|
Гжель
1.
Гжель
2.
Голубые цветы Гжели
Истории промысла «Гжель». Экскурсия на фабрику и обучение элементам знаменитой росписи.
3.
Искусство Гжели. Истоки и современное развитие промысла
История развития промысла. Разнообразие и скульптурность посудных форм, единство формы и декора. Особенности гжельской росписи.
4.
Производство Гжели, роспись
Вручную расписывают гжель
5.
Цветная роспись. Гжель
6.
Экскурсия на Гжель. Завод. Музей. Мастер-класс
7.
Незабудковая Гжель
8.
Гжельский художественно-промышленный институт
Уже 110 лет учебное заведение выпускает уникальных специалистов. Сегодня Гжельский институт выпускает мастеров не только традиционного сине-белого фарфора, но и других видов керамики - майолики и шамота.
9.
Поездка в Гжель
10.
Пасхальная тема Гжель. Магазин Гжельские ремёсла
М.В. Ломоносов: «НИГДЕ НЕ ВИДАЛ Я БЕЛИЗНОЮ ПРЕВОСХОДНЕЕ…»
Гжельские крестьяне не знали барщины, не платили оброк, а занимались исключительно ремеслом. Здесь делали не только посуду, но и архитектурную керамику, кирпичи, гончарные трубы, изразцы, игрушки. В 1663 г. царь Алексей Михайлович издал указ: «...во Гжельской волости для аптекарских и алхимических сосудов приискать глины, которая глина годица к аптекарских сосудам».
ИСТОРИЯ ГЖЕЛЬСКОГО ПРОМЫСЛА
До середины XVIII в. Гжель делала обычную для того времени гончарную посуду, изготавливала кирпич, гончарные трубы, изразцы, а также примитивные детские игрушки, снабжая ими Москву. С середины XVIII в. гжельские мастера освоили технику майолики (поливная керамика, покрытая непрозрачной глазурью). Техника майолики позволяет делать посуду с многоцветной росписью по белой эмали. Около 1800 г. в д. Володино Бронницкого уезда возник первый фарфоровый завод Павла Куликова. Завод Куликова замечателен тем, что от него пошло фарфоровое производство гжели. Куликов, желая сохранить секрет выработки фарфора, всё делал сам, имея только одного рабочего. Но два гончара, Г.Н. Храпунов и Е.Г. Гусятников тайно проникли в мастерскую Куликова, срисовали горн (печь для обжига изделий) и завладели образцами глины. После чего и открыли собственные заводы. К 1812 г. в Гжели насчитывается 25 заводов, выпускающих посуду. Самыми популярными были заводы Ермила Иванова и Лаптевых в д. Кузяево. По подписям на оставшихся изделиях известны мастера Никифор Семёнович Гусятников, Иван Никифорович Срослей, Иван Иванович Кокун. Кроме посуды, делали игрушки в виде птиц и зверей и декоративные статуэтки на темы из русского быта. Блестящие белые лошадки, всадники, птички, куклы, миниатюрная посуда расписывались лиловой, жёлтой, синей и коричневой красками в своеобразном народном стиле. Со второй пол. XIX в. работы гжельских мастеров перестраиваются на сдержанную гамму росписи с господством в ней синего кобальта. Его сочетание с белым фарфором, подкреплённое золотыми отводками, составило новую линию развития искусства Гжели. Но она проявилась в полную силу гораздо позже, почти через сто лет. C середины XIX в. многие гжельские заводы приходят в упадок, и керамическое производство сосредотачивается в руках Кузнецовых, некогда выходцев из Гжели. После революции кузнецовские заводы были национализированы. В 1930-х и 1940-х гг. в Гжели находилась почти половина всех фарфоро-фаянсовых предприятий России. Гжельские предприятия изготавливали посуду, скульптуру, архитектурные детали. Однако были утрачены традиции старых мастеров. Гжельские изделия этих лет часто были безвкусны и сделаны из плохо обожжённой глины. Возрождение гжели стало основной задачей мастеров советского декоративно-прикладного искусства. КОММЕНТАРИЙ К СЛАЙД-ШОУ: В чём непреходящая ценность и слава гжельской керамики? В её изначальной неразрывной связи с жизнью и бытом крестьян гжельской местности. Не случайно, что в городах России роспись изделий из цветной глины, с толстым пористым черепком, покрытые эмалью, называли «крестьянской». Каждая картинка на гжельской посуде – результат творчества гончара, человека зачастую неграмотного, но с чутьём художника, позволяющим объединить в своём искусстве наблюдения над природой, городской и деревенской жизнью, впечатления от других видов искусства – архитектуры, иконописи – и плоды собственной фантазии. Гжельские майликовые росписи – это раскрашенный от руки рисунок. Так появилась в Гжели сосуды для кваса, браги, пива, получившие название квасников и кумганов, декоративные настенные блюда, кувшины в виде двуглавых орлов, оригинальные чернильницы. Всё это можно посмотреть в слайд-шоу. КТО СОЗДАЛ ТАКУЮ СИНЬ
