Народные промыслы | Холмогорская резная кость  
Холмогорская резная кость
Более 400 лет живёт уникальное искусство холмогорской резьбы по кости. С давних времен северяне добывали в полярных морях тюленей, «рыбий зуб», моржовую кость, собирали по берегам Ледовитого океана ископаемую мамонтовую. Для нужд косторезов привозили из-за границы дорогую слоновую. Кость обрабатывали (резали) по всему северу: от Архангельска до Сольвычегодска и Великого Устюга. Однако центром косторезного промысла стали Холмогоры – родина великого Ломоносова. В 1930 г. промысел, который находился в упадке со 2-й пол. XIX в., стал поддерживаться государством. В селе Ломоносово была создана профессионально-техническая школа, а позже и Холмогорская косторезная артель имени М.В. Ломоносова (1932 г.). Холмогорскую резьбу  характеризует редкая миниатюрность, проработка изображений выполняется с  ювелирной тонкостью. В основе ажурного орнамента – традиционный холмогорский завиток, который мастера варьируют бесчисленное множество раз.
На вал, наматывая время
Резьба по бивню мамонта.
Сортировать:
по популярности
1. Холмогорская резьба по кости. Старинный промысел  
2. Холмогорская резьба по кости.  
3. Холмогорская резьба по кости  Передача «Собеседники». Гость передачи Людмила Москвичева-Беслеева.
4. Холмогорская резьба по кости. Старинный промысел  
5. На вал, наматывая время    Резьба по бивню мамонта.
6. От Холмогор до Ломоносова  
7. ДЕЛО ЖИЗНИ. КОСТОРЕЗ  Кость материал капризный и требовательный, она сама диктует – какое изделие из нее должно получиться. Поэтому и работает косторез зачастую интуитивно. Нужно внимательно прислушиваться к тому, что говорит материал. И лучше всего брать кость мамонта.
8. Холмогораская резьба по кости. Антонина Лысова.  
9. Обучение косторезному промыслу  
10. Резьба по кости в упадке  Знаменитый промысел резьбы по кости переживает не лучшие времена. Фабрика в селе Ломоносова, некогда процветающее предприятие, находится на грани второго банкротства. Для подъёма промысла не хватает людей.
МИРОВЫЕ ШКОЛЫ РЕЗЬБЫ ПО КОСТИ
Истоки традиций современного искусства резьбы по кости теряются в глубине тысячелетий. Сегодня не представляется возможным достоверно установить, как давно человек впервые взял в руки звериную кость, каменный резец и попробовал процарапать изображение.
И хотя инструмент для резьбы по кости с тех незапамятных пор изменился до неузнаваемости, принцип создания произведений искусства из прочного, красивого и доступного природного материала остался прежним.
Художественная резьба по кости практикуется всеми народами Земли, но лишь некоторые из них достигли подлинного совершенства  и сумели ремесло превратить в искусство.
Китайские резчики по кости придерживаются принципа максимального усложнения конструкции изделия – и благодаря этому славятся на весь мир. Квинтэссенцией мастерства резьбы по кости в Китае вот уже более тысячи лет считается умение вырезать из цельной заготовки многослойный ажурный шар. Первым из сохранившихся до наших дней является трехслойный шар из слоновой кости, за сложность изготовления прозванный «работой демона», и давший это название технике «шар в шаре».
Миниатюрная скульптура нэцкэ (на фото) – настоящая жемчужина всякой коллекции. И хотя художественная резьба по кости в Японии радует ценителей великолепными окимоно – статуэтками, иллюстрирующими мифы, жизнь, быт – именно нэцкэ стало визитной карточкой японского костерезного искусства. В условиях современности, когда официальные поставки слоновой кости оказались под запретом, нэцке из бивня мамонта стали главной продукцией дальневосточных мастеров. Фигурки зверей, мифологических и исторических персонажей, создаваемые в наше время, поражают мельчайшей деталировкой. Узорчатая фактура ткани, живая мимика лиц, динамика и пластичность свойственны лучшим нэцкэ, изготовленным в наши дни.
Резьба по слоновой кости в Индии имеет давние и славные традиции. Фантастической красоты статуэтки, созданные мастерами прошлого, ценятся на уровне ювелирных изделий из самых драгоценных материалов. Аккуратно и неторопливо, удаляя лишние наслоения материала, индийцы способны превратить отрезок слоновьего бивня в Шиву, танцующего вместе с женой своей Дэви.
Актуальный ныне запрет на добычу слоновой кости усложнил существование индийских резчиков. Сегодня резьба по кости в Индии потихоньку угасает.
ИСТОРИЯ ХОЛМОГОРСКОЙ РЕЗНОЙ КОСТИ
Первое письменное упоминание о холмогорских резчиках относится к XVII в., когда местный «гребенный мастер» Евдоким Шешенин и его брат Семён были вызваны в Москву для работы в Оружейной палате. Братья Шешенины стали лучшими косторезами Оружейной палаты. XVIII в. –  период расцвета холмогорского промысла. Уже к началу XVIII в. холмогорские мастера не знали себе равных. Искусно выполненные предметы из моржовой, слоновой и мамонтовой кости – браслеты, декоративные кубки, шкатулки, табакерки и коробочки, гребни, миниатюрные секретеры, пластины с портретами пользовались большим спросом, были широко распространены по всему Северу и дальше – по всей России.
Русские цари почитали это старинное искусство. Согласно протоколам Верховного Тайного Совета императрица Екатерина I хранила свои личные вещи в двух холмогорских ларцах. Достоверно известно, что у холмогорского резчика Осипа Дудина неоднократно покупались шахматы для наследника царского престола великого князя Павла Петровича. В 1798 г. царствующая чета Павел I и Мария Фёдоровна приняли от резчика Н.С. Верещагина, который подолгу проживал и в Архангельске, и в Санкт-Петербурге, парные вазы конусообразной формы, хранящиеся сегодня в Государственном Эрмитаже.
Пышная красочность, как одна из черт оформления резной кости XVIII в., постепенно сменяется холодной и строгой красотой искусства следующего столетия. Завитки в виде раковины, типичные для стиля рококо, уступают место строгому по рисунку орнаменту, а сложные формы изделий холмогорских резчиков прошлого столетия сменяются более простыми. Складывается определённый рисунок узора, характерный для северной резной кости первой половины XIX в.  На мелкой ромбовидной сетке размещаются цветочные гирлянды.
Если в косторезном искусстве 1820-х гг. отчётливо видны изысканное мастерство и логическая стройность рисунка, которые соединяются с простой конструктивной формой предмета, то в 1830-х гг. возникает интерес к изящным резным изделиям, подчас лишённым практического смысла. Это миниатюрные предметы мебели, швейные шкатулки, в виде паровоза с колесами, плакетки, коробочки и т.п., декорированные плоской прорезью тонкого ветвистого растительного узора типа морских водорослей или трав.
Со второй половины XIX в. происходит резкий спад косторезного дела, не выдержавшего конкуренции с быстро растущим фабричным производством, выбросившим на рынок массу красивых и значительно более дешёвых, чем из кости, изделий.  Пытаясь возродить угасающий промысел, местные власти в 1885 г. открывают класс резьбы по кости при Ломоносовском сельском училище. Этот класс просуществовал 15 лет, не дав значительных результатов, и был закрыт в 1900 г. из-за отсутствия учеников.
К началу XX в. искусство резьбы по кости  практически прекращает существовать, творчеством продолжают заниматься лишь несколько мастеров: семьи Угольниковых, Калашниковых, Шубиных.
КОСТОРЕЗЫ ЦАРСКОЙ РОССИИ: Братья Шубины лепили царей и вырезали их родословие
Холмогорская земля известная, как родина учёного Михаила Ломоносова и  скульптора Федота Шубина(1740 – 1805 гг.), славится также мастерами художественной обработки кости. Резчиком по кости и перламутру начинал  и сам великий русский скульптор Федот Шубин.
Земляк великого Ломоносова  Ф.И. Шубин род. на берегу Белого моря, в одном из рыбацких поселков близ города Холмогоры Архангелогородской губернии, в семье крестьянина-помора. Все её члены, кроме рыболовства и земледелия, занимались традиционным художественным промыслом северных народов – резьбой по моржовой и мамонтовой кости или перламутру. Незаурядные природные способности выделяли  работы Федота  в массе поделок местных косторезов.
В 1759 г., после смерти отца, Федотка Шубной, получив двухгодичный паспорт, ушёл пешком с рыбным обозом в Петербург. Привезя с собой свои изделия – иконки, крестики, гребни, разные красивые безделушки, он первоначально жил от их продажи, а потом в столице, как писал он сам:

«услуживал своей работой в резьбе по кости некоторым персонам  и по старанию их определён на службу истопником при дворце».

Его умело выполненные костяные изделия и перламутровые иконки привлекли к себе внимание:

«Истопник, Федот Иванов, сын Шубной  своей работой в резьбе по кости и перламутру даёт надежду, что со временем может быть искусным в своем художестве мастером».

