|
Дулёвский фарфор: история, современность и будущее
1.
Дулёвский фарфор: история, современность и будущее
2.
Музей Дулёвского фарфора открытие
3.
А-ля рюс. 8 – «Дулёвский фарфор»
Ещё недавно фарфор ценился на вес золота. Век фарфоровой лихорадки ушёл в прошлое, а традиционный дулёвский фарфор превратился в объект коллекционирования.
4.
Дом для фарфоровой птицы. Ликино-Дулёво.
Передача «Провинциальные музеи России». Городок Ликино-Дулево – родина уникального дулёвского фарфора.
5.
Дулёвский фарфор
6.
Дулёвский фарфоровый завод модернизирует производство
На смену ручному труду на заводе фарфора в Ликино-Дулёве приходит автоматическое производство. Завод переживает второе рождение. Как обещают производители, управлять программой можно будет на расстоянии, используя обычный смартфон.
7.
Дулёвский фарфоровый завод
8.
Дулёвский фарфоровый завод новое оборудование
9.
Фарфоровая посуда из Дулёво
10.
Открылся магазин Дулёвского фарфора
ИСТОРИЯ ФАРФОРА В МИРЕ
Фарфор – материал (или керамические изделия из этого материала), который получается путем спекания фарфоровой массы, состоящей из глины, белой глины – каолина, кварца, полевого шпата и других природных субстанций. Изделий из фарфора изначально белые, блестящие, в тонком слое просвечивающие, непористые, водонепроницаемые и термостойкие, обладают хорошими изоляционными свойствами.
По одним данным, фарфор впервые появился в Китае в IV–VI вв., по другим, – только к XIII в. (на фото: эту китайскую вазу нашли на дне моря, внутри древнего корабля, потерпевшего крушение. Она была изготовлена в период 1206 – 1368 гг.). Причину его возникновения связывают с китайской чайной церемонией (для божественного напитка до фарфора использовались дорогие нефритовые чаши). Известный путешественник Марко Поло по возвращении из Китая пишет о необычных тарелках из порцеллана (ит. рorcellana – морские раковины), это слово и вошло в большинство европейских языков для обозначения фарфора. В других языках название изделий из этого вида керамики звучит близко к русскому «фарфор», от названия титула китайского императора «фарфур» или «фагфур» – «сын неба». Китайский фарфор первого поколения имел зеленоватый или голубой оттенок. Сохранившиеся вазы и кувшины напоминают античные сосуды, имеют ручки в форме драконов и горлышки в виде животных. В Европе же он появился гораздо позднее. Известно, например, что во Флоренции в XVI в. был изобретён мягкий фарфор, без каолина. Такой же мягкий фарфор изготавливался первоначально во Франции и Германии. В начале XVIIIв. немецким алхимиком Иоганном Фрифрихом Биттгером был открыт секрет изготовления настоящего твёрдого фарфора В России первая Порцелиновая мануфактурабыла основана в 1744 г. в Санкт-Петербурге. Для разработки состава фарфора дочь Петра Елизавета приглашала иностранных специалистов, но способ получения твёрдого фарфора из отечественных материалов, который практикуется до сих пор, был открыт Дмитрием Ивановичем Виноградовым. В 1765 году Порцеллиновая мануфактура получила название Императорского фарфорового завода, а сейчас известна как фарфоровый завод им. М.В. Ломоносова. Фарфоровые мануфактуры, основанные в Подмосковье Ф.Я. Гарднером (фарфор Вербилок), А.Г.Поповым (горбуновский фарфор) и др., скупил крупный предприниматель того времени М.С. Кузнецов. Кузнецовский фарфор отличался высоким качеством и изысканным декором. ИСТОРИЯ ДУЛЁВСКОГО ФАРФОРА
В далёком 1832 г. гжельский предприниматель Терентий Яковлевич Кузнецов основал в местечке Дулёво фарфоровый заводик. Выбор места был не случаен: недалеко от Гжели – центра керамического производства России, а также от Москвы – центра торговли. Вокруг завода – густые леса и богатые залежи торфа для обжиговых печей.
