|
Фоторепортаж с отечественной фабрики ёлочных игрушек
Без ёлки и украшающих её игрушек долгожданный праздник был бы не таким ярким и красивым, каким мы его привыкли видеть. В этом посте мы отправимся на экскурсию по клинской фабрике «Ёлочка».
1.
Фоторепортаж с отечественной фабрики ёлочных игрушек
Без ёлки и украшающих её игрушек долгожданный праздник был бы не таким ярким и красивым, каким мы его привыкли видеть. В этом посте мы отправимся на экскурсию по клинской фабрике «Ёлочка».
2.
Клинское подворье
Сотрудники ЦБС «Солнцево» вместе со своими детьми и внуками посетили единственный российский музей ёлочной игрушки «Клинское подворье» в старинном подмосковном городе Клин, в котором работает старейшая в нашей стране фабрика ёлочных игрушек.
3.
Музей «Фабрика ёлочных игрушек»
Музей под названием «Фабрика ёлочных игрушек» был создан в противовес безвкусице и однообразию ёлочных украшений из супермаркетов. Музейная коллекция даёт представление детям и их родителям о том, как на самом деле выглядят красивые эксклюзивные игрушки.
4.
ОАО "ЁЛОЧКА", г. Клин
Выставочный комплекс «Клинское подворье» расположилось на историческом месте, где в 19 веке действительно находилось подворье для ямщиков. Здание из красного кирпича в старорусском стиле построила Клинская фабрика ёлочных игрушек « Ёлочка».
5.
Эволюция ёлочных игрушек: рассказ о временах и людях.
6.
Экскурсия на завод ёлочной игрушки «Ёлочка» в Клину
7.
Фабрика ёлочных игрушек Высоковск
8.
Фабрика ёлочных игрушек
9.
ПУТЕВОДИТЕЛЬ. Подмосковные мастера создают ёлочные игрушки
В музее «Клинское подворье» новогоднее настроение царит все 12 месяцев в году. Здесь более десятка залов, в которых хранятся елочные игрушки разных эпох из различных стран. Можно ли изучать историю по ёлочным украшениям?
10.
Роспись ёлочных игрушек
Клинское подворье. Музей ёлочной игрушки.
11.
Мастер-класс: Как расписать ёлочный шар
После экскурсии по Клинскому подворью мы попали на мастер-класс
12.
Ремесло 40: История ёлочной игрушки
13.
Музей ёлочной игрушки (Клин)
14.
История ёлочной игрушки
По новогодним украшениям можно изучать историю России, убеждены сотрудники Клинского музея ёлочной игрушки. Смотрите на видео РИА Новости видео экскурсию по хранилищу ёлочных нарядов
15.
Производство ёлочных игрушек
Клинское подворье. Музей ёлочной игрушки.
16.
Предновогодняя сказка в Клину
Как мы путешествовали во времени вслед за ёлочными игрушками.
17.
Высоковск / Vysokovsk
Высоковск – здесь находится крупнейший завод елочных игрушек, которые украшают новогодние ёлки по всему миру. Секреты производства, признанные шедевры ручной работы.
ИСТОРИЯ ЁЛОЧНЫХ ИГРУШЕК
Обычай украшать к Новому году дерево возник очень давно, ещё древние племена, поклонявшиеся духу леса, старались задобрить «главное» дерево, принося ему дары и украшая его на все лады. Необязательно это были ели. В Египте, например, это были пальмы. Интересно, что и славяне украшали отнюдь не ёлку, а дуб или березу, так как в их тогда языческих верованиях именно эти деревья были ближе всего к божественному началу.
Ель как рождественское дерево возникло благодаря христианству, её называли «деревом Христа», воздавая ей особенные почести под Рождество. К XVII в. в большинстве стран Европы она стала признанным символом Рождества и Нового года (что в представлении европейцев долго было, в общем-то, одним и тем же). Ель в Европе украшали бумажными цветами (в основном белыми и красными розами) и фигурками, золочёными еловыми шишками и пустыми яичными скорлупками, которые в свою очередь украшались тонким слоем латунной чеканки, фруктами (чаще яблоками), пряниками, вафлями и конфетами. С каждым десятилетием наряд рождественской ёлки становился всё краше, и к концу XVIII в. на её ветвях появились позолоченные и посеребренные картофелины, бывшие в то время в Европе редкостью необыкновенной. Практичные и сообразительные немцы в 1848 г. в одной провинции Германии, в местечке под названием Лауша, додумались изготавливать ёлочные украшения из дутого стекла, и это стало настоящей революцией в деле украшения ёлки. Царь Пётр I был тем, кто ввёл в России обычай ставить и украшать ёлку. Будучи еще совсем юным, он гостил у своих немецких друзей, где увидел необычную ель с яблоками и конфетами. Став царем, Пётр I издал указ отмечать Новый год, как в Европе: «По большим и проезжим улицам знатным людям и у домов нарочитых духовного и мирского чина перед вороты учинить некоторые украшения от древ и ветвей сосновых и можжевеловых». После смерти Петра указ начали игнорировать, а самым узнаваемым символом Нового года ёлка стала лишь веком позже. В России первые ёлки появились в XIX в. на крышах и заборах питейных заведений – в качестве украшений. В русский быт ёлка стала проникать в 1840 гг. Собственно украшать ёлки стали в 1860 – 1870-е гг. (повторяли европейскую моду), игрушки заказывали в Европе. Уже тогда ёлочные игрушки чётко делились на украшения для состоятельных и для тех, кто победнее. Игрушка продавалась в магазинах, причём в магазинах очень дорогих. Купить игрушку из стекла для жителя России конца XIX в. – было то же самое, что современному россиянину купить машину. КОММЕНТАРИЙ К СЛАЙД-ШОУ: Когда же стали украшать ёлку новогодними шарами? По преданию, однажды в Германии выдался неурожай яблок, а ими всегда украшали ёлку. Тогда жители пришли к стеклодувам с просьбой сделать стеклянные яблоки для праздника. Игрушки в царской России были кустарные. Считается, что первыми кустарными игрушками, которые стали производиться в 1880 – 90-е гг., – это были стеклянные бусы. Первоначально стеклянные бусы, пуговицы делались для деревенских женщин. Но кустари додумались до того, что можно бусы повесить не только на женщин, но и на ёлку. Смотрите слайд-шоу: «История ёлочной игрушки».
