Песни | Русские народные хоры  
Ансамбль песни и пляски Донских казаков им. А. Квасова
Ансамбль был создан в 1936 году. Многовековая история донского казачества, жившего вдоль величественно плавного течения реки Дон, отразилась в его прекрасной песенной культуре. Могучая лирика казачьих песен, то искрящихся радостью, то грустных и протяжных, захватывающие пляски, полные удали и задора, обрамлённые тонкой вязью музыкального сопровождения, воплотились в уникальном творчестве ансамбля Донских казаков. Танцевальные номера программы создавались с учётом характерных особенностей хореографической культуры Дона. Кроме чисто фольклорной программы имеются сюжетные танцы, посвящённые героическим страницам прошлого и настоящего донских казаков, хореографические миниатюры, шуточные танцы, бытовые зарисовки.
«Уж ты бабочка-бабёночка моя» и «Как у нашей сотни»
Казачьи песни
Сортировать:
по дате добавления
1. «Из-за Дона песню выведу....»  
2. «Деды»  Шутливый танец. Станица Каневская, 23 февраля 2011 г.
3. «Ой, да ты Калинушка»  Солист Алексей Коляда
4. «Дон течёт издалека»  
5. «Когда мы были на войне»  Выступление в Ростовской филармонии
6. «Озорница»  Солистка Мария Шаршакова
7. «Мы сотни водили в походы»  
8. «Кумушки»  Шуточная песня
9. «Уж ты ягодка красна»  
10. «Уж ты бабочка-бабёночка моя» и «Как у нашей сотни»   Казачьи песни
11. «Молодая молода!»  Шуточная песня
12. «Ты воспой в саду соловейка»  Лирический хоровод
13. «Вечор, матушка»  Всероссийский фольклорный конкурс «Казачий круг», посвящённый 65-летию Победы. Государственный Кремлёвский дворец. 20 марта 2011 г.
14. «Шёл казачий эскадрон»  
15. Выступление в нарвском культурном центре «Женева»  21 октября 2011 г.
16. Шолоховская весна 2013  
Край донских казаков
В свoих дневниках император Наполеон отмечал: «Казачество – это лучшая часть русской армии, отличающаяся благородством, храбростью, мужеством». Великий русский писатель Лев Николаевич Толстой говорил: «Казаки создали государство Российское». Казачество живою изгородью охраняло границы Русской земли, прикрывая самые опасные направления и раздвигая пределы русского расселения. В эпохи катастроф в жизни русского народа казачество жертвенно шло на защиту России и не раз спасало положение. Более пяти веков назад с появлением на Дону казачества эту территорию называли Областью Войска Донского. Сегодня донские казаки – это самое многочисленное и первое по старшинству войско из всех казачьих войск на территории Российской Федерации. Казаки Дона не забывают своих традиций и по-прежнему служат Родине. Казачество на Дону – это мощная поддержка вооружённых сил России.
«Из-за Дона песню выведу»
Всё, чем жил русский народ на широкой равнине, простирающейся вдоль величественно текущего Дона, прославленного на весь мир творчеством М.А. Шолохова, отразилось в задушевных песнях, то искрящихся радостью жизни, то грустных и печальных. А также в самобытных плясках,  полных удали, задора и изящества. Донское казачество всегда отличалось высокой культурой хорового пения и особой манерой исполнения.
Слагая песни и танцы, казаки вкладывали в них душу и воспевали в них воинскую доблесть, дружбу, родную природу и, конечно же, реку Дон. Казачьи песни и танцы по сей день притягивают своей красотой и энергичностью.
Решением заседания президиума Азово-Черноморского Краевого исполнительного комитета от 7 апреля 1936 года, принято решение о создании Дона-Кубанского казачьего хора. Первым руководителем ансамбля был Н.С. Иванов. В последующие годы коллективом руководил известный на Дону музыкант, заслуженный артист Армянской ССР В.А. Никольский. Наиболее продолжительный период в 50-60-е годы руководителем ансамбля был заслуженный артист РСФСР П.И. Лысоконь. В 1970 году решением Министерства культуры РСФСР произошла реорганизация ансамбля. Ансамбль стал называться – Ансамбль песни и пляски Донских казаков. Руководителем ансамбля назначен студент 5-го курса института имени Гнесиных А.Н. Квасов.