На первых порах производственные помещения служили и жилищем для рабочих, привезённых из Гжели и набранных в соседних деревнях. Позже были построены недалеко от завода «спальни» – деревянные бараки с большими спальными. Наивысшего расцвета производство достигло при внуке Терентия Яковлевича – Матвее Сидоровиче Кузнецове. В 1889 г. было высочайше утверждено «Товарищество по производству фарфоровых и фаянсовых изделий М.С.Кузнецова в Москве», в которое входило 8 заводов. Среди предприятий товарищества особенно выделялся Дулёвский завод. До революции здесь выпускался фарфор как для аристократов, так и более простой, так называемый «трактирный». Импортные сырье и красители, высокая квалификация работников, применение передовых по тем временам технологий позволяли выпускать продукцию высокого качества и успешно конкурировать на рынке. В 1902 г. М.С. Кузнецову присвоено почётное звание «Поставщик Двора Его Императорского Величества». К 1913 г. на Дулёвском заводе работало уже свыше 3-х тысяч человек. Основой успеха Дулёвского завода являлся выпуск хорошо оформленного фарфора. Ведь художественная сторона дела во многом решала успех сбыта посуды. Выпускался фарфор для разных слоев населения: для крестьян – недорогой и сдержанно разрисованный; для городского разночинного люда – средней цены по росписи похожий на дорогой дворянский фарфор. Рабочие-живописцы, пришедшие из Гжели, принесли приемы росписи кобальтом, потом появился розан, написанный розовым «пурпуром». Женщины-живописцы, занятые на Дулёвском производстве, творчески переработали эти гжельские розаны, сделали их более лёгкими и прозрачными, и отсюда дулёвский розан начал свои путь, получивший название «агашечного». В этот период утверждались лучшие традиции дулевского фарфора, глубоко народного и русского. Но законы рынка диктовали свои требования, растущее купечество и буржуазия стремились обставить свои дома более дорогим фарфором, имитирующим дворцовую утварь (эклектика). В это же время практикуется выпуск фарфора, стилизованный под западноевропейский фарфор. КОММЕНТАРИЙ К СЛАЙД-ШОУ Народные массы лучше покупали посуду с народными мотивами. Национальных мотивов требовал и азиатский рынок. По этой причине до революции на заводе существовали две противоречивые линии художественного развития: стилизация под западноевропейский фарфор и яркий красочный агашечный, трактирный и азиатский фарфор. Смотрите слайд-шоу «История Дулёвского фарфора». СОВЕТСКИЙ ЭТАП ДУЛЁВСКОГО ФАРФОРА
В 1918 г. завод был национализирован и переименован в Дулёвский фарфоровый завод имени газеты «Правда». Первое время использовали старые запасы, оставшиеся от Кузнецовых, организовали доставку массы с гжельских предприятий. Пришлось осваивать отечественное сырьё и создавать собственные красители.
Вопрос красителей стоял очень остро. В тогдашней России их не производили. Надо было налаживать их производство. Представители рабочего контроля стали искать специалиста, который мог бы взяться за организацию этого дела. Выбор пал на инженера-химика Степана Герасимовича Туманова, впоследствии профессора. На заводе была создана лаборатория и к концу 1918 г. в ней были получены первые 48 кг. керамических красок. В кратчайшие сроки были созданы отечественные красители и золото для декорирования. Из этой лаборатории и вырос затем Дулёвский красочный завод, обеспечивавший в советские времена всю фарфоровую отрасль России керамическими красителями, деколями и золотом. В первые годы после революции значительных изменений в художественном оформлении фарфора не произошло. Использовались старые формы и оснастка, традиции и навыки. Конечно, не обошлось без революционного пафоса, появился агитационный фарфор. Но этот фарфор не нашел отклика у покупателей, он плохо шел в торговле. Назрела необходимость перестройки всей художественной работы на заводе, привлечения к ней мастеров декоративно-прикладного искусства. Поиски путей оформления современного фарфора возглавил Пётр Леонов. Назначенный в 1931 г. главным художником, он создаёт на заводе творческую группу, в которую вошли художники Коньков, Мысягин, Матвеев и другие представители старого и нового поколения. Эта группа составила основу художественной лаборатории. Созданный новый фарфор удивлял своей яркостью, буйством красок, росписью в народном стиле, а также рисунками, получившими название «ситцевые» – мелкий рисунок по всему полю. Дулёвский завод опять начинает завоевывать призы на российских и международных выставках. После войны на завод поступила целая плеяда талантливых скульпторов А.