Народные промыслы | Городецкая резьба  
Городецкая резьба
Горо­дец­кая резьба по дереву берёт своё начало с сере­дины XIX в. Пер­вые эле­менты её можно встре­тить в виде рез­ных горо­дец­ких пря­лок. Они имели свою отли­чи­тель­ную осо­бен­ность в виде гребня и донец. Мастера в то время исполь­зо­вали тех­нику инкру­ста­ции, кото­рая поз­во­ляла укра­сить изде­лие и выде­лить неко­то­рые эле­менты на нём. Над художественной резьбой работали целые поколения резчиков-кустарей. Веками вырабатывались вкусы и стили, складывалась орнаментика. В городецкой глухой резьбе воплотилась богатая фантазия мастеров. Красиво и тонко сделанные рисунки изображали листья дикого цикория и одуванчика, виноградные лозы с тонкими усами побегов и тяжёлыми гроздьями ягод, фантастических цветов, которых нет в природе. Горо­дец­кая резьба – это уди­ви­тель­ное мастер­ство в работе с дере­вом. Иде­аль­ные фигур­ные эле­менты можно встре­тить в городе при оформ­ле­нии рез­ных крон­штей­нов, под­крыш­ного про­стран­ства, на кар­ни­зах, окон­ных став­нях и прак­ти­че­ски везде, где при­сут­ствует дерево. И резьба не повторяется, на каждом доме она имеет свой сюжет.
Городецкие промыслы
Городец – «город мастеров» в Нижегородской области, известный городецкой росписью, глухой резьбой по дереву и знаменитым печатным пряником
Сортировать:
по популярности
1. Городецкие промыслы   Городец – «город мастеров» в Нижегородской области, известный городецкой росписью, глухой резьбой по дереву и знаменитым печатным пряником
2. Персональная выставка Сергея Соколова, г. Городец.  На персональной выставке известного городецкого мастера резьбы по дереву Сергея Соколова представлено одно из направлений его творческой деятельности – игрушка.
3. Городецкие резчики по дереву Валерий и Михаил Зеленины  
4. Городецкий резчик по дереву – Любушкин Алексей Фёдорович  
5. Любушкин А.Ф. Резьба по дереву - 4  
6. Город Мастеров Городец  Город Мастеров одно из лучших в России резных зданий, выполненных современными мастерами и зодчими. Центр народных промыслов Городца Нижегородской области. Каждый домик – это мастерская (золотная вышивка, роспись и иконопись, резьба по дереву и инкрустаци
7. Город мастеров  
8. И углами изба красна. (Нижегородские промыслы)  
РЕЗЬБА ПО ДЕРЕВУ НА РУСИ
Деревянное зодчество, художественное творчество мастеров резьбы по дереву – это целый  пласт человеческой культуры. По сей день украшают нашу планету узорные деревянные сооружения древнего японского города Киото, деревянные испанские каравеллы и корабли викингов, стоят на Русском Севере редкостной красоты крестьянские дома, храмы древнего погоста Кижи на Онежском озере.
Во всём быту России дереву всегда принадлежала особая роль. Один из первых исследователей народного искусства В.С. Воронов писал:

«Дерево во всех его разнообразных бытовых формах – от зыбки и игрушки до гроба и намогильного креста – сопутствовало народной жизни. Трудовая рука крестьянина всегда находилась в связи с деревом: рубила, пилила, строгала, тесала, вырезывала. Дерево играло роль хлеба в хозяйственно-бытовой жизни».
И древний Новгород, и Смоленск, и Киев, и Москва были центрами производства и торговли точёной деревянной посудой, которую теперь во множестве находят при раскопках.
Мастера-токари XVIII – XIX вв. сделали очень многое для выявления своеобразия деревянного предмета, его весомой, скульптурно-выразительной формы. Токарные произведения старых мастеров стали важной ступенью в эстетическом освоении дерева как материала декоративного искусства.
Наряду с токарными изделиями в народном, особенно в крестьянском быту, с далёкой древности и до сих пор живут так называемые долблёные изделия. Они, по-видимому, еще старше токарных: зарубались топором, вырезались ножом и делались, несомненно, для собственного хозяйственного употребления. Это различного вида чаши, корытца, лотки (и сейчас называемые во многих местах России «ночвами»), большие и малые ступы и ступки.
XIX в. внёс в крестьянское искусство новые черты, сблизил его с современностью, перенёс в это искусство много непосредственно наблюдаемого. Изменился и общий стиль геометрической резьбы: она стала более узорной, изощрённой, но менее монументальной и строгой. Ярким примером такой резьбы может служить ювелирная по тонкости и изяществу резьба Русского Севера – Поморья или резьба Подмосковья середины XIX в.
ИСТОРИЯ ГОРОДЕЦКОЙ РЕЗЬБЫ ПО ДЕРЕВУ
Городецкая резьба по дереву берёт своё начало с середины  XIX  в. Первые элементы её можно встретить в виде резных городецких прялок.
Другой ветвью происхождения городецкой резьбы по дереву  считается искусство городецкий корабелов. С давних времён городецкие плотники строили коноводки, лодки, струги, расшивы. Особенно красиво и искусно делались здесь расшивы, борта которых украшались самобытной городецкой резьбой.
Расшива – это деревянное плоскоходное судно. Только за одну лишь зиму 1844 г. в Городце было построено 163 судна. Красиво отделанные искусной рукой резчика, прочные и лёгкие на ходу, городецкие расшивы (баржи) пользовались известностью по всей Волге, не имели себе равных.
Как только у Царицина, либо в верховьях Волги, у Ярославля, появится расшива, то каждый водолив или бурлак, увидя пришедшее судно, мог сразу, без ошибки, сказать:

«Опять городецкий купец пожаловал! Ишь, как легко идёт расшива! А резьба-то на бортах, словно твой иконостас!» – так рассказывает одна бывальщина.

Борта расшивы расписывались глухой городецкой резьбой и росписью. По ним и корме делались разные надписи, даты, фамилии хозяина судна, или мудрые изречения, например, «Бог – моя надежда!».
Знаменитая городецкая резьба и роспись отразились в местных пословицах и поговорках:

«Ерёма, Ерёма, сидел бы ты дома да точил веретёна».

В городецкой глухой резьбе воплотилась богатая фантазия мастеров. Красиво и тонко сделанные рисунки изображали листья дикого цикория и одуванчика, виноградные лозы с тонкими усами побегов и тяжёлыми гроздьями ягод, фантастических цветов, которых нет в природе.
Характерная черта Городца – солидные каменные сооружения соседствуют с деревянными домиками или даже с обычными деревенскими избами конца XIX – нач. ХХ в., простыми, но с богатейшим резным узорочьем.
Резное убранство построек и принесло главную славу Городцу. Руки талантливых резчиков выдалбливали самые разнообразные фигурки на фронтонах зданий, на причалах и карнизах домов, и резьба не повторяется, на каждом доме она имеет свой сюжет.
В начале XX в. промысел пережил упадок и почти полностью  прекратился   в Первую мировую войну.  Если  городецкая роспись стала возрождаться в 1930-хх гг., то городецкая резьба лишь во второй половине ХХ в.

