу отпустить на конференцию: есть работа, есть план полётов, сиди, крути штурвал и не рыпайся. Когда я запросил разрешение на выруливание, диспетчер приказал заглушить двигатель, и мне зайти к замполиту иркутского аэропорта. Тому захотелось познакомиться с начинающим писателем, о котором ему только что позвонил секретарь обкома по идеологии Евстафий Никитич Антипин.
Через час я сидел в зале, где было полно московских гостей, и слушал, что говорят о моей повести маститые писатели. Семинар прозаиков возглавлял прилетевший из Москвы писатель-фронтовик Владимир Яковлевич Шорор. По его рекомендации рукопись попала в журнал «Сибирь». Там её начали читать Дмитрий Сергеев, затем Борис Лапин. И, уже по их рекомендациям, главный редактор журнала Геннадий Николаев отложил публикацию на неопределённый срок, сказав, что рукопись надо бы ещё доработать. Тогда я ещё не знал, что бывают случаи, когда Москва для провинции не указ.
МИХАИЛ НОЖКИН: «Я НЕ ЗА КРАСНЫХ ИЛИ БЕЛЫХ, А ЗА РУССКИХ»
Ксения ПОЗДНЯКОВА
23.01.2017
Разведчик Бекас из «Ошибки резидента», мужественный лейтенант Ярцев из «Освобождения», героический Вадим Рощин из «Хождения по мукам». 19 января народному артисту России Михаилу Ножкину исполнится 80. Накануне юбилея Михаил Иванович ответил на вопросы «Культуры». 
Культура: С годами Вы ничуть не растеряли жизненной энергии и азарта. Вы по-прежнему в прекрасной форме.   
Ножкин: Слава Богу, не жалуюсь. До сих пор в метро не сажусь. Мужик, пока ноги держат, должен стоять. Мне ребята порой уступают, я говорю, это же места для инвалидов, ты сидел, значит − инвалид. А я − пока в силах. 
Культура: И это при том, что Вы уже больше 70 лет на сцене.   
Ножкин: Да, впервые вышел на публику в пять лет, в госпитале. Я же довоенного образца. Под первую бомбёжку попал в Тульской области, где мы с братом и родителями отдыхали в санатории. Мы слышали, что где-то идёт война. Но серьёзно не воспринимали. И вот, чётко помню, вечером кино показывали. Эстрада открытая, в землю врытые лавочки. Сижу у прохода, рядом киноустановка. И вдруг гул. Всё громче и громче. Думал, машина в парк въехала. Нет, самолёт. Немцы летели на оружейные заводы Тулы, видят − светлое пятно, куча людей, сбросили несколько бомб и направились дальше. Спасло нас только то, что упали они за эстрадой, принявшей основной удар на себя. И всё равно: раненые, погибшие, паника. На следующий день собрали шмотки − и домой. До Москвы дня четыре добирались... 
Отец на фронте сражался, мать, операционная медсестра, дежурила в три смены. Мы с братом вдвоём. Мне всего ничего, ему почти двенадцать. Спустя год он уже трудился на оборонку. Жили в самом центре, где Яуза впадает в Москва-реку, высотки на Котельнической ещё не было. Если подняться в гору в сторону Таганки − дворец, там располагалась больница, где мама работала. Под Новый год собрали детишек, устроили ёлку. Повсюду койки с ранеными. И мы выступали. Кто во что горазд: стихи читали, пели, плясали. Бойцы с нами отдыхали, в нас видели мирную жизнь вчерашнюю и, главное, завтрашнюю. Представляете, какая важная миссия лежала на нас, ребятах. Мы были связью с домом, с Родиной. Глядя на нас, они понимали: надо подниматься на ноги, спасать страну. И с тех пор я всегда знал, выходя на сцену, главное − сделать что-то нужное людям, сказать что-то важное. Иначе зачем все это? Показать, какой ты замечательный? 
