Музыка | Ансамбль "Червлёный Яр" | В. Г. Комаров  

Владимир Григорьевич КОМАРОВ

      Его талант многократно отмечался призами и наградами. В 1978 году он стал лауреатом Всесоюзного конкурса концертмейстеров, проходившего в Одессе, дипломантом 12-го Всемирного фестиваля в Москве, лауреатом нескольких Всероссийских фестивалей, лауреатом премии «Имперская культура» за 2006 год.
      Долгое время руководил народными хорами Элементного завода, завода медицинского оборудования, хора дома инвалидов, фабрики «Елецкие кружева», студенческого ансамбля ЕГПИ «Потешки». Талант организатора и музыканта, тонко чувствующего душу народной песни, позволили хорам, руководимым В.Г. Комаровым носить звание Народных. Сотни ельчан считают его учителем, открывшим для них глубину русской песенной культуры, для многих руководителей городских хоров он является наставником. Замечателен его вклад в возрождение почти забытых, собираемых, как драгоценные крупицы, песен и частушек, элементов обрядов родного Елецкого края, исполнявшихся его коллективами.
      Играет на баяне, гармони.

Играй, грмонь елецкая!

Музыка В. Комарова на стихи
известных поэтов

ФОТОАЛЬБОМ

Играй, гармонь елецкая!

