Русская поэзия начала - середины XX века | Александр Межиров
Александр Межиров
1923-2009
Межиров Александр Петрович родился 26 сентября 1923 в Москве в семье юриста (второе образование отца − медик). Семья уделяла большое внимание воспитанию и образованию сына.
Однако начавшаяся Отечественная война круто изменила все планы − в 18 лет будущий поэт уходит на фронт, участвует в обороне Ленинграда. После тяжёлого ранения в 1943 и длительного лечения Межирова комиссовали.
В 1943 - 48 учится в Литературном институте им. М. Горького.
В 1947 вышла первая книга стихов − «Дорога далека». Затем последовали сборники: «Коммунисты, вперёд!» (1950), «Возвращение» (1955), «Подкова» (1957), «Ветровое стекло» (1961), «Ладожский лёд» (1965), «Лебяжий переулок» (1968) и другие.
Межиров активно работает и в 1970−80-е годы. В 1970-е публикует сборники стихов «Недолгая встреча», «Очертания вещей» и др.; в 1980-е − «Тысяча мелочей», «Закрытый поворот», «Проза в стихах». В 1989 выходят его стихи для детей. Особое место в его творчестве занимают переводы. Посещения им Грузии оставили глубокий след в его творчестве − в его поэзии появляются грузинские мотивы, ряд его стихов посвящён Грузии и её людям. Его перу принадлежат образцовые переводы грузинских поэтов, опубликованные в сборнике «Теснина» (1984). Перевёл много стихотворений литовского поэта Ю. Марцинкявичуса, ставшего благодаря этим переводам очень известным среди русскоязычных читателей.
Межиров был членом Союза писателей СССР. Награждён орденами Трудового Красного Знамени, Отечественной войны 2-й степени, медалями «За оборону Москвы», «За оборону Ленинграда», «За победу над Германией».
В 1994 году Межиров эмигрировал в Америку, но продолжал писать о стране, в которой родился и за которую воевал, продолжал печататься в журналах «Новый мир», «Арион» и «Знамя». Последние книги в России выходили в 1997 году.
Проживал в г. Портленд (Орегон, США). Умер 22 мая 2009 в Нью-Йорке.   Подробнее...
Фотоальбом
А.Межиров. Молодость
Одно из первых выступлений
В раздумиях
А. Межиров и А. Тарковский во дворе Литинститута. 1 октября 1980 года
Фото: " onclick="return hs.expand(this, config1 )">
"Шесть луз, резина и сукно, Три аспидных доски..."
Поэт Александр Межиров
Зоя Межирова
Последние годы жизни. Нью-Йорк. 2001 год
Могила поэта в Переделкино
Памяти Александра Петровича Межирова
Фрагмент из д\ф «Какая музыка была…»
Сортировать:
по популярности
1. Памяти Александра Петровича Межирова   Фрагмент из д\ф «Какая музыка была…»
2. Александр Межиров. Мальчики Державы  Антология шедевров русской поэзии
3. Александр Межиров «Просыпаюсь и курю...»  Читает Леонид Куравлёв
4. Александр Межиров «Стихи о мальчике»  Читает Андрей Мерзликин
СТИХИ
СЕРПУХОВ

Прилетела, сердце раня,
Телеграмма из села.
Прощай, Дуня, моя няня, −
Ты жила и не жила.

Паровозов хриплый хохот,
Стылых рельс двойная нить.
Заворачиваюсь в холод,
Уезжаю хоронить.

В Серпухове
       на вокзале,
В очереди на такси:
− Не посадим, −
       мне сказали, −
Не посадим,
      не проси.

Мы начальников не возим.
Наш обычай не таков.
Ты пройдись-ка пёхом восемь
Километров до Данков...

А какой же я начальник,
И за что меня винить?
Не начальник я −
                      печальник,
Еду няню хоронить.

От безмерного страданья
Голова моя бела.
У меня такая няня,
Если б знали вы,
Была.

И жила большая сила
В няне маленькой моей.
Двух детей похоронила,
Потеряла двух мужей.

И судить её не судим,
Что, с землёй порвавши связь,
К присоветованным людям
Из деревни подалась.

Может быть, не в этом дело,
Может, в чем-нибудь другом?..
Всё, что знала и умела,
Няня делала бегом.

Вот лежит она, не дышит,
Стужей лик покойный пышет,
Не зажёг никто свечу.
При последней встрече с няней,
Вместо вздохов и стенаний,
Стиснув зубы − и молчу.

Не скажу о ней ни слова,
Потому что все слова −
Золотистая полова,
Яровая полова.

Сами вытащили сани,
Сами лошадь запрягли,
Гроб с холодным телом няни
На кладбище повезли.

Хмур могильщик. Возчик зол.
Маются от скуки оба.
Ковыляют возле гроба,
От сугроба до сугроба
Путь на кладбище тяжёл.

