Народные промыслы | Гжельская керамика  
Гжельская керамика
Гончары в гжельской местности лепили глиняную посуду (глина по-гречески – «керамика») начиная с VII – VIII вв. По одной из версий, название местности связано с её основным ремеслом: если посуду обжигают, «жгут», то отсюда и название производства - «жгель», которое со временем превратилась в «гжель». При Иване Грозном и Алексее Михайловиче Гжель выступает уже как центр керамического производства в России, поставщик Царёва Двора. В 1710 г. Гжельская волость приписывается к аптекарскому приказу «для дела алхимической посуды». Продукция Гжели именуется «палевой и цветной посудой». C середины XIX в. производство сосредотачивается в руках Кузнецовых. Гжель успешно конкурирует даже с мейсенским фарфором. Сегодня Гжель – основной центр русской керамики. Изделия с фирменным сине-белым цветочным узором поражают фантазией и мастерством художников. Гжельские изделия закупают Германия, Англия, Америка, Япония, Италия, Швеция, Турция и др. страны.
Пасхальная тема Гжель. Магазин Гжельские ремёсла
Сортировать:
по популярности
1. Гжель  
2. Голубые цветы Гжели   Истории промысла «Гжель». Экскурсия на фабрику и обучение элементам знаменитой росписи.
3. Искусство Гжели. Истоки и современное развитие промысла  История развития промысла. Разнообразие и скульптурность посудных форм, единство формы и декора. Особенности гжельской росписи.
4. Производство Гжели, роспись  Вручную расписывают гжель
5. Цветная роспись. Гжель  
6. Экскурсия на Гжель. Завод. Музей. Мастер-класс  
7. Незабудковая Гжель  
8. Гжельский художественно-промышленный институт  Уже 110 лет учебное заведение выпускает уникальных специалистов. Сегодня Гжельский институт выпускает мастеров не только традиционного сине-белого фарфора, но и других видов керамики - майолики и шамота.
9. Поездка в Гжель  
10. Пасхальная тема Гжель. Магазин Гжельские ремёсла   
М.В. Ломоносов: «НИГДЕ НЕ ВИДАЛ Я БЕЛИЗНОЮ ПРЕВОСХОДНЕЕ…»

Гжельские крестьяне не знали барщины, не платили оброк, а занимались исключительно ремеслом. Здесь делали не только посуду, но и архитектурную керамику, кирпичи, гончарные трубы, изразцы, игрушки. В 1663 г. царь Алексей Михайлович издал указ: «...во Гжельской волости для аптекарских и алхимических сосудов приискать глины, которая глина годица к аптекарских сосудам».
Великий русский учёный М.В. Ломоносов по достоинству оценил гжельские глины: «…Едва ли есть земля самая чистая и без примешания, где на свете, кою химики девственницею называют, разве между глинами для фарфору употребляемыми, такова у нас гжельская…, которой нигде не видал я белизною превосходнее…».
Глину копали сами. Тяжёлое это дело и грязное. Копали ямами или «дудками». Копкой занимались крестьянские мужики с сыновьями, а позднее и  артели. Всем хотелось напасть на «жилу».
А потом завертел мастер гончарный круг, положил кусок глины, и чего-только из-под умелых рук не выходило: молочные крынки, тарелки, миски, медовницы, квасники и кумганы-кувшины, похожие на птицу, с выгнутым носиком, ручкой-хвостом.
Когда мастер заканчивал работу, то  звал сыновей-подмастерьев и дочек-писарих. Мальчишки помогали облить лепнину блестучей глазурью. Девочки раскрашивали. Потом всю посуду несли на обжиг или «жгель» в большой горн-печку. Кроме  хозяйственной утвари, гончар лепил детишкам на забаву ещё и глиняные свиристели и фигурки. Секреты ремесла и росписи крестьяне свято оберегали от деревенских соседей и передавали по наследству. Так создавались семейные династии «точильщиков», «писарих», а самые предприимчивые  осуществляли заветную крестьянскую  мечту – открывали свою фабрику.

ИСТОРИЯ ГЖЕЛЬСКОГО ПРОМЫСЛА
До середины XVIII в. Гжель делала обычную для того времени гончарную посуду, изготавливала кирпич, гончарные трубы, изразцы, а также примитивные детские игрушки, снабжая ими Москву.  С середины XVIII в. гжельские мастера освоили технику майолики (поливная керамика, покрытая непрозрачной глазурью). Техника майолики позволяет делать посуду с многоцветной росписью по белой эмали.
Около 1800 г. в д. Володино Бронницкого  уезда возник первый фарфоровый завод Павла Куликова. Завод Куликова замечателен тем, что от него пошло фарфоровое производство гжели. Куликов, желая сохранить секрет выработки фарфора, всё делал сам, имея только одного рабочего. Но два гончара, Г.Н. Храпунов и Е.Г. Гусятников  тайно проникли в мастерскую Куликова, срисовали горн (печь для обжига изделий) и завладели образцами глины. После чего и открыли собственные заводы.
К 1812 г. в Гжели насчитывается 25 заводов, выпускающих посуду. Самыми популярными были заводы Ермила Иванова и Лаптевых в д. Кузяево. По подписям на оставшихся изделиях известны мастера Никифор Семёнович Гусятников, Иван Никифорович Срослей, Иван Иванович Кокун. Кроме посуды, делали игрушки в виде птиц и зверей и декоративные статуэтки на темы из русского быта. Блестящие белые лошадки, всадники, птички, куклы, миниатюрная посуда расписывались лиловой, жёлтой, синей и коричневой красками в своеобразном народном стиле.
Со второй пол. XIX в. работы гжельских мастеров перестраиваются на сдержанную гамму росписи с господством в ней синего кобальта. Его сочетание с белым фарфором, подкреплённое золотыми отводками, составило новую линию развития искусства Гжели. Но она проявилась в полную силу гораздо позже, почти через сто лет.
C середины XIX в. многие гжельские заводы приходят в упадок, и керамическое производство сосредотачивается в руках Кузнецовых, некогда выходцев из Гжели. После революции кузнецовские заводы были национализированы.  
В 1930-х и 1940-х гг. в Гжели  находилась почти половина всех фарфоро-фаянсовых предприятий России. Гжельские предприятия изготавливали  посуду, скульптуру, архитектурные детали. Однако были утрачены традиции старых мастеров. Гжельские изделия этих лет часто были безвкусны и сделаны из плохо обожжённой глины. Возрождение   гжели стало основной задачей  мастеров советского декоративно-прикладного искусства.

