|
Северный народный хор
Северный хор зародился в 1926 году в городе Великий Устюг под руководством сельской учительницы Антонины Яковлевны Колотиловой. В 1940 году хор был преобразован в государственный ансамбль песни и пляски. В 1960 году Колотилова передала руководство хором опытному педагогу и хормейстеру Нине Константиновне Мешко. Успех коллектива зависел от искренности, правдивости и близости к образу Русского Севера, строгости стиля, богатства песенных распевов, в особом северном многоголосии, почитании местных творческих традиций.
«Зелёная рощица»
Русская народная песня. Запевает Зоя Кашина. Запись 1953 г.
1.
«Зелёная рощица»
Русская народная песня. Запевает Зоя Кашина. Запись 1953 г.
2.
Концерт в Кенозерском национальном парке
Часть 1-я. Август 2011 г.
3.
Концерт в Кенозерском национальном парке
Часть 2-я. Август 2011 г.
4.
Концерт в Кенозерском национальном парке
Часть 3-я. Август 2011 г.
5.
Каргопольские частушки
1953 г.
6.
«У Гурьевых у ворот»
1953 г.
7.
Вологодские кружева
8.
Выступление Северного хора на праздновании дня народных мастеров в городе Каргополе
Часть 2. 09 июня 2012 г.
9.
Пасхальные дни
Храм Никиты Мученика на Старой Басманной
10.
«Когда звонит звонарь»
Храм Христа Спасителя. 07.05.2011 г.
11.
«Христос воскресе»
Храм Христа Спасителя. 07.05 2011 г.
Северный русский народный хор – душа Беломорья
Архангельские поморы – потомки древних новгородцев, заселивших этот край в глубокой древности. Их искусство до сих пор сохранилось в своей первозданности. Этот своеобразный художественный мир со своими законами и понятиями красоты. Вместе с тем в песнях и танцах Севера ярко проявляются свойственные поморам юмор, задор, внутренний темперамент. Северное песенное искусство особенное, его отличает строгость стиля, целомудренная чистота и сдержанность, всё это соединяется с мужественным эпическим и волевым началом.
Северный хор по праву называют жемчужиной русской культуры. За 85 лет своего существования он никогда не менял своё амплуа. Каждое выступление – это особый художественный мир и яркое динамичное представление: большие сюжетные постановки, вокально-хореографические композиции, картины народных праздников. Все звуковые оттенки северной природы слышны в песенном многоголосии хора: задумчивый говор тайги, плавная целомудренность рек, гулкая глубина океана и прозрачная трепетность белых ночей. Антонина Яковлевна КОЛОТИЛОВА – основатель и художественный руководитель Государственного академического Северного русского народного хора (1926 – 1960), народная артистка РСФСР, Заслуженный деятель искусств РСФСР, лауреат Государственной премии СССР
«Кто не любит родной песни, тот не любит родной народ!» (А.Я. Колотилова)
Антонина Яковлевна Колотилова (Шерсткова) родилась в 1890 году в деревне Жилино, недалеко от старинного города Великий Устюг. В 1909 году Колотилова с отличием окончила Великоустюгскую женскую гимназию и уехала учительствовать в сельскую школу в деревню Пелягинец Никольского уезда Вологодской губернии. Именно в этой деревне Антонина Колотилова начала проявлять уже профессиональный интерес к фольклору. Она всегда с интересом наблюдала северные обряды, слушала песни, сама училась причитать, величать, усвоила манеру движения девушек и женщин в хороводах, кадрилях, поклонах. Колотилова, рожденная и выросшая на Севере России, глубоко любила свой родной край, особенно – раздолье заливных лугов в пору цветения трав. В 1914 году Антонина Яковлевна выходит замуж и переезжает в Никольск. Там она работает учительницей в народной школе и продолжает собирать и записывать местные песни, сказы, частушки. Врождённое артистическое дарование помогло молодой девушке легко осваивать культуру и манеру исполнения. Через 5 лет Колотиловы переезжают в Великий Устюг. Именно в этом старинном русском северном городе начинается история Северного хора. Здесь Антонина Яковлевна организовывает самодеятельный женский ансамбль, который выступает в клубах, а чуть позже и на открывшейся в городе