Д. Бржезицкая, Н.А. Малышева, О.М. Богданова, Г.Д. Чечулина, М.М. Шепелева, А.Д. Гатилова. В 1950 г. в Дулёво вернулся П.В. Леонов. Его назначили главным художником. Триумфом стало выступление завода на Всемирной выставке в Брюсселе в 1958 г., где завод получил большую золотую медаль, девять художников и скульпторов получили дипломы и медали. Высшую награду выставки получил А.Г. Сотников за скульптуру «Сокол». Его графическое изображение стало впоследствии торговой маркой завода. Именно в этот период на заводе были созданы уникальные образцы скульптур, которые бережно хранятся в заводском музее и многие из них выпускаются до сих пор. В 1970 – 80-е гг. у людей появился выбор, стал востребован и более дорогой фарфор. 1990-е гг. больно ударили по предприятиям лёгкой промышленности. Снижение общего уровня жизни населения сказалось на реализации продукции. В 1992 г. предприятие было приватизировано трудовым коллективом. КОММЕНТАРИЙ К СЛАЙД-ШОУ: В 1930-х гг. художественное лицо завода определяет не мелкая пластика, а столовая и чайная посуда, её формы, ассортимент росписи. В этом направлении и работали художники. Выставки изделий в Москве в 1934 – 35 гг. подтвердили правильность художественного направления. Всемирная выставка в Париже в 1937 г. принесла заводу мировое признание. Жюри выставки присудило заводу высшую награду – «Гран при». 9 золотых и 7 серебряных медалей получили художники за свои работы. 1930-е гг. были периодом накопления художественного опыта и становления творческого коллектива художественной лаборатории. Смотрите слайд-шоу: «Советский период дулёвского фарфора». МАСТЕРА ДУЛЁВСКОГО ФАРФОРА
Пётр Леонов: создатель национального стиля фарфора
В 1920-е гг. земский врач Василий Леонов в одну из поездок к пациентам берёт своего сына Петра. Пока отец пользует станичников, мальчишка гуляет по улицам и забредает в церковь, где артель мастеров, приехавших из Дулёво во главе с Сергеем Максимовым, устанавливает иконостас из фаянса, сделанный на заводе Товарищества М. С. Кузнецова. Таким было первое знакомство с дулёвским фарфором будущего главного художника этого завода.
В 1934 г. Пётр Васильевич создал рузвельтовский сервиз из 1200 предметов: строгий и классический, он назывался «Президентский», – говорит заместитель генерального директора Фонда народных художественных промыслов РФ Ирина Соловьева. – Леонову довелось разрабатывать и другой сервиз-подарок – с китайскими птицами для Мао Дзэдуна. Хотя из всех созданных им рисунков для Дулёво стали фирменными лишь «ситцевые», посуда со многими из них выпускается до сих пор. Леонов был одержим идеей вернуть былую славу Дулёво, создав новый национальный фарфор со своим стилем. Так на заводе вновь обратились к «агашкам», использованию в росписи мотивов народных орнаментов с преобладанием оранжево-красного, зелёного и синего цветов. Всемирная Парижская выставка (1937 г.) принесла заводу мировое признание. Жюри выставки присудило заводу высшую награду – «Гран при»; девятью золотыми и семью серебряными медалями было отмечено творчество художников и скульпторов. Придуманные когда-то Петром Леоновым богатырские чашки сервиза «Суздаль», фарфоровая сюита «Русь» из пяти самостоятельных серий, похожие на купола Василия Блаженного сто с лишним штофов: «Петровский», «Русский», «Гербовый» – вошли в золотой фонд отечественного фарфора. А его сервизы «Красавица» и «Золотой олень», большой «трактирный» чайник с пирамидой пузатых заварников и чашек на глубоких блюдцах до сих пор остаются фирменной продукцией Дулёво. П. Леонов проработал главным художником Дулёвского завода с 1932 г. по 1941 гг. Его стаж прервался на время войны и некоторый период послевоенного восстановления хозяйства. Тогда он работал городским архитектором сначала в Бресте, а потом в Новгороде. Затем, с 1950 г. и до самой своей кончины в 1982 г., в общей сложности более 40 лет, трудился главным художником фарфорового завода. Нина Малышева: её скульптуры, как песни.