КОММЕНТАРИЙ К СЛАЙД-ШОУ:
В чём непреходящая ценность и слава гжельской керамики? В её  изначальной неразрывной связи с жизнью и бытом крестьян гжельской местности. Не случайно, что в городах России роспись  изделий  из цветной глины, с толстым пористым черепком, покрытые эмалью, называли «крестьянской».   Каждая  картинка   на гжельской посуде –  результат творчества гончара, человека зачастую неграмотного, но с чутьём художника, позволяющим объединить в своём искусстве наблюдения над природой, городской и деревенской жизнью, впечатления от других видов искусства – архитектуры, иконописи – и плоды собственной фантазии. Гжельские майликовые росписи – это раскрашенный от руки рисунок. Так появилась в Гжели сосуды для кваса, браги, пива, получившие  название квасников и кумганов, декоративные настенные блюда, кувшины в виде двуглавых орлов, оригинальные чернильницы. Всё это можно посмотреть в слайд-шоу.

http://horss.ru/wiki/index.php/%D0%9C%D0%B0%D0%B9%D0%BE%D0%BB%D0%B8%D0%BA%D0%BE%D0%B2%D0%BE%D0%B5_%D0%BF%D1%80%D0%BE%D0%B8%D0%B7%D0%B2%D0%BE%D0%B4%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%BE_%D0%93%D0%B6%D0%B5%D0%BB%D0%B8
Тарелка. Период 1750 – 1790 гг.
Источник: http://museums.artyx.ru/books/item/f00/s00/z0000013/st004.shtml
Квасник с крышкой. Эрмитаж. 1770 г.
Источник: http://www.artrusse.ca/russian/Gjel_rus.htm
Блюдо. Майолика. Начало XVIII в
Источник: http://horss.ru/wiki/index.php/%D0%9C%D0%B0%D0%B9%D0%BE%D0%BB%D0%B8%D0%BA%D0%BE%D0%B2%D0%BE%D0%B5_%D0%BF%D1%80%D0%BE%D0%B8%D0%B7%D0%B2%D0%BE%D0%B4%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%BE_%D0%93%D0%B6%D0%B5%D0%BB%D0%B8
Кувшин. 1833 г. «Бронзовая техника».
Источник: http://museums.artyx.ru/books/item/f00/s00/z0000013/st004.shtml
Рукомойник. Вторая половина XVIII в.
Источник: http://eva.ru/travel/read-318.htm
Квасник. XVIII в. В середину отверстие помещали лёд или холодную тряпку, чтобы квас оставался холодным.
Источник: http://www.liveinternet.ru/users/marineka/post256258104/
Квасник. Майолика, роспись по эмали. Конец XVIII в.
Источник: http://www.liveinternet.ru/users/marineka/post256258104/
Кумган. Майолика, роспись по эмали. Конец XVIII в.
Источник: http://www.liveinternet.ru/users/marineka/post256258104/
Фигурки. Майолика, роспись по эмали. Конец XVIII в.
Источник: http://horss.ru/wiki/index.php/%D0%9C%D0%B0%D0%B9%D0%BE%D0%BB%D0%B8%D0%BA%D0%BE%D0%B2%D0%BE%D0%B5_%D0%BF%D1%80%D0%BE%D0%B8%D0%B7%D0%B2%D0%BE%D0%B4%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%BE_%D0%93%D0%B6%D0%B5%D0%BB%D0%B8
Квасники. Музей-усадьба «Кусково».
Источник: http://dic.academic.ru/dic.nsf/bse/94957/%D0%9A%D0%B5%D1%80%D0%B0%D0%BC%D0%B8%D0%BA%D0%B0
Корзина для десерта. Фаянс. Завод Тереховых и Киселёва близ Бронниц. 1830 – 31. Исторический музей. Москва
Источник: http://dic.academic.ru/dic.nsf/bse/78970/%D0%93%D0%B6%D0%B5%D0%BB%D1%8C%D1%81%D0%BA%D0%B0%D1%8F
Тарелка, 2-я пол. XVIII в. Майолика, роспись. Исторический музей. Москва
Источник: http://dic.academic.ru/dic.nsf/bse/78970/%D0%93%D0%B6%D0%B5%D0%BB%D1%8C%D1%81%D0%BA%D0%B0%D1%8F
«Женщина с коровой», «Петух». Игрушки 2-й пол. XVIII в. Майолика, роспись. Русский музей. Ленинград
Источник: http://dic.academic.ru/dic.nsf/enc_pictures/3406/%D0%A4%D0%B0%D1%8F%D0%BD%D1%81
Скульптурная группа. XIX в. Исторический музей. Москва
КТО СОЗДАЛ ТАКУЮ СИНЬ
Возрождение традиционных приёмов в создании форм посудных изделий, восстановление гжельского письма началось в 1945 г., сразу после окончания Великой Отечественной войны. Своим новым рождением  гжельский промысел обязан  бывшему графу, аристократу, ученому искусствоведу Александру Борисовичу Салтыкову (1900 – 1959 гг.). Александр Борисович  разработал методику особой росписи – мазок подглазурной кобальтовой краской по белой гжельской глине. Особенности технологии подглазурной росписи связаны с изменением цвета во время обжига. Чёрный, как сажа, кобальт после обжига становится ярко-синим, и художник, наносящий его на изделие, должен предвидеть результат. Только тогда он может добиться тончайших градаций синего цвета.
НАТАЛЬЯ ИВАНОВНА БЕССАРАБОВА
Счастливым для возрождения гжели стало сотрудничество Александра Салтыкова с художницей Натальей Ивановной Бессарабовой, за плечами которой был опыт живописца, театрального декоратора и художника по костюмам.
Бессарабова Наталия Ивановна (1895 – 1981 гг.) – основоположник художественного стиля современной гжели. Работая в фондах Государственного Исторического Музея, изучила старинные гжельские изделия и отобрала лучшие. За основу  росписи был взят синий кобальтовый узор нач.19 в. Наталья Ивановна стала преподавать «Азбуку мазков Салтыкова» - методику художественной росписи начинающим художникам. Целое десятилетие упорнейшего труда понадобилось Бессарабовой, чтобы секреты мастерства старых гжельских художников перестали для живописцев быть тайной. Позже  художники  Гжели овладели и росписью с тенями – от глубоких тонов до очень светлых и легких.
В 1970 гг.  стиль изделий объединения  Гжель был признан как особый, «гжельский». Именно в таком виде он стал одним из национальных символов России.
В 1979 г. создательница «синей гжельской розы»  Наталья Ивановна Бессарабова   получила Государственную  премия РСФСР имени И.Е. Репина  вместе с художниками ПО «Гжель»  Т.С. Дунашовой,  З.В. Окуловой с Л.П. Азаровой. Шли годы, и  продолжатели творческого пути  Бессарабовой  сами стали  корифеями гжельского промысла.
ЛЮДМИЛА ПАВЛОВНА АЗАРОВА
В 1991 г.  в доме у   ведущего художника Объединения «Гжель» Людмилы Павловны Азаровой (1922 – 2010 гг.)  раздался телефонный звонок. Звонили из  Кремлёвской канцелярии и строго приказали, чтобы она явилась  в Кремль. Азарова страшно перепугалась: «Что я сделала? ...За что?».  Азаровой было  присвоено звание «Народный художник СССР».
В 1954 г. Людмила Павловна    пришла в Объединение «Гжель», сменила  оставившую работу Н.И. Бессарабову. Долгие поиски, годы упорного, кропотливого  труда позволили ей найти свой стиль произведений. Пришёл день, когда посуда, разработанная ею, получила всеобщее признание. Во многих своих изделиях Л. П. Азарова возвращается к старой традиции народного искусства и украшает посуду маленькими изображениями зверей и людей. Это весёлые, забавные, притом достаточно лёгкие и лаконичные композиции.
Азарову часто  спрашивали, как она пишет: «Когда расписываю изделия, работаю без подлокотника. Рука на весу – линия легче, мазок прозрачнее». Но за этими слова – десятилетия настойчивого  труда, верность  и трепетное отношение к гжельскому народному  промыслу.

