|
Ансамбль песни и пляски Донских казаков им. А. Квасова
![]()
«Ты воспой в саду соловейка»
Лирический хоровод
1.
Шолоховская весна 2013
2.
Выступление в нарвском культурном центре «Женева»
21 октября 2011 г.
3.
«Шёл казачий эскадрон»
4.
«Вечор, матушка»
Всероссийский фольклорный конкурс «Казачий круг», посвящённый 65-летию Победы. Государственный Кремлёвский дворец. 20 марта 2011 г.
5.
«Ты воспой в саду соловейка»
Лирический хоровод
6.
«Молодая молода!»
Шуточная песня
7.
«Уж ты бабочка-бабёночка моя» и «Как у нашей сотни»
Казачьи песни
8.
«Уж ты ягодка красна»
9.
«Кумушки»
Шуточная песня
10.
«Мы сотни водили в походы»
11.
«Озорница»
Солистка Мария Шаршакова
12.
«Когда мы были на войне»
Выступление в Ростовской филармонии
13.
«Дон течёт издалека»
14.
«Ой, да ты Калинушка»
Солист Алексей Коляда
15.
«Деды»
Шутливый танец. Станица Каневская, 23 февраля 2011 г.
16.
«Из-за Дона песню выведу....»
Край донских казаков
![]() «Из-за Дона песню выведу»
![]() Слагая песни и танцы, казаки вкладывали в них душу и воспевали в них воинскую доблесть, дружбу, родную природу и, конечно же, реку Дон. Казачьи песни и танцы по сей день притягивают своей красотой и энергичностью. Решением заседания президиума Азово-Черноморского Краевого исполнительного комитета от 7 апреля 1936 года, принято решение о создании Дона-Кубанского казачьего хора. Первым руководителем ансамбля был Н.С. Иванов. В последующие годы коллективом руководил известный на Дону музыкант, заслуженный артист Армянской ССР В.А. Никольский. Наиболее продолжительный период в 50-60-е годы руководителем ансамбля был заслуженный артист РСФСР П.И. Лысоконь. В 1970 году решением Министерства культуры РСФСР произошла реорганизация ансамбля. Ансамбль стал называться – Ансамбль песни и пляски Донских казаков. Руководителем ансамбля назначен студент 5-го курса института имени Гнесиных А.Н. Квасов. Квасов Анатолий Николаевич – народный артист России, лауреат Государственной премии имени М.И. Глинки, профессор
![]() Сначала был горный институт, но музыка манила, будоражила, и вот неожиданное решение – дирижёрское отделение музыкального училища, а затем и Ленинградская консерватория, а позже и Москва, институт имени Гнесиных. Там он с головой окунается в атмосферу народного пения, которую он впитывал с младенческих лет. До конца своих дней Анатолий Николаевич оставался предан народной песне, великому культурному наследию донских казаков. В 1970 году А. Квасов становится художественным руководителем Ансамбля Донских казаков. В течение целого года шла усиленная подготовка новой программы. Квасов определил новую творческую направленность коллектива. В её основу были положены народно-песенные традиции Донского края. Анатолий Николаевич говорил о том, что Ансамбль Донских казаков – не фольклорный коллектив, а коллектив профессиональный, основанный на казачьем фольклоре, воплощённом в сценической форме. Большое внимание он уделял построению концертной программы, важная составляющая которой – динамическое, сквозное развитие. Квасов понимал, что условия сцены – особые условия. Народная песня из естественного существования попадает в сценическую атмосферу, и здесь она должна врасти в заданные обстоятельства условностей подмостков сцены, стать ещё более выразительной и не утратить своих первозданных качеств. А. Квасов заставил хор двигаться, создавать театрализованные картинки, применять различные хореографические движения: «приплясывания», «коленца», характерные донской традиции. Был создан единый сценический образ – обязательно темноволосые казачки с аккуратно собранными в шлычку волосами, а казаки с чубами и усами. А.Н. Квасов ввёл в оркестр духовой состав, что способствовало красочной оркестровке и выразительности звучания. Сохраняя лучшие качества казачьего фольклора, формируя лицо коллектива, А. Квасов приобрёл известность и широкую популярность. Анатолий Квасов: «Народная песня – это наше национальное достояние!» Визитная карточка южного края
![]() Одной их характерных черт концертной программы Ансамбля Донских казаков, является сочетание исторической достоверности и художественной правды. Исторические песни, былины, песенные циклы, объединённые общей тематикой, песенные «веночки», состоящие из величальных, хороводных и гулебных свадебных песен, шуточные, лирические, военные составляют основу концертных программ ансамбля. Среди казачьих песен Дона можно отметить «Байкалочку», «Ветер занавесочку» и «Ой, родимая сторона». Казачьи песни Дона имеют особую энергетику, и эти песни всегда приятно слушать. Такие донские казачьи песни, как «Батюшка Дон» или «Горница», прославляют любовь к родине и своему дому. Пожалуй, самой популярной