|
Воронежский народный хор имени К.И. Массалитинова
В суровые военные дни 1943 года на базе лучших воронежских хоров был создан Воронежский русский народный хор. Участники хора, с детства владеющие народной манерой пения, быстро образовали слаженный коллектив. Репертуар его составили свадебные, хоровые, шуточные, протяжные песни и частушки. Родившись в прифронтовой полосе, хор с первых дней оказался тесно связанным с тяжёлым солдатским трудом на войне. Артисты неоднократно выезжали в боевые части с концертами. Первый большой концерт хор дал в 1943 году на первомайском празднике в освобождённом от гитлеровцев Воронеже.
«Колхозные напевы»
Частушки. Исполняет Мария Мордасова
1.
«Колхозные напевы»
Частушки. Исполняет Мария Мордасова
2.
«Летят утки»
Русская народная песня
3.
«Ёлочки-сосёночки»
4.
«Степь да степь кругом»
5.
Праздничный концерт
Концерт в зале им Чайковского к 70-летию коллектива. 2013 г.
6.
Русские народные песни и частушки
Запись 1953-54 г.
7.
«Акулинка»
Ежегодный фестиваль-марафон «Песни России». 17 ноября 2011 г.
8.
...
Фестиваль «Территория мира». 2013 г.
9.
«Двадцатая весна»
Солисты Раиса Помельникова и Татьяна Власова
10.
«Вот кто-то с горочки спускается», «Атаман», «Запрягай-ка батька лошадь», «Люблю я казаченьку»
11.
Русские наигрыши
Оркестр Воронежского хора. Исполняет Александр Канищев. Запись 1989 г.
12.
Фотографии. Слайд шоу
История создания хора
Воронежский край славится своим своеобразием. Степные и лесные ландшафты, уникальные лесные боры, живописные речные долины. Особую прелесть среднерусской природе придают немноговодные реки – Дон, Воронеж, Битюг, Хопёр и их притоки. Серебряные ленты рек то петляют среди высокотравных заливных лугов, то скрываются в густых зарослях из дуба, ветлы, тополя. Богата история этого края, его культура.
На Воронежской земле издавна бытует подлинно русская песенная традиция, передаваемая из поколения в поколение. Государственный академический Воронежский русский народный хор является визитной карточкой Воронежского края. Яркая и самобытная программа хора знакомит зрителей с подлинными жемчужинами народного творчества. Воронежский хор своим творчеством стремится поддержать и развить интерес к историческому прошлому и культурным традициям родного края. Именно на воронежской земле хоровое народное пение переродилось в форму профессионального исполнительства. В начале прошлого столетия М.Е. Пятницкий собрал из крестьян Воронежской губернии первый народный хоровой коллектив, и русские песни зазвучали в концертных залах столицы. Воронежский хор стал достойным продолжателем этих традиций. В годы войны многие организации, в том числе и Дом народного творчества с группой певцов-энтузиастов, эвакуировались в посёлок Анна Воронежской области. В это суровое время было принято решение создать единый хор русской народной песни Воронежской области. Директором хора была назначена Г.Б. Рогинская, художественным руководителем – композитор К.И. Массалитинов. Свой первый концерт хор дал уже 23 февраля 1943 года в районном Доме культуры. В Анне тогда располагался штаб Воронежского фронта, и первыми слушателями коллектива стали бойцы-красноармейцы и жители прифронтовых сёл. В июне 1943 года хор начал выезжать в боевые части генералов Руссиянова, Селиванова, Голикова, Ерёменко, Белова. В 1944 году на личные сбережения артистов хора был построен танк «Русская песня», который в боевом марше гвардейской части прошёл от Дона до Дуная. Константин Ираклиевич Массали́тинов – советский российский композитор, хоровой дирижёр, фольклорист. Народный артист СССР. Лауреат Сталинской премии. Один из организаторов и художественный руководитель Воронежского русского народного хора.
Константин Массалитинов – потомок известной купеческой семьи, родился в Воронеже в 1905 году. Его детские и юношеские годы прошли здесь, на берегу реки в Акатовом предместье. Уютный уголок старого города полюбился композитору, став его самым любимым районом Воронежа.