Так было о нём сказано в подписанной президентом Петербургской Академии художеств И.И.Шуваловым «Промемории» от 23 августа 1761 г., рекомендующей Шубного «из истопников уволить» и определить к обучению, что и было закреплено Высочайшим повелением.
М.В. Ломоносову удалось заинтересовать президента Академии художеств талантом юноши, и Федот был принят обучаться скульптуре. Продолжал обучение Шубин в Италии и Франции, был избран почётным членом Болонской академии художеств. Он получил уроки европейского мастерства в пору, когда им уже накрепко и профессионально были усвоены основы русской народной пластики –  резьбы по кости и перламутру.
По возвращении на родину Федот Шубин приобрёл всероссийскую известность.
Косторезом был  старший брат Федота Шубина Яков Иванович Шубный. Почему «Шубный»? Яков Иванович сам  так обьяснял: « Никакой ошибки! По-деревенски, по-нашенски – Шубной, а по-питерски, по-господски – Шубин («Повесть о Федоте Шубине».).
В этой повести примечателен такой диалог Якова Ивановича со своим младшим братом Федотом Шубиным:
– Помнишь, братец, как мы с тобой собирались родословие царей вырезать из кости?
– Как не помнить, мне ещё от протопопа неприятность была: в Холмогорах допрос учинили.
–Так вот, – продолжал Яков, – три года про между всяких дел я трудился и родословие вырезал. Из Москвы, из Оружейной Палаты, благодарение за труд получил. Без наук, своим умом дошёл!
Декоративная пластина «Родословия»  одна из самых известных работ Якова Ивановича Шубина. На декоративной пластине «Родословие» выполнен 61 портрет. На раме внизу находится подпись резчика, что представляет собой исключительное явление. Изображения военных атрибутом и парусных кораблей напоминают о недавней победе русского флота при Чесме в 1770 г.
Н.С. Верещагин: ваза для Екатерины II
На смену Осипу Дудину пришёл другой мастер резьбы по кости Николай Степанович Верещагин (род. в 1770 г.).  Подобно большинству мастеров северных районов, занимавшихся резьбой в свободное от основной работы время, он долгое время сочетал любимое занятие со службой чиновника городской почтовой таможни Архангельска.
В Эрмитаже хранятся две пары ваз, созданные Верещагиным. Одна ваза, выполненная в 1798 г. в наиболее сложной технике сквозной резьбы, поражает не только виртуозностью обработки материала, красотой форм и соразмерностью частей, но и своими размерами (на фото: Верещагин Н.С. Ваза «Времена года». Резная кость. Государственный Эрмитаж.).
Высота этих ваз – восемьдесят четыре см. Это самые большие из известных в настоящее время изделий, выполненных в данной технике из моржовой кости. Мастер умело сочетает разнообразные формы: тулово вазы в виде усеченного конуса, тонкая изящная ножка и верхняя куполообразная часть с возвышением, увенчанным крохотным воспроизведением конного памятника Петру I (скульптура Фальконе), – воспринимаются как единое целое.
Наряду с тончайшим кружевом резьбы, Верещагин вертикальными полосами, напоминающими ряды плотно составленных костяных шариков, намечает линии, которые выявляют конструкцию вазы, придают ей стройность. Мастер акцентирует центральную часть тулова, помещая здесь наиболее массивные украшения (медальон с фигурой орла, гирлянда). Круглую скульптуру, рельефы, прорезной орнамент, гравировку, разнообразные приемы обработки кости применяет здесь Верещагин, достигая подлинных вершин мастерства.
Расцвет его творчества пришелся на 1790 – 1810 гг. Он также был уроженцем Холмогорского уезда, вырос в семье солдата, выучился резьбе и вскоре прославился. Так же как и Дудин, Верещагин соединил в своем творчестве традиции севернорусского косторезного искусства с элементами раннего классицизма, свидетельствующие о достаточной эрудиции и культуре художника, его контактах с петербургскими заказчиками и двором.
Многие произведения костореза поступали в Зимний дворец и определялись на хранение в Императорский Эрмитаж. Сохранилось несколько декоративных ваз, выточенных и украшенных сквозной тончайшей резьбой и рельефами. Одна из таких ваз была преподнесена Екатерине II .
О.Х. Дудин: резные шахматы для царевича
Начатый Шубиным определённый этап в развитии косторезного искусства завершил Осип Дудин. Самой дорогостоющей работой в ту эпоху было изготовление предметов мебели, когда деревянный остов облицовывали костяными пластинами, украшенными тончайшей резьбой. Одним из таких мастеров и был Осип Христофорович Дудин (на фото: Дудин О.Х. Кружка. 1774 – 1775 гг. Резная кость. Государственный Эрмитаж.).
Выходец из простой крестьянской семьи, уроженец Двинского уезда Архангельской губернии, род. в 1714 г. В зрелый период своего творчества он работал в Петербурге.
В 1770-е гг. XVIII в. Дудин создаёт две резные кружки с рельефными портретами русских царей и князей. Одна из них, выполненная в 1774 – 1775 гг., находится на выставке в Эрмитаже. Пятьдесят восемь портретов (от Рюрика до Екатерины II) располагаются на ней четырьмя рядами, в изящных витиеватых рамках, на фоне тонкого, как кружево, прорезного узора. Центральное место занимает рельефный портрет Екатерины II.
Портретами украшена также полусферическая поверхность крышки, увенчанной объемными изображениями короны и державы. Воспроизводя черты лица портретируемых, Дудин руководствовался их изображениями на медалях. Но при этом резчик отнюдь не копировал. Он великолепно учитывал специфику материала, в котором работал, а также место данного изображения в общей композиции. Красота кости, своеобразие её белой поверхности, изящество прорезных кружевных узоров подчеркнуть темным сплошным фоном основы кружки, изготовленной из рога.
У Дудина не раз покупали резные костяные шахматы для наследника царского престола великого князя Павла Петровича.
В богатых по оформлению его ларцах глазковый и растительный орнаменты объединялись с прорезным узором, рисунок которого включал как растительные мотивы, так и варианты пышных завитков, пришедших в холмогорскую резьбу их официальных стилей барокко и рококо.
Косторезы Лопаткины – родственики М.В. Ломоносова
Родная сестра Ломоносова Мария Васильевна была замужем за матигорским косторезом Евсеем Фёдоровичем Головиным (1724 – 1794 гг.). Их дочь Матрёна Евсеевна в молодости жила у М.В. Ломоносова и с удовольствием вспо­минала о своем житье-бытье у дядюшки в Петербурге в небольшом ка­менном домике на берегу грязной Мойки.
Матрёна Евсеевна вышла замуж за куростровского костореза Фёдора Яковлевича Лопаткина (1746 – 1828 гг.).  У Матрёны Евсеевны  были дети: Иван, Егор и Ирина.
Иван Фёдорович Лопаткин оставил в Курострове хорошую память о себе, как образцовый хозяин-земплепашец и даровитый токарь изделий из кости. По  представлению Архангельского генерал-губернатора Миницкого, в январе 1827 г. Ивану Лопаткину «внуку известного сочинителя Ломоносова» в поощрение искусства его резьбы на кости Высочайше пожалована серебряная медаль с надписью «за полезное» для ношения на  Аннинской ленте, а матери его Матрёне Лопаткиной – единовременно тысячу рублей.
В те годы в костяных изделиях мастера воспроизводили даже известные памятники, как, например, памятник Минину и Пожарскому работы И.П. Мартоса. Судя по литературным данным, впервые подобную группу создал именно И.Ф. Лопаткин. Этот мастер был первым организатором косторезной школы на дому для желающих познать основы этого искусства.
Внук Матрёны Евсеевны (сын Ивана Фёдоровича) Илья Иванович Лопаткин (1816 – 1848 гг.) награждён императором Николаем I золотыми часами и перстнем

«за усердное поднесение резной, из слоновой кости, работы его, изображающей тайную вечерю».

В его собственной артели на дому работало семнадцать резчиков (на фото: род Лопатиных – родственников М.В. Ломоносова).
Косторезы из рода Бобрецовых
В одном ряду с этими мастерами стоят  имена матигорских косторезов Бобрецовых: Михайла Никитина и пяти его сыновей.
В восьмом поколении Михайло Никитин Бобрецов (1807 – 1862 гг.), в возрасте двадцати семи лет с сыном Иваном прибыл на постоянное жительство на родину своих далёких предков в Холмогорский уезд.
Михайло Никитин стал первым в своем роду мастером резьбы по кости. Михайло Никитин оказался крайне талантливым человеком,  в совершенстве овладел секретами косторезного мастерства. Он выработал свою технику резьбы, которая впоследствии стала признанной. Пример тому – картина «Дуэль», которую В.Т. Узиков выполнил в 1927 г. в манере резных икон Бобрецова.
Вся творческая деятельность Михайлы Никитина длилась около тридцати лет (на фото: Бобрецов Михаил Никитич, икона «Распятие с предстоящими», Архангельская губерния, вторая пол. XIX в. Моржовый клык, кость, дерево, ткань, бумага рельефная, ажурная резьба, гравировка). Широко известна и  икона-картина в рамке с прорезным растительным орнаментом «Алексий человек божиий», где Алексий изображён в традиционной длинной крестьянской рубахе.
М.М. Бобрецов: подарил своё блюдо императорской семье
Михаил Михайлович Бобрецов «младший» (1838 – 1910 гг.)  род. и жил в Матигорах (север Холмогор), продолжая дело отца на родине. После отъезда братьев в Петербург  оказался самым сильным специалистом из девятнадцати мастеров, работавших в Холмогорском уезде. Достиг высокого мастерства, стал ведущим мастером резьбы по кости. Славился искусством плоскорельефной резьбы и тонкой ажурной резьбы. Искусно выполнял многие блюда и шкатулки, украшая их изящными узорами. За уникальные творения был щедро одарён. Участник всероссийских выставок.
Так, 6 сентября 1884 г. на городской набережной Северной Двины в честь 300-летнего юбилея Архангельска открылась сельскохозяйственная выставка. Среди работ других кустарей были выставлены шахматы Бобрецова из моржовой кости на тему античного мира. Шахматы были проданы за двести рублей.  В числе его наград были  золотые часы от царского двора.
Три работы мастера ныне  хранятся в Эрмитаже. Первая работа – комплект шахмат в разрозненном виде.  
Вторая работа – декоративная настольная пластина с изображением архангельского памятника М.В. Ломоносова.  На оборотной стороне пластины выгравировано «М.М. Бобрецовъ».
Третья работа – декоративное подносное блюдо. С чёткой надписью  крупными гравированными печатными буквами:

«Его Императорскому Высочеству Великому князю Владимиру Александровичу от крес. Холмогорского уезда 27 июня 1899 года» (В.А. Романов (1847 – 1909 гг.) – сын императора Александра II.).