Возрождение традиционных приёмов в создании форм посудных изделий, восстановление гжельского письма началось в 1945 г., сразу после окончания Великой Отечественной войны. Своим новым рождением гжельский промысел обязан бывшему графу, аристократу, ученому искусствоведу Александру Борисовичу Салтыкову (1900 – 1959 гг.). Александр Борисович разработал методику особой росписи –
мазок подглазурной кобальтовой краской по белой гжельской глине. Особенности технологии подглазурной росписи связаны с изменением цвета во время обжига. Чёрный, как сажа, кобальт после обжига становится ярко-синим, и художник, наносящий его на изделие, должен предвидеть результат. Только тогда он может добиться тончайших градаций синего цвета.
НАТАЛЬЯ ИВАНОВНА БЕССАРАБОВА
Счастливым для возрождения гжели стало сотрудничество Александра Салтыкова с художницей Натальей Ивановной Бессарабовой, за плечами которой был опыт живописца, театрального декоратора и художника по костюмам.
Бессарабова Наталия Ивановна (1895 – 1981 гг.) – основоположник художественного стиля современной гжели. Работая в фондах Государственного Исторического Музея, изучила старинные гжельские изделия и отобрала лучшие. За основу росписи был взят синий кобальтовый узор нач.19 в. Наталья Ивановна стала преподавать «Азбуку мазков Салтыкова» - методику художественной росписи начинающим художникам. Целое десятилетие упорнейшего труда понадобилось Бессарабовой, чтобы секреты мастерства старых гжельских художников перестали для живописцев быть тайной. Позже художники Гжели овладели и росписью с тенями – от глубоких тонов до очень светлых и легких. В 1970 гг. стиль изделий объединения Гжель был признан как особый, «гжельский». Именно в таком виде он стал одним из национальных символов России. В 1979 г. создательница «синей гжельской розы» Наталья Ивановна Бессарабова получила Государственную премия РСФСР имени И.Е. Репина вместе с художниками ПО «Гжель» Т.С. Дунашовой, З.В. Окуловой с Л.П. Азаровой. Шли годы, и продолжатели творческого пути Бессарабовой сами стали корифеями гжельского промысла. ЛЮДМИЛА ПАВЛОВНА АЗАРОВА
В 1991 г. в доме у ведущего художника Объединения «Гжель» Людмилы Павловны Азаровой (1922 – 2010 гг.) раздался телефонный звонок. Звонили из Кремлёвской канцелярии и строго приказали, чтобы она явилась в Кремль. Азарова страшно перепугалась: «Что я сделала? ...За что?». Азаровой было присвоено звание «Народный художник СССР».
В 1954 г. Людмила Павловна пришла в Объединение «Гжель», сменила оставившую работу Н.И. Бессарабову. Долгие поиски, годы упорного, кропотливого труда позволили ей найти свой стиль произведений. Пришёл день, когда посуда, разработанная ею, получила всеобщее признание. Во многих своих изделиях Л. П. Азарова возвращается к старой традиции народного искусства и украшает посуду маленькими изображениями зверей и людей. Это весёлые, забавные, притом достаточно лёгкие и лаконичные композиции. Азарову часто спрашивали, как она пишет: «Когда расписываю изделия, работаю без подлокотника. Рука на весу – линия легче, мазок прозрачнее». Но за этими слова – десятилетия настойчивого труда, верность и трепетное отношение к гжельскому народному промыслу. ВИКТОР МИХАЙЛОВИЧ ЛОГИНОВ
На долю Виктора Михайловича Логинова (1938 – 2009 гг.), Героя Социалистического Труда, лауреата Государственной премии СССР выпали нелёгкие испытания: прошёл через огонь, воду и медные трубы. В 1976 г. стал директором объединённого майоликово-фарфорового производства «Гжель». Виктору Михайловичу предстояло созданную художниками «синею гжельскую розу» запустить в массовое производство, отладить технологию её изготовления, произвести реконструкцию предприятий Гжели, создать систему воспитания будущих мастеров промысла.