Малышева Нина Александровна родилась в 1914 г. в Орле. Нина Александровна вспоминала:
«В пору моего детства город был невелик. На высокой горе возвышался собор, а к Оке спускался большой городской сад с мраморными фигурами богинь и аллегорий. Белый мрамор на фоне зелени вызывал восторг, а осязаемость статуй потрясала. Теперь мне кажется, что моя тяга к скульптуре в значительной мере обусловлена впечатлениями детских лет». Получив серьезную профессиональную подготовку (в 1937 г. окончила Московский педагогический художественный техникум, а в 1947 г. факультет керамики в МИПИДИ, где занималась живописью под руководством Р. Фалька, а скульптурой – у Н. Зеленской и Е. Белашовой), Нина Александровна Малышева пришла на Дулёвский фарфоровый завод имени газеты «Правда». В 1949 г. Малышева обращается к сюите «Счастливое материнство» и создаёт полные обаяния композиции «Крайний Север», «Мать-грузинка», «Матъ-узбечка», которые неоднократно экспонировались на выставках, а также выпускались заводом массовым тиражом. Успех окрылил молодую художницу. Малышева говорит: «Работали запоем. Жили поблизости. Обжиг караулили заранее, сгорая от нетерпения. Это чудесное ощущение – открыть грубый полуостывший капсель, а там – белоснежный фарфор!».В Дулёве в пятидесятые годы над фарфоровой скульптурой работали художники А. Сотников, П. Кожин, А. Бржезицкая и Н. Малышева, которые и явились, по существу, зачинателями советской фарфоровой пластики. Эти художники помогли заводу окончательно отойти от дореволюционного ассортимента, практически ещё бытовавшего в Дулёве и в послевоенные годы. Порой свою жанровую скульптуру художница называет зарисовками с натуры. Таковы «Московские зарисовки» (1954 г.), «На Пушкинском бульваре» (1958 г.), серия пляжных зарисовок (1959 г.). В этих работах главное для автора – подметить что-то яркое и типичное, заставляя зрителя ощутить неповторимость момента. Ряд работ Малышевой посвящён изображению танца: «Танцующая девочка-таджичка» (1952 г.), «Уральская кадриль», «Лезгинка», «Лявониха» (все – 1956 г.), «Русский перепляс», «Жок» (оба 1972 г.). Художница стремится к передачи наиболее характерных для каждого танца настроения, поз. Так её грузинки легки и плавны, «Мазурка» темпераментна и эффектна. Проблема передачи движения путем сложного разворота фигуры в пространстве, стремление к декоративности, мажорности – вот что волнует художницу, работающую над серией, посвященной танцу. К этой же серии следует отнести и изображения артистов балета: М. Плисецкой – в «Кармен» и «Лебедином озере», Е. Максимовой – в «Жизели», Ю. Жданова – в «Ромео и Джульетте» (все – 1960 гг.) и др. Владимир Яснецов: алмаз, ставший фарфоровым бриллиантом
В довоенное и послевоенное время на Дулёвском заводе сложились традиции формирования художников. Скульпторов обычно приглашали из Москвы. 25-летний Владимир Яснецов поступил на Дулёвский завод в 1950 г. Он не принадлежал к потомственной семье фарфористов, никто в его роду не рисовал.
Нетерпеливый Яснецов хотел сразу с рабочего места перейти в художественную лабораторию, которую возглавлял тогда Пётр Васильевич Леонов, крупнейший художник-керамист, впоследствии член-корреспондент Академии художеств СССР, создатель так называемого «леоновского фарфора». Человек темпераментный, быстрый, подвижный, как ртуть, он не мог не заметить Яснецова, взял его в лабораторию, но в творчестве ограничивал. – Будешь моим заместителем, – говорил он Владимиру, – поездишь по выставкам, насмотришься, ума-разума наберёшься. – Не хочу ящики с фарфором таскать, – сопротивлялся Яснецов, – хочу писать по фарфору. Странное сложилось положение. Во время частых поездок Леонова Яснецов замещал его, но до палитры руки часто не доходили. Начинающий художник хотел уже уйти на соседний машиностроительный завод, где и заработки куда больше, чем в Дулёве, и мук творчества никаких. К счастью, этого не случилось. Наставником Яснецова был старый мастер-орнаменталист Ф.