Сохранилось свидетельство, что  блюдо было поднесено в 1885 г. у школы в Денисовке на Курострове (Холмогоры) во время путешествия в 1885 г. Во время которого Владимир Александрович Романов с интересом изучал промыслы и быт северян. С этой целью на родине Ломоносова в школе была устроена маленькая выставка, лишь нескольких костяных поделок. Высокие гости удивились, что «такое дело, как холмогорское костяное, остается в тени и даже совсем не показывается». Великий князь сосредоточил на резьбе по кости «особое внимание» и высказал пожелание, чтобы при школе был создан отдельный ремесленный класс резьбы по кости. И класс был открыт!
Работа ремесленного класса совпала по времени с годами расцвета творчества Михаила Михайловича, более того, у себя в уезде он оставался единственным мастером высокой квалификации. В заботах о сохранении традиций он несколько лет вёл класс резьбы по кости в Ломоносовской школе, а учеников «растил» всю жизнь.
 
КОММЕНТАРИЙ К СЛАЙД-ШОУ:
Первые архивные сведения  о косторезных мастерах относятся к XVII  в. Среди прочих профессий жителей указаны «четочники» Исачко Трофимов сын Соломатов, «четочник» молодчей, Селиванко Иванов Сын Выдрин, четочник, молодчей и т.д. К  XVII же в. относятся сведения о Шешининых Евдокиме, Семене, Иване, Семёне, Василии. Все они были вывезены из Холмогор в Москву для работы в Оружейной палате. Наибольшего расцвета Холмогорская резьба по кости достигла в эпоху царствования Петра Первого. В это время мастера исполнили ряд уникальных работ. К концу  XIX – началу ХХ вв. холмогорской резьбе характерна механика сквозной резьбы. В этой технике выполнено блюдо, поднесённое великому князю Владимиру Александровичу при посещении Холмогор в 1885 г., выполненное Михаилом Бобрецовым. Смотрите слайд-шоу «История холмогорской резьбы по кости».
Источник: http://stomaster.livejournal.com/1806563.html
Седло. XVIII в. дерево, кожа, кость, резьба. Резчиком по кости и перламутру начинал великий русский скульптор Федот Шубин.
Источник: http://www.comgun.ru/repair/1371-xolmogorskaya-reznaya-kost-chast-1-15-foto.html
Бюро-секретер. Бивень мамонта, моржовый клык, кость, дерево, слюда, бумага, металл, ажурная резьба, цветная гравировка, окраска, оклейка, обивка. Архангельская губерния. Вторая половина XVIII в.
Источник: http://www.comgun.ru/repair/1371-xolmogorskaya-reznaya-kost-chast-1-15-foto.html
Ларец-теремок свадебный. Русский Север. 1770 – 1780 гг. На крышке и стенках свадебного ларца помещены 33 круглых и овальных медальона с изображениями купидонов, аллегорий дружбы, любви и верности.
Источник: http://www.comgun.ru/repair/1371-xolmogorskaya-reznaya-kost-chast-1-15-foto.html
Ларец-теремок. Бивень мамонта, металл. Рельефная резьба, гравировка. Неизвестный резчик. Москва (?). 1718 – 1725 гг. Ларец-теремок собран из костяных дощечек. На передней стенке вырезаны фигурки Адама и Евы у древа в окружении зверей.
Источник: http://www.comgun.ru/repair/1371-xolmogorskaya-reznaya-kost-chast-1-15-foto.html
Икона «Воскресение и 12 праздников». Бивень мамонта, черное дерево, дерево. Ажурная, рельефная резьба, обивка. Архангельская губерния. Вторая половина XVIII в.
Источник: http://www.comgun.ru/repair/1371-xolmogorskaya-reznaya-kost-chast-1-15-foto.html
Ваза «Времена года». Слоновая кость (?), дерево, шёлк. Мастерская Верещагина. Архангельск, 1790 г. В медальонах вазы вырезаны изображения времён года, между которыми из цветочных гирлянд выведены литеры «В», «Л», «О» и «3» (весна, лето, осень, зима).
Источник: http://www.comgun.ru/repair/1371-xolmogorskaya-reznaya-kost-chast-1-15-foto.html
Скульптура «Пётр 1 – победитель шведов». Санкт-Петербург (?). 1780 – 1790 гг. Пётр 1 изображен на поле Полтавской битвы. В посвятительной надписи он назван «Отцом Отечества». Резчик создал свою композицию под влиянием памятника Э. М. Фальконе (1782 г.)
Источник: http://www.comgun.ru/repair/1371-xolmogorskaya-reznaya-kost-chast-1-15-foto.html
Цепь ордена Андрея Первозванного. Цепь ордена Андрея Первозванного состоит из 21 ажурного медальона. Эти резные медальоны точно воспроизводят звенья аналогичной орденской цепи, сделанной из драгоценных металлов и камней.
Источник: http://www.comgun.ru/repair/1371-xolmogorskaya-reznaya-kost-chast-1-15-foto.html
Шахматы изобразительного типа. Русские шахматы так называемого изобразительного типа со второй половины XVIII века делали в виде двух войск – восточного и европейского. Главными фигурами в них были турецкий султан и король, держащий в руках скипетр.
Источник: http://bibliotekar.ru/rusKost/2.htm
Ларчик. Неизвестный резчик из семьи Шешениных (?). Москва. Оружейная палата (?) Конец XVII в. Ларчик состоит из костяных дощечек толщиной до 0,5 см, украшенных прорезными пышными побегами и коронованными львами. На крышке – двуглавый орёл.
Источник: http://bibliotekar.ru/rusKost/3.htm
Гребень свадебный «Александр Македонский и индийский царь». Архангельская губерния. 1760–1780-е гг. Архангельская губерния, вторая пол. XVIII в. Александр Македонский изображён в шлеме, с копьем в руке. За ним – всадники с копьями и трубач.
Источник: http://bibliotekar.ru/rusKost/4.htm
Шкатулка для гребня. Архангельская губерния. XVIII в. На крышке шкатулки для гребня вырезана сцена встречи молодых людей. Резчик выявил объем и гравировкой подчеркнул детали костюма и растения фона. Рокайльные завитки служат прихотливым обрамлением фигур
Источник: http://bibliotekar.ru/rusKost/7.htm
Шахматы так называемого абстрактного типа: ферзь, король, конь. Архангельская губерния, середина XVIII в. Русские шахматы так называемого изобразительного типа со второй половины XVIII века делали в виде двух войск – восточного и европейского.
Источник: http://bibliotekar.ru/rusKost/9.htm
Костяные кубки с крышками. Кубок с портретом императрицы Елизаветы, Санкт-Петербург (?). 1759 –1760 гг. Кубок с портретами великого князя Павла Петровича, великой княгини Марии Фёдоровны и императрицы Екатерины II.
Источник: http://bibliotekar.ru/rusKost/10.htm
Портреты великого князя Павла Петровича и великой княгини Марии Федоровны. Архангельская губерния. 1776 –1780-е гг. Ларец-теремок свадебный. Архангельская губерния. 1780-е гг.
Источник: http://bibliotekar.ru/rusKost/10.htm
Портрет императрицы Екатерины II. Архангельская губерния. 1760-е гг. Желая придать торжественность небольшому портрету императрицы Екатерины II, резчик поместил его в пышную раму из привычных холмогорских завитков-«раковин».
Источник: http://bibliotekar.ru/rusKost/21.htm
Икона «Димитрий, митрополит Ростовский». Архангельская губерния Середина XVIII в.
Источник: http://bibliotekar.ru/rusKost/21.htm
Картина «Прощание с императором Александром 1». Архангельская губерния, вторая четверть XIX в. Выполнена по гравюре А. Афанасьева, появившейся вскоре после неожиданной смерти Александра 1 в 1825 г.
Источник: http://stomaster.livejournal.com/1806563.html
Резчик Шубный Яков Иванович. Декоративная пластина «Родословие» Холмогоры. 1774 г. На декоративной пластине «Родословие» выполнен 61 портрет. Изображения военных атрибутом и парусных кораблей напоминают о недавней победе русского флота при Чесме в 1770 г.
Источник: http://stomaster.livejournal.com/1806563.html
Санкт-Петербург. Мастер Осип Дудин. Около 1777 г. Дерево,кость, фольга, рельефная и ажурная резьба, гравировка.
Источник: http://stomaster.livejournal.com/1806563.html
Резчик Бобрецов Михаил Никитич. Икона «Распятие с предстоящими», Архангельская губерния, Вторая пол. XIX в. Моржовый клык, кость, дерево, ткань, бумага, рельефная, ажурная резьба, гравировка.
СОВЕТСКАЯ ХОЛМОГОРСКАЯ РЕЗНАЯ КОСТЬ
Подъём  холмогорской резной кости начался с 1920-х гг. и связан с деятельностью таких художников, как А.Е. Штанг, П.П. Черникович, Н.Д. Буторин, В.П. и А.С. Гурьевы. С 1929 г. существует косторезная школа в Холмогорах. С 1930-х гг. с промыслом связано творчество художников – мастеров костяной миниатюры М.Д. Ракова, С.П. Евангулова.
В 1932 г. была образована Холмогорская косторезная артель имени М.В. Ломоносова. Возродились навыки ажурной и рельефной резьбы (коробочки, ножи, пудреницы, кулоны из бивней мамонта, зуба кашалота, моржовых клыков и обычной кости).
1 октября 1934 г. Президиум Всероссийского Центрального Исполнительного комитета принял специальное постановление о мероприятиях и путях развития холмогорской резьбы. Целый комплекс мер позволил восстановить былую славу этого искусства.
«Диплом золотой медали» всемирной выставки в Париже 1937 г. привлёк к холмогорскому промыслу дополнительное внимание, а постоянный госзаказ сделал холмогорскую резьбу одной из визитных карточек Советской России.
Что касается стилевого развития, то период с 1930-х по начало 1950-х гг. прошёл под знаменем помпезности сталинского ампира, основанного на классике рубежа XVIII – XIX вв.
Конец пятидесятых отмечается повествовательностью жанровых сюжетов, новой декоративностью и укрупнением форм.
Подлинного расцвета искусство достигает в нач. 1960-х гг., когда в творчество вливается молодое поколение мастеров резьбы. Завоеванием этого времени можно считать природное начало в творчестве, когда стали использоваться менее сложные технически, но гораздо более выразительные мотивы холмогорской резьбы.
Семидесятые годы стали временем нового обращения к историческому наследию, когда вновь вернулись к использованию многих традиционных приёмов и элементов в применении к современной советской тематике и стилистике.
Характерной чертой 1990-х гг. является рост индивидуального начала в творчестве мастеров. Несмотря на экономические трудности, складываются благоприятные условия для развития творческой мысли и индивидуальности мастеров-художников при сохранении духа и образа традиционной холмогорской резьбы по кости.
СОВЕТСКИЕ КОСТОРЕЗЫ: Н.Д. Буторин
Николай Дмитриевич Буторин (1934 – 2013 гг.) – заслуженный художник России, выдающийся мастер-косторез холмогорской резной кости. Лауреат Государственной премии РСФСР им. И.Е. Репина (1976 г.) за создание высокохудожественных произведений народного искусства.
Н.Д. Буторин род. в селе Долгощелье Мезенского района Архангельской области. После окончания учебы  15-летним подростком неожиданно для многих поступил в косторезную школу в селе Ломоносово. Но выбор этот был не случаен, ведь рисовать он начал с самого раннего детства, с тех пор, как себя помнил. Учился в Ломоносовской художественной школе резьбы по кости (1949 – 52 гг.). Работал в артели резьбы по кости в с. Ломоносово (1952 – 1953, 1962 – 1986 гг.). В 1967 г. Н.Д. Буторин стал членом Союза художников СССР. С 1971 по 1978 гг. преподавал в Художественной школе резьбы по кости в с. Ломоносово.
Н.Д. Буторин создает десятки, сотни произведений из простой кости, бивня мамонта, моржового клыка, зубов кашалота, многие из которых хранятся в Русском музее, Эрмитаже, в музеях Архангельска, в отечественных и зарубежных собраниях. Можно вспомнить такие значительные его работы, как ваза «Весна» (1969 – 70 гг.), кубок «Основатель русского флота» (1975 г.), вазы «Космос» (1977 г.), «Баллада о Севере» (1979 г.), «Спирали», «Океан» (1982 – 83 гг.), ларец «Ярославна» (1984 – 85 гг.).
Николай Буторин является одним из мастеров, создавших и развивших в первой половине XX в. новое направление в косторезной технике – гравюру по кости.
В своей серии ваз  Николай Буторин использует только гравировку. Его работы отражают события истории  Русского Севера,  а изображённые на них птицы и животные среди крупных фантастических цветов и деревьев восходят к традициям русской народной живописи.
С 2005 г. по 2012 гг. Н.Д. Буторин передавал свой опыт, умение, знание традиций косторезного промысла студентам Высшей школы народных искусств в городе Санкт-Петербурге.
Распоряжением правительства Архангельской области от 2013 г. Художественному училищу резьбы по кости в селе Ломоносово  в честь увековечивания памяти выдающегося мастера-костореза, художника, творца присвоено имя Н.Д. Буторина.
Из размышлений о народном искусстве художника,  философа, учителя нескольких поколений косторезов  Николая Дмитриевича Буторина:

«... здесь, как нигде, видишь нерасторжимую связь с духом  и мастерством живших до нас поколений, чувствуешь, какими кровными нитями связан ты с судьбой своей земли и хочется  нашим прекрасным языком сказать «о времени и о себе»,  чтобы работа твоя грела душу и сопутствовала в жизни каждому, в чьи руки она попадает ...».

В.А. Просвирнин: новатор холмогорского промысла
Несмотря на свой возраст, Виталий Александрович Просвирнин – художник-экспериментатор. Его новаторский метод в искусстве резьбы по кости отмечали многие искусствоведы, а уникальные работы народного мастера неизменно восхищают знатоков. Просвирнин Виталий Александрович Член Союза художников СССР с 1983 г. Заслуженный художник РСФСР с 1984 г. Народный мастер-художник высшего класса Холмогорской резьбы по кости.
Виталий Александрович Просвирнин род.  в 1929 г. в деревне Алексеевская  Красноборского района Архангельской области. В 1935 г. родители переезжают в рабочий поселок Цигломень. В 1944 г. заканчивает семь классов и поступает учиться в школу художественной резьбы по кости в селе Ломоносово, которую заканчивает в 1947 г., получив специальность мастера художественной резьбы по кости шестого разряда. Тогда же Виталий Александрович приходит работать на фабрику художественной резьбы по кости имени М.В. Ломоносова, где и трудится до призыва в ряды Советской армии в 1949 году. С 1955 по 1968 гг. Просвирнин – мастер производственного обучения в Холмогорской художественной школе села Ломоносово. Успешно совмещает и преподавательскую, и творческую деятельность, постоянно совершенствуя и свое профессиональное мастерство. Позже Виталий Александрович становится старшим художником фабрики художественной резьбы по кости им. М.В. Ломоносова, председателем художественного совета фабрики, автороми разработчиком многих образцов для массового производства. В 1960 – 1980-е гг. мастером выполнены лучшие классические произведения в стиле холмогорской резьбы из традиционных материалов (мамонтовая, моржовая, простая поделочная кость) – коробочки «На охоту», «Весна в деревне», ларец «Праздник русской зимы».
Заслуженный художник Николай Буторин отмечал работы Просвирнина этого периода: «Автор языком искусства резьбы по кости с большой искренностью передает свое чувство о природе нашего края и северной деревне».
Девяностые годы в творчестве Виталия Александровича признаны новаторскими. Именно тогда Просвирнин разработал и освоил создание произведений из зуба кашалота  – нового материала для холмогорского промысла – с использованием традиционных рельефной и ажурной техник резьбы (кубок «Частушки», ваза «Поэзия весны», кубок «Мелодия для оленя»). Тема красоты природы Севера, сюжеты, связанные с фольклором, – главные направления поиска художественных образов мастера.
Произведения Просвирнина находятся в Архангельском музее изобразительных искусств, мемориальном музее М.В. Ломоносова, областном краеведческом музее, Русском музее (г. С.-Петербург), в фонде международных выставок при НИИХП (научно-исследовательском институте художественной промышленности, Москва).  Его работы широко известны не только в стране, но и за рубежом – в Канаде, Англии, Японии, Индии, США, Австрии.
Г.Ф. Осипов и его сыновья-косторезы
Ведущим мастером холмогорского  промысла является Геннадий Фёдорович Осипов. Ему присвоено звание заслуженного художника России. Привлекают внимание знатоков и туристов  его большие ларцы (на фото: ларец «Весенняя песня». 1989 г. Кость, ажурная, рельефная резьба, тонировка, музей Ломоносова).  Осипов – мастер, отлично знающий традиции промысла. Ученик Н.Д.  Буторина.
Геннадий Фёдорович Осипов и два его взрослых сына – Алексей и Владимир – одна из известных семей современного холмогорского промысла, заслуживающая пристального внимания как любителей костерезного искусства, так и специалистов-искусствоведов.
Как и большинство холмогорских костерезов, старший Осипов (Геннадий Фёдорович) – человек северный, местный. Он родился в 1945 г. в Лешуконском районе Архангельской области. Окончив Ломоносовскую костерезную школу и отслужив в армии, он поступил на фабрику в 1960-е гг. Это время для холмогорского промысла было весьма благоприятным. Тогда послевоенным поколением мастеров (А.С. Гурьев, П.П. Черникович, В.А. Просвирнин, А.Е. Штанг) уже был разработан ассортимент фабричных изделий, создан целый ряд творческих произведений. На 1970-е гг. приходится начало самостоятельного творчества Г.Ф. Осипова.
Самыми значительными произведениями конца 1970-х гг., в которых уже видна рука сформировавшегося большого мастера, несомненно, являются произведения из собрания Архангельского музея изобразительных искусств – ваза «А.С. Пушкин» («Да здравствуют музы, да здравствует разум») и кубок «Поморье». Кубок «Поморье» был создан Осиповым спустя два года – в 1979 г. Однако по своему образному строю это уже произведение иного плана. Кубок имеет форму церковного потира. Заданная тема решена как декоративная композиция.
На религиозные сюжеты Г.Ф. Осиповым создан целый ряд значительных произведений: кубок «Борис и Глеб» (1990 г.), поставец «Всем Святым» (1991 г.), мироносица «Помоги Земле Русской» (1992 г.), поставец «Притча Екклезиаста» (1993 г.). Замечателен по красоте и тонкости исполнения кубок из мамонтовой кости «Борис и Глеб», находящийся в собрании Русского музея.
Два сына Геннадия Фёдоровича – Алексей и Владимир – ещё молодые мастера. Им только за тридцать. Родились в Ломоносово и окончили здесь костерезную школу. Как по характеру вообще, так и по творческой манере братья не похожи, но оба виртуозно владеют техникой резьбы по кости. Их однокурсники не без зависти говорят: «конечно, им есть, у кого учиться».
Искусство семьи Осиповых, лежащее в русле традиционного промысла, в то же время столь ярко и выразительно, что может представлять лицо древнего и одновременно юного искусства холмогорской резьбы по кости.

