|
Фестиваль глиняной игрушки в г. Ковров
1.
Фестиваль глиняной игрушки в г. Ковров
2.
В Радужном дошколят обучают компьютеры, а школьники Коврова лепят глиняные игрушки
3.
Мастер-класс «Изготовление глиняной игрушки»
4.
Глиняная игрушка
ИСТОРИЯ ГЛИНЯНЫХ ИГРУШЕК НА РУСИ
Глиняные фигурки были в ходу ещё до прихода христианства на территорию Древней Руси. Археологи во время раскопок обнаружили множество глиняных фигурок на земле таких крупных древнерусских городов как Киев, Коломна, Радонеж, Новгород и т.д.
В древности на Руси фигурки из глины служили оккультными символами. Позже они стали использоваться как игрушки для праздников, ярмарок, забав. Взрослые и дети с удовольствием посвистывали расписными зверюшками и куколками. Однако форму игрушки позаимствовали с далёких времён, когда они были предметами культа. Так, каждый образ несёт свой смысл: птица олицетворяет душу предков, а также является символом счастья и радости; конь считался главным оберегом, символ солнца; медведь – символ силы, могущества; баран, корова — плодородие, успех в ведении хозяйства; козёл – добрая сила; олень являлся оберегом, приносившим изобилие. Чаще всего из глины лепились изображение бога Ярило, считавшегося богом солнца, богини Рожаницы – хранительницы домашнего очага, божественной птицы Сирин, символизирующей женское начало и т.д. Причем изображение бога вылепляли с определённой целью. А именно для того, чтобы визуализировать свою просьбу к нему. Традиции вылепливания глиняные изображения богов остались среди населения даже после того, как Русь стала христианской. А для того чтобы избежать нареканий со стороны церкви, люди стали называть фигурки игрушками. Известно, что царский двор при Алексее Михайловиче закупал игрушки в «Москве на торгу». Игрушечное производство в XVII– XVIII вв. достигает большой высоты. Богатые семьи заказывали дорогие игрушки, их покупали и в царскую семью. В книге расходов императрицы Екатерины I за 1721 г. указано: «Куплено в Москве на торгу разных игрушек государыне царевне Наталье Петровне и великому князю и княжне – три коровы, два коня, два оленя, четыре барана, две пары лебедей, два петуха, одну утку, при ней трое детей, город с солдатами. За всё заплачено 4 рубля 9 алтын две деньги». В XVIII – XIX вв. производство глиняной игрушки достигло невиданного расцвета, главными покупателями были простые люди. Изменилась и усовершенствовалась также и технология производства глиняных игрушек. Существовали специальные промысловые центры, известные и по сей день, например, каргопольские, дымковкие, филимоновские и т.д. Такие игрушки являются символами русской культуры и имеют свои индивидуальные отличительные особенности, повествующие о культурном наследии нашей страны. ИСТОРИЯ КОВРОВСКОЙ ИГРУШКИ
С давних пор на берегах реки Клязьмы, богатых месторождениями уникального природного материала – красной и голубой глины, – широко развивался гончарный промысел. Об этом свидетельствуют результаты предпринятых в 1925 г. археологических исследований в Ковровском районе. При раскопках городища Кляземский городок, на месте которого находился древний город Стародуб-Кляземский, было обнаружено 135 черепков гончарной и лепной посуды XII – XVI столетий.
