Народные промыслы | Дулёвский фарфор  
Дулёвский фарфор
История уникального фарфора началась в 1832 г. в Гжеле. В то время там была перенасыщенность производства. Поэтому Терентий Яковлевич Кузнецов решил основать фарфоровый завод возле деревни Ликино, на пустоши Дулёво. К концу XIX в. Дулёвский завод по техническому оснащению был одним из ведущих предприятий России, а по качеству выпускаемой продукции – одним из лучших в Европе. Изделия дулёвских мастеров были отмечены Золотыми медалями в Париже в 1889 и 1890 гг., получили «Гран при» в 1903 и 1905 гг. в Реймсе и Льеже. После Октябрьской революции в 1917 г. его национализировали. По требованию времени посуда выпускались простой, без вычурности. Когда закончилась Великая Отечественная война, завод по производству посуды был реконструирован. К массовым функциональным изделиям добавились авторские работы мастеров. На Всемирной выставке в Брюсселе (1958 г.) скульптура А.Г. Сотникова «Сокол» отмечена высшей наградой – Гран-при. Её графическое изображение стало торговой маркой завода.
А-ля рюс. 8 – «Дулёвский фарфор»
Ещё недавно фарфор ценился на вес золота. Век фарфоровой лихорадки ушёл в прошлое, а традиционный дулёвский фарфор превратился в объект коллекционирования.
Сортировать:
по дате добавления
1. Открылся магазин Дулёвского фарфора  
2. Фарфоровая посуда из Дулёво  
3. Дулёвский фарфоровый завод новое оборудование  
4. Дулёвский фарфоровый завод  
5. Дулёвский фарфоровый завод модернизирует производство  На смену ручному труду на заводе фарфора в Ликино-Дулёве приходит автоматическое производство. Завод переживает второе рождение. Как обещают производители, управлять программой можно будет на расстоянии, используя обычный смартфон.
6. Дулёвский фарфор  
7. Дом для фарфоровой птицы. Ликино-Дулёво.  Передача «Провинциальные музеи России». Городок Ликино-Дулево – родина уникального дулёвского фарфора.
8. А-ля рюс. 8 – «Дулёвский фарфор»    Ещё недавно фарфор ценился на вес золота. Век фарфоровой лихорадки ушёл в прошлое, а традиционный дулёвский фарфор превратился в объект коллекционирования.
9. Музей Дулёвского фарфора открытие  
10. Дулёвский фарфор: история, современность и будущее  
ИСТОРИЯ ФАРФОРА В МИРЕ
Фарфор – материал (или керамические изделия из этого материала), который получается путем спекания фарфоровой массы, состоящей из глины, белой глины – каолина, кварца, полевого шпата и других природных субстанций. Изделий из фарфора изначально белые, блестящие, в тонком слое просвечивающие, непористые, водонепроницаемые и термостойкие, обладают хорошими изоляционными свойствами.
По одним данным, фарфор впервые появился в Китае в IV–VI  вв., по другим, – только к XIII в. (на фото: эту китайскую вазу нашли на дне моря, внутри древнего корабля, потерпевшего крушение. Она была изготовлена в период 1206 – 1368 гг.).
Причину его возникновения связывают с китайской чайной церемонией (для божественного напитка до фарфора использовались дорогие нефритовые чаши). Известный путешественник Марко Поло по возвращении из Китая пишет о необычных тарелках из порцеллана (ит. рorcellana – морские раковины), это слово и вошло в большинство европейских языков для обозначения фарфора. В других языках название изделий из этого вида керамики звучит близко к русскому «фарфор», от названия титула китайского императора «фарфур» или «фагфур» – «сын неба». Китайский фарфор первого поколения имел зеленоватый или голубой оттенок. Сохранившиеся вазы и кувшины напоминают античные сосуды, имеют ручки в форме драконов и горлышки в виде животных.
В Европе же он появился гораздо позднее. Известно, например, что во Флоренции в XVI в. был изобретён мягкий фарфор, без каолина. Такой же мягкий фарфор изготавливался первоначально во Франции и Германии. В начале XVIIIв. немецким алхимиком Иоганном Фрифрихом Биттгером был открыт секрет изготовления настоящего твёрдого фарфора
В России первая Порцелиновая мануфактурабыла основана в 1744 г. в Санкт-Петербурге. Для разработки состава фарфора дочь Петра Елизавета приглашала иностранных специалистов, но способ получения твёрдого фарфора из отечественных материалов, который практикуется до сих пор, был открыт Дмитрием Ивановичем Виноградовым. В 1765 году Порцеллиновая мануфактура получила название Императорского фарфорового завода, а сейчас известна как фарфоровый завод им. М.В. Ломоносова. Фарфоровые мануфактуры, основанные в Подмосковье Ф.Я. Гарднером (фарфор Вербилок), А.Г.Поповым (горбуновский фарфор) и др., скупил крупный предприниматель того времени М.С. Кузнецов. Кузнецовский фарфор отличался высоким качеством и изысканным декором.
ИСТОРИЯ ДУЛЁВСКОГО ФАРФОРА
В далёком 1832 г.  гжельский предприниматель Терентий Яковлевич Кузнецов основал в местечке Дулёво фарфоровый заводик. Выбор места был не случаен: недалеко от Гжели – центра керамического производства России, а также от Москвы – центра торговли. Вокруг завода – густые леса и богатые залежи торфа для обжиговых печей.
На первых порах производственные помещения служили и жилищем для рабочих, привезённых из Гжели и набранных в соседних деревнях. Позже были построены недалеко от завода «спальни» – деревянные бараки с большими спальными.
Наивысшего расцвета  производство  достигло при внуке Терентия Яковлевича – Матвее Сидоровиче Кузнецове. В 1889 г. было высочайше утверждено «Товарищество по производству фарфоровых и фаянсовых изделий М.С.Кузнецова в Москве», в которое входило 8 заводов.
Среди предприятий товарищества особенно выделялся Дулёвский завод. До революции здесь выпускался фарфор как для аристократов, так и более простой, так называемый «трактирный». Импортные сырье и красители, высокая квалификация работников, применение передовых по тем временам технологий позволяли выпускать продукцию высокого качества и успешно конкурировать на рынке. В 1902 г.  М.С. Кузнецову присвоено почётное звание «Поставщик Двора Его Императорского Величества».
К 1913 г. на Дулёвском заводе работало уже свыше 3-х тысяч человек. Основой успеха Дулёвского завода являлся выпуск хорошо оформленного фарфора. Ведь художественная сторона дела во многом решала успех сбыта посуды. Выпускался фарфор для разных слоев населения: для крестьян – недорогой и сдержанно разрисованный; для городского разночинного люда  – средней цены по росписи похожий на дорогой дворянский фарфор. Рабочие-живописцы, пришедшие из Гжели, принесли приемы росписи кобальтом, потом появился розан, написанный розовым «пурпуром». Женщины-живописцы, занятые на Дулёвском производстве, творчески переработали эти гжельские розаны, сделали их более лёгкими и прозрачными, и отсюда дулёвский розан начал свои путь, получивший название «агашечного».
В этот период утверждались лучшие традиции дулевского фарфора, глубоко народного и русского. Но законы рынка диктовали свои требования, растущее купечество и буржуазия стремились обставить свои дома более дорогим фарфором, имитирующим дворцовую утварь (эклектика). В это же время практикуется выпуск фарфора, стилизованный под западноевропейский фарфор.

