Русская поэзия начала - середины XX века | Пётр Орешин
Пётр Орешин
1887-1938
Пётр Васильевич Орешин родился в Саратове в семье приказчика мануфактурной лавки. В 1896 поступил в начальную школу, по окончании которой начал учебу в Саратовском 4-классном училище, где проучился 3 года и вынужден был уйти за недостатком средств к существованию... Последующие несколько лет жизни будущего поэта прошли в скитаниях по городам и селам Поволжья и Сибири в поисках заработка.
Стихи Орешин начал писать в ранней юности. Первые стихотворения были опубликованы в «Саратовском листке» и в «Саратовском вестнике» в 1911. Систематическая литературная деятельность молодого поэта началась в 1913, когда Орешин переехал в Петербург и начал публиковаться в столичных журналах.
В стихах Орешина этого периода ощутимо влияние, с одной стороны, Некрасова, с др. — крестьянских поэтов-самоучек. Переживание тяжести крестьянского труда, надежда на лучшую долю, мотивы жизни-мачехи, красота родного крестьянского края — вот основополагающие черты его поэтического мира 1913—14.
Весной 1916 Орешин призывается в действующую армию и принимает участие в боях на Западном фронте. Удостоен двух Георгиевских крестов. В 1917 Орешин знакомится с С. Есениным, а позднее — с Н. Клюевым, С. Клычковым, А. Ширяевцем.
В 1918 вышла книга Орешина «Зарево», о которой в журнале «Наш путь» (№ 2) была напечатана сочувственная статья С. Есенина. В том же году вышла 2-я книга Орешина «Красная Русь».
С 1919 по 1922 Орешин живет в Саратове, где, по словам Есенина, «пишет плохие коммунистические стихи и со всеми ругается». В Саратове выходят его книги стихов «Дулейка», «Березка», «Набат», «Мы», в которых он публично отрекается от мотивов старого крестьянского мира и отдается во власть новых веяний («Будет врать о любви и о Боге, / и о многом, о многом другом. / Не вернут нас ни кони, ни дроги / в старорусский родительский дом!»). Но это «окончательное» отречение на поверку оказалось лишь кажущимся. Поэт не мог подавить в себе пронзительной лирической ноты, в которую воплотилась печаль расставания с исторической Россией («Соломенная Русь, куда ты? / Какую песню затянуть? / Как журавли, курлычут хаты, / поднявшись в неизвестный путь… / И что ж? Крестом, как прежде было, / никто себя не осенил. / Сама земля себя забыла / Под песню журавлиных крыл…»). В одной и той же строке слышится и радость, и отчаяние, и гнев, и удивление. С 1922 Орешин живет в Москве, избирается членом правления Всероссийского союза писателей. В течение 20-х одна за другой выходят книги его стихов и прозы, в частности, книги очерков и рассказов, а также повести «Ничего не было», «Людишки», «Злая жизнь», «Жизнь учит». Наиболее значительным было издание 4-томника поэтических произведений, состоящего из книг «Ржаное солнце» (1923), «Солнечная плаха» (1925), «Родник» (1927), «Откровенная лира» (1928).
В 1923 Орешин вместе с Есениным, Клычковым и Ганиным подвергается преследованию по т.н. «делу четырех поэтов», когда названных поэтов обвинили в «антисемитизме». На это обвинение Орешин ответил стихотворением «Под клеветой».
Новая струя, исполненная печали и недобрых предчувствий от происходящих в жизни страны перемен, вливается в творчество Орешина в связи с гибелью Есенина. Орешин создает цикл стихотворений, посвященных погибшему другу («Сергей Есенин», «На карауле», «Ответ», «Соловей в отставке»). Тогда же пишутся стихотворения «Земля родная» и «Элегия», которыми Орешин как бы заново прощается с иллюзиями «прогресса» в переделке старой жизни, которые были у него в н. 20-х. Эти стихотворения были посвящены А. Веселому и И. Касаткину, которым суждено будет погибнуть в к. 30-х, практически одновременно с оставшимися поэтами «новокрестьянской плеяды». В этих стихах жажда жизни органически сопряжена с печалью о кратковременности бытия, а любовь к родине окрашена в печальные тона: «Жизнь моя поблекнула в опале, / в жгучем ветре вечных голодух. / На крутом житейском перевале / Я устал и медленно потух. / Но до самой до последней пяди / и сейчас уверенно пойду, / новой жизни, новой песни ради, / на любую тяжкую беду…». В 1934 Орешин был задержан на улице милицией, услышавшей из уст поэта выражение: «Такую сволочь, как товарища Кагановича, вместе с вами терпеть не могу, как негодяев». В 1935 была составлена докладная записка в партком Союза советских писателей после скандала в Доме советского писателя, где Орешин заявил: «Советская власть не дает жить порядочным людям. Сталин — сволочь, не может ценить порядочных работников». 28 окт. 1937 Орешин был арестован и 15 марта 1938 расстрелян по обвинению в террористической деятельности.