Именно при В.М. Логинове о гжельском промысле Объединения «Гжель» узнал весь мир. Промысел стал визитной карточкой Советского государства. Этапной была выставка «Искусство Гжели» в Праге в 1988 г. За гжельской посудой началась чуть ли не охота. Приезжали из зарубежных посольств, лучших торговых домов Европы и с фарфоровых предприятий различных стран. Искусство Гжели узнали в США, Греции, Испании, Японии и др. странах. Открыли фирменные магазины в Лондоне и Берлине. В начале девяностых годов в Вене возник культурный центр «Гжель». В девяностые годы заводы Гжели лишились государственных заказов, художники перебивались с хлеба на воду. Но Объединение «Гжель» сумело выстоять и сохранить как костяк своих художников, так и остаться верным исконным традиция народного промысла «Гжель». Немалая заслуга в этом Виктора Михайловича Логинова, который руководил ЗАО «Объединение «Гжель» до 2008 г. На вопросы, что такое «Гжель», отвечал так: «Гжель» – душа русского народа, воплощённая в керамику».КОММЕНТАРИЙ К СЛАЙД-ШОУ: Сейчас в гжельском промысле чтут своих мастеров и художников. Помнят и предыдущие поколения. Традиции гжельской керамики продолжает объединение «Гжель» в поселке Турыгино. Фарфоровая турыгинская посуда отличается округлыми объёмистыми формами, напоминающими керамику народных гончаров, и исполненной вручную широким мазком, сочной синей росписью по белому фону. В летописи гжельской керамики навсегда запечатлены имена художников Н.И. Бессарабовой, Л.П. Азаровой, Т.С. Дунашовой; ныне их традиции продолжают главный художник ЗАО «Объединения «Гжель» С.М. Симонов, живописец И.А. Хазова, З.В. Акулова, представители молодого поколения – Юлия Косихина и скульптор-модельщик Алексей Рыженок и др. талантливые мастера гжели. Предлагаем вспомнить знаменитых мастеров гжельского промысла и познакомиться на слайд-шоу с художниками современного поколения. РОДОВАЯ ПРИМЕТА «СТИЛЯ ГЖЕЛЬ»
Гжельская художественная роспись делится на три вида. Растительная роспись: травка, злаки, ягоды, веточки, листья, букеты и гирлянды цветов. Кроме роз изображают маки, георгины, лилии, пионы, астры, гвоздики, ромашки.
