Советуем прочитать  
МАТЬ-СЫРА ЗЕМЛЯ… МАТУШКА
Сергей КИРИЛЛОВ
13.04.2016
Когда же это началось?.. Когда в моей мальчишеской голове появилось осознание, что земля – это не безжизненное нечто чёрного цвета, способное лишь пачкать штаны, за непомерную грязь на которых то и дело попадает от родителей? Что земля – мать всего живого и сущего, начиная от мелкой былинки или букашки и заканчивая огромными деревьями, множеством зверей и птиц и, конечно же, людей. Когда впервые появилось понимание этой непреложной истины?
Может быть в шестидесятом? Том самом, когда я – десятилетний ещё малец – помогая отцу копать картошку, набирал этой самой картошки с одного куста столько, что она еле помещалась в ведре! Огромные розовые «рюхи», как их все называли в деревне за их величину, выглядели как невиданные поросята, спрятавшиеся в земле, и невольно возникало желание их разыскать. Это была какая-то всепоглощающая игра, а не просто уборка урожая! Игра, потому что, увлёкшись ею, я не замечал ничего. Ни усталости, ни желания поесть, ни величины ещё неубранных грядок… Всё Моё существо охватил азарт! Ни с чем не сравнимый азарт, который возникает только во время захватывающей игры, пусть даже её конечная цель – убранные грядки. Игры, потому что процесс уборки поглощал в себя всецело. Потому что снова и снова хотелось вывернуть новый куст и, раскрыв от изумления рот при виде огромных картошин, наполнять ими очередное ведро. Сколько кустов – столько и вёдер! И в голове отчётливо осело: всё это богатство не свалилось нам на голову. Его РОДИЛА земля! Та самая – чёрная и пачкающая штаны!
…А может, это началось в 62-м, когда я – семиклассник – был отпущен домой из школы, расположенной за 15 км от родной деревни, на всю неделю для того, чтобы помочь совхозу в уборке опять-таки той же картошки? И когда уже не было никакой игры, а была просто изнуряющая каждодневная, с утра до вечера, подборка клубней, выброшенных из земли тракторной копалкой, а сама земля была похожа больше на что-то деревянное и безжизненное. Потому что её топтали! Потому что её швыряли безжалостные лопатки бездушного механизма, и она совсем не походила на чью-то мать.
Но какое же чудо открывалось мне потом! Потом, когда заканчивалась эта выматывающая до дрожи в ногах работа. Удивительная стояла в тот год погода! Прекрасные, чуть ли не летние дни, а саМоё главное – вечера! И не вечера даже, а некое предвечерье. Когда уже позади трудовой день, когда ты уже можешь идти домой за три километра, и в этом неспешном переходе неожиданно замечаешь: как же прекрасен мир! Как же она замечательна – мать-земля, породившая его и всё в нём!!! И мычание бредущих с пастбища сытых коров, и блеяние бессчётных овец, и птичье щебетание в кустах, и радостные крики детворы по дворам домов. Множество криков, ибо множество и домов! Больше двух тысяч только колхозников насчитывалось в деревне по официальным данным! Меньше трёх детей не было почти что ни в одном доме.
ТРАВА МОЛОДАЯ
Вячеслав ЛЮТЫЙ
22.03.2016
Русская почва в поэзии Светланы Сырневой

Почва
Говоря о почве в поэзии, стоит для начала уяснить, что, собственно, имеется в виду. Речь идёт о приметах исторических, бытовых и психологических – это самые общие обозначения сторон интересующего нас предмета. Подобные знаки и черты окрашены родовым чувством художника, каким бы оно ни было: национальным, ментальным, наконец, просто семейным. Маленькие предпочтения, едва уловимая теплота в голосе, сострадание и жалость к памяти. Или к тому, что уже становится памятью, прямо на глазах... Но скажем определённей, аналитически сухо: это интонация, выбор предметов, нравственная оценка и принцип одухотворения.
И если мы именно таким образом углубимся в толщу поэтической ткани, то нам станет ясно, почему одна творческая фигура истинно русская, а другая – только советская, тогда как третья – отчётливо клановая. И пусть характеристики, которые мы затем соединим с именами поэтов, кажутся, на первый взгляд, вполне внешними, поверхностными. На деле же каждая из них обладает своей последовательной логикой и, что очень важно, собственным пространством существования, в котором – и строго вычерченная топография, и отобранная топонимика, и не редактируемый путеводитель по всем достопримечательностям, жизненно необходимым этому творцу. Так, Высоцкий окажется выразителем вненациональной советской почвы, Окуджава – корпоративно-интеллигентской, а, скажем, Твардовский – певец, в первую очередь, почвы русской, советской – уже потом, как бы в качестве хроникального уточнения.