БЕЗДНА ГОРЯ И БОЛОТО НЕЧИСТИ
Александр БОБРОВ
29.12.2016
Под Рождество в интернете активизировалась вся нечисть, особенно такие тролли, как, скажем, Вера Панова якобы из Череповца с чужой приглядной фотографией и с разнузданной русофобией. Ну и наши либералы не отстают. Фейсбук просто сочится ядом. Вот что написал некто Алексей Карнаухов: «Мы тонем в нечистотах! Фото – это фейк. На самом деле Вера Панова – это прыщавый пожилой юноша, имеющий 150 аккаунтов и распространяющий русофобские материалы в Фейсбуке. За деньги».
Многие согласились: уберите, мол, просто незваных «друзей». Но на это пенящееся дерьмо слетаются россиянские либеральные мухи. Так, весь мир стал выражать соболезнование по поводу гибели артистов и журналистов после страшной вести о катастрофе ТУ-154, все нормальные люди скорбели, вспоминали, искали слова, а яблочные черви – возрадовались!
Некто Максим Болотин написал: «Хорошо, что лиза там была». Вот так – с маленькой буквы… У Болотина своя страничка, горделивая запись: «О себе. Председатель местного отделения по ЦАО города Москвы в Партия Яблоко. Работал советник в компании «ФССП России». Изучал Юриспруденция в Московская Государственная Юридическая Академия (МГЮА)». Вот какие у нас юристы и «политические деятели». Нелюди!
НАКАЗАНИЕ БЕЗ ПРЕСТУПЛЕНИЯ
Лев СТЕПАНЕНКО
12.12.2016
Спектакль «Борис Акунин. Чайка» московского театра «Школа современной пьесы» в постановке Иосифа Райхельгауза

В Омске и других городах России стартовал культурно-социальный проект «Театральная Россия». Из официальной информации можно узнать, что реализуется он фондом «Мир и гармония» при поддержке Министерства культуры РФ, Министерства образования и науки РФ, Полномочного представителя Президента РФ ЦФО, губернаторов, министерств культуры, а также представителей местных администраций в регионах.
В основе масштабного проекта «Театральная Россия» лежит идея познакомить публику российских городов с лучшими театральными постановками Москвы и Санкт-Петербурга в прямой трансляции и записи. Посредством высокоскоростного интернета и современных технологий предполагается осуществлять прямую трансляцию из знаменитых театров двух столиц на широкие экраны кинотеатров в различных городах России.
Теплеет сердце от такой заботы партии и правительства. Я поспешил на презентацию проекта, которая состоялась 11 ноября 2016 г. в одном из залов КДЦ «Вавилон». Удивило то, что в огромном здании КДЦ, с восемью кинозалами и множеством молодёжи, зал, где состоялась презентация с бесплатным показом на экране спектакля, был полупустой. Присутствовало лишь три-четыре десятка солидных людей, как оказалось, функционеров от культуры, пришедших по долгу службы. Оговорюсь сразу, что они, отсидев презентацию, потянулись по одному из зала минут через десять после начала спектакля. К концу спектакля нас осталось лишь человек десять.
С презентацией проблем не было. За столом четыре человека: чиновница из министерства культуры области, представитель киносети, менеджер проекта из Москвы Иван Феоктистов и заслуженная артистка Любовь Руденко, оптимизм которой и создал настроение присутствующим. Она пела и декламировала, зажигая присутствующих гимном о великой миссии театрального искусства. Сидящие за столом раскрывали грандиозные перспективы приобщения населения, ещё ничего не знающего о своём счастье, к древнему и спасительному искусству.
«ЧИТАЯ ЭТУ МЕРЗКУЮ КНИЖКУ»
Александр КОНДРАШОВ
11.11.2016
Худрук «Сатирикона» разоблачил врагов народа 

Выступление Константина Райкина на съезде Союза театральных деятелей наделало столько шума, вызвало такую бурную дискуссию, как будто на теле отечественного театра вскрылся огромный фурункул. Но забрызгал он не только тех, кого предполагалось. Открылось то, что зрело-перезрело в давно устоявшемся замкнутом мире. 