ВИКТОР МИХАЙЛОВИЧ ЛОГИНОВ
На долю Виктора Михайловича Логинова (1938 – 2009 гг.), Героя Социалистического Труда, лауреата Государственной премии СССР выпали нелёгкие испытания: прошёл через огонь, воду и медные трубы. В 1976 г. стал директором объединённого майоликово-фарфорового производства «Гжель». Виктору Михайловичу предстояло созданную художниками «синею гжельскую розу»  запустить в массовое производство,  отладить технологию её  изготовления, произвести реконструкцию предприятий Гжели, создать систему воспитания будущих мастеров промысла.
Именно при В.М. Логинове о гжельском промысле Объединения «Гжель» узнал весь мир. Промысел  стал визитной карточкой Советского государства.  Этапной была  выставка «Искусство Гжели» в Праге в 1988 г. За гжельской посудой началась чуть ли не охота.  Приезжали из зарубежных посольств, лучших торговых домов Европы и с фарфоровых предприятий различных стран.  Искусство Гжели узнали в США, Греции, Испании, Японии и др. странах. Открыли фирменные магазины в Лондоне и  Берлине. В начале девяностых годов в Вене возник культурный центр «Гжель».
В девяностые годы  заводы Гжели лишились государственных заказов, художники перебивались с хлеба на воду.  Но Объединение  «Гжель» сумело выстоять и сохранить как костяк своих художников, так и остаться верным исконным традиция народного промысла «Гжель».  Немалая заслуга в этом Виктора Михайловича  Логинова, который  руководил ЗАО  «Объединение  «Гжель» до 2008 г.  На вопросы, что такое «Гжель», отвечал так:
«Гжель» – душа русского народа, воплощённая  в керамику».

КОММЕНТАРИЙ К СЛАЙД-ШОУ:
Сейчас в гжельском промысле чтут своих мастеров и художников. Помнят и предыдущие поколения. Традиции гжельской керамики продолжает объединение «Гжель» в поселке Турыгино. Фарфоровая турыгинская посуда отличается округлыми объёмистыми формами, напоминающими керамику народных гончаров, и исполненной вручную широким мазком, сочной синей росписью по белому фону. В летописи гжельской керамики навсегда запечатлены имена художников  Н.И. Бессарабовой, Л.П. Азаровой, Т.С. Дунашовой; ныне  их традиции продолжают  главный художник ЗАО «Объединения «Гжель» С.М. Симонов, живописец И.А. Хазова, З.В. Акулова, представители молодого поколения – Юлия Косихина и скульптор-модельщик Алексей Рыженок и др. талантливые мастера гжели. Предлагаем вспомнить  знаменитых мастеров гжельского промысла и познакомиться на слайд-шоу с художниками современного поколения.
http://gzhelcoll.narod.ru/fotpik1.html
Гжель. Турыгино. 1959 г. Модельщики гипсолитейного цеха артели «Художественная Керамика»
http://gzhelcoll.narod.ru/fotpik3.html
Гжель. Турыгино. 1986 г. Рабочие ПО «Гжель»
Источник: http://antikvar.appee.ru/product.php?prodid=3789
Бессарабова Наталья Ивановна. «Девушка с конём», Фарфор. 1952 г.
Источник: http://www.lionspalace.ru/item/7924
Бессарабова Наталья Ивановна. Статуэтка «Песнопение». Фарфор. Подглазурная роспись. 1953 – 1960 гг.
Источник: http://www.lionspalace.ru/item/8401
Азарова Людмила Павловна. Статуэтка « Алёнушка и братец Иванушка». 1950 – 1960 гг.
Источник: http://vladivostok.farpost.ru/ivan-carevich-na-serom-volke-staraja-gzhel-l-azarova-model-1955-g-11691359.html
Азарова Людмила Павловна. Статуэтка «Иван царевич на сером волке». Старая гжель. 1955 гг.
Источник: http://www.nivasposad.ru/school/homepages/all_arhiv/2001/russian_art/gzel2/4.html
Дунашова Татьяна Сергеевна (1921 – 2005 г.г.). Лауреат гос.премии им. И.Е. Репина. Произведения хранятся в ГРМ, ГИМ, ГМК «Кусково», ЕКМ, МО «Гжель» и др. музеях
http://fotki.yandex.ru/users/asincrit/view/383098/?page=0
Дунашова Татьяна Сергеевна, автопортрет. Человек, не имевший специального художественного образования, творил настоящие шедевры
Источник: http://www.nivasposad.ru/school/homepages/all_arhiv/2001/russian_art/gzel2/4.html
Окулова Зинаида Васильевна. С 1964 г. – художник объединения «Гжель». Лауреат гос. премии РСФСР имени И.Е.Репина
http://www.bestperiodica.com/MagazineInfo1.asp?id=576&cid=24
Окулова Зинаида Васильевна . Гжель: соусник рыба
Источник: http://gzhel-info.ru/xudo/simonov/
Симонов Сергей Михайлович. Главный художник ЗАО «Объединения «Гжель». Создавал призы для турниров: главный приз чемпионата мира по хоккею 1986; хоккейный снеговик «Известий» 1986 – 89 гг.
Источник: http://www.intermonitor.ru/wp-content/uploads/2013/04/%D0%B3%D0%B6%D0%B5%D0%BB%D1%8C55.jpg
Сувениры «Гжели» к Олимпиаде в Сочи, выполненные под руководством Симонова Сергея Михайловича
Источник: http://gzhel-info.ru/xudo/garanin/
Гаранин Юрий Николаевич. Заслуженный художник России. С 1980 г. – художник объединения «Гжель».
http://gzheli.ru/izdel/garanin1.html/skulptura-banka-4-avt-ju
Гаранин Юрий Николаевич . Скульптура « Банька»
Источник: http://simonoffarfor.ru/index_dnevnik%20optim%202009%201.html
Хазова Ираида Алексевна. С 1951 года – живописец объединения «Гжель». Работы художницы хранятся в ГРМ, ВМДПИ, МНИ, МО «Гжель»
http://www.art-gzhel.ru/?param=infa&sub=hazova
Хазова Ираида Алексевна . Ваза «Ирис»
Источник: http://www.gzhel.ru/dir/75
Осташкова Екатерина. Род. в 1963 г. В Гжели работала ведущим художником с 1984 г. Её роспись на фарфоре до сих пор является эталонной, вошла в классику Гжельского искусства
Источник: http://simonoffarfor.ru/index_dnevnik%20optim%202009%203.html
«Тетя Катя» - так уважительно называют живою легенду гжельского промысла, старейшего работника объединения «Гжель» Е. Дунашову.
http://gzhelcoll.narod.ru/fotgal5.html
Юлия Ивановна Петлина, род. в 1955 г. Лауреат Государственной премии России в области литературы и искусства (1995 г.) Автор более 470 образцов посудных декоративных форм, ваз, часов, шкатулок, досок и скульптурных работ
Источник: http://www.gzhel.ru/dir/74/
Косихина Юлиана. Род. в 1980 г. В 2006 окончила ГГХПИ и стала работать художником в ЗАО «Объединение Гжель». Несколько её новых изделий внедрены в производство
http://gzhelcoll.narod.ru/fotgal6.html
Скульптор-модельщик Рыженок Алексей Владимирович, род в 1963 г. работает в «Объединение «Гжель» с января 1989 г. Рыженок автор более 60 образцов посудных форм и мелкой пластики из фарфора
РОДОВАЯ ПРИМЕТА «СТИЛЯ ГЖЕЛЬ»
Гжельская художественная  роспись делится на три вида. Растительная роспись: травка, злаки, ягоды, веточки, листья, букеты и гирлянды цветов. Кроме роз изображают маки, георгины, лилии, пионы, астры, гвоздики, ромашки.
Орнаментальная.  Прежде всего, это шашечки – несколько рядов сине-белых квадратов по бортику и поясок – отводка тоже вдоль бортика. Художники рисуют  так же знаменитые гжельские сетки – «гребёнки» (в виде ели), «капельки», «жемчужинки», «усики». С помощью кисти с жёстким ворсом наносится рисунок «под мрамор». Им заполняется пространство внутри, к примеру, волнистые линии, звёзды, круги на дне тарелки.
Сюжетная. Это природа и времена года. Это сценки городской жизни, деревенский пейзаж и быт и т.п. Это персонажи из русских сказок: Синие птицы, Полканы,  птицы Сирины, Русалки, Коты-Баюны и т.п.
Главный секрет  стиля «Гжель» – это мазки. Мазок –  родовая примета гжели.  Основной  приём – правильное соотношение синего и белого или сочетание белизны заснеженных полей Подмосковья и прозрачной синевы ясного неба.
Другое правило – каждый последующий мазок отличается от предыдущего. Сначала на кисточку густо набирают краску. Далее с разным нажимом раскладывают кистью цветок. Первые мазки самые сочные, но по мере убывания они светлеют. Круглые лепестки цветка получаются либо чёткими, либо мягкими, «размытыми». Так рисуются многолепестковые цветки. После обжига цветок становится васильково-синего цвета.
«Мазок с тенями». Краска набирается на одну сторону кисточки и наносится лёгким круговым разворотом, т.е. поворачивается вокруг черенка. В утолщённой части кисти краски больше – мазок тёмный, к середине краски чуть поменьше – мазок высветляется, а тонкий кончик оставляет совсем светлый след. Так получается разноокрашенная объёмная розочка или листочек.
«Азбуку мазков» дополняют другими элементами. Тонким кончиком кисточки наводят стебель, усики-завитки, прожилки на листиках или штриховку. Иногда по синему цвету рисуют тонкими золотыми линиями и штрихами, которые как бы обозначают контуры.
Роспись – сочная, широким мазком, бело-синий узор, воспроизводящий сценки народной жизни или цветочные композиции, выполнен в русской национальной манере. Узор украшает вазы для цветов, чайники, сахарницы, чашки, пепельницы, чайные сервизы. Роспись сосудов производится от руки. В отличие от других росписей,  в гжельской росписи применяются все оттенки синего (голубой, синий, фиолетовый).
Ещё одна гжельская тайна: стилистика росписи очень похожа, или, можно сказать, практически совпадает с узорочными вставками в старообрядческих рукописных богослужебных книгах.