широковещательной радиостанции. Надо сказать, что первые участники коллектива были в основном домохозяйки. Они запросто приходили к ней на квартиру, устраивали коллективные спевки, изучали заинтересовавшие их песни. Слушатели с одобрением встретили концерты молодых хористок, а выступления по радио сделали группу очень популярной. В самодеятельном хоре Колотиловой в то время насчитывалось около 15 человек. «Антонина Яковлевна полностью заслужила любовь народа и славу о себе, ибо все силы и помыслы, неистощимую энергию и страсть души отдала народному пению и созданному ею хору... Если не было бы на свете этой замечательной женщины – не было бы нашего Северного русского народного хора!» (Нина Константиновна Мешко) Рождение Северного хора
В 1922 году в Москве на студии звукозаписи Антонина Яковлевна знакомится с Митрофаном Пятницким. Именно эта встреча стала знаковой для Колотиловой. Знакомство с творчеством хора Пятницкого послужило толчком к созданию собственного народного хора северных песен. 8 марта 1926 года небольшой самодеятельный коллектив впервые выступил в Доме работников просвещения. Этот день стал днём рождения Северного русского народного хора.
Поначалу хор был этнографический, но затем условия сценической жизни потребовали организационной и творческой перестройки: появились танцевальная группа, баянисты. В 1952 году в составе хора была организована оркестровая группа стараниями композитора В.А. Лаптева. В коллективе тогда насчитывалось всего 12 певиц. Костюмами служили наряды мам и бабушек – настоящие крестьянские сарафаны и блузы. Первыми гармонистами были братья Тряпицыны Борис и Дмитрий, а также – младший брат Антонины Яковлевны Валерий Шерстков. Партии на репетициях разучивали с голоса художественного руководителя. Антонина Яковлевна не только показывала, как нужно петь, но и как необходимо правильно двигаться, кланяться и держать себя на сцене. Вновь созданный хор всегда тепло встречали на предприятиях города, в учебных заведениях, окрестных деревнях. Статус любительского коллектива не мешал Колотиловой работать серьёзно, бережно относясь к северной песне и точно воспроизводя манеру её исполнения! Этим требованиям она никогда не изменяла и в дальнейшем. В первые годы хор исполнял в основном старинные народные песни, которые певицы – бывшие крестьянки, коренные жительницы Севера – знали с детства, владели не только исполнительскими навыками, но и народной импровизационной манерой. Недаром Северный хор долгие годы считался самым этнографически достоверным, последовательным в своей творческой линии, сберегающим традиции северной песни, а певцов хора всегда отличало умение проникнуть в глубину музыкального образа и воплотить его в неповторимой красоте. В 1931 году Колотилова организует хор в Архангельске уже в большем масштабе, как по числу участников, так и по объёму репертуара. В концертные программы входят песни Пинежья, Северного Поморья, разнообразятся пляски и бытовые сцены. Богатейший музыкальный материал Колотилова собирает сама во время поездок по различным районам Архангельской области. Одновременно приобретались костюмы для участников хора. В 1935 году, путешествуя по Поморью, Антонина Яковлевна встретилась с Марфой Семёновной Крюковой – известной сказительницей. Колотилова добилась, чтобы Крюкова участвовала в первом Всесоюзном радиофестивале (1936). В дальнейшем Марфа Крюкова ездила вместе с Северным хором в Москву, где вместе с Антониной Яковлевной работала над первыми сказами. Кроме былин, в программы хора всегда входили весёлые, плясовые, шуточные песни-скоморошины, ведущие начало от искусства бродячих музыкантов-скоморохов, и протяжные лирические, которые певцы исполняли в трогательно-задушевной манере. Во время войны коллектив много концертировал. Передвигались в теплушках, жили впроголодь, недосыпали, то и дело спасались от бомбёжек. Выезжали на Северный флот, в Мурманск, Заполярье, на Карело-Финский фронт, на Урал. В 1944-м уезжали на полгода на Дальний Восток.