Ф. Маслов, великолепно владевший всеми приёмами и тонкостями росписи фарфора. Узнав о неразумных планах своего ученика, Фёдор Фёдорович предостерёг его: – Зря ты собрался уходить, Володя, не проживешь ты без кисти. Послушай-ка совета старого, пожившего на белом свете человека. Не суетись, не рвись к успеху, искусство этого не терпит. Всё придёт в свое время, всё образуется. Большой успех пришёл к нему в 1958 г., когда его сервизы «Яблоки» и «Лимоны», безупречно гармоничные по цветовому строю, близкие прозрачностью акварелям, были удостоены медали Всемирной выставки в Брюсселе. таланту. В 1983 г. его работы «Золотая осень», «Лунная ночь» и «Первая зелень» были удостоены Почётного диплома Академии художеств СССР. «Лунная ночь» – явление в фарфоре совсем небывалое. Звучным аккордом белых, голубых тонов, свободными декоративными мазками автор передает едва уловимое состояние нарождающейся весны, пронизывающий сумрак лунной ночи. Искусствовед Лидия Андреева считает: «Никогда и никому не удавалось написать по глазури пейзаж, причём не «картинно», а вихрем летящей кистью. Такое по силам подлинному таланту». Произведения художника находятся в Государственном музее керамики и «Усадьбе Кусково XVIII в.» (г. Москва), Загорском историко-художественном музее-заповеднике (г. Сергиев Посад), Музее Дулёвского фарфорового завода (г. Ликино-Дулёво). КОММЕНТАРИЙ К СЛАЙД-ШОУ: C 1918 года по 1991 гг. завод и дальше оставался флагманом в своей отрасли. Количество работающих было более 6,5 тысяч человек и выпуск превышал 75 млн. изделий, что являлось самым большим показателем в Европе. Помимо массового фарфора, на заводе создавались шедевры русского фарфора. В эту эпоху в уникальной мастерской завода работали такие известные художники как П.В. Леонов, И.Г. Коньков, А.И. Прохоров, Ф.Ф. Маслов, В.К. Яснецов, С.Г. Аникин, С.Е. Медведев, скульпторы А.Г. Сотников, П.М. Кожин, А.Д. Бржезицкая, О.М. Богданова, Н.А. Малышева, Г.Д. Чечулина, Е.И. Гатилова. Работы заводских скульпторов и художников украшают музеи и картинные галереи страны, пользуются спросом у коллекционеров всего мира. В 1976 г. за выдающиеся достижения в развитии фарфоровой отрасли завод был награждён орденом Ленина. Смотрите слайд-шоу «Мастера дулёвского фарфора». ОСОБЕННОСТИ ДУЛЁВСКОГО ФАРФОРА
Характерным элементом росписи на посуде Дулёвского завода является так называемая «агашка» – цветок, напоминающий розу (на фото). Это название произошло от имени автора – художницы завода Агафьи Степановны Кустарёвой, в работах которой агашки встречались наиболее часто и выглядели особенно выразительными и интересными.
Простой немудрёный рисунок «агашка» пришёл из стародавних лет. В дни подготовки к большим ярмаркам хозяин завода предлагал мастерам-живописцам, которыми по большей части были женщины, украшать посуду своими рисунками. И писали они яркие цветочки с зелёными листьями и тонкими узорами ветвей. Писали лихо, быстро, кистями, а то и пальцами. Их вдохновением и усердием были созданы рисунки, названные по имени женщины – «агашками». Они и легли в основу нынешней оптимистической и звонкой дулёвской фарфоровой росписи. Роспись «агашка» выполняется особой раскладкой кисти, крупными мазками. Используют также и тонкую кисточку, но серединку не прорисовывают, только лепестки, а иногда даже применяют грубый приём мазка пальцем. Незатейливая простота и нежность дулёвского фарфора покорила много сердец. На девственно белом фоне игриво пестреют яркие цветы – ромашки, розы, веточки сирени, незабудки, васильки. Глаз не отвести. Кажется, что посреди пустынной зимы вдруг расступился снег, и запахло летом. Благородная позолота сдержанно подчеркивает игру и буйство красок. В росписи широко используются мотивы русского фольклора и народного орнамента, яркой контрастной палитры, с преобладанием столь характерных для дулёвского фарфора оранжево-красного (селенового), зелёного и синего цветов. КОММЕНТАРИЙ К СЛАЙД-ШОУ: Дулёвский фарфор яркий, радостный, опирающийся на народные мотивы. Дулёвские росписи – подчёркнуто декоративные, колоритные по цветовой гамме и композиционному строю. В основе их – народные мотивы и рисунки крестьянского фарфора старой Гжели. Это не удивительно. Традиции и технику росписи керамики дулёвские мастерицы переняли именно у гжели. Объединяют их народные мотивы, выполненные в незатейливой, чуть простоватой манере. Только гжельский фарфор расписывается монохромными рисунками, дулёвские же мотивы более красочны и разнообразны. В отличие от синего гжельского кобальта, в Дулёво используют в основном четыре краски и золото, а фирменная дулёвская роза – розово-пурпурная. Смотрите слайд-шоу: «Особенности дулёвского фарфора». ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ОТЛИЧИЯ ДУЛЁВСКОГО ФАРФОРА
Около двух веков назад здесь начал работать фарфоровый завод. Чашки, чайники, маленькие скульптурные композиции – все это выпускается на предприятии и сегодня. А парадные сервизы поставляются в Кремль.