КОММЕНТАРИЙ  К  СЛАЙД-ШОУ:
Живописец Б.М. Кустодиев говорил, что гжельские чайники и чашки цветут «колдовскими синими цветами». Синие цветы, листья и бутоны на белом фоне – исключительная гжельская традиция, которой нет нигде больше в мире. Самобытный стиль росписи кобальтом (синей краской) использует тридцать различных оттенков: от почти прозрачного светло-голубого до насыщенного тёмно-синего цвета. Современные мастера смогли воссоздать  многоцветную роспись, а также рисунки золотом и платиной.  Эта техника используется при нанесении узоров на особую керамику – костяной фарфор. Сами рисунки гжели взяты из народной жизни – катание на санях, масленица, жанровые сценки, сказочные персонажи, растительные орнаменты.  Смотрите слайд-шоу "Родовая примета "стиля гжель".

Источник: http://eva.ru/travel/read-318.htm
Как, по-вашему, какой кувшин больше? Тот, что справа? Нет! Они абсолютно одинаковые, отлиты из одной формы. Вот так гжельская роспись меняет представление об объеме изделия!
http://graphic.org.ru/video.html
Цветовой сочетание — синий кобальтовый и белый — и является первым отличительным знаком того, что можно назвать «стилем гжель»
Гжельская роспись делится на три вида. Растительная роспись: трава, злаки, ягоды, веточки, листья, букеты и гирлянды цветов.
Гжельская роспись делится на три вида. Растительная роспись: трава, злаки, ягоды, веточки, листья, букеты и гирлянды цветов.
http://www.granyphoto.ru/clipart/7469-gzhelskaya-rospis-farfora-klipart.html
Орнаментальная роспись - это шашечки – несколько рядов сине-белых квадратов по бортику и поясок-отводка тоже вдоль бортика. И традиционный мотив гжельской росписи - птицы и петухи, трактуется как орнамент
http://blog.fontanka.ru/posts/128650/
Сюжетная роспись: природа и времена года, сценки городской жизни, деревенский пейзаж , персонажи из русских сказок: Синие птицы, Полканы, птицы Сирины, Русалки, Коты-Баюны и т.п.
http://graphic.org.ru/video.html
Главный секрет стиля «Гжель» - это мазки. Мастера применяют необычный мазок «мазок на одну сторону» или « мазок тенями». В нём виден постепенный переход от светлого к тёмному
Фото: http://www.volgo-mama.ru/forum/index.php?showtopic=167814" onclick="return hs.expand(this, config7 )">
http://www.volgo-mama.ru/forum/index.php?showtopic=167814
Основным элементом подглазурной росписи являются так называемый кистевой "светотеневой мазок" (мазок с тенями). Краска набирается на одну сторону кисточки и наносится лёгким круговым разворотом
http://www.liveinternet.ru/journalshowcomments.php?jpostid=141112271&journalid=3955966&go=next&categ=1
«Азбуку мазков» дополняют другими элементами. Часто на своих изделиях художники изображают известные гжельские сетки — «жемчужинки», «гребенки», «усики» и «капельки
http://www.liveinternet.ru/users/sveta-net/post210044865
Образы стиля «Гжель». «Синяя птица Гжель» — крылатое выражение, которое практически всегда встречается в статьях, книгах, фильмах о гжельском промысле. «Синяя птица Гжель» — основной образ гжельского стиля
http://i.blog.fontanka.ru/photos/2013/04/800x600_R4nbXt6B57xPORpv2CjB.jpg
Фирменным гжельским образом является цветок – «гжельская роза»
http://www.liveinternet.ru/journalshowcomments.php?jpostid=141112271&journalid=3955966&go=next&categ=1
На этих изделиях - всё приёмы и виды гжельской росписи
http://www.liveinternet.ru/journalshowcomments.php?jpostid=141112271&journalid=3955966&go=next&categ=1
Всё это и есть – «стиль гжель»: сине-белая роспись , гармоничная игра формы и оттенка. Этот цвет завораживает и околдовывает
ИЗГОТОВЛЕНИЕ ГЖЕЛЬСКОЙ КЕРАМИКИ
Технология производства керамических художественных изделий  включает в себя формовку, сушку, оправку, утильный обжиг, живопись,  глазурование и ещё один обжиг – политой.
Но вначале гжель рождается в головах художников и дизайнеров. Затем опытные мастера-модельщики по эскизам художников на специальных станках вытачивают гипсовые модели будущих изделий. Станок представляет собой гончарный круг с двумя стойками и деревянной рейкой для упора рук. С помощью клюшек-резцов обрабатывается поверхность гипсовой заготовки, с которой изготавливается рабочая форма для отливки изделий.  После чего  шликер (жидкую фарфоровую массу) литейщик заливает в формы. Пористый гипс впитывает влагу, шликер постепенно затвердевает и приобретает очертания формы.
Затем изделие сушат в естественных условиях, и при достижении необходимой прочности переходят к следующей операции – оправке.  В процессе оправки мягкой влажной губкой затирают швы и неровности, к изделию приклеивают недостающие части: ручки, носики. Затем изделие досушивают в специальных сушильных камерах. Заготовку, которая обрела форму, отправляют в камерную печь в утильный обжиг. Изделия, прошедшие обжиг, живописец расписывает окисью кобальта. Исполнение росписи вручную  беличьими кисточками позволяет создавать множество вариантов одного и того же декоративного мотива.
После  росписи изделие покрывают глазурью (тонкая стекловидная пленка, придающая изделию водонепроницаемость и  декоративные качества).  Под глазурью используют и  специальные подглазурные краски. Во время обжига подглазурные краски и глазурь сплавляются воедино и  образуется  тонкая плёнка, предотвращающая стирание рисунка.
Наступает самый важный этап  технологической цепочки. В  вагонетку осторожно устанавливают расписанные, глазурованные изделия, и вагонетка заезжает в печь размером с дачный домик.   Политой обжиг идёт при температуре 980 – 1050 градусов для майолики, 1400 градусов для фарфора, 1200 для фаянса.  Гжельские мастера насчитывают свыше 20 оттенков синего цвета, который получается после обжига.
На этом этапе  закрепляется нанесенная глазурь, под которой   подпись мастера  – здесь каждое изделие уникально.  И в итоге мы видим то, что называется гжельским фарфором!