Якобы оскорблённые
«Сейчас я буду говорить немножко взбалмошно, потому что я с репетиции, у меня ещё вечерний спектакль, и я внутренне сучу ножками», − начал свою страстную речь Константин Райкин. «Мне довольно сложно говорить спокойно… Во-первых, сегодня 24 октября − 105 лет со дня рождения Аркадия Райкина. <…> Папа, когда понял, что я стану артистом, учил меня одной вещи, которая называется «цеховая солидарность». Для успешной карьеры артиста действительно важна корпоративная этика − не выносить сор из избы и т.д., но неужели это самое главное, чему учил великий эстрадный сатирик своего талантливого сына? 
«Меня очень тревожат <…> «наезды» на искусство и на театр в частности.
Эти совершенно беззаконные, экстремистские, наглые, агрессивные, прикрывающиеся словами о нравственности, о морали и вообще всяческими благими и высокими словами: «патриотизм», «Родина» и «высокая нравственность». Вот эти группки якобы оскорблённых людей, которые закрывают спектакли, закрывают выставки, нагло себя ведут, к которым как-то очень странно власть нейтральна − дистанцируется от них…»
А почему якобы (оскорблённых)? К.Р. не допускает, что кого-то что-то в спектаклях может возмутить или оскорбить? У К. Серебренникова, К. Богомолова и даже М. Захарова с О. Табаковым есть какой-то патент на нравственность, Родину и патриотизм, а у К.Р. − наследственное право единственно верно трактовать эти понятия? И какие их спектакли закрыли? А что касается власти, то она действительно нейтральна. Послушно финансирует эпатажные проекты, и даже когда общественность крайне возмущена, она по-прежнему остаётся нейтральной, хотя совсем игнорировать «мнение народное» не может. Или Константин Аркадьевич хочет, чтобы власть разделила с ним счастье ответственности за то, что деньги налогоплательщиков тратятся на такие спектакли, как «Все оттенки голубого», который некоторые «группки» обвинили в гей-пропаганде?
«Мне кажется, что это безобразные посягательства на свободу творчества, на запрет цензуры. А запрет цензуры – это величайшее событие векового значения в художественной, духовной жизни нашей страны… У нас это проклятие и многовековой позор нашей культуры, нашего искусства наконец был запрещён».
Ну это К.Р. круто завернул − насчёт «величайшего события векового значения»! Как будто до него русский театр веками влачил жалкое существование и только сейчас необыкновенно расцвёл. У нас больше 25 лет цензуры нет, и что? Появился кто-то приближающийся по мощи таланта к Станиславскому, творившему под гнётом царской, а потом советской цензуры?
НЕ ЗАБЫТЬ
Роман СЕНЧИН
06.10.2016
Роман Сенчин о Лидии Графовой, книге «Разнесённые ветром», и вытеснении русских из постсоветских республик

16 сентября в Центральном доме литераторов прощались с известным критиком и замечательным человеком Андреем Михайловичем Турковым. Среди тех, кто произносил слова у гроба, была и журналистка Лидия Графова, упомянувшая о рецензии Андрея Михайловича на свою книгу «Разнесенные ветром».
Вернувшись с гражданской панихиды домой, я тут же стал искать книгу Графовой в интернете.
Судя по каталогам, в московских книжных магазинах её нет. Отыскалась электронная версия (не пиратская) на сайте «Российской газеты», вернее, вёрстка книги. Издателем указано «ООО Сам Полиграфист», тираж − 300 экземпляров. Самиздат, в общем, хотя и не подпольный − в выходных данных указано: «При реализации проекта используются средства государственной поддержки, выделенные в качестве гранта в соответствии с распоряжением Президента Российской Федерации от 17.01.2014№ 11-рп и на основании конкурса, проведённого Движением „Гражданское достоинство“».