Проводивший раскопки Стародуба директор Владимирского краеведческого музея А.А. Иванов мог с уверенностью констатировать, что «гончарное производство пережило здесь длительный процесс развития». Наряду с глиняной посудой, местные мастера также традиционно изготавливали игрушки: свистульки различных форм, фигурки, изображавшие людей, животных и птиц. В своем отчёте о проведённых работах А.А. Иванов описывает одну из таких фигур: «Головка глиняной статуэтки, изображающая простолюдина («холопа») в высокой шляпе типа войлочных с отогнутыми полями; профиль лица, осадка головы схвачены необыкновенно рельефно и живо. Высота головки – 4 см., окружность полей шляпы – 9 см. Статуэтка, от которой сохранилась головка, слеплена была, несомненно, руками местного мастера не позднее XVI в. и служила детской игрушкой». Новое развитие гончарный промысел на территории Ковровского уезда получил во второй половине XIX в. Способствовали тому расширение торговли и обновление технического процесса: изделия начали изготавливать из голубой глины, затем обливая её суриком; красная же глина, предпочитавшаяся мастерами прошлого, стала употребляться исключительно для выделки дна посуды или в качестве связующего вещества. В этот период, как и в прежние времена, игрушки изготавливались небольшими партиями в дополнение к производству посуды и, как правило, не отличались высокими художественными достоинствами. В ту пору ковровской глиняной игрушке не суждено было встать в один ряд с лучшими художественными промыслами России: предназначенная для удовлетворения невзыскательных вкусов крестьян или городских мещан, она на протяжении XIX – нач. XX вв. не выходила за границы Ковровского и других сопредельных уездов Владимирской губернии. И лишь столетие спустя, в конце XX в., возникли условия для возрождения на ковровской земле традиционного промысла и обретения им, в буквальном смысле слова, нового качества и новой жизни. КОММЕНТАРИЙ К СЛАЙД-ШОУ: В XIX столетии глиняная лепка на ковровской земле обрела «второе дыхание». Ремесленники этих мест создавали предметы посуды, фигурки людей и животных, сувениры для городских помещиков и нужд крестьян. Современная история игрушки ведёт отсчёт с 1993 г. Особенностью ковровской игрушки является яркая сочная цветовая гамма, используется традиционная палитра Владимирской школы живописи. Игрушки выполняются с тщательной проработкой деталей и утончённой росписью. Игрушка нашего времени – это глиняные свистульки, сувениры, оригинальные композиции из быта людей, а также фигурки мифических и животных существ. Смотрите слайд-шоу «История ковровской глиняной игрушки». НИНА БАРАНОВА: МАТЬ КОВРОВСКОЙ ИГРУШКИ
Можно утверждать, что ковровскому феномену из голубой глины – 900 лет, ибо уже в XII в. – и археологи это подтвердили – обитателями этих мест были слеплены первые фигурки людей и животных, посуда. Но временем возрождения древнего ремесла здесь считают 1993 г. Художник Нина Павловна Баранова – человек замечательный во всех отношениях. Именно благодаря ей и возродилась из небытия ковровская глиняная игрушка. КОММЕНТАРИЙ К СЛАЙД-ШОУ: ОСОБЕННОСТИ КОВРОВСКОЙ ИГРУШКИ
Ковровские игрушки очень простые и не яркие, в отличие, например, от дымковской, которую отличают яркая цветовая гамма. Дымковская игрушка делалается из красной глины. У неё очень массивные детали, крупный хвост, крылья. Мелких деталей практически нет. Важная отличительная черта – это нарисованные геометрические фигуры по белому фону. Если на игрушке нарисованы ромбы, квадраты круги, то можно смело утверждать, что это дымковская игрушка. Стиль ковровской игрушки – детально прорисованные лица, костюмы, антураж. Дымковская – лубочный стиль, крупный яркий орнамент, геометрический рисунок рта и глаз, сглаженные контуры.
Есть четыре отличительных черты, по которым можно определить ковровскую игрушку. Во первых, игрушки все добрые веселые, нельзя увидеть ни одной грустной мордашки, коровы и то улыбаются. Это раз. Во вторых, смотрим на роспись. Роспись утончённая, тоненькая-тоненькая прорисовочка. Мастера работают как по шкатулкам, так и по игрушкам. В других игрушках встречаются ромбы квадраты – здесь же утончённо положенные штрихи и линии. Интересны и растительные орнаменты. В третьих, смотрите на наличие мелких деталей. Их очень много. У кого-то серёжки, бантики, косички. Белая глина очень эластична, она не дает трещин, что и позволяет делать мелкие детали. Четвёртая отличительная черта– это тематическое разнообразие. Здесь и праздничные гуляния, представлен и русский быт, как купали детей, как читали им сказки, как заготавливали дрова, как пили чай. Прямо объёмные фотографии из жизни. Ковровские игрушки делались всегда со смыслом. Они несли в себе некую программу. Если мастер сделал птичку, синичку, курочку, трясогузку или жаворонка, именно птицу, то подарит он её девочке. Чтобы она, когда вырастет, смогла свить свое уютное семейное гнездышко, чтобы у неё был любящий заботливый муж, чтобы у неё было много детишек. Поэтому птичек дарили девочкам и ни в коем случае мальчикам. Мальчикам, скорее всего, подарят медведя, что бы они выросли сильными, здоровыми как хозяин леса медведь. Рогатых животных, козликов, например, дарили всем. Рогатые звери считались оберегом на богатство и достаток. Чем выше, массивнее рожки, чем сильнее действие оберега, тем богаче будет в доме. КОММЕНТАРИЙ К СЛАЙД-ШОУ: Специалисты объяснили, чем ковровские игрушки отличаются от дымковских и филимоновских. Ковровские мастера создают не только фигурки животных и сказочных героев, но и бытовые сценки из русской жизни и с предельной чёткостью выписывают все детали. У глиняного сарафана всегда были глиняные завязочки, у глиняной барышни – глиняные сережки, а в глиняной печке – глиняные пирожки. Стилистические особенности ковровской игрушки – яркая, сочная цветовая гамма, сюжетное многообразие, тщательная тонкая проработка деталей. ИЗГОТОВЛЕНИЕ КОВРОВСКОЙ ИГРУШКИ
Современная ковровская глиняная игрушка изготавливается из «голубой» глины, которая добывается на территории Ковровского района. Знание о том, где находится так называемое линзовое залегание природного материала, передается мастерами из поколения в поколение так же, как и информация о качестве этой глины. Говорят, у каждого мастера есть своя заветная копанка.