В свет вышел фундаментальный труд доктора исторических наук Аллы Сальниковой о развитии ёлочной игрушки – книга уже стала настоящей сенсацией сезона на недавней выставке-ярмарке «NON/FICTION».
– Что внесла октябрьская революция в традиции ёлки? – До 1923–24 гг. ёлку продолжали отмечать. Но уже стал выходить журнал «Юный безбожник», где детей призывали отказаться от этого праздника, «долой поповское Рождество», «мы не пойдём на ёлочный праздник, мы пойдём в школу в этот день». Предлагалось принять альтернативные меры, чтобы детей отвлечь от рождественского праздника. Потом ёлка вновь возрождается, это уже середина 1930 гг. Это произошло в Новый год с 1935 на 36-й гг., когда в «Правде» появилась статья Павла Постышева, где призывалось вернуть советским детям новогоднюю ёлку. В середине 1930-х гг. произошла трансформация наконечника на ёлке, он приобрёл совсем другой характер, который соответствовал режиму того времени. Вифлеемская звезда сменилась красной звездой. Но допускалась и серебряная пятиконечная звезда. После окончания Великой Отечественной войны разрешалась золотая звезда, как звезда героя, ёлка-победительница. Кроме того, достаточно распространенным украшением, которое не применялось на дореволюционных ёлках, стала пика. Этот наконечник – уже советское «ноу-хау». КОММЕНТАРИЙ К СЛАЙД-ШОУ: В советское время на смену восковым ангелочкам, «вифлеемским» звёздам пришли красные пятиконечные («кремлёвские») звёзды и стеклянные пионеры. В 1937 г. Наркомпрос выпускает пособие под названием «Ёлка в детском саду», где подробно описано, какие ёлочные игрушки следует вешать на нижние ветки, какие на средние, какого цвета должна быть звезда на макушке ёлки, как должны себя вести дети и педагоги во время праздника «Новый год». Смотрите слайд-шоу: «ёлочная игрушка после Октябрьской революции».
– Какие ещё происходили изменения в послевоенное советское время? Что
внесла уже и современная эпоха? – мы продолжаем задавать вопросы
автору книги «История ёлочной игрушки», доктору исторических наук Алле
Сальниковой.
– До середины 1950-х гг. никаких особых изменений в ёлочной игрушке не происходило, но главная задача, которая в то время ставилась, – это наращивание ёлочного игрушечного производства. На ёлках появилась и кукуруза. Как признак советского изобилия стали вешать и морковку, огурцы, стручки гороха, перец и разные др. овощи. – Это всё из спрессованной ваты и с проблесками серебряной краски? – В 1950-е гг. уже больше использовалось стекло. Кроме того, на волне строительства хрущёвок, этих маленьких квартир, стали появляться мини-игрушки, набор мини-украшений, потому что в такую квартиру можно было поставить только мини-ёлку с мини-игрушками. Появились и бытовые игрушки – кофейники, чайники, самоварчики, вазочки, настольные лампы – обычные атрибуты обычного нормального человеческого быта. И их стали помещать на ёлку. – Каким образом уже брежневская эпоха отразилась на ёлочных игрушках? – С середины 1960 гг. кустарное производство ёлочной игрушки и полукустарное производство ёлочной игрушки в Советском Союзе прекращается, и начинается машинное производство. Это игрушка идёт на поток, она становится очень однообразной. Это такие безликие шары, снежинки, шишки. – Что новое привнесло в ёлочную игрушку наше время? –1990-е гг. произошли большие изменения. Китайская игрушка буквально заполонила российский рынок. Но в последнее время, благодаря наращиванию производства на российских фабриках игрушки, появляется прекрасная российская игрушка, игрушка, изготовленная по старинной технологии путем выдувания, игрушка ручной работы. КОММЕНТАРИЙ К СЛАЙД-ШОУ: 1 января 1947 г. был, наконец, объявлен нерабочим днем, как в дореволюционные времена. Основные сюжеты советских украшений: дети, спорт, советская символика, пионеры, красные звёздочки. В честь полётов в космос выпустили космонавтов, игрушечные спутники и ракеты. Выпускались также игрушки, одетые в национальные костюмы всех советских республик, игрушки-часы, на которых всегда было без пяти двенадцать. Из сосулек, домиков, часов, зверушек, шаров, звёзд получалась уникальная новогодняя ёлочная композиция. Постсоветские времена внесли свои изменения в стиль и формы ёлочных игрушек. Смотрите слайд-шоу «от советских до современных ёлочных игрушек». САМЫЕ ИЗВЕСТНЫЕ МИРОВЫЕ ПРОИЗВОДИТЕЛИ ЁЛОЧНЫХ ИГРУШЕК
Англия: Royal Crown Derby
Британская компания-производитель фарфора Royal Crown Derby выпустила потрясающей красоты ёлочные игрушки, посвящённые бракосочетанию принца Уильяма и Кейт Миддлтон. Украшения были созданы из дорогого фарфора и расписаны переплетенными стилизованными монограммами королевской четы с особыми витиеватыми элементами.