До 1960 года Антонина Яковлевна оставалась художественным руководителем коллектива. Все годы работы Колотиловой были наполнены неустанным, нелёгким трудом и творческим горением, искренним стремлением сохранить и передать современникам глубину самобытности и красоты народного творчества Северного края, постоянным поиском всё новых сценических форм и исполнительских средств. Жизнь Колотиловой была подлинным творческим подвигом, а заложенные ею традиции живы в коллективе. Источник: Выдающиеся вологжане: Биографические очерки/ Ред. совет «Вологодская энциклопеция».- Вологда: ВГПУ, издательство «Русь», 2005. - 568 с. - ISBN 5-87822-271-X В 1960 году народная артистка РСФСР, лауреат Государственной премии Антонина Яковлевна Колотилова передала руководство коллективом выпускнице Московской государственной консерватории имени Чайковского, опытному педагогу и хормейстеру Нине Константиновне Мешко. Новый период в жизни коллектива отмечен ростом профессионализма и сценической культуры. Нина Константиновна Мешко – народная артистка СССР, лауреат Государственной премии РСФСР имени Глинки, художественный руководитель северного народного хора с 1960 по 2008 год, академик МАЮ, профессор кафедры РАМ им. Гнесиных
«На культуре своей традиционной, коренной и держится народ!» (Нина Мешко)
Нина Мешко родилась в 1917 году в деревне Малахово Ржевского района Тверской области в семье учителей, где очень любили песни. У мамы, Александры Васильевны, был замечательный голос, а отец, Константин Иванович, не только руководил школьным хором, но и любил петь в местной церкви. Из воспоминаний Н.К. Мешко: «Сколько мне было лет не помню, может, даже меньше года… Я была завернута в пуховой платок, и кто-то держал меня на руках. В кухне вокруг большого деревянного стола сидели люди, и все пели. А я при этом испытывала какое-то совершенно неизъяснимое блаженство…»Маленькая Нина самостоятельно освоила игру на рояле, изучила элементарную теорию музыки, сольфеджио. И её настолько захватил мир музыки, что она решила: только музыка и больше ничего! И поэтому, нисколько не сомневаясь, Нина Мешко поступает в музыкальное училище имени Октябрьской революции, и по окончании в Московскую консерваторию на дирижерско-хоровой факультет. Именно там Нина Константиновна впервые услышала Северный хор. Он произвёл на неё очень сильное впечатление. А дальше Нине Мешко предложили создать народный хор Московской области. Именно после этой работы Нина Константиновна решила окончательно: только народное пение и больше ничего. Из воспоминаний Н.К. Мешко: «В меня буквально ворвалась какая-то одержимость возродить народную культуру пения. Потому что она была высочайшая! Это такое мастерство! Об этом говорят записи, особенно северные».После Московского хора Нина Мешко работала с Хором русской народной песни Всесоюзного радио, ну а затем последовало приглашение возглавить Северный хор. Север её покорил и влюбил в себя. Из воспоминаний Н.К. Мешко: «Исполнять песню так, как на Севере, могут люди, замечательно владеющие культурой пения, имея прекрасные, гибкие, свободные голоса».Почти 50 лет Нина Константиновна Мешко возглавляла Академический Северный русский народный хор, известный не только в России, но и далеко за её пределами. Она приняла эту эстафету от своего учителя Антонины Колотиловой. При Нине Мешко хор стал лауреатом всевозможных международных конкурсов. Мешко была основателем «Гнесинской школы народного пения». «Школа Мешко» воспитала целую плеяду преподавателей, хормейстеров и исполнителей народной песни. Среди них Татьяна Петрова, Надежда Бабкина, Людмила Рюмина, Наталья Борискова, Михаил Фирсов и многие другие. Своим учителем считала её Людмила Зыкина. Мешко разработала собственную хоровую методику, которую используют теперь её многочисленные ученики. Из воспоминаний Н.К. Мешко: «Песенное искусство – летопись жизни всего русского народа. Она уникальна, необыкновенно богата, как непревзойдённо богат русский язык. И потом она живая, непрерывно развивающаяся, обновляющаяся, возрождающаяся из пепла… На культуре своей традиционной, коренной держится народ». ИсповедьН. Мешко Ирина Лыскова, пресс-секретарь Северного хора Самобытность репертуара и внимание к песенному богатству края
