Песни | Русские народные хоры  
Хор имени М.Е. Пятницкого
Хор имени Пятницкого – один из старейших в России. Он был основан в 1911 году выдающимся собирателем русского народного творчества Митрофаном Ефимовичем Пятницким, который впервые ввёл русскую крестьянскую песню в сферу высокого искусства и прославил её на весь мир. Основа репертуара – песни и танцы разных областей России, которые не только поются, но и «играются» исполнителями. В его творческой лаборатории ведется кропотливая работа по отбору ярких образцов народного творчества, наиболее созвучных современным тенденциям.
«…нам есть, что Вам сказать…»
Сортировать:
по популярности
1. Восемнадцать лет  Мария Рязанцева и Алёна Логвинова (хор им. Е.Пятницкого),
2. «И кто его знает?»  Солистки: Александра Прокошина, Валентина Клоднина. Музыка – В. Захаров, слова – М. Исаковский
3. «Любовь как лодочка»  Валентин Левашов, стихи Анатолия Сафронова. Песня 71
4. «…нам есть, что Вам сказать…»   
5. «Восемнадцать лет»  Мария Рязанцева и Алёна Логвинова. Концерт памяти Людмилы Георгиевны Зыкиной. Дворец на Яузе, Москва. 28.02.2012 г.
История создания хора
Ещё в 1902 году Пятницкий приступил к созданию ансамбля народной песни. В 1910 году Митрофан Ефимович Пятницкий создал хор из народных певцов Воронежской, Смоленской и Рязанской губерний. 2 марта 1911 года хор впервые выступил в зале Дворянского собрания Москвы.
Зал был полон. Медленно раздвинулся занавес, и перед удивлёнными зрителями предстала обыкновенная деревенская изба, вдоль бревенчатых стен которой стояли грубо сколоченные лавки. Русская печка, чугунки, кочерга, ухваты, люлька, прялка, сундук с приданым... На сцену вышли восемнадцать крестьян.
Концерт прошёл под оглушительные овации зрителей. Это было чем-то совершенно новым, объединившим в себе народную песню и театрализованное представление. Тот первый концерт хора показал красоту русской народной песни и открыл дорогу на концертные подмостки  её исполнителям – простым русским крестьянам.   
 

                                                                                        
«Ни в чём так ярко не выразилась жизнь и весь уклад русского народа, как в песне. В ней он изливал свою грусть безысходную, и радость, и веселье. Говорил с природой, воспевал цветок весенний, степи беспредельные, море синее и горы крутые. Душа русского человека вся отражена в песне, как в зеркале. Поэтому я и пригласил певцов-крестьян в Москву, чтобы показать русскую песню в подлинном неиспорченном исполнении», – говорил Митрофан Ефимович.