КОММЕНТАРИЙ К СЛАЙД-ШОУ:
Мастера прошлого, частично известные, но в большинстве безымянные, оставили нам в наследство огромное богатство – прекрасные образцы «глухой» домовой резьбы, пряничной контррельефной и контурной резьбы, которой можно и нужно не только любоваться, но и изучать, сохранять и развивать. Это народное искусство – уникальная ценность Городецкой земли. В настоящее время городецкая глухая резьба, забытая и утраченная, постепенно возрождается, осваиваются традиции старых мастеров. Смотрите слайд-шоу «История городецкой резьбы по дереву».
Источник: http://toptigki.livejournal.com/53848.html
Городецкая резьба по дереву берёт свое начало с середины XIX в. Первые элементы её можно встретить в виде резных городецких прялок.
Источник: http://toptigki.livejournal.com/53848.html
Резьба и роспись по дереву. Донце и головка для гребня, Начало XIX в.
Источник: http://www.shushara.ru/windows/photo.php?ID=409
Городец, Набережная революции, дом 8. Берегини «Птицы-Сирин». 1864 г.
Источник: http://www.shushara.ru/windows/author.php?AuthorID=19
Дом Павловой, середина XIX в.
Источник: http://www.shushara.ru/windows/author.php?AuthorID=19
Домовая резьба, середина XIX в.
Источник: http://rezchiku.ru/books/item/f00/s00/z0000008/st004.shtml
Образец домовой (корабельной) резьбы – «Русалка-берегиня». Конец XVIII – начало XIX в.
Источник: https://www.facebook.com/people/%D0%A1%D0%B5%D1%80%D0%B3%D0%B5%D0%B9-%D0%A1%D0%BE%D0%BA%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B2/100002018176985
Скульптура «лев», XIX в. Был на воротах купеческого особняка в Городце.
Источник: https://www.facebook.com/people/%D0%A1%D0%B5%D1%80%D0%B3%D0%B5%D0%B9-%D0%A1%D0%BE%D0%BA%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B2/100002018176985
Верхняя часть наличника. Дерево, резьба, XIX в.
Источник: http://vk.com/club85210126
Во второй пол. XVII в. в России появилась немецкая резьба, с готическими мотивами. Появились новые инструменты и немецкие термины: гзымьзумбь, шерхебель, шархебень, нашлихтебль . Рези расписывались яркими красками, иногда покрывались сусальным золото
Источник: http://synthesizer.livejournal.com/1271379.html
Образцы городецкой деревянной резьбы. Такого рода резьба обычно украшала дом снаружи и ворота. Две этих фигурки называются «Фараон и фараонка» в память об исходе евреев из Египта.
Источник: https://www.facebook.com/people/%D0%A1%D0%B5%D1%80%D0%B3%D0%B5%D0%B9-%D0%A1%D0%BE%D0%BA%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B2/100002018176985
Токарев-Казарин, деталь шкафа «венчание Феодора Романова на царство». Конец XIX в. Настоящая фамилия Григория Евдокимовича была Токарев. Но из-за маленького роста и смешной походки вприпрыжку он получил прозвище Казарка.
Источник: http://gorodetsnavolge.ru/o-proshlom-i/10-istoriya-vek-xx/4-gorodets-gorod-masterov.html
Работа Токарева-Казарина – настоящая иллюстрированная энциклопедия. На уголках шкафа вырезаны и раскрашены фигурки русских князей и царей – вся династия Рюриковичей. На створках вырезаны сцены из мировой и русской истории.
Источник: http://gorodetsnavolge.ru/o-proshlom-i/10-istoriya-vek-xx/4-gorodets-gorod-masterov.html
Шкаф для посуды (горка). Дерево; резьба, роспись.. Конец XIX в. Образцы местной кустарной мебели конца XIX в. – это богато украшенные резьбой и росписью шкафы для посуды.
Источник: http://gorodetsnavolge.ru/o-proshlom-i/10-istoriya-vek-xx/4-gorodets-gorod-masterov.html
«Испанская Реконкиста». Деталь шкафа Токарева Казарина. Конец XIX в. О самом авторе известно немного: Токарев-Казарин был сапожником, а мебель изготовлял по заказам частным лиц.
Источник: http://gorodetsnavolge.ru/o-proshlom-i/10-istoriya-vek-xx/4-gorodets-gorod-masterov.html
«Въезд Дмитрия Пожарского и Козьмы Минина в Москву». Деталь шкафа Токарева-Казарина. Конец XIX в.
Источник: http://gorodetsnavolge.ru/o-proshlom-i/10-istoriya-vek-xx/4-gorodets-gorod-masterov.html
«Дмитрий Донской». Деталь шкафа Токарева-Казарина. Конец XIX в.
Источник: https://otvet.mail.ru/question/93365552
Резной шкаф Г.Е. Токарева-Казарина. Конец XIX в. призвание Михаила Романова на царство, здесь новый царь выглядит испуганным мальчиком, которому вручили огромную опустошённую страну и сказали «Спасай!». По бокам – Рюриковичи. В нижней части берут Казан
Источник: http://arcto.ru/article/1457
Деталь шкафа. Г.Е. Токарева-Казарина. Конец XIX в. Царь Иван Грозный. Об этом гласит надписание, составленное из двух букв – «Ц» и «Г».
Источник: http://varandej.livejournal.com/723382.html
Шкаф. XIX в. Христа привели на суд к Каиафе. Слева – Борис Годунов, справа – Иван Грозный.
Источник: http://varandej.livejournal.com/723382.html
Первый шкаф (на кадре выше справа) вырезан, скорее всего, в конце XIX в., расписан, в основном, на фольклорные темы.
Источник: http://vnu4ka.livejournal.com/361947.html
Ещё один фрагмент шкафа, по которому можно изучать историю России и мира. Конец XIX в.
МАСТЕРА ГОРОДЕЦКОЙ РЕЗЬБЫ ПО ДЕРЕВУ
Михаил Антонович Логинов: патриарх городецкой резьбы
Если городецкая роспись в настоящее время вышла на широкую дорогу, стала поступать на экспорт, стала самобытным народным искусством, которое расцветает на фабрике «Городецкая роспись», то городецкая глухая резьба, забытая и утраченная, постепенно возрождается, осваиваются традиции старых мастеров-резчиков в экспериментальном цехе фабрики.
Городецкая глухая резьба удобно уселась на фронтонах зданий, на причалах и карнизах. Руки талантливых резчиков выдалбливали самые разнообразные фигурки на домах, словно украшены тонким кружевом, причём резьба не повторяется, на каждом доме она своя, имеет свой сюжет.
В Городце, в его старой части, во многих деревнях, как-то: в Мельникове, Шарыпове, Ягодно-Лесном, в Лазареве и других, – глухая резьба сохранила свой вид высокого народного искусства. Знаменитый Московский художник И.С. Глазунов, посетивший Городец, высоко оценил глухую городецкую резбу, сказав: «Нет на земле другого такого города, столь богатого изумительной резьбой».
Традиции глухой городецкой резьбы в современных условиях находят  своё применение в изделиях геральдики, резных иконах и уникальных авторских работах. Многие резчики Нижегородского края учились у выдающегося мастера-резчика  Михаила Антоновича Логинова (07.12.1946 – 05.05. 2001 гг.), которого  можно по праву назвать патриархом городецкой резьбы.
Михаил Антонович родился в Городце в 1946 г. У него ещё в детстве зародилось желание быть мастером резьбы. Перед глазами любознательного мальчика, внука знатных учителей Богдановых, каждый день стояли деревянные рисунки, украшавшие многие дома Городца.
В январе 1970 г. Михаил Антонович начал работать на фабрике «Городецкая роспись». С первых дней работы главным в творчестве М.А. Логинова стали бережное отношение к народным традициям, их приумножение и развитие. Он стал одним из энтузиастов возрождения уникального вида резьбы по дереву, именуемого «глухой», восходящего своими истоками и корабельной резьбе, украшавшего речные суда наших предков.
М.А. Логинов  стремился  к рельефной резьбе с ярко выраженным фоном. Его резьба делалась  мягче, включала в изделия рисунок с простым, но занимательным сюжетом. Например, мастер-старик стоит у своего дома, держит в руках донце, а в ногах лежит топор. Это бытовая картинка выглядит весьма оригинально и художественно.
Постановлением Земского собрания Городецкого района от 22 августа 1996 г. за вклад в социально-экономическое развитие города Городца, сохранение художественных традиций древнего города Логинову Михаилу Антоновичу присвоено звание «Почётный гражданин города Городца».
Андрей Яковлевич Колов: «Душа – не деревяшка»
Свой труд о мастере известный нижегородский литератор  С.П. Чуянов так и назвал – «Тёплое дерево». Брошюра выпущена Городецким историко-художественным музейным комплексом в серии «Жизнь замечательных городчан». А.Я. Колов давно встал в ряд таких почитаемых уроженцев древнего города Нижегородчины. Тридцать пять лет проработал на фабрике «Городецкая роспись», с 1990-х гг. обрёл широкую известность: работы Андрея Яковлевича выставлялись в Москве, во многих российских городах, он участвовал в ряде зарубежных фестивалей искусств, его произведения попали в фонды музеев нашей и других стран, в частные собрания коллекционеров США, Японии, Франции, Германии, Кубы. Он удостоен медали ордена «За заслуги перед Отечеством» II степени.
Впитав с детства сам дух старого Городца с его особым укладом, живописностью, с деревянными берегинями и фантастическим орнаментом резных наличников, Андрей Яковлевич пошёл дальше. Служа старинному промыслу, оставаясь на его мощном стволе свежим зелёным побегом, он сформировался в оригинального резчика, особенно ярко проявляющего себя в миниатюре.
Однажды его спросили, какое первейшее дело для резчика по дереву?  Андрей Яковлевич ответил: «Научиться точить свой инструмент».  И добавляет: «У меня  как-то спросили: «Нет ли у тебя какой-нибудь негодной стамески?» У хорошего резчика негодных инструментов нет. Это – твой хлеб, твоя жизнь, твои руки».
А.Я. Колов убеждён, что современную цивилизацию не обязательно отражать с помощью новейших атрибутов типа компьютера. Можно через особые эмоциональные состояния, через традиционные образы поведать нынешнему человеку что-то важное, непреходящее о нем самом. И Андрей Яковлевич умеет делать это замечательно, оказываясь для нас «собеседником» умным, добрым, прозорливым, ироничным, щедрым. В работах этого мастера воплощается некая жизненная основательность, стойкость, необходимые в любую эпоху.
Теперь же и ему самому ох как пригодились такие качества. Несчастный случай сделал А.Я. Колова инвалидом 1-й группы. Читаем в «Тёплом дереве» выдержку из его записок: «Сижу, но резать уже не могу – не работает левая сторона. А мастер без дела - это даже не полмастера. Печально в таком возрасте и с таким багажом остаться не у дел. Врачи сказали, что восстановить меня можно, но нужны деньги, которых у меня не было и нет. Нет и друзей Абрамовичей, хотя года два назад резал я ему коллекцию. Но Абрамович далеко... А я –  здесь».
Валерий Георгиевич Зеленин: «Сделаю всё, что закажут»
Резать профессионально Валерий Георгиевич Зеленин начал лет с двадцати шести. Классным резчиком Валерий стал на фабрике «Городецкая роспись», куда пришёл в 1975 г. и где семь лет проработал в художественной лаборатории. Своим учителем считает, прежде всего, главного художника Евгения Бузина, которого, к сожалению, уже нет в живых. Многие приёмы перенял у Михаила Логинова и Андрея Колова.
С фабрики Валерий Георгиевич «ушёл в свободное плавание», т.е. стал работать самостоятельно, и эта свобода, не ограниченная рамками трудового распорядка на предприятии, пришлась ему по душе.
Валерий Зеленин известен, прежде всего, как непревзойденный мастер пряничных досок. Досок этих пряничных переделано свыше сотни – и к праздникам города, и к московской олимпиаде, и к камерным, семейным торжествам. Сколько лет мы лакомились вкуснейшими пряниками пищекомбината и хлебозавода и не видали, что многие доски для них резал мастер Зеленин. Кроме того, пряничная доска   замечательное украшение, и в этом качестве работы мастера с радостью покупают и москвичи, и иностранцы.
А еще Валерий Зеленин знаменит тем, что много работает для наших возрождаемых храмов. Шутка ли сказать: для пяти церквей – Покровской, Спасской, Михаила Архангела, Николо-Погостинской и Шеляуховской – им вырезаны царские врата. Труд поистине титанический, а помощниками были собственные ученики – сын и зять.
Ажурная резьба царских врат со сложным растительным орнаментом поражает высокой техникой исполнения – ведь тонкую веточку или листик обломить очень легко. Однако мастер никогда «не запарывает» вещь, под его руками бесследно исчезают и трещина в древесине, и сучок.
Смотришь на его вещи, и попадаешь в мир, где люди живут простой жизнью, в трудах праведных, в ладу с природой и самим собой. Вот тащат сеть рыбаки и тут же плещутся ребятишки, играет на балалайке мужичок, кого-то встречают хлебом-солью.  И берегут это счастье сирины, русалки, львы и берегини, а языческое солнце светит как-то особенно ласково и щедро.
Щедрым является и талант мастера. Зеленин воспитал немало учеников, помог выбрать профессию, показал, как обращаться с инструментом, открыл тайны композиции. Есть у него ученики и сегодня.
Участник и победитель многочисленных выставок, смотров и фестивалей  – от городских до всероссийских  – на вопрос о своих планах ответил просто: «Сделаю всё, что закажут». Гардины – так гардины, наличники – может и это. Шкатулки, ложки, пряничные доски, панно любых размеров (одному «новому русскому» отгрохал полтора метра на полтора – даже поднять в одиночку не мог). Всё подвластно Валерию Георгиевичу Зеленину, резчику с улицы Победы.
Владислав Бобылёв: «Две вещи нужны – желание и усилие»
Городецкие мастера своими руками, трудом и талантом создают удивительные произведения зодчества. Среди них такие замечательные резчки по дереву, как С.Ф. Соколов, А.Ф. Любушкин, В.Г. Зеленин, С.А. Половинкин, В.В. Бобылёв.
Владислава Валериевича Бобылёва  застали за работой в мастерской. Иначе, как кузницей сказок, её не назовёшь. Словно попадаешь в мир, где живут волшебные птицы и добрые львы, сказочные русалки и сладкоголосые птицы Сирины, охраняют домашний очаг заботливые берегини, улыбаются добрые деревянные лесовички.
Владислав родился и вырос в Городце, работал на Заволжском моторном заводе в инструментальном цеху. А четыре года назад устроился на работу в «Город мастеров». Здесь и произошла встреча, которая изменила всю его жизнь. Встреча с Михаилом Зелениным, сыном известного городецкого резчика Валерия Георгиевича Зеленина. Владислав перенимал у него мастерство и опыт в резьбе по дереву.
Владислав выполняет работы в технике ажурной, рельефной резьбы по дереву. А материалом для изготовления художественных изделий служат податливые  липа и осина, они  легко режутся острым инструментом, хорошо поддаются полировке.
– Мне нравится фольклор, народные художественные промыслы, поэтому стараюсь делать работы в этом стиле, простые и без всяких премудростей, – рассказывает Владислав. – Вот, например, разделочная доска, вроде бы ничего особенного – рисунок взят со старинной прялки, а обозначает он времена года, месяцы и древо жизни.
Очень хорошо удаётся создавать рельефные плоские игрушки – здесь и лев с роскошной мохнатой гривой – символ царственной власти, силы, могущества и господства, прекрасные птицы – как символ непреходящего, души, духа, божественного проявления. Яркое впечатление производит сказочная птица Сирин. Сейчас  резчик работает над декоративным панно «Русалка-берегиня».
Несомненно, чтобы создавать подобные вещи, мало быть хорошим резчиком и владеть инструментом. Необходимо быть трудолюбивым и усидчивым, спокойным и жизнерадостным, терпеливым, и, конечно, любить своё дело. Всё это можно сказать о Владиславе Бобылёве. Резчик говорит:

«Как сказал однажды православный подвижник Паисий Святогорец, две вещи нужны в любом деле  – это желание и усилие, а сила и результат зависят от Бога – эти слова стали моим девизом в жизни».
Сергей Соколов: хранитель городецкой резьбы
Сергей Соколов  сегодня – главный хранитель городецкой художественной работы с деревом. Сергей Фёдорович родился в 1960 г. Окончил Горьковское профессионально-техническое училище № 6, где получил востребованную профессию радиомеханика.
В 1983 г. Соколов увидел альбом Сергея Тимофеевича Коненкова, скульптура удивительной судьбы и чрезвычайно широкого диапазона дарования. Сергею особенно запали в душу чудные деревянные скульптуры Коненкова из «лесного цикла»: «Старенький старичок» (1909 г.), «Старичок-полевичок» (1910 г.), «Старик-лесовик» (1917 г.). Захотелось сделать что-то подобное. Сергей достал из поленницы березовую плаху и начал вырезать. Однажды зимой 1990 г. Сергей Соколов пришёл ремонтировать телевизор к очередному клиенту. А это был не кто-нибудь, а Валерий Георгиевич Зеленин – легенда городецкой резьбы по дереву. Зеленин помог инструментами, советами. Соколов считает его своим учителем.
Профессионально занявшись резьбой по дереву, Сергей Фёдорович стал изучать городецкие традиции этого вида искусства. Он с головой погрузился в мир нижегородской «глухой» резьбы. Само это название действовало на него завораживающе. Глухой такая резьба называется потому, что в обрабатываемой доске не пробивали отверстий. Мастер формировал на её плоскости рельеф узора с помощью долота. Так украшали корму и борта волжских судов и лобовую доску крестьянской избы (эта доска закрывает место соприкосновения фронтона крыши с верхним венцом сруба).
Традиционные сюжеты городецких пряничных досок и домовой резьбы в середине 1990-х гг. вдохновили Сергея Соколова на создание цикла резных панно. Эта форма художественной обработки дерева начала развиваться мастерами фабрики «Городецкая роспись» (М.А. Логинов, В.Г. Зеленин, А.Я. Колов) в 1970-е гг. Соколов сумел здесь сказать своё слово. Панно Сергея Федоровича «Птица Алконост» и «Китоврас» привлекли внимание главного знатока городецкого народного искусства С.П.Чуянова, который в 1996 г. написал о молодом мастере в крупнейшей областной газете «Нижегородская правда».
Ещё один источник вдохновения для Сергея Федоровича в этот время – Библия, жития святых. Он с увлечением копирует древние иконы. Плодом осмысления библейских сюжетов в крестьянском, народном восприятии стало панно «Искушение Адама».
В это время к Соколову приходит признание уже и на всероссийском уровне. В 1997 г. на II всероссийском фестивале «Тайны дерева» он занимает третье место. А в 1998 г. на III фестивале с панно «Борис и Глеб» и «Застолье» завоевывает Гран-при.
«Все мы дети», – говорит Сергей Федорович, – только степень «детскости» разная». А поскольку народное искусство обращено именно к детскому в человеке, искусство Соколова всегда будет востребовано.