Услышанные в детстве народные песни так запали в душу Массалитинова, что он посвятил им всю свою жизнь. В 1929 году окончил Воронежский музыкальный техникум по классам фортепиано и хорового дирижирования. В 1930–1941 годах работал методистом в Домах народного творчества в Ленинграде и Воронеже, руководил самодеятельными хорами. С 1941 года – капельмейстер сводного оркестра 303-й стрелковой дивизии. В самый разгар войны, в конце 1942 года, из лучших вокалистов колхозных ансамблей был создан Воронежский русский народный хор. Художественным руководителем назначили К.И. Массалитинова. Домик Ивановых располагался на отшибе, неподалёку от железнодорожной станции посёлка Анна. Тут уже улицы как таковой и не было (ныне это улица Транспортная, дом № 11). Хатка так себе – как и большинство довоенных построек: глиной мазанная, с маломерными оконцами, крытая соломой. Зима с сорок второго на сорок третий год лютовала неимоверно. Морозы под тридцать, снега наметёт столько, что и дверь не откроешь. Позднее создатель и художественный руководитель Воронежского хора Константин Ираклиевич Массалитинов рассказывал: «Расположились мы возле станции, у Анны Ивановны Ивановой. Муж её на фронте… Я, директор хора Рогинская, баянист Яков Топорков, балалаечник Пётр Стариков, певица Мария Мордасова стали проживать кто на кухне, кто в комнате у доброй хозяйки…» – «Да это ж всё происходило в нашем доме, на моих глазах, – рассказывала Ольга Васильевна Иванова. – Константин Ираклиевич в эвакуации в Борисоглебске встретился с Петром Стариковым, которого он ещё до войны знал как завзятого музыканта-профессионала. Вот они и приехали зимой сорок второго в Анну, чтобы организовывать Воронежский хор». Артистов можно было часто увидеть на передовой – своими песнями они поднимали боевой дух красноармейцев. Лучшей оценкой хоровой бригады стали безыскусные, но очень тёплые слова благодарности от фронтовиков, которые сохранились в воронежских архивах. Первый большой концерт хора состоялся на центральной площади разрушенного и сожжённого Воронежа вскоре после его освобождения от врагов – в мае 1943 года. C тех пор слава коллектива быстро разнеслась по всей стране. Он стал один из самых любимых хоров в народе. Воронежским русским народным хором Массалитинов руководил до 1964 года. А через два года создал ещё один знаменитый коллектив – «Воронежские девчата». Ансамбль хорошо известен среди любителей русской народной песни. В филармонии регулярно проводятся его концерты. Константин Ираклиевич был активным собирателем русских народных песен. Продолжив дело М. Е. Пятницкого, Массалитинов ездил по селам и записывал их. Более 500 песен спасено им от полного забвения. Константин Массалитинов умер в 1979 году. Похоронен в Воронеже на Коминтерновском кладбище. На доме № 16 по улице Комиссаржевской, где жил музыкант, установлена мемориальная доска. С 2008 года Воронежский народный хор носит имя К.И. Массалитинова. В 1981 году северный участок набережной Будённого в Воронеже получил название набережной Массалитинова. В Воронеже проводится фестиваль народных хоров и вокальных ансамблей имени Массалитинова Мария Николаевна Мордасова – народная артистка СССР, Герой Социалистического Труда. Исполнительница русских песен и частушек. Руководила частушечной группой Воронежского хора
Мордасова родилась 14 февраля 1915 года в маленькой деревне Мазовке на Тамбовщине в многодетной семье Яркиных. Мать, Прасковья Прокофьевна, была лучшая в округе песенница. Её приглашали на сельские торжества и праздники. Песенный дар у юной Маруси стал развиваться с малых лет. Она подражала своей матери, но в какой-то момент вместе с пением пускалась в пляс и дробью подчёркивала смысл песни и частушки. Сельчане от восторга даже плакали и не отпускали её, бывало, до утра. Маруся стала петь в школьном хоре, затем в сельском клубе. По её собственному признанию, «вся семья певучая была, считай от шестого колена, когда я выходила замуж, то всё моё приданое состояло из материнских песен. Работала дояркой, бригадиром свекловодческой бригады, участвовала в художественной самодеятельности. Поначалу не было даже приличных туфель, так и выступала на сцене в лаптях».