КОММЕНТАРИЙ К СЛАЙД-ШОУ:
Первые  же работы гжельских кустарей и небольших полукустарных заводов отличались своеобразием форм и яркой реалистической росписью. Эти декоративно-реалистические начала, заложенные в производстве гжельских кустарей XIX в., особенно ощутимы в посуде и фигурках так называемого русского лубка. И сейчас на гжельском промысле сохраняется бережное отношение к  национальной русской культуре, к фольклору, народному художественному опыту. Во все времена мастера гжели ценились настолько высоко, что за всю историю промысла они никогда не были крепостными. Может быть, поэтому гжель достигла такого расцвета, что только свободный и любящий  дело своей жизни мастер  может создать в душе такую красоту, а затем вылепить её из глины.  Вот как это происходит на слайд-шоу.

Источник: http://kartiina.beon.ru/36167-607-gzhel-ot-istokov-k-sovremennosti.zhtml
Вначале гжель рождается в головах художников и дизайнеров.
http://krez.ru/content/technologiya.html
Изготовление форм для керамики
Источник: http://eva.ru/travel/read-318.htm
Готовые формы
Источник: http://www.osd.ru/objinf.asp?ob=547&rb=53
Заливка шликера в гипсовую форму
Источник: http://adacvet.maxbb.ru/topic3885.html
Готовые полуфабрикаты
Источник: http://adacvet.maxbb.ru/topic3885.html
Приклеенные к полуфабрикату с помощью глины бокалы и ручки, которые делаются отдельно
http://lol54.ru/art/88237-jeta-skazochnaja-gzhel.html
Каждое изделие оправляют, подрезая литьевые швы и замывая губкой
Источник: http://www.efarfor.ru/proizvodstvo.html
Продолжение оправки изделий
Источник: http://krez.ru/content/technologiya.html
После оправки изделия подвергают сушке в естественных условиях в печном цеху
http://otzovik.com/review_88326.html
Заготовку, которая приобрела форму, отправляют в печь в утильный обжиг при температуре 850-950 градусов
Источник: http://otzovik.com/review_88326.html
После обжига изделие макают в специальный розовый раствор. Так легко найти дефекты и трещинки
Источник: http://vadjj.livejournal.com/16641.html
После макания в розовой воде на фигуре «Дачница» чётко видны дефекты. Сoстав красителя такой, что после повторного обжига он выгорает без следа
http://kartiina.beon.ru/tag/%C3%E6%E5%EB%FC/
Проверка готового изделия на прочность перед росписью
http://s11.radikal.ru/i183/1206/62/0f27f0b80144.jpg
Изделия после росписи кобальтом. Красота мазков проступит только после финального обжига
Источник: http://aziza01.livejournal.com/24756.html
Традиционная роспись – выполненные от руки растительные и геометрические орнаменты
http://tutnedaleko.livejournal.com/11021.html
Продолжение росписи
http://lol54.ru/art/88237-jeta-skazochnaja-gzhel.html
Каждое изделие мастер-живописец расписывает вручную
Источник: http://www.efarfor.ru/proizvodstvo.htmll
Художник ставит подпись на каждом изделии
http://krez.ru/content/technologiya.html
Перед окончательным политым обжигом изделия вручную глазурируют окунанием в глазурную суспензию
http://histrf.ru/uploads/media/news/0001/04/abab11d85b062cd08a9219725980d5c7b3e4ee0a.jpeg
Процесс изготовления завершается политым обжигом – в камерной печи при температуре 1350 градусов
http://histrf.ru/uploads/media/news/0001/04/c0cbddf840f0af9e6198026edb89b497fa769b52.jpeg
Готовую гжель достают из печи
Источник: http://www.magput.ru/?id=10&viewprog=629
Готовая гжель в заводском магазине
ГЖЕЛЬ ЖИВЁТ, ГЖЕЛЬ РАЗВИВАЕТСЯ, ГЖЕЛЬ УВЕРЕННО СМОТРИТ В БУДУЩЕЕ
После распада СССР  «Гжель» была единственным предприятием художественных промыслов  в Гжельском районе. Новые времена принесли новые хлопоты. Появилась продукция «под гжель». Только в районе Гжели возникло около тридцати предприятий, производящих подделки, и около семидесяти в Москве, Московской области и других регионах России. Лишь в последние годы  по-настоящему художественные изделия из фарфора стали выпускать  несколько предприятий. Но  ещё продолжает существовать  определенная путаница с выбором продукции от этих и других предприятий, которые по-прежнему часто  увязываются с самим объединением «Гжель» и её торговой маркой. Поэтому обозначим основные производства гжели.
В д. Турыгино  Раменского района Московской области находится «Объединение «Гжель» (JSC «Union «Gzhel»). Создатель и правообладатель современных художественно-стилевых особенностей всемирно признанного народного  промысла «Гжель». Стилистические особенности гжельского бело-синего фарфора, расписанного с растяжкой теней от тёмного к светлому, взяты из древних мазков, используемых на фаянсе прошлых столетий, доведенных до совершенства, и принадлежат коллективу ЗАО «Объединение Гжель». Этот стиль признан не только в России, но и за рубежом. Фирменные магазины в Лондоне, Нью-Йорке, Берлине, Париже.
Ведёт свою историю с 1818 г., когда в с. Ново-Харитоново заработала небольшая фабрика по изготовлению фарфоровой посуды и скульптуры.
Современная же история предприятия  «Гжель»  началась в 1972 г. через объединение  шести маленьких производств, расположенных в нескольких деревнях. Сегодня  «Объединение  «Гжель» – крупнейший художественно–производственный комплекс России. В него входят в деревнях Раменского района гончарный, фаянсовый, майоликовый и  фарфоровый промыслы. Продукция «Объединения «Гжель» традиционно состоит в подарочном фонде  Президента РФ, Правительства РФ, министерств и ведомств России.  Все  изделия объединения  уникальны, потому что нет двух одинаковых.
Остальные производители  гжели не имеют отношения к самому «Объединению «Гжель».  Действуют  несколько  самостоятельных предприятий, в названии которых  присутствует топоним «Гжель» – «Синь Гжель», «ГжельГрад», «Звезда Гжели», «Гжель-Малахит».