С. Куняев   Свернуть...
Фотоальбом
С. Клычков, П. Орешин, Н. Клюев
Пётр Орешин «Журавли»
Автор видео Павел Каев
Сортировать:
по популярности
1. Пётр Орешин «Журавли»   Автор видео Павел Каев
2. Пётр Орешин «Трава»  Автор видео Павел Каев
3. Пётр Орешин «Счастливая звезда»  Автор видео Павел Каев
4. Пётр Орешин «Я оборвал струну певунью...»  Автор видео Павел Каев
СТИХИ
ВОЛЖСКИЕ МОТИВЫ В ПРОИЗВЕДЕНИЯХ ПЕТРА ОРЕШИНА
Л. САЛЬКОВА

Пётр Орешин, талантливый русский поэт и прозаик, пришёл в литературу из волжских мест. Родиной его был Саратов, колыбелью творчества – Волга.
С Саратовом, с поволжской деревней, с родной Волгой Орешин был связан кровно. С раннего детства и на всю жизнь в его сознании запечатлелись картины волжских просторов, Волга стала постоянной вдохновительницей его стихов, подлинные гимны Волге он поёт в самых задушевных лирических местах своих повестей и рассказов, города и сёла Поволжья часто являются местом действия в произведениях, волгари – его любимые герои. Близость Орешина к жизни родного города и того полунищего поволжского села, в котором жили его родственники и куда он часто наезжал, тяжёлая школа жизни, через которую прошёл поэт, а потом, после революции, постоянное участие во всех делах и заботах обновлённого и растущего Саратова и всей страны выпестовали в нём то глубокое чувство патриотизма и гражданственности, которые с такой большой силой и яркостью выражены в его творчестве.
ПЁТР ОРЕШИН. РЕАЛИСТИЧЕСКАЯ ЛИНИЯ КРЕСТЬЯНСКОЙ ПОЭЗИИ
Реферат

Первая книга стихов Петра Васильевича Орешина была издана в 1918 г. Называлась она «Зарево». На выход книги откликнулся рецензией Сергей Есенин. Ёмко и образно он определил круг тем поэзии Орешина, сравнив «Зарево» с озером, «где отражаются и месяц, и церковь, и хаты». Отражается то же, что и в стихах Есенина, Клычкова, Клюева. Но мир орешинской поэзии не похож на поэтические картины его собратьев по «крестьянской купнице», содружеству новокрестьянских поэтов. Если у раннего Есенина, у Клычкова почти неразличимы социальные мотивы, то Орешин с болью пишет о далеко не поэтических сторонах жизни крестьянства. Не сказочные Лели и Лады, не утопический Город Белых Цветов волнуют воображение Петра Орешина, а безрадостная жизнь большей части русского крестьянства:

А сердце всё  изранено,
Всё  кровью истекло.
Проклятое, болезное,
Голодное село.

Когда началась первая мировая война, Петр Орешин, так же как и Сергей Клычков, оказался но фронтовых окопах. Интересно сопоставить отношение двух писателей-фронтовиков к войне.