Песни | Русские народные хоры  
Оренбургский народный хор
Его первые концерты состоялись в 1958 году под руководством художественного руководителя Якова Хохлова. Научный подход и художественная выразительность в воспроизведении народной жизни позволили создать своеобразный театр: каждая концертная программа хора включает не только номера как отдельные песенные и танцевальные миниатюры, но и целые представления, подобные бытующим веками зрелищ во время массовых празднеств, гуляний и обрядовых действий. В итоге на сцене отражается история и современность, героическая защита Родины и трудовые будни, праздники и быт Оренбургского казачества.
«Завалинка»
Сортировать:
по дате добавления
1. Фильм-концерт  1979 г.
2. Концерт в Кузнецке  
3. «Люблю Урал»  
4. «Как казака в армию провожали»  
5. Край Оренбургский  
6. «Оренбуржцы Казаки»  Посвящается Оренбургским Казакам
7. «Сказ о казаках»  Миасс, 2011г.
8. «Пляска казачек»  Шуточный танец в исполнении хореографической группы Оренбургского народного хора
9. «Летел голубь»  
10. «Багренье»  
11. «Завалинка»   
12. Концерт в Тольятти  Тольяттинская филармония
13. «Оренбургский пуховый платок»  
На краю Руси обширной, вдоль Урала берегов…
Так одна из казачьих песен определяет географическое расположение области. Оренбургская область известна многим как безграничный степной край, богатый пшеницей, природным газом, тёплым козьим пухом, из которого вяжут изящные пуховые паутинки и платки. Разнообразие природы богато и включает в себя как леса, так и степи и даже пустыни. История Оренбуржья богата событиями и насчитывает почти триста лет. Оренбургский край – это прежде всего населяющие его люди. А Оренбургский государственный академический русский народный хор – это гордость отечественной культуры, одно из воплощений её славных традиций. 
У истоков
Народный хор – это не просто пение, но и показ быта, танцевальной, певческой, инструментальной культуры на сцене. Выступление представляет собой не только ряд отдельных песенных и танцевальных номеров. Концертная программа соединена костюмированным сценическим действием и воспринимается как спектакль, в котором исполняются обрядовые песни, православные молитвы, самобытные танцы  казаков, записанные в разных районах Оренбуржья.
Хоровое искусство Оренбуржья, которое с честью представляет Оренбургский государственный академический русский народный хор, имеет славную, самобытную историю. Он  основан в 1958 году на базе Оренбургской областной филармонии. Репертуар коллектива на сегодняшний день насчитывает более 200 песен, 30 танцевальных миниатюр, плясок, хороводов, ряд вокально-хореографических сюжетных композиций.
Хохлов Яков Васильевич
Хохлов Яков Васильевич (1920–1985) – музыкальный деятель и педагог. Талантливый музыкант и фольклорист, заслуженный артист РСФСР. Создатель и первый художественный руководитель  Оренбургского государственного русского народного хора (годы работы 1959–1973).
Образование получил в Московском институте имени Гнесиных, затем преподавал в Чкаловском музыкальном училище.  Главный принцип его работы – бережное отношение к трудам собирателей и исследователей художественной культуры народа. Цель своей работы он видел в том, чтобы помочь песне обрести новую жизнь на сцене. Он возглавлял коллектив долгих 15 лет и внёс неоценимый вклад в развитие культуры народного творчества Оренбургского края. Именно Яков Васильевич впервые стал включать в программу не только песни советских композиторов, но и народные. Именно ему принадлежит идея создания больших музыкально-танцевальных полотен, которые впоследствии прославят хор и на родине, и далеко за её пределами.
Создатель хора Яков Васильевич Хохлов в первые программы включал такие народные песни, как «Поехал казак на чужбину», «Стоит казачка у ворот» и другие. Всё это бытовало в станицах старинной пограничной казачьей линии и возродилось в традиционных театрализованных народных действах: «Казачья свадьба», «За Уралом за рекой казаки гуляют» и других художественных полотнах и отдельных номерах.
Хохлов – автор песен и вокально-хореографических композиций «Пугачёвская вольница», «Оренбургская масленица», «На горе-то калина», «Оренбургский казачок» и других.  