В 1938 году приняла участие в смотре художественной самодеятельности в Тамбове. Жюри высоко оценило дарование певицы. Переехала в Воронеж, работала на швейной фабрике «1 Мая», но с песней не расставалась. Произведения, которые исполняла Мордасова, были подлинным украшением репертуара. Её мастерство получило самую высокую оценку. У Мордасовой был от природы сильный голос, красивый тембр. Она прекрасно исполняла лирические народные песни, но славу снискала в первую очередь как исполнительница частушек, которые сумела вывести на новый уровень. «И тут нас срочно вызывают в Воронеж, – вспоминала Мария Николаевна. – Оказывается, нам предстояла поездка на фронт, к бойцам танковой дивизии под командованием генерал-майора И.Н.Руссиянова». Поездка намечалась дальняя. Полтора дня на грузовиках добирались они до места расположения дивизии. Встретил их сам генерал Руссиянов. Мордасова рассказала: «Познакомились мы с бойцами танковой дивизии генерал-майора И.Н.Руссиянова на железнодорожной станции. Поезд наш попал под бомбёжку. Стервятники летят… Бомбы падают. За время дороги хлеб, который мы с собой взяли, у нас весь заплесневел. На станцию добрались испуганные, голодные. Воины устроили нам обед. Такой обед устроили – вам рассказать невозможно! Вырыли нам сиденье в земле, перед каждым – травяные столики. Только мы сели – и вдруг появляется генерал Руссиянов. Подошёл, поцеловал Королькову, меня и цветы подарил. Я частушки исполнила:
На концертах Мария Мордасова всегда выступала только под аккомпанемент
своего мужа Ивана Руденко. Иван и Мария жили очень дружно. Жили они
скромно, в обычной двухкомнатной квартире. В их доме было всегда так
тепло и уютно. (По воспоминаниям бывшего администратора М. Мордасовой А.
Куркова).
Мария Николаевна не только сама исполняла частушки, но и собирала их по всей России. За свою жизнь она накопила большое и бесценное богатство – более пяти тысяч народных песен и частушек. Часть из них записала в родных местах: в Нижней Мазовке, Малиновке, Горелом, Татанове и, конечно же, в Черняном. Всё собранное было издано в семи сборниках песен («Тамбовские песни», «Гармонь моя, гармоночики» и другие). «Я с детства среди песен, как в саду. А петь для меня было так же естественно, как дышать. Мир казался заполненным музыкой: в лес войдёшь – и услышишь, как рождается утро, как просыпаются и шепчутся деревья, как перекликаются пернатые певцы… С песней и всякую работу делала: девчонкой помогала дома по хозяйству, ходила с мамой в поле, на сенокос, высаживала молодые ёлочки на лесном кордоне, где мы жили». Собирательница, исполнительница многих песен, частушек и припевок (свыше 300) награждена орденом Ленина (1987), орденом Трудового Красного Знамени, орденом «Знак Почёта», медалями. Скончалась 25 сентября 1997 года. Похоронена в Воронеже на Коминтерновском кладбище. «Главная заслуга Мордасовой, на мой взгляд, – пишет Л. Зыкина, которая близко дружила с певицей Воронежского хора, – состоит в том, что она не просто сделала народную частушку достоянием профессионального искусства, а показала её многообразную красоту и жизненную силу….» 24 мая 2005 года в Воронеже состоялось торжественное открытие «Музея-квартиры М.Н. Мордасовой». В экспозиции показан творческий и жизненный путь певицы. Выставлены предметы быта, произведения искусства, концертные костюмы, письма, фотографии, документы, записи песен и частушек, музыкальные инструменты. Государственный академический Воронежский русский народный хор является визитной карточкой Воронежского края, пропагандируя бережно сохранённые и обновлённые уникальные традиции южнорусской песенной и танцевальной культуры
Хор известен особой манерой пения, характерным звучанием низких женских голосов, насыщенных мягким бархатным тембром. На сцене вокальные номера органично сочетаются с вокально-хореографическими и танцевальными постановками.