Понятие национальной почвы, как самое широкое, в состоянии вобрать в себя все иные укоренения: и замкнуто-интеллигентские, и семейные, и сугубо ментальные – что реально и происходит в последние годы, кажется, со всем советским. Однако не всякое советское может раствориться в русском. Очень часто наше национальное начало исподволь сопротивляется и не впускает в свои пределы того или иного «чужака». С течением времени подобная несоединимость становится вполне наглядной.
РЕЧНЫЕ ПИСАТЕЛИ: ВИКТОР АСТАФЬЕВ И ВАЛЕНТИН РАСПУТИН
Михаил ТАРКОВСКИЙ
07.02.2016
Так случилось, что в двадцатом веке именно эти писатели взяли на себя ношу великой русской литературы и, поразив своими книгами самых щепетильных читателей, стали настоящими классиками. Литература наша, всегда жившая подлинным, исконным, отторгая город с его элитарностью и западными веяниями, обманула цивилизацию и проложила себе основное русло через Сибирь – край, где русское ещё сохранилось нетронутыми очагами, как местами оставался соболь после убийственного перепромысла в начале двадцатого века.
Сто раз говорено, что город, пусть самый красивый и значимый, – человечье детище и наследует все человечьи грехи. В отличие от него природа – творение Божие, именно поэтому такая мощь и исходит от неё, и, питая художника, она заставляет соответствовать, равняться, а иногда и выстраивать заново. Эта нечеловечья мощь ярче всего проявляется в сибирских реках, не только могучих на вид, но и важнейших по сути, поскольку от них напрямую зависит жизнь в этих суровых краях: это реки-дороги, реки-кормилицы, реки-учителя... И чтобы до конца понять двух русских писателей Астафьева и Распутина, надо хорошенько представлять, что такое для Сибири реки Енисей и Ангара.
Итак, главный фарватер русской литературы прошёл именно по этим великим водным жилам, за каждую из которых будто отвечал свой писатель: за Ангару – Распутин, за Енисей – Астафьев. Страшное географическое противоречие современной России – смещение Центра к Западу, тогда как самые непостижимые и глядящие в будущее территории расположены от него далеко к востоку. Однако для таких людей, как Астафьев и Распутин, центр жизни там, где живут они сами, а главное – где живут их герои. Герои Астафьева, его необыкновенно личностной автобиографической прозы крепчайшими жилами привязаны к «Батюшке-Анисею». И мощь эта человечья, да и литературная, происходит именно от этой непостижимой реки.
До сих пор идут споры, что считать Енисеем: сам Енисей от Кызыл-Хэма или Енисей с Ангарой, вытекающей из Байкала и впадающей в Енисей вблизи Енисейска, удивительного города-музея, бывшей столицы Енисейской губернии.
Судьбы Енисея и Ангары и схожи, и различны. По этим рекам шло освоение Сибири с запада, по ним исконно лепились станы, расположенные друг от друга на расстоянии, удобном для смены коней, и именно на этих берегах, прижатых тайгой к воде, и жила-развивалась русская жизнь со своими радостями и горестями.
РУССКІЙ МІРЪ ДМИТРИЯ БЕЛЮКИНА
Валерий ПАНОВ
03.02.2016
Размышления после разговора с народным художником России

Многие ценители искусства в конце прошлого года беспокоились, что в связи со сменой руководства РЖД может закрыться Картинная галерея народного художника России Дмитрия Белюкина на Казанском вокзале. К счастью, новое руководство компании приняло решение сохранить этот островок высокой духовности и культуры, ставший уже давно не узковедомственным железнодорожным объектом, а заметным явлением российского искусства.
Только за последние два месяца в Галерее, которая находится в Царской башне вокзала, прошло две замечательные выставки: «Учителя и ученики» (совместно с Российской академией художеств) и «Современные иконописцы России» (вместе с Валаамским Спасо-Преображенским монастырем и гильдией «Храмоздатели»).
…На выставку «Учителя и ученики» пришли маститые художники, с титулами и званиями, авторитетные искусствоведы, знатоки живописи. Много было и молодёжи. Согласно неписанному правилу, подобные мероприятия открываются торжественными речами. Мне, как и многим другим, наверное, не очень нравится такой официоз, но, к удивлению, его здесь и не было.
Люди выступали по делу. Причем все – с думами о будущем. Не о своём. А – об идущих на смену поколениях. По большому счёту, разговор шёл о России, её днях нынешних и грядущих...
ВОЛОГОДСКИЕ МУЖИКИ
Анатолий ЕХАЛОВ
21.01.2016
Как поживает русская глубинка: заметки писателя

Барин приехал
– Скажите, а где у вас Барин живёт? – спросили мы прохожую в деревне Куракино.