Сейчас производители ёлочных украшений радуют ценителей новыми коллекциями – мода на них быстротечна, и каждый год публику требуется поражать всё новыми вариациями форм, размеров, материалов и цветов. Но ёлочные игрушки – довольно молодое развлечение человечества. Появление самых ранних из них относят не ранее чем к XVI в. До создания привычных стеклянных, картонных и прочих украшений в XIX в. ёлки декорируют, главным образом, сластями, орехами и прочими подручными материалами. Но в середине XIX в. в Тюрингии возникают первые мануфактуры, производящие стеклянные ёлочные шары. С тех пор индустрия елочных украшений только набирает обороты. Кто сегодня входит в число самых известных производителей игрушек и украшений на ёлку – в нашем обзоре. Германия: Krebs Glas Lauscha
Lauscha (Лауша) – это название одной маленькой деревни в земле Тюрингия, жители которой издавна занимались стеклодувным делом. Сегодня уже город Лауша по-прежнему знаменит своим стеклодувным производством. В 1835 г. здесь был изготовлен первый в мире глазной протез из стекла, по некоторым сведениям именно здесь придумали вешать на ёлку стеклянные шары.
Дело было в 1847 г. У одного бедного стеклодува из Лауши не хватало денег, чтобы купить яблоки и орехи, которые традиционно шли на украшение рождественской елки. Не желая нарушать традиций, стеклодув решил использовать в качестве украшений полые ярко раскрашенные шары. Его идея очень понравилась окружающим, и уже на следующий год стеклодувы из Лауши производили стеклянные шары для рождественской ёлки не только для себя, но и на продажу. Собственно, поэтому Лауша и была официально признана местом рождения ёлочных шаров. Так гласит легенда. Компания «Krebs Glas Lauscha», основанная в 1991 г., производит одни из самых дорогих ёлочных игрушек в мире. К примеру, красный шар в ажурной сетке из золота с 12-ю (!) бриллиантами был оценён в 20 тысяч евро Польша: Komozja
Ёлочные игрушки, создаваемые под маркой с забавным названием Komozja – одни из самых красивых во всем мире. Что, кстати, неудивительно, ведь выдувать изделия из стекла польские мастера начали давным-давно, ещё в X в. В 1930-х гг. в Польше насчитывалось порядка семидесяти стеклодувных предприятий.
В городе Ченстохова, что на юге Польши, в своё время существовал небольшой стеклодувный заводик, принадлежащий семье Rylskich. До начала Второй мировой войны здесь производили стеклянную посуду и ёлочные украшения, а после её окончания завод изменил профиль и мастера рьяно принялись за выдувание колб, мензурок и пробирок –предметов, в которых остро нуждались больницы и лаборатории. Один из мастеров-стеклодувов по фамилии Kozak решил возобновить в своей мастерской производство ёлочных украшений. Вместе с семьей другого мастера по фамилии Мостовски (Mostowski) они открыли новое предприятие, а название его сложили из первых слогов фамилий создателей (девичья фамилия жены г-на Mostowski была Zjawiony). Получилось Kozak – Mostowski – Zjawiony или Ko-mo-zja. Сегодня игрушки Komozja – настоящие произведения искусства из стекла, больше похожие на украшения ювелирные, нежели ёлочные. Каждая из игрушек – это целая история, неповторимая, но понятная и доступнам всем, от мала до велика. И, разумеется, Komozja – одни из самых дорогих ёлочных игрушек в мире. Чехия: Jablonex
История чешского города с витиеватым названием Яблонекс-над-Нисоу чем-то похожа на историю Лауши. Выросший из небольшой деревни Яблонец, он также прославился своими стекольными мастерами. Производство украшений началось задолго до того как Яблонец стал городом. XIX в. стал временем расцвета стекольного производства, но только в XX в. на заводе Яблонекс наконец была запущена отдельная линия производства рождественских украшений из стеклянных бус и стекляруса. Из посеребренных, отполированных или даже позолоченных бусинок разных форм и величин, скреплённых специальными нитями, собирались корзинки, звезды, санки, велосипеды, насекомые и прочее и прочее.
