|
Алексей Прасолов
1930 – 1972
![]()
«Классическая лира»
Цикл передач
1.
«Классическая лира»
Цикл передач
СТИХИ
ПЛАЧ О ПОЭТЕ
![]() Александр НЕСТРУГИН Нынче он стоит там, на высоком холме, рядом с известными, знаменитыми. Но когда я вновь пытаюсь разглядеть его силуэт на фоне вечереющего простора русской литературы, то замечаю, что стоит он по-прежнему в стороне от других, особняком. Так жил, таким решил остаться и в посмертной славе. Прасолов… Алексей Прасолов… При жизни славы у него не было. Я даже думаю, а была ли у него известность – настоящая, твёрдая, позволяющая идти вперёд с высоко поднятой головой? Мне найдётся кому возразить: а год 1964-й? Да, верно. Публикация в «Новом мире», одном из лучших (или лучшем?) журналов того времени. Подборка для безвестного провинциала просто огромная – десять стихотворений. Сам Твардовский благословил. Не заметить нельзя. Заметили. Но… Вот как пишет об этом В.В. Кожинов в предисловии к вышедшей в 1978 году книге «Стихотворения»: «Четырнадцать лет назад меня не только заинтересовало, но и несколько даже удивило появление в «Новом мире» большой подборки стихотворений неведомого воронежского поэта… Было ясно, что стихи написаны по-настоящему значительным, глубоко мыслящим и сильно чувствующим человеком. И всё же не могу не признаться, что не понял тогда главного: в литературу пришёл подлинный поэт».
СУДЬБА АЛЕКСЕЯ ПРАСОЛОВА
![]() Вадим КОЖИНОВ Пять лет назад (Напомним: статья В. Кожинова была опубликована в 1983 году. – Прим. Сторожки) впервые был издан сборник стихотворений Алексея Прасолова, достаточно полно представивший творчество этого замечательного поэта. В то время Алексей Прасолов не имел сколько-нибудь широкого и прочного признания – даже в литературной среде. Ныне же имя его звучит весомо и призывно, оно почти неизбежно возникает в любом серьёзном разговоре о русской поэзии последних десятилетий. Очень характерно, что о творчестве Алексея Прасолова с глубоким интересом говорят критики младшего поколения, – критики, по – настоящему вступившие в литературу уже после смерти поэта. Это как раз и свидетельствует со всей очевидностью о подлинной современной жизни прасоловской поэзии. Вместе с тем не могу не сказать о том, что критики, пришедшие «после Прасолова», не всегда верно осмысляют творческую волю и путь поэта, и будет вполне уместно ввести в эту статью элементы полемики. Но сначала – о некоторых моментах литературной судьбы Алексея Прасолова. Известный воронежский литературовед и критик А.М. Абрамов в 1966-1967 годах записал несколько своих бесед с Алексеем Прасоловым. Поэт, в частности, рассказывал ему (3 января 1966 года), как незадолго до того в одном московском издательстве ему решительно заявили, что в поэзии «надо стремиться идти по столбовой дороге, а не по обочине», что у него «несовременный стих» и т. п. Тогда, в середине 1960–х годов, в литературных кругах ещё преобладало убеждение, что именно «по обочине» и в отрыве от «современного стиха» идут и такие поэты, как Николай Рубцов, Владимир Соколов, Николай Тряпкин…
ОН ТОЖЕ ЗАГЛЯДЫВАЛ В БЕЗДНУ
![]() |
|
|