Русская поэзия начала - середины XX века | Константин Бальмонт
Константин Бальмонт
1867-1942
Константин Дмитриевич Бальмонт - русской поэт-символист и писатель, талантливый переводчик, эссеист, исследователь, яркий представитель Серебряного века, выпустивший 20 прозаических и 35 поэтических сборников, - появился на свет во Владимирской губернии, деревне Гумищи в 1867 г. Его отцом был земский деятель, матерью – генеральская дочь, очень образованная женщина, поклонница и знаток словесности. Её влияние на мировоззрение сына, его характер, темперамент оказалось весьма заметным.
Дом их семьи был открыт для лиц, которых считали неблагонадёжными, и юный Константин надолго проникся духом бунтарства, стремлением перекроить этот несовершенный мир. Участие в революционном кружке стоило ему исключения из гимназии; исключали его и из юридического факультета Московского университета, куда он поступил в 1886 г. Сильное нервное истощение, нелюбовь к юриспруденции и увлеченность литературой не позволили ему закончить учебу в университете, где его восстановили. Не сумел закончить он Ярославский Демидовский лицей юридических наук, откуда его в сентябре 1890 г. отчислили.
Литературный дебют Бальмонта состоялся еще в 1885 г.: журнал «Живописное обозрение» напечатал три его стихотворных опыта, которые остались незамеченными. На слог начинающего поэта позднее обратил внимание В.Г. Короленко, которого Бальмонт считал «крёстным отцом». 1887-1889 гг. стали самым началом его амплуа поэта-переводчика; начинал он с интерпретаций поэтических произведений французских и немецких авторов. В 1890 г. вышел первый сборник стихотворений, изданный на собственные средства. Когда Бальмонт увидел, что никто не проявил к его творчеству интереса, включая близких, собственноручно предал огню весь тираж.
Весной 1890 г. семейные проблемы (к тому времени Константин был уже год как женат) привели его к острому нервному расстройству и попытке суицида. Однако прыжок из окна третьего этажа уложил его в постель на год. Немощь тела сочеталась с невероятно напряжённой работой духа; именно в это время к Бальмонту, по его признанию, пришло осознание себя как поэта, своего истинного предназначения.
В 1892 г. им было предпринято путешествие в скандинавские страны, что ещё больше стимулировало интерес к переводческой деятельности. Первое время после болезни было полно лишений, однако Бальмонт был непреклонен в выборе дальнейшего пути. Руку помощи ему вновь протянул Короленко, взял под свою опеку профессор Московского университета Н.И. Стороженко. Именно с его подачи Бальмонту доверили переводы «Истории скандинавской литературы» и «Истории итальянской литературы», которые были изданы в 1895-1897 гг. 1892-1894 гг. были посвящены интенсивной работе над творчеством Э. По и П. Шелли. С этих пор Бальмонт достаточно громко заявил о себе как крупный переводчик, и последующая деятельность на этом поприще закрепила за ним репутацию крупнейшего поэта-переводчика рубежа XIX-XX веков, настоящего полиглота, ведь им были переведены произведения с 30 языков.
Новый этап в творчестве начался в 1894 г.: сборник «Под северным небом» свидетельствовал о конце периода становления и появлении в русской поэзии нового имени. В 1895 г. вышел его сборник «В безбрежности», в 1898 г. – «Тишина», в 1900 г. – «Горящие здания», написанные в русле символизма. В 1902 г. Бальмонт женился во второй раз, уехал путешествовать по Европе. Визиты в чужие края стали пламенной страстью, в его биографии был и такой факт, как кругосветное путешествие (1912); был поэт в Австралии, Южной Африке, Южной Америке, во многих странах мира. В 1903 г. опубликована «книга символов» «Будем как солнце», получившая наибольшую известность, за которой последовали «Только любовь» (1903), «Литургия красоты» (1905).
К революциям 1905 г. и Февральской революции 1917 г. Бальмонт отнёсся сочувственно и даже воодушевленно. Но от его революционного настроя ничего не осталось после Октября; большевики олицетворяли для него начало, разрушающее и подавляющее личность. Воспользовавшись разрешением на временный выезд в июне 1920 г., Бальмонт и его семья уезжают за границу, во Францию, навсегда.
Но бегство от большевиков не делает поэта счастливым, он ощущает одиночество, ностальгию, не вливается в сообщество эмигрантов, а, напротив, выбирает местом жительства небольшое местечко Капбретон вдалеке от столицы. Продолжает активно писать, переводить: за годы эмиграции из-под его пера вышло 22 тома сочинений из 50. Стихи этого периода, пронизанные мыслями о Родине, тоской по ней, внесли значительный вклад в поэзию русского зарубежья, однако не принесли автору ни славы, ни материальной обеспеченности. В середине 30-ых все больше и больше давало о себе знать тяжелое нервное расстройство, усугубленное возрастом и сложностями финансового характера, и последний этап в биографии поэта прошёл под знаком этих удручающих обстоятельств. Смерть настигла его 24 декабря 1942 г. в расположенном недалеко от Парижа местечке Нуази-ле-Гран. Последним пристанищем Бальмонта стал приют «Русский дом», некогда основанный его матерью.    Свернуть...
Константин Бальмонт
Телеальманах «Поэты России ХХ век». Программу ведёт Смирнов Владимир Павлович, профессор Литературного института им. А.М. Горького.
Сортировать:
по популярности
1. Константин Бальмонт    Телеальманах «Поэты России ХХ век». Программу ведёт Смирнов Владимир Павлович, профессор Литературного института им. А.М. Горького.
2. Константинт Бальмонт «Безглагольность»  Читает А. Кутепов
СТИХИ
ФЕНОМЕН КОНСТАНТИНА БАЛЬМОНТА
Феномен К. Д. Бальмонта в современном культурном пространстве : Сб. материалов Всероссийской науч.–практич. конф. с международным участием «XXIV Бальмонтовские чтения» (ИвГУ – ШГПУ, г. Шуя), 16 июня 2012 года / под ред. В. П. Океанского и др. – Иваново : Издатель Епишева О. В., 2012. – 200 с.
Сборник содержит статьи, отражающие различные аспекты исследования бальмонтовской поэтики, которые могут быть интересны всем, кто связан с филологией.


.
САЙТ ИССЛЕДОВАТЕЛЕЙ ЖИЗНИ И ТВОРЧЕСТВА К. БАЛЬМОНТА
«Поэт открыт душою миру, а мир наш – солнечный, в нём вечно свершается праздник труда и творчества, каждый миг создаётся солнечная пряжа, – и кто открыт миру, тот, всматриваясь внимательно вокруг себя в бесчисленные жизни, в несчетные сочетания линий и красок, всегда будет иметь в своём распоряжении солнечные нити и сумеет соткать золотые и серебряные ковры».

К.Д. Бальмонт



.