– Витька Барин? Да вон, дом двухэтажный.
Деревней Куракино заканчивается Вологодская область. Далее дороги, можно сказать, нет. Леса да клюквенные болота на десятки километров.
Семья Мишенцевых приехала в эти уже опустевшие края лет двадцать назад. Продали квартиру в Новосибирске. А на вырученные деньги купили они муфельные печи да полуразрушенную школу в Кирилловском районе Вологодской области, занялись в брошенной ферме возрождением гончарного промысла, привлекая к работе остатки местного населения. С тех пор и закрепилось за Виктором Мишенцевым новое имя Барин.
Как сегодня живёт современный барин в вологодской глубинке?
– У меня, как на корабле, всё по минутам расписано: двадцать минут на скотину. Засекай!
Накормил бычков, овец, стадо гусей, подоил коз, поглядел на время: уложился. Побежал растоплять печь, чтобы зажарить рождественского гуся. Нина тем временем строчила на швейной машинке: нужны были шторы для их деревенского ресторана и гостиницы на двадцать пять мест.
За эти годы в многоукладном хозяйстве Мишенцевых гончарный промысел занял главенствующее место и принёс деревне Куракино всероссийскую славу. У Мишенцевых есть уже несколько собственных магазинов. За куракинскими изразцами москвичи в очередь стоят.
Уже мастеров с десяток различных народных промыслов поселилось в округе. В окрестных деревнях теперь ни одного пустующего дома.
Уже в городе Кириллове мы спросили первую встречную женщину:
– Вы знаете Барина?
– Я у него работаю! У него уже человек пятьдесят работает.
– Нравится работа?
– Обижаться не приходится. Мы Нину Георгиевну уважаем, а Барина любим...
ГЕОРГИЙ СВИРИДОВ: ЗАРИСОВКИ ПО ПАМЯТИ
Татьяна ХОЛОДИЛОВА
28.12.2015
В 2015 году Россия отметила 100-летие со дня рождения Георгия Свиридова

Страна Христа

«Россия – страна простора, страна песни, страна минора, страна Христа». Так ещё в 60-е годы говорил Свиридов в кругу своих, самых близких, да ещё на страницах дневника. Россия – одно из немногих мест, где жизнь жительствует ещё, – утверждал композитор. – Но свет земли нашей сознательно помрачается с помощью валюты и низких душ, ну и наших слабостей тоже.
Почти полстолетия спустя Василий Сергеевич Белоненко (а мы расположились в одной из комнат свиридовской квартиры в Москве, что на Большой Грузинской) вспоминает те далекие годы:
– В нашей семье все очень радовались его приездам. Слушать Свиридова было захватывающе интересно, потому что любил шутить, знал, как тогда казалось, про всё на свете, умел рассказывать как никто другой.
Василий Сергеевич приходится племянником композитору, его мать Тамара Васильевна – родная сестра Георгия Васильевича. Василий был младшим в семье, поэтому, наверно, дядя всегда ласково подшучивал над ним, называя не иначе как Васютой. А сам Вася Белоненко с детства гордился своим знаменитым родственником.
Василий Сергеевич рассказывает неторопливо и весьма обстоятельно, стараясь начертать картину, максимально достоверную и полную:
– Одно из самых ранних моих музыкальных воспоминаний: как только появлялась новая пластинка, семья собиралась в большой комнате, все садились и в полной тишине прослушивали новую вещь. А надо сказать, что семья у нас была музыкальная. Наша бабушка (мама Георгия Васильевича) в молодости – жили они тогда в Курске – пела на клиросе. Её называли курским соловьём. Мама (сестра Георгия Васильевича) работала музыкальным воспитателем в детском саду. Очень любил петь и отец (он строил подводные лодки). Старший брат имел абсолютный слух. Учился сначала в музыкальной школе, а затем в консерватории. Впоследствии стал музыковедом. Только я никаким особым даром в этой области не отличался. Музыку, слава Богу, слышал. Хорошую – слушал с огромным трепетом и волнением. Но частью биографии она так и не стала – стал историком.
По свидетельству Василия Сергеевича Белоненко, о тяжелом вспоминали крайне редко. Между тем старшему поколению достался не один фунт лиха. Когда Георгию было четыре года, его отца Василия Сергеевича Свиридова – он был почтовым служащим уездного Фатежа Курской губернии – белые, войдя в город, убили. Как это тогда случалось, без суда и следствия. До младших в семье докатились слухи, что зарубили его саблей. Гражданская война отличалась скорыми расправами и жесточайшим кровопролитием.