Почему я сразу после траурной церемонии засел за чтение? Дело в том, что Лидия Графова в начале 90-х была одним из очень немногих журналистов, кто писал о беженцах и «вынужденных переселенцах» (странная формулировка, которая почему-то прижилась) не наскоком, не как о чём-то, что повысит рейтинг газеты, а всерьёз, с болью, упорством, не бросая несчастных героев своих материалов.
Статьи Графовой, публиковавшиеся в то время в основном в «Литературной газете», читались по очереди, а то и вслух в нашей семье. Не только (и не столько) как образчики хорошей журналистики, а как документы, касающиеся и нас, конкретных людей.
Мы жили тогда в городе Кызыле, столице Тувинской АССР в составе РСФСР (ныне Республика Тыва), и, начиная с 1988 года ситуация там ухудшалась буквально с каждым днём: титульная национальность стала освобождать территорию от «пришлых», «оккупантов». До массовых столкновений не доходило, но поджоги домов, избиения, ножевые ранения случались постоянно.
До лета 1993 года наша семья покидать Туву не собиралась − у мамы здесь были корни (её дед и бабушка поселились в Туве, тогдашнем Урянхайском крае, ещё до того, как Российская империя приняла эту землю под протекторат в 1914-м), отец приехал в Туву в 1960-х из Красноярска, как молодой представитель творческой интеллигенции…
Когда начались конфликты на национальной почве, большинство русских (сюда относились и украинцы, армяне, евреи, коми, греки) не предавало им большого значения. Была уверенность, что вот-вот всё наладится, успокоится, и все мы снова заживём большой дружной семьёй…
ЛЕОНИД КУРАВЛЁВ: «ЗНАЧИТ, БУДЕМ ЖИТЬ»
Татьяна ЗЕМСКОВА
06.10.2016
Восьмого октября выдающемуся русскому артисту исполняется 80 лет

Его легко узнают на улице. Люди при встрече улыбаются. Леонид Куравлёв – актёр радостный. Жорж Милославский в фильме «Иван Васильевич меняет профессию», сантехник Борщов в «Афоне», Шура Балаганов в «Золотом телёнке», Хома Брут в гоголевском «Вие»… А первое признание принесла ему роль Паши Колокольникова в картине «Живёт такой парень». Фильм был снят в 1964 году режиссёром Василием Шукшиным. В последние годы Куравлёв живёт уединённо, не участвует в «звёздных тусовках», не мелькает на телеэкране, не даёт интервью. Но для телеканала «Культура» (и для «ЛГ», коей он многолетний подписчик) Леонид Вячеславович сделал исключение: согласился поговорить о Шукшине.
− Однажды я увидел человека, одетого необычно для студента – гимнастёрка, галифе, сапоги, Может быть, случайно в толпе? Не знаю. Но в памяти остался именно таким.
– Вы ведь вместе учились во ВГИКе?
– В 1960 году я окончил институт, а Шукшин снимал для диплома небольшой фильм «Из Лебяжьего сообщают». Помощница по актёрам видела меня в картине «Мичман Панин» и запомнила. Она и сказала Шукшину: «Появился интересный студент. Только что окончил». – «Что он окончил? – спросил Шукшин. «ВГИК». – «А, наш. Пригласите его, я на него посмотрю». Я приехал и узнал в Шукшине того самого необычного студента, одетого в гимнастёрку и сапоги. Хотя он уже был в костюме. Он утвердил меня на роль Сени Громова.