КОММЕНТАРИЙ К СЛАЙД-ШОУ
Народные массы лучше покупали посуду с народными мотивами. Национальных мотивов требовал и азиатский рынок. По этой причине до революции на заводе существовали две противоречивые линии художественного развития: стилизация под западноевропейский фарфор и яркий красочный агашечный, трактирный и азиатский фарфор. Смотрите слайд-шоу «История Дулёвского фарфора».
Источник: http://www.liveinternet.ru/users/3166127/post122147797/
На торговую марку «кузнецовский фарфор» претендуют три предприятия, которые входили в «Товарищество Кузнецова» – это «Дулевский завод», «Фарфор Вербилок» и «Фабрика И.Е. Кузнецова на Волхове».
Источник: http://subscribe.ru/group/slavyano-arijskaya-kultura/6381030/
«Фарфоровый магнат» Кузнецов попытался конкурировать и с Императорским фарфоровым заводом. Из Петербурга в Дулёво приехало много мастеров-живописцев, но соединить «вольную» роспись народных умельцев и строгую гамму классики не удалось.
Источник: http://i-postroika.ru/?p=11630
Но, конечно же, главным, что делало изделия «Товарищества М.С. Кузнецова» столь великолепными, – была высочайшая квалификация мастеров его заводов – их талант и золотые руки.
Источник: http://i-postroika.ru/?p=11630
Среди предприятий М.С. Кузнецова крупнейшим был Дулёвский завод. К началу ХХ в. здесь работало более 2300 человек, действовало 8 печей для обжига посуды, три паровые машины мощностью 530 лошадиных сил, 20 муфельных печей
Источник: http://i-postroika.ru/?p=11630
Когда неподалёку от завода проложили Нижегородскую железную дорогу, производство получило дополнительные выгоды. Продукция Дулёво считалась одной из лучших в Европе во многом благодаря использованию сырья высшего качества и его специальной обработке.
Источник: http://www.liveinternet.ru/community/4470091/rubric/2235664/page1.html
Глину в течение года хранили в подвалах массозаготовочного цеха, не употребляя – «летовали». За это время она становилась пластичней. Использовали только торф, собранный до двадцатого июля – в противном случае он мог не успеть дойти до нужных «кондиций».
Источник: http://www.akcia-antique.ru/openwindow.php?id=15264
Сухарница «Бедуины», фарфор, деколь. начало XX в.
Источник: http://www.akcia-antique.ru/openwindow.php?id=25472
Пиала, фарфор, роспись. Завод М.С. Кузнецова в Дулёве, диаметр – 15,5 см.
Источник: http://www.akcia-antique.ru/openwindow.php?id=15630
Чайная пара, фарфор, деколь, начало XX в.
Источник: http://www.gelos.ru/month/2013farfor/farfor.shtml
Чайно-кофейный сервиз «Пейзаж казачьих степей». Фарфор, великолепная подглазурная роспись с проработкой воздушной перспективы, золочение по трафарету. Марка: синим печатью подглазурно «М.С. Кузнецова в Дулеве», под двуглавым орлом. 1860 – 1889 гг.
Источник: http://www.gelos.ru/month/2013farfor/farfor.shtml
Кофейный сервиз на 9 персон (кофейник, сахарница, 9 блюдец, 8 чашек). Фарфор, полихромная роспись, аэрография, золочение. Марка: печатью синим надглазурно «М. С. Кузнецова въ Дулевъ» под двуглавым орлом. 1876 –1889 гг.
http://lib.rusnumismat.ru/index.php?mod=auction&inetarh&id=11
Кофейная пара. Россия, конец XIX – нач. XX вв. Товарищество М.С. Кузнецова в Москве, завод в Дулёво (имеется клеймо). Фарфор, позолота, роспись. Высота с блюдцем – 80 мм., диаметр блюдца – 130 мм.
Источник: http://www.gelos.ru/month/nov2012season/farfor.html
Блюдо большое (хлебосольное). Фарфор, крытьё кобальтом, роспись полихромной глазурью, золочение по трафорету (деколь).. Марка: золотом печатью надглазурно «М.С КУЗНЕЦОВА. ВЪДУЛЕВЪ». 1872 – 1889 гг.
СОВЕТСКИЙ ЭТАП ДУЛЁВСКОГО ФАРФОРА
В 1918 г. завод был национализирован и переименован в Дулёвский фарфоровый завод имени газеты  «Правда».  Первое время использовали старые запасы, оставшиеся от Кузнецовых, организовали доставку массы с гжельских предприятий. Пришлось осваивать отечественное сырьё и создавать собственные красители.
Вопрос красителей стоял очень остро. В тогдашней России их не производили. Надо было налаживать их производство. Представители рабочего контроля стали искать специалиста, который мог бы взяться за организацию этого дела. Выбор пал на инженера-химика Степана Герасимовича Туманова, впоследствии профессора. На заводе была создана лаборатория и к концу 1918 г. в ней были получены первые 48 кг. керамических красок.
В кратчайшие сроки были созданы отечественные красители и золото для декорирования. Из этой лаборатории и вырос затем Дулёвский красочный завод, обеспечивавший в советские времена всю фарфоровую отрасль России керамическими красителями, деколями и золотом.
В первые годы после революции значительных изменений в художественном оформлении фарфора не произошло. Использовались старые формы и оснастка, традиции и навыки. Конечно, не обошлось без революционного пафоса, появился агитационный фарфор. Но этот фарфор не нашел отклика у покупателей, он плохо шел в торговле.
Назрела необходимость перестройки всей художественной работы на заводе, привлечения к ней мастеров декоративно-прикладного искусства. Поиски путей оформления современного фарфора возглавил Пётр Леонов.
Назначенный в 1931 г. главным художником, он создаёт на заводе творческую группу, в которую вошли художники Коньков, Мысягин, Матвеев и другие представители старого и нового поколения. Эта группа составила основу художественной лаборатории. Созданный новый фарфор удивлял своей яркостью, буйством красок, росписью в народном стиле, а также рисунками, получившими название «ситцевые» – мелкий рисунок по всему полю. Дулёвский завод опять начинает завоевывать призы на российских и международных выставках.
После войны на завод поступила целая плеяда талантливых скульпторов А.Д. Бржезицкая, Н.А.  Малышева, О.М. Богданова, Г.Д. Чечулина, М.М. Шепелева, А.Д. Гатилова. В 1950 г. в Дулёво вернулся П.В. Леонов. Его назначили главным художником.
Триумфом стало выступление завода на Всемирной выставке в Брюсселе в 1958 г., где завод получил большую золотую медаль, девять художников и скульпторов получили дипломы и медали. Высшую награду выставки получил А.Г. Сотников за скульптуру «Сокол». Его графическое изображение стало впоследствии торговой маркой завода. Именно в этот период на заводе были созданы уникальные образцы скульптур, которые бережно хранятся в заводском музее и многие из них выпускаются до сих пор.
В 1970 – 80-е гг. у людей появился выбор, стал востребован и более дорогой фарфор. 1990-е гг. больно ударили по предприятиям лёгкой промышленности. Снижение общего уровня жизни населения сказалось на реализации продукции. В 1992 г. предприятие было приватизировано трудовым коллективом.