КОММЕНТАРИЙ К СЛАЙД-ШОУ:
Над художественной резьбой работали целые поколения резчиков-кустарей. Веками вырабатывались вкусы и стили, складывалась орнаментика. Городецкими мастерами сохраняются  традиции глухой городецкой резьбы, которая в современных условиях нашла свое применение в изделиях геральдики, резных иконах и уникальных авторских работах. Многие резчики Нижегородского края учились у выдающихся современных мастеров М.А. Логинова и А.Я. Колова. Смотрите слайд-шоу «Мастера городецкой резьбы по дереву».
Источник: http://carver.ucoz.ru/publ/1-1-0-5
Андрей Яковлевич Колов один из самых известных городецких резчиков по дереву. Его произведения попали в фонды музеев нашей и других стран, в частные собрания коллекционеров США, Японии, Франции, Германии, Кубы.
Источник: http://www.travelpost.ru/?id=35583
Городецкие резчики на конкурсе мастеров
Источник: http://master-raduga.nnov.ru/sever_uzor2011
Валерий Георгиевич Зеленин – знаменитый городецкий резчик. В 1975 г. Валерий Георгиевич поступил работать на фабрику «Городецкая роспись» Воспитал целую плеяду мастеров резьбы по дереву.
Источник: http://masters-class.ru/portfolio/rezba-po-derevu04
Алексей Фёдорович Любушкин – постоянный участник районных и областных выставок, его работы побывали в Германии, Израиле, Индии и Японии – стране восходящего солнца. Но родились они на городецкой, земле.
Источник: http://video-pro-koshak.ru/video/ZDg2YVFRMWxiR3c%3D
Алексей Фёдорович Любушкин часто проводит уроки резьбы по дереву
Источник: http://gorvestnik.ru/skazka-reznogo-dereva-fotogalereya/
Резные работы Владислава Валериевича Бобылёва.
Источник: http://gorvestnik.ru/skazka-reznogo-dereva-fotogalereya/
Владислав Бобылев выполняет работы в технике ажурной, рельефной резьбы по дереву. Очень хорошо удаётся создавать рельефные плоские игрушки.
Источник: http://radilov.ru/masterska/677-na-reznom-kryltse-sideli-sergej-sokolov.html
Городецкий резчик по дереву Сергей Соколов на крыльце своей мастерской. Вся резьба крыльца и дома выполнена его рукой.
Источник: http://nataliatoys.blogspot.ru/2015/02/blog-post_27.html
Самый известный образец глухой домовой резьбы в Городце – доска с дельфинами над воротами дома графини Паниной, которую в 1994 г. Сергею Соколову доверили воссоздать.
Источник: http://nataliatoys.blogspot.ru/2015/02/blog-post_27.html
Традиционные сюжеты пряничных досок вдохновили на создание цикла резных панно.
Источник: http://nataliatoys.blogspot.ru/2015/02/blog-post_27.html
Резное панно Сергея Соколова
Источник: http://nataliatoys.blogspot.ru/2015/02/blog-post_27.html
Самсон, побивающий льва
Источник: http://nataliatoys.blogspot.ru/2015/02/blog-post_27.html
Сергей Соколов подошёл к созданию нового типа городецкой игрушки – соколовской). Поиски видны в панно «Падение Икара». Выполнена эта работа в технике контурной резьбы с подкраской акварелью. Для городецкой игрушки это совершенно новый тип.
Источник: http://nataliatoys.blogspot.ru/2015/02/blog-post_27.html
Городецкая игрушка Сергея Соколова.
Источник: https://www.facebook.com/people/%D0%A1%D0%B5%D1%80%D0%B3%D0%B5%D0%B9-%D0%A1%D0%BE%D0%BA%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B2/100002018176985
Целый ряд чудесных работ Сергея Соколова радует посетителей Детского музея в Городце.
Источник:https://www.facebook.com/people/%D0%A1%D0%B5%D1%80%D0%B3%D0%B5%D0%B9-%D0%A1%D0%BE%D0%BA%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B2/100002018176985
Традиционные городецкие игрушки всегда раскрашивались. Но Соколов хотелось сохранить фактуру дерева. Вот здесь-то на помощь и приходят контурная резьба, плосковыемчатая резьба и украшение плоскости геометрическим узором.
Источник: https://scontent.xx.fbcdn.net/hphotos-xfa1/v/t1.0-9/12027561_906254769451787_6350607700665674037_n.jpg?oh=1f041fd97344787ef64cdacbc7cc0864&oe=56C0CB4D
Птица Сирин
Источник: https://www.facebook.com/people/%D0%A1%D0%B5%D1%80%D0%B3%D0%B5%D0%B9-%D0%A1%D0%BE%D0%BA%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B2/100002018176985
Игра в карты
Источник: https://www.facebook.com/people/%D0%A1%D0%B5%D1%80%D0%B3%D0%B5%D0%B9-%D0%A1%D0%BE%D0%BA%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B2/100002018176985
Свадьба
Источник: https://www.facebook.com/people/%D0%A1%D0%B5%D1%80%D0%B3%D0%B5%D0%B9-%D0%A1%D0%BE%D0%BA%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B2/100002018176985
Птицы
ОСОБЕННОСТИ ГОРОДЕЦКОЙ РЕЗЬБЫ ПО ДЕРЕВУ
В основу городецкой резьбы положен растительный орнамент с включением в него различных надписей и дат, а также изображений львов и сказочных существ (берегинь, фараонок). Художники используют также скобчатую, с подкраской резьбу и инкрустацию морёным дубом. На предприятии искусной резьбой украшают шкатулки, небольшие панно, оклады икон, пряничные доски (для печати пряников), мелкую скульптуру. Мастера-резчики работают над резными иконами, используя художественные приёмы, идущие от искусства древней Руси. Изделия резчиков отличаются виртуозностью исполнения и отмечены благородством художественной манеры.
Отрывок из книги Анатолия Рогова:

«...с фронтов и даже ворот то тут, то там вдруг приветливо улыбались резные деревянные препотешные львы или хвостатые русалки-берегини. Резные украшения были почти на каждом доме, иногда совсем скромные, а иногда и такие, каких я раньше тоже нигде не видывал, только в книгах на фотографиях: резьба покрывала их от основания до макушки. И какая резьба! Какая фантастическая, богатая, нарядная, веселая! И все опять было резное. То переплетенные гибкие ветви с листьями, то бусины, то ромбы, то ленты. То кружева, то виноград, то лучи!».

Городецкая декоративная резьба по дереву легко узнаваема благодаря сочетанию глухой объёмной резьбы по дереву и точному воспроизведение элементов живой природы в декоративных элементах. Растительные элементы являются наиболее часто используемыми практически во всех декоративных стилях и в каждом из них они подвергаются большей или меньшей стилизации и схематизации. Городецкие же резные цветы и травы  –  это практически зеркальное отражение природы.
Одинаково тщательно вырезана и верхняя и нижняя сторона цветов, поднимающаяся из гладкого фона. Любовно проработана каждая тычинка, каждая ягодка богатого растительного узора.
Столь пристальное внимание к мелким деталям неизбежно лишает городецкие резные элементы той воздушности и легкости, которая свойственная мамонтовскому или калязинскому стилям. Городецкая декоративная объёмная резьба по дереву добротна и основательна.
ОБРАЗЫ ГОРОДЕЦКОЙ РЕЗЬБЫ
Интересен на наличниках образ фараонки-берегини: тело посередине разделено надвое простирающимися налево и направо двумя хвостами (двойная ртуть). Она крылата и держит в руках предметы, о назначении которых остаётся лишь догадываться.
На очелье наличника можно увидеть также безымянное существо в сарафане и шляпе, что в русской традиции недопустимо (и в язычестве, и в старообрядчестве, и православии). Это тоже смешение женского и мужского, вероятно, скоморох, своего рода языческий юродивый. В правой руке у него посох, в левой – музыкальный инструмент, напоминающий лютню, а может быть колба, из которой валит дым, достигая пасти находящегося справа льва, кусающего собственный хвост (символ единства материи). Львиная грива извивается языками, напоминающими огонь.
На очелье изображали и борющихся льва и змею, что олицетворяет борьбу противоположностей: мужское и женское, сухое и влажное начала. Вырезали на наличниках и фараонки. Например, одна держит кольцо, в котором находится маленькая фараонка (первая рождает вторую). Так же изображали и двух змей.