КОММЕНТАРИЙ К СЛАЙД-ШОУ:
К концу XIX в. стало заметно угасание промысла. Лишь в 1932 г. была создана косторезная артель в селе Ломоносово (бывшая деревня Денисовка) близ Холмогор. В 1960 г. на месте артели возникла фабрика художественной резьбы по кости. Появилась и школа резьбы по кости. К концу ХХ в. заметен рост индивидуального начала в творчестве мастеров. Ведущим мастером промысла является Геннадий Фёдорович Осипов. Ему присвоено звание заслуженного художника России. Привлекают внимание знатоков и туристов большие ларцы Владимира Николаевича Хабарова. Это мастер, отлично знающий традиции промысла, ученик Н.Д. Буторина. Значительными произведениями холмогорской резьбы являются произведения члена Союза Художников в России Виталия Александровича Просвирнина. Его работы экспонируются во многих музеях страны, а так же на зарубежных выставках. Смотрите слайд-шоу «Советская история холмогорской резной кости».

Источник: http://gorod.tomsk.ru/index-1288591985.php
Когда в 1921 г. в Архангельске были организованы курсы резчиков по кости, древнее холмогорское мастерство было уже почти забыто.
Источник: http://gorod.tomsk.ru/index-1288591985.php
Начало возрождения промысла приходится на конец двадцатых – нач. тридцатых годов прошлого века, открывается новая профессионально-техническая школа, где обучаются молодые резчики.
Источник: http://www.vmdpni.ru/news/archive/2015/01/god_kosti/index.php
Первые ученики учебного пункта создали в 1933 г. в селе Ломоносово артель, которая стала основой будущей фабрики резьбы по кости имени М.В. Ломоносова.
Источник: http://www.vmdpni.ru/news/archive/2015/01/god_kosti/index.php
Холмогоры. Портрет лётчика Сафонова. 1946 г.
Источник: http://stomaster.livejournal.com/1806563.html
Резчик Шарыпина Устинья Семеновна (род. 1918 г.) Рамка для фото «Животный мир», моржовый клык, ажурная резьба. Резчик Синькова Мария Петровна (род. 1920 г.) Кубок «Север». Мамонтовая кость. Резчик Тышова А.Н. Рамка для фото «Поездка». Мамонтовая кость.
Источник: http://www.comgun.ru/repair/1371-xolmogorskaya-reznaya-kost-chast-1-15-foto.html
Шахматы «Царства Нептуна и Берендея». 1976 г. Кость, зуб кашалота, объёмная резьба. Баландин Владимир Михайлович (род. 1953 г.)
Источник: http://bibliotekar.ru/rusKost/32.htm
Гурьев Александр Степанович (1929 –1990 гг.).Коробочка-репка. 1978 г. Кость, ажурная резьба. Ваза «Завиток». 1980 г. Ажурная резьба.
Источник: http://bibliotekar.ru/rusKost/32.htm
Ларец «Пётр 1», 1981 г. Кость, ажурная, рельефная резьба, цветная гравировка, тонировка. Резчик Лаврентьев Николай Николаевич (род. 1962 г.).
Источник: http://www.comgun.ru/repair/1371-xolmogorskaya-reznaya-kost-chast-1-15-foto.html
Ларец «Весенняя песня», 1989 г. Кость, ажурная, рельефная резьба, тонировка. Осипов Геннадий Фёдорович (род. 1945 г.), заслуженный художник РФ.
Источник: http://bibliotekar.ru/rusKost/27.htm
Ваза «Баллада о Севере». Бивень мамонта, ажурная, рельефная резьба. Кубок «Лесные мотивы». 1977 г. Бивень мамонта, ажурная, рельефная, объёмная резьба. Буторин Николай Дмитриевич (род. 1934), заслуженный художник РФ.
Источник: http://bibliotekar.ru/rusKost/27.htm
Настольное украшение «Северные мотивы». 1978 г. Моржовый клык, ажурная, рельефная резьба. Штанг Анатолий Егорович (1915 – 1983 гг.)
Источник: http://bibliotekar.ru/rusKost/29.htm
Ларчик «Сын помора». 1987 г. Ларчик повторяет пирамидальную форму деревянного памятника М В. Ломоносову, поставленного на Курострове в XIX в. Кость, ажурная, рельефная, объёмная резьба. Штанг Пётр Петрович (род. 1922 г.)
Источник: http://bibliotekar.ru/rusKost/33.htm
Осипов Геннадий Фёдорович (род. 1945 г.). Лоток «Ветер». 1982 г. Колье-бусы «Каприз». 1996 г. Гагаричев Юрий Вениаминович (род. 1969 г.). Украшение для волос «Розы». 2002 г. Гурьева Э.Л. Броши «Цветы». Буторин Михаил Николаевич. Туалетная коробочка «Тюль
Источник: http://bibliotekar.ru/rusKost/40.htm
Просвирин Виталий Александрович (род. 1929 г.). Ваза «Рябина». 1982 г. Зуб кашалота; Ваза «Охотник на уток». 1987 г. Зуб кашалота; Скульптура «Охота на медведя».
Источник: http://bibliotekar.ru/rusKost/36.htm
Ставец «Всем святым». Мироносица «Помоги земле русской». 1992 г. Кубок «Великий Новгород». 1984 г. Бивень мамонта, ажурная, рельефная резьба.
Источник: http://bibliotekar.ru/rusKost/37.htm
Икона «Богоматерь Казанская». 1996 г. Зачиняев Николай Иванович. Панагия. 2002 г. Федухина Ольга Валериевна (род. 1966)
Источник: http://stomaster.livejournal.com/1806563.html
Юрьев Александр Геннадиевич (род. 1970 г.) Шахматы. 1994 г. Кость, ажурная, рельефная, объёмная резьба, тонировка.
Источник: http://bibliotekar.ru/rusKost/29.htm
Шубный С.А. (род. 1970 г.. Вазочка «300 лет Санкт-Петербургу». 2003 г. И.В. Хабаров. «Коробочка». Новосёлова Алла Юрьевна (род. 1956 г.). Кубок «Петровский флот». 2003 г.
ОСОБЕННОСТИ ХОЛМОГОРСКОЙ РЕЗНОЙ КОСТИ
Холмогорская  резная кость – это ажурная витиеватая резьба, растительные орнаменты, завитки, напоминающие морозные узоры на окнах. Влияние Москвы и  Санкт-Петербурга сказалось на развитии стиля холмогорской резьбы XVII – XIX вв. Тогда  холмогорские резчики работали в Оружейной палате и выполняли сложнейшие заказы. В конце  XVII – нач.  XVIII вв. на изделиях косторезов мы видим «травный» орнамент: пышный, крупномасштабный рисунок, состоящий из изображений птиц, трав, цветов, архитектурных мотивов, фантастических животных. Этот вид  декора типичный для всего русского искусства. Пластины кости украшались гравированным, так называемым глазковым орнаментом, распространенным у народов севера с глубокой древности. Орнамент состоял из кружка с точкой в центре. В изделиях  XVIII в. наблюдаются и асимметричные композиции, вычурность, характерные для барокко, и пасторальные сцены, рокайльные орнаменты (влияние рококо).
Та сумма приёмов и техник, которую мы называем холмогорской резьбой, окончательно складывается к XVIII в. В чём её особенности? Классическим примером может служить хранящееся в Историческом музее «Родословие» Якова Шубного: в ажурную рамку заключен 61 медальон с изображением великих русских князей и царей от Рюрика до Екатерины II. Излюбленный узор орнаментов, так называемый рокайльный завиток: мотив, напоминающий распускающийся побег папоротника. Варьировать такую основу можно до бесконечности.
Другой характерный прием холмогорцев – сплошная ажурная резьба, при которой поделка становится похожей на нитяное кружево, а самой ей придается форма сапожка, туфельки, сердечка, репки. Причем техника порой достигает такой, виртуозности, что предмет даже утрачивает свою весомость. В одной поморской бывальщине так сказано:

«Мудрены вырезы вырезаны, а и только в вырез мурашу пройти».