КОММЕНТАРИЙ К СЛАЙД-ШОУ:
В 1930-х гг. художественное лицо завода определяет не мелкая пластика, а столовая и чайная посуда, её формы, ассортимент росписи. В этом направлении и работали художники. Выставки изделий в Москве в 1934 – 35 гг. подтвердили правильность художественного направления. Всемирная выставка в Париже в 1937 г. принесла заводу мировое признание. Жюри выставки присудило заводу высшую награду – «Гран при». 9 золотых и 7 серебряных медалей получили художники за свои работы. 1930-е гг. были периодом накопления художественного опыта и становления творческого коллектива художественной лаборатории. Смотрите слайд-шоу: «Советский период дулёвского фарфора».
Источник: http://www.akcia-antique.ru/openwindow.php?id=02503
Чайная пара, фарфор, деколь. Дулёво, 1920-е гг.
Источник: http://www.ozon.ru/context/detail/id/27030636/
Чашка с блюдцем. Фарфор, деколь, подрисовка эмалевыми красками, позолота, крытьё. 1920-е гг.
Источник: http://www.akcia-antique.ru/openwindow.php?id=25458
Сервиз чайный «Китайский» на 6 персон (26 предметов), фарфор, деколь. 1930-е гг.
Источник: http://www.magput.ru/?id=10&viewprog=5650
Агитационный фарфор, Дулёво.
Источник: https://www.avito.ru/sankt-peterburg/kollektsionirovanie
Агитационный фарфор, Дулёво.
Источник: http://akcia-antique.ru/openwindow.php?id=02922
Чайная пара, фарфор, деколь, 1929 – 1930 гг.
Источник: http://www.akcia-antique.ru/openwindow.php?id=18035
Блюдо для фруктов «Кленовые листья», фарфор, деколь, позолота, середина XX в.
Источник: http://www.livemaster.ru/item/9756987-materialy-dlya-tvorchestva-russkaya-antikvarnaya-tarelka
Тарелка «Тетерева». 1926 – 1929 гг.
Источник: http://www.art-bulvar.com/antiques.php?cat=10
Агитационный фарфор, Дулёво. «Ленин на стуле».
Источник: http://magazin.domantik.ru/publications/new-arrivals/lotok-chego-boitsya-mirovaya-burzhuaziya
Главным рупором агитационных идей в фарфоре был художественный руководитель Государственного фарфорового завода (бывший Императорский фарфоровый завод) С.В.Чехонин (1878 – 1936 гг.), воплотивший в реальность идеи В.И. Ленина и А.В. Луначарского.
Источник: http://rarita.ru/catalog/arkhiv_predmet_byta/farforovaya_tarelka_s_emblemoi_krasnoi_armii_1930e_gg_dulevo/
Столовая тарелка с эмблемой РККА (Рабоче-Крестьянская Красная Армия), красной пятиконечной звездой, серпом и молотом. На обороте зеленый надглазурный штамп Дулеёвского завода образца 1930 – 37 гг.
Источник: http://www.livemaster.ru/item/10595917-materialy-dlya-tvorchestva-antikvarnaya-agitatsionnaya-tarelk
Тарелка «Общественное питание путь к новому быту», 1920 – 1930-е гг. Фарфор (тяжёлый), монохромная печать и отводка.
Источник: http://www.salon-renessans.ru/catalog.php?goods=612
Чашка с блюдцем. Фарфор, роспись, люстр. 1930-е гг.
Источник: http://www.salon-renessans.ru/catalog.php?goods=612
Тарелка с эмблемой Всесоюзной сельскохозяйственной выставки. 1930 гг.
Источник: http://www.akcia-antique.ru/openwindow.php?id=05550
Тарелка настенная «Глухари», фарфор, деколь с подрисовкой. 1930-е гг.
Источник: http://www.akcia-antique.ru/openwindow.php?id=05550
Ваза для цветов «Верблюды», фарфор, роспись надглазурная. 1930-е гг.
Источник: http://www.akcia-antique.ru/openwindow.php?id=05550
Тарелка настенная «В.И.Ленин», фарфор, деколь. середина XX в.
Источник: http://www.liveinternet.ru/journalshowcomments.php?jpostid=129773708&journalid=3707322&go=next&categ=0
Блюдо Марка синяя «ДЗ Дулево». 1950-е гг. Блюдо декорировано по краю рельефными, расписанными золотом листьями и гроздьями винограда, в центре – разноцветный букет цветов.
Источник: http://baraxolochka.ru/?page_id=320
«Маленькая хозяйка». Фарфор. Дулёво, 1950 – 60 гг.
Источник: http://baraxolochka.ru/?page_id=320
Шкатулка. Фарфор. Дулёво, 1955 г.
МАСТЕРА ДУЛЁВСКОГО ФАРФОРА
Пётр Леонов: создатель национального стиля фарфора
В  1920-е гг.  земский врач Василий Леонов в одну из поездок к пациентам берёт своего сына Петра.  Пока отец пользует станичников, мальчишка гуляет по улицам и забредает в церковь, где артель  мастеров, приехавших из Дулёво  во главе с Сергеем Максимовым, устанавливает иконостас из фаянса, сделанный на заводе Товарищества М. С. Кузнецова. Таким было первое знакомство с  дулёвским фарфором будущего  главного художника этого завода.
В 1934 г.  Пётр Васильевич создал рузвельтовский сервиз из 1200 предметов: строгий и классический, он назывался «Президентский», – говорит заместитель генерального директора Фонда народных художественных промыслов РФ Ирина Соловьева. – Леонову довелось разрабатывать и другой сервиз-подарок – с китайскими птицами для Мао Дзэдуна. Хотя из всех созданных им рисунков для Дулёво стали фирменными лишь «ситцевые», посуда со многими из них выпускается до сих пор.
Леонов был одержим идеей вернуть былую славу Дулёво, создав новый национальный фарфор со своим стилем. Так на заводе вновь обратились к «агашкам», использованию в росписи мотивов народных орнаментов с преобладанием оранжево-красного, зелёного и синего цветов.
Всемирная Парижская выставка (1937 г.) принесла заводу мировое признание. Жюри выставки присудило заводу высшую награду – «Гран при»; девятью золотыми и семью серебряными медалями было отмечено творчество художников и скульпторов.
Придуманные когда-то Петром Леоновым богатырские чашки сервиза «Суздаль», фарфоровая сюита «Русь» из пяти самостоятельных серий, похожие на купола Василия Блаженного сто с лишним штофов: «Петровский», «Русский», «Гербовый» – вошли в золотой фонд отечественного фарфора. А его сервизы «Красавица» и «Золотой олень», большой «трактирный» чайник с пирамидой пузатых заварников и чашек на глубоких блюдцах до сих пор остаются фирменной продукцией Дулёво.
П. Леонов проработал главным художником Дулёвского завода с 1932 г. по 1941 гг. Его стаж прервался на время войны и некоторый период послевоенного восстановления хозяйства. Тогда он работал городским архитектором сначала в Бресте, а потом в Новгороде. Затем, с 1950 г. и до самой своей кончины в 1982 г., в общей сложности более 40 лет, трудился главным художником фарфорового завода.
Нина Малышева: её скульптуры, как песни.
Малышева Нина Александровна родилась в 1914 г. в Орле. Нина Александровна вспоминала:

«В пору моего детства город был невелик. На высокой горе возвышался собор, а к Оке спускался большой городской сад с мраморными фигурами богинь и аллегорий. Белый мрамор на фоне зелени вызывал восторг, а осязаемость статуй потрясала. Теперь мне кажется, что моя тяга к скульптуре в значительной мере обусловлена впечатлениями детских лет».

Получив серьезную профессиональную подготовку (в 1937 г. окончила Московский педагогический художественный техникум, а в 1947 г.  факультет керамики в МИПИДИ, где занималась живописью под руководством Р. Фалька, а скульптурой – у Н. Зеленской и Е. Белашовой), Нина Александровна Малышева пришла на Дулёвский фарфоровый завод имени газеты «Правда».
В 1949 г. Малышева обращается к сюите «Счастливое материнство» и создаёт полные обаяния композиции «Крайний Север», «Мать-грузинка», «Матъ-узбечка», которые неоднократно экспонировались на выставках, а также выпускались заводом массовым тиражом. Успех окрылил молодую художницу. Малышева говорит:

«Работали запоем. Жили поблизости. Обжиг караулили заранее, сгорая от нетерпения. Это чудесное ощущение – открыть грубый полуостывший капсель, а там – белоснежный фарфор!».
 

В Дулёве в пятидесятые годы над фарфоровой скульптурой работали художники А. Сотников, П. Кожин, А. Бржезицкая и Н. Малышева, которые и явились, по существу, зачинателями советской фарфоровой пластики. Эти художники помогли заводу окончательно отойти от дореволюционного ассортимента, практически ещё бытовавшего в Дулёве и в послевоенные годы.
Порой свою жанровую скульптуру художница называет зарисовками с натуры. Таковы «Московские зарисовки» (1954 г.), «На Пушкинском бульваре» (1958 г.), серия пляжных зарисовок (1959 г.). В этих работах главное для автора – подметить что-то яркое и типичное, заставляя зрителя ощутить неповторимость момента. Ряд работ Малышевой посвящён изображению танца: «Танцующая девочка-таджичка» (1952 г.), «Уральская кадриль», «Лезгинка», «Лявониха» (все – 1956 г.), «Русский перепляс», «Жок» (оба  1972 г.). Художница стремится к передачи наиболее характерных для каждого танца настроения, поз. Так её грузинки легки и плавны, «Мазурка» темпераментна и эффектна. Проблема передачи движения путем сложного разворота фигуры в пространстве, стремление к декоративности, мажорности – вот что волнует художницу, работающую над серией, посвященной танцу. К этой же серии следует отнести и изображения артистов балета: М. Плисецкой – в «Кармен» и «Лебедином озере», Е. Максимовой – в «Жизели», Ю. Жданова –  в «Ромео и Джульетте» (все –  1960  гг.) и др. 
Владимир Яснецов: алмаз, ставший фарфоровым бриллиантом
В довоенное и послевоенное время на Дулёвском заводе сложились традиции формирования художников. Скульпторов обычно приглашали из Москвы. 25-летний Владимир Яснецов поступил на Дулёвский завод в 1950 г. Он не принадлежал к потомственной семье фарфористов, никто в его роду не рисовал.
Нетерпеливый Яснецов хотел сразу с рабочего места перейти в художественную лабораторию, которую возглавлял тогда Пётр Васильевич Леонов, крупнейший художник-керамист, впоследствии член-корреспондент Академии художеств СССР, создатель так называемого «леоновского фарфора».
Человек темпераментный, быстрый, подвижный, как ртуть, он не мог не заметить Яснецова, взял его в лабораторию, но в творчестве ограничивал.
– Будешь моим заместителем, – говорил он Владимиру, – поездишь по выставкам, насмотришься, ума-разума наберёшься.
– Не хочу ящики с фарфором таскать, – сопротивлялся Яснецов, – хочу писать по фарфору.
Странное сложилось положение. Во время частых поездок Леонова Яснецов замещал его, но до палитры руки часто не доходили. Начинающий художник хотел уже уйти на соседний машиностроительный завод, где и заработки куда больше, чем в Дулёве, и мук творчества никаких. К счастью, этого не случилось.
Наставником Яснецова был старый мастер-орнаменталист Ф.Ф. Маслов, великолепно владевший всеми приёмами и тонкостями росписи фарфора. Узнав о неразумных планах своего ученика, Фёдор Фёдорович предостерёг его:
– Зря ты собрался уходить, Володя, не проживешь ты без кисти. Послушай-ка совета старого, пожившего на белом свете человека. Не суетись, не рвись к успеху, искусство этого не терпит. Всё придёт в свое время, всё образуется.
Большой успех пришёл к нему в 1958 г., когда его сервизы «Яблоки» и «Лимоны», безупречно гармоничные по цветовому строю, близкие прозрачностью акварелям, были удостоены медали Всемирной выставки в Брюсселе.
таланту.
В 1983 г. его работы «Золотая осень», «Лунная ночь» и «Первая зелень» были удостоены Почётного диплома Академии художеств СССР. «Лунная ночь» – явление в фарфоре совсем небывалое. Звучным аккордом белых, голубых тонов, свободными декоративными мазками автор передает едва уловимое состояние нарождающейся весны, пронизывающий сумрак лунной ночи. Искусствовед Лидия Андреева считает:

«Никогда и никому  не удавалось написать по глазури пейзаж, причём не «картинно», а вихрем летящей кистью. Такое по силам подлинному таланту».