Приезд Геннадия Заволокина в Елец в 1986 году стал ярким событием в культурной жизни города. Целью его приезда были съёмки телевизионной программы «Играй, гармонь!» К этому времени на телеэкранах страны прошли две передачи из этого, только нарождавшегося цикла: из Новосибирска и Горького. Мало кто знает, что приезд Заволокина в наш город не был случайным, здесь еще с 1982 года существовал клуб гармонистов, объединявших любителей игры на елецкой рояльной гармони, инструменте древнем, удивительном и по истории, и по внешнему виду, и по звуку. Входили в этот клуб десятки гармонистов, игравших по воскресеньям на «Матанях» в городском парке и участвовавших в ежегодных городских конкурсах «Играй, гармонь елецкая!». А руководителем этого клуба и бессменным организатором конкурсов является известный в городе музыкант, баянист, руководитель многих городских хоров Владимир Григорьевич Комаров. Желание показать на всю страну елецкую рояльную гармонь и елецких гармонистов-виртуозов побудило Владимира Григорьевича написать приглашение братьям Заволокиным. И Геннадий Дмитриевич откликнулся на приглашение, приехал вскоре в Елец. Вместе с Комаровым они написали сценарий передачи, построив его на творческом соревновании елецких и ливенских гармонистов, представлявших всемирно воспетые ливенские и елецкие гармони. Так в титрах той передачи и значатся два автора: Геннадий Заволокин и Владимир Комаров.
Владимир Григорьевич вспоминает:
«О популярности передачи «Играй, гармонь!», снятой в Ельце и прошедшей третьей в цикле заволокинских передач, говорит тот факт, что её закупили несколько зарубежных телекомпаний, в том числе и США. Интерес к елецкой гармони вырос необычайно. Сразу вскоре после передачи с самых дальних краёв страны пошли письма. Писали с Дальнего Востока, Севера и Казахстана. И просьба была одна: купим елецкую гармонь за любые деньги, только пришлите, пожалуйста! В музыкальных отделах городских магазинов мгновенно были раскуплены все гармони. Попытались мы наладить выпуск елецкой рояльной на тульской баянной фабрике. Привезли наш образец, послушали лучшие изделия туляков: баяны и гармони. А потом елецкая заиграла, заголосила, и тамошние мастера отступились. Елецкая гармонь, вещь штучная, делалась мастерами-кустарями исключительно индивидуально. У всякой гармони, как и у каждого человека, – свой голос, свой тембр, интонация и сила звука. Одним словом, с характером гармонь! Да и мастеров, к сожалению, в то время в Ельце было совсем мало. Но от той передачи осталось всё же многое у ельчан: заголосили вечерами гармони в слободах, и даже по центру города с гармонями ходили. А прежде, было и такое, выйдет человек на улицу, меха растянет – его сразу в милицию. Пьяный, говорят, или нарушаешь общественный порядок. А с Геннадием мы очень сдружились. Пока снимали передачу, всё время были вместе. Человек он был простой, весёлый. Он потом письма присылал, фотографии со своей родины, там они с Александром вдвоём. Я его даже в кумовья пригласил и сына младшего его именем назвал».
В 90-е годы недавнего века жизнь так распорядилась, что официально народное творчество попало в опалу: закрывались заводы, сокращались рабочие места, упразднялись хоры, и Владимиру Григорьевичу, оставшемуся не у дел, пришлось искать работу, далёкую от его творческого мастерства. И он занялся предпринимательством. Но и этот новый вид деятельности он использует как возможность помочь делу культуры, прославлению Ельца. Он спонсирует и проводит попрежнему ежегодные конкурсы «Играй, гармонь елецкая!», безвозмездно руководит двумя хорами, в том числе и сельским. В 1999 году он на свои средства организовал поездку на конкурс в Новосибирск молодого талантливого гармониста Александра Черных, которого по имени выдающегося гармониста называют «вторым Афанасием Матюхиным», и Александр выступил на конкурсе с триумфом, став его лауреатом.
Гибель Геннадия Заволокина, тяжело переживаемая В.Г. Комаровым, в первую очередь привела его к мысли об организации новых конкурсов, выходящих за рамки Ельца. Со своей гармонью он был на Волге и нижнем Дону, в Москве и Мценске, Польше, Индии и Украине, Куликовом Поле и райцентрах Липецкой области, где в составе народного трио, в котором участвует и его жена Наталья, исполняет редкие, почти забытые казачьи песни, песни елецких однодворцев, русские романсы. И повсюду встречает глаза зрителей, полные слёз и счастья от радости встречи с такой близкой всем народной песней.
«По сути, истоки, история российской гармони лежат здесь, в сердце России, – говорит Владимир Григорьевич. – Основных, исторических типов гармони три: это елецкая с её своеобразной формой и клавиатурой, которую ЮНЕСКО признает как прообраз аккордеона, ливенская, прославленная стихами Сергея Есенина, и тульская хромка, развившаяся в баян. Остальные: сибирская, саратовская, шуйская и другие – производные от них. Поэтому и возникла идея провести для начала региональный конкурс очень близких к Ельцу мест: Липецкая, Орловская и Тульская области, которые и представляют эти три гармони. Осенью 2001 года мы пригласили представителей этих областей и провели конкурс во Мценске. Помог в его организации Яснополянский музей и его директор, праправнук великого писателя Владимир Ильич Толстой. И опять, в который раз, победителем стал наш елецкий гармонист Афанасий Иванович Матюхин. А конкурс было решено сделать ежегодным. Может, со временем он разрастётся, подключатся другие регионы, и он станет Всероссийским».
И еще одно, самое заветное, чем живёт Владимир:
«Несколько лет назад умер последний мастер, делавший елецкие рояльные, Егор Иванович Горбунов. А раньше – Сочетаев... Но остались их гармони, уникальная коллекция инструментов, которыми они работали. По сути – мастерская. Пытался я поднимать вопрос с городским руководством о музее елецкой гармони, которая, как и кружево наше, известны всему миру, а при нём можно было бы открыть мастерскую. Только пока думали, мастера ушли. Вот и теперь думаю: а не взяться ли самому это дело организовать? Когда-то уже считалось, что гармонь умирает, да передачей «Играй, гармонь!» голос её подняли. Теперь, похоже, такое же время. Ведь если триста лет жила наша гармонь, выживет и сейчас. А мастера новые найдутся!»

А. Новосельцев

 

Гармоника Елецких мастеров - «елецкая рояльная» («роялка», «русянка») стала прообразом элегантного аккордеона. Чёрно-белая клавиатура справа имела все звуки полной хроматической гаммы рояля, а слева - выносной гриф с клавишами басов и аккордами на русский и на европейский манер. Готовую гармонику елецкий мастер «строил», вслушиваясь в звуки, сличая с пением гармоники-образца, которая была у каждого мастера своя. Так что звучали все «роялки» по-разному, унося в мир почерк мастера.

http://zemljaki.mybb.ru/viewtopic.php?id=604&p=2