Песни в хоре пели нигде и никогда не учившиеся музыке простые русские крестьяне. Они приезжали в город только на время выступления. Хор пел, как это было принято в деревнях, проникновенно и бесхитростно. 
«Крестьяне-певцы выступают в подлинных костюмах своих губерний и при соответствующих декорациях.
Первое отделение изображало “Вечер за околицей”.
Второе отделение называлось “Праздничный день после обедни” и состояло сплошь из духовных стихов.
Третье отделение представляло из себя свадебный обряд в избе Воронежской губернии, песни венчальные и обрядовые» – писала газета «Московский листок».
Известный композитор А.Д. Кастальский, поражённый необычным выступлением хора, написал: «Эти никому неведомые Николаи Ивановичи, Аринушки, Прасковьи Фёдоровны зачастую так владеют своим искусством в его целом (мелодия, гармония, контрапункт, музыкальная экспрессия), что нам трудно понять, как, занимаясь этим искусством между делом, можно так артистично его передавать слушателям, притом в совершенно необычной для исполнителей обстановке.
Крестьянские концерты, устроенные М.Е. Пятницким, представляли в этом отношении высокий музыкальный интерес для нашей публики, давая возможность непосредственно слышать подлинные образцы музыкального исполнения, с его характерными тембрами голосов, своеобразным музыкальным орнаментом, дающие впечатление особой свежести и новизны даже для наших, привыкших ко всему ушей…».
«Не стану отмечать выдающиеся отдельные песни. Почти все они интересны, если не по музыке, то по исполнению, словам или обрядам... Несколько песен спето было с сопровождением жалейки и малороссийской “лиры” (“рыле” – обычный инструмент слепцов в Малороссии). Из хороводных песен особенно интересна “На горе-то калина”, где повесть вольной любви изображена в лицах с поистине стихийной простотой.
Наиболее цельное впечатление производит картина свадьбы (3-е отделение). На улице слышно пение девушек, невеста причитает, входит жених с родными, его встречают песней, ведут к нему невесту, сваха угощает всех с новыми шутками и т.д. Кончается дело, конечно, плясовыми песнями: тут и бойкий напев, и синкопирующие залихватские вскрикивания подголосков, и всевозможные ритмы притоптываний, и жалейка, и хлопанье в ладоши, и водоворот пляски, – всё сливается в одно живое, кипучее целое – “дым коромыслом”; больше всего захватывает это и публику, и под конец самих исполнителей, даже стариков» – музыкальный критик Ю. Энгель.
Концерты хора проводились без предварительных спевок.  «В том-то и вся прелесть народной песни, что певцы исполняют её, “как умеют”. Я делаю им только два указания: потише и погромче. Я их только об одном прошу: пойте, как у себя на завалинке и в хороводе поёте», – рассказывал о своём хоре Пятницкий.
Среди поклонников хора были такие знаменитые русские деятели культуры как Шаляпин, Рахманинов, Бунин, Танеев. Певцы называли себя «певческой артелью». Они пели для столичной публики и после концерта вновь разъезжались по своим деревням.  


Митрофан Ефимович Пятницкий:   «Народная песня – эта художественная летопись народной жизни, к глубокому сожалению вымирает с каждым днём… Деревня начинает забывать свои прекрасные песни… Народная песня исчезает, и её надо спасать».