Это начало моей дружбы с Шукшиным, которая продолжилась фильмом «Живёт такой парень». Вот я сказал – «дружбы». Я осторожен в этом смысле, понимал, когда только он начинал снимать свои картины, что это за фигура – Василий Шукшин. Но сам Василий Макарович в одном из очерков написал, что мы друзья. Сам я бы не осмелился сказать: «Шукшин мой друг!» – когда ушёл Высоцкий, умер Шукшин, друзей сразу образовалось очень много… И вот «Живёт такой парень». Видимо, он своим талантливым взором прочитал во мне некую судьбу, некий характер, который ему пригодился в этой работе. Я там похож, характером похож…
«И ВСЕ НА НАШ РЕДУТ…»
Валентин КУРБАТОВ
19.09.2016
Как хотите, господа, а это вызов (чуть не написал по старинке «друзья-товарищи», но уже язык не поворачивается − «господа» засмеют) под огнём художественного своеволия оказывается русская культура. Бедный Пушкинский Сальери разгневался, когда слепой скрипач в трактире разыгрывал арию из «Дон Жуана»: «Мне не смешно, − говорит, − когда маляр негодный мне пачкает Мадонну Рафаэля», «мне не смешно, − ругается, − когда фигляр презренный пародией бесчестит Алигьери».
Ах, Антонио, Антонио, святое дитя! Разве это посягательство? Это только простосердечная любовь бедного слепого скрипача. А вот не угодно ли в новосибирской вердиевской «Аиде» увидеть Радамеса автоматчиком, а Аиду официанткой, а в «Геликон-опере» в «Аиде» же царя Египта, вылезающего из автомата, продающего презервативы. Какой «слепой скрипач в трактире»? Сама художественная система торопится стать трактиром. На Венецианском биеннале в русской инсталляции сажают «чучело» Льва Николаича Толстого в стеклянный куб за рабочий стол писать «Анну Каренину» и пускают в этот же куб живых кур, чтобы они гадили на Толстого.  Мужика, вишь, и простоту ему подавай. Вот и получи Лев Николаич! А «Аню Careninu Лилии Ким, представленную в своё время на Нацбест, не читали? Анна-то под поездом не погибла − так травма, на коляске ездит, но зато вырастила разбитную дочурку, которую изнасилует «поп-звезда второй величины и символ голубой тусовки» Вронский, чтобы она родила Антихриста «по заявке» одной секты, пока Левин поставляет на Запад девиц для публичных домов, а Кити сама «прирабатывает» в болгарском борделе. Все при деле.
Ну, а уж где Толстой, там и Достоевский. В Московском Ленкоме у Богомолова князь Мышкин станет педофилом Тьмышкиным, которому Настасья Филипповна пишет любовные письма кровью (после изящной паузы − «менструальной») и всё норовит остаться для князя пятилетней, сюсюкая и не выговаривая звук «р» в слове «ребёнок», которым она аттестует себя.
А Гоголь. Бедный Николай Васильевич! У Владимира Мирзоева дочка с матушкой в «Хлестакове» только успевают раздвигать ноги при появлении Ивана Александровича, А у Валерия Фокина в Александринке Иван Александрович и вовсе показывает «мастер-класс», как «это» делается у них с «душой Тряпичкиным» там, в Петербурге, со всеми подробностями, вызывая нетерпеливое матушкино желание сменить дочку. Всюду жизнь…
ПАМЯТЬ ВОЙНЫ
Михаил ЛОБАНОВ
27.06.2016
Своими воспоминаниями о войне делится писатель-фронтовик, кавалер боевых орденов Красной Звезды и Отечественной войны I степени, руководитель творческого семинара прозы, профессор Литературного института им. А.М. Горького с 50-летним стажем (1963–2014 ) Михаил Петрович ЛОБАНОВ.