Орнаментальная. Прежде всего, это шашечки – несколько рядов сине-белых квадратов по бортику и поясок – отводка тоже вдоль бортика. Художники рисуют так же знаменитые гжельские сетки – «гребёнки» (в виде ели), «капельки», «жемчужинки», «усики». С помощью кисти с жёстким ворсом наносится рисунок «под мрамор». Им заполняется пространство внутри, к примеру, волнистые линии, звёзды, круги на дне тарелки. Сюжетная. Это природа и времена года. Это сценки городской жизни, деревенский пейзаж и быт и т.п. Это персонажи из русских сказок: Синие птицы, Полканы, птицы Сирины, Русалки, Коты-Баюны и т.п. Главный секрет стиля «Гжель» – это мазки. Мазок – родовая примета гжели. Основной приём – правильное соотношение синего и белого или сочетание белизны заснеженных полей Подмосковья и прозрачной синевы ясного неба. Другое правило – каждый последующий мазок отличается от предыдущего. Сначала на кисточку густо набирают краску. Далее с разным нажимом раскладывают кистью цветок. Первые мазки самые сочные, но по мере убывания они светлеют. Круглые лепестки цветка получаются либо чёткими, либо мягкими, «размытыми». Так рисуются многолепестковые цветки. После обжига цветок становится васильково-синего цвета. «Мазок с тенями». Краска набирается на одну сторону кисточки и наносится лёгким круговым разворотом, т.е. поворачивается вокруг черенка. В утолщённой части кисти краски больше – мазок тёмный, к середине краски чуть поменьше – мазок высветляется, а тонкий кончик оставляет совсем светлый след. Так получается разноокрашенная объёмная розочка или листочек. «Азбуку мазков» дополняют другими элементами. Тонким кончиком кисточки наводят стебель, усики-завитки, прожилки на листиках или штриховку. Иногда по синему цвету рисуют тонкими золотыми линиями и штрихами, которые как бы обозначают контуры. Роспись – сочная, широким мазком, бело-синий узор, воспроизводящий сценки народной жизни или цветочные композиции, выполнен в русской национальной манере. Узор украшает вазы для цветов, чайники, сахарницы, чашки, пепельницы, чайные сервизы. Роспись сосудов производится от руки. В отличие от других росписей, в гжельской росписи применяются все оттенки синего (голубой, синий, фиолетовый). Ещё одна гжельская тайна: стилистика росписи очень похожа, или, можно сказать, практически совпадает с узорочными вставками в старообрядческих рукописных богослужебных книгах. КОММЕНТАРИЙ К СЛАЙД-ШОУ: Живописец Б.М. Кустодиев говорил, что гжельские чайники и чашки цветут «колдовскими синими цветами». Синие цветы, листья и бутоны на белом фоне – исключительная гжельская традиция, которой нет нигде больше в мире. Самобытный стиль росписи кобальтом (синей краской) использует тридцать различных оттенков: от почти прозрачного светло-голубого до насыщенного тёмно-синего цвета. Современные мастера смогли воссоздать многоцветную роспись, а также рисунки золотом и платиной. Эта техника используется при нанесении узоров на особую керамику – костяной фарфор. Сами рисунки гжели взяты из народной жизни – катание на санях, масленица, жанровые сценки, сказочные персонажи, растительные орнаменты. Смотрите слайд-шоу "Родовая примета "стиля гжель". ИЗГОТОВЛЕНИЕ ГЖЕЛЬСКОЙ КЕРАМИКИ
Технология производства керамических художественных изделий включает в себя формовку, сушку, оправку, утильный обжиг, живопись, глазурование и ещё один обжиг – политой.
Но вначале гжель рождается в головах художников и дизайнеров. Затем опытные мастера-модельщики по эскизам художников на специальных станках вытачивают гипсовые модели будущих изделий. Станок представляет собой гончарный круг с двумя стойками и деревянной рейкой для упора рук. С помощью клюшек-резцов обрабатывается поверхность гипсовой заготовки, с которой изготавливается рабочая форма для отливки изделий. После чего шликер (жидкую фарфоровую массу) литейщик заливает в формы. Пористый гипс впитывает влагу, шликер постепенно затвердевает и приобретает очертания формы. Затем изделие сушат в естественных условиях, и при достижении необходимой прочности переходят к следующей операции – оправке. В процессе оправки мягкой влажной губкой затирают швы и неровности, к изделию приклеивают недостающие части: ручки, носики. Затем изделие досушивают в специальных сушильных камерах. Заготовку, которая обрела форму, отправляют в камерную печь в утильный обжиг. Изделия, прошедшие обжиг, живописец расписывает окисью кобальта. Исполнение росписи вручную беличьими кисточками позволяет создавать множество вариантов одного и того же декоративного мотива. После росписи изделие покрывают глазурью (тонкая стекловидная пленка, придающая