Елизавета Ивановна Свиридова утрату переживала тяжело – тем более, что вскоре на свет появилась дочка, даже во сне не видевшая отца.
НЕ СОВПАЛИ МАСШТАБЫ
Александр КОНДРАШОВ
14.12.2015
Вопросы, возникшие после первых серий «главной премьеры года», превратились в проблемы

Все хорошие, благодарные слова, обращённые к создателям сериала, сказаны. Плохих, особенно, в социальных сетях, было больше. Совсем не хочется присоединяться к хору обидчиков урсуляковского «Тихого Дона». Но всё же некоторые замечания по существу.
Воробей не сможет сыграть коршуна, утка – Царевну Лебедь, болонка – овчарку. Это я про выбор актёров на главные роли. Есть непреложные законы актёрского амплуа. Почему на роль Григория выбран именно Евгений Ткачук? Ранее он хорошо играл характерные роли: неврастеника-студента Шатова в «Бесах» Владимира Хотиненко и бандита Мишку-Япончика в сериале про Одессу революционной поры.
Но где Япончик и где Григорий Мелехов? Маленький, вертлявый шибздик с ножом за пазухой и вдруг – богатырь казацкого эпоса? В сериале не удалось скрыть ни малого роста актёра, ни тем более тонкого голоса, который при повышении становился вдобавок противным, ни общей субтильности. И не заместишь их ничем. Ни актёрским старанием, ни режиссёрскими ухищрениями. Поверить, что в такого мелкого, пытающегося прыгнуть выше себя казачка, влюблены лучшие женщины Дона, можно, только если очень захотеть. Правда, женщины здесь тоже «на любителя».
Элина Быстрицкая, сдержанно отозвавшаяся о сериале, отметила, что казацкую жизнь режиссёр знает не так хорошо, как, судя по «Ликвидации», знает и любит одесскую.
А надо бы знать. И любить. Без любви ничего не получается.
Потому, полагаю, после демонстрации первых серий значительная часть аудитории ушла. Изрядно раздосадованной. Многие вспоминали фильм Сергея Герасимова. И исполнителя главной роли Петра Глебова. Его слегка приподнятую бровь, которая женщин и супротивников приводила в оторопь. В фильме Сергея Аполлинарьевича каждая мизансцена, каждый кадр были так продуманы и проработаны, что и вопросов никаких не возникало.
Зрители также вспоминали Олега Борисова в товстоноговском спектакле – он внешне совсем не был богатырём, но обладал такой мужской харизмой и темпераментом, которые отшвыривали прочь все сомнения в правильности выбора актёра на главную роль. В спектакле БДТ были казацкие стать, удаль, достоинство, гордость. Масштаб. Мощь личности Григория Мелехова. И красота его души.
СВЯТЫЕ В ВАТНИКАХ
Андрей ЯНИЦКИЙ
30.11.2015
Подвиг Зои Космодемьянской

Начнём от обратного. А именно – вам приходила мысль, почему для того, чтобы дискредитировать человека или страну, событие или достижение, критики выбирают совершено противоречащие и взаимоисключающие факты. Если проследить целенаправленность критики – её, такую вроде несвязную, противоречивую, но последовательную, можно увидеть в отношении разных персон и в разных странах. Могут ругать одновременно как святых, так и тех, кто этих святых не признавал, как героев Отечественных войн и советского труда, так и тех, кто сейчас поддерживает новый капитализм и критичен в отношении сталинского режима. Они ругают как самого Сталина, так и тех, кто ругает Сталина за то, что он был тираном, революционером, уничтожившим царскую Россию, и… тут же ругают Царскую Россию и поливают грязью Романовых.
Тенденция такова, что критиков повально не устраивает, например, и царская Россия – «страна рабов», и СССР – «страна рабов», и Россия путинская – опять «страна рабов».
Конечно, можно запутаться, но не спешите. Такой аврал критики действительно направлен на эмоциональное впечатление, чтобы в вести в стопор непонимания. Но, если всё-таки идти в рассуждениях от обратного (как я и предлагаю), – вывод очевиден. Неприятие и критика совершенно разных фактов и личностей в истории отдельного государства имеет в сознании критикующих что-то настолько общее, чему они могут даже не отдавать отчёта. Так что же это за «бозон Хиггса» такой, который объединяет в коллективной травле и ненависти одних и в коллективной защите противоречивых фактов других? Разберёмся.