Опытная формовщица может отличить «свой» чайник от чайника сменщицы буквально на ощупь. Раиса Мурина, формовщик Дулевского фарфорового завода: «Ну, как-то берёшь – сразу отличишь свой чайничек, красивый…». «Рубин», «Янтарь», «Гранат» – названия сегодняшних коллекций дулёвского фарфора. Дневная норма – 100 чайников на одну мастерицу. Раиса Мурина: «Берётся носик, окунается в «жижиль» – это жидкая глина. Приставляем, обираем все лишнее, чтобы дырочек не было, чтобы все гладенько было, чистенько...». Лариса Киреева, живописец Дулёвского фарфорового завода: «Это старинный, видите – такая чашка, вся битая! Такой старый образец, но пользуется спросом, поэтому мы его «работаем». Раньше фарфор на фабрике расписывали простые крестьянки. Большинство из них звали Агафьями, отсюда и название дулёвского стиля – «агашки». Фарфор и сегодня расписывают яркими букетами, как говорят сами мастерицы: «полнокровными мазками с оттяжкой». Мастерицы тщательно следят за красками: жидкая не дает хорошего мазка, густая – расплывается. Цвет может поменяться при обжиге. Лариса Киреева продолжает: «Вот эта – золотосодержащая. В ней содержится какой-то процент золота, поэтому она меняет свой цвет при обжиге. Когда ты рисуешь, накладываешь, сначала у неё цвет тёмный, потом, после обжига – розовый». В 1950-е гг. непременным атрибутом многих квартир был комод с кружевными салфеточками, а на нём – фигурки, изображавшие узбечек с пиалами ароматного чая и пионеров со скворечниками. Дулёвский завод выпускал серии статуэток к разным событиям: к Фестивалю молодежи и студентов 1957 г., крупным театральным премьерам, конгрессам Коминтерна или съездам коммунистической партии, или к Дню рождения пионерской организации. Валентина Ширина, главный художник Дулёвского фарфорового завода: «У нас и затопления были в той мастерской, где хранились формы. Не всё сохранилось». Сейчас завод привлекает к работе талантливых скульпторов со всей России. Самый эмоциональный момент для любого скульптора – отдать свое творение художникам завода. Валентина Ширина рассказывает: «Скульптор задумывает какую-то свою работу, он привозит её сюда на завод или в пластилине, или в глине. Потом наши мастера её разрезают на мелкие части, с неё снимается форма, и потом уже делается форма гипсовая». КОММЕНТАРИЙ К СЛАЙД-ШОУ: Русский расписной фарфор опирается на народные мотивы и представляет собой художественное произведение, несущее смысл и целостность росписи, сложившейся десятилетиями. Посуда являет собой часть традиций русского стола и характера русской кухни. И фарфор Дулёвского завода давно является частью этой ценности – русских традиций, домашнего уюта и хозяйского радушия. Смотрите слайд-шоу: «Художники дулёвского фарфора». ИЗГОТОВЛЕНИЕ ДУЛЁВСКОГО ФАРФОРА
Из какого сырья делают дулёвский фарфор? Как правило, это тёмная глина, белый просяновский каолин, трошковская глина (именно она после обжига придаёт фарфору снежную белизну), кварц, шпат и кварц в составе пегматита, доломита. Из этих сырых материалов и делают фарфоровую массу, а из неё посуду. Долог и сложен процесс образования фарфора. Более 70 операций требуется для превращения камней и глин в чашку или тарелку.