Пятницкий Митрофан Ефимович
Митрофан Пятницкий появился на свет в 1864 году в селе Александровка Воронежской губернии, в многодетной семье дьячка Ефима Петровича Пятницкого. Жили бедно. Мать разводила гусей и кур, сёстры помогали ей по хозяйству. Братьям же была предназначена одна дорога – в семинарию.
Отец Митрофана был одним из лучших певчих в церкви, и мальчик больше всего на свете любил слушать духовные песнопения. Он часами без устали простаивал в маленьком деревенском храме, прогретом свечами, пропитанном сладким запахом ладана. Казалось, Митрофан всей душой предаётся молитве. Никто из сыновей дьячка не хотел идти в семинарию, и лишь за одного Митрофана родители были спокойны: сам Господь направил его на верный путь!
Господь действительно направил Митрофана на особый путь, но это не был путь церковного служения.
После приходской школы Митрофан поступил в духовное училище при воронежской семинарии. Кончилось его обучение печально. Митрофан Пятницкий тайком купил на рынке сборник народных песен и разучивал их вечерами. На него донесли. Он уехал домой. Летом 1876 года у двенадцатилетнего Митрофана случился нервный срыв, сопровождавшийся припадком и лихорадкой, которую в те времена называли «мозговой горячкой».
После выздоровления в духовное училище не вернулся, выучился на слесаря, ушёл на заработки в город, потом устроился писарем в контрольной палате в Воронеже, а затем, изучив бухгалтерское дело, поступил экономом… в то же духовное училище, куда он так боялся снова попасть.
Митрофан мечтал петь в опере. Он начал учиться, ставил голос. И преуспел в учёбе настолько, что весной 1896 года ему удалось добиться практически невозможного: его прослушали в консерватории и согласились принять на учёбу. И это, невзирая на возраст и отсутствие должной подготовительной школы! Правда, было одно условие: Пятницкий должен был поступить на должность эконома в новом корпусе консерватории, причём на весьма невыгодных условиях проживания и оплаты. Но Митрофан был готов на всё, лишь бы стать певцом. Занятия должны были начаться осенью. Окрылённый мечтами о будущем, он приехал на лето в Воронеж…
Но там из-за неразделённой любви у него развивается болезнь, он попадает в Москву в больницу для душевнобольных. Шаляпин, горячо ему сочувствовавший, часто навещал его в больнице. Они вместе гуляли по парку, беседовали, и Фёдор Иванович всё больше проникался к нему сочувствием. Именно Шаляпин дал Митрофану Ефимовичу самый важный совет в его жизни: оставить вокал и заняться лучше тем, к чему наиболее лежит его душа, – собиранием русских песен.
В конце концов, это можно делать и профессионально! И Фёдор Иванович Шаляпин привёл Пятницкого на заседание музыкально-этнографической комиссии при университетском Обществе естествознания, антропологии и этнографии. Очень скоро Пятницкий здесь освоился, а с 1903 года и вовсе стал действительным членом комиссии.
Начался его творческий путь – Митрофан Ефимович ездил по деревням, собирал песни. В 1904 году он издал за свой счёт тоненькую книжечку «12 песен Воронежской губернии Бобровского уезда». Эта книжка принесла ему известность. Пятницкого всё чаще приглашали не только на благотворительные вечера, но и на занятия со студентами по фольклору. Вскоре он уже смог купить себе фонограф, чтобы записывать народные песни. Его вторая книга – «Жемчужины старинной песни Великой Руси» – пользовалась уже просто-таки невероятной популярностью. Записывал он и себя самого, и мы можем сейчас слышать голос Пятницкого – у него был приятный мягкий баритон.
В 1910 году Пятницкий встретил свою «музу» – семидесятилетнюю крестьянку Аринушку Колобаеву, обладавшую великолепным голосом и знавшую огромное количество песен. Аринушка выступала с двумя своими дочерьми и внучкой Матрёной. Постепенно набрались и другие певцы, и в феврале 1911 года состоялись два первых концерта крестьянских певцов под руководством Митрофана Ефимовича Пятницкого. Выступали на Малой сцене Дворянского собрания. Успех пришёл сразу.
В 1914 году хор пережил катастрофу – умерла Аринушка Колобаева. Не успели оплакать смерть солистки, началась война. Многих хористов забрали в действующую армию.
Однако Пятницкий не сдавался. Он старался «перетягивать» уцелевших хористов в Москву, устраивал их на работу, а вечерами репетировал. Его хороший друг, скульптор Сергей Конёнков, вспоминал: «Будучи человеком мягким, добрым и ласковым, он всегда ровно общался со своими хористами, вникал в мелочи их жизни и часто водил их на оперные спектакли Большого театра».
Двадцать четыре года он проработал в одной из московских больниц, одновременно беря уроки пения. Затем – также параллельно с работой – стал выступать на концертах, исполняя народные песни.
В 1919 году он снова взялся за формирование хора, объединил вокруг себя исполнителей и знатоков народных песен, переселившихся в Москву из отдалённых сёл и деревень.
Кого только не было в возрождённом хоре Пятницкого! Работницы и рабочие, дворники и сторожа – певцы-самородки, не имевшие музыкального образования, но обладавшие отличным слухом, вокальными данными и музыкальной памятью. Репетировали на квартире Пятницкого, многим он совершенно бесплатно давал уроки вокала. Ему даже удалось выбить «бронь» от призыва в Красную Армию для некоторых самых талантливых хористов.
С 1921 по 1925 годы Пятницкий преподаёт пение в Третьей судии МХАТ (ныне театр имени Е.Б. Вахтангова).
Скончался Митрофан Ефимович Пятницкий в 1927 году, похоронен на Новодевичьем кладбище. Перед смертью передал хор своему племяннику, фольклористу Петру Михайловичу Казьмину, наставляя его:

«Не пойте в ресторанах; крепко держите знамя подлинной народной песни. А если хор перейдёт работать в ресторан, то не связывайте с этим хором моё имя».