Адрес  ЗАО «Объединения Гжель»:
140155, Московская область, Раменский район, 41-й км. Егорьевского шоссе, д. Турыгино
Tелефон/факс:
  8 (499) 553-83-83 (многоканальный), 8 (496) 464-72-08
E
-mail:  info@gzhel.ru
Сайт
: http://www.gzhel.ru/

 

ГЖЕЛЬСКИЕ ТРАДИЦИИ ПРОДОЛЖАЕТ И ГЖЕЛЬСКИЙ ФАРФОРОВЫЙ ЗАВОД
В 1980 – 1990-х гг. в  Гжельском регионе  вторым по значимости заводом по выпуску  фарфора после «Производственного объединения «Гжель» являлся  «Гжельский завод Электроизолятор».  Сам завод был ориентирован на выпуск технического фарфора (выполнял заказы, в том числе для РЖД и предприятий оборонной промышленности).  При этом на  нём продолжал действовать цех товаров народного потребления, который выпускал бытовой и художественный фарфор.
В 2003 г. руководством завода было принято решение выделить цех по производству художественного фарфора в селе Речицы в самостоятельное предприятие по выпуску изделий гжельского народного художественного промысла. Так было образовано Закрытое акционерное общество «Гжельский фарфоровый завод» (с марта 2015 г.– Акционерное общество «Гжельский фарфоровый завод»).
Кроме традиционного гжельского фарфора, белого с синим рисунком, на предприятии производят «глухой кобальт» – изделия, полностью покрытые тёмно-синей кобальтовой краской, на которую наносится более светлый рисунок, а также цветной фарфор с многоцветной ручной росписью. Художники возродили многослойную технику гжельской цветочной живописи. Выпускают на заводе белый недекорированный и костяной фарфор, более твёрдый, тонкий и прозрачный. Изделия из костяного фарфора тоже расписывают вручную, используя для украшения дорогие материалы – золото и платину.
Сейчас АО «ГФЗ» – крупнейшее предприятие региона по выпуску традиционного фарфора с ручной кобальтовой росписью. В ассортименте завода более 700 наименований изделий из фарфора различного назначения, 70% которых являются предметами признанного художественного достоинства, выпускаемыми под маркой «Гжель 1818».
На заводе и теперь трудятся потомки тех фарфористов, которые работали на заводах Кузнецовых и в собственных артелях Гжельского региона.

Адрес АО «Гжельский фарфоровый завод»: Московская обл., Раменский р-н., с. Речицы, ул. Центральная.
Тел.: 8 (495) 221-77-29
E-mail: info@farfor-gzhel.ru
Сайт: http://farfor-gzhel.ru/

