Песни | Русские народные хоры  
Уральский народный хор
Хор был основан на Урале в самый разгар Великой Отечественной войны, музыковедом, педагогом и собирателем музыкального фольклора Львом Львовичем Христиансеном, который до 1959 года оставался его художественным руководителем. В годы войны артисты хора не раз бывали на фронтах, выступали перед ранеными в госпиталях. Уральский хор имеет свою визитную карточку, это – разнообразный песенный репертуар: свадебные, игровые, шуточные и плясовые народные песни. Красочны и самобытны лирические танцы, вихревые пляски и кадрили, хороводы, танцевальные картинки и сюжеты, поставленные на основе фольклорного материала Уральского края.
«Под окном черёмуха колышется»
Сортировать:
по популярности
1. «Куда бежишь, тропинка милая…»  
2. «Белым снегом»  
3. «Под окном черёмуха колышется»   
4. «Белым снегом»  
История создания хора
Урал завораживает своей красотой. Прекрасный, могучий, гордый край. Горы с причудливыми вершинами, озёра с чистой прозрачной водой и причудливыми живописными берегами, множество рек, которые пересекают обширные леса, россыпь самоцветов в недрах гор, уральские заводы, уральская история. Урал – это легендарный каменный пояс, граница двух континентов. Песни народов этого края отражают восхищение и любовь к уральской природе, которая удивляет своим величием.
В июне 1943 года при Свердловской филармонии на базе самодеятельных хоров сёл Измоденово Белоярского района, Покровское Егоршинского района, Катарач Буткинского района, М. Лая Кушвинского района был организован Уральский хор.
Он родился в самый разгар Великой Отечественной войны, когда шли ожесточённые бои, когда в тылу ковалась победа над врагом. Это было время патриотического подъёма, который выражался  во всём: художественных произведениях, музыке, песнях. В годы войны артисты хора не раз бывали на фронтах, выступали перед  ранеными в госпиталях.
Сейчас в Уральском хоре – более ста человек: это хореографическая труппа, хор и ансамбль музыкантов. В репертуаре коллектива – уральские народные песни, композиции профессиональных и самодеятельных композиторов.
Какой великолепный, какой благодатный материал нашёл бы в истории Уральского народного хора возможный сценарист или режиссёр, задумавший создать свою постановку! Сначала предстали бы перед зрителями голосистые ребята и девчата самых разных профессий: комбайнёры, доярки, поварихи, птичницы. Они научились петь ещё на посиделках, на деревенских свадьбах, они переняли от своих матерей и бабушек десятки песен: проголосных, исторических, солдатских, лирических, бытовых, искусно сочиняли подголоски, умели украшать мелодии красивыми узорами. А какие задорные частушки, не в бровь, а в глаз, выдавали здесь на каждом шагу! Жители этих старинных уральских сёл чаще других золотыми самородками сверкали на областных смотрах народного творчества, им было суждено стать первыми артистами нового песенного коллектива.
Безусловно, только бережное отношение к старине и традициям, могло создать такой уникальный организм, каким и является сегодня Уральский народный хор.  В первую концертную программу, которая создавалась в напряжённой работе, вошли изумительные по красоте звучания старинные проголосные песни – «Белы снежки», «Поля». Были разучены произведения о Великой Отечественной войне. Много было частушек, шуточных песен.
Уральский народный хор – это поистине легендарный коллектив. Спустя много лет он по-прежнему собирает  аншлаги.
У истоков Уральского народного хора стоял собиратель и исследователь фольклора Л.Л. Христиансен.

Христиансен Лев Львович (1910–1985). Музыковед, педагог, собиратель, исследователь и пропагандист музыкального фольклора, член Союза композиторов СССР, заслуженный деятель искусств РСФСР, профессор
Лев Львович Христиансен родился в Пскове. В детстве жил с родителями в Хвалынске, Аткарске, Саратове, Красноармейске, Покровске (ныне  Энгельс).  В юности Лев Христиансен играл в народном оркестре, пел в хоре. Он учился в музыкальном училище города Саратова и до такой степени  увлёкся народным творчеством, что закончил  училище в должности руководителя хора и народного оркестра. Затем, получив высшее музыковедческое образование в Московской консерватории, работал  в управлении по делам искусств при Совете народных комиссаров РСФСР. Здесь его творческий кругозор и диапазон возможностей стал гораздо шире – приходилось заниматься проблемами становления, репертуара областных народных коллективов.