США: Kurt S.Adler
Имя этого человека хорошо известно в Америке. Впервые игрушки под этим брендом стали появляться в далеком 1950 г.: американец по имени Курт Адлер, желая удовлетворить растущий спрос, начал поставлять в Америку ёлочные игрушки из-за границы. Вначале были Восточная и Западная Германия, затем Чехословаия, Италия и др. страны.
Игрушки Адлера быстро попали в поле зрения коллекционеров. Ассортимент расширялся, компания процветала. Место основателя заняли трое его детей, под управлением которых находятся порядка двухсот заводов в 15 странах. Игрушки от Курта Адлера – это очень современная продукция, созданная в лучших европейских традициях: как классические елочные шары, так и узнаваемые всеми персонажи – герои мультфильмов, рекламы, звезды кино и эстрады, да и просто забавные фигурки. Россия: Фабрика ёлочных игрушек «Иней»
В 1937 г. в столице нашей родины оформилось производственное объединение «Иней», специализирующееся на выпуске ёлочных украшений и уже через год после начала работы на «Иней» посыпались хвалебные отзывы. Игрушки здесь всегда делали и продолжают делать вручную; единственный автоматизированный процесс на производстве – метализация, которая позволяет новогодним шарикам блестеть. На заводе работает более десятка стеклодувов, а художественной росписью игрушек занимаются около тридцати разрисовщиков. Сюжеты, которые появляются на шарах, очень привычны и знакомы с детства.
Россия: Лавровская фабрика художественной росписи
Уникальные в своем роде ёлочные украшения делают на Лавровской фабрике художественной росписи, что в Костромской области: подарки и игрушки с ручной росписью здесь изготавливают из дерева – берёзы и липы. Помимо ярко раскрашенных шаров, фабрика выпускает и новогодние украшения, матрёшки и магниты на новогоднюю тематику. И едут на эту удивительную Фабрику, известную как «Фабрика Деда Мороза», гости со всей необъятной России - Костромы, Ярославля, Иваново, Москвы и Санкт-Петербурга, Вологды и Архангельска, Нижнего Новгорода и Новосибирска, даже Петропавловска-Камчатского и Комсомольска-на-Амуре. Заглядывают и гости заморские – из Англии, Германии, Франции.
Россия: Фабрика «Ёлочка»
Фабрика «Ёлочка» – ещё одна из самых старинных фабрик по производству ёлочных украшений в нашей стране. Клинский район Московской области, где сегодня располагается фабрика, называют одним из главных центров изготовления ёлочных игрушек в стране. Цеха «Елочки» были построены еще в 1950-х гг., и сегодня завод производит около 500 наименований стеклянных ёлочных игрушек, раскрашенных вручную. Мастера фабрики по сей день бережно хранят лучшие традиции русского стекольного ремесла и ручной художественной росписи, развивая при этом как классические, так и современные стилистические направления.
ИСТОРИЯ КЛИНСКОЙ ЁЛОЧНОЙ ИГРУШКИ
Возникновение Клинского стеклодувного промысла и его развитие в деревнях относится к XIX в., когда в 1818 г. князь А.С. Меншиков получает разрешение на открытие в своём имении Александрово стекольного завода для производства ламп, бутылок, изделий из цветного стекла.
Предприимчивые крестьяне быстро переняли секреты стекольного производства и открыли в своих избах кустарное производство стеклянных изделий. В кустарных условиях было легко производить маленькие изделия, такие как бусы или серьги. Именно бусами и любили украшать рождественские ели. Технология производства за 150 лет не сильно изменилась. Исходный материал для создания изделия – это стеклянная трубка, которая называется стеклодрот. Помимо стекла игрушки делали из картона. В дореволюционной России был популярен «дрезденский картонаж» – игрушки, склеенные из двух половинок выпуклого тонированного картона. На ёлки вешали и красивых куколок с литографическими (бумажными) лицами, приклеенными к «телу» из ткани, кружев, бисера, бумаги. К XX в. лица стали делать выпуклыми, из картона, позже – фарфоровыми. Были игрушки и из ваты, накрученной на проволочный каркас: так оформляли фигурки детей, ангелочков, клоунов, моряков. На елках развешивали бутафорские фрукты из папье-маше, бархата. На верхушке закрепляли Вифлеемскую звезду, шестиконечную, – в отличие от советской. После революции промысел не исчез, а наоборот, стал расти. Мастера-стеклодувы объединялись в артели. Для их профессиональной подготовки в одном из окрестных сёл открыли училище, в котором готовили специалистов по созданию медицинской аппаратуры и ёлочных игрушек. В 1925 г. празднование Нового года в России было запрещено и возобновлено только в 1935-м. Вместо игрушек-ангелов появились пионеры, будённовцы, красноармейцы, женщины в красных косынках. Появились игрушки-подвески в форме