Хор официально получил имя Пятницкого. В ресторанах не выступал. Его ждала иная судьба.
Формирование нового облика хора
«Дивны и чудны русские песни душевные мелодии, глубокие мысли в тексте. Право, не знаешь подчас, кому отдать предпочтение: гению ли композитора или поэта? Рядили они веками родную песню, как невесту к венцу, чтобы она, желанная, увидела свет Божий» – взволнованно писал создатель хора Митрофан Ефимович Пятницкий.
Шло время. Десятки певческих коллективов стали историей. Многие великие певцы были вынуждены уехать в эмиграцию. Возможно, такая же судьба была уготована и хору Пятницкого, если бы не случай. Однажды, это было в 1918 году, хор пригласили выступать для уезжавших на фронт бойцов Красной Армии. Отказаться было категорически невозможно. Так вышло, что тот концерт услышал сам Ленин. Он был настолько растроган пением простых неграмотных крестьян, что распорядился «оказать талантливым самородкам всяческую поддержку». Сразу после этого хор был окончательно переведён в Москву. Для репетиций и проживания артистов выделили довольно большой особняк на Божаниновке.
После смерти Митрофана Ефимовича Пятницкого хор получил его имя. Одновременно начал формироваться новый облик хора, который к концу 30-х годов стал эталоном для советских профессиональных и самодеятельных народных хоров.
В 1929 году вокруг хора имени Пятницкого развернулась полемика о том, нужен ли он современной России. «Нам не нужен хор с песнями кулацкой деревни. Новой деревне – новые песни». В газетах писали, что хор, который поёт песни старой деревни, отжил своё и стране необходимы новые песни. Вынужденным ответом на это явилось создание новым руководителем хора Владимиром Григорьевичем Захаровым песен о коллективизации «Прокати нас, Петруша, на тракторе», электрификации «Вдоль деревни от избы и до избы». Это конечно не были народные песни, но каждой эпохе свои художественные произведения, и благодаря высочайшему творческому мастерству исполнителей эти номера принимали «на ура». Вместе с ними вокальные произведения, созданные в фольклорном духе «И кто его знает», «Ой туманы мои, растуманы», стали народным достоянием и песнями, которые пел весь советский народ.
С 1938 года хор имени Пятницкого разделился на две группы – танцевальную и оркестровую. В течение более 60 лет танцевальную группу возглавляла её основатель народная артистка СССР Татьяна Устинова. Оркестровую группу основал и возглавил народный артист РСФСР Вячеслав Хватов. Хор имени Пятницкого превратился в коллектив высочайшего уровня, без которого не обходились государственные мероприятия.
В годы Великой Отечественной войны коллектив хора, как и многие другие советские артисты, выступал со своими концертами на передовой, не прекращая концертной деятельности ни на один день. Его песня «Ой, туманы мои» стала гимном партизанского движения (слова Михаила Исаковского, музыка Владимира Захарова). 9 мая 1945 года в числе немногих коллективов хор пел в Москве на Красной площади перед победителями фашизма. Сохранились документальные кадры, снятые на Красной площади, где видно, как, приветствуя хор, в воздух летят пилотки, бескозырки и фуражки. Хор имени  Пятницкого стал одним из ярких народных символом Советской державы. Его гастроли видели зрители более чем сорока стран мира.
Костюмы участников хора менялись в разные периоды. Были и явные перегибы «деревенского быта» – так в начале 50-х годов артистки красовались на сцене в модных платьях того времени и с шестимесячной завивкой на головах, а танцоры щеголяли в двубортных пиджаках и брюках клёш. Позже были и огромные кокошники и даже платья со стразами.
С 1962 года коллектив возглавил известный композитор и народный артист России Валентин Левашов. С 1989 года по настоящее время коллектив возглавляет народная артистка России Александра Пермякова. Она вернула хор к народным истокам, к тому, что пропагандировал в своём творчестве основатель хора – Митрофан Ефимович Пятницкий. И случилось чудо – костюмы хора времён Пятницкого – простые русские сарафаны, кофты, скромные платки возвратили коллектив хора из матрёшечного, разукрашенного стразово-бархатно-парчового псевдонародного коллектива в современный крестьянский хор Митрофана Пятницкого.
Он стал вновь исполнять подлинно русские народные песни и танцы разных областей нашей родины, как: «Кадриль преленских ямщиков», «Касимовская пляска», «Саратовская карачанка».
Сегодня все достоинства народного хора имени М.Е. Пятницкого раскрывает его яркая и насыщенная программа, в которую входят песни, танцы, частушки и духовное пение