...Зимой 1943 года художественный руководитель Свердловской филармонии Лев Христиансен встретился в Москве с Владимиром Захаровым – советским композитором, одним из руководителей знаменитого хора имени Пятницкого. На этой встрече предстояло обсудить принципы создания и работы будущего песенного коллектива – Уральского народного хора.
22 июля 1943 года вышло постановление о создании Уральского народного хора русской песни, а осенью того же года состоялась первая репетиция первых участников будущего легендарного коллектива. Казалось бы, не лучшее время для песен: самый разгар Великой Отечественной войны. Но нужно помнить, что это было время небывалого патриотического подъёма. Может показаться невероятным, но это факт: в военные годы в Свердловской области насчитывалось свыше двух тысяч любительских коллективов, сотни вокалистов, танцоров, частушечников.
А вот и первая афиша: она гласит о том, что в Свердловской государственной филармонии состоится концерт Уральского народного хора. Крупным шрифтом прописаны имена основателей коллектива: художественный руководитель – Лев Христиансен, хормейстер – Неонила Мальгинова, балетмейстер – Ольга Князева.
Впечатляют первые фотографии артистов: в трогательных платочках, нарядных сарафанах, передниках, косоворотках. Репертуар хора – старинные уральские песни «Белы снежки», «Поля» и другие, шуточные припевки «Теща про зятя проторилася», «Кумушки-то пьют», «Было у тещи семь зятевей», «Уж я старого, седого...».
Сколько дорог и троп исходил Лев Христиансен, собирая народные песни, притчи, легенды, сказы, побасенки! Он стал одним из первых ученых-этномузыкологов, посвятивших многие годы собиранию и изучению уральского фольклора. Причём к этому подтолкнули его вполне практические потребности репертуара молодого Уральского народного хора.
Из воспоминаний Марии Мальцевой, заслуженной артистки РФ:
«...Лев Львович очень любил народную песню, и при нашем исполнении у него иногда сквозь большие очки блестели на глазах слёзы. Не только мы учились у него, но он сам постигал через нас мудрость народной песни, её душу и особенности исполнения самобытных певцов».
«...Он всегда был в поиске, любил разного рода эксперименты, любил разыгрывать на основе уральских песен шуточные народные сценки, полные неподдельного юмора и фантазии».
«...Когда в перерыве между занятиями Лев Львович заходил к нам в балетный класс, на душе становилось светло и радостно от его приветливой улыбки и доброго выражения лица. Мы по-детски любили его, побаивались его гнева, верили в свою защиту и в наше общее дело».  

Ведь иной думает просто: сочиню-ка я сентиментальный сюжетец «а-ля старина», наряжу героев в сарафаны да кокошники, запоют они у меня песни прабабкины, и народ толпами пойдёт окунаться в народные традиции. Нет уж, милый! Не зря раньше в народе говорили: «О чём не поплачешь, о том не споёшь». Лев Христиансен, создавая неповторимый по народности песенный коллектив, кропотливо и трепетно искал в уральской глухомани золотые самородки: певцов, образцы уральского фольклора, чтобы создать уникальный репертуар. Вклад Л.Л. Христиансена в дело собирания уральского фольклора трудно переоценить: за более чем десять лет кропотливого поиска народных песен, рассказов, былин Лев Львович собрал около  и обработал свыше двух тысяч напевов народных шедевров! Лучшие из них вошли в сборники, изданные в Москве и Свердловске. (Соч.: Народные песни Свердловской области. М.; Л., 1950; Уральские народные песни. М., 1961; Встречи с народными певцами. Воспоминания. М. 1984).
Лев Львович Христиансен руководил Уральским хором с 1943 по 1959 год, преподавал в Уральской консерватории,  с 1959 – в Саратовской консерватории (в 1959–1964 годах ректор, с 1960 года доцент кафедры истории музыки, с 1977-го  профессор кафедры хорового дирижирования). 