Произведения художника находятся в Государственном музее керамики и «Усадьбе Кусково XVIII в.» (г. Москва), Загорском историко-художественном музее-заповеднике (г. Сергиев Посад), Музее Дулёвского фарфорового завода (г. Ликино-Дулёво).

КОММЕНТАРИЙ К СЛАЙД-ШОУ: 
C 1918 года по 1991 гг. завод и дальше оставался флагманом в своей отрасли. Количество работающих было более 6,5 тысяч человек и выпуск превышал 75 млн. изделий, что являлось самым большим показателем в Европе. Помимо массового фарфора, на заводе создавались шедевры русского фарфора. В эту эпоху в уникальной мастерской завода работали такие известные художники как П.В.  Леонов, И.Г. Коньков, А.И. Прохоров, Ф.Ф. Маслов, В.К. Яснецов, С.Г. Аникин, С.Е.  Медведев, скульпторы А.Г. Сотников, П.М. Кожин, А.Д. Бржезицкая, О.М. Богданова, Н.А. Малышева, Г.Д. Чечулина, Е.И. Гатилова. Работы заводских скульпторов и художников украшают музеи и картинные галереи страны, пользуются спросом у коллекционеров всего мира. В 1976 г.  за выдающиеся достижения в развитии фарфоровой отрасли завод был награждён орденом Ленина. Смотрите слайд-шоу «Мастера дулёвского фарфора».
Источник: http://picke.ru/vaza-farfor-ruchnaya-rospis-dulevo-1950-jj-god.html
Художник Леонов П.В. Ваза, фарфор, ручная роспись, 1950 г.
Источник: http://kommission-lefortovo.ru/tovary/chainyi-serviz-zolotoi-olen-dulevo-1965-1970-gg.html
Художник Леонов П.В., чайный сервиз «золотой олень», 1965 – 1970 гг.
Источник: http://www.bogorodsk-noginsk.ru/o-z/20141031.html
Художник Леонов П.В . В 1934 г. Пётр Васильевич создал рузвельтовский сервиз из 1200 предметов: строгий и классический, он назывался «Президентский». За этот сервиз американцы рассчитались двумя прокатными станами для нужд советского государства.
Источник: http://grazy-gunner.livejournal.com/2150979.html
Дулёвский фарфоровый завод. Скульптор Малышева Нина Александровна, «Сплетницы», 1950-гг.
Источник: https://fotki.yandex.ru/users/astta/album/409504/?p=0
Скульптор Малышева Нина Александровна. Декоративная сувенирная шкатулка для Всесоюзной сельскохозяйственной выставки.
Источник: https://fotki.yandex.ru/users/astta/album/409504/?p=0
Скульптор Малышева Нина Александровна «Заблудились».
Источник: http://russianartsfoundation.com/#!collection/item1870/
Скульптор Малышева Нина Александровна «Телефонный разговор», 1954 г.
Источник: https://fotki.yandex.ru/users/astta/album/409504/
Скульптор Малышева Нина Александровна «Юная балерина», 1950 – 60 гг.
Источник: http://www.dvaveka.ru/farfor-keramika-steklo/dulevo/figurka--alenushka-s-kozlenkom-/
Скульптор Малышева Нина Александровна, фигурка «Алёнушка с козленком»,1950 – 60 г.
Источник: http://www.dvaveka.ru/farfor-keramika-steklo/dulevo/7250/
Скульптор Малышева Нина Александровна, фигурка «Русская кадриль»,1950 – 60 гг.
Источник: http://vazaspb.ru/catalog/?id=189
Скульптор Малышева Нина Александровна «Лявониха».
Источник: http://www.liveinternet.ru/users/gala_cristall/post252817628/
Скульптор Малышева Нина Александровна «Свидание».
Источник: http://moscowrep.ru/?p=6969
Владимир Яснецов (1926 –2005) – легенда прославленного Дулёвского фарфорового завода, один из тех художников, кто задавал моду и определял стиль росписи по фарфору в СССР в 1970 – 80-е гг.
Источник: http://moscowrep.ru/?p=6969
Примечательна биография мастера: Яснецов был самоучкой. Владимир Климентьевич родился в 1926 г. в Ликино-Дулёво. Его отец работал грузчиком, но славился на весь город как лучший садовник.
Источник: http://moscowrep.ru/?p=6969
Позже, став знаменитым художником, Яснецов с трепетом будет вспоминать, как папа учил его понимать красоту: «Я ищу начало в природе, она меня питает. На одну и ту же ветку я гляжу и вижу в разное время по-разному. Хочу писать так, чтобы радовало глаз».
Источник: http://moscowrep.ru/?p=6969
Не окончив школу, в 1943 г. Владимир Климентьевич уходит на войну. Волею судеб оказывается в Маньчжурии, где случайно в библиотеке разрушенного поместья находит коллекцию рисунков Ци Байши. Яснецов был восхищен стилем китайского художника.
Источник: http://moscowrep.ru/?p=6969
Вернувшись с фронта в родной город, Владимир Климентьевич больше не сомневается в выборе профессии: художник-самоучка идёт устраиваться учеником в живописный цех Дулёвского фарфорового завода.
Источник: http://moscowrep.ru/?p=6969
Жизнь В.К. Яснецова – это история о непростой судьбе одарённого художника, заключённого в строгие рамки советских реалий. Владимир Климентьевич работал в технике надглазурной росписи, отдавая предпочтение жанрам пейзажа и натюрморта.
Источник: http://www.liveinternet.ru/users/4103981/post160666115/
А.Г. Сотников устроился практикантом на Дулевский фарфоровый завод, в 1934 г. его взяли в штат. На Дулёвском заводе Сотников проработал всю жизнь, здесь он сделал свои работы, принёсшие ему и заводу мировую известность. Статуэтка «Казачок» 1950-е гг.
Источник: https://meshok.ru/item/32622530_%D0%A1%D0%BE%D0%BA%D0%BE%D0%BB_%D0%93%D0%BE%D0%BB%D1%83%D0%B1%D1%8C_%D0%9F%D1%82%D0%B8%D1%86%D0%B0_%D0%A1%D0%BE%D1%82%D0%BD%D0%B8%D0%BA%D0%BE%D0%B2_%D0%94%D1%83%D0%BB%D0%B5%D0%B2%D0%BE
Знаменитую фигура «Сокол» А.Г. Сотникова, которая получила главный приз на Всемирной выставке в Брюсселе в 1958 г., а с 1964 г. изображение «Сокола» стало товарным знаком Дулёвского фарфорового завода.
Источник: http://www.antique-salon.ru/forum/index.php?act=Print&client=printer&f=111&t=50986
Галина Дмитриевна Чечулина работала на Дулёвском фарфоровом заводе с 1952 г. Автор декоративных скульптур на сказочные, цирковые темы и темы жанровых композиций. Они всегда трактованы правдиво и поэтично.
ОСОБЕННОСТИ ДУЛЁВСКОГО ФАРФОРА
Характерным элементом росписи на посуде Дулёвского завода является так называемая «агашка» – цветок, напоминающий розу (на фото).  Это название произошло от имени автора – художницы завода Агафьи Степановны Кустарёвой, в работах которой агашки встречались наиболее часто и выглядели особенно выразительными и интересными.
Простой немудрёный рисунок «агашка» пришёл из стародавних лет. В дни подготовки к большим ярмаркам хозяин завода предлагал мастерам-живописцам, которыми по большей части были женщины, украшать посуду своими рисунками. И писали они яркие цветочки с зелёными листьями и тонкими узорами ветвей. Писали лихо, быстро, кистями, а то и пальцами. Их вдохновением и усердием были созданы рисунки, названные по имени женщины – «агашками». Они и легли в основу нынешней оптимистической и звонкой дулёвской фарфоровой росписи.
Роспись «агашка» выполняется особой раскладкой кисти, крупными мазками. Используют также и тонкую кисточку, но серединку не прорисовывают, только лепестки, а иногда даже применяют грубый приём мазка пальцем.
Незатейливая простота и нежность дулёвского фарфора покорила много сердец. На девственно белом фоне игриво пестреют яркие цветы – ромашки, розы, веточки сирени, незабудки, васильки. Глаз не отвести. Кажется, что посреди пустынной зимы вдруг расступился снег, и запахло летом. Благородная позолота сдержанно подчеркивает игру и буйство красок. В росписи широко  используются  мотивы русского фольклора и народного орнамента, яркой контрастной палитры, с преобладанием столь характерных для дулёвского  фарфора  оранжево-красного (селенового), зелёного и синего цветов.

