|
Омский народный хор
![]()
«Медведь»
Сибирская игровая пляска. 1953 г.
1.
«Медведь»
Сибирская игровая пляска. 1953 г.
2.
«Погас закат за Иртышом»
Музыка В. Иванова, слова Я. Журавлёва
3.
«Славное море, священный Байкал»
Музыка Ю. Арнольда, слова Д. Давыдова
4.
Омский хор в Австралии
1964 г.
5.
55 лет Омскому хору. 1-е отделение
Танцы: Чай чаёк, Веретено, Гармонь, Русский перепляс
6.
55 лет Омскому хору. 2-е отделение
Танцы: Кадриль, Триптих, Ямщина, Ложки, подгорная
7.
Концерт. 1-е отделение
Программа, показаная в Каннах 27.09.2013 г. Танцевальные номера: Масленица, Ямщицкая пляска, Платки, Ложки, Потеха
8.
Концерт. 2-е отделение
Программа, показаная в Каннах 27.09.2013 г.Танцевальные номера: Пимы, Кто кого, Веретено, Хлопуха, Край сибирский
9.
Концерт
Запись 2013 г.
10.
«Куда бежишь, тропинка милая»
Музыка Е. Родыгина, слова А. Пришелец
11.
«В чистом небе»
Музыка Е. Кузнецова, слова В. Бокова
Сибирь, Сибирь…
![]() 1950-й
![]() Калугина Елена Владимировна
![]() А к профессии хормейстера Елену привел такой случай. «Однажды, примерно в 1920 году, – пишет в воспоминаниях о матери профессор Российской академии музыки имени Гнесиных Нонна Васильевна Калугина, – в дом вошёл незнакомый мужчина. Домашние не раз видели его из окна и за глаза называли ″комиссаром″, судя по одежде и выправке. Обращаясь к Лене, он сказал примерно следующее: ″Я часто слышу, проходя мимо вашего дома, как хорошо вы играете и поёте. Не могли бы вы прийти в клуб и разучить какие-нибудь песни с хором рабочих?″ После некоторого замешательства мама согласилась». Так начался её путь в хормейстеры. Она посвятила всю свою жизнь благородному делу пропаганды русского народного творчества. Выпускница Омского музыкального училища, педагог, Е.В. Калугина работала певицей на радио, концертмейстером хореографического коллектива, вела вокальные кружки, являлась организатором нескольких хоровых коллектив города. Среди них – хоровые капеллы, хор радио, хор театра музыкальной комедии, многочисленные любительские хоры. Но особым этапом в творческой биографии Е. Калугиной стало создание Омского русского народного хора. Безмерно одарённому музыканту Елене Владимировне удалось быстро, в течение нескольких месяцев, сделать массу записей сибирских песен и обработать их для своего состава хора. Бесценная заслуга Е.В. Калугиной состояла в том, что она не пошла по пути подражания уже известным коллективам, а взяла за основу подлинно сибирское народное творчество, сохранив исконную стилистику песни и танца. Она ездила в экспедиции за песнями по глухим деревушкам, желательно таким, чтобы и радио не было, тогда можно перенять у старушек самобытную манеру истинно народного исполнительства. ![]() У Елены Владимировны занималась певица Людмила Зыкина. В 50-е годы она часто приезжала в Омск на гастроли: пользовалась любой возможностью, чтобы позаниматься с талантливым педагогом. Уже несколько лет в Омске проходит Межрегиональный фестиваль-конкурс русской песни имени Е.В. Калугиной. В год 110-летия со дня рождения основательницы и первого художественного руководителя Государственного Омского русского народного хора Омская филармония издала нотный сборник «На калине белый цвет…». В него вошло 29 сибирских народных песен для разных составов хора в обработке Елены Калугиной, а также две её авторские песни в народном стиле. «Это не мёртвый груз и не объект для музея. Это готовые к исполнению произведения, которые можно и нужно использовать», – отметил заведующий отделением народного хорового пения Свердловского музыкального училища имени П.И. Чайковского, заслуженный работник культуры РФ Владимир Виноградов. Юровский Юрий Львович