Райкова Людмила Ивановна
Райкова  Людмила Ивановна (1931–2008), верная сподвижница Я.В. Хохлова, руководила хором с 1973 по 1986 год. Заслуженная артистка России.
Райкова Людмила Ивановна родилась в Оренбурге. Мать, Александра Леонтьевна, очень любила музыку и стремилась передать эту любовь своей дочери. Маленькая девочка с упоением слушала по радио выступления русского народного хора имени Пятницкого. Со временем она изучила почти весь репертуар этого коллектива наизусть. Райкова поступила в Оренбургское музыкальное училище на дирижёрско-хоровое отделение, а сразу по окончании его – в Саратовскую консерваторию имени  А.В. Собинова.
В 1959 году она приехала в Оренбург готовить дипломную работу и совершенно случайно попала на концерт только что созданного Я.В. Хохловым русского народного хора. Она была настолько потрясена зрелищем, что решила связать свою жизнь только с народной песней. Бывший ректор Саратовской консерватории, заслуженный деятель искусств РСФСР, профессор Л. Христиансен, узнав, что Людмила Райкова собирается работать в народном коллективе, прочитал только ей одной весь курс лекций по истории народного хора.
Сначала она становится хормейстером, а потом и художественным руководителем хора. Много лет собирала золотые россыпи казачьего фольклора. И как итог – в 2000 году вышел составленный ею сборник песен из репертуара коллектива «Ой ты, батюшка Оренбург-город!». С 1985 года Людмила Ивановна Райкова работала преподавателем Оренбургского музыкального училища, где было открыто отделение народного пения, а с 1998-го – в институте искусств, где являлась профессором кафедры вокального искусства. Райкова – автор программы по методике собирания и расшифровки записей народной музыки. В 2005 году вышел в свет её авторский альбом «История народного костюма и прикладное искусство России».
За свой труд  Л.И. Райкова награждена орденом «Знак Почёта», медалью «За доблестный труд» и многими почётными знаками. Ей также была вручена медаль «За заслуги перед Оренбургом» 1-й степени.

© 2014 Портал Культуры Оренбургской области


Позднеев Владимир Александрович – художественный руководитель Оренбургского государственного академического русского народного хора с 1987 года, народный артист Российской Федерации.
Родился в  1958 году в городе Волоколамск Московской области. Окончил Московский музыкально-педагогический институт имени Гнесиных по классу профессоров Н.В. и Н.К. Мешко. Учился в аспирантуре этого института, преподавал в нём и одновременно руководил одним из московских хоров.  В.А. Позднеев в 1987 году возглавил Оренбургский государственный русский народный хор, художественным руководителем которого является по сей день. Ровесник коллектива, он воспринял уже сложившиеся традиции и делает всё для их сохранения и преумножения.
В новой творческой атмосфере раскрылись и новые грани его таланта.
Для Позднеева-композитора хор оказался своеобразной «творческой лабораторией», в которой исполняются и находят признание у слушателей его лучшие произведения. Песни, изданные в 12 сборниках, также входят в репертуар различных российских исполнителей.
Для Позднеева-руководителя хор – это самобытный театр, каждая концертная программа которого представляет собой психологически точные и остроумно подмеченные картины народной жизни. В.А. Позднеев не боится экспериментов: им была поставлена программа музыкальная сказка «Морозко»; хор был участником концертов X Московского Пасхального фестиваля, дирижер – В. Гергиев (2012), II Фестиваля академической музыки «Оренбургские сезоны Дениса Мацуева» (2012) и знакового концерта народного артиста России Д. Хворостовского «К Отечеству – с любовью» (2013).
Для Позднеева-педагога коллектив – это высшее музыкальное учебное заведение, на базе которого созданы детские ансамбли «Зёрнышко» и «Забава».  

