|
Сергей Клычков
1889-1937
![]() Первой заметной публикацией Клычкова стала подборка стихотворений в альманахе «Антология» в 1911. В том же году выходит первый сборник «Песни», а через 2 года – книга стихов «Потаённый сад». Подробнее...
Фотоальбом
![]()
Сергей Клычков
Телеальманах: Поэты России ХХ век. Программу ведёт Смирнов Владимир Павлович, профессор Литературного института им. А.М. Горького.
1.
Сергей Клычков
Телеальманах: Поэты России ХХ век. Программу ведёт Смирнов Владимир Павлович, профессор Литературного института им. А.М. Горького.
2.
Сергей Клычков. Набережная туманов
Фрагмент передачи телеканал «Культура» «Чёрные дыры, белые пятна»
3.
Сергей Клычков: Одной душе даны, как птице, крылья...
Программа телеканала «Студия 7»
СТИХИ
КРАТКАЯ ХРОНИКА ЖИЗНИ И ТВОРЧЕСТВА СЕРГЕЯ КЛЫЧКОВА
![]() Родился я в 1889 году в июне месяце в деревне Дубровки, Тверской губернии, Калязинского уезда ‒ ныне Московской губернии, Ленинского уезда. Детство моё протекло с глазу на глаз с бабкой Авдотьей. Лес у нас в ту пору стоял почти у окон заповедный, мимо крыльца лоси ходили в метели, в лесу водилась разная диковина, и вообще было всё, если теперь вспомнить, как выдуманное... Мать с отцом промышляли в городе (земля у нас не кормит, тверская скудная земля) ‒ сначала у хозяев, потом и своим кустом. Таким образом, семья наша не чисто крестьянская, а полупромышленного, кустарного типа, как и вся округа знаменитого б. Талдома, ныне города Ленинска (полторы версты от Дубровок), очень упорная, на редкость трудолюбивая, предприимчивая, чем и объясняется сравнительный достаток, к которому пробился отец сквозь вопиющую бедность: дедушка оставил после себя худую избу на выгоне, я хорошо ещё помню её ‒ в ней всегда дождик шёл гораздо дольше, чем на улице! (С. Клычков, "Автобиография", в кн. Серый барин, Харьков,1926). О МОТИВАХ РАННЕЙ ЛИРИКИ С. ЕСЕНИНА и С. КЛЫЧКОВА
![]() Из «Нечто о себе» (1925) Есенина можно сделать вывод о том, что он познакомился с Клычковым в пору его занятий в университете Шанявского, то есть не ранее 1913 г., но Г. Забежинский вспоминал, что Клычков познакомил его с шестнадцатилетним Есениным, следовательно, в 1911 г., в пору собраний символистов в студии К.Ф. Крахта, куда Клычков хотел привести Есенина. Кружок просуществовал до 1913 г. Точную дату знакомства Есенина и Клычкова мы, таким образом, не знаем. Их общение продолжалось до 1914 г. – летом Клычкова призвали на войну. Возобновилось оно в 1917 г. Клычков родился в 1889-м, Есенин – в 1895. Оба начали писать стихи в детстве. Литературный дебют Клычкова состоялся в шестнадцать лет – в 1907-м, первая книга стихов вышла в 1910-м – ему было девятнадцать, в книге наивные образы соседствовали с эстетически убедительными. Если довериться авторским датам, вполне зрелые стихи Есенин написал в пятнадцать лет, но в 1910 – 1914 гг. он писал и достаточно подражательные, далеко не мастерские тексты. Его первая публикация состоялась в январе 1914-го; первый сборник вышел в январе 1916-го, когда поэту было двадцать лет. Отметим, что, по Забежинскому, Клычков называл пятнадцатилетнего Есенина гениальным. Значит, он хорошо знал его лирику еще до первой публикации. ВОСПОМИНАНИЯ СЫНА ПОЭТА
![]() Антоныч, как его многие называли, сам себя считал мрачной личностью («Люблю весёлых людей, сам будучи мрачным...», - надписал он свою фотографию), но в воспоминаниях близких, как правило, предстает как символ радости бытия. «С ним было легко, - вспоминала Варвара Николаевна, моя мать, - в жизни он был - как его походка, быстрая, летящая». Сергей Антонович был высок, худ, синеглаз, носил длинные волосы, охотно и хорошо пел, говорил окая, стихи и прозу свои читал нараспев, как песни или сказ. В отдельных детских воспоминаниях видится всегда он в труде на природе, которая в этих случаях приходит на память не по-взрослому радостной, щедрой, обильной, в драгоценных камнях, как росяной луг под косыми утренними лучами - такая, какой он её описал сам: «Пахнет тогда молодостью сырая земля, струится нетлеющим духом приподнятая в облако даль, и в человечьем и в зверином сердце радостно и весело токает кровь...». ИНОЕ ИЗМЕРЕНИЕ СЕРГЕЯ КЛЫЧКОВА
![]() Галина ПОЛЫНСКАЯ Если к литературе прошлого века применить современные понятия, то прозу Сергея Клычкова вполне можно назвать самым настоящим триллером. Причем таким мощным и качественным, что современные целлулоидные клюквенные страшилки покажутся детским лепетом на лужайке. Возможно, оттого и продирает мороз по коже, что написаны поистине страшные повести спокойным, ёмким, даже добрым языком: читаешь и видишь автора эдаким старцем-старообрядцем, неторопливо водящим перышком по желтоватому листу при свете свечного огарка. Язык глухой старообрядческой деревни поначалу с трудом воспринимается современным разумом. Будто водишь пальцем по тёмным, извилистым, запутанным бороздкам еловой коры, но стоит только вчитаться, войти в совершенно иное измерение, созданное Клычковым, и перестаёшь слепо тыкаться в бороздки ‒ видишь всё огромное, могучее древо. |
|
|