Двадцать второе июня 1941 года. Тополиный пух летал над деревенской улицей, лез в окна дома, в глаза. Было жарко, я собирался идти купаться на реку, близкую от нас Пру, как вдруг по радио объявили, что скоро будет передаваться важное сообщение. И вот ровно в полдень Молотов, нарком иностранных дел, объявил, что немецко-фашистские войска напали на нашу страну. Мы стояли с моим дядей по матери Алексеем Анисимовичем, как я его называл – дядей Лёней, у двери из одной половины избы в другую и слушали. И когда выступление закончилось, мой дядя, высокий, бледный, с ходящими по скулам желваками, словно застыл на месте, не сразу придя в себя, а потом, выругавшись, быстро ушёл в свою комнату. Ему было тридцать лет, у него только что родился второй сын, и он, конечно же, хорошо представлял себе, что его ждёт. А мне, пятнадцатилетнему, стало даже как-то весело. По радио гремела бодрая музыка, лилась «Широка страна моя родная», и что-то ликующее заливало душу, обещающее скорую победу. Но пройдёт всего несколько дней, и всё изменится вокруг, и уже невозвратным раем покажется прежняя жизнь, когда всё было иным.
В 1941 году окончил я седьмой класс Екшурской средней школы на Рязанщине, а через полтора года, семнадцати с небольшим лет, был призван в армию, направлен в январе 1943 года в Благовещенск (под Уфой) в пулемётное училище. Но закончить нам его не дали. Уже в середине июля нас по команде подняли с нар и объявили об отправке на запад. Я попал на Курскую дугу, участвовал в боях стрелком первой гвардейской стрелковой роты 58-го гвардейского стрелкового полка 18-й гвардейской стрелковой дивизии 11-й гвардейской армии. 9 августа 1943 года был тяжело ранен осколком мины в боях в районе населённого пункта Воейково (под Карачевым, Брянская область). За участие в боях награждён боевыми орденами – Красной Звезды и Отечественной войны I степени.
…Вспоминаю, как мы шли ночью на передовую. Впереди небо было в трассирующем свечении, в бегущих друг за другом роящихся огненных светлячках, пунктирах, оставляющих за собой полудужия или же растягивающихся по горизонту. Казалось, что там – главное, и все вместе, с ними не страшно (ещё не знал огромного пространства от окопов даже до санбата). Все там вместе, вся армия, все делают сообща что-то налаженное, почти праздничное, – это чувствовалось по непрекращающемуся кружению (так казалось) трассирующих огней.
ЗА ПРАВДУ НАДО БОРОТЬСЯ, САМА ОНА НЕ ПОБЕДИТ
Виталий ТРЕТЬЯКОВ
27.06.2016
Как не позволить отнять у нас нашу Победу

Сегодня – 22 июня. Для советского и для русского человека ничего добавлять к этой дате не надо. А вот для современного украинца, видимо, уже надо. И добавляют…
Все привыкли к расхожей формуле: история не знает сослагательного наклонения.
Но формула эта относится лишь к реальной истории: в ней то, что случилось, то случилось, и этого не изменишь.
А вот история как наука (или «как наука») очень даже знает сослагательное наклонение. Исторические труды, исторические романы и статьи на исторические темы можно написать в любом наклонении. И, разумеется, в любом наклонении можно снимать исторические кинофильмы.
И если та трактовка истории Второй мировой войны, а для нас в первую очередь – Великой Отечественной войны, которая продолжает доминировать в западной исторической науке, в западных СМИ, в западной литературной и кинопродукции, и сторонники этой трактовки, причём весьма активные, писучие, говорливые и имеющие постоянную трибуну в наших СМИ, продолжат своё наступление, то и российские школьники через 50 лет будут считать, что нацистскую Германию разгромили США и победное знамя над рейхстагом поднял американский морской пехотинец. Ну а СССР был союзником Гитлера.
Нельзя не видеть, что именно к этому идёт дело. Тем более что в Европе полным-полно потомков тех, кто-либо прямо участвовал в гитлеровской агрессии против Советского Союза, либо был коллаборационистом. А они даже больше американцев заинтересованы в том искажении причин, хода и событий Второй мировой войны, которая обеляет преступления и предательства их предков, сотрудничество их отцов и дедов с нацистами.
Нет, историческая правда «в конце концов» сама не пробьёт себе дорогу. На её пути стоит слишком много заинтересованных профессиональных лжецов. За торжество исторической правды нужно бороться. И прежде всего – нам самим, здесь, в России.