Отрывок из письма Льва Христиансена в июле 1945 года одному из руководителей хора, который красноречивее любого комментария:
«...Записывая новые песни и пляски, старайтесь уловить и сохранить местные особенности манеры исполнения и оформления. Этой работы вам на десятки лет хватит, причём с точки зрения интересов всего искусства. Это самая главная задача. Будьте заповедником народного творчества Урала. Не забывайте, что народное творчество – живой процесс, и не впадайте в консерватизм. В народном творчестве были, есть и будут гениальные творцы песен и плясок. Беря новые элементы из городской культуры, народ их перерабатывает и совершенствует.
...Сейчас, с выходом на большую эстраду, важно устоять от соблазнов внешнего успеха, от стремления каждой песней срывать аплодисменты. Будьте принципиальны в поисках новых сокровищ народного творчества.
Настоящие ценители не простят поисков успеха дешёвыми средствами и оценят подлинные художественные достижения. Это путь более трудный, но и более плодотворный. Сохраняйте пение без сопровождения, а последнее не раздувайте так, как это сделали хор Пятницкого и Воронежский хор. Они этим обкрадывают выразительность самого человечнейшего инструмента – человеческого голоса...»


«Уральская рябинушка». Композитор Евгений Родыгин, поэт Михаил Пилипенко. Эта песня стала визитной карточкой Уральского народного хора
В 1942 году семнадцатилетний Родыгин уходит добровольцем на фронт. Старший сержант, командир отделения 158-й стрелковой дивизии Евгений Родыгин в часы отдыха не расстаётся с баяном. Устраивает на привалах концерты для солдат. Искреннюю благодарность людей за подаренные им мелодии Евгений Родыгин узнал ещё двадцатилетним юношей. Когда в апреле 1945 года под Берлином он получил тяжёлое ранение с переломом обеих ног, то скованному гипсом и шинами солдату привязывали на грудь аккордеон. Он играл и пел, а ходячие раненые перевозили его из одной палаты госпиталя в другую. Именно в ту пору родилось у Евгения Родыгина желание стать композитором.
В 1945 году Родыгин демобилизовался и поступил в Уральскую консерваторию на композиторское отделение.  Уже на третьем курсе консерватории талантливого юношу за его первую песню «Невеста» отметил основатель Уральского народного хора Лев Христиансен. Он пригласил Родыгина работать в свой песенный коллектив, предрекая ему блестящее будущее «уральского Захарова», руководителя хора имени М. Пятницкого, композитора. После окончания консерватории Родыгин занимает должность заведующего музыкальной частью Уральского народного хора.
«Уральская рябинушка» родилась в 1953 году, к десятилетию Уральского народного хора. С самого начала у неё была непростая судьба. Сначала Родыгин сочинил музыку на стихи Елены Хоринской: «Провожала милого я на Волго-Дон, веткою рябинушки помахал мне он. Ой, рябина кудрявая, на горе крутой, ой, рябина-рябинушка, не шуми листвой…». Эти стихи не совсем удовлетворяли исполнителей: Волго-Донской канал уже был построен, и острота темы была утрачена. Но мелодия хористам нравилась, они её с удовольствием напевали. Во время подготовки юбилейной программы Евгений Родыгин попросил поэта Михаила Пилипенко написать новые стихи. Они получились удачными.
Вспоминает композитор Родыгин: «Лев Львович Христиансен был очень известным знатоком народных песен, собирателем фольклора. Главным его убеждением и теорией была неприкосновенность народной песни, сохранение фольклорных традиций. Он не признавал никаких аранжировок, считая, что песни надо петь только так, как поёт народ. И когда я принёс Льву Львовичу “Уральскую рябинушку”, то в ответ услышал: “Мы вальсов не поём, мы – народный хор”». Парадокс заключался в том, что худрук Уральского народного хора не признал произведения, которым суждено было впоследствии получить статус народных песен. «Уральская рябинушка», после того как её не приняли в репертуар хора, пробивалась к своим слушателям с огромным трудом.