КОММЕНТАРИЙ К СЛАЙД-ШОУ:
Мастера находят разнообразные вариации ажурного узора. Цветы, травы, ветви деревьев, колосья, заснеженный лес и сполохи северного сияния, трактованные орнаментально, составляют основу ажурных узоров. Техника исполнения и декорирования в Холмогорах различна: резьба ажурная, объёмная, рельефная, рельефно-объёмная, рельефно-ажурная, гравировка, цветная инкрустация, тонирование, сочетание ажурной резьбы с цветной гравировкой, низким рельефом, окраской кости. Смотрите слайд-шоу «Особенности холмогорской резной кости».    
Источник: http://edoranblog.ru/post103157174/
Холмогорская резная кость – это ажурная витиеватая резьба, растительные орнаменты, завитки, напоминающие морозные узоры на окнах.
Источник: http://www.reznoe.ru/articles130.php
Мастера находят разнообразные вариации ажурного узора. Цветы, травы, ветви деревьев, колосья, заснеженный лес и сполохи северного сияния, трактованные орнаментально, составляют основу ажурных узоров.
Источник: http://www.ebftour.ru/articles.htm?id=633&print=true
Другой характерный прием холмогорцев – сплошная ажурная резьба, при которой поделка становится похожей на нитяное кружево, а самой ей придается форма сапожка, туфельки, сердечка, репки.
Источник: http://oldchest.ru/raznosti/holmogory-rezba-po-kosti/
Влияние Москвы и Санкт-Петербурга сказалось на развитии стиля холмогорской резьбы XVII – XIX вв. Тогда холмогорские резчики работали в Оружейной палате и выполняли сложнейшие заказы. Крышка туалетной коробки. Первая четверть XIX в.
Источник: http://subscribe.ru/group/mir-iskusstva-tvorchestva-i-krasotyi/246182/
В конце XVII – нач. XVIII вв. на изделиях косторезов мы видим «травный» орнамент: пышный, крупномасштабный рисунок, состоящий из изображений птиц, трав, цветов, архитектурных мотивов, фантастических животных.
Источник: http://oldchest.ru/raznosti/holmogory-rezba-po-kosti/
В резьбе происходит эволюция стиля: от пластичной проработки деталей к мелкой и плоскостной. На ажурных вставка весь строй мелкого ячеистого узора и силуэты стремительно летящих птиц определяются ритмами рокайлевых завитков.
Источник: http://tsarselo.ru/yenciklopedija-carskogo-sela/adresa/ekaterininskii-dvorec-zelenaja-stolovaja.html#.ViBwk25Icmg
Та сумма приёмов и техник, которую мы называем холмогорской резьбой, окончательно складывается к XVIII в. В чём её особенности? Ажурный сквозной узор, который служит фоном для изображения рельефных фигурок и даже портретов.
Источник: http://lomonosovo-rezba.ru/reznayakostphoto_1.htm
Излюбленным узором орнаментов становится, так называемый рокайльный завиток: мотив, напоминающий распускающийся побег папоротника. Костяные баночки украшены ажурной холмогорской резьбой с растительным узором.
Источник: http://i082.radikal.ru/1004/db/fe8532d0b6f4.jpg
Техника исполнения и декорирования различна: резьба ажурная, объёмная, рельефная, рельефно-объёмная, рельефно-ажурная, гравировка, цветная инкрустация, тонирование, сочетание ажурной резьбы с цветной гравировкой, низким рельефом, окраской кости.
Источник: http://photo-grafo.livejournal.com/86067.html?thread=806707
Техника резьбы достигает порой такой виртуозности, что предмет даже утрачивает свою весомость. В одной поморской бывальщине так сказано: «Мудрены вырезы вырезаны, а и только в вырез мурашу пройти».
МАСТЕРСКАЯ РЕЗЬБЫ ПО КОСТИ ИРИНЫ ПРОУРЗИНОЙ
История предприятия «Холмогорская резьба по кости» начиналась в 1933 г. с организации артели косторезов. Долгое время во главе артели, а потом фабрики с 1947 по 1984 гг. стоял М.А. Христофоров (1915 – 2003 гг.). В 1989 – 1991 и 1996 – 2002 гг. в самое трудное время фабрику возглавляла мастер-косторез Г.П. Хабарова (р. 1955 г.).
Сейчас предприятие по разным причинам приостановило свою деятельность. Но промысел холмогорской резной кости продолжает жить. Мастера-косторезы из села Ломоносово  на  дому изготовляют массовые изделия и уникальные тематические вещи из моржовой, мамонтовой и кости-цевки. Растёт и  новое поколение мастеров, которые открывают собственные мастерские. Однако и на  самой фабрике ещё бъётся  жизнь.
«На косторезку?!» – удивился водитель «Нивы», когда я попросил подвезти на фабрику резьбы по кости в селе Ломоносово. По его убеждению, старая фабрика давно развалилась, а новую – который год никак не достроят. Действительно, неказистое двухэтажное здание фабрики больше походило на приговорённый к сносу барак. Здесь, в здании неработающей фабрике, и разместилась мастерская Ирины Проурзиной.
Ирина Проурзина – представитель нового поколения мастеров холмогорской резьбы. Специалисты по народным промыслам в Архангельске неслучайно советовали обратиться именно к ней. Изящный почерк Ирины сделал её известным мастером как на Курострове, так и в Архангельске.
 – Ломоносово – моя вторая родина, – рассказывает Ирина. – Я родилась и выросла в Няндоме, что в восьми часах езды на поезде к югу от Архангельска. Собиралась поступать в художественное училище в Архангельске, но в последний момент мама прочла объявление в газете о наборе в косторезную школу. А у меня в памяти осталась прекрасная костяная брошь, подаренная сестре знакомыми из Ломоносова. Я решилась учиться на костореза. Ехала в никуда, даже не знала, что здесь остров, на который можно попасть только на пароме. Тогда, в 1997 г., училище теряло популярность на глазах: на наш курс поступили 23 человека, до конца доучились 13, а остались работать косторезами только двое. Преподавали нам первоклассные мастера, учили по всем канонам древнего промысла. Первый год обучения мы работали традиционным ручным инструментом: втиральниками и клепиками. Осваивали старую технику цветной гравировки – часами вручную втирали в кость краски, сваренные с пчелиным воском. А однажды я пришла в гости к третьему курсу, и они мне дали попробовать резать бормашиной. Но у меня в руках вдруг слетел наконечник, раздался жуткий скрежет – с испуга я его отбросила от себя подальше. Наблюдавшие за этим старшекурсники однозначно заключили, что не быть мне никогда косторезом. А в итоге ­получилось так, что только я одна из присутствовавших тогда осталась работать по специальности – остальные разъехались кто куда, резьбой не занимаются. Конечно, мне очень повезло с учителем. С самого начала моим наставником был Николай Алексеевич Лялин – по-моему, непревзойденный в наше время мастер. Я и теперь хожу к нему советоваться, искать интересные творческие решения.
Муж Ирины – тоже выпускник косторезного училища, но в жизни предпочитает заниматься не резьбой, а совсем не связанными с творчеством делами. Сожалеет Ирина, что и её 13-летний сын никакого интереса к косторезному искусству не проявляет. Надеется на дочку, родившуюся в прошлом году.
Сформировав заготовку для будущей броши, Ирина принимается за ручную работу: набрасывает карандашом эскиз, сверлит маленькие дырочки для лобзика, аккуратно опиливает рисунок. Дальше следует работа с бормашиной. Наконечники косторезы используют как стоматологические, так и самодельные: «шкуркодержатели» с накрученной наждачной бумагой, большие «дробилки», мохнатые «полировки»; совсем крохотные боры применяют для нанесения тонкой гравировки. Относительно недавнее изобретение местных мастеров – «вывертка» для вырезания из кости бисера. Для неё же на столе Ирины стоит обычная жестяная банка, превращенная в сито. Чтобы бисер не разлетался по мастерской, его вырезают над этой банкой, а затем просеивают получившиеся цилиндрики, чтобы отделить костный мусор и пыль. К появляющемуся при работе с бормашиной пронзительному «стоматологическому» запаху косторезы привыкают быстро. По запаху даже могут определить, какая кость обрабатывается: мамонтовая, моржовая или коровья.
– Самые тонкие ажурные орнаменты режем традиционным ручным инструментом, – показывает Ирина горсть резаков и тончайших надфилей, больше похожих на шило. – Такой инструмент мастера делают сами. В зависимости от работы втиральники (профессиональное название косторезных надфилей. – Прим. авт.) могут быть трехгранные, квадратные, круглые. Обрабатывать ажур втиральником – это самая долгая и кропотливая работа. Относительно простую брошь я делаю три-четыре часа. Более сложные – пару дней, а иногда и неделю. Стараюсь выстраивать интересные композиции, беру разную кость, играю с цветом. У мамонта – структура тонкой полукруглой сеточки, можно использовать и его коричневую корку; у моржа – кость благородная, матово-белая, как будто прозрачная; кашалот – спокойного жёлтого или кремового оттенка. Часто до определенного этапа вещь сделаю – дальше не идёт. Я её откладываю в сторону. Благо над нами «плана» нет, можно заниматься художественным творчеством, тем, к чему в данный момент душа лежит. А отложенное доделываю, когда появится настроение, придут нужные идеи. Бывает так, что вещь сначала резалась, как воздушный ажурный кулон, а прошло время, решила под него коричневого мамонта подложить – получилось интересное яблочко. Или вот придумала серьги, да чувствую, чего-то не хватает. Решила сама их пока поносить – может, появятся свежие мысли, как крепление, например, поудобнее сделать.
Вместе с Ириной в мастерской работает её напарница Татьяна Вишнякова, которая также приехала в Ломоносово в нач. 1990-х гг., увидев в газете объявление о наборе в косторезное училище.
– Сама я с верховьев Пинеги, – рассказывает Татьяна. – Семья была большая, и родители отправили меня учиться на костореза. Тогда здесь студенты жили на полном гособеспечении. А рисовать я любила всегда, и вступительный экзамен по рисунку сдала на отлично. Вышла замуж за парня со своего курса и осталась работать на фабрике. Когда предприятие обанкротилось – ушла торговать в магазин. У меня тогда уже были дети, была необходимость зарабатывать. Торговле отдала восемь лет, а год назад вернулась к резьбе. Все-таки это неправильно – просто как-то зарабатывать, когда есть дело по душе. Тем более сейчас – творить можно без «плана», в свободном полёте. Прав был Конфуций, когда говорил:

«Выбери себе работу по душе, и тебе не придётся работать ни одного дня в своей жизни».
КОММЕНТАРИЙ К СЛАЙД-ШОУ:
Косторезы сегодня работают по своему вкусу, но всё же старой традицией пропитаны творения большинства мастеров. Здесь и знаменитый холмогорский завиток, и овальные формы с выпуклым цветочным ажуром, северные олени, сказочные образы птицы счастья, царевны-лягушки, молодильные яблоки. Резчики использует приёмы от простейшего гравирования до сложной техники резьбы на сквозной проём. Гравированный узор наносился острым инструментом, обычно штехелем. Гравировку делают цветной: в коричневых, оливковых, жёлтых, красных тонах на светлом фоне кости. Применялась и плоскорельефная резьба: рисунок процарапывался как при гравировании (позднее наносился карандашом), вокруг него постепенно углублялся фон. При такой резьбе по краю сохранялась рамка или полоса, остававшаяся в большинстве случаев неорнаментированной. Смотрите слайд-шоу «Изготовление холмогорской кости в мастерской Ирины Проурзиной».
Источник: http://vk.com/club27705283?z=photo-19291553_378071813%2Fwall-27705283_464
В селе Ломоносово, кажется, по кости режет и стар и млад, здесь чуть ли не на каждом углу можно встретить какое-либо резное изделие, как, например, эта фигурка с ложкой, несущая сейчас иной смысл: промысел в запустении и черпать уже, практически, нечего.
Источник: http://vk.com/club27705283?z=photo-19291553_378071813%2Fwall-27705283_464
Ирина Проурзина решительно и мастерски точно распиливает заготовки на циркулярной пиле
Источник: http://vk.com/club27705283?z=photo-19291553_378071813%2Fwall-27705283_464
Бивень мамонта является одним из самых эксклюзивных и дорогих материалов в качестве сырья для резки по кости. А также изделия из мамонтовой кости имеют необычайно красивый оттенок, благодаря чему изделия из бивня мамонта приобретают потрясающий внешний
Источник: http://vk.com/club27705283?z=photo-19291553_378071813%2Fwall-27705283_464
Ещё одним сырьём в мастерской Ирины Проурзиной является зуб кашалота. Он маленького размера (10 – 20 см.) и весит до кг. Зуб кашалота используют для небольших скульптур и поделок.
Источник: http://vk.com/club27705283?z=photo-19291553_378071813%2Fwall-27705283_464
Для работы косторезы используют уже готовые, а порой и сами изготавливают десятки боров.
Источник: http://vk.com/club27705283?z=photo-19291553_378071813%2Fwall-27705283_464
Кость распиливают на такой вот циркулярной пиле.
Источник: http://vk.com/club27705283?z=photo-19291553_378071813%2Fwall-27705283_464
Шлифовка изделий бормашиной.
Источник: http://vk.com/club27705283?z=photo-19291553_378071813%2Fwall-27705283_464
Вместе с Ириной Проурзиной в мастерской работает её напарница Татьяна Вишнякова, которая также приехала в Ломоносово в нач. 1990-х гг., увидев в газете объявление о наборе в косторезное училище.
Источник: http://vk.com/club27705283?z=photo-19291553_378071813%2Fwall-27705283_464
Гравировка изделия штехелем. Гравировку делают цветной: в коричневых, оливковых, жёлтых, красных тонах на светлом фоне кости.
Источник: http://vk.com/club27705283?z=photo-19291553_378071813%2Fwall-27705283_464
Изделия мастерской Ирины Проурзиной – резные шахматы.
Источник: http://vk.com/club27705283?z=photo-19291553_378071813%2Fwall-27705283_464
Изделия мастерской Ирины Проурзиной соответствуют всем канонам холмогорской резьбы по кости.
Источник: http://vk.com/club27705283?z=photo-19291553_378071813%2Fwall-27705283_464
У Ирины Проурзиной много творческих задумок, да и потенциал есть для их исполнения. Но обратят ли наконец-то внимание власти на бедственное положение своего знаменитого на весь мир промысла?
ХУДОЖЕСТВЕННОЕ УЧИЛИЩЕ РЕЗЬБЫ ПО КОСТИ ИМ. Н.Д. БУТОРИНА
Ёще в 1885 г. при непосредственном участии великого князя Владимира Александровича был открыт ремесленный класс при Ломоносовском сельском училище под руководством М.И. Перепёлкина (1860 – 1929 гг.) с благородной целью сохранения для потомков уникальнейшего искусства северной ажурной резьбы по кости. Предпринимались сохранить традиции ремесла  и в 1920 – 1930-е гг., путём налаживания специального обучения. Из первых выпускников школы в 1933 г.  была организована производственная артель художественной резьбы по кости. В 1941 г. школу пришлось закрыть в связи с началом Великой Отечественной войны. И только с третьей попытки, в 1943 г., в селе Ломоносово была открыта постоянно действующая косторезная школа, ставшая настоящей кузнецой профессиональных кадров.
Её значение для современного промысла заключается не столько в подготовке резчиков, умеющих обращаться с инструментом и знающих основные способы обработки материала, сколько в воспитании мастеров-художников, знающих и понимающих историю и традиции искусства холмогорской резьбы по кости.

КОММЕНТАРИЙ К СЛАЙД-ШОУ:
Все без исключения известные современные мастера проходили полный курс обучения в школе и отрабатывали свои навыки, работая на фабрике. В.А.Просвирнин, Н.Д. Буторин, Г.Ф. Осипов, И.И. Маклакова, Н.И. Зачиняев, В.С. Лохов и другие художники выступали в качестве мастеров производственного обучения в школе, соблюдая традиции преемственности, то есть промыслового подхода в подготовке новых мастеров. Смотрите слайд-шоу «Старые мастера училища».
Источник: http://vk.com/album-19291553_151044752
Осиповы: Геннадий и Галина.
Источник: http://vk.com/album-19291553_151044752
Кузнецовы: Виктор Яковлевич и Валентина Григорьевна
Источник: http://vk.com/album-19291553_151044752
Шарыпина Устина Семёновна.
Источник: http://vk.com/album-19291553_151044752
Буторина Л.М., Гурьев А.С., Ижмякова Е.И, Гурьева А.Е.
Источник: http://vk.com/album-19291553_151044752
Обсуждение новых изделий
Источник: http://vk.com/album-19291553_151044752
Статья в газете
Источник: http://vk.com/album-19291553_151044752
Леонтьева Александра Ивановна
Источник: http://vk.com/album-19291553_151044752
Штанг Анатолий Егорович
Источник: http://vk.com/album-19291553_151044752
На переднем плане – Штанг А.Е., справа – Черникович П.П.
Источник: http://vk.com/album-19291553_151044752
Юные косторезы во времена СССР
Источник: http://vk.com/album-19291553_151044752
Гурьевы: Александр Степанович и Анфиса Елисеевна.
Источник: http://vk.com/album-19291553_151044752
Худсовет. Обсуждение творческих работ.
Источник: http://vk.com/album-19291553_151044752
Николай Зачиняев. Кубок «Россия Державная», бивень мамонта.
Источник: http://vk.com/album-19291553_151044752
Осипов Г.Ф.,Чернаков В.,Чернакова Г.,Кузнецов В.Я.,Просвирнин В.А,Зачиняев Н.И,Гурьев А.А.
Педагогический коллектив Художественного училища резьбы по кости им. Н.Д. Буторина нацеливает выпускников на самостоятельную деятельность после окончания училища. В качестве дипломной работы выпускник представляет сложное, законченное изделие. Это может быть ваза, шкатулка, настольный секретер или другое оригинальное произведение. Способность выпускника продемонстрировать мастерство обработки материала, свои творческие возможности  и художественный вкус становится главным критерием оценки диплома.
По окончанию учебного заведения лучшие выпускники направляются в Высшую школу народных искусств г. Санкт-Петербург и успешно оканчивают её.  
Выбранный сегодня педагогическим коллективом курс на созидание и развитие индивидуальности не просто повышает роль училища в воспитании будущего мастера-художника, но и делает её местом сохранения и развития старых, а также создания новых холмогорских косторезных традиций.