Иеротопия
Для примера давайте вспомним наших священников-ветеранов. Ко дню Победы многие из них с гордостью надевают на простые подрясники свои ордена и медали. В любом случае эта эклектика – священник в орденах с советской символикой – повод для нападок: мол, какие ж они священники – эти «московиты»? Если путают грешное с праведным. Ведь если они приняли Христа – как могут носить эти звёзды советской эпохи, по многим трактовкам знаменующие собой противоположность самому Кресту? Действительно, что это за люди такие? Да никакие не особо особенные. А обычные – вставшие как тогда, так и после Победы, на защиту святости.
«БЫДЛ-КЛАСС» ВМЕСТО УДАРНИКОВ
Арсений ЗАМОСТЬЯНОВ
16.11.2015
В драматический период середины и конца 80-¬х, когда рушилась не только Берлинская стена, но и экономика СССР, и советская идеология с её культурными скрепами, стал прорисовываться новый образ страны. Её история – история России и СССР – представлялась чередой позорных поражений, катастроф, тирании, а покаянная риторика убеждала: это страна¬неудачник, поэтому лучше отгородиться от всего и жить для себя. С помощью разного рода манипуляций в общественное сознание стал внедряться культ индивидуализма.
С тех пор как будто и климат поменялся, рассеялся суицидальный дух 90-х. И даже вышел президентский указ о создании детско-юношеской организации «Российское движение школьников», которую многие называют «новой пионерией». Но столичные снобы ёрничают (традиция такая – говорить о красной державе свысока).
Какая память о прошлом поможет нам в будущем? Этот вопрос стоит на опасном перекрёстке. Каждый день – столкновения! Стратегические разногласия таковы: одни считают «точкой сборки» Соловецкий камень, другие – Вечный огонь Победы и старт Гагарина. Разные системы ценностей. Для кого-то важнее – созидание, строительство, объективность, для кого-то – самобичевание и покаяние. В идеале обе стратегии – из лучших побуждений. Да и в нашем обиходе давно уживаются «Марш энтузиастов» и «Владимирский централ». И всё-таки, когда вытесняешь Победу, неминуемо начинаешь служить культу поражения.
А идеологию нужно строить не на жалобных стенаниях, не на манифестации мученичества. Вспомним: к чему привёл форсированный перестроечный антисталинизм? Всего, за что проклинали Сталина (насколько обоснованно – другой вопрос), стало больше, и прежде всего – ожесточения.
Перед каждым государством стоит задача – находить и укреплять нити, объединяющие нас. Конечно, дело не в том, чтобы всех выстроить в боевые шеренги. Но многие прежде великие народы порабощены Голливудом, их историческая память стёрта, тогда как патриотическое воспитание есть укрепление культурного суверенитета.
Советская система воспитывала веру в человека и в прогресс – и как раз от этой «скрепы» современная Россия отвернулась. «Человек – это звучит гордо» – и, значит, нужно совершенствоваться самому и преображать мир вокруг себя. Ведь «мы не рабы». Одним из ключевых идеологов стал для нашего ХХ века Максим Горький – ныне едва ли не изгой. Первый знаковый образ советской цивилизации – Прометей. Герой всего человечества к тому же. Но не менее важным для всех был и другой образ – почвенник и патриот Илья Муромец.
И тут эпоха предложила обществу две «прививки». Первую – в 30-е годы, когда в наш обиход вернулась русская героика. Суворов, Кутузов, Багратион, Нахимов, Ушаков, позолоченная царская опера – всё это вошло в советские святцы и стало достоянием миллионов. Ещё сильнее впечатляли «советские чудеса»: каждый год пресса широко сообщала о каком-нибудь новом рекорде. Стратостаты, самолёты, подводники, полярники… Первые Герои Советского Союза – лётчики, спасшие челюскинцев. А трудовые рекорды Стаханова? Впервые в истории человек с отбойным молотком в забое стал всенародным героем! И это важный и ныне забытый фланг патриотического воспитания – героика мирного труда.
ВЕЧНЫЙ ХАМ
Лев ПИРОГОВ
26.10.2015
Героиню свежего скандала трудно заподозрить в простодушном неведении относительно того, что творит, на что она руку поднимала. Литературовед Мариэтта Чудакова, заявившая на встрече с челябинскими любителями изящного слова, что скульптуру «Родина-мать» на Мамаевом кургане лучше снести и что она верит: когда-нибудь так и будет, не является блаженной эстеткой не от мира сего, хотя мотивация подобного кощунства, по ее же словам, – чисто эстетическая.
А именно: «Нахлобученная на курган, она (скульптура) господствует над огромным пространством и лишает тех, кто идёт к кургану, возможности сосредоточения. Подавляя естественные личные чувства, эта фигура инопланетного масштаба навязывает людям, появляющимся в радиусе её воздействия, общее для всех возбужденное изумление перед масштабом содеянного: ишь ты! вот это да! Перед нами – чистая величина. Без мысли, без эмоций, почти физически угнетающая».