является песня «Казачий Дон». ![]() Ансамбль песни и пляски – форма синтетическая, где хор, танцевальная группа и оркестр составляют одно гармоничное целое. Поэтому в программе ансамбля много номеров, где все участники ансамбля создают единую картинку, дополняя друг друга. Хор всё чаще двигается, приплясывает, выполняет различные «коленца». Даже оркестр не остаётся на своём привычном месте, и в нескольких номерах музыканты вместе с хором и балетом участвуют в действии. В силу исторически сложившихся обстоятельств и событий, казачья культура на протяжении веков впитала и ассимилировала традиции, нравы, быт большого количества представителей различных национальностей и этнических групп. Результатом этого многовекового развития явилось то, что в традиционной песенной культуре донских казаков можно, с одной стороны, найти много схожего в бытовании музыкального фольклора с традициями южнорусских областей России и, отчасти украинской культурой, а с другой стороны, выделить черты, присущие только донской казачьей песне. ![]() Местные протяжные песни в большинстве своём излагаются от лица мужчин или передают переживания мужчины. Наряду с этим существует репертуар, бытующий, в основном, в женской среде («бабьи песни»), которые мужчинами-казаками исполняются редко. Свадебный обряд у казаков очень схож со свадьбой южнорусской традиции. Сформировался этот обряд в относительно позднюю историческую эпоху (в период реформ Петра Первого), испытал сильное воздействие украинского фольклора (особенно это проявляется в низовье Дона, в регионах, граничащих с исконными поселениями украинцев). ![]() В песенной традиции донских казаков протяжная песня является центральным жанром, наиболее ярко воплотившим особенности стиля, форм бытования музыкально-песенного фольклора Дона. Широкораспевные внеобрядовые песни называют в народе по-разному: «вилючими», «старыми», в том числе и «протяжными». Для протяжных песен характерно прежде всего лирическое содержание, в основном, отсутствие развёрнутого сюжета. Ведущее значение в таких текстах получают детализация поэтических образов, передача реальной действительности через личные переживания, отражение нравственно-этических, общественных и семейных норм (тема героизма, разлуки с родиной, семьёй, матерью, смерть на чужбине, тема супружеской неверности, несчастной любви). И.Н. Иванова (Источник: Альманах «Русская традиционная культура» выпуск «Казачьи песни») На Дону что ни хутор, то своя запевка
![]() В программу, которая получила название «Казачий Дон – твой дух в нашем искусстве», вошли сюжетные танцы, посвящённые героическим страницам прошлого и настоящего донских казаков, также шуточные хореографические миниатюры. Прозвучали и песни – походные, плясовые, лирические.Главный «персонаж» большинства композиций – тихий Дон, символ вольной казачьей жизни.Ансамбль точно следует задаче, которую основатель коллектива Анатолий Квасов определил так: «Стремиться преподнести народные песни и танцы не только как прекрасный след прошлого, но и как живое искусство настоящего». Ансамбль постоянный участник крупнейших фестивалей страны «Русская зима», «Московские звёзды», «Северное сияние», а также различных международных форумов культуры. Высокому мастерству артистов прославленного коллектива рукоплескали восхищённые зрители многих стран Европы, Азии, Америки, Африки. Везде донские казаки получали восторженный приём. Пропаганда исторических ценностей – главная направленность коллектива.В основе концертной программы ансамбля Донских казаков, начиная с 1936 года и по сегодняшний день, – народные песенно-танцевальные и культурные традиции донского казачества: чувственная лирика, зажигательные пляски, оригинальное музыкальное сопровождение. Концерт Ансамбля Донских казаков – возможность насладиться исконно русской культурой, представленной в виде сюжетных танцев, хореографических и вокальных зарисовок, шуточных миниатюр. Ансамбль Донских казаков носит имя своего руководителя – Анатолия Николаевича Квасова. «Когда поют мужчины, то создаётся впечатление, что звучит сама земля, когда же вступает женский хор, то будто вода и ветер проносится над той землёй, что создаёт образ самих степей. Этому ансамблю следует приезжать почаще…» газета «Стайл», 1990
Награды Ансамбля Донских казаков имени А. Квасова
1980 год
Ансамбль получает звание лауреата Ленинского комсомола 1985 год Ансамбль награждён «Золотой Пальмовой ветвью» на Международном фестивале фольклора в Стамбуле 1986 год Ансамбль награждён орденом Дружбы народов 1996 год Ансамблю присвоено почётное звание «Академический» Контакты
Адрес: Ростов-на-Дону, ул. Большая Садовая, 170
Телефон: +7 (863) 263-56-75 |
|
|