В первые годы существования хора в основу его репертуара легли произведения крестьянского фольклора Воронежской губернии. И поныне хор поёт старинные и современные авторские произведения о земле, о хлебе. Богатство неповторимого многоголосного звучания раскрывают произведения, исполняемые а капелла русские народные песни, духовные стихи, светские песнопения. Поёт хор украинские, белорусские народные песни, бытующие на территории Воронежской области, произведения казачьего фольклора и многое другое. Успех хора объясняется не только красочностью и слаженностью звучания хоровой группы и мастерством танцоров. Огромную лепту вносит в него и оркестр народных инструментов. Музыкальную основу репертуара составляют народные мелодии – хороводные, плясовые, игровые песни. В оркестре с успехом используются уникальные народные инструменты: колесная лира, жалейки, брелка, рожок и другие. Кроме старинных песен в нынешней программе обращает внимание стремление хора сочетать пение с пляской, со сценическим действием обрядного характера. Большое место в репертуаре хора занимает частушка, которая из-за своей лаконичности, доходчивости, простоты и злободневности пользуется широкой популярностью. Из богатейшего репертуара формируются тематические блоки программы о народных праздниках, о современных торжественных датах, исторических событиях (например о Петре, о Великой Отечественной войне). Ежегодно хор выпускает новые композиции. Подготовлены две большие концертные программы «Белый день», лейтмотивом которой послужили народные гулянья Центрального Черноземья, и программа хоровой музыки «Русь православная», объединившая духовные стихи, обработки русских народных песен, записанных М.Е. Пятницким и его последователями на территории Воронежской губернии, а также эпические произведения композиторов уроженцев земли Воронежской Константина Массалитинова, Николая Тростянского и других, посвящённые Великой Руси. Выход программы можно смело назвать событием в культурной жизни, так как хор впервые в своей творческой практике соединил в одном концерте 16 сложных произведений, исполняемых а капелла, чего ещё не делал ни один народный хор. Кроме старинных песен в нынешней программе обращает на себя внимание стремление хора сочетать пение с пляской, со сценическим действием обрядной формы. Это композиции «Былина об Илье Муромце», свадебный хоровод «У голубя золотая голова», «Калинка» (постановка М. Чернышева), «Чтой-то звон», «На печи сижу», «Весенние игры» (постановка Ю. Копытина). Большинство песен носит игровой характер, коллектив танцевальной группы много работает над сценографией. Танцы создаются на основе плясового фольклора Воронежской области, однако чисто этнографическими их не назовешь: все они проходят через художественное восприятие балетмейстера-постановщика. Развиваясь на основе замечательных старинных традиций, современная русская пляска стала иной – динамичнее, виртуознее, смелее. В свое время Воронежский хор совершил настоящий прорыв в народном искусстве, став новым по форме и содержанию явлением. И, возможно, секрет сегодняшнего зрительского интереса к творчеству коллектива заключается в том, что современными обработками он даёт вторую жизнь традиционным произведениям народного фольклора. Репертуар, накопленный Воронежским хором, колоссален и включает несколько сотен произведений разных музыкальных жанров. Народные песни «Калинка», «Летят утки», «Степь да степь кругом» полюбились слушателям благодаря Воронежскому хору. Всеми любимая песня «Ой, мороз, мороз» в том виде, в каком она звучит сегодня, была сложена в Воронежском хоре.
Материал коллектив по-прежнему черпает в своих золотых запасниках – как и
в сороковых, исполняет произведения крестьянского фольклора. А сегодня –
ещё и сочинения современных авторов. Традиционным остаётся знаменитое
низкое звучание голосов, насыщенных мягким, бархатным тембром. Уже
седьмое поколение исполнителей, как и их предшественники, – в основном
из Воронежской области.
Последние три десятка лет хоровым коллективом руководит народный артист России, профессор Вячеслав Николаевич Помельников, с именем которого связаны многие достижения хорового коллектива. Именно под его руководством были созданы прекрасные и яркие вокальные и хореографические программы, которые пользуются неизменным успехом у зрителей. Кроме того, воронежский народный хор имени К.И. Массалитинова является постоянным организатором фестивалей песенного искусства, которые регулярно проходят в столице Чернозёмья. Это фестиваль современной народной песни, носящий имя народной артистки РФ Юлии Золотарёвой, и фестиваль частушки, названный в честь народной артистки СССР Марии Мордасовой. На протяжении всего периода существования хора в нём трудились мастера прошлого и наши современники В.В. Ефимов, А.П. Мистюков, В.А. Капаев, главный хормейстер Ф.А. Андреев, сам В.Н. Помельников. Несмотря на то, что эти музыканты трудились в разные исторические эпохи, в их творчестве красной нитью прослеживается верность традициям воронежской хоровой манеры пения, заложенным основателем хора К.И. Массалитиновым. Большой вклад в творческий успех вносят главный балетмейстер хора — заслуженный деятель искусств РФ Ю.В. Копытин, руководитель оркестра и дирижер Н.А. Лаврентьев, главный хормейстер Ф.А. Андреев, директор хора, заслуженный работник культуры РФ Г.Ф. Белоусов. Коллектив Государственного академического Воронежского русского народного хора неоднократно выезжал за рубеж, побывал более чем в 35 странах. И всюду, где бы ни гастролировал хор, его искусство находило благодарный отклик у зрителей и вызывало чувство искренней симпатии и любви. Контакты
Адрес: 394018, г. Воронеж, ул. Дзержинского, 10б
Телефоны: 8 (473) 255-04-94, 8 (473) 253-03-16, 8 (473) 255-59-51 E-mail: vor.hor@mail.ru |
|
|