© 2012 ГАУК «Оренбургская областная филармония»
Из воспоминаний
Оренбург славился издавна песнями. Особенно много песен звучало казачьих. Потому что наш Оренбург – казачий Оренбург и многонациональный. Исторические песни оренбургских казаков обработаны Павлом Малым, который собирал песни, сложившиеся во время крестьянской войны под руководством Емельяна Пугачёва. Вот песню он написал: «Ой да ты, батюшка Оренбург-город» – славная песня, очень хорошая. Её иногда поют даже и в нынешнем репертуаре. А ещё мы пели «Скакал казак через долину», «Во горенке во новой», были рекрутские песни с напевов, их пел в основном мужской хор: «Узник», «Прощай, любезная сторонка», «Чёрный ворон». И чудесные свадебные песни исполнялись – «Летел голубь мимо садику», «Елынька».
Приезжали в Оренбург специальные художники по костюмам, они ходили по музеям, составляли эскизы, по этим эскизам шились костюмы. Приезжали закройщики из Ленинграда, из Москвы. Готовилась, например, программа «Пугачёвская вольница», там и танцы, и песни, и свадебные обряды, и к этой программе шили костюмы. Со временем, через каждые 2-3 года, эта программа менялась. Программ было много, потому что в ту пору было очень много песенного материала. Специалисты по фольклору ездили по сёлам, по районам, записывали старинные песни, свадебные обряды, прибаутки, шутки. А наши композиторы это всё обрабатывали, и всё выносилось на сцену. Программы были красочные, красивые.
Летом очень много ездили мы с концертами по сёлам, всю область объехали. Ездить приходилось на открытых машинах. Помню, в 60-е годы в Домбаровский район поехали в автобусе, а за нами на грузовых машинах везли спальные принадлежности: матрасы, одеяла. В отдалённых от райцентра местах не было гостиниц, и нас расселяли на ночь в школах, интернатах. Мы выступали в степи, на полевых станах, на зернохранилищах. Сооружали сцены прямо на полевых станах: подъедет машина с откидными бортами, откроют борт – вот и сцена вам. Приедем все грязные, умоемся – и на сцену. Пели на солнце, в жару, после дождя – в любую погоду, в любое время: и днём, и ночью. Люди же после работы должны были управляться с домашним хозяйством, подоить коров. Ждём. Концерт, бывало, проходил в 11-12 часов ночи. Вспоминаю это время – какие мы были! Молодые же! Наш хор даже пел в фильме «Иван Бровкин на целине», который снимался в Адамовском районе. Вот какие мы!
А зимой, осенью и весной катались по всему Советскому Союзу. Арендовали два вагона, и мы там жили по две семьи в купе. Ездили по два с половиной месяца. Не верьте тем, кто говорит, что жизнь артиста – одно веселье, ведь это очень тяжёлая, трудоёмкая работа. Всё было – и холод, и голод, зато побывали и на Дальнем Востоке, и в Сибири, на Сахалине, в Средней Азии, в Прибалтике – в общем, повидали всю нашу необъятную страну. В Москве тоже были частыми гостями, приезжали туда на разные фестивали, праздники разные. Ну, повидали много людей разных и на стройках Братской ГЭС, БАМа, КамАЗа, у строителей газопровода «Союз». Каждый город по-своему красочный, по-своему красивый. Мы в первую очередь, как только приезжали туда, гуляли по городу, смотрели достопримечательности, покупали открытки, сувениры.
Вспомним, братцы-оренбуржцы
За полвека вдохновенного творчества хор накопил золотой фонд  песен, танцев и вокально-хореографических композиций, основанных на фольклоре и исторических событиях Оренбургского края. Центральное место в каждой концертной программе занимают произведения крупных форм, последняя наиболее интересная программа Оренбургского хора носит название «Вспомним, братцы-оренбуржцы», она тесно переплетается с фольклорным материалом оренбургских и уральских казаков. Сюда входят большие композиции, шуточные танцевальные миниатюры, задорные свадебные песни, обработки старинных казачьих песен.  Программа «Вспомним, братцы-оренбуржцы» в полном объёме отобразила широчайшую культуру и быт оренбургских казаков. Посвящение в казаки, проводы, свадьба, картины боя, старинные казачьи и народные песни всегда принимаются с восторгом. Вокально-хореографическая постановка «Проводы казака на службу» раскрывает образ и традиции оренбургского казачества.  
Особый эффект программе придают сценические костюмы: у мужчин это стилизованная форма оренбургских казаков, концертные костюмы выполненные в традиционно русской манере, ослепительно яркими выглядят костюмы женщин – русские расшитые сарафаны, богатые казачьи кофты и усыпанные самоцветами кокошники.
Центральное место в каждой концертной программе занимают произведения крупных форм, например вокально-хореографическая композиция «Багренье». Это рассказ из жизни казаков о ловле рыбы баграми. Композиция «Багренье» построена на казачьем фольклоре Урала.  А.С. Пушкин в своих записках об Оренбургском крае описал семь способов багренья рыбы в реке. Такое разнообразие этого необычного способа ловли рыбы даёт возможность его участникам блеснуть силой и удалью, похвастать сноровкой. Вся деревня приходила посмотреть на багренье. Со сцены звучит вереница песен и шуточных припевок. Девушки, одетые в яркие костюмы, шутками и озорными частушками подбадривают парней. Те с заразительной удалью отвечают им. В финале, когда из проруби добыт огромный осётр, на сцене воцаряется общее праздничное веселье.