![]() Свыше 20 лет (с 1949 по 1971) Юрий Юровский работал директором главной концертной организации Омской области. В годы его руководства были созданы все основные творческие коллективы Омской филармонии, в том числе Омский симфонический оркестр, эстрадные ансамбли «Омичи на эстраде» и «Сибирью рождённые», «Ритм-балет» и другие. Во многом благодаря ему коллектив Омского хора достиг таких огромных успехов. Великолепный организатор, тонкий психолог, который умел увидеть способных людей, в начале 1950 года Юровский стал директором Омской областной филармонии и вместе с Е.В. Калугиной начал работать над созданием Омского русского народного хора. Именно он подбирал руководителей и приглашал артистов со всей Омской области и других регионов России в новый коллектив. Так, Юровский отыскал в глухой сибирской деревеньке песенницу Аграфену Оленичеву, переманил великолепного балетмейстера Якова Коломейского, пригласил из хора имени Пятницкого солистку Марию Селиванову. Сам же взял на себя общее руководство хором и многие годы являлся одновременно директором филармонии и директором Омского хора. В ноябре 1971 года по приглашению министра культуры Екатерины Фурцевой Юрий Львович Юровский был назначен Генеральным директором организации «Российский концерт» в Москве. Пантюков Георгий Николаевич
![]() Георгий Пантюков родился в Москве. В годы Великой Отечественной войны сражался на фронте в составе авиационного полка. Окончил дирижёрско-хоровое отделение Московского музыкального училища имени Октябрьской революции, затем Московскую консерваторию и её аспирантуру. Профессиональная деятельность Георгия Пантюкова началась в годы учёбы. В 1951–1952 годах – главный хормейстер группы войск ВВС в ГДР. В 1952–1962 годах работал главным хормейстером в Московском областном ансамбле песни и пляски «Трудовые резервы», одновременно в 1957–1962 годах – главным хормейстером хора имени Пятницкого. Пантюков награждён орденом Отечественной войны, орденом «Знак Почёта», медалью «За победу над Германией в Великой Отечественной войне». Имя Георгия Пантюкова вписано золотыми буквами в историю Государственного Омского русского народного хора. Выдающийся музыкант и педагог, он стал достойным преемником и продолжателем лучших традиций русского хорового пения, основы которого были заложены Е.В. Калугиной. Творческая многогранность Пантюкова помогла ему осмыслить не только русское песенное творчество, но и глубоко проникнуть в культуру других народов мира. Зарубежные программы пополнились обработками греческих, итальянских, французских, английских песен. Но главную линию творчества Г. Пантюкова несомненно составляли вокально-хореографические сцены-картины для хора и народного оркестра, а также вокально-хоровые сюиты, основанные на народном фольклоре. При Пантюкове хор пел и русские народные песни, и сибирские фольклорные, и советские патриотические. Кроме того, в паре с хореографом Яковом Коломейским – вместе они проработали восемнадцать лет – были созданы необыкновенно красивые хорео¬графические композиции и задорные народные танцы. И всё это рождалось из реальной жизни, из увиденного и услышанного на деревенских посиделках где-нибудь в сибирской глуши. В программе хора – произведения мэтра: вокально-хореографические композиции «Масленица», «Омские заковыки», обработки русских народных песен «Уж ты, ель моя», «Пошла млада по воду», «Гибель Ермака» и авторская песня «А сердце грустит», бережно сохраняемые коллективом. Награды и премии
![]() В 1971 году Омский хор отправился в необычную концертную поездку – соревноваться в Москве со знаменитым хором имени Пятницкого. Члены жюри Министерства культуры после жарких споров пришли к решению: «Государственной премией имени М. Глинки наградить оба коллектива». Омский хор долгое время являлся полномочным представителем русской культуры более чем в 30 странах мира (США, Англия, Австралия, Новая Зеландия, Италия, Франция, Греция, Израиль, Германия и другие). Отмеченный многочисленными наградами, лауреат международных и всесоюзных конкурсов, хор является одним из ведущих профессиональных народных коллективов России. Теплота и искренность исполнения народной песни, яркие, запоминающиеся пляски, прекрасные голоса солистов – вот составляющие неизменного успеха концертной деятельности Омского народного хора. А симпатичный пляшущий мишка, эмблема хора, как и много лет назад, продолжает свой триумфальный путь по концертным площадкам Омского края, городам России и зарубежья. Выступления этого коллектива всегда оставляют неизгладимое впечатление. Красота сибирских мелодий, чудесные узоры народных танцев, озорство и удаль русской души – всё это покоряет зрителей на концертах хора. Омские заковыки