звезды с серпом и молотом, шары со звёздами. Эра воздухоплавания отразилась на ёлках игрушками-дирижаблями с надписью «СССР», самолётиками, парашютами с крошечными парашютистами. На ёлки вешали фигурки танков, сталинских броневиков. Сократившийся за время войны стекольный промысел к 1950 гг. достиг довоенного уровня. С подъёмом промышленности происходит объединение артелей в фабрики, строятся новые помещения, улучшаются условия работы, обновляется технология и расширяется ассортимент. В 1970 гг. проводятся организационные мероприятия по объединению Высоковской, Решетниковской и Круговской фабрик в объединение «Ёлочка», позднее присоединяется Клинская. В 1990 гг. в результате проведения приватизации создаётся акционерное общество открытого типа «Ёлочка». За сохранение и дальнейшее развитие уникального стеклодувного мастерства решением Художественно-экспертного совета Московской области ОАО «Ёлочке» присвоен статус предприятия «народно художественного промысла». КОММЕНТАРИЙ К СЛАЙД-ШОУ: В конце 1930-х гг. на ёлках появились герои детской литературы – Иван Царевич, Руслан и Людмила, братец Кролик и братец Лис, Красная Шапочка, Кот в сапогах, Крокодил с Тотошей и Кокошей, доктор Айболит. С выходом на экраны фильма «Цирк» стали популярны фигурки на цирковую тематику. Освоение Севера было отмечено фигурками полярников. В советской ёлочной игрушке даже была отражена тема войны в Испании: в 1938 г. был выпущен стеклянный шар с двумя самолётами, один из которых сбивает другой. В период национализации кустари-одиночки начинают объединяться в артели. Смотрите слайд-шоу «История клинской ёлочной игрушки». МАСТЕРА КЛИНСКОГО ПРОМЫСЛА ЁЛОЧНЫХ ИГРУШЕК
Ёлочная игрушка – это застывший выдох стеклодува. Разогретая до шестисот градусов стеклянная трубка обретает форму за несколько секунд. Будущие новогодние фигурки надувают, как простой воздушный шарик. При этом мастер должен точно определить температуру стекла, рассчитать силу выдоха. И помнить, что стеклянная заготовка – это будущая часть новогодней сказки. Говорит стеклодув Марина Сыслова:
«Надо вложить душу, чтобы игрушка просто радовала людей, даже своей формой. Пусть она немножко кривовата, но такая веселенькая, ей приятно висеть на ёлке». Хотя, на первый взгляд, игрушки похожи друг на друга, каждая из них – оригинальная. По словам мастеров, невозможно повторить форму, по-разному ложатся краски. В росписи игрушек всё играет важную роль. Легкий мазок может полностью её преобразить. Поясняет мастер по росписи ёлочных игрушек Светлана Мочалова: «Если судить по фигуркам, например, возьмём глаза, если сделаешь глаза не так, они становятся или такими злыми, или грустными и игрушка совсем уже не та становится, какая-то страшненькая». Фантазия художников позволяет ежегодно обновлять ассортимент. Но, как правило, в основном это устоявшиеся формы: шары, шишки, колокольчики. Однако есть игрушка, которую из года в год приходится придумывать заново – символ будущего года. – Я представляю себе, что он такой радостный идёт, сытый, розовый, чтобы и у нас год такой же был – сытый и довольный, – рассказывает старший инженер-художник Светлана Попова. Первые стеклянные елочные шары начали выдувать в Саксонии в середине XIX в. Потом появились сложные фигурки, птицы, виноградные гроздья. В России первое ёлочное производство открыли под Клином, в имении князя Меньшикова. И вот уже более 150 лет здесь выпускают стеклянные игрушки. Три года назад пытались перейти на пластик. Но он не прижился на заводе. Генеральный директор фабрики ёлочных игрушек Ольга Волкова считает: «Стекло есть стекло. Оно играет, оно лёгкое, оно изящное. А «пластик», как его называют специалисты по ёлочной игрушке, мёртвый материал, а у стекла большое будущее». В последние годы российским производителям елочных игрушек приходится буквально отвоевывать место на рынке, который заполонила китайская продукция. Но здесь уверены, что смогут и дальше выдерживать конкуренцию. Ведь каждый шарик, даже самый простой, мастера делают вручную, буквально вдыхая в него свою душу. Ольга Волкова: «Доброе имя дороже денег»
В советские годы в Институте игрушки в Загорске (ныне г. Сергиев Посад) существовала специальная ёлочная лаборатория, разрабатывавшая стратегические направления для фабрик. Те, в свою очередь, должны были отчитываться об изобретениях. Но и современная «Ёлочка», пусть и частная компания, не имеет права выпускать всё, что душе угодно. Вот уже десять лет её украшения являются изделиями народных художественных промыслов. Каждая игрушка выносится на строгий фабричный совет, обсуждается в Минкульте. И только после утверждения запускается в производство.