КОММЕНТАРИЙ К СЛАЙД-ШОУ:
Дулёвский фарфор яркий, радостный, опирающийся на народные мотивы. Дулёвские росписи – подчёркнуто декоративные, колоритные по цветовой гамме и композиционному строю. В основе их – народные мотивы и рисунки крестьянского фарфора старой Гжели. Это не удивительно. Традиции и технику росписи керамики дулёвские мастерицы переняли именно у гжели. Объединяют их народные мотивы, выполненные в незатейливой, чуть простоватой манере. Только гжельский фарфор расписывается монохромными рисунками, дулёвские же мотивы более красочны и разнообразны. В отличие от синего гжельского кобальта, в Дулёво используют в основном четыре краски и золото, а фирменная дулёвская роза – розово-пурпурная. Смотрите слайд-шоу: «Особенности дулёвского фарфора».
Источник: http://surfingbird.ru/fix/parsing/eDRP26acB
Дулёвская роспись – это знаменитые «агашки». Этим словом обозначают старую русскую манеру росписи, ручную живописную раскраску.
Источник: http://3ddd.ru/forum/thread/show/narisovat_tieksturu_1
Визитной карточкой» завода стала роза с округлыми лепестками. Многих мастериц звали Агафьями, отсюда и произошло название розы.
Источник: http://tizen.su/group71053255/post218.html
«Агашка» выполняется особой раскладкой кисти, крупными мазками. Используют также и тонкую кисточку, но серединку не прорисовывают, только лепестки, а иногда даже применяют грубый приём мазка пальцем.
Источник: http://spyware-file.info/?hg=0&nr=0
Технику росписи дулёвские мастерицы переняли у Гжели (слева). Объединяют их народные мотивы, выполненные в незатейливой, чуть простоватой манере. Но гжельский фарфор расписывается монохромными рисунками, дулёвские же мотивы более красочны и разнообразны
Источник: http://www.pionertur.ru/obedinenie-gzhel-s-master-klassom-po-lepke.html
Интересно сравнить гжельскую розу (слева) и дулёвскую. Первая выдержана в синих тонах, вторая – в розово-пунцовых.
Источник: http://remont-v-dubne.ru/stillnye_tovary_dubna.html
У каждого завода существует свой стиль росписи. Если у Императорского завода им. Ломоносова он «дворянский», классический (слева), то дулёвский фарфор – очень яркий, праздничный, народный.
Источник: http://shkolazhizni.ru/archive/0/n-67206/
Такой стиль росписи, как «агашки», раньше ещё называли «трактирным» – рисунки были трогательные и наивные, но очень живые и яркие. Дулёвский фарфор – многоцветный, от него веет жизнелюбием. Палитра отличается яркостью и праздничностью.
Источник: http://forum.vgd.ru/post/601/30264/p1801188.htm
На блестящем поле пестреют яркие цветы. Розы, ромашки, васильки, незабудки, веточки сирени приковывают к себе взгляд. Их оттеняет благородная позолота, которая добавляет изделиям великолепия. Дулёвские росписи неизменно восхищают своей жизнерадостностью.
Источник: http://orbita-x.ru/100/t33007634/
В традиционном дулёвском орнаменте важное символическое значение имеет красный цвет. Красный цвет в народной культуре всегда имел особое значение. Этот цвет жизни, солнца, плодородия и здоровья. Красный – значит «красивый»!
Источник: http://www.magput.ru/?id=10&viewprog=11174
Дулёвский фарфор яркий, радостный, опирающийся на народные мотивы. Дулёвские росписи – подчёркнуто декоративные, колоритные по цветовой гамме и композиционному строю.
Источник: http://www.ruskniga.com/russian-motifs-teapot.html
В росписи широко используются мотивы русского фольклора и народного орнамента, яркой контрастной палитры, с преобладанием столь характерных для дулёвского фарфора оранжево-красного (селенового), зелёного и синего цветов.
Источник: http://shkolazhizni.ru/archive/0/n-67206/
Незатейливая простота и нежность дулёвского фарфора покорила много сердец. На девственно белом фоне игриво пестреют яркие цветы – ромашки, розы, веточки сирени, незабудки, васильки.
ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ОТЛИЧИЯ ДУЛЁВСКОГО ФАРФОРА
Около двух веков назад здесь  начал работать фарфоровый завод. Чашки, чайники, маленькие скульптурные композиции – все это выпускается на предприятии и сегодня. А парадные сервизы поставляются в Кремль. 
Опытная формовщица может отличить  «свой»  чайник от чайника сменщицы буквально на ощупь.
Раиса Мурина, формовщик Дулевского фарфорового завода:

«Ну, как-то берёшь – сразу отличишь свой чайничек, красивый…».

«Рубин», «Янтарь», «Гранат» – названия сегодняшних коллекций дулёвского фарфора. Дневная норма  – 100 чайников на одну мастерицу. Раиса Мурина: «Берётся носик, окунается в «жижиль» – это жидкая глина. Приставляем, обираем все лишнее, чтобы дырочек не было, чтобы все гладенько было, чистенько...».
Лариса Киреева, живописец Дулёвского фарфорового завода:

«Это старинный, видите – такая чашка, вся битая! Такой старый образец, но пользуется спросом, поэтому мы его «работаем».

Раньше фарфор на фабрике расписывали простые крестьянки. Большинство из них звали Агафьями, отсюда и название дулёвского стиля – «агашки». Фарфор и сегодня расписывают яркими букетами, как говорят сами мастерицы: «полнокровными мазками с оттяжкой». Мастерицы тщательно следят за красками: жидкая не дает хорошего мазка, густая – расплывается. Цвет может поменяться при обжиге.
Лариса Киреева продолжает:

«Вот эта – золотосодержащая. В ней содержится какой-то процент золота, поэтому она меняет свой цвет при обжиге. Когда ты рисуешь, накладываешь, сначала у неё цвет тёмный, потом, после обжига – розовый».

В 1950-е гг. непременным атрибутом многих квартир был комод с кружевными салфеточками, а на нём – фигурки, изображавшие узбечек с пиалами ароматного чая и пионеров со скворечниками. Дулёвский завод выпускал серии статуэток к разным событиям: к Фестивалю молодежи и студентов 1957 г., крупным театральным премьерам, конгрессам Коминтерна или съездам коммунистической партии, или к Дню рождения пионерской организации.
Валентина Ширина, главный художник Дулёвского фарфорового завода:

«У нас и затопления были в той мастерской, где хранились формы. Не всё сохранилось».

Сейчас завод привлекает к работе талантливых скульпторов со всей России. Самый эмоциональный момент для любого скульптора – отдать свое творение художникам завода.
Валентина Ширина рассказывает:

«Скульптор задумывает какую-то свою работу, он привозит её сюда на завод или в пластилине, или в глине. Потом наши мастера её разрезают на мелкие части, с неё снимается форма, и потом уже делается форма гипсовая».