Ведущая группа коллектива – женский хор очаровывает слушателя неповторимым тембром, красотой самобытных распевов, чистотой звучания женских голосов а-капелла. В хоре сохраняется преемственность певческой традиции. Северный хор, отличающийся высокой певческой культурой и неповторимой самобытностью, стабильно сохраняет традиции и приоритет высокой духовности в исполнении.
Отдельного внимания заслуживают костюмы Северного хора. Созданные профессиональными художниками-костюмерами, на основе лучших образцов из музейных коллекций Архангельска, Москвы, Санкт-Петербурга, они являют собой собирательный образ русского национального костюма северян. Во время концерта артисты несколько раз меняют костюмы – представая перед зрителем в праздничном, будничном или стилизованном костюмах, созданных специально для концертных номеров. В состав коллектива входят три группы — хоровая, танцевальная и оркестр русских народных инструментов. Ещё в 1952 году в составе хора была организована оркестровая группа стараниями композитора В.А. Лаптева. В звучании русских народных инструментов оркестра – удивительная задушевность и теплота. Самобытность репертуара и внимание к песенному богатству края, современность и высокий уровень исполнения, приносят хору заслуженный успех! Внимание зрителя постоянно приковано к сцене: весёлые скоморошины чередуются с лирическими протяжными песнями, задорные кадрили сменяют степенные хороводы, а-капелльное пение чередуется с музыкальными произведениями. Особое внимание Северный хор уделяет воспитанию своего слушателя, своего зрителя, поэтому множество его программ посвящается детской, подростковой и студенческой аудитории. Хор активно продолжает свою концертную деятельность в России и за рубежом. В 1957 году коллектив становится лауреатом фестиваля молодёжи и студентов в Москве. Это событие открыло хору дорогу за рубеж. Начался новый этап в деятельности коллектива, чтобы добиться признания за рубежом, хор должен быть особенным. С 1959 года хор побывал в Польше, Болгарии, Франции, Германии, Италии, Китае, Индии, Афганистане, Японии, Тунисе, США. Коллектив несколько раз выезжал с концертами в Финляндию, побывал в Швеции и Норвегии. Подготовил программу «Арктическая рапсодия» совместно с фольклорным танцевальным ансамблем «Rimpparemmi» в Финляндии (Рованиеми). Работал в 2004 и в 2007 году в Дамаске (Сирия), где в русско-сирийском центре проходили Дни России. В 2005 году коллектив приглашается музейным объединением города Варде (Норвегия) на празднование юбилея города. Осенью 2005 года коллектив участвует в фестивале русской культуры и кинематографии в Ницце. «Самые сокровенные уголки французской души были задеты артистами – северянами из России, получив мощный эмоциональный отклик, зал долго не отпускал артистов, аплодируя со слезами на глазах. Это триумф русского национального народного искусства!» – так оценивали выступления хора французские СМИ. В 2007 году Северный хор официально приглашён Министерством культуры Сирии, Представительством Росзарубежцентра в Сирийской Арабской Республике и Российским культурным центром в Дамаске на фольклорный фестиваль в г. Босра. Северный хор постоянный участник больших событий в России, так весной 2004 года, коллектив принимал участие в Пасхальном фестивале в Москве, в 2005 году вместе с заслуженной артисткой России, ученицей Н.К. Мешко Т. Петровой и Национальным академическим оркестром народных инструментов России имени Н.П. Осипова принимал участие в праздновании 250-летия МГУ. Северный хор успешно сочетает авторскую музыку современных композиторов с традиционным народным мелосом, добиваясь сценической правды и северного колорита в исполнении артистов. В репертуаре хора звучат песни на стихи: Сергея Есенина, Ольги Фокиной, Ларисы Васильевой, Александра Прокофьева, Виктора Бокова, архангельских поэтов Дмитрия Ушакова и Николая Журавлёва, Олега Думанского. Награды и звания северного хора
За свою 85–летнюю творческую жизнь коллектив удостоен высоких званий и наград.