«Я был тогда ещё совсем молодым человеком, мне некуда было обратиться за поддержкой. И поэтому вместе с певцами мы стали тайно разучивать песню в ДК Горького, –  рассказывает композитор. –  А вскоре нам помог счастливый случай: той же осенью Уральскому народному хору была оказана высокая честь принять участие в проведении месячника румыно-советской дружбы. Обычно программа концертов такого уровня прослушивалась сотрудниками областного комитета партии. И вот, когда уже закончился просмотр и всё было одобрено и принято, наши певицы набрались храбрости и обратились к представителям областного отдела культуры с просьбой послушать ещё одну песню. Я взял баян, заиграл, они запели – и раздались громкие аплодисменты. «Уральскую рябинушку» без лишних обсуждений  «врубили» в репертуар и повезли в Румынию».
Талантливый композитор шёл своей дорогой, создавая произведения с новыми непривычными интонациями. А потому диссонанс во взглядах с руководством хора становился более резким, и в 1956 году Евгений Родыгин уволился из Уральского народного хора. Ушёл, чтобы остаться. Время всё расставило по своим местам: в песенных кладовых хора богатыми самоцветами переливаются хороводные, обрядовые, игровые и другие песни, созданные на основе народного фольклора, но украшением любой программы стали и песни Евгения Родыгина «Уральская рябинушка», «Белым снегом», «Едут новоселы», «У границы», «Лен мой», «Куда бежишь, тропинка милая», «Свердловский вальс», «Где ты раньше был» и многие другие.
Артисты старшего поколения считают, что именно песни Евгения Родыгина вознесли в пятидесятые-шестидесятые годы Уральский хор на такой пик славы, что просто дух захватывало: зрители переполняли залы, с огромным трудом можно было достать билеты на концерт. А «Уральскую рябинушку» полюбили во всех уголках мира...
В мае  2013 года в Екатеринбурге в районе «Академический» заложена рябиновая аллея в честь 70-летнего юбилея Уральского народного хора. Евгений Павлович Родыгин удостоен многих почётных званий: народный артист Российской Федерации, заслуженный деятель искусств Российской Федерации, лауреат премии Ленинского комсомола Среднего Урала, Почётный гражданин города Екатеринбурга.                                                                      

Раиса Гилёва, журнал «Урал»,2010, №12

Уральский государственный академический русский народный хор в 2013 году празднует своё 70-летие. Его искусству рукоплескали в 40 странах мира
Сегодня лучшие песни составляют отдельную программу под названием «Золотой фонд». За минувшие годы сменилось несколько поколений артистов и зрителей, но неизменным осталось одно: где бы ни выступал Уральский народный хор – в отдалённом селе, в великолепном столичном концертном зале, на площадках зарубежных фестивалей – его концерт превращается в подлинный праздник русской песни. Зрители отмечают высокую исполнительскую культуру уральских артистов, вкус, блестящий виртуозный стиль.
Зрителей привлекает огромный выбор репертуара: сегодня в программах Уральского хора – свадебные, игровые, шуточные и плясовые народные песни, песни уральских композиторов, а также лиричные танцы, пляски, кадрили, хороводы, танцевальные картинки и сюжеты, поставленные на основе фольклорного материала.
Рождество, Пасха, Масленица – к этим праздникам церковного календаря прославленный коллектив готовит новые творческие программы.
Петь так, как поёт народ – этому напутствию Уральский народный хор следует уже 70 лет!
Жемчужиной программы хора является танцевальный «Триптих», созданный по мотивам уральских промыслов. Программа концертов насыщена и разнообразна – это целый спектр стилистических течений и направлений – от русских народных песен; игровых и обрядовых мини-спектаклей, созданных на материале XIX века, до произведений современных композиторов. Особую прелесть программы и узнаваемость региона придают яркие, красочные костюмы участников хора и танцевальной группы, созданные на основе народной одежды.
Расширяя репертуар, коллектив остаётся верен особым вокальным традициям Урала. Преобладание мягкой лирической манеры, небольшой диапазон, слитность, гармоническая чистота звучания, специфический уральский «окающий» диалект – всё это выделяет Уральский народный хор. Стоит отметить и вклад танца во впечатление, создаваемое коллективом. Его роль постепенно увеличивалась, и сегодня танцоры формируют почти половину состава. Яркие и завораживающие сами по себе движения народного танца дополняют и песенную часть, как бы инсценируя и превращая те или иные номера в маленькие спектакли.