Опубликовано в газете «Южный Урал» 20.01.2009 г.
История песни
Песня «Оренбургский пуховый платок» стала не только визитной карточкой хора, но и своеобразным позывным степного края.
В 1958 году, когда в Оренбурге создавался русский народный хор, работники местной филармонии решили пригласить для подготовки песен в его первой программе композитора Григория Пономаренко и поэта Виктора Бокова. Они согласились. Приехали в Оренбург, поездили по области и даже сочинили несколько песен: «Выходил на поля молодой агроном», «Ой, снег-снежок, белая метелица...» Так что время, проведённое на Южном Урале, не прошло для них даром. Но полного удовлетворения не было. Не «шла», как говорят, песня, которая могла бы стать запевкой всей программы, которой новый коллектив должен был бы заявить о себе миру.
Так и уехали бы они из гостеприимного уральского города, если б не случай. Поиск сувениров привёл их на местный рынок, в торговый ряд, где продавались знаменитые оренбургские пуховые платки. Виктор Боков выбрал себе самый лучший, и в тот же день в Загорск (ныне Сергиев Посад), где жила его мама, была отправлена посылка.
– Я представил себе, –  вспоминал поэт,– как в зимний, холодный вечер на её плечи ляжет эта тёплая, затейливая, пушистая вязь. И тут, словно ниточка в пряже, потянулись одно за другим слова искомой песни. Не выходя из здания почты, на бланке телеграммы я записал весь её текст.
Пономаренко, когда прочитал, ахнул от восторга. И пока они возвращались в гостиницу, уже созрела мелодия.
Друзья-соавторы расцеловались на радостях и тут же, не откладывая, отправились на репетиционную базу Оренбургского хора. Виктор Боков прочитал стихи и стал их диктовать, чтобы девушки записывали, а Пономаренко наигрывал по ходу чтения мелодию на баяне.
– Не удалась нам первая репетиция, – рассказывал композитор.  –  Певиц- то наших, приехавших после учёбы по распределению в Оренбург из других мест, от мам их родных оторвали. «Оренбургский платок» напомнил им о родном доме, вот и всплакнули девчата. А после слёз, как известно, голоса «садятся».
Да тут ещё директор филармонии зашёл их послушать (до этого он, по-моему, мукомольной фабрикой руководил).
– Что вы тут нюни развели! – говорит. –  Не пойдёт эта песня, не отображает она производственного процесса, не стучат в ней станки или челноки хотя бы. Вы уж лучше про коз наших что-нибудь сочинили, из чьего пуха пряжа на платки оренбургские идёт...
Так и уехали мы с Боковым, как говорят, несолоно хлебавши. Расстроились очень. А через некоторое время получаем из Оренбурга письмо: «Спасибо за песню! Очень она удалась. Девушкам нашим, хористкам, связали оренбургские платочки-паутинки.
Выходят они на сцену, рассаживаются кружочком, накидывают на свои плечи эту паутинку. Поют и плачут. И в зале не без того... По многу раз подряд петь "Оренбургский платок" заставляют. Иной раз ведь и сладкое надоедает. А тут: только начнут хористки на аплодисментах хоровод плясать, зал встает и скандирует: "Оренбургский плато-о-о-к! Оренбургский плато-о-о-к!". И мы её вновь затягиваем вместе с залом».
Очень любил Григорий Фёдорович Пономаренко, как эту песню пела Людмила Зыкина, считал её трактовку и исполнение эталонным.

Юрий Бирюков


Фестиваль «Оренбургский пуховый платок»
Именно с творчеством хора связано появление на свет Всероссийского фестиваля народного искусства «Оренбургский пуховый платок»,  который почти четверть века собирает в Оренбурге лучших исполнителей народных песен, известные танцевальные коллективы и оркестры народных инструментов со всей России. Фестиваль профессионального народного искусства проводится ежегодно с 1988 года. У его истоков стояла народная артистка СССР Людмила Зыкина. За историю более чем в четверть века участниками этого масштабного фестиваля становились такие легендарные коллективы, как Волжский, Уральский, Омский и Кубанский народные хоры, государственный хор имени Митрофана Пятницкого, Государственный академический ансамбль народного танца имени Игоря Моисеева и многие другие замечательные российские исполнители.
Оренбургский хор служит русской культуре, русскому искусству. Коллектив выступал с концертами в Кремле, в ряде крупнейших столичных залов всех республиканских и областных центров и крупных городов на территории России, во многих сёлах. С большим успехом хор представлял культуру России на гастролях в странах СНГ, десятках зарубежных  стран – Китае, Японии, Корее, США, Германии, Греции, Франции, Испании, Бельгии и других. Выступления хора на международных, всесоюзных и российских фестивалях и конкурсах отмечены золотыми медалями и  дипломами, высокими оценками в прессе.
В 1961 году хор получил статус государственного коллектива, с 1997 года носит высокое звание «Академический».
Руководители Оренбургского хора
Художественный руководитель: народный артист России Владимир Позднеев
Директор: заслуженный работник культуры России Игорь Голиков
Контакты
Адрес: 460000, Оренбург,  ул. Пролетарская, д. 39
Телефоны: 8 (3532) 77-90-53; 8 (3532) 77-17-84