КОММЕНТАРИЙ К СЛАЙД-ШОУ:
Село Речицы – одно из 28 деревень и сёл, составляющих так называемый «Гжельский куст», место, исторически связанное с изготовлением гжели. На заводе в Речицах абсолютно все изделия расписываются вручную, само же производство отчасти остаётся ручным, отчасти механизировано. Завод неполного цикла, так как не производит собственный фарфоровый шликер, из которого и делается посуда, а покупает в виде порошка. Раньше его, по большей части, привозили с юго-востока Украины, а теперь закупают в Дулево и, частично, в Европе. Смотрите слайд-шоу: «Художники Гжельского фарфорового завода и их изделия».
Источник: http://mir24.tv/news/lifestyle/13611980
Цех Гжельского фарфорового завода
Источник: http://farfor-gzhel.ru/o_zavode/nashi_hudozhniki/
Одна из лучших мастеров завода, главный художник, лауреат международных, всероссийских фестивалей и конкурсов, доцент кафедры декоративно-прикладного искусства Гжельского художественно-промышленного института Татьяна Федоровская.
Источник: http://mir24.tv/news/lifestyle/13611980
На рабочем столе главного художника завода Татьяны Федоровской – три вида продукции предприятия: сегодняшняя, традиционная гжель – сине-белая; возрождённая цветная керамика и белый костяной фарфор.
Источник: http://farfor-gzhel.ru/o_zavode/nashi_hudozhniki/
Татьяна Сивова (Рогова) – заместитель главного художника, выпускница Гжельского художественно-промышленного колледжа, участница выставок в Москве, Санкт-Петербурге, Казани, Ярославле, Сергиевом Посаде, Берлине, Гамбурге, Дюрене, Базеле
Источник: http://old.enp-mo.ru/articles/articles_7033.html
Татьяна Сивова с посудой Гжельского фарфорового завода, который был удостоен чести выпустить продукцию с символикой Олимпийских игр в Сочи.
Источник: http://farfor-gzhel.ru/o_zavode/nashi_hudozhniki/
Гуляев Юрий Иванович – художник творческой группы, 14 лет в профессии. Его любимые мотивы росписи, пейзажи родных гжельских мест, легко узнаются в изделиях завода.
Источник: http://farfor-gzhel.ru/o_zavode/nashi_hudozhniki/
Калигина Мария Васильевна – художница творческой группы. Выпускница Гжельского государственного художественно-промышленного колледжа, автор цветочных композиций. В профессии более 15 лет.
Источник: http://farfor-gzhel.ru/o_zavode/nashi_hudozhniki/
Бычкова Елена Михайловна – живописец, в профессии более 14 лет. Автор стилевых разработок высокохудожественной росписи цветными надглазурными красками. Участник художественных выставок.
Источник: http://farfor-gzhel.ru/o_zavode/nashi_hudozhniki/
Пономарёва Анна Алексеевна – художник творческой группы. В профессии 2 года, но уже успела проявить себя зрелым мастером с собственным уникальным видением творческого процесса.
Источник: http://mir24.tv/news/lifestyle/13611980
Художники завода возродили многослойную технику гжельской цветочной живописи. Традиционный мотив гжельской росписи – птицы и петухи, трактуется как орнамент.
Источник: http://mir24.tv/news/lifestyle/13611980
Изделия Гжельского фарфорового завода с традиционным сине-белым рисунком.
Источник: http://mir24.tv/news/lifestyle/13611980
Художники широко применяют сюжетную цветную роспись, которая отражает различные сцены народного быта, демонстрируя яркую самобытность и широту русской души.
Источник: http://farfor-gzhel.ru/internetmagazin/katalog_tovarov/nadglazurnaya_rospis/
Самый декоративный и древний вид гжельской росписи – надглазурная роспись цветными красками, возрождённая художниками по гжельским музейным образцам XIX в.
Источник: http://farfor-gzhel.ru/internetmagazin/katalog_tovarov/nadglazurnaya_rospis/
Процесс декорирования изделия в технике надглазурной росписи отличается особой сложностью и трудоёмкостью. Такие изделия проходят три, а иногда и четыре обжига.
Источник: http://farfor-gzhel.ru/internetmagazin/katalog_tovarov/nadglazurnaya_rospis/
Расписанное изделие декорируется золотом. Посуда, сувениры и предметы интерьера, выполненные в технике надглазурной росписи очень красочны и нарядны.
Источник: farfor-gzhel.ru
Художники освоили такой вид цветной росписи как глухой кобальт. Это особенный тип нанесения изображения, в процессе которого всё изделие обрабатывают глазурью тёмно-синего цвета. Поверх неё создаётся рисунок золотом
Источник: farfor-gzhel.ru
Ещё одна особенность Гжельского фарфорового завода – изготовление костяного фарфора. Название он получил благодаря основному компоненту – пережженным костям животных, которые составляют половину всей массы материала.
ГЖЕЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ХУДОЖЕСТВЕННО-ПРОМЫШЛЕННЫЙ ИНСТИТУТ
10 января 1901 г. начались занятия в филиале Императорского Строгановского училища – художественно-ремесленных мастерских, расположенных в селе Речицы Гжельской волости Бронницкого уезда Московской губернии. 20 мая 2011 г. уже Гжельский государственный художественно-промышленный институт встречал гостей по случаю 110-летнего юбилея. К этой дате был приурочен и III международный фестиваль керамики. За этот более чем вековой период   филиал Строгановского училища в Речицах был реорганизован в профшколу Наркомпроса, затем – в учебные мастерские по керамическому производству. А в 1931 г. открылся Гжельский керамический техникум, который стал готовить специалистов в области декоративно-прикладного искусства, строительства, технологии керамики. В 1991 г. техникум получил статус художественно-промышленного колледжа, а потом и института (2002 г.).
Сегодня институт осуществляет подготовку специалистов по 5 специальностям высшего и 8 специальностям среднего профессионального образования.
Институту удалось собрать  весь бесценный отечественный опыт по подготовке художников, мастеров фарфора, майолики, шамота  для народно-художественного промысла «Гжель».

Адрес ГГХПИ
: Московская область, Раменский  район, п. Электроизолятор, д. 67
Тел.
: 8 (496) 464-76-40
Сайт
art-gzhel.ru
Е-mail
: artgzhel@ya.ru
МУЗЕЙ СИНЕГО ЧУДА
В залах  заводского музея  «Объединения «Гжель»  представлено более 2000 экспонатов. В экспозицию входят работы, начиная с XV в., выставлены и изделия кузнецовских заводов. В большом объёме представлены современные авторские работы. Важное место занимает история развития гжельского промысла, творческий путь художников, особенности их работ. Заводской музей Гжели представляет посетителям  удивительные экскурсии  – в прошлое, настоящее и будущее: как все было; как сейчас изготовляется гжель; что будет потом. В мастерских художников можно увидеть,  как от замысла автора, от эскиза идея воплощается в высокохудожественное произведение искусства.
Достойное собрание гжельской керамики  есть  в Егорьевском историко-художественный музее.  Гордость музейного собрания – гжельская керамика XVIII – XIX вв. Коллекция Гжели широко представлена  в музеях России – Государственный музей керамики и усадьба «Кусково  XVIII века»; Государственный Исторический музей; Музей народного искусства, Москва; Музей Л.П. Азарова; Русский музей, Санкт-Петербург; Эрмитаж.
Отдельные экземпляры майолики хранятся в Государственном объединенном Владимиро-Суздальском историко-архитектурном и художественном музее (ГОВСИАиХМ), Днепропетровском историческом музее, Калужском областном краеведческом музее (КОКМ), Останкинском дворце-музее творчества крепостных, Саратовском  государственном  художественном музее им.А.Н. Радищева (СГХМ) и Государственном музее-заповеднике ХVI-ХVII вв. «Коломенское».

Адрес музея
«Объединения «Гжель»: Московская область, Раменский район, 41-й км. Егорьевского шоссе, д. Турыгино
Тел.:
8 (915) 475-64-79 (экскурсионный отдел)

Как проехать на автомобиле
: 41 км. Егорьевского шоссе.
На поезде
: от Казанского вокзала до пл. Игнатьево, далее пешком,  или до ст. Гжель, далее автобусами 36, 51
На автобусе
: от метро Выхино  автобусом 325