КОММЕНТАРИЙ К СЛАЙД-ШОУ:
Русский расписной фарфор опирается на народные мотивы и представляет собой художественное произведение, несущее смысл и целостность росписи, сложившейся десятилетиями. Посуда являет собой часть традиций русского стола и характера русской кухни. И фарфор Дулёвского завода давно является частью этой ценности – русских традиций, домашнего уюта и хозяйского радушия. Смотрите слайд-шоу: «Художники дулёвского фарфора».
Источник: Источник: http://www.dulevo.ru/about/artists/artist/?id=6486
Ширина Валентина Валерьевна – главный художник. На заводе с 1969 г. В 1972 г. по направлению завода поступает в Абрамцевское художественно-промышленное училище. В 1976 году, закончив его, возвращается на завод в художественную лабораторию. С 2013 года– гл
Источник: http://www.dulevo.ru/about/artists/artist/?id=6486
Ширина Валентина Валерьевна. «Герберы».
Источник: http://www.dulevo.ru/about/artists/artist/?id=6486
Ширина Валентина Валерьевна. «Затянувшаяся партия».
Источник: http://www.dulevo.ru/about/artists/artist/?id=6486
Ширина Валентина Валерьевна. Восстановленная скульптура «В бане»
Источник: http://www.dulevo.ru/about/artists/artist/?id=6486
Ширина Валентина Валерьевна. Восстановленная скульптура «Сельская свадьба»
Источник: http://www.dulevo.ru/about/artists/artist/?id=6589
Шапкина Ирина Александровна – художник по росписи фарфора. С 1999 г. работает на Дулёвском фарфоровом заводе в художественной лаборатории.
Источник: http://www.dulevo.ru/about/artists/artist/?id=6589
Шапкина Ирина Александровна. «Чай с леденцом».
Источник: http://www.dulevo.ru/about/artists/artist/?id=6589
Шапкина Ирина Александровна. Восстановленная скульптура «На этюдах».
Источник: http://www.dulevo.ru/about/artists/artist/?id=6589
Шапкина Ирина Александровна. «Аленький цветок»
Источник: http://www.dulevo.ru/about/artists/artist/?id=6590
Безенкова Марина Леонидовна – художник по росписи фарфора. На заводе с 1971 г. В 1978 г. окончила Абрамцевское художественно-промышленное училище и вернулась на завод в художественную лабораторию.
Источник: http://www.dulevo.ru/about/artists/artist/?id=6590
Безенкова Марина Леонидовна. Чайный сервиз «Бабочки».
Источник: http://www.dulevo.ru/about/artists/artist/?id=6590
Безенкова Марина Леонидовна. «Горох»
Источник: http://www.dulevo.ru/about/artists/artist/?id=6590
Безенкова Марина Леонидовна. «Куры»
Источник: http://www.dulevo.ru/about/artists/artist/?id=6659
Коришева Ольга Петровна – художник по росписи фарфора. С 1990 по 1995 гг. обучалась в Гжельском художественно-промышленном колледже на отделении художественной керамики. С 1997 г. работает в художественной лаборатории Дулёвского фарфорового завода.
Источник: http://www.dulevo.ru/about/artists/artist/?id=6659
Коришева Ольга Петровна. Восстановленная скульптура «Заблудились».
Источник: http://www.dulevo.ru/about/artists/artist/?id=6659
Коришева Ольга Петровна. Восстановленная скульптура «Газировщица».
Источник: http://www.dulevo.ru/about/artists/artist/?id=6659
Коришева Ольга Петровна. Восстановленная скульптура «Трудный ход».
Источник: http://www.dulevo.ru/about/artists/artist/?id=6659
Коришева Ольга Петровна. «Орхидея»
Источник: http://www.dulevo.ru/about/artists/artist/?id=6765
Белусь Татьяна Константиновна. На заводе работает с 2013 года. Ею была создана серия скульптур «Герои первой мировой войны» – «Брусилов А.А.», «Колчак А.В.»
Источник: http://www.dulevo.ru/about/artists/artist/?id=6765
Белусь Татьяна Константиновна. Скульптура «Брусилов А.А.»
Источник: http://www.dulevo.ru/about/artists/artist/?id=6765
Белусь Татьяна Константиновна. Скульптура «Колчак А.В.»
Источник: http://www.dulevo.ru/about/artists/artist/?id=6676
Яснецова Марина Владимировна. В 1984 г. окончила Федоскинскую школу миниатюрной живописи и пришла в художественную лабораторию Дулёвского фарфорового завода. Достойно продолжает династию художников Яснецовых.
Источник: http://www.dulevo.ru/about/artists/artist/?id=6676
Яснецова Марина Владимировна. Скульптура «Объяснение»
Источник: http://www.dulevo.ru/about/artists/artist/?id=6676
Яснецова Марина Владимировна. Нежный ангел
Источник:http://www.dulevo.ru/about/artists/artist/?id=6626
Юрьева Диана Викторовна – в 1996 г. закончила МВХПУ (бывшее Строгановское училище). В 1997 г. пришла работать на завод. За разработку рисунков деколей для изделий массового производства награждена Дипломом Всероссийского музея декоративно-прикладного иску
ИЗГОТОВЛЕНИЕ ДУЛЁВСКОГО ФАРФОРА
Из какого сырья делают дулёвский фарфор? Как правило, это тёмная глина, белый просяновский каолин, трошковская глина (именно она после обжига придаёт фарфору снежную белизну), кварц, шпат и кварц в составе пегматита, доломита. Из этих сырых материалов и делают фарфоровую массу, а из неё посуду. Долог и сложен процесс образования фарфора. Более 70 операций требуется для превращения камней и глин в чашку или тарелку.
Все начинается в массозаготовительном цехе, где вначале происходит грубый помол каменистых материалов, после мытьё и сортировка, потом снова помол, далее сырье взвешивается и загружается в шаровые мельницы и мешалки. Эта жидкая масса закачивается в фильтр-прессы (предварительно она была очищена от металлических и прочих инородных включений), в фильтр прессах она теряет воду и превращается в пластичное тесто. Глиномялки (тоншнейдер) придаёт массе однородность, вакуум-мялки обезвоздушивают и уплотняют её.
Далее масса поступает на конвейер, где с помощью автоматизированных машин (а раньше ручной труд использовался) превращается в изделие. После изделие помещается в сушилу, где через 3 часа потеряет часть влаги и обретет костяное, хрупкое состояние. Потом его почистят и оправят   в туннельный цех на обжиг.
Изделия сложной формы изготовляются методом литья. Сначала изделие попадает в литейную машину, потом в сушильную  установку, далее к изделию приклепляются ручки, носики и после идет обжиг.
Рождение фарфора в огне. Лишь дважды пройдя через огонь, изделие из мягкой массы обретет прочность, белизну. блеск и звон, тот самый который называют песнью фарфора. Первый обжиг проходит при температуре 900 – 950 градусов. Далее изделие покрывают глазурью, глазурь должна покрыть изделие ровным, однотонным слоем, без натёков. И после этого начинается второй обжиг при температуре 1380 – 1410 градусов, так происходит рождение фарфора.
От обжига многое зависит: белизна и просвечиваемость черепка, блеск посуды, форма изделия. Если изделие передержать в огне, то оно может лопнуть и покрыться пятнами. Ну а потом за свое дело берутся художники.  Но прежде чем попасть на стол живописцев, вся посуда проходит сортировочную обработку, т.е. её шлифуют, сортируют, комплектуют, дают оценку качеству. Конечно, применяются на заводе и другие способы росписи – печать, переводные картинки, трафареты, для выполнения которых используется техника. Одна из главных проблем технологов предприятия – поиск рецептур для достижения удивительной белизны фарфора. Раньше для этой цели в глину добавляли мышьяк, который испарялся в процессе обжига, причиняя вред здоровью рабочих. В настоящее время белизну повышают с помощью естественных минерализаторов, однако разработка новых составов ведется постоянно, чтобы дулёвский фарфор стал ещё белее, чище, тоньше и нарядней.