изделию водонепроницаемость и декоративные качества). Под глазурью используют и специальные подглазурные краски. Во время обжига подглазурные краски и глазурь сплавляются воедино и образуется тонкая плёнка, предотвращающая стирание рисунка. Наступает самый важный этап технологической цепочки. В вагонетку осторожно устанавливают расписанные, глазурованные изделия, и вагонетка заезжает в печь размером с дачный домик. Политой обжиг идёт при температуре 980 – 1050 градусов для майолики, 1400 градусов для фарфора, 1200 для фаянса. Гжельские мастера насчитывают свыше 20 оттенков синего цвета, который получается после обжига. На этом этапе закрепляется нанесенная глазурь, под которой подпись мастера – здесь каждое изделие уникально. И в итоге мы видим то, что называется гжельским фарфором! КОММЕНТАРИЙ К СЛАЙД-ШОУ: Первые же работы гжельских кустарей и небольших полукустарных заводов отличались своеобразием форм и яркой реалистической росписью. Эти декоративно-реалистические начала, заложенные в производстве гжельских кустарей XIX в., особенно ощутимы в посуде и фигурках так называемого русского лубка. И сейчас на гжельском промысле сохраняется бережное отношение к национальной русской культуре, к фольклору, народному художественному опыту. Во все времена мастера гжели ценились настолько высоко, что за всю историю промысла они никогда не были крепостными. Может быть, поэтому гжель достигла такого расцвета, что только свободный и любящий дело своей жизни мастер может создать в душе такую красоту, а затем вылепить её из глины. Вот как это происходит на слайд-шоу. ГЖЕЛЬ ЖИВЁТ, ГЖЕЛЬ РАЗВИВАЕТСЯ, ГЖЕЛЬ УВЕРЕННО СМОТРИТ В БУДУЩЕЕ
После распада СССР
«Гжель» была единственным предприятием художественных промыслов в
Гжельском районе. Новые времена принесли новые хлопоты. Появилась продукция
«под гжель». Только в районе Гжели возникло около тридцати предприятий,
производящих подделки, и около семидесяти в Москве, Московской области и других
регионах России. Лишь в последние годы по-настоящему художественные
изделия из фарфора стали выпускать несколько предприятий. Но ещё
продолжает существовать определенная путаница с выбором продукции от этих
и других предприятий, которые по-прежнему часто увязываются с самим
объединением «Гжель» и её торговой маркой. Поэтому обозначим основные
производства гжели.
В д. Турыгино Раменского района Московской области находится «Объединение «Гжель» (JSC «Union «Gzhel»). Создатель и правообладатель современных художественно-стилевых особенностей всемирно признанного народного промысла «Гжель». Стилистические особенности гжельского бело-синего фарфора, расписанного с растяжкой теней от тёмного к светлому, взяты из древних мазков, используемых на фаянсе прошлых столетий, доведенных до совершенства, и принадлежат коллективу ЗАО «Объединение Гжель». Этот стиль признан не только в России, но и за рубежом. Фирменные магазины в Лондоне, Нью-Йорке, Берлине, Париже. Ведёт свою историю с 1818 г., когда в с. Ново-Харитоново заработала небольшая фабрика по изготовлению фарфоровой посуды и скульптуры. Современная же история предприятия «Гжель» началась в 1972 г. через объединение шести маленьких производств, расположенных в нескольких деревнях. Сегодня «Объединение «Гжель» – крупнейший художественно–производственный комплекс России. В него входят в деревнях Раменского района гончарный, фаянсовый, майоликовый и фарфоровый промыслы. Продукция «Объединения «Гжель» традиционно состоит в подарочном фонде Президента РФ, Правительства РФ, министерств и ведомств России. Все изделия объединения уникальны, потому что нет двух одинаковых. Остальные производители гжели не имеют отношения к самому «Объединению «Гжель». Действуют несколько самостоятельных предприятий, в названии которых присутствует топоним «Гжель» – «Синь Гжель», «ГжельГрад», «Звезда Гжели», «Гжель-Малахит». Адрес ЗАО «Объединения Гжель»: 140155, Московская область, Раменский район, 41-й км. Егорьевского шоссе, д. Турыгино Tелефон/факс: 8 (499) 553-83-83 (многоканальный), 8 (496) 464-72-08 E-mail: info@gzhel.ru Сайт: http://www.gzhel.ru/
ГЖЕЛЬСКИЕ ТРАДИЦИИ ПРОДОЛЖАЕТ И ГЖЕЛЬСКИЙ ФАРФОРОВЫЙ ЗАВОД
В 1980 – 1990-х гг. в Гжельском регионе вторым по значимости заводом по выпуску фарфора после «Производственного объединения «Гжель» являлся «Гжельский завод Электроизолятор». Сам завод был ориентирован на выпуск технического фарфора (выполнял заказы, в том числе для РЖД и предприятий оборонной промышленности). При этом на нём продолжал действовать цех товаров народного потребления, который выпускал бытовой и художественный фарфор.