Вот, как минимум, семь пунктов программы борьбы за историческую правду, которые должны выполнить мы в России.
ЦЕНА НАЦИИ
Людмила ЖУКОВА
25.05.2016
Среди весьма нелестных отзывов в интернете на передачи Александра Гордона «Мужское – женское» о семейных и околосемейных дрязгах-трагедиях встретился один совершенно удивительный: не просто положительный, хвалебный, но заставляющий задуматься над непривычным понятием – цена нации. Это комментарий грека Крисанта Пападопуло на передачу от 6 мая 2016 года, посвящённую героям Великой Отечественной войны: «Слава советскому народу! Слава Красной Армии! Русские, не забывайте их. Это ваша цена как нации…»

Главным сюжетом этой передачи, вызвавшей непривычную для нас мысль не о «цене победы» или «цене человеческой жизни», а о «цене нации», был рассказ о самопожертвенном подвиге лётчика 105-го авиаполка гражданской авиации гвардии лейтенанта Александра Мамкина. Его безоружный самолёт с открытыми кабинами, из которых глядели малые дети, был подбит вражеским истребителем над линией фронта. Но наш пилот продолжал упрямо тянуть Р-5 от партизан оккупированной Белоруссии к «Большой земле». С десятью ребятами Полоцкого детского дома, отбитыми партизанами у немцев, потому что фашисты намеревались качать кровь у этих измождённых сирот для своих раненых. С воспитательницей Валентиной Латко и двумя тяжелоранеными партизанами.
Какие сверхъестественные силы дали человеку с обожжёнными руками, коленями, с в плавившимися в лицо лётными очками довести самолёт до своих, посадить на лёд озера? Искры из горящей кабины уже зажигали одежду ребят, когда самый старший мальчик, Володя Шишков, смог открыть люк внизу кабины и вместе с воспитательницей вытащить раненых партизан и малышей…
Авторы передачи провели непростые поиски в России и Белоруссии, чтобы одарить нас редкой возможностью услышать о беспримерном подвиге 70-летней давности из уст очевидцев и участников той героической истории – от спасённых лётчиком людей, которые называют себя «детьми» или «внуками» Мамкина: Галины Тищенко, тогда одиннадцатилетней, и дочери Владимира Шишкова, тогда самого взрослого из ребят, пятнадцатилетнего.
И самое волнующее. Мы, зрители, впервые в истории, пожалуй, видим самого героя за каких-нибудь полчаса до свершения подвига – благодаря чуду кинодокументалистики и отваге кинооператоров (Иосифа Вейнеровича, Марии Суховой, Отилии Рейзман, Бориса Макасеева), прибывших для съёмки партизан в преддверии начала операции по освобождению Белоруссии «Багратион».
Александр Мамкин навсегда теперь живёт на этой двухминутной плёнке – в комбинезоне, в шлеме с очками-консервами надо лбом. Плечистый богатырь с доброй и даже жалостливой (сам рос с двух лет без отца) улыбкой усаживает малышей в драной одежонке в кабину, что-то говорит им, – наверное, что они скоро будут в безопасности. И обещанное выполняет ценой своей жизни.
«ЖИВУ И ЗАЩИЩАЮ ТО, ЧТО ЛЮБЛЮ»
Виктор ЛИХОНОСОВ, Лидия СЫЧЁВА
01.05.2016
Виктору Лихоносову – 80!

Честно говоря, не верится: для меня он так и остался молодым человеком из повести «Элегия». Помните? «Поезд прибыл в Вышний Волочёк; отложив «Русский вестник», учитель вышел на перрон. Красновато светился вечер. На маленькой станции было тихо, чисто, свежо». Совсем другой ритм жизни, воплощённый в слове. Как тут не воскликнуть: какое счастье, что у нас есть Лихоносов!

Для всех почитателей творчества выдающегося русского прозаика – наш задушевный разговор.

– Виктор Иванович, вы всю жизнь провели в провинции. Не жалеете?