КОММЕНТАРИЙ К СЛАЙД-ШОУ:
На Дулёвском фарфоровом заводе в настоящее время работает 11 художников. Работа ведется как по обновлению форм, так и рисунков. Идёт постоянный поиск новых деколей, создание их по  эскизам, много времени отдают художники заказной продукции. Интересно заметить, что ручки к чашкам крепят вручную. В сутки рабочий на полуавтомате изготавливает от 2500 до 3500 изделий. Готовые изделия обжигают в печи, длина которой 110 метров. Обжигают посуду 2 раза: сначала при температуре 1000 градусов Цельсия, а потом 1400 градусов Цельсия. На обжиг уходит 52 часа. Обожженные изделия отправляются в живописный цех, где и приобретают свой стиль. Смотрите слайд-шоу «Изготовление дулёвского фарфора».
Источник: http://vmeste-rf.tv/broadcastRelease/1882.do
Дулёвский фарфоровый завод был основан в 1832 году купцом Терентием Кузнецовым. За 20 лет он сделал его ведущим фарфоровым предприятием России.
Источник: http://riamo.ru/multimedia_photo/20120829/598051139.html?id=598075635
Началом начал на предприятии считаются два подразделения – скульптурная мастерская и художественная лаборатория. Здесь разрабатываются формы и рисунки будущих массовых изделий и единичных экземпляров высокохудожественной продукции.
Источник: http://vmeste-rf.tv/broadcastRelease/1882.do
Всё начинается в массозаготовительном цехе, где вначале происходит грубый помол каменистых материалов, после мытье и сортировки, потом снова помол, далее сырье взвешивается и загружается в шаровые мельницы и мешалки.
Источник: http://riamo.ru/multimedia_photo/20120829/598051139.html?id=598075635
Затем жидкая масса закачивается в фильтр-прессы (предварительно она была очищена от металлических и прочих инородных включений), в фильтр прессах она теряет воду и превращается в пластичное тесто.
Источник: http://riamo.ru/multimedia_photo/20150226/609283661.html
На финальном этапе подготовки сырья из агрегата, похожего на огромную мясорубку, появляется то, что на производственном сленге именуется «скалкой». Толщина зависит от того ассортимента, который в дальнейшем предполагается производить из данной массы.
Источник: http://riamo.ru/multimedia_photo/20150226/609283661.html
Участок изготовления форм из гипса. Мастера предприятия вручную изготавливают модель изделия, на основе которой потом на потоке производятся изделия. На этом участке работают опытнейшие специалисты.
Источник: http://riamo.ru/multimedia_photo/20150226/609283661.html
Массовая продукция производится на нескольких участках. Они различаются по технологии. Одна из них – формовка изделий вручную на «русской машинке». Здесь сырьё раскатывается по внутренней поверхности гипсовой формы шаблоном.
Источник: http://riamo.ru/multimedia_photo/20150226/609283661.html
Следом изделие сушат в печи. После сушки его вытаскивают из гипсовой формы, зачищают швы, если это чайник – пробивают сеточку, и т. д. После этого к корпусу специальным составом на основе глины приклеиваются ручка и носик.
Источник: http://vmeste-rf.tv/broadcastRelease/1882.do
Зачистка швов после сушки.
Источник: http://fishki.mfcu.ru/10391-zavod-po-proizvodstvu-farfora-38-foto--video.html/comment-1303057/
После зачистки швов к корпусу специальным составом на основе глины приклеиваются ручка и носик.
Источник: http://riamo.ru/multimedia_photo/20150226/609283661.html
Лишь дважды пройдя через огонь, изделие из мягкой массы обретёт прочность, белизну, блеск и звон, тот самый который называют песнью фарфора. Первый обжиг проходит при температуре 900 – 950 градусов. Изделия перед обжигом.
Источник: http://riamo.ru/multimedia_photo/20150226/609283661.html
Далее изделие покрывают глазурью, глазурь должна покрыть изделие ровным, однотонным слоем, без натеков. И после этого начинается второй обжиг при температуре 1380 – 1410 градусов, так происходит рождение фарфора.
Источник: http://fishki.mfcu.ru/10391-zavod-po-proizvodstvu-farfora-38-foto--video.html/comment-1303057/
Прежде чем попасть на стол живописцев, вся посуда проходит сортировочную обработку, т.е. её шлифуют, сортируют, комплектуют, дают оценку качеству.
Источник: http://riamo.ru/multimedia_photo/20150226/609283661.html
Роспись фарфоровых скульптур – трудоёмкий процесс, здесь требуется особое мастерство. Художники декорируют их в несколько этапов.
Источник: http://riamo.ru/multimedia_photo/20120829/598051139_6.html
Живописец выводит рисунок красками или 12-процентным золотом. Каждый рисунок здесь индивидуален, ведь каждый живописец имеет свой стиль работы. Поэтому сервизы, как правило, комплектуются изделиями от одного мастера.
Источник: http://riamo.ru/multimedia_photo/20120829/598051139_6.html
В живописном цехе на изделия наносят рисунки. Один из способов – нанесение деколи. Деколь –переводные картинки из керамических красок, которые прижигаются к фарфору в процессе обжига.
Источник: http://riamo.ru/multimedia_photo/20150226/609283661.html
Готовая продукция. Раньше для качественной белизны фарфора в глину добавляли мышьяк, который испарялся в процессе обжига, причиняя вред здоровью рабочих. Сейчас белизну повышают с помощью естественных минерализаторов.
Источник: http://nawepodmoskovie.livejournal.com/25860.html
Дулёвский фарфор на прилавке магазина.
Источник: http://photozov.livejournal.com/27224.html
А вот печь на предприятии – современная. Буквально сама печёт. Пряники готовятся 24 минуты при температуре 235 градусов.
ДУЛЁВСКИЙ ФАРФОРОВЫЙ ЗАВОД
За более чем 170-летнюю историю Дулёвского фарфорового завода на нём многое что  изменилось. Сегодня  это  технически оснащённое предприятие  с непрерывным технологическим циклом с общей номенклатурой производства около 400 наименований продукции.  Завод  является одним из крупнейших предприятий Европы, который специализируется  на выпуске высококачественного фарфора для самых широких слоёв населения.
Изделия подмосковных мастеров были отмечены многочисленными премиями и наградами. Скульптура А.Г. Сотникова «Сокол», получившая золотую медаль и «Гран-при» в 1958 г. на всемирной выставке в Брюсселе, стала одним из символом подмосковного фарфора, а её графическое изображение – торговой маркой предприятия. В 1976 г. за выдающиеся достижения в развитии фарфоровой отрасли завод был награждён орденом Ленина.
Изделия заводских художников украшают музеи и картинные галереи страны, пользуются спросом у коллекционеров всего мира.
Дулёвские фарфористы проводят большую работу по внедрению новых форм и рисунков. Над совершенствованием технологических процессов изготовления фарфора непрерывно работают технологи и теплотехники, конструкторы и механики завода.
ПК «Дулёвский фарфор» является многократным дипломантом программы «100 лучших товаров России».  Дулёвский фарфоровый завод поставляет свою продукцию в 75 регионов России, в 6 стран ближнего зарубежья, а также в США, Канаду, Норвегию.

Адрес ПК «Дулёвский фарфор»:  142670, Московская обл., г. Ликино-Дулёво, ул. Ленина, 15
Тел.: 8 (496) 414-02-91  
E-mail: farfor@dulevo.ru
Сайт: www.dulevo.ru

КОММЕНТАРИЙ К СЛАЙД-ШОУ:
Особенность Дулёвского  производства  ещё и в том, что делается не только посуда, но и малые скульптурные формы. Под этим словосочетанием понимаются статуэтки. В арсенале мастеров Дулево – фигурки людей, сюжеты русских народных сказок, былин и знаки восточного зодиака. Последние, с удовольствием закупают жители Китая, большие ценители фарфора. Спросом отечественные изделия пользуются и в Америке, а так же странах Европы. Наибольшим спросом сейчас пользуются статуэтки Советского периода. Смотрите слайд-шоу «Статуэтки Дулёвского завода».

Источник: http://newkomok.ru/dulevo
Фарфоровая статуэтка «Колхозница с хлопком». 1935 г.
Источник: http://www.stranatur.ru/ru/Incoming-tours/Excursions/duljovo-pavlovski/
«Спящий мальчик».
Источник: http://m.colors.life/popup/viewPost.php?postId=168867/
«Мама с детьми на прогулке», Дулёво, 1952 г., автор Нина Малышева.
Источник: http://www.ribse.ru/item.php?id=53
«Мальчик со скворечником», Дулёво, 1955 г.
Источник: http://dfz.ru/cat/skulptura/?PAGEN_1=2
Скульптура «Афганский курильщик», 1957 г. Богданова О.М.
Источник: http://dfz.ru/cat/skulptura/
Скульптура «Птичница», 1958 г. Гатилова Е.И.
Источник: http://newkomok.ru/dulevo
Статуэтка фарфоровая «Цыганка». 1965 г.
Источник: http://newkomok.ru/dulevo
Статуэтка фарфоровая «Юная балерина».
Источник: http://yandex.ru/clck/jsredir?from=yandex.ru%3Bimages%2Fsearch%3Bimages%3B%3B&text=&etext=1001.weX1yqk8Uw87HXyHLEimUUu_Sr369FrTnjI84ljdaEloitAURM3QkcQZnNr0J47ZH84DDP91AtWsBqdtqDiYfPXIpqXK9cQUw5Yc1zWqoaw.a3ced967d48623f1d7b13ca1831a7185759d7c57&u
Фарфоровая статуэтка «Школьник».
Источник: http://decor-retro.ru/farforovaya-statuetka-belorusskij-tanec-lyavoniha-dulyovo-sssr-1961g
Фарфоровая статуэтка Белорусский танец 1961 г.
Источник: http://newkomok.ru/dulevo
Фарфоровая статуэтка «Перепляс». 1961 г.
Источник: http://forums-su.com/viewtopic.php?f=493&t=527948
«Мечтатель»
Источник: http://newkomok.ru/dulevo
Фарфоровая статуэтка «Близнецы» (Мать с детьми).
Источник: http://newkomok.ru/dulevo
Фарфоровая статуэтка «Гуси-лебеди».
Источник: http://newkomok.ru/dulevo
Фарфоровая статуэтка «Лезгинка».
Источник: http://newkomok.ru/dulevo
Статуэтка из фарфора «Маленькая хозяйка».
Источник: http://www.dvaveka.ru/farfor-keramika-steklo/dulevo/
«Хозяйка медной горы».
Источник: http://dfz.ru/cat/skulptura/skulptura-ruslan-i-lyudmila/
Современная скульптура «Руслан и Людмила»
Источник: http://www.твойфарфор.рф/catalog/Dylevo/Gusinyj_perepoloh_dylevo/
Современная скульптура. Статуэтка «Гусиный переполох».
Источник: http://dfz.ru/cat/skulptura/
Современная скульптура «Хамелеон»
Источник: http://dfz.ru/cat/skulptura/
Современная скульптура «Брусилов А.А.».
Источник: http://dfz.ru/cat/skulptura/
Современная скульптура «Разносчик газет».
МУЗЕЙ ДУЛЁВСКОГО ФАРФОРА
Музей Дулёвского фарфора открыт при Ликино-Дулёвском фарфоровом заводе, основанном еще в 1832 г. В музее представлена богатейшая коллекция фарфоровых изделий нескольких поколений художников, чьи работы украшают экспозиции известных музеев, частных коллекций в России и за рубежом. Для экспозиции руководство Дулёвского фарфорового завод выделило более 1200 кв.м.
Осмотр музея начинается с маленького исторического зала. Среди экспонатов, конечно же, регалии, свидетельства, почётные грамоты и образцы фарфора времен Кузнецова.
Тут можно увидеть продукцию и 1850 г., и послереволюционную. Не закрывали завод даже в годы Великой Отечественной войны. Тогда выпускали чашки и чайники для госпиталей – простые, но непременно с символикой советского государства.
– Это авторский зал, каждая витрина рассказывает о творчестве художника или скульптора, работавшего или работающего на нашем предприятии,  – показывает по ходу экскурсии директор музея Галина Крутова.
Вот блюдо «Садко». Талантливую руку приложил к нему сам Михаил Врубель. Неизгладимое впечатление оставляют скульптуры Ольги Богдановой и Павла Кожина, Нины Малышевой и Алексея Сотникова. Иные статуэтки не больше спичечного коробка. Есть и напольные – не меньше полуметра высотой.
Работа Веры Мухиной «Партизанка» посвящена подвигу Зои Космодемьянской. Вера Мухина приехала в Дулёво холодной зимой 1942 г. и от железнодорожной станции шла пешком с тяжелым пластилиновым макетом в руках.
Рядом – блюдо с картой Сталинградской битвы, чашки с портретами маршалов Жукова и Рокоссовского. На контрасте – те самые госпитальные.
На прощание с музеем – сказочный зал. Наполненный статуэтками принцесс и жар-птиц, диковинных животных из русских сказок.
Во время экскурсии посетители познакомятся с авторскими работами художников П.В. Леонова, И.Г. Конькова, А.И. Прохорова, Ф.Ф. Маслова, В.К. Яснецова, С.Г. Аникина, С.Е. Медведева, скульпторов А.Г. Сотникова, П.М. Кожина, А.Д. Бржезицкой, О.М. Богдановой, Н.А. Малышевой, Г.Д. Чечулиной, Е.И. Гатиловой и многих других мастеров, чьи работы украшают экспозиции известных музеев, частных коллекций в нашей стране, так и за рубежом. Для экспозиции руководство Дулёвского фарфорового завод выделило более 1200 кв.м.