1940 год Коллективу присвоен статус профессионального государственного коллектива. 1944 год 1 премия на Всероссийском смотре хоров ( Москва) 1957 год Лауреат и Большая Золотая медаль VI Всемирного фестиваля молодёжи и студентов (г. Москва). Лауреат и Диплом 1 степени (вторично) во втором Всесоюзном фестивале музыкальных театров, ансамблей, хоров (г. Москва). 1967 год Диплом Всесоюзного смотра профессиональных художественных коллективов. 1971 год Лауреат VI Международного фольклорного фестиваля в Тунисе. 1975 год Лауреат и Диплом 1 степени во Всероссийском смотре профессиональных русских народных хоров. 1976 год Приказом министра культуры присвоено звание – «Академический». 1977 год Лауреат и Золотая медаль Магдебургского фестиваля советско-немецкой дружбы. Лауреат конкурса художественных коллективов России. 1999 год Лауреат IV фестиваля «Фольклорная весна» и 1 Всероссийского фестиваля национальной культуры. 2001 год Лауреат Международного фольклорного фестиваля в г. Сен-Гислен (Бельгия). 2002 год Лауреат Международного фольклорного фестиваля в г. Рованиеми (Финляндия). Лауреат Всероссийского Московского фестиваля национальных культур. 2003 год Лауреат Российского фестиваля национальных культур (г. Санкт-Петербург). Лауреат конгресса и фестиваля национальных культур народов России (г. Нижний Новгород). 2007 год Лауреат фестиваля народного искусства в г. Босра (Сирийская арабская Республика). 2010 год Лауреат I Всероссийского фестиваля народно-певческого искусства «Вечные истоки» (г. Москва). 2011 год 8 марта концертной программой «Северный хор на все времена» отмечен 85-летний юбилей Северного хора. Северному хору присвоен статус «Особо ценный объект культурного достояния Архангельской области». Лауреат Международного Рождественского фестиваля в Италии. В рамках конкурса коллектив получил два золотых диплома в номинации «Сценический фольклор» и «Духовное пение». 2012 год Лауреат фестиваля профессиональных хоров «Славянский хоровод» (г. Рязань). Организатор II Всероссийского фестиваля памяти Народной артистки СССР, художественного руководителя коллектива Нины Константиновны Мешко. Руководители Северного хора
Директор хора: Наталья Георгиевна Асадчик.
Художественный руководитель: заслуженная артистка России, профессор Академии музыки имени Гнесиных Светлана Конопьяновна Игнатьева. Главный дирижёр: заслуженный артист России Александр Михайлович Качаев. Главный балетмейстер: заслуженный артист России Селиванов Александр Петрович. Контакты
Адрес: г. Архангельск, ул. Тимме, д. 21, корп. 3 Телефон: 8 (8182) 20-39-49, 8 (8182) 20-38-76 (касса) Факс: 8 (8182) 20-39-49 Е-mail: sevhor-1@atnet.ru |
|
|