КОММЕНТАРИЙ К СЛАЙД-ШОУ:
Городецкая  резьба по дереву легко узнаваема благодаря сочетанию глухой объёмной резьбы по дереву и точному воспроизведение элементов живой природы в декоративных элементах. Растительные элементы являются наиболее часто используемыми практически во всех декоративных стилях и в каждом из них они подвергаются большей или меньшей стилизации и схематизации. Городецкие же резные цветы и травы – это практически зеркальное отражение природы. Смотрите слайд-шоу «Особенности и образы городецкой резьбы по дереву».
Источник: https://vk.com/album-31238821_145173174
Резное панно. Только в Городце есть сюжетная «глухая резьба». Глухой такая резьба называется потому, что в обрабатываемой доске не пробивали отверстий. Мастер формировал на её плоскости рельеф узора с помощью долота.
Источник: http://diafilmy.su/2232-gorodetskaya-rospis.html
Одна из особенностей городецкой резьбы – инкрустация морёным дубом.
Источник: http://boombob.ru/picture.php?id=115184
Художники используют также скобчатую, с неглубокими порезками, с подкраской резьбу. Скобчатую резьбу выполняют полукруглыми стамесками, применяя как вспомогательный инструмент нож-косяк.
Источник: http://im3.turbina.ru/photos.4/5/4/9/8/0/1808945/big.photo/Reznaya-ikona-iz-dereva.jpg
Мастера-резчики работают над резными иконами, используя художественные приёмы, идущие от искусства древней Руси.
Источник: http://im3.turbina.ru/photos.4/5/4/9/8/0/1808945/big.photo/Reznaya-ikona-iz-dereva.jpg
Примёр резного фагмента. Токарев-Казарин. Шкаф резной с росписью. Детали. 1890-е гг.
Источник: http://nataliatoys.blogspot.ru/2015/02/blog-post_27.html
В основу городецкой резьбы положен растительный орнамент с включением в него различных надписей и дат, а также изображений львов и сказочных существ.
Источник: http://www.arthania.ru/content/oleg-fomin-grimuar-v-derevne-ili-otkrytye-vrata-5-savino-i-sysovo?pag__=
Детали корабельной обшивки с весьма характерной резьбой. На них видно, что фон чаще всего исполнялся в красно-коричневых тонах с золотистым отливом. Другие два цвета – кирпично-красный и зеленовато-голубой.
Источник: http://nataliatoys.blogspot.ru/2015/02/blog-post_27.html
Основой узора нижегородской глухой резьбы является волнообразно идущая растительная ветвь.
Источник: http://nnnmmm-2009.narod.ru/photoalbum-gorod-rezba.html
Городецкая декоративная резьба по дереву легко узнаваема благодаря сочетанию глухой объёмной резьбы по дереву и точному воспроизведение элементов живой природы в декоративных элементах.
Источник: https://www.facebook.com/people/%D0%A1%D0%B5%D1%80%D0%B3%D0%B5%D0%B9-%D0%A1%D0%BE%D0%BA%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B2/100002018176985 11
Пристальное внимание к крупным деталям лишает городецкие резные элементы той воздушности и легкости, которая свойственная мамонтовскому или калязинскому стилям. Городецкая декоративная объёмная резьба по дереву добротна и основательна.
Источник: http://nalichniki.com/kalyazinskij-zheltyj-dom/
Калязинский стиль резьбы, в отличие от городецкого, более воздушный и лёгкий.
Источник: http://subscribe.ru/group/nash-soyuz/6208188/
Дом городецкого «Города мастеров». Здесь воплотились основные элементы городецкой глухой резьбы.
Источник: http://vozan68.livejournal.com/246485.html
Наиболее известный образ городецкой резьбы на расшиве – «фараонка» Фараонка это существо обоих полов с рыбьем хвостом. Якобы от фараонова войска, потонувшего в пучине морской.
Источник: https://www.facebook.com/people/%D0%A1%D0%B5%D1%80%D0%B3%D0%B5%D0%B9-%D0%A1%D0%BE%D0%BA%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B2/100002018176985
Берегиня-фараонка – женщина с рыбьим или змеиным хвостом (русалка, нимфа, рыба, змея, крокодил, лягушка) – существо, связанное с землёй и водой.
Источник: http://vozan68.livejournal.com/246485.html
Любая птица (в том числе двуглавый орёл) символизирует Первоматерию, содержащую три начала – сущность, субстанцию и форму.
Источник: http://designbezgalstuka.com/download/file.php?id=12146&mode=view/9.jpg
На очелье изображали и борющихся льва и змею, что олицетворяет борьбу противоположностей: мужское и женское, сухое и влажное начала.
Источник: http://etno.environment.ru/news/print.php?id=68
Городец. Дом графов Паниных, построен в 1845-1847 гг. Фрагмент резьбы. Функции оберега в городецкой резьбе выполняют включенные в художественный ряд образы и символы такие, как львы, птицы, кони, фараонки (русалки). Здесь конь как символ богатства.
Источник: https://www.facebook.com/people/%D0%A1%D0%B5%D1%80%D0%B3%D0%B5%D0%B9-%D0%A1%D0%BE%D0%BA%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B2/100002018176985
В Городце сохранились целые улицы домов, покрытых кружевом резьбы. Здесь глухая резьба находится на карнизе, где изображены два улыбающихся льва и грустные русалки. Лобовая доска и наличники разукрашены густым орнаментом.
ДЕКОРАТИВНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ В ОТДЕЛКЕ ДЕРЕВОМ
Основной акцент в оформлении резных городецких наличников делается на верхнюю доску наличника. При этом боковые доски могут быть совершенно лишены декора или подобно наличникам Вологодского стиля оформлены скульптурной резьбой. Иногда в верхней части боковых досок располагаются декоративные резные кронштейны, словно поддерживающие резные карнизы фронтона наличника.
Верхние доски наличников – это царство сказочных трав и цветов, причудливо сплетенных между собой. На широких лентах  оконных подзоров цветут цветы земные, знакомые каждому – ромашки, подсолнухи, лютики. Подзоры практически лишены боковых ажурных свесов или они совсем небольшие.
Над верхним краем фронтона наличника поднимаются так называемые фронтонные элементы в форме цветочных головок или ажурных шишечек.
Ажурная домовая резьба по дереву обычно покрывает оклады дверей, пышные цветы и листья растут непосредственно на дверном полотне, а в доме с воротами на двери вырезаны ажурные треугольные фронтоны.
Интересно декоративное оформление подкрышного пространства дома с водосточной трубой: резной фриз проходит не по стене дома, а непосредственно под свесом кровли вытачанные ромашки смотрят вниз, перемежаясь ажурными кронштейнами. К сожалению, примеров оформления подкрышного пространства сохранилось не так много. 
ПРОРЕЗНАЯ ГОРОДЕЦКАЯ РЕЗЬБА
Наличники с прорезной резьбой Городецкого стиля украшают не только растительные элементы, но и представителей животного мира – так, например, в переплетении ветвей (см. фото) явно угадывается силуэт двуглавого орла. Это явное свидетельство того, что Городецкая деревянная домовая резьба по дереву уходит корнями в глубокую древность.
Хотя растения и животные на карнизах и обрамлениях окон  приобретают несколько сказочные черты, но в целом выглядят как живые. Подсолнухи и колокольчики, выглядывающие между ставнями, кажутся только сорванными, а ромашки и маргаритки на нижней доске наличников бордового дома словно брошены чьей-то шаловливой рукой.
Регулярно встречающиеся орнаменты городецкой объёмной резьбы по дереву – это аккуратные косички-колоски, протянувшиеся по наличникам.
Временами домовая городецкая прорезная резьба наличников напоминает ажурную вязку крючком или челночные кружева.
Кроме рас­ти­тель­ных моти­вов в горо­дец­кой резьбе можно встре­тить так же и эле­менты живот­ного мира. Среди про­рез­ных эле­мен­тов горо­дец­кой резьбы кроме живот­ных чаще всего встре­ча­ются раз­лич­ные колоски или косички, а также под­сол­нухи, мар­га­ритки, ромашки и коло­коль­чики. Точно выпол­нен­ные работы создают впе­чат­ле­ние, что эти эле­менты живые.
В Городце сохранились целые улицы домов, покрытых кружевом резьбы. Например, архитектурная глухая резьба разместилась по фронтону и карнизу дома № 8 на улице Набережная Революции. В центре лобовой доски – две сказочные птицы, поддерживающие раму с датой постройки дома – 1864 г. Красиво и убранство дома № 60 по ул. М. Горького. Здесь глухая резьба находится на карнизе, где изображены два улыбающихся льва и грустные русалки. Лобовая доска и наличники разукрашены густым орнаментом.
ГЛУХАЯ ГОРОДЕЦКАЯ РЕЗЬБА
Глухая (или плоская) резьба – один из самых популярных типов резьбы по дереву. Она характеризуется полным отсутствием прорезей на фоне, а также рисунком, идущим практически вровень с доской. Естественное солнечное освещение, а также специальная подставка позволяют увидеть глухую резьбу в наилучшем свете.
Ещё древние русичи использовали глухую резьбу для декорирования фасада жилищ и предметов быта – оконных наличников, дверей и кухонной утвари. Более того, языческие верования придавали резьбе и изображенным на ней символам особый мистический смысл. Геометрические орнаменты с использованием кругов, треугольников, квадратов и ромбов имитировали огонь и солнце, которым люди в то время поклонялись.
Узорами глухой резьбы покрывались светельчатые (итальянские) окна, наличники, ворота. Во многих деревнях городецкого района почти все дома были украшены глухой резьбой, словно тонким кружевом. Резьбой обрабатывались орудия крестьянского труда, шкафы, киоты, столы, скамьи, домашняя утварь, пряничные доски, шкатулки, панно, оклады икон, мелкая скульптура и другие вещи. Уникальны буфетные шкапы (или «резная горка»). На углах шкапа изображали своеобразное древо жизни, в резных консолях – персонажей мировой истории, главные действующие лица – государи. В такой резьбе тоже много символики: львы, птицы, кони фараонки (русалки). Любая птица (в том числе двуглавый орёл) символизирует Первоматерию, содержащую три начала – сущность, субстанцию и форму.