– Не дай Бог предложить европейские мотивы, – говорят здесь. – А сделать что-то похожее на китайское – просто ниже нашего достоинства. У нас даже материалов китайских нет. Все краски – экологически чистые. Китайцам, штампующим дешёвые во всех смыслах пластиковые шарики, такое и не снилось. На «Ёлочке» стеклянные игрушки изготавливают вручную (механизирована только металлизация — получение зеркальной поверхности в вакуумных установках). Роспись кистевым способом, которую так любят снимать операторы и фотографы, – трудоёмкая, кропотливая, подчас ювелирная работа. Но этот процесс не так труден и вреден для здоровья, как выдувание из стеклотрубки шаров и прочих фигур. Газовые горелки и мощные вытяжки над ними создают такой шум, что разговаривать в цехе невозможно. Мастера работают в наушниках. Малоопытные – ёще и в специальных манжетах. Обжечь руки пламенем, которое под большим давлением вырывается из горелки, – проще простого. Для создания особо крупных шаров требуется большой объём легких. Этим могли бы заниматься мужчины. Но сильный пол в Клинском районе не считает «Ёлочку» достойным местом работы. Игрушка здесь создается только женщинами. Тем более, когда речь идет о свободном выдувании (есть еще формовое) и припаивании мелких деталей. Самовары и чайники с носиками, ручками, ножками являются образцами высокого мастерства, а им владеют не все работницы фабрики. Ведь даже для того, чтобы сделать «гольё» – прозрачную игрушку-заготовку с длинным усиком, стеклодув должен обладать хорошей интуицией и чувствовать материал. В самом деле, когда смотришь на стеклодува, кажется: ну что тут сложного? Мастер прикасается губами к стеклу, считанные секунды – и вот уже длинная тонкая трубка превращается в красивый ровный шар. Только почему-то династий стеклодувов в Клинском районе почти не осталось. Ещё немного – промысел начал бы вымирать. К счастью, фабрика все кризисы пережила достойно. – Деньги это ерунда по сравнению с тем, что мы можем потерять, – считают генеральный директор фабрики «Ёлочки» Ольга Волкова и руководитель музея Людмила Симанович. – Ведь за нами старейший народный промысел. История страны. Память детства. Связь поколений. Словом, всё, что и золотыми слитками не измерить. ИЗГОТОВЛЕНИЕ ЁЛОЧНОЙ ИГРУШКИ
Процесс производства обычного ёлочного шарика – зрелище впечатляющее. В темноте огромного цеха таинственно светятся языки синего пламени: несколько десятков женщин «колдуют» над небольшими газовыми горелками. Возле каждой – гора тонких трубок из специального стекла. Расплавив серединку трубочки, мастер-стеклодув дует в образовавшийся тонкий «усик» заготовки. Горячая масса наполняется воздухом, раздувается и подрагивает, словно мыльный пузырь. И хотя стенки стеклянного шара толще радужной мыльной оболочки, сам процесс ручного дутья требует той же осторожности и терпеливости, что и детская забава: лопнуть такой шарик может запросто – стоит только усилить давление воздуха в неподходящий момент или попытаться выдуть шар из бракованной заготовки.
Мастер кладёт небольшой овальный сгусток горячей, светящейся изнутри огнём и золотом стекломассы в одну половинку металлической формы, накрывает её второй и через секунду вытаскивает уже отформованное изделие. Еще немного воздуха, короткий «обжиг» над горелкой – и готов прозрачный зайчик. Его отправляют в белый пластмассовый лоток, где таких зайчиков с «усиками» на «макушке» и «пятках» уже много. Когда лотки на столах заполняются, их переносят в следующий цех. Во втором цехе светло и пустынно, все вокруг заставлено деревянными ящиками, в которых покоятся шары и игрушки довольно необычного вида – теперь вместо хрупкой прозрачности заготовки приобрели зеркальный блеск. Некоторые шары «посеребрены» наполовину. Каждая игрушка проходит процесс металлизации: единственная на фабрике машина покрывает её специальным составом. Это нужно, чтобы уже окрашенный цветным лаком предмет имел характерный зеркальный блеск или глубокий матовый цвет. А шарики, металлизированные наполовину, шарики с «экраном» – особый дизайнерский приём: вы будете смотреть в него, как смотрят в воду. Следующий цех напоминает лабораторию алхимика. В огромных чанах – иссиня-чёрное или кроваво-красное варево. В него работница на мгновение опускает серебристый шар, который держит за «усико». А вытаскивает уже васильковый или алый. И ловким движением вставляет «усико» в пустую ячейку на вертящейся подставочке-бочке, обтянутой холщовой тканью. Так шары сушатся. Четвёртый цех – настоящая мастерская прикладного искусства. Здесь тончайшими кисточками мастерицы расписывают игрушки по образцу, разработанному главным дизайнером фабрики Светланой Поповой, и эта роспись не уступает по красоте и самобытности палеху или гжели. Последний этап – сборка и декорирование изделий (здесь шары и колокольчики собирают в популярные нынче гирлянды, некоторые игрушки получают оригинальное дополнение в виде бантов, ленточек или искусственной хвои), оснащение их специальными металлическими держателями с петелькой для нитки и упаковка в презентабельные коробочки со слюдяным окошечком, сквозь которое заманчиво поблескивают готовые ёлочные наборы. Отсюда они отправляются на склад. КОММЕНТАРИЙ К СЛАЙД-ШОУ: Лаки на «Ёлочке» используют в основном импортные – наша промышленность о новогодних игрушках не думает. Чтобы составить достойную конкуренцию красочному импорту, наводнившему отечественные прилавки, фабрике приходится тратить огромные средства на последние разработки германских и польских производителей. Закупают такие лаки, которые придают шарам особый «бархатный» блеск, есть такие, которые, высыхая, начинают кристаллизироваться, и по всей «шелковистой» поверхности шара или «макушки» разрастаются чудесные узоры, похожие на те, что выписывает мороз на окнах. Смотрите слайд-шоу «Изготовление ёлочных игрушек». КЛИНСКАЯ ФАБРИКА «ЁЛОЧКА»
Старейшая фабрика по изготовлению стеклянных ёлочных украшений, предприятие народно-художественных промыслов «Ёлочка», производит уникальные стеклянные игрушки ручной работы. Их красота и качество были неоднократно оценены по достоинству на многих Всероссийских и Международных выставках. И это неудивительно – ведь Клинский край издревле славился своими умельцами-стеклодувами, которые передавали секреты своего мастерства от отца к сыну больше 150 лет.