– После крушения страны всё кажется утратой, но если в прежнее время я о переезде в столицу ещё бы поразмышлял, посоветовался с родными, друзьями, то нынче отказался бы в один миг.
В Москву стремились на время. За неделю набирались впечатлений на большой срок. А ездили-то в году несколько раз. Появлялись любимые уголки, знакомились с писателями, художниками, артистами. Москва счищала с тебя мох, выравнивала трезвостью, удивляла смелостью в разговорах. Хотя в обиходе среди интеллигенции почаще, чем в глуши, пользовались цинизмом, т.н. «разумным эгоизмом».
В глубинке больше возможностей созерцать, не торопиться, жить «по-деревенски». В Москве всё далеко, кругом тесно и шумно, не пишется даже в блокнот. Но зато, повторяю, встречи и неожиданные открытия! А в провинции мне достались тоскливость и частенько… дождливая скука.

– С кем свела столица?
– Если бы не опороченный «сталинский Союз писателей», не съезды и пленумы, я никогда бы не пообщался и не подружился с Юрием Казаковым, Фёдором Абрамовым, Василием Беловым, Валентином Распутиным, Николаем Рубцовым, Евгением Носовым, Борисом Можаевым, Виктором Астафьевым и другими. Я, бывший учитель, помимо чтения приобщался к высокой литературе и беседами, теснотой идейного круга, живыми примерами служения правде, народу, родной истории. Теперь я сижу один.
БУДЕМ ЖИТЬ!
Анатолий ЕХАЛОВ
01.05.2016
На вологодских просёлках: заметки писателя

На святом источнике

Вечером 19 января в моей квартире раздался телефонный звонок. Незнакомый голос предлагал встретить Крещение на святом источнике Параскевы Пятницы в Сямженском районе. Мне сказали, что машина сопровождения – серая «вольво» – будет ждать меня под фонарём на центральной площади села. И я поехал, хотя на дворе уже начиналась ночь.
Через полтора часа я был в Сямже, серая «вольво» помигала мне фарами и сорвалась в ночь. Я помчался в снежной круговерти вслед за красными огнями иномарки по совершенно пустынному просёлку. По сторонам был то заснеженный лес, то мрачные поля, зарастающие кустарником, изредка попадали деревеньки с наглухо заколоченными окнами, без следов человеческой деятельности. И вновь пустынные леса, обезлюдевшие деревеньки…
Было такое ощущение, что жизнь навсегда оставила эти края.
Но вот через какое-то время проводники свернули на почти непромятый просёлок, показалась наполовину поваленная изгородь, тёмные дома…
Какой-то человек на обочине, в фуфайке и валенках, остановил меня взмахом руки, сел в машину и под его руководством мы стали спускаться по заснеженной дороге куда-то вниз. Спуск был так долог, что мне показалось: мы спускаемся в преисподнюю. Мы вышли из машины в кромешной темноте. Было невероятно тихо. Я услышал хруст: это лошадь хрустела сеном. Невидимый возница сказал, что привёз баб, и что они сидят сейчас в часовне, дожидаясь полуночи.
Я нащупал стены часовни, по стене добрался до двери. В часовне горела свеча, и несколько женщин смиренно сидели на скамье, держа в руках тарки по святую воду. Было без пяти минут двенадцать. И я с печалью подумал, что когда-то давно сюда шли массы народа, чтобы причаститься крещенской водой Параскевы Пятницы. А на сегодня здесь только я, эти бабы да мои незнакомые проводники...
1 ... 2 ... 3 ... 4 ... 5 ... 6 ... 7 ... 8 ... 9 ... 10 ... 11 ... 12 ... 13 ... 14 ... 15 ... 16 ... 17 ... 18 ... 19 ... 20 ... 21 ... 22 ... 23 ... 24 ... 25 ... 26 ... 27 ... 28 ... 29 ... 30 ... 31 ... 32 ... 33