Все начинается в массозаготовительном цехе, где вначале происходит грубый помол каменистых материалов, после мытьё и сортировка, потом снова помол, далее сырье взвешивается и загружается в шаровые мельницы и мешалки. Эта жидкая масса закачивается в фильтр-прессы (предварительно она была очищена от металлических и прочих инородных включений), в фильтр прессах она теряет воду и превращается в пластичное тесто. Глиномялки (тоншнейдер) придаёт массе однородность, вакуум-мялки обезвоздушивают и уплотняют её. Далее масса поступает на конвейер, где с помощью автоматизированных машин (а раньше ручной труд использовался) превращается в изделие. После изделие помещается в сушилу, где через 3 часа потеряет часть влаги и обретет костяное, хрупкое состояние. Потом его почистят и оправят в туннельный цех на обжиг. Изделия сложной формы изготовляются методом литья. Сначала изделие попадает в литейную машину, потом в сушильную установку, далее к изделию приклепляются ручки, носики и после идет обжиг. Рождение фарфора в огне. Лишь дважды пройдя через огонь, изделие из мягкой массы обретет прочность, белизну. блеск и звон, тот самый который называют песнью фарфора. Первый обжиг проходит при температуре 900 – 950 градусов. Далее изделие покрывают глазурью, глазурь должна покрыть изделие ровным, однотонным слоем, без натёков. И после этого начинается второй обжиг при температуре 1380 – 1410 градусов, так происходит рождение фарфора. От обжига многое зависит: белизна и просвечиваемость черепка, блеск посуды, форма изделия. Если изделие передержать в огне, то оно может лопнуть и покрыться пятнами. Ну а потом за свое дело берутся художники. Но прежде чем попасть на стол живописцев, вся посуда проходит сортировочную обработку, т.е. её шлифуют, сортируют, комплектуют, дают оценку качеству. Конечно, применяются на заводе и другие способы росписи – печать, переводные картинки, трафареты, для выполнения которых используется техника. Одна из главных проблем технологов предприятия – поиск рецептур для достижения удивительной белизны фарфора. Раньше для этой цели в глину добавляли мышьяк, который испарялся в процессе обжига, причиняя вред здоровью рабочих. В настоящее время белизну повышают с помощью естественных минерализаторов, однако разработка новых составов ведется постоянно, чтобы дулёвский фарфор стал ещё белее, чище, тоньше и нарядней. КОММЕНТАРИЙ К СЛАЙД-ШОУ: На Дулёвском фарфоровом заводе в настоящее время работает 11 художников. Работа ведется как по обновлению форм, так и рисунков. Идёт постоянный поиск новых деколей, создание их по эскизам, много времени отдают художники заказной продукции. Интересно заметить, что ручки к чашкам крепят вручную. В сутки рабочий на полуавтомате изготавливает от 2500 до 3500 изделий. Готовые изделия обжигают в печи, длина которой 110 метров. Обжигают посуду 2 раза: сначала при температуре 1000 градусов Цельсия, а потом 1400 градусов Цельсия. На обжиг уходит 52 часа. Обожженные изделия отправляются в живописный цех, где и приобретают свой стиль. Смотрите слайд-шоу «Изготовление дулёвского фарфора». ДУЛЁВСКИЙ ФАРФОРОВЫЙ ЗАВОД
За более чем 170-летнюю историю Дулёвского фарфорового завода на нём многое что изменилось. Сегодня это технически оснащённое предприятие с непрерывным технологическим циклом с общей номенклатурой производства около 400 наименований продукции. Завод является одним из крупнейших предприятий Европы, который специализируется на выпуске высококачественного фарфора для самых широких слоёв населения.
Изделия подмосковных мастеров были отмечены многочисленными премиями и наградами. Скульптура А.Г. Сотникова «Сокол», получившая золотую медаль и «Гран-при» в 1958 г. на всемирной выставке в Брюсселе, стала одним из символом подмосковного фарфора, а её графическое изображение – торговой маркой предприятия. В 1976 г. за выдающиеся достижения в развитии фарфоровой отрасли завод был награждён орденом Ленина. Изделия заводских художников украшают музеи и картинные галереи страны, пользуются спросом у коллекционеров всего мира. Дулёвские фарфористы проводят большую работу по внедрению новых форм и рисунков. Над совершенствованием технологических процессов изготовления фарфора непрерывно работают технологи и теплотехники, конструкторы и механики завода. ПК «Дулёвский фарфор» является многократным дипломантом программы «100 лучших товаров России». Дулёвский фарфоровый завод поставляет свою продукцию в 75 регионов России, в 6 стран ближнего зарубежья, а также в США, Канаду, Норвегию. Адрес ПК «Дулёвский фарфор»: 142670, Московская обл., г. Ликино-Дулёво, ул. Ленина, 15 Тел.: 8 (496) 414-02-91 E-mail: farfor@dulevo.ru Сайт: www.dulevo.ru КОММЕНТАРИЙ К СЛАЙД-ШОУ: Особенность Дулёвского производства ещё и в том, что делается не только посуда, но и малые скульптурные формы. Под этим словосочетанием понимаются статуэтки. В арсенале мастеров Дулево – фигурки людей, сюжеты русских народных сказок, былин и знаки восточного зодиака. Последние, с удовольствием закупают жители Китая, большие ценители фарфора. Спросом отечественные изделия пользуются и в Америке, а так же странах Европы. Наибольшим спросом сейчас пользуются статуэтки Советского периода. Смотрите слайд-шоу «Статуэтки Дулёвского завода». МУЗЕЙ ДУЛЁВСКОГО ФАРФОРА
Музей Дулёвского фарфора открыт при Ликино-Дулёвском фарфоровом заводе, основанном еще в 1832 г. В музее представлена богатейшая коллекция фарфоровых изделий нескольких поколений художников, чьи работы украшают экспозиции известных музеев, частных коллекций в России и за рубежом. Для экспозиции руководство Дулёвского фарфорового завод выделило более 1200 кв.м.