Само объединение «Ёлочка» появилось в 1970 гг., когда Высковская, Решетниковская и Круговская фабрики перешли в подчинение Министерству местной промышленности. В 1987 г. к ним присоединилась и Клинская фабрика ёлочных стеклянных украшений. А в 1992 г. появилось ОАО «Ёлочка», которое успешно работает и до сей поры. В наши дни ручной труд ценится повсеместно. А уж красивые и оригинальные изделия из стекла и подавно никого не оставляют равнодушными. Какие только украшения ни производят мастера: фигурки людей и животных, персонажи сказок, крошечные самовары и чайники, яркие шары и прочие оригинальные ёлочные украшения, расписанные вручную в национальных художественных традициях. О высоком качестве и художественной ценности продукции предприятия свидетельствует тот факт, что стеклянные ёлочные украшения неоднократно получали высокие оценки и дипломы на многих Всероссийских и международных выставках. Всероссийские: «Игра и игрушки», «Мир детства», «Консум-Экспо», «Ладья. Зимняя сказка», «Подарки. Новый год». Международные выставки: «Amdiente», «Christmus WorLd», «Christmus Time». Адрес фабрики ОАО Ёлочка: 141650, Московская обл., Клинский район, г. Высоковск, ул. Владыкина, д. 32-Б Тел./факс: 8 (49624) 6-23-84, 6-37-43, 6-33-45 (отдел сбыта), 8 (49624) 6-37-13 (секретарь), 8 (49624) 6-24-34 (экскурсионный отдел). E-mail: yolochka@dol.ru (секретарь) E-mail: sbit_yolochka@mail.ru (отдел сбыта) Сайт: http://yolochka.ru/ КОММЕНТАРИЙ К СЛАЙД-ШОУ: Журналист М. Новожилов в журнале «Советская культура» за 1936 г. так писал о стеклодувном ремесле в Клинском крае: «...Клинский район Московской области (деревни Гологузово, Круговская, Семчино, Крюково, Крутцы, Чернятино, Воловниково, Копылово, Корост) с давних пор был сосредоточением кустарей-стеклодувов. Отсюда на рынок (если не считать небольшой доли импортируемых из Германии) выбрасывалась вся масса ёлочных украшений из стекла. Стеклодув-игрушечник вырабатывал продукцию на дому, этим обычно занималась вся семья, по наследству передавалось искусство стеклодува...». Умельцы совершенствовались в своём мастерстве, искали новые формы и приёмы и начали создавать не только бусы, но и сосульки, шары, сказочные фигурки. Смотрите слайд-шоу «Клинская фабрика ёлочных игрушек». МУЗЕЙ ЁЛОЧНОЙ ИГРУШКИ «КЛИНСКОЕ ПОДВОРЬЕ»
Одной из достопримечательностей Подмосковья является единственный в России музей ёлочной игрушки «Клинское подворье» и знаменитая фабрика ёлочных игрушек «Ёлочка». Расположены они в старинном и очень красивом городе Клин.