КОММЕНТАРИЙ К СЛАЙД-ШОУ:
«Глухой» резьба называется потому, что берётся цельная доска, что пойдёт, например, на украшение карниза дома. И в ней топором и долотом вырезается узор по всей длине и ширине. Одно неверное движение – и всё, надо брать новую доску и начинать сначала. А есть еще «прорезная» или «ажурная» резьба, где ошибку можно исправить. Если «ажурная» резьба – это просто разные узоры, то для «глухой» »характерен растительный орнамент в сочетании с изображением русалок-берегинь, райских сказочных птиц, львов и мифологических сюжетов. Смотрите слайд-шоу:  «Глухая домовая резьба и наличники с прорезной резьбой».
Источник: http://etno.environment.ru/news/print.php?id=68
Образец глухой домовой резьбы. г. Городец. Дом по улице Новая.
Источник: http://etno.environment.ru/news/print.php?id=68
Городец. Дом по улице Новая. Во многих деревнях и в самом г. Городце многие дома были украшены глухой резьбой, словно тонким кружевом.
Источник: http://etno.environment.ru/news/print.php?id=68
Городец. Дом по улице Новая. В основу городецкой резьбы положен растительный орнамент с включением в него различных надписей и дат, а также изображений львов и сказочных существ (берегинь, фараонок).
Источник: http://etno.environment.ru/news/print.php?id=68
Городец. Дом по улице Новая. С фронтов и даже ворот то тут, то там вдруг приветливо улыбались резные деревянные препотешные львы или хвостатые русалки-берегини.
Источник: http://etno.environment.ru/news/print.php?id=68
Городец. Дом по улице Новая. Мастера в узоры глухой резьбы помещали и изображения царей.
Источник: http://etno.environment.ru/news/print.php?id=68
Городец. Дом по улице Новая. Орнаменты глухой домовой резьбы.
Источник: http://etno.environment.ru/news/print.php?id=68
Городец. Дом по улице Новая. В городецкой резьбе воплощалась богатейшая фантазия мастеров. Красиво и тонко сделанные рисунки изображали листья дикого цикория и одуванчика, виноградной лозы, с тонкими усами побегов и тяжёлыми гроздьями ягод,
Источник: http://etno.environment.ru/news/print.php?id=68
Городец. Ворота дома графов Паниных, построен в 1845 – 1847 гг.
Источник: http://etno.environment.ru/news/print.php?id=68
Городец. Ворота дома графов Паниных, построен в 1845 – 1847 гг. Фрагмент глухой резьбы на воротах. Щит с двумя дельфинами – родовой герб Паниных. Неизвестный мастер в середине XIX в. выполнил его в стиле городецкой домовой резьбы
Источник: http://etno.environment.ru/news/print.php?id=68
Городец. Ворота дома графов Паниных, построен в 1845 – 1847 гг. Увеличенный фрагмент глухой резьбы на воротах. Фамильный герб графов Паниных, одной из самых родовитых фамилий России.
Источник: http://etno.environment.ru/news/print.php?id=68
Фрагмент глухой домовой резьбы с растительным орнаментом.
Источник: http://etno.environment.ru/news/print.php?id=68
Фрагмент глухой домовой резьбы с растительным орнаментом. В Городце веками вырабатывались вкусы и стили. Складывалась орнаментика, разрабатывались способы и приёмы художественной обработки дерева.
Источник: https://www.facebook.com/nxpnn/photos/a.535162719872536.1073741829.535151849873623/717956494926490/?type=3&theater
Наличники с прорезной резьбой городецкого стиля украшают не только растительные элементы, но и представителей животного мира
Источник: http://nnnmmm-2009.narod.ru/photoalbum-gorod-rezba.html
Основной акцент в оформлении резных городецких наличников делается на верхнюю доску наличника. При этом боковые доски могут быть совершенно лишены декора или подобно наличникам вологодского стиля оформлены скульптурной резьбой.
Источник: http://www.liveinternet.ru/users/katiava/post282496899/
Основной акцент в оформлении резных городецких наличников делается на верхнюю доску наличника. При этом боковые доски могут быть совершенно лишены декора или подобно наличникам Вологодского стиля оформлены скульптурной резьбой.
Источник: http://www.liveinternet.ru/users/katiava/post282496899/
Верхние доски наличников – это царство сказочных трав и цветов, причудливо сплетенных между собой. На широких лентах оконных подзоров цветут цветы земные, знакомые каждому – ромашки, подсолнухи, лютики.
Источник: http://www.liveinternet.ru/users/katiava/post282496899/
Регулярно встречающиеся орнаменты городецкой объёмной резьбы по дереву – это аккуратные косички-колоски, протянувшиеся по наличникам.
Источник: http://nnnmmm-2009.narod.ru/photoalbum-gorod-rezba.html
Временами домовая городецкая прорезная резьба наличников напоминает ажурную вязку крючком или челночные кружева.
ФАБРИКА «ГОРОДЕЦКАЯ РОСПИСЬ»
На фабрике «Городецкая роспись», помимо продукции с традиционной городецкой росписью, рождаются изделия, выполненные в традициях городецкой глухой резьбы по дереву. Эта традиция идёт от старинной домовой резьбы, образцы которой представлены в собраниях крупнейших музеев России.
На предприятии искусной резьбой украшают шкатулки, небольшие панно, оклады икон, пряничные доски (для печати пряников), мелкую скульптуру. Мастера-резчики работают над резными иконами, используя художественные приёмы, идущие от искусства древней Руси.
Изделия резчиков отличаются виртуозностью исполнения  и  отмечены благородством художественной манеры. Предприятие также    выполняет заказы  на  изготовление  сувениров,   игрушек,   резных изделий, элементов декора для интерьера, и экстерьера частных домов, изделий из шпона, поставку пиломатериала.
Предприятие награждено многократно грамотами, дипломами районных, областных, Всероссийских выставок и конкурсов. Работы городецких мастеров участвовали во Всероссийских конкурсах (Нижний Новгород, Кострома, Владимир, Суздаль, Ярославль, Псков, Вологда, Самара, Саратов, Волгоград, Пермь, Екатеринбург, Омск, Новокузнецк, Челябинск, Москва, Санкт-Петербург и др.). И международных выставках в Германии, Чехословакии, Венгрии, Канаде, Турции, Испании, Болгарии, Франции.

Адрес  ЗАО фабрики «Городецкая роспись»: 606504, Нижегородская область, г. Городец, ул. Набережная, 61
Тел./факс: 8 (83161) 9-71-18
E-mail: rospis@mts-nn.ru
Сайт: http://gorrospis.ru/
ГОРОДЕЦКАЯ РЕЗЬБА В МУЗЕЯХ
Городецкий краеведческий музей – один из старейших районных музеев области. Он возник по инициативе общественности в 1918 г., а с февраля 1920 г. и по сегодняшний день занимает особняк И.П. Облаева (здание является объектом культурного наследия регионального значения).
Экспозиция состоит из нескольких тематических разделов: «Древний Городец по материалам археологических раскопок», «Крестьянский быт», «Городец XIX века», «Городецкое старообрядчество», «Городец в XX веке», «Выставка оружия», «Городчане  участники войн в Афганистане и Чечне», «Народные промыслы XIX в. – первой половины XX века», «Современные художественные промыслы», «Купеческий кабинет», «Природа Городецкого края». В одном из десяти залов музея проводятся выставки из частных коллекций и музейных запасников.
Интересна музейная коллекция произведений декоративно-прикладного искусства. В экспозиции представлены донца прялок с резьбой и росписью, образцы домовой резьбы, кустарная мебель, пряничные доски, городецкие игрушки, золотное шитьё и многое др.

Адрес  Городецкого краеведческого музея: 606502, Нижегородская обл., г. Городец, ул. Ленина, д.11  
Телефоны: 8 (83161) 9-28-49, 9-27-49
E-mail: muzkompleksgrd@rambler.ru
Сайт: http://gorodmuseum.ru/kraevedcheskii-muzei/istorija-sozdanija

КОММЕНТАРИЙ К СЛАЙД-ШОУ:
Городецкая  резьба  по дереву представлена в собраниях крупнейших музеев России. Среди них и Русский музей Санкт-Петербурга. Значительная коллекция резьбы по дереву хранится в Городецком краеведческом музее: глухая домовая резьба, резные донца прялок, затейливые  изделия  легендарного мастера Токарева-Казарина. Сам г. Городец – это практически музей под открытым небом городецкой домовой резьбы. Городецкая глухая резьба удобно уселась на фронтонах зданий, на причалах и карнизах. Руки талантливых резчиков выдалбливали самые разнообразные фигурки на домах, словно украшены тонким кружевом, причём резьба не повторяется, на каждом доме она своя, имеет свой сюжет. Смотрите слайд-шоу «Городецкая резьба в музеях».