Адрес Музея дулёвского фарфора:  Орехово-Зуевский район, Московская область,
г. Ликино-Дулёво, ул. Ленина, д. 15
Тел.: 8 (926) 911-29-51
Сайт: http://www.dfz.ru/museum/

КОММЕНТАРИЙ К СЛАЙД-ШОУ:
Чашки, блюдца, тарелки, яркие сервизы с позолотой образца середины XIX в. сменяются тарелками с изображением карты Сталинградской битвы, чашками с портретами ведущих полководцев Великой Отечественной войны – привет из середины века XX. А вот предметы с православной символикой, фигурки представителей династии Романовых, генерала Деникина, адмирала Колчака – родом из века XXI. Больше 1000 экспонатов расположились в стеклянных витринах на 1350 квадратных метрах площади в открытом после реконструкции музее Дулёвского фарфорового завода. Смотрите слайд-шоу «Музей дулёвского фарфора».
Источник: http://www.gelos.ru/month/nov2012season/farfor.html
Символ дулёвского фарфора «Сокол». На Всемирной выставке в Брюсселе (1958 г.) скульптура Алексея Георгиевича Сотникова «Сокол» была отмечена высшей наградой – Гран-при. Её графическое изображение стало торговой маркой завода.
Источник: http://pushistost.livejournal.com/370796.html
Осмотр музея начинается с маленького исторического зала. Среди экспонатов, конечно же, регалии, свидетельства, почётные грамоты и образцы фарфора времен Кузнецова.
Источник: http://pushistost.livejournal.com/370796.html
Скульптура «Царская семья»
Источник: http://pushistost.livejournal.com/370796.html
Далее мы направляемся в зал с выставленными образцами фарфора и выдающимися мастерами завода.
Источник: http://www.dfz.ru/museum/
В залах музея
Источник: http://www.dfz.ru/museum/
Фарфоровый карнавал музея
Источник: http://pushistost.livejournal.com/370796.html
Гордость музея и фабрики – лучшие скульпторы дулёвского фарфора.
Источник: http://pushistost.livejournal.com/370796.html
Выставлена отдельная экспозиция кузнецовского фарфора: старый фарфор очень удивительный и нереально красивый.
Источник: http://pushistost.livejournal.com/370796.html
Продолжение экспозиции кузнецовского фарфора.
Источник: http://pushistost.livejournal.com/370796.html
Далее идет исторический период СССР. В том числе очень интересная экспозиция Агитационного фарфора. Это отдельная и очень интересная и живописная страница истории отечественного фарфора.
Источник: http://pushistost.livejournal.com/370796.html
Советский фарфор.
Источник: http://pushistost.livejournal.com/370796.html
Советский фарфор.
Источник: http://pushistost.livejournal.com/370796.html
Советский фарфор.
Источник: http://pushistost.livejournal.com/370796.html
Вазы советского фарфора.
Источник: http://pushistost.livejournal.com/370796.html
Колонна к юбилею конституции СССР.
Источник: http://pushistost.livejournal.com/370796.html
Экспозиция «событийного фарфора»: 800-летие Москвы.
Источник: http://pushistost.livejournal.com/370796.html
Экспозиция «событийного фарфора»: 600-летие Куликовской битвы
Источник: http://pushistost.livejournal.com/370796.html
Экспозиция «Полководцы Победы»
Источник: http://pushistost.livejournal.com/370796.html
Экспозиция «Русские полководцы».
Источник: http://pushistost.livejournal.com/370796.html
Экспозиция «Курская дуга».
Источник: http://pushistost.livejournal.com/370796.html
Фарфор к Олимпиаде 1980 г.
Источник: http://pushistost.livejournal.com/370796.html
Футбольный фарфор.
Источник: http://pushistost.livejournal.com/370796.html
А как в стране Советской обойтись без космоса?
Источник: http://pushistost.livejournal.com/370796.html
А теперь самое время перенестись из космоса в мир сказки.
Источник: http://pushistost.livejournal.com/370796.html
Здесь каждую чашку или предмет можно разглядывать часами, погружаясь в сказочный и космический мир русского фарфора.
УХОД И ЧИСТКА ФАРФОРОВЫХ СТАТУЭТОК
Уход за фарфоровыми статуэтками и их чистка требует небольших навыков и знаний. Руководствуясь нижеприведенными советами, вы никогда не навредите изделию, а оно будет радовать вас своим изящным безупречным видом.
Фарфоровые изделия нужно мыть только вручную. Избегайте использования бытовой химии и жёстких губок – рискуете стереть роспись или позолоту. Если статуэтка сильно загрязнена – используйте обычное детское мыло, нанесённое на мягкую ткань или щёточку. Если хотите добавить изделию блеск – добавьте в воду немного нашатырного спирта.
Статуэтки следует мыть исключительно в ёмкости, на дно которой предварительно постелить мягкую тряпку или полотенце. Никогда не мойте изделия из фарфора на весу под проточной водой – рискуете их повредить.
Контролируйте температуру воды, не стоит мыть фарфоровые статуэтки под горячей или наоборот слишком холодной водой, оптимальный вариант – тёплая вода, либо комнатной температуры.
Многие антиквары вообще не рекомендуют мыть фарфоровые статуэтки, альтернативно мытью используя сухую чистку. Для того чтобы удалить загрязнения со скульптуры можно использовать кисть с мягким натуральным ворсом, к примеру, косметическую. Блеск статуэтки можно придать, просто протерев её сухой тканью. 
                              ***


             Дулёвское звонкое чудо
             Я даже в Берлине встречал.
             Сияя, по стенкам посуды
            «Олень золотой» пробежал.

            «Красавица», «Синяя птица»,
            «Сирени» простой идеал.
             Люстровая краска искрится,
             Как песня красивых начал.

             Рождаясь в огне, словно Феникс,
             Фарфоровый сокол парит.
             Из детства, пришедшая феей
            «Хозяюшка медной горы»

             Шекспировский «Гамлет» колени
             Офелии нежно обнял,
             Задумчивый «Дедушка Ленин»
             КАК БЫТЬ? На пенёчке решал.

             Волшебная рвется «Жар-птица»
             Уйти в глубину облаков.
             За хвост ей сумел уцепиться
             Иванушка из дураков.

             Здесь дух кузнецовский витает.
             Художнику – мысли простор.
             И с чопорной «Пиковой дамой»
             Ты можешь начать разговор.

             Фарфоровой сказки страницы
             Читаю, как песню веков,
             Уверен – ещё  возродится
             Красивая слава отцов.

             Париж, Монреаль или Ницца
             Не все безвозвратно ушло.
             Дулёвская гордая птица
             Расправит над миром крыло.
 
                           Владимир Манохин