Концерты Уральского народного хора уже давно превратились в настоящие театрализованные представления, посвященные той или иной теме. Коллектив идёт на смелые эксперименты, ставя вокально-хоровую поэму или мюзикл.
Вокально-хореографическая фантазия на основе уральского фольклора «Уральский сказ о казачьей станице», хотя и создана недавно, но уже успела снискать любовь и симпатию уральских зрителей, которые словно бы окунулись в неповторимый мир старины. Перед их глазами предстали картины жизни уральской казачьей станицы – выборы атамана, проводы казаков на военную службу. В то время, когда казаки доблестно защищают честь Родины и Царя-батюшку, казачьи жены и невесты вспоминают своих любимых и с нетерпением ожидают их возвращения. Музыкальный материал, использованный в спектакле, собран на родной земле – это песни и танцы уральского казачества. Их кропотливо записывал основатель и первый руководитель прославленного ныне коллектива Лев Христиансен ещё в первые годы становления Уральского хора. Много лет все собранные материалы хранились в архивах, а ныне оказались востребованы.
Всё творчество прославленного коллектива пронизано народной тематикой и освещено светом Православия. В репертуаре хора – духовные и литургические песнопения, русские песни, несущие в себе духовность народа. В недавно подготовленной новой концертной программе есть и произведение под названием «Православный триптих», и песни, посвященные истории строительства уральских заводов, и хореографическая композиция «Казачья вольница», и танцевально-песенное действо «Городская уральская свадьба».
В 2013 году Уральский народный хор празднует своё 70-летие, и спектакль «Вечные истины»  – первая премьера в юбилейном сезоне. Масштабный проект посвящён 400-летию Дома Романовых. Совместная работа композитора Александра Дармастука и художественного руководителя Уральского государственного академического русского народного хора Евгения Пасечника не имеет аналогов в истории музыкального театра. Музыкальный спектакль охватывает 300 лет правления династии Романовых и столетие после. Создатели взяли за сюжетную основу масштабный исторический период и рассказали о нём в музыкальной форме. Обработки русских народных песен, городской романс, авторские произведения Дармастука – всё это становится музыкальным сопровождением к историческим событиям: от конца смутного времени до отречения от престола Николая II. «Идея возникла полтора года назад, – рассказал композитор и автор проекта Александр Дармастук. –  Я с малых лет интересовался историей Дома Романовых, ведь родился в 200 метрах от места, где расстреляли царскую семью. Урал – край, где закончилась эта великая эпопея, и я рад, что мы именно здесь создали этот проект».
Коллектив работал под руководством Н.М. Хлопкова, Б. Гибалина, В. Горячих, В.Бакке, С. Сиротина,  А. Дармастука.  Ансамблем народных инструментов управляли Е. Родыгин, В. Кукарин, В. Ковбаса,  М. Кукушкин, П. Реснянский.
Уральский Государственный академический русский народный хор является одним из известнейших коллективов в городе Екатеринбурге, Свердловской области, городах России и за рубежом. За 70 лет своей деятельности коллектив побывал более чем в 40 странах мира. Его искусству рукоплескали зрители Польши, Югославии, Кореи, Чехословакии, Венгрии, Англии, Франции, Монголии, Италии, Германии, Австрии, Индии, Японии, Швеции и Голландии. При этом хор никогда не забывал своих российских зрителей, выступая в самых отдалённых уголках страны. Уральский хор участвует в концертах различного уровня, в том числе курируемых Правительством Свердловской области, Администрацией Екатеринбурга, Администрацией Президента РФ.
Хор – лауреат международных (Берлин, 1951; Москва, 1957) и всесоюзных конкурсов (1967, 1970). Участник музыкальных фестивалей «Русская зима», «Московские звезды», «Киевская весна», «Белая акация», культурной программы «Олимпиада-80» (Москва). 
Контакты
Адрес: г. Екатеринбург, пр-кт Космонавтов  ,23
Телефоны: 8 (343) 278-30-07 Художественный руководитель хора
8 (343) 278-32-94    Касса
8 (343) 331-29-83    Концертный зал
8 (343) 278-06-93    Секретарь (факс)