В 2003 г. руководством завода было принято решение выделить цех по производству художественного фарфора в селе Речицы в самостоятельное предприятие по выпуску изделий гжельского народного художественного промысла. Так было образовано Закрытое акционерное общество «Гжельский фарфоровый завод» (с марта 2015 г.– Акционерное общество «Гжельский фарфоровый завод»). Кроме традиционного гжельского фарфора, белого с синим рисунком, на предприятии производят «глухой кобальт» – изделия, полностью покрытые тёмно-синей кобальтовой краской, на которую наносится более светлый рисунок, а также цветной фарфор с многоцветной ручной росписью. Художники возродили многослойную технику гжельской цветочной живописи. Выпускают на заводе белый недекорированный и костяной фарфор, более твёрдый, тонкий и прозрачный. Изделия из костяного фарфора тоже расписывают вручную, используя для украшения дорогие материалы – золото и платину. Сейчас АО «ГФЗ» – крупнейшее предприятие региона по выпуску традиционного фарфора с ручной кобальтовой росписью. В ассортименте завода более 700 наименований изделий из фарфора различного назначения, 70% которых являются предметами признанного художественного достоинства, выпускаемыми под маркой «Гжель 1818». На заводе и теперь трудятся потомки тех фарфористов, которые работали на заводах Кузнецовых и в собственных артелях Гжельского региона. Адрес АО «Гжельский фарфоровый завод»: Московская обл., Раменский р-н., с. Речицы, ул. Центральная. Тел.: 8 (495) 221-77-29 E-mail: info@farfor-gzhel.ru Сайт: http://farfor-gzhel.ru/ КОММЕНТАРИЙ К СЛАЙД-ШОУ: Село Речицы – одно из 28 деревень и сёл, составляющих так называемый «Гжельский куст», место, исторически связанное с изготовлением гжели. На заводе в Речицах абсолютно все изделия расписываются вручную, само же производство отчасти остаётся ручным, отчасти механизировано. Завод неполного цикла, так как не производит собственный фарфоровый шликер, из которого и делается посуда, а покупает в виде порошка. Раньше его, по большей части, привозили с юго-востока Украины, а теперь закупают в Дулево и, частично, в Европе. Смотрите слайд-шоу: «Художники Гжельского фарфорового завода и их изделия». ГЖЕЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ХУДОЖЕСТВЕННО-ПРОМЫШЛЕННЫЙ ИНСТИТУТ
10 января 1901 г. начались занятия в филиале Императорского Строгановского училища – художественно-ремесленных мастерских, расположенных в селе Речицы Гжельской волости Бронницкого уезда Московской губернии. 20 мая 2011 г. уже Гжельский государственный художественно-промышленный институт встречал гостей по случаю 110-летнего юбилея. К этой дате был приурочен и III международный фестиваль керамики. За этот более чем вековой период филиал Строгановского училища в Речицах был реорганизован в профшколу Наркомпроса, затем – в учебные мастерские по керамическому производству. А в 1931 г. открылся Гжельский керамический техникум, который стал готовить специалистов в области декоративно-прикладного искусства, строительства, технологии керамики. В 1991 г. техникум получил статус художественно-промышленного колледжа, а потом и института (2002 г.).
Сегодня институт осуществляет подготовку специалистов по 5 специальностям высшего и 8 специальностям среднего профессионального образования. Институту удалось собрать весь бесценный отечественный опыт по подготовке художников, мастеров фарфора, майолики, шамота для народно-художественного промысла «Гжель». Адрес ГГХПИ: Московская область, Раменский район, п. Электроизолятор, д. 67 Тел.: 8 (496) 464-76-40 Сайт: art-gzhel.ru Е-mail: artgzhel@ya.ru МУЗЕЙ СИНЕГО ЧУДА
В залах заводского музея «Объединения «Гжель» представлено более 2000 экспонатов. В экспозицию входят работы, начиная с XV в., выставлены и изделия кузнецовских заводов. В большом объёме представлены современные авторские работы. Важное место занимает история развития гжельского промысла, творческий путь художников, особенности их работ. Заводской музей Гжели представляет посетителям удивительные экскурсии – в прошлое, настоящее и будущее: как все было; как сейчас изготовляется гжель; что будет потом. В мастерских художников можно увидеть, как от замысла автора, от эскиза идея воплощается в высокохудожественное произведение искусства.