![]() Танец «В сибирской бане» с юмором рассказывает о том, как попав первый раз в баню, человек неожиданно становится профессиональным парщиком. Мужской «Танец с пиджаками» – это история о том, что произошло с городским парнем, оказавшимся в деревне. В номере «Жили у бабуси» через характеры животных артисты отражают психологию человека. «Кадриль со зрителем» подразумевает общение со зрителями: в сценическое действо танцоры вовлекают публику. «Хлопуха» – мужская пляска, в которой танцоры соревнуются в ловкости, выявляя лидера. Этот танец исполняется без музыкального сопровождения. Хлопками, притопами, артисты сами себе создают аккомпанемент. «Омская крутеха» – девичий танец, построенный на вращениях. Основа «Топотухи» – это дробь каблучками, без которой немыслимы русские народные танцы. Сильные, резкие! Частые удары ногами в пол превратятся в исполнении омских артистов в красивую и зрелищную комбинацию. Яркие костюмы, профессиональные танцоры и певцы, а также самобытная программа никого не оставит равнодушным. На каждом выступлении государственного омского народного хора зал аплодирует стоя. Зимние сибирские забавы
![]() «Сибиряк не тот, кто мороза не боится, а кто умеет мороза "хорониться"», – приговаривали в минус сорок в годы столыпинской реформы переселенцы со всей России. Пимы, дохи, кафтаны, подбитые мехом. Особое внимание – головному убору. Полторы тысячи метров тесьмы и больше километра ткани. На костюмы для новой постановки омского хора не поскупились. Сибиряки, судя по старинным снимкам и заметкам в газетах начала прошлого века, толк в моде знали. Концертные костюмы шили по лекалам подлинной одежды. Её нашли в экспедициях по сибирским деревням. Песенный материал тоже в глубинке отыскали. «Вся музыка, все песнопения созданы на основе сибирских песнопений. Например, от песенницы Клавдии Михайловны Окуневой из села Муромцево. Многое было взято из интонационного материала первого музыкального руководителя хора Виктора Ивановича Иванова. И вся музыка соблюдает традиции, которые были заложены ещё в пятидесятые годы при Елене Владимировне Калугиной», – отмечает художественный руководитель Государственного Омского русского народного хора Александр Зобов. Добыть петуха с обледенелого столба, взять крепость снежную, вылепить снеговика, а после пельменей отведать и в бане попариться. Пляску каждая губерния свою предпочитала. Потому такая многогранная хореография в Прииртышье. «Очень многое хотелось сделать ассоциативным: чтобы люди, которые пришли на концерт, себя узнали в детстве, когда их в деревню отправляли зимой. Чтобы эти чувства, эмоции всколыхнули нашего зрителя»,– говорит главный балетмейстер Государственного Омского русского народного хора Зуфар Толбеев. Калейдоскоп народных картинок на сцене больше часа. Хор – ещё и танцует, балет – ещё и поёт. Так что и в минус сорок мороз сибиряку не страшен. Снежки белые
![]() В программу концертов Омского хора включены лучшие патриотические, лирические и шуточные номера из его многолетнего репертуара. Это и полюбившиеся омичам вокально-хореографические композиции «Русский перепляс», «Подгорная», «Чебатуха», но главное – премьерные номера: песня «О хлебе», песенная композиция «Триптих», русские народные песни «Тонкая рябина», «Я по улице гуляла, молода», «Тает речка», вокально-хореографические композиции «Сударушка», «Ложкари» и многие другие. Программа Государственного Омского русского народного хора сложилась в спектакль о людях крепкого духа, богатырского здоровья, радостных, неунывающих, закалённых суровым климатом. Руководители Государственного Омского русского народного хора
Художественный руководитель Государственного Омского русского народного хора: Александр Зобов
Главный балетмейстер: заслуженный артист России, заслуженный деятель искусств России Зуфар Толбеев Контакты
Телефоны: +7 (3822) 51-59-56, +7 (3822) 51-61-95, +7 (3822) 51-41-10
|
|
|