Источник: http://www.nn-obl.ru/foto/gorodec/dets_muzei/galereja/dets_muzei24.html
Городец. Детский музей на Купеческой.
Источник: http://101travel.ru/dostoprimechatelnosti/detskii-muzei-na-kupecheskoi/
Детский музей в г. Городце на Купеческой основан в 2004 г. при Детском музейном центре. Экспозиция, размещенная в старинном доме купца Рукавишникова, представляет разнообразные игрушки прошлого столетия с уникальной городецкой резьбой.
Источник: http://eldisblog.com/post231230799/
Разделочная доска с городецкой резьбой, XIX в. (Русский музей).
Источник: http://eldisblog.com/post231230799/
Городецкая глухая резьба, XIX в. (Русский музей).
Источник: http://eldisblog.com/post231230799/
Фрагмент городецкой глухой резьбы, XIX в. (Русский музей).
Источник: http://www.shushara.ru/windows/author.php?AuthorID=19
Музей деревянного зодчества на Щёлоковском хуторе в Нижнем Новгороде. Дом Павловой, середина XIX в.
Источник: http://www.shushara.ru/windows/author.php?AuthorID=19
Музей деревянного зодчества на Щёлоковском хуторе в Нижнем Новгороде. Дом Пашковой, середина XIX в.
Источник: http://www.shushara.ru/windows/author.php?AuthorID=19
Музей деревянного зодчества на Щёлоковском хуторе в Нижнем Новгороде. Изба Обуховой, середина XIX в.
Источник: http://www.shushara.ru/windows/author.php?AuthorID=19
Музей деревянного зодчества на Щёлоковском хуторе в Нижнем Новгороде. Дом Павловой, середина XIX в..
Источник: http://www.shushara.ru/windows/author.php?AuthorID=19
Музей деревянного зодчества на Щёлоковском хуторе в Нижнем Новгороде. Дом Павловой, середина XIX в.
Источник: http://www.afisha.ru/nnovgorod/museum/6927/
Старинная резная мебель с городецкой резьбой (г. Городец, Музей истории промыслов).
Источник: http://mu-pankratov.livejournal.com/350289.html
Самый известный образец глухой домовой резьбы в Городце, своего рода символ города – это доска с дельфинами над воротами дома графини Паниной (улица Андрея Рублева, 16). Щит с двумя дельфинами – родовой герб Паниных.
Источник: http://varandej.livejournal.com/723382.html
Городецкий краеведческий музей. Три самых знаменитых шкафа Городца. Экспозиция музея. Один из шкафов местный самородок Григорий Токарев-Казарин вырезал в 1913 г. как подарок царю на 300-летию правления Романовых.
Источник: http://varandej.livejournal.com/723382.html
Городецкий краеведческий музей. Шкаф. Конец XIX в. Шкафы, созданные городецким мастером в XIX в., открывают весь мир истории, мир преданий, мир биографий. Здесь – резные сюжеты из Ветхого Завета.
Источник: http://top-50.ru/posts/857508-e41702e0fc20abfc2ebf31aeb6f5118104
Шкаф. Конец XIX в. Два сюжета – Иван Сусанин и Моисей. Посланник Ермака докладывает Ивану Грозному о покорении Сибири, Соломон вершит суд, Ирод побивает младенцев, а посланник Василий Шибанов принёс Ивану Грозному письмо от князя Курбского.
Источник: http://top-50.ru/posts/857508-e41702e0fc20abfc2ebf31aeb6f51181
Шкаф. Конец XIX в. Средневековая Русь. По вертикали шкаф делится на пять ярусов. Резные картины расположены в несколько ярусов по всей высоте шкафа. Всего на шкафу расположено 25 картин. К картинам следует добавить портретную галерею правителей – Рюрико
Источник: http://gorodetsnavolge.ru/o-proshlom-i/10-istoriya-vek-xx/4-gorodets-gorod-masterov.html
Современная экспозиция. Набор ложек «Городец 1152». Дерево, резьба. Мастер В.Г. Зеленин. 1984 г.
Источник: http://gorodetsnavolge.ru/o-proshlom-i/10-istoriya-vek-xx/4-gorodets-gorod-masterov.html
Панно резное «Прощание князя». Мастер М. А. Логинов. 1996 г. Собрание Городецкого краеведческого музея.
МУЗЕЙНО-ТУРИСТИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС «ГОРОД МАСТЕРОВ»
С набережной г. Городца открывается удивительный вид на музейный туристический комплекс «Город мастеров». Открыт он был в январе 2010 г. С высоты музей напоминает сказочный терем, который возвышается на берегу реки Волги. Музей, воссозданный в традициях русского деревянного зодчества, является уникальным строением. Особая ценность архитектурных сооружений в том, что они представляют историю домовой резьбы во всем её богатстве и красоте в присущей городецким мастерам-резчикам манере. В музее представлены: золотная вышивка, вышивка в стиле гипюр, резьба по дереву, произведения древней русской живописи, изделия городецкой росписи, гончарные изделия и жбанниковская свистулька.
В городе мастеров можно заказать не только экскурсию, но и мастер-классы. Под руководством опытных мастеров можно слепить и раскрасить глиняную жбанниковскую свистульку, поучиться гончарному ремеслу и азам городецкой росписи. Мастер-классы проводятся как со взрослыми, так и с детьми.
А ещё в городе мастеров есть чайный зал, в который особенно приятно заглянуть после зимней прогулки по городу. Горячий душистый чай на травах с городецким пряником и помадкой обеспечен всем желающим!

Адрес Музейно-туристического комплекса «Город мастеров»: 606502, г. Городец, Александровская набережная, д. 1.
Тел.: 8 (831-61) 9-40-84.
E-mail: muz_terem@mts-nn.ru
Сайт: http://muz-terem.ru/

КОММЕНТАРИЙ К СЛАЙД-ШОУ:
Целый ряд стилизованных под русскую старину домиков приглашает гостей ознакомиться с различными видами народных ремесел и пройти выбранные мастер-классы. Всего в музейно-туристическом комплексе представлено шесть промыслов – мастерские, где не просто выложены изделия, а где вживую можно увидеть, как работают мастера.  Здесь представлена и знаменитая городецкая  резьба по дереву. Можно наглядно увидеть, как рождаются резные панно,  делается инкрустация, фигуры людей, животных. Там же –  выставка авторских работ резьбы по дереву, поделок из частных коллекций. Есть очень интересные и уникальные экземпляры, некоторые из них можно купить. Смотрите слайд-шоу «Музейно-туристический комплекс «Город мастеров».
Источник: http://book-hall.ru/gallery/1812
Резные дома «Города мастеров»
Источник: http://varandej.livejournal.com/723382.html
Чайная «Города мастеров» с резной мебелью. Здесь можно попить травяного чая из самовара с городецким пряником.
Источник: http://book-hall.ru/gallery/1812
Выставка резных работ в «Городе мастеров»
Источник: http://book-hall.ru/gallery/1812
Путешествие по многочисленным лабиринтам «Города мастеров».
Источник: http://book-hall.ru/gallery/1812
Мастерская резчиков «Музейно-туристического комплекса «Город мастеров».
Источник: http://book-hall.ru/gallery/1812
Резчик за работой.
Источник: http://book-hall.ru/gallery/1812
Вот такие резные панно здесь получаются.
Источник: http://www.travelpost.ru/?id=50919
Прямо при вас здесь может родиться вот такое резное чудо.
Источник: http://ladaria.livejournal.com/2298177.html
Резчики «Города мастеров» за работой.
Источник: http://book-hall.ru/gallery/1812
Набор инструментов для резьбы по дереву
Источник: http://portal-detki.ru/articles/gorodmasterov
Скульптурная резьба.
Источник: http://www.travelpost.ru/?id=50919
Туристы в «Городе Мастеров».
Источник: http://www.travelpost.ru/?id=50919
В «Музейно-туристическом комплексе «Город мастеров» есть уникальные изделия, их можно опробовать и купить.
Источник: http://www.travelpost.ru/?id=50919
В «Городе мастеров» есть выставка авторских работ резьбы по дереву, поделок из частных коллекций.
Источник: http://book-hall.ru/gallery/1812
Здесь можно наглядно увидеть, как рождаются резные панно, делается инкрустация, фигуры людей, животных.
Источник: http://portal-detki.ru/articles/gorodmasterov
В «Городе мастеров» широко представлена городецкая глухая резьба по дереву
Источник: http://book-hall.ru/gallery/1812
Особая ценность представленных в «Музейно-туристическом комплексе «Город мастеров» изделий в том, что они здесь представляют всю историю и виды городецкой резьбы во всей её богатстве и красоте. На фото: резные панно.

                       * * *

Лабиринт пёстрых улиц.
В закоулках трава.
И сады окунули
Городок в кружева.

Старых изб вереницы
Навевают покой.
И доверчиво птицы
Гнёзда вьют под стрехой.

На дубовых карнизах
Спят гривастые львы.
Церкви рядятся в ризы
Из узорной канвы.

Купола оглавляют
Кружевные кресты.
Миром благословляют
Городок с высоты.

Русь жар-птицею-сказкой
Здесь живёт не спеша.
Здесь провинции русской
Расписная душа.

             Ирина Дружаева