Адрес Художественного училища резьбы по кости им. Н.Д. Буторина: 164555, Архангельская область, Холмогорский район, с. Ломоносово, д. 33
Тел: 8 (818-30) 370-75
E-mail: pu27@atnet.ru
Сайт: http://pu27arh.ucoz.ru/index/glavnaja/0-41

КОММЕНТАРИЙ К СЛАЙД-ШОУ:
Технический и художественный уровень подготовке резчиков в школе уже к началу 1980-х гг. был достаточно высок. Повышение этого уровня было обоснованным и закономерным процессом: накапливался педагогический и производственный опыт. Известные мастера-художники делились личными секретами, нацеливали молодежь на творчество. Конкретизировались и повышались требования к выпускнику. В трехгодичный период обучения он должен был овладеть всеми способами обработки кости (сквозным ажуром, гравировкой, рельефом, мелкой пластикой, тонированием) и изучить   традиции холмогорской резьбы. Смотрите слайд-шоу  «Художественное училище резьбы по кости им. Н.Д.  Буторина».
Источник: http://vk.com/wall-19291553
Студенты и преподаватели профессионального училища №27 на первомайской демонстрации 1972 г.
Источник: http://vk.com/wall-19291553
Художественное училище резьбы по кости им. Н.Д. Буторина размещалось в двух деревянных помещениях. Теперь студенты будут учиться вот в этом трехэтажном здании.
Источник: http://vk.com/wall-19291553
Дипломная работа игумена Феодосия (Курицина), тогда ещё студента.
Источник: http://vk.com/wall-19291553
Работа выпускников училища
Источник: http://vk.com/wall-19291553
Художник-реставратор С.В. Медведева за работой. Завершена реставрация резного ларца XVIII в. из собрания Историко-мемориального музея М.В.Ломоносова (Холмогоры).
Источник: http://vk.com/wall-19291553
На первых этапах обучения учащиеся учатся пилить кость лобзиком, работать на бормашине.
Источник: http://vk.com/wall-19291553
В селе Ломоносово, где и находится училище, даже указатели выполнены в стиле резьбы по кости
Источник: http://vk.com/wall-19291553
Выпускники училища
Источник: http://vk.com/wall-19291553
Творчество выпускников. Сергей Лохов.
Источник: http://vk.com/wall-19291553
Творчество выпускников
Источник: http://vk.com/wall-19291553
Творчество выпускников
Источник: http://vk.com/wall-19291553
Работа Влада Рысина завоевала специальный диплом на 13 Молодёжных Дельфийских играх России. Холмогорская резьба по кости уже третий год подряд получает высокую оценку на высшем молодёжном форуме искусств.
Источник: http://vk.com/wall-19291553
На V Фестивале косторезного искусства народов России Диплом 1 степени получил Михаил Богомолов (Профессиональное училище №27 имени Н.Д. Буторина ) за работу ларец «Северный лес».
ИСТОРИКО-МЕМОРИАЛЬНЫЙ МУЗЕЙ М.В. ЛОМОНОСОВА
Здание  Историко-мемориального  музея  М.В. Ломоносова в с. Холмогоры построено  в 1892 г. На территории музея (усадьбе Ломоносовых) произошли изменения: пруд отца Михаила Васильевича,  Василия Дорофеевича,  расширен, берега закреплены камнем, в саду появились новые насаждения, туристы могут отдохнуть в беседке. За 70 лет музей посетили почти 650 тысяч человек, проведено более 18 тысяч экскурсий. Ежегодно, в дни проведения Ломоносовских чтений и Дни памяти учёного, на его родину приезжает много гостей.
Постоянная экспозиция размещается в шести залах и знакомит посетителей с родиной М.В. Ломоносова и разными периодами его жизни. Основные темы экспозиции: «Север  – родина Ломоносова», «Путь в науку», «Ломоносов – учёный, поэт, просветитель», «Памяти Ломоносова».
В выставочных залах представлены выставки «Сельская картинная галерея» и «Холмогорская резная кость».
В музее села Ломоносова коллекция работ косторезов не столь древняя, но зато обширная и разнообразная – всего около 600 пред­метов. По большей части это творения мастеров недавнего прошлого, среди которых есть заслуженные и народные художники страны. Особняком в экспозиции стоит икона XVIII в., вырезанная из мамонтовой кости.
Образ во многом загадочный, о его происхождении мало что известно – музею он достался в 1977 г. от жительницы Ломоносова Татьяны Пестовской. Официальная версия гласит, что на иконе изображены святитель Дмитрий Ростовский и великомученица Екатерина. Однако во внешнем облике святой Екатерины без труда узнаются характерные черты Екатерины Великой. Некоторые полагают, что и святитель на иконе совсем не Ростовский, а Мирликийский – Николай Чудотворец. Однако историческая связь между Екатериной II и Дмитрием Ростовским существует. В 1763 г. в Ростове Великом только-только вступившая на престол Екатерина II принимала участие в торжественном перенесении мощей святителя Дмитрия. Таким образом было положено начало традиции паломничества российских императоров ко гробу ростовского святителя.
В конце XIX в. холмогорская резьба пришла в упадок, доживали свой век последние мастера на Курострове. Возможно, так бы и кануло в Лету искусство резьбы, если бы не случай. Летом 1885 г. родину Ломоносова посетил великий князь Владимир Александрович. Младшего брата императора Александра III встречали хлебом-солью на резном блюде из моржовой кости. Великий князь поразился искусной работе, заинтересовался и, выяснив, что косторезное искусство пребывает в плачевном состоянии, решил его поддержать. Класс косторезного мастерства открылся в том же году в Ломоносовском училище, построенном на пригорке, где когда-то стоял дом отца Михайло Ломоносова.

Адрес Историко-мемориального музей М.В. Ломоносова:164555, Архангельская область, с. Ломоносово
Тел.:8 (818) 303-70-06
Сайт:http://museum.lomic.ru/

КОММЕНТАРИЙ К СЛАЙД-ШОУ:
Холмогорская резная кость соединяет черты крестьянского и городского искусства.    Древний промысел художественной резьбы по кости, история которого насчитывает более четырех столетий, сформировался на родине великого русского ученого М.В. Ломоносова. Богатая художественная культура Русского Севера и близость торговых путей в значительной степени повлияли на его развитие. Более 400 лет живёт уникальное искусство холмогорской резьбы по кости, первые архивные сведения о котором относятся ещё к XVII в. Наибольшего расцвета холмогорская резьба по кости  достигла в эпоху царствования Петра I. Именно в то время были выполнены те уникальные работы, которые и по сей день служат образцами художественного оформления и технического исполнения для современных косторезов. Смотрите слайд-шоу «Историко-мемориальный музей им. М.В. Ломоносова».
Источник: http://vk.com/wall-19291553
Игумен Феодосий часто сопровождает музейные экскурсии, ведь он сам был косторезом, закончил местное косторезное училище.
Источник: http://museum.lomic.ru/
Уникальная резная икона XVIII в., вырезанная из мамонтовой кости.
Источник: http://museum.lomic.ru/
Ваза «На родине Ломоносова». Автор: Гурьев А.С.
Источник: http://museum.lomic.ru/
Резьба по кости. Портрет Ф.И. Шубина в ажурной рамке. Автор: Буторин Н.Д.
Источник: http://museum.lomic.ru/
Резьба по кости. Портрет мастера-художника Штанга А.Е. Автор: Буторин Н.Д.
Источник: http://museum.lomic.ru/
Ставец «Всем святым». Автор: Осипов Геннадий Фёдорович
Источник: http://museum.lomic.ru/
Коробочка круглая. Автор: Гурьев А.С.
Источник: http://museum.lomic.ru/
Коробочка круглая. Автор: Гурьев А.С.
Источник: http://museum.lomic.ru/
Резьба по кости. Ларец «Деревенский». Автор: Хабаров В.Н.
Источник: http://museum.lomic.ru/
Резьба по кости. Скульптура «Сказка о рыбаке и рыбке ». Автор: Косторезная артель
Источник: https://vk.com/wall-19291553?own=1
В музее села Ломоносова коллекция работ косторезов не столь древняя, но зато обширная и разнообразная – всего около 600 пред¬метов.
Источник: https://vk.com/wall-19291553?own=1
По большей части, коллекция музея – это творения мастеров недавнего прошлого, среди которых есть заслуженные и народные художники страны.
Источник: https://vk.com/wall-19291553?own=1
В выставочных залах представлены выставки «Сельская картинная галерея» и «Холмогорская резная кость».
Источник: https://vk.com/wall-19291553?own=1
Уникальные экспонаты музея.
ВСЕГДА В КОНТАКТЕ С ХОЛМОГОРСКОЙ РЕЗЬБОЙ ПО КОСТИ
В социальной сети «В контакте» уже продолжительное время действует Открытая группа «Холмогорская резьба по кости».  Здесь   собираются профессиональные косторезы,  ценители косторезного искусства, просто неравнодушные люди к культуре и истории России. Вы узнаете последние новости из мира резной кости, с вами поделятся информацией о различных выставках, наградах, новых направлениях в российских и мировых косторезных школах.  Соседями и партнерами  этой группы   является Открытая группа Художественного  училища резьбы по кости им. Н.Д. Буторина. Приглашают  всех, кто имеет отношение к этому учебному заведению и кому по душе косторезное творчество. Здесь размещают интересные видео и любимые аудиозаписи; делятся фотографиями и впечатлениями; оставляют  полезные ссылки; каждый может представить  своё творение.  Есть тут и вся информация  для абитуриентов Художественного училища резьбы по кости им. Н.Д. Буторина. Присоединяйтесь к группе!

Сайт: http://vk.com/club27705283