Достойное собрание гжельской керамики есть в Егорьевском историко-художественный музее. Гордость музейного собрания – гжельская керамика XVIII – XIX вв. Коллекция Гжели широко представлена в музеях России – Государственный музей керамики и усадьба «Кусково XVIII века»; Государственный Исторический музей; Музей народного искусства, Москва; Музей Л.П. Азарова; Русский музей, Санкт-Петербург; Эрмитаж. Отдельные экземпляры майолики хранятся в Государственном объединенном Владимиро-Суздальском историко-архитектурном и художественном музее (ГОВСИАиХМ), Днепропетровском историческом музее, Калужском областном краеведческом музее (КОКМ), Останкинском дворце-музее творчества крепостных, Саратовском государственном художественном музее им.А.Н. Радищева (СГХМ) и Государственном музее-заповеднике ХVI-ХVII вв. «Коломенское». Адрес музея «Объединения «Гжель»: Московская область, Раменский район, 41-й км. Егорьевского шоссе, д. Турыгино Тел.: 8 (915) 475-64-79 (экскурсионный отдел) Как проехать на автомобиле: 41 км. Егорьевского шоссе. На поезде: от Казанского вокзала до пл. Игнатьево, далее пешком, или до ст. Гжель, далее автобусами 36, 51 На автобусе: от метро Выхино автобусом 325 КОММЕНТАРИЙ К СЛАЙД-ШОУ: В залах заводского музея «Объединения «Гжель» вы познакомитесь не только с уникальной экспозицией гжельской керамики. Но и почувствуете, насколько заводчане, работники музея, сами жители преданы своему промыслу. В Гжели малыши уже с детсадовского возраста начинают заниматься фарфором и майоликой. Годам к семнадцати они могут стать настоящими мастерами и продолжить традиции прошлых поколений. Но гжель – это не только фарфор и майолика. Гжель – это душа и культура России. Один мальчик восторженно сказал, что эта экскурсия стала лучшим «музейным путешествием» в его жизни, и он обязательно приедет в Гжель снова. А девочка, шагая по залам, уверяла подружку: «Я вообще не понимаю русскую культуру», а потом, после экскурсии призналась: «Музей очень даже неплохой, и вещи тут есть классные, не верится, что их делали русские мужики». Мы вас так же приглашаем посетить музей гжельской керамики на слайд-шоу. НА ЧТО НУЖНО ОБРАЩАТЬ ВНИМАНИЕ ПРИ ПОКУПКЕ ГЖЕЛИ
Вглядитесь в рисунок. От красоты настоящей гжели кружится голова. Она же – истинная кокетка! Настоящие мастера не ленятся нарисовать множество деталей, а подделки обычно сделаны парой мазков. Сразу заметна небрежность в рисунке, не прорисовка деталей, чувствуется, что разрисовывали в спешке.