Музей ёлочной игрушки состоит из 12 залов, в которых посетители узнают о зарождении и развитии стекольного промысла на клинской земле. Вы попадете в новый мир с богатой историей ёлочной игрушки и понаблюдаете за непростой работой мастеров-стеклодувов и талантливых художников. В первом зале музея посетителей встретит ёлочка, украшенная сахарными розами и яблоками. Традиция украшать рождественскую елку насчитывает не один век. В XIX в. праздничное дерево наряжали всевозможными сладостями, орехами, яблоками, забавными фигурками из бумаги, картона, ткани и фольги. Но постепенно становятся популярными стеклянные ёлочные украшения. Во втором зале посетители попадают в крестьянскую избу конца XIX в. Вы увидите рабочее место мастера-стеклодува, кожаные меха, которые поддерживали огонь в горелке, металлические формы для изготовления бус. Следующий зал рассказывает о периоде индустриализации в нашей стране. Характерные игрушки того времени – монтажные, ватные и картонажные. Войдя в стеклодувный цех, Вы сможете понаблюдать за процессом «рождения» стеклянной игрушки. Мастерица, вращая двумя руками стеклянную трубку – дрот, разогревает её в пламени газовой горелки до тех пор, пока стекло не станет мягким, и начинает дуть через отверстие в трубке – усик. Происходит чудесное превращение стеклянной заготовки в шар, колокольчик, сердечко. Заглянув в цех росписи, Вы увидите, как художницы рисуют добрые улыбки Дедушкам Морозам, укладывают снег на крыши сказочных домиков, присыпают их «золотом» и «серебром». Есть в нашем музее и музыкальный зал – Зал Щелкунчика. Его украшает нарядная рождественская ёлочка из сказки «Щелкунчик и Мышиный Король». Всемирно известный композитор Петр Ильич Чайковский некоторое время жил в нашем городе, и самые известные свои произведения он написал на Клинской земле. И именно здесь он закончил работу над музыкой к балету «Щелкунчик». Ёлочные игрушки 1940 – 1960 гг. представлены в следующем зале. Это было непростое время для нашей страны – война и послевоенные годы. Новогодние украшения того времени выполнены в форме орденов, звезд, самолётов и дирижаблей с символикой СССР. В музее представлены и современные стеклянные игрушки фабрики народно-художественных промыслов «Ёлочка». Витрина с этими изящными и хрупкими украшениями переливается яркими красками, невозможно оторвать глаз от этой блестящей красоты. Адрес Музея ёлочной игрушки «Клинское подворье»: 141600 Клин, Московская область, ул. Староямская, дом 4. Телефоны: 8 (49624) 2-40-34,8 (916) 246-60-34 E-mail: info@klinvk.ru Сайт: http://www.klinvk.ru/ КОММЕНТАРИЙ К СЛАЙД-ШОУ: Посещение сказочного музея пробуждает ностальгию об ушедшем детстве, погружает в романтические мечты. Ёлки-чудо, ёлки-фантазия встречают Вас как самых дорогих гостей и ослепляют своим великолепием. Все посетители с удовольствием загадывают заветное желание возле 10-метровой елки – королевы Клинского дворца. А ещё Вы можете посетить фирменный магазин, в котором круглый год можно приобрести стеклянные новогодние украшения, изготовленные на предприятии народно-художественных промыслов «Ёлочка». Музей ёлочной игрушки – это замечательная возможность снова побывать в детстве. «Клинское подворье» – это удивительный дворец, в котором живёт сказка, чудо и волшебство. Смотрите слайд-шоу «Музей ёлочной игрушки «Клинское подворье». КРЕМЛЁВСКАЯ ЁЛКА С КЛИНСКИМИ ИГРУШКАМИ
Главное новогоднее дерево страны – Кремлёвская ёлка – принарядилось по самой последней моде. И помогли ему в этом, не поверите, детишки-сироты. Эту необычную идею в Управлении делами Президента РФ (именно это ведомство отвечает за кремлёвскую ёлку) сразу горячо поддержали. А в московском детском доме №48 сначала даже растерялись: «Разве нам разрешат наряжать ёлку в Кремле?».
Сложнее всего было выбирать ребят. Каждый ведь мечтал нарядить кремлёвскую лесную красавицу, и каждый по-своему этого достоин. Но, в конечном итоге, остановились на признанных в детском доме талантах. Вот, скажем, четвероклассник Олег Семёнов – артист, каких поискать. В школьном театре сейчас во всех тонкостях разбирает роль Зайца, которую ему предстоит играть в новогоднем спектакле. Между прочим, главную роль. Правда, с Олегом вышел казус. Прямо перед нашей встречей он «заработал» фингал – во время игры в футбол один из ребят нечаянно задел локтем. – Я так волновался, думал, вот вдруг из-за этого не возьмут елку наряжать, – говорит Олег. Но синяк ёлочному делу не помеха – фейс-контроль проходить для этого ведь не нужно. От Клинской фабрики «Ёлочка» доставили на Кремлёвскую ёлку новогодние игрушки. «Наш подарок – сказочный сундук с игрушками, – говорит генеральный директор ОАО «Елочка» Ольга Павловна Волкова, – в сундуке яркие матрёшки, самовары, колокола. Все игрушки – больших размеров и очень красивые. Это был специальный заказ, который наши мастера с удовольствием выполнили». – Многие игрушки совершенно новые, – говорит пресс-секретарь Управляющего делами Президента РФ Виктор Хреков. – Часть из них специально для Кремлёвской елки сделали на Клинском заводе ёлочных украшений. А вообще ёлка на этот раз впервые будет украшена гирляндами, которые изготовлены по нанотехнологиям. Мы используем в общей сложности 3300 светодиодных лампочек. Ёлочная наногирлянда длиной почти 1000 метров. Ну а помимо этого Кремль (в основном Ивановскую площадь) украсят ещё 60 тысяч метров гирлянд. * * * |
|
|