Квасов Анатолий Николаевич – народный артист России, лауреат Государственной премии имени М.И. Глинки, профессор
Его путь в народное творчество был непрост. Детство в казачьей станице Краснодарского края, страстная любовь к музыке, привитая одарёнными родителями, не сразу привела его к профессиональной музыке.
Сначала был горный институт, но музыка манила, будоражила, и вот неожиданное решение – дирижёрское отделение музыкального училища, а затем и Ленинградская консерватория, а позже и Москва, институт имени Гнесиных. Там он с головой окунается в атмосферу народного пения, которую он впитывал с младенческих лет. До конца своих дней Анатолий Николаевич оставался предан народной песне, великому культурному наследию донских казаков.
В 1970  году А. Квасов становится художественным руководителем Ансамбля Донских казаков. В течение целого года шла усиленная подготовка новой программы.
Квасов определил новую творческую направленность коллектива. В её основу были положены народно-песенные традиции Донского края.
Анатолий Николаевич говорил о том, что Ансамбль Донских казаков – не фольклорный коллектив, а коллектив профессиональный, основанный на казачьем фольклоре, воплощённом в сценической форме.
Большое внимание он уделял построению концертной программы, важная составляющая которой – динамическое, сквозное развитие. Квасов понимал, что условия сцены – особые условия. Народная песня из естественного существования попадает в сценическую атмосферу, и здесь она должна врасти в заданные обстоятельства условностей подмостков сцены, стать ещё более выразительной и не утратить своих первозданных качеств.
А. Квасов заставил хор двигаться, создавать театрализованные картинки, применять различные хореографические движения: «приплясывания», «коленца», характерные  донской традиции. Был создан единый сценический образ – обязательно темноволосые казачки с аккуратно собранными в шлычку волосами, а казаки с чубами и усами. А.Н. Квасов ввёл в оркестр духовой состав, что способствовало красочной оркестровке и выразительности звучания.
Сохраняя лучшие качества казачьего фольклора, формируя лицо коллектива, А. Квасов приобрёл известность и широкую популярность.
Анатолий Квасов: «Народная песня – это наше национальное достояние!»

Визитная карточка южного края
С приходом нового руководителя определилась принципиально новая творческая направленность коллектива – пропаганда подлинного народного творчества донских казаков. Работа над новыми программами началась с изучения народно-песенного творчества Донского края. Фольклорные экспедиции, сотни записанных казачьих песен, кропотливая работа над их расшифровкой, обработкой для концертного исполнения дали возможность услышать подлинно народное творчество донских казаков в его своеобразном хоровом распеве, ощутить самобытность стиля и манеры народного исполнения.
Одной их характерных черт концертной программы Ансамбля Донских казаков, является сочетание исторической достоверности и художественной правды.
Исторические песни, былины, песенные циклы, объединённые общей тематикой, песенные «веночки», состоящие из величальных, хороводных и гулебных свадебных песен, шуточные, лирические, военные составляют основу концертных программ ансамбля.
Среди казачьих песен Дона можно отметить «Байкалочку», «Ветер занавесочку» и «Ой, родимая сторона». Казачьи песни Дона имеют особую энергетику, и эти песни всегда приятно слушать. Такие донские казачьи песни, как «Батюшка Дон» или «Горница», прославляют любовь к родине и своему дому. Пожалуй, самой популярной является песня «Казачий Дон».
Концертные программы ансамбля – это представление непрерывного развития, в котором каждый номер как бы вытекает из предыдущего и концерт в целом воспринимается как единое действие.
Ансамбль песни и пляски – форма синтетическая, где хор, танцевальная группа и оркестр составляют одно гармоничное целое. Поэтому в программе ансамбля много номеров, где все участники ансамбля создают единую картинку, дополняя друг друга. Хор всё чаще двигается, приплясывает, выполняет различные «коленца». Даже оркестр не остаётся на своём привычном месте, и в нескольких номерах музыканты вместе с хором и балетом участвуют в действии.
В силу исторически сложившихся обстоятельств и событий, казачья культура на протяжении веков впитала и ассимилировала традиции, нравы, быт большого количества представителей различных национальностей и этнических групп. Результатом этого многовекового развития явилось то, что в традиционной песенной культуре донских казаков можно, с одной стороны, найти много схожего в бытовании музыкального фольклора с традициями южнорусских областей России и, отчасти украинской культурой, а с другой стороны, выделить черты, присущие только донской казачьей песне.
Казачьей песенной традиции присуще многоголосие с противопоставлением нижнему голосу верхнего подголоска, большая распетость музыкального материала. Для исполнения характерна отрывисто-эмоциональная, активная форма вокализации. По этим признакам традиция донских казаков сближается с югом России. В то же время у песен донских казаков имеются некоторые ярко самобытные черты. В репертуаре ансамбля присутствует большое количество песен воинского содержания, как собственно исторических, повествующих о реальном историческом лице или событии, так и песен, посвящённых описанию быта казака на военной службе, рекрутских.
Местные протяжные песни в большинстве своём излагаются от лица мужчин или передают переживания мужчины. Наряду с этим существует репертуар, бытующий, в основном, в женской среде («бабьи песни»), которые мужчинами-казаками исполняются редко.
Свадебный обряд у казаков очень схож со свадьбой южнорусской традиции. Сформировался этот обряд в относительно позднюю историческую эпоху (в период реформ Петра Первого), испытал сильное воздействие украинского фольклора (особенно это проявляется в низовье Дона, в регионах, граничащих с исконными поселениями украинцев).
Хороводные песни и в настоящее время ещё бытуют в казачьей среде. В силу исторически сложившегося быта станиц, преимущественно военного образа жизни казаков, слабо представлена земледельческо-календарная обрядность и сопровождающий её песенный фольклор.  
В песенной традиции донских казаков протяжная песня является центральным жанром, наиболее ярко воплотившим особенности стиля, форм бытования музыкально-песенного фольклора Дона. Широкораспевные внеобрядовые песни называют в народе по-разному: «вилючими», «старыми», в том числе и «протяжными».  
Для протяжных песен характерно прежде всего лирическое содержание, в основном, отсутствие развёрнутого сюжета. Ведущее значение в таких текстах получают детализация поэтических образов, передача реальной действительности через личные переживания,  отражение нравственно-этических, общественных и семейных норм (тема героизма, разлуки с родиной, семьёй, матерью, смерть на чужбине, тема супружеской неверности, несчастной любви).