Смотрите на штамп-клеймо. Сейчас полным-полно «гжельских» коммерческих заводиков, и у каждого есть свой штамп. У завода «Объединения Гжель» – это двуглавый орел с надписью «Гжель». На авторских работах художественных мастерских Гжели есть и личный знак, и фамилия. Например, «Неплюев» или «Бидак». Оценивайте функциональность. У настоящей гжели не может «хромать» ножка или «клевать» носик – гжельские мастера отшлифовывают и продумают все мельчайшие детали. Форма изделия должна быть продуманной и удобной, если, к примеру, в заварной чайник еле засыпается заварка или пальцы с трудом пролезают в ручку чашки, то это наспех сделанная кустарная гжель. Обращайте внимание на качество фарфора. Очень часто фарфор не очень тонкий и не светится. Вам могут сказать: «здесь «такая очень своеобразная роспись», которая будет смотреться именно «на таком фарфоре». Фарфор не может быть тяжёлым. Значит, это изделие из фаянса. Цена. Авторская гжель не должна быть дешёвой, а поточная заводская - дорогой. Ну а «гжель» подельщиков тем более. Не забывайте, что гжель – это настоящая женщина и не терпит конкуренции! Нужно уметь выбирать нужную посуду. Сине-белая гжель сама украсит вашу кухню без помощи других фарфоро-фаянсовых собратьев. Иначе ваша гжель потеряется в толпе прочих чашек, или одинокий гжельский чайник обязательно затребует какую-нибудь симпатичную гжельскую сахарницу для весёлой компании, а там уже и маленькие чашечки с блюдцами не замедлят себя долго ждать. ГДЕ ПРИОБРЕСТИ ГЖЕЛЬСКИЙ ФАРФОР ЗАО «ОБЪЕДИНЕНИЯ ГЖЕЛЬ»
В фирменном магазине ЗАО «Объединение Гжель» вы можете «вживую» ознакомиться с широким и разнообразным ассортиментом продукции, приобрести по ценам завода-изготовителя подлинные фарфоровые изделия традиционного народного художественного промысла Гжель, ознакомиться и приобрести авторские работы выдающихся художников. Магазин расположен непосредственно на территории завода по производству гжельской керамики. Приветливые продавцы не оставят Вас без внимания, окажут помощь в выборе сувениров и подарков из фарфора с гжельской росписью.
Время работы магазина: будни с 10:00 до 17:00 Выходные с 09:00 до 16:00 На территории Всероссийского Выставочного Центра (магазин в павильоне № 66 «Культура» (бывший павильон Узбекистан). Время работы магазина: вторник – воскресенье с 10-00 до 18-00 В г. Раменское (фирменный магазин по продаже фарфора ручной работы завода ЗАО «Объединение «Гжель»). Адрес магазина: г. Раменское, улица Вокзальная, д. 1. Торговый центр «Солнечный рай», 1 этаж, центральный холл «Ярмарка выходного дня»(Мещанский р-н., г. Москва). Адрес магазина: Москва, улица Щепкина, 47 (около касс СК « Олимпийский») Время работы магазина: пятница, суббота, воскресенье с 10 до 18 часов. Тел.: 8 (916) 697-82-85 (Дмитрий). ЗДЕСЬ ПРОДАЁТСЯ ФАРФОР АО «ГЖЕЛЬСКОГО ФАРФОРОВОГО ЗАВОДА»
«Гжельский фарфор» в Москве (фирменный магазин и пункт самовывоза заказов интернет-магазина)
Адрес: г. Москва, ул. Мытная, д.66. Тел.: 8 (495) 221-77-53, доб. 1426. Режим работы магазина: с 9.00 до 19.00 ежедневно. Выдача интернет-заказов: с 9.00 до 18.00 ежедневно (доставка заказов осуществляется в будние дни). Проезд: ст. метро «Тульская», выход из последнего вагона в направлении центра, далее 5 минут пешком в сторону ул. Мытная. «Гжельский фарфор» в Речицах (фирменный магазин при заводе) Адрес: Московская обл., Раменский р-н., с. Речицы, ул. Центральная (35-й км. Егорьевского ш.). Тел.: 8 (495) 221-77-53, доб. 2460. Режим работы: с 9.00 до 17.00 ежедневно. Проезд: Из Москвы, с Казанского вокзала электропоездом до ст. Гжель Из Москвы, от ст. метро «Выхино» рейсовым автобусом № 325 Из г. Раменское рейсовым автобусом или маршрутным такси № 36, № 51 «Гжельский фарфор» в Новохаритоново (центральный фирменный магазин) Адрес: Московская обл., Раменский р-н., с. Новохаритоново, д. 232 (41-й км. Егорьевского ш.). Тел.: 8 (495) 221-77-53, доб. 2157. Режим работы: с 9.00 до 20.00 ежедневно. Проезд: Из Москвы, с Казанского вокзала до ст. «Гжель», далее рейсовым автобусом № 36, № 51 Из Москвы, с Казанского вокзала до ст. «Игнатьево» Из Москвы, от ст. метро «Выхино» рейсовым автобусом № 325 Из г. Раменское рейсовым автобусом или маршрутным такси № 36, № 51. * * * |
|
|