Вдруг из ветхого сарая
На данковские снега,
Кувыркаясь и играя,
Выкатились два щенка.

Сразу с лиц слетела скука,
Не осталось ни следа.
− Все же выходила сука,
Да в такие холода...

И возникнул, вроде скрипок,
Неземной какой-то звук.
И подобие улыбок
Лица высветило вдруг.

А на Сретенке в клетушке,
В полутёмной мастерской,
Где на каменной подушке
Спит Владимир Луговской,
Знаменитый скульптор Эрнст
Неизвестный
                 глину месит;
Весь в поту, не спит, не ест,
Руководство МОСХа бесит;
Не даёт скучать Москве,
Не даёт засохнуть глине.
По какой-то там из линий,
Славу богу, мы в родстве.

Он прервёт свои исканья,
Когда я к нему приду, −
И могильную плиту
Няне вырубит из камня.

Ближе к пасхе дождь заладит,
Снег сойдёт, земля осядет −
Подмосковный чернозём.
По весенней глине свежей,
По дороге непроезжей,
Мы надгробье повезём.

Родина моя, Россия...
Няна... Дуня... Евдокия...
Интервью с дочерью поэта Зоей Межировой-Дженкинс
– Зоя Александровна, с творчеством Александра Петровича знакомы многие. Каким поэт был в реальной жизни?
– Одной из главных его черт была интеллигентность. Его отец и мать окончили классические гимназии. С детских лет он слышал от них строки Пушкина, Некрасова, Блока. К тому же Музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина, куда он часто бегал ребёнком, был за поворотом Лебяжьего переулка, где в трёхэтажном доме, похожем на старые арбатские особнячки, родился поэт. Атмосфера квартиры-коммуналки, двух небольших смежных комнат, в которых жили пять человек, вырабатывала в людях неприхотливость и взаимное уважение.
– Легко ли было с ним в быту?
– Поэт не может быть лёгким. Поэта непрестанно сжигает огонь музыки, которую он слышит. Этот высокий огонь, проецируясь на область быта, порой затрагивает окружающих и особенно близких людей. Нужно только понимание, которое у нас всегда было. Стихи являлись воздухом нашей жизни. Его бескорыстие проявлялось и в поэзии. Однажды он сказал: «У нас дома никогда не было нужных людей». 
Прощание с Межировым
Дмитрий СУХАРЕВ

Самообличение в страшных винах находим у Межирова постоянно, напрямую своих провинностей поэт, однако, не раскрывает. Более того, в стихах отчётливо прослеживается мысль, что если ему порой и предъявляется жёсткий счёт, то вовсе не за то, в чём он действительно виновен.
Итак, первый постулат Межирова: писать стихи имеет право тот, кто, подобно Пушкину, читает собственную жизнь с непреходящим чувством отвращения. Что ещё? Несколько идей удалось выловить в тексте, опубликованном Литгазетой 20 ноября 1974 года. Другу-стихотворцу Межиров пеняет на то, что тот «пишет недостаточно мало». Ему же советует «сделаться мастером, но не превратиться в заведомого профессионала». Поясняет: «Умельцы хороши в любом ремесле, кроме «ремесла святого», как называли когда-то поэзию. В её области к умению лучше относиться с опаской. Нельзя изменять природу материала, искусственно уменьшая его сопротивляемость». Разжёвывает: «Заведомый профессионализм. Что это значит?» Это когда «стали появляться строки, которые могли бы быть написаны и другим размером. Как будто не от слова, не от единственно возможного ритма они возникали, а от слишком предварительного замысла».

Творчество Александра Межирова
В помощь к школьному сочинению

Александр Межиров родился в 1924 году. Дом, в котором он родился и вырос, теперь стоит на берегу Москва-реки, окнами на кремлёвскую набережную и Лебяжий переулок. Отец поэта − юрист по профессии, был всесторонне образованным человеком. Он знал математику, медицину, классические языки, философию и историю. Мать старалась научить юного Межирова чувствовать поэзию. В школе, где учился Александр, литературу преподавал выдающийся педагог В.В. Литвинов. Литвинов внушил поэту пожизненную любовь к литературе, к достойным образцам поэзии. Александр Межиров ушёл на войну из школы в 1941 году, когда ему было 17 лет. «Война потрясла меня до глубины души», − писал он. В первые послевоенные годы стихи Межирова выражали войну как нечто обособленное от жизни. Но позже поэт стал думать о том, что явления войны как бы повторяются и в мирной жизни. Так были написаны «Просыпаюсь и курю...», «Календарь», «Десантники». Первая книга Межирова «Дорога далека» вышла в 1947 г., а вслед за ней целый ряд книг, из которых наиболее осмысленными являются «Ветровое стекло», «Стихотворения», «Прощание со снегом», «Подкова», «Лебяжий переулок».