КОММЕНТАРИЙ К  СЛАЙД-ШОУ:
В залах  заводского музея  «Объединения «Гжель» вы познакомитесь не только с уникальной экспозицией гжельской керамики. Но и почувствуете, насколько  заводчане, работники музея, сами  жители  преданы своему промыслу. В Гжели малыши уже с детсадовского возраста начинают заниматься фарфором и майоликой. Годам к семнадцати они могут стать настоящими мастерами и продолжить традиции прошлых поколений. Но гжель – это не только фарфор и майолика. Гжель – это  душа и культура России.  Один мальчик восторженно сказал, что эта экскурсия стала лучшим «музейным путешествием» в его жизни,  и он обязательно приедет в Гжель снова. А девочка, шагая по залам, уверяла подружку: «Я вообще не понимаю русскую культуру», а потом, после экскурсии призналась: «Музей очень даже неплохой, и вещи тут есть  классные, не верится, что их делали русские мужики».  Мы вас так же  приглашаем посетить музей гжельской керамики  на слайд-шоу.
Источник: http://i16.beon.ru/30/65/1196530/38/73991938/2RIAN_00459011.jpeg
Зал заводского музея «Объединения» Гжель»
Источник: http://my.mail.ru/community/al_parusa/tag/%CC%F3%E7%E5%E9
К 670-летию народного промысла
Источник: http://artyx.ru/books/item/f00/s00/z0000041/st015.shtml
Л. П. Азарова. Квасник «Чаепитие»
Источник: http://www.virtualrm.spb.ru/ru/node/10872
Л. П. Азарова. Масленка «Рыба-кит». 1971 г. Музей «Объединения «Гжель»
Источник: http://kartiina.beon.ru/36167-607-gzhel-ot-istokov-k-sovremennosti.zhtml
З.В. Окулова. Сосуд «Свадебный». 1970 г. Музей «Объединения «Гжель»
Источник: http://www.roadplanet.ru/card/288256/
Расписные телефоны. Музей «Объединения «Гжель»
Источник: http://www.radikal.ru/GALLERY/PageF4G.aspx?i=4d8c03d4791e45ef8b5f36f96daefbe5
Девушка с собачкой. Музей «Объединения «Гжель»
Источник: http://www.roadplanet.ru/card/288256/
Гжель православная. Музей «Объединения «Гжель»
Источник: http://www.pionertur.ru/ekskursiya-gzhel.html
В музее «Объединения «Гжель»
http://commons.wikimedia.org/wiki/File:Gzhel_18_GIM.jpg
Экспонаты музея
http://moscowrep.ru/?p=3389
Часы-избушка: музей идёт в ногу со временем
http://moscowrep.ru/?p=3389
Интересно, какой на музейных часах век гжели?
http://tutnedaleko.livejournal.com/11021.html
Работа Виктора Неплюева с его автопортретом, главный художник «Объединения «Гжель» (1984 – 1986 гг).
http://tutnedaleko.livejournal.com/11021.html
Экскурсия в музей
НА ЧТО НУЖНО ОБРАЩАТЬ ВНИМАНИЕ ПРИ ПОКУПКЕ ГЖЕЛИ
Вглядитесь в рисунок. От красоты настоящей   гжели кружится голова. Она же – истинная  кокетка! Настоящие мастера не ленятся нарисовать множество деталей, а подделки обычно сделаны парой мазков. Сразу заметна  небрежность в рисунке, не прорисовка деталей, чувствуется, что разрисовывали в спешке.
Смотрите на штамп-клеймо. Сейчас полным-полно «гжельских» коммерческих заводиков, и у каждого есть свой штамп. У завода «Объединения Гжель» – это двуглавый орел с надписью «Гжель». На авторских работах художественных мастерских Гжели есть и личный знак, и фамилия. Например, «Неплюев» или «Бидак».
Оценивайте функциональность. У настоящей гжели не может «хромать» ножка или «клевать» носик – гжельские мастера отшлифовывают и продумают все мельчайшие детали. Форма изделия должна быть продуманной и удобной, если, к примеру, в заварной чайник еле засыпается заварка или пальцы с трудом  пролезают в ручку чашки, то это наспех сделанная кустарная гжель.
Обращайте внимание на качество фарфора. Очень часто фарфор не очень тонкий и не светится. Вам могут сказать: «здесь «такая очень своеобразная роспись», которая будет смотреться именно «на таком фарфоре».  Фарфор не может быть  тяжёлым. Значит, это изделие из фаянса.
Цена. Авторская гжель не должна быть дешёвой, а поточная заводская - дорогой. Ну а «гжель»  подельщиков тем более.
Не забывайте, что гжель – это  настоящая женщина и не терпит конкуренции! Нужно уметь выбирать нужную посуду.  Сине-белая гжель сама украсит вашу кухню без помощи других фарфоро-фаянсовых собратьев.  Иначе ваша гжель потеряется в толпе прочих чашек, или одинокий гжельский чайник обязательно затребует какую-нибудь симпатичную гжельскую сахарницу для весёлой компании, а там уже  и маленькие чашечки с блюдцами не замедлят себя долго ждать.
ГДЕ ПРИОБРЕСТИ ГЖЕЛЬСКИЙ ФАРФОР ЗАО «ОБЪЕДИНЕНИЯ ГЖЕЛЬ»
В фирменном магазине ЗАО «Объединение Гжель» вы можете «вживую» ознакомиться с широким и разнообразным ассортиментом продукции, приобрести по ценам завода-изготовителя подлинные фарфоровые изделия традиционного народного художественного промысла Гжель, ознакомиться и приобрести авторские работы выдающихся художников. Магазин расположен непосредственно на территории завода по производству гжельской керамики. Приветливые продавцы не оставят Вас без внимания, окажут помощь в выборе сувениров и подарков из фарфора с гжельской росписью.  
Время работы магазина:
будни с 10:00 до 17:00  Выходные с 09:00 до 16:00

На территории Всероссийского Выставочного Центра (магазин в павильоне № 66 «Культура» (бывший павильон Узбекистан).
Время работы магазина:
вторник – воскресенье с 10-00 до 18-00

В г. Раменское (фирменный магазин по продаже фарфора ручной работы завода ЗАО «Объединение «Гжель»).
Адрес магазина:
г. Раменское, улица Вокзальная, д. 1. Торговый центр «Солнечный рай», 1 этаж, центральный холл

«Ярмарка выходного дня»(Мещанский р-н., г. Москва).
Адрес магазина:
Москва, улица Щепкина, 47 (около касс СК « Олимпийский»)
Время работы магазина:
пятница, суббота, воскресенье с 10 до 18 часов.
Тел.:
8 (916) 697-82-85 (Дмитрий).
ЗДЕСЬ ПРОДАЁТСЯ ФАРФОР АО «ГЖЕЛЬСКОГО ФАРФОРОВОГО ЗАВОДА»
«Гжельский фарфор» в Москве (фирменный магазин и пункт самовывоза заказов интернет-магазина)
Адрес: г. Москва, ул. Мытная, д.66.
Тел.: 8 (495) 221-77-53, доб. 1426.
Режим работы магазина: с 9.00 до 19.00 ежедневно.
Выдача интернет-заказов: с 9.00 до 18.00 ежедневно (доставка заказов осуществляется в будние дни).
Проезд: ст. метро «Тульская», выход из последнего вагона в направлении центра, далее 5 минут пешком в сторону ул. Мытная.

«Гжельский фарфор» в Речицах (фирменный магазин при заводе)
Адрес: Московская обл., Раменский р-н., с. Речицы, ул. Центральная (35-й км.  Егорьевского ш.).
Тел.: 8 (495) 221-77-53, доб. 2460.
Режим работы: с 9.00 до 17.00 ежедневно.
Проезд:
Из Москвы, с Казанского вокзала электропоездом до ст. Гжель
Из Москвы, от ст. метро «Выхино» рейсовым автобусом № 325
Из г. Раменское рейсовым автобусом или маршрутным такси № 36, № 51

«Гжельский фарфор» в Новохаритоново (центральный фирменный магазин)
Адрес: Московская обл., Раменский р-н., с. Новохаритоново, д. 232 (41-й км. Егорьевского ш.).
Тел.: 8 (495) 221-77-53, доб. 2157.
Режим работы: с 9.00 до 20.00 ежедневно.
Проезд:
Из Москвы, с Казанского вокзала до ст. «Гжель», далее рейсовым автобусом № 36, № 51
Из Москвы, с Казанского вокзала до ст. «Игнатьево»
Из Москвы, от ст. метро «Выхино» рейсовым автобусом № 325
Из г. Раменское рейсовым автобусом или маршрутным такси № 36, № 51.
                    * * *

«Русская жемчужина,
Нас чаруешь ты,
Синяя фантазия – море красоты!»

                                  М. Аверьянов