Следующая стадия – подготовка материала для лепки. Глина выкладывается в специальные ёмкости и увлажняется до нужного состояния, затем разминается вручную. Каждый лепщик доводит свою часть глины до определённой степени вязкости в зависимости от того, какие именно изделия собирается создать. Затем мастер формует глину, раскатывая её скалкой на плоскости, используя стеки, палочки, ножички, петли, другие приспособления. У каждого – свой набор инструментов и свои приёмы. Рабочее место оснащено тканью, на которой раскатываются детали разной толщины, фактуры (в зависимости от фактуры текстильной основы). Маленькие фрагменты раскатываются пальцем на ладони. Вышедшие из рук лепщика изделия выдерживаются при комнатной температуре в течение 3 – 5 дней: за это время они должны окончательно затвердеть. В процессе естественной сушки происходит диффузия: как говорят мастера, «глина в глину входит». Далее – подсушивание в течение 2 суток при более высокой температуре – до 30 градусов (игрушки ставятся на батарею или помещаются в полуостывшую печь). И только после этого абсолютно сухое изделие подвергается обжигу в печи в течение 8 часов. Для каждого вида глины есть определённый режим обжига – до 850 градусов. Затем – естественное остывание. Остывшие изделия вынимаются из печи и поступают в цех росписи. По технологии для росписи глиняной игрушки должны использоваться масляные художественные краски. Ими на фабрике расписывают, в первую очередь, сложные многофигурные композиции. В последнее время стали активнее применяться темперные краски, поликолоры. Художественный образ создается совместным трудом мастера, вылепившего игрушку, и художника, расписавшего её. Как правило, мастер и художник находят друг друга, работая в одной связке, они должны быть близки друг другу по творческим приёмам, художественной манере, даже по характеру. Это вполне естественно, ведь завершение образа должно органично вытекать из первоначального замысла. КОММЕНТАРИЙ К СЛАЙД-ШОУ: Игрушку нужно озвучить. В самом широком месте туловища, снизу ножом выбираем глину и стенки в образовавшейся пустоту затираем увлажнённым пальцем. Получили резонатор. C боков прокалываем деревянной спицей два отверстия для переливов. Смотрим на просвет и, если всё в порядке, закупориваем резонатор тонкой лепёшкой из глины. Аккуратно затираем. Остаётся только в этой лепешке спицей в середине предполагаемого отверстия проколоть крышечку и сдвинуть инструмент к хвосту, прорывая заглушку. Далее кисточкой с плоским хвостиком прокалываем хвост, направляя кисточку так, чтобы она вышла в полученное ранее отверстие в резонаторе. Здесь важно сделать прокол под нужным углом. Смотрите слайд-шоу «Изготовление ковровской игрушки». ФАБРИКА «КОВРОВСКАЯ ГЛИНЯНАЯ ИГРУШКА»
Сегодня «глиняный промысел» на ковровской земле достойно представляет фабрика «Ковровская глиняная игрушка», основателем и бессменным руководителем которого является уроженка города Коврова Нина Павловна Баранова. Возродившаяся в 1990-е гг. ковровская глиняная игрушка завоевала любовь и признание, покоряя сердца детей и взрослых своей красочностью, разнообразием сюжетов, добрым юмором.
Возрождённому ковровскому промыслу в 2015 г. исполнилось 22 г. Сегодня коллектив фабрики «Ковровская глиняная игрушка» – это 37 мастеров, специализирующихся в области мелкой пластики и художественной росписи. Лицо фабрики составляют авторы, стоящие у истоков народного промысла. В 2006 г. группа художников предприятия была удостоена городской премии в области культуры и искусства «Признание» в номинации «Изобразительное искусство». Ковровская фабрика глиняной игрушки – обладатель дипломов престижных выставок и фестивалей регионального, российского и международного уровня. Информация о предприятии занесена в альманах «Памятники Отечества» и энциклопедию «Народное искусство России» (2002 г.). В 2006 г. фабрика «Ковровская глиняная игрушка» и Ковровский историко-мемориальный музей были удостоