Песни | Русские народные хоры  
Омский народный хор
Прославленный Омский русский народный хор известен по всей России и за рубежом как ярчайший пропагандист русской культуры. Омский хор – сокровищница песенных традиций, зажигательных самобытных плясок, непревзойдённый исполнитель произведений современных композиторов, работающих в народной стилистике. Он был создан в 1950 году. «Любовь и гордость земли сибирской» – именно так назвал Омский народный хор один из зарубежных критиков после очередных гастролей коллектива. «Дейли телеграф», одна из наиболее популярных и многотиражных газет в Великобритании, дала высокую оценку программ Омского хора: «Омский народный хор не назовёшь только реставратором и хранителем старой народной песни. Он сам – живое воплощение народного творчества наших дней, он выразитель массовых настроений, чаяний нашего времени».
Концерт
Запись 2013 г.
Сортировать:
по дате добавления
1. Омский хор в Австралии  1964 г.
2. Концерт   Запись 2013 г.
3. «Куда бежишь, тропинка милая»  Музыка Е. Родыгина, слова А. Пришелец
4. 55 лет Омскому хору. 2-е отделение  Танцы: Кадриль, Триптих, Ямщина, Ложки, подгорная
5. 55 лет Омскому хору. 1-е отделение  Танцы: Чай чаёк, Веретено, Гармонь, Русский перепляс
6. Концерт. 2-е отделение  Программа, показаная в Каннах 27.09.2013 г.Танцевальные номера: Пимы, Кто кого, Веретено, Хлопуха, Край сибирский
7. Концерт. 1-е отделение  Программа, показаная в Каннах 27.09.2013 г. Танцевальные номера: Масленица, Ямщицкая пляска, Платки, Ложки, Потеха
8. «В чистом небе»  Музыка Е. Кузнецова, слова В. Бокова
9. «Славное море, священный Байкал»  Музыка Ю. Арнольда, слова Д. Давыдова
10. «Погас закат за Иртышом»  Музыка В. Иванова, слова Я. Журавлёва
11. «Медведь»  Сибирская игровая пляска. 1953 г.
Сибирь, Сибирь…
Сибирь – одно из самых привлекательных мест на Земле. Душа замирает от ощущения той мощи и необузданной силы, которые таятся в сибирской земле! Омская область – один из её уголков. Природа Омского Прииртышья уникальна. Открывающаяся с высокого яра красочная панорама величавого Иртыша вызывает особое состояние души. Среди бескрайних просторов Западной Сибири возможна встреча с первозданной природой:  сменяют друг друга с севера на юг природные зоны – тайга, лиственные леса и степь предоставляют возможность наблюдать буйство прелестей природы Азиатской России на протяжении одного путешествия. Здесь можно увидеть нетронутые человеком заповедные уголки сибирского урмана, где можно встретить остатки дикой природы — медведей, лосей, кабанов. Героическая летопись Омской области знает и эпические столкновения с калмыцкими ордами, и триумф над царём Сибири: каждый курган здесь дышит историей. Сокровищница песенного фольклора Сибири – Государственный Омский народный хор.
1950-й
В этом году из числа талантливой, поющей и танцующей молодёжи Сибири был создан Омский русский народный хор. Основатель и первый руководитель хора – Елена Калугина.  Эмблема хора – пляшущий медведь с балалайкой – объездила с коллективом весь мир: от Чехословакии до Новой Зеландии. Омский русский народный хор известен по всей России и за рубежом не только как ярчайший пропагандист русской культуры и сибирского песенного фольклора, но и как замечательный исполнитель произведений современных композиторов, работающих в народной стилистике.
Калугина Елена Владимировна
Калугина Елена Владимировна (1902–1962) – выдающийся деятель культуры и искусства Омской области, хормейстер, концертмейстер, педагог, композитор, фольклорист, организатор и руководитель профессиональных и любительских хоров в Омске, основатель Омского академического русского народного хора. Калугина  являлась художественным руководителем хора с 1950 по 1962 годы.
А к профессии хормейстера Елену привел такой случай. «Однажды, примерно в 1920 году, – пишет в воспоминаниях о матери профессор Российской академии музыки имени Гнесиных Нонна Васильевна Калугина, – в дом вошёл незнакомый мужчина. Домашние не раз видели его из окна и за глаза называли ″комиссаром″, судя по одежде и выправке. Обращаясь к Лене, он сказал примерно следующее: ″Я часто слышу, проходя мимо вашего дома, как хорошо вы играете и поёте. Не могли бы вы прийти в клуб и разучить какие-нибудь песни с хором рабочих?″ После некоторого замешательства мама согласилась». Так начался её путь в хормейстеры.
Она посвятила всю свою жизнь благородному делу пропаганды русского народного творчества. Выпускница Омского музыкального училища, педагог, Е.В. Калугина работала певицей на радио, концертмейстером хореографического коллектива, вела вокальные кружки, являлась организатором нескольких хоровых коллектив города. Среди них – хоровые капеллы, хор радио, хор театра музыкальной комедии, многочисленные любительские хоры.
Но особым этапом в творческой биографии Е. Калугиной стало создание Омского русского народного хора. Безмерно одарённому музыканту Елене Владимировне удалось быстро, в течение нескольких месяцев, сделать массу записей сибирских песен и обработать их для своего состава хора. Бесценная заслуга Е.В. Калугиной состояла в том, что она не пошла по пути подражания уже известным коллективам, а взяла за основу подлинно сибирское народное творчество, сохранив исконную стилистику песни и танца.
Она ездила в экспедиции за песнями по глухим деревушкам, желательно таким, чтобы и радио не было, тогда можно перенять у старушек самобытную манеру истинно народного исполнительства.
Всегда подтянутая, в строгом костюме или платье с кружевным воротничком, с аккуратной причёской, она входила в репетиционный зал, как будто луч света появлялся из-за дверей. Заряжала всех хорошим настроением, а угрюмой артисты её и не видели. Вся работа – на одном дыхании и творческом подъёме. Она сама давала музыкальное образование своим «деточкам». В Москве знакомила их с Лемешевым и водила в радиокомитет слушать записи ведущих хоров, а на гастролях в Риге обязательно посещали органные концерты. Преподавала сольфеджио и часто назначала индивидуальные репетиции дома: одному артисту в 10, другому – в 11, третьему – в 12 и так далее. В филармонии был тогда только один зал для репетиций. Да ведь и квартира Калугиной не хоромы. Сначала была однокомнатная на Красном Пути, где она жила с мужем и двумя дочерьми. И в этой-то тесноте принимала она своих подопечных!
У Елены Владимировны занималась певица Людмила Зыкина. В 50-е годы она часто приезжала в Омск на гастроли: пользовалась любой возможностью, чтобы позаниматься с талантливым педагогом.



Уже несколько лет в Омске проходит Межрегиональный фестиваль-конкурс русской песни имени Е.В. Калугиной. В год 110-летия со дня рождения основательницы и первого художественного руководителя Государственного Омского русского народного хора Омская филармония издала нотный сборник «На калине белый цвет…». В него вошло 29 сибирских народных песен для разных составов хора в обработке Елены Калугиной, а также две её авторские песни в народном стиле. «Это не мёртвый груз и не объект для музея. Это готовые к исполнению произведения, которые можно и нужно использовать», – отметил заведующий отделением народного хорового пения Свердловского музыкального училища имени П.И. Чайковского, заслуженный работник культуры РФ Владимир Виноградов.

1978 г.
История Омского хора
Людмила Зыкина с артистами Омского хора
Юровский Юрий Львович
Юровский Юрий Львович (1914–1989) – директор Омской филармонии, первый директор Государственного Омского русского народного хора, заслуженный работник культуры РСФСР.  
Свыше 20 лет (с 1949 по 1971) Юрий Юровский работал директором главной концертной организации Омской области. В годы его руководства были созданы все основные творческие коллективы Омской филармонии, в том числе Омский симфонический оркестр, эстрадные ансамбли «Омичи на эстраде» и «Сибирью рождённые», «Ритм-балет» и другие.  Во многом благодаря ему коллектив Омского хора достиг таких огромных успехов. Великолепный организатор, тонкий психолог, который умел увидеть способных людей, в начале 1950 года Юровский стал директором Омской областной филармонии и вместе с Е.В. Калугиной начал работать над созданием  Омского русского народного хора. Именно он подбирал руководителей и приглашал артистов со всей Омской области и других регионов России в новый коллектив. Так, Юровский отыскал в глухой сибирской деревеньке песенницу Аграфену Оленичеву, переманил великолепного балетмейстера Якова Коломейского, пригласил из хора имени Пятницкого солистку Марию Селиванову.  Сам же взял на себя общее руководство хором и многие годы являлся одновременно директором филармонии и директором Омского хора. В ноябре 1971 года по приглашению министра культуры Екатерины Фурцевой Юрий Львович Юровский был назначен Генеральным директором организации «Российский концерт» в Москве.

Пантюков Георгий Николаевич
Пантюков Георгий Николаевич (1922–1994), народный артист России СССР и РСФСР, лауреат Государственной премии РФ имени М. Глинки, возглавлял Омский хор с 1962 по 1994 годы.
Георгий Пантюков родился в Москве. В годы Великой Отечественной войны сражался на фронте в составе авиационного полка. Окончил дирижёрско-хоровое отделение Московского музыкального училища имени Октябрьской революции, затем Московскую консерваторию и её аспирантуру.  Профессиональная деятельность Георгия Пантюкова началась в годы учёбы. В 1951–1952 годах – главный хормейстер группы войск ВВС в ГДР. В 1952–1962 годах работал главным хормейстером в Московском областном ансамбле песни и пляски «Трудовые резервы», одновременно в 1957–1962 годах – главным хормейстером хора имени Пятницкого. Пантюков награждён орденом Отечественной войны, орденом «Знак Почёта», медалью «За победу над Германией в Великой Отечественной войне».
Имя Георгия Пантюкова вписано золотыми буквами в историю Государственного Омского русского народного хора. Выдающийся музыкант и педагог, он стал достойным преемником и продолжателем лучших традиций русского хорового пения, основы которого были заложены Е.В. Калугиной. Творческая многогранность Пантюкова помогла ему осмыслить не только русское песенное творчество, но и глубоко проникнуть в культуру других народов мира. Зарубежные программы пополнились обработками греческих, итальянских, французских, английских песен. Но главную линию творчества  Г. Пантюкова несомненно составляли вокально-хореографические сцены-картины для хора и народного оркестра, а также вокально-хоровые сюиты, основанные на народном фольклоре. При Пантюкове хор пел и русские народные песни, и сибирские фольклорные, и советские патриотические. Кроме того, в паре с хореографом Яковом Коломейским – вместе они проработали восемнадцать лет – были созданы необыкновенно красивые хорео¬графические композиции и задорные народные танцы. И всё это рождалось из реальной жизни, из увиденного и услышанного на деревенских посиделках где-нибудь в сибирской глуши.
В программе  хора – произведения мэтра: вокально-хореографические композиции «Масленица», «Омские заковыки», обработки русских народных песен «Уж ты, ель моя», «Пошла млада по воду», «Гибель Ермака» и авторская песня «А сердце грустит», бережно сохраняемые коллективом.
Награды и премии
Сегодня артисты хора – неоднократные призёры многочисленных конкурсов и фестивалей. Однако памятна самая первая награда – I-я премия и золотая медаль Всемирного фестиваля молодёжи и студентов в Бухаресте (1953 год). 30 тысяч участников фестиваля из 111 стран, 33 коллектива со всей планеты. Аплодировать не положено. Но после первого же номера омичей – удалой песни «Ковыль, ковылёчек» – в зале с тремя тысячами зрителей поднялась буря восторга. Все не только хлопали в ладоши, но и вскочили на ноги, дружно скандируя «браво!» Шквал общей радости захватил и судей. Они встали. Дебют за границей был блестящим – первое место, золотая медаль. Признание словно подстегнуло вдохновение Елены Владимировны, она почувствовала, что выбрала правильный путь.



В 1971 году Омский хор отправился в необычную концертную поездку – соревноваться в Москве со знаменитым хором имени Пятницкого. Члены жюри Министерства культуры после жарких споров пришли к решению: «Государственной премией имени М. Глинки наградить оба коллектива».
Омский хор долгое время являлся полномочным представителем русской культуры более чем в 30 странах мира (США, Англия, Австралия, Новая Зеландия, Италия, Франция, Греция, Израиль, Германия и другие).
Отмеченный многочисленными наградами, лауреат международных и всесоюзных конкурсов, хор является одним из ведущих профессиональных народных коллективов России. Теплота и искренность исполнения народной песни, яркие, запоминающиеся пляски, прекрасные голоса солистов – вот составляющие неизменного успеха концертной деятельности Омского народного хора.  А симпатичный пляшущий мишка,  эмблема хора, как и много лет назад, продолжает свой триумфальный путь по концертным площадкам Омского края, городам России и зарубежья.  
Выступления этого коллектива всегда оставляют неизгладимое впечатление. Красота сибирских мелодий, чудесные узоры народных танцев, озорство и удаль русской души – всё это покоряет зрителей на концертах хора.  

Веретёнце
Веретёнце
Женская балетная группа
Зимний сюжет
Край сибирский
Край сибирский
Край сибирский
На лавочке
Омская круговерть
Пимы
Пимы
Русский перепляс
Сибирская топотуха
Сибирские ложкари
Русские красавицы
Хлопотуха
Хор
Хор
Хор
Хор
Хор
Хоровая группа
Шолоховская весна
Омские заковыки
Наряду с песнями и танцами из «золотого фонда» коллектива: лирической песней «Погас закат за Иртышом», ставшей визитной карточкой коллектива, удалым переплясом ямщиков в номере «Ямщина», сибирской удалью в «Край сибирский, богатырский» и т.д., в программу входят новые песни и хореографические постановки. Танцевальные картинки, зарисовки, вокальные и хореографические шутки – именно так можно охарактеризовать жанровую разновидность номеров программы.
Танец «В сибирской бане» с юмором рассказывает о том, как попав первый раз в баню, человек неожиданно становится профессиональным парщиком. Мужской «Танец с пиджаками» – это история о том, что произошло с городским парнем, оказавшимся в деревне. В номере «Жили у бабуси» через характеры животных артисты отражают психологию человека. «Кадриль со зрителем» подразумевает общение со зрителями: в сценическое действо танцоры вовлекают публику. «Хлопуха» – мужская пляска, в которой танцоры соревнуются в ловкости, выявляя лидера. Этот танец исполняется без музыкального сопровождения. Хлопками, притопами, артисты сами себе создают аккомпанемент. «Омская крутеха» – девичий танец, построенный на вращениях. Основа «Топотухи» – это дробь каблучками, без которой немыслимы русские народные танцы. Сильные, резкие! Частые удары ногами в пол превратятся в исполнении омских артистов в красивую и зрелищную комбинацию.
Яркие костюмы, профессиональные танцоры и певцы, а также самобытная программа никого не оставит равнодушным. На каждом выступлении государственного омского народного хора зал аплодирует стоя.
В сибирской бане
В сибирской бане
В сибирской бане
В сибирской бане
Дед и баба
Дед
Жили у бабуси
Жили у бабуси
Масленица
Пересуды
С балалайками
Сибирская потеха
В сибирской бане
Танец с пиджаками
Шутка
Шутка
Шутка
Ах вы, сени (шутка)
Ах, вы, сени (шутка)
Шутка
Ямщицкая пляска
Зимние сибирские забавы
Катание на санях, хороводы и даже кулачные бои можно увидеть на сцене концертного зала в программе «Зимние сибирские забавы». В вокально-хореографической композиции задействованы оркестр, хор и танцевальная группа. Жанр спектакля авторы обозначили как народный мюзикл.
«Сибиряк не тот, кто мороза не боится, а кто умеет мороза "хорониться"», – приговаривали в минус сорок в годы столыпинской реформы переселенцы со всей России. Пимы, дохи, кафтаны, подбитые мехом. Особое внимание – головному убору.
Полторы тысячи метров тесьмы и больше километра ткани. На костюмы для новой постановки омского хора не поскупились. Сибиряки, судя по старинным снимкам и заметкам в газетах начала прошлого века, толк в моде знали. Концертные костюмы шили по лекалам подлинной одежды. Её нашли в экспедициях по сибирским деревням. Песенный материал тоже в глубинке отыскали.
«Вся музыка, все песнопения созданы на основе сибирских песнопений. Например, от песенницы Клавдии Михайловны Окуневой из села Муромцево. Многое было взято из интонационного материала первого музыкального руководителя хора  Виктора Ивановича Иванова. И вся музыка соблюдает традиции, которые были заложены ещё в пятидесятые годы при Елене Владимировне Калугиной», – отмечает художественный руководитель Государственного Омского русского народного хора Александр Зобов.
Добыть петуха с обледенелого столба, взять крепость снежную, вылепить снеговика, а после пельменей отведать и в бане попариться. Пляску каждая губерния свою предпочитала. Потому такая многогранная хореография в Прииртышье.
«Очень многое хотелось сделать ассоциативным: чтобы люди, которые пришли на концерт, себя узнали в детстве, когда их в деревню отправляли зимой. Чтобы эти чувства, эмоции всколыхнули нашего зрителя»,– говорит главный балетмейстер Государственного Омского русского народного хора Зуфар Толбеев.
Калейдоскоп народных картинок на сцене больше часа. Хор – ещё и танцует, балет – ещё и поёт. Так что и в минус сорок мороз сибиряку не страшен.
Снежки белые
Новая программа хора – «Зимние узоры». В неё вошли как постановки из «золотого фонда» Омского хора: «Ямщицкая пляска», «Ложкари», «Пимы», – так и новые номера. Наряду с «классическим» репертуаром звучат народные песни, собранные в экспедициях и обработанные главным хормейстером коллектива Олесей Сидорской: «Ой, вы морозы», «Сизой орел», «Снежки белые», «На улице веется» и другие. В программу «Зимние узоры» вошёл большой блок произведений, созданных Аграфеной Оленичевой. В их числе «Белым снегом», «Как за лугом», «Сызмалешенька». Именно им омский коллектив был обязан своему головокружительному взлёту к славе одного из лучших хоров страны. Помимо хорошо известных номеров, артисты  исполняют премьеру сюиты на темы из трёх песен Оленичевой. В 50-х годах прошлого столетия исполнялись первая часть, вошедшая в состав сюиты, «По барабинским степям», и третья – «За бугром, Иртышом». Вторая композиция «Берегом, увалом моим шла» оказалась в забвении. Нынешние руководители Омского русского народного хора Олеся Сидорская и Владимир Евдокимов восстановили этот незаслуженно забытый репертуар. Все три части сюиты объединяет единый творческий лейтмотив: они рисуют картины сибирской природы, родного края.
В программу концертов Омского хора включены лучшие патриотические, лирические и шуточные номера из его многолетнего репертуара. Это и полюбившиеся омичам вокально-хореографические композиции «Русский перепляс», «Подгорная», «Чебатуха», но главное – премьерные номера: песня «О хлебе», песенная композиция «Триптих», русские народные песни «Тонкая рябина», «Я по улице гуляла, молода», «Тает речка», вокально-хореографические композиции «Сударушка», «Ложкари» и многие другие.
Программа Государственного Омского русского народного хора сложилась в спектакль о людях крепкого духа, богатырского здоровья, радостных, неунывающих, закалённых суровым климатом.
Зимние Святки
Удалась ярмарка
Зимние святки
Зимние святки
Зимние святки
Зимние святки
Чаепитие
Руководители Государственного Омского русского народного хора
Художественный руководитель Государственного  Омского русского народного хора: Александр Зобов
Главный балетмейстер: заслуженный артист России, заслуженный деятель искусств России Зуфар Толбеев

 
 
Контакты
Телефоны: +7 (3822) 51-59-56,   +7 (3822) 51-61-95,   +7 (3822) 51-41-10