И.Н. Иванова

(Источник: Альманах «Русская традиционная культура»
выпуск «Казачьи песни»)

На Дону что ни хутор, то своя запевка
От века история и культура народов находила отражение в их песнях и танцах.Традиционные казачьи песни хранят память о старинном укладе жизни казаков и знаковых событиях их истории. Наравне с воинской выучкой и исконными казачьими ремёслами, историей родного края и собственного рода, передаются из уст в уста бережно сохраняемые в семьях казаков народные песни.
В программу, которая получила название «Казачий Дон – твой дух в нашем искусстве», вошли сюжетные танцы, посвящённые героическим страницам прошлого и настоящего донских казаков,  также шуточные хореографические миниатюры. Прозвучали и песни – походные, плясовые, лирические.Главный «персонаж» большинства композиций – тихий Дон, символ вольной казачьей жизни.Ансамбль точно следует задаче, которую основатель коллектива Анатолий Квасов определил так: «Стремиться преподнести народные песни и танцы не только как прекрасный след прошлого, но и как живое искусство настоящего».
Ансамбль постоянный участник крупнейших фестивалей страны «Русская зима», «Московские звёзды», «Северное сияние», а также различных международных форумов культуры. Высокому мастерству артистов прославленного коллектива рукоплескали восхищённые зрители многих стран Европы, Азии, Америки, Африки. Везде донские казаки получали восторженный приём.
Пропаганда исторических ценностей – главная направленность коллектива.В основе концертной программы ансамбля Донских казаков, начиная с 1936 года и по сегодняшний день, – народные песенно-танцевальные и культурные традиции донского казачества: чувственная лирика, зажигательные пляски, оригинальное музыкальное сопровождение. Концерт Ансамбля Донских казаков – возможность насладиться исконно русской культурой, представленной в виде сюжетных танцев, хореографических  и вокальных зарисовок, шуточных миниатюр.
Ансамбль Донских казаков носит имя своего руководителя – Анатолия Николаевича Квасова.
«Когда поют мужчины, то создаётся впечатление, что звучит сама земля, когда же вступает женский хор, то будто вода и ветер проносится над той землёй, что создаёт образ самих степей. Этому ансамблю следует приезжать почаще…»

газета «Стайл», 1990
Награды Ансамбля Донских казаков имени А. Квасова
1980 год
Ансамбль получает звание лауреата Ленинского комсомола

1985 год
Ансамбль  награждён «Золотой Пальмовой ветвью» на Международном фестивале фольклора в Стамбуле

1986 год
Ансамбль награждён орденом Дружбы народов

1996 год
Ансамблю присвоено почётное звание «Академический»
Контакты
Адрес: Ростов-на-Дону, ул. Большая Садовая, 170
Телефон: +7 (863) 263-56-75