Поразившись и даже отчасти подавившись глубиной аргументации, я невольно вспомнил роман японского писателя-самурая Юкио Мисимы «Золотой храм», где излагается история, весьма схожая с мариэттомаровниной. Неподвластный времени древний храм в городе Киото настолько подавлял «естественные личные чувства» некоего монаха, что тот обложил его соломкой и поджёг. Чтобы освободиться.
О «Родине-матери» с её «лишающим возможности сосредоточения» гигантским мечом следует сказать словами поэта, обращенными к морю: «Это множество воды/ Очень дух смущает мой./ Лучше б выросли сады/ Там, где слышен моря вой». Вспомним, что мы испытываем, когда видим перед собой гладь, голубеющую от горизонта до горизонта. Чистая величина, не правда ли? Без мысли (море не умеет думать – не то что литературовед какой), без эмоций (откуда взяться эмоциям у горизонтальной поверхности), почти физически угнетающая – если попытаться измерить его мысленно своими гребками, вдохами, чаяньями, нуждами и заботами. Не правда ли, из этого со всей очевидностью следует, что море надо засыпать? Верю, что когда-нибудь так и случится. Море – дрянь, море – тоталитаризм. То ли дело горы! «Вот Неизвестный, – говоря словами Мариэтты Омаровны. – Что ни сделает, всё к месту. А Вучетича – верю, что когда-нибудь снесут».
Кстати, о Неизвестном. Вспомнил я тут его скульптуру «Снятие с Креста». Мёртвое тело – тяжёлое, Ученики, кряхтя, перевернули его вниз головой… Набедренная повязка соскользнула, и над головами Учеников болтается… прошу прощения, как это по-древнерусски? Уд?..
Разглядывая то, чему я постеснялся выбрать название, и соотнося это с образом Христа, внутренне решаешь задачу отмены подавляющих личность масштабов евангельского мифа, задачу его очеловечивания и снятия с постамента. Вот только следует ли её решать? И надо ли уменьшать масштаб того явления, которым была грандиозная и бесконечно равнодушная к «естественным чувствам» всякого отдельного человека Война? Мариэтта Чудакова считает, что да, надо. Почему?
КТО НЕМЫТЫЙ?
Владимир БУШИН
16.10.2015
Письмо президенту об одном захребетнике

Уважаемый Владимир Владимирович, в своих публичных выступлениях Вы неоднократно цитировали стихи Лермонтова. Видимо, Михаил Юрьевич Ваш любимый поэт. Если так, то, надеюсь, Вам и другим почитателям великого поэта будет не только интересно, но и отрадно узнать то, что я хочу Вам поведать.
8 октября на встрече с педагогами, коснувшись темы патриотизма, Вы сказали, что тут, мол, не всё так просто. И уже не в первый раз привели пример: вот Лермонтов написал ё в 1841 году стихотворение «Прощай, немытая Россия», но в этом же году поехал на Кавказ воевать за эту «немытую». Ну, во-первых, а как он мог не поехать? Он же офицер, принимал присягу. Это Вам не какой-нибудь Собчак или Марк Захаров, которые, вступая в партию коммунистов, клялся в верности ей, а при первом шорохе один сбежал аж во Францию, а другой на глазах всей страны сжёг свой партбилет. Лермонтова послали и он, поручик Тенгинского полка, обязан был ехать, не говоря уж о том, что в этот пехотный полк, действовавший на особо опасных участках, определил его сам царь.
Но я хочу Вас спросить: неужели Вы никогда не задумывались, как это так – русский человек, офицер, поэт, написавший такие прекрасные стихи о родине, вдруг плюнул ей в лицо: немытая!.. Вы долгие годы работали в Германии, знаете немецкий язык и могли в подлиннике читать Гейне, одно из стихотворений которого начинается так: «Ade, мein schones Vaterland!..»”. Вы подумайте, немецкий поэт, но еврей называет свою родину прекрасной, а тут русский офицер…                                       
Вспомните его «Бородино», написанное к 25-й годовщине великой битвы.
Уж мы пойдём ломить стеною,
Уж постоим мы головою
За родину свою!..

И умереть мы обещали,
И клятву верности сдержали
Мы в Бородинский бой…

А стихотворение «Родина» было написано как раз в помянутом Вами 1841году.
С отрадой многим незнакомой
Я вижу полное гумно,
Избу, покрытую соломой,
С резными ставнями окно;
                                    
И в праздник, вечером росистым,
Смотреть до полночи готов
На пляску с гиканьем и свистом
Под говор пьяных мужичков.
И эти мужички – немытые? Ха! Да они сегодня хоть и пьяные, но наверняка вчера перед праздником парились в бане, неведомой цивилизованному Западу.