Осмотр музея начинается с маленького исторического зала. Среди экспонатов, конечно же, регалии, свидетельства, почётные грамоты и образцы фарфора времен Кузнецова. Тут можно увидеть продукцию и 1850 г., и послереволюционную. Не закрывали завод даже в годы Великой Отечественной войны. Тогда выпускали чашки и чайники для госпиталей – простые, но непременно с символикой советского государства. – Это авторский зал, каждая витрина рассказывает о творчестве художника или скульптора, работавшего или работающего на нашем предприятии, – показывает по ходу экскурсии директор музея Галина Крутова. Вот блюдо «Садко». Талантливую руку приложил к нему сам Михаил Врубель. Неизгладимое впечатление оставляют скульптуры Ольги Богдановой и Павла Кожина, Нины Малышевой и Алексея Сотникова. Иные статуэтки не больше спичечного коробка. Есть и напольные – не меньше полуметра высотой. Работа Веры Мухиной «Партизанка» посвящена подвигу Зои Космодемьянской. Вера Мухина приехала в Дулёво холодной зимой 1942 г. и от железнодорожной станции шла пешком с тяжелым пластилиновым макетом в руках. Рядом – блюдо с картой Сталинградской битвы, чашки с портретами маршалов Жукова и Рокоссовского. На контрасте – те самые госпитальные. На прощание с музеем – сказочный зал. Наполненный статуэтками принцесс и жар-птиц, диковинных животных из русских сказок. Во время экскурсии посетители познакомятся с авторскими работами художников П.В. Леонова, И.Г. Конькова, А.И. Прохорова, Ф.Ф. Маслова, В.К. Яснецова, С.Г. Аникина, С.Е. Медведева, скульпторов А.Г. Сотникова, П.М. Кожина, А.Д. Бржезицкой, О.М. Богдановой, Н.А. Малышевой, Г.Д. Чечулиной, Е.И. Гатиловой и многих других мастеров, чьи работы украшают экспозиции известных музеев, частных коллекций в нашей стране, так и за рубежом. Для экспозиции руководство Дулёвского фарфорового завод выделило более 1200 кв.м. Адрес Музея дулёвского фарфора: Орехово-Зуевский район, Московская область, г. Ликино-Дулёво, ул. Ленина, д. 15 Тел.: 8 (926) 911-29-51 Сайт: http://www.dfz.ru/museum/ КОММЕНТАРИЙ К СЛАЙД-ШОУ: Чашки, блюдца, тарелки, яркие сервизы с позолотой образца середины XIX в. сменяются тарелками с изображением карты Сталинградской битвы, чашками с портретами ведущих полководцев Великой Отечественной войны – привет из середины века XX. А вот предметы с православной символикой, фигурки представителей династии Романовых, генерала Деникина, адмирала Колчака – родом из века XXI. Больше 1000 экспонатов расположились в стеклянных витринах на 1350 квадратных метрах площади в открытом после реконструкции музее Дулёвского фарфорового завода. Смотрите слайд-шоу «Музей дулёвского фарфора». УХОД И ЧИСТКА ФАРФОРОВЫХ СТАТУЭТОК
Уход за фарфоровыми статуэтками и их чистка требует небольших навыков и знаний. Руководствуясь нижеприведенными советами, вы никогда не навредите изделию, а оно будет радовать вас своим изящным безупречным видом.
Фарфоровые изделия нужно мыть только вручную. Избегайте использования бытовой химии и жёстких губок – рискуете стереть роспись или позолоту. Если статуэтка сильно загрязнена – используйте обычное детское мыло, нанесённое на мягкую ткань или щёточку. Если хотите добавить изделию блеск – добавьте в воду немного нашатырного спирта. Статуэтки следует мыть исключительно в ёмкости, на дно которой предварительно постелить мягкую тряпку или полотенце. Никогда не мойте изделия из фарфора на весу под проточной водой – рискуете их повредить. Контролируйте температуру воды, не стоит мыть фарфоровые статуэтки под горячей или наоборот слишком холодной водой, оптимальный вариант – тёплая вода, либо комнатной температуры. Многие антиквары вообще не рекомендуют мыть фарфоровые статуэтки, альтернативно мытью используя сухую чистку. Для того чтобы удалить загрязнения со скульптуры можно использовать кисть с мягким натуральным ворсом, к примеру, косметическую. Блеск статуэтки можно придать, просто протерев её сухой тканью. *** |
|
|