В настоящее время выступления хора имени Пятницкого не часто можно увидеть на экране телевизора. «Формат» российских телеканалов заполонила попса, а руководители страны подпевают заезжим зарубежным звёздам. Но, несмотря на это, юбилейный концерт хора имени Пятницкого в Государственном Кремлёвском дворце, где помещается почти 6,5 тысяч зрителей, был переполнен. Хотя средний возраст артистов хора всего 19 лет, среди них насчитывается 47 лауреатов региональных и всероссийских конкурсов вокалистов, представляющих 30 регионов России.
Руководитель хора народная артистка России Александра Пермякова: «…Нынешний состав русского народного хора имени М.Е. Пятницкого формировался в начале 90-х годов. Сейчас об этом уже можно говорить откровенно: к началу того десятилетия хора Пятницкого практически не существовало. Участники разбежались по совместным предприятиям, центрам досуга и тому подобное… И был брошен клич по всей России... Сейчас в коллективе – представители 30 регионов страны. Это лучшие певческие силы нашей страны.
Сегодняшние концерты хора проходит в режиме нон-стопа. У меня спрашивают – что это за форма? И почему пришли к этому? Ничего на самом деле мы не придумывали.Если ознакомиться с первыми программами 1911–1912 годов крестьянского хора Пятницкого, то видим то же, что мы сейчас делаем. С великой радостью констатирую, что за последние годы интерес к русской народной песне, танцу, музыке растёт и растёт. Если в 90-х годах на концерте хора имени Пятницкого в Москве на сцене было больше народа, чем в зале, то сейчас всё совершенно иначе. Звёзды эстрады не собирают полный Кремлёвский дворец – мы собрали. Сейчас я с полной ответственностью говорю, что коллектив – народный. Потому что основа репертуара – подлинные народные песни разных областей России. За сохранность этого архива я несу ответственность перед народом».


Давно, на заре истории этого замечательного коллектива, слушая первые выступления крестьян под руководством М. Пятницкого, русский писатель И. Бунин писал: «Это хорошо, как розовые зори, как широкая степь, как зелёный лес. Так хорошо... Так хорошо…»

Награды
В 1961 году хор имени Пятницкого награждён орденом Трудового Красного Знамени. 
В 1968 году хору присвоено звание «Академический».
В 1986 году хор  награждён орденом Дружбы народов.
В 2001 году коллективу заложена именная звезда на «Аллее звёзд» в городе Москве.
В 2007 году хор  награждён  медалью Правительства РФ «Патриот России».      
В 2008 году хор имени Пятницкого становится лауреатом премии «Национальное достояние страны».
Контакты
Адрес: 125009, г. Москва,  ул. Тверская, 31
Телефон: 8 (495) 650–99–70, 8 (495) 699–69–25
Факс: 8 (495) 699–05–49
E-mail: pyatnitsky@mail.ru