Не знаю, как Вам, Владимир Владимирович, а мне довелось и жить в избе, крытой соломой, и видеть такие пляски, и с благоговением слушать говор пьяных мужичков. Да и был я среди таких мужичков, что умели постоять головою за родину свою.
«НЕУДОБНАЯ» ВЕРСИЯ
Леонид ПРОШКИН
07.10.2015
3–4 октября 1993 года, в России произошла маленькая двухдневная гражданская война: по официальным данным 123 убитых, 384 раненых. За эту кровавую бойню никто не понёс ни уголовной, ни политической ответственности. И ту и другую сторону примирила февральская амнистия. И та и другая сторона с облегчением вздохнули, когда Генеральная прокуратура вынуждена была закрыть уголовное дело № 18/123669-93. Более того, каждый из организаторов октябрьских событий выпустил по «мемуару», в котором с лёгкостью переложил ответственность за убийства на своих политических оппонентов. Более того, в общественном мнении утвердились устойчивые легенды и мифы о несметном количестве «штурмовиков», прорывавшихся в Останкино, о «первом выстреле», о героической обороне телевидения спецназовцами из подразделения «Витязь», о героическом штурме Белого дома и т. д.
Амнистия, похоронившая уголовное дело № 18/123669-93, устраивала всех потому, что «вопреки воле руководства следователи Генеральной прокуратуры расследовали действия не только сторонников Верховного Совета, но и правительственных сил, во многом повинных в сложившейся ситуации и в тяжких последствиях происшедшего».
Перед вами статья бывшего руководителя следственной группы Леонида Прошкина. В отличие от «удобных» версий политиков написана она на основе материалов уголовного дела.
Хотелось бы только напомнить, что за последние годы уровень подготовки военных стал ещё ниже. Так что на этот раз, целясь в парламент, танкисты совершенно случайно могут «врезать» по Кремлю.
КОМУ НУЖНА «СВОБОДНАЯ» ТАТАРИЯ?
Егор ХОЛМОГОРОВ
23.09.2015
Очередной Казанский фестиваль мусульманского кино закончился громким скандалом. Приз за полнометражный документальный фильм неожиданно был вручён за рассказ о коллаборационистском легионе вермахта «Идель-Урал», составленном из военнопленных – представителей народов Поволжья. Сразу отмечу, что «Война непрощенных» Дениса Красильникова снималась под патронатом президента Татарстана, при поддержке полномочного представительства в Москве, и даже первый глава республики Минтимер Шаймиев произносит в картине небольшую речь.
Наживкой служит история, хорошо известная и в Татарстане, и по всей России. Немцы, нарушив пакт о ненападении и вторгнувшись в СССР, рассчитывали блицкригом вызвать падение «колосса на глиняных ногах», запустить процесс распада Советского Союза по национальным границам, стимулировать мощное сепаратистское движение на Кавказе, в Поволжье, на Украине, даже в Средней Азии. Вермахту всюду требовались свои «бандеры». Татарам Поволжья отводилось в этой схеме особое место, поскольку раскол по Волге гарантированно уничтожал Россию. Была изобретена концепция «Идель-Урала», якобы ищущего «восстановления уничтоженной русским империализмом суверенной государственности» под рукой великой Германии. Попавших в плен военнослужащих татар и башкир склоняли к вступлению в легион изменников.
Однако немецкая затея повернулась неожиданно. В легионе сразу возникло мощное подполье во главе с поэтом Мусой Джалилем. Первый же сформированный батальон поднял восстание в Витебске в феврале 1943-го и в полном составе перешёл с оружием на сторону белорусских партизан. Легионеры «Идель-Урала» чаще многих других коллаборационистских частей пользовались любой возможностью, чтобы вернуться на нашу сторону фронта. Сепаратистская затея полностью провалилась.
Казалось бы, есть прекрасный повод снять фильм о том, что единство народов Российской Федерации не может быть расколото никакими чуждыми происками, что враждебность татар российской государственности – ложь немецких, а потом и западных пропагандистов. Но содержание фильма прямо противоположное. По сути, он старается внедрить ту самую сепаратистскую идеологию, которую нацисты закладывали в основу этого легиона…
КАК УБИВАЮТ ДЕРЕВНЮ
Николай ОЛЬКОВ
26.08.2015
Мне выпало счастье родиться в селе Афонькино, расположенном на песчаных буграх у подножия безымянной горы, бывшей крутым берегом древней могучей реки, съёжившейся до нынешнего тихого и безводного Ишима. В селе после Великой Отечественной войны были два колхоза, объединившиеся позднее и избравшие председателем фронтовика Григория Андреевича Андреева. С его приходом народ повеселел, стали хлеб на трудодни получать, прибыль стала оседать на банковском счёте.
Изучая архивные материалы колхоза имени Ленина, я невольно сравнивал Андреева с его коллегой Егором Трубниковым из фильма «Председатель». Такая же хватка, сообразительность, предприимчивость. Андреев запускает ветряную мельницу, обслуживает своих колхозников и соседей. Разбивает яблоневый сад, в густом лесу находит песчаники, распахивает бахчу и выращивает арбузы, которые в 1956 году демонстрировались на ВДНХ СССР, а колхоз получил в награду библиотеку художественной литературы в тысячу томов. Распахивают целину за старицей Сухарюшка и выращивают овощи. Яблоками, арбузами, картофелем и овощами всю осень торгуют в Петропавловске. В колхозе много овец, председатель находит мастеров и открывает пимокатню. От заказчиков нет отбоя. В колхозный устав вносятся изменения, позволяющие колхозникам иметь огород до гектара, коров до трёх, соответственно, шлейф молодняка, а это ещё шесть голов, к тому же до 25 овец и неограниченное количество птицы и кроликов. Андреев закупает локомобили с собственным ходом, они приводят в действие новую пилораму, мельницу, шпалорезку, кирпичное производство.
Достаток позволяет вести не только хозяйственное строительство, но и улучшать условия жизни на селе. Запускается первая в районе электростанция, первый в районе водопровод, он и сейчас работает. В 1954 году колхоз первым в районе стал миллионером, причём половину дохода принесли вспомогательные производства. Крестьяне с помощью колхоза стали строить дома, появились первые мотоциклы и автомобили. Но – Андреев в 1955 году сразу после выполнения плана хлебопоставок выдал колхозникам авансом по два килограмма пшеницы на трудодень. Новость быстро облетела район, во многих колхозах народ возмущался, почему в Афонькино дали хлеб, а нам – нет. Райком партии признал действия Андреева «антигосударственной практикой в деле выполнения планов хлебопоставок», объявили строгий выговор и на собрании на должность не рекомендовали.
«РУССКИЕ НЕ СДАЮТСЯ!». ОБОРОНА КРЕПОСТИ ОСОВЕЦ
Кирилл МЯМЛИН
07.08.2015
С самого начала Великой Европейской войны целый ряд крепостей был взят немцами в самый короткий срок. Это создало впечатление невозможности длительного сопротивления крепостей при наличии могущественной осадной артиллерии, коей располагали немцы
Там, где миру конец,
Стоит крепость Осовец,
Там страшнейшие болота,
Немцам лезть в них неохота.
Из песни защитников крепости

Добровольный отказ от стороны некоторых крепостей и быстрое падение других, нередко вслед за короткой бомбардировкой, даже без предварительного обложения их, утвердило многих во мнении о бесполезности крепостей. В конечном итоге, в течение войны только две крепости по длительности обороны выполнили своё назначение: Верден на западе и Осовец на востоке. Первая удержалась до конца войны, вторая была полностью эвакуирована и уничтожена спустя 6½ месяцев после начала боёв под крепостью по соображениям оперативного характера, причём тогда, когда сила сопротивляемости ее значительно возросла вследствие работ, произведенных в крепости. Но Верден, по той массе войск, которые принимали участие в борьбе сверх состава гарнизона, по характеру борьбы, вылившейся в ряде встречных столкновений на фронте, на котором крепость составляла лишь небольшой участок и вследствие применения обороняющимся мощной тяжёлой артиллерии не являет собой примера для составления заключения об обороноспособности собственно самой крепости и её роли и значении в общем ходе операций на направлении Верден ‒ Париж.
Между тем Осовец, представлявший собой крепость 3-го клacca, незаконченной постройки, боролся самостоятельно, протягивая фронт обороны в обе стороны вёрст на 20 ‒ 25.
Правда, состав гарнизона его менялся, но численность его всегда уступала противнику, равно как и снабжение, техническими средствами борьбы, причём самым крупным калибром артиллерии были 6-дюймовые пушки; в то время как противник располагал артиллерией до 16½ дюймового калибра включительно и теми же техническими средствами борьбы, кои применялись им и при осаде других первоклассных крепостей на нашем и на западном фронте.
1 ... 2 ... 3 ... 4 ... 5 ... 6 ... 7 ... 8 ... 9 ... 10 ... 11 ... 12 ... 13 ... 14 ... 15 ... 16 ... 17 ... 18 ... 19 ... 20 ... 21 ... 22 ... 23 ... 24 ... 25 ... 26 ... 27 ... 28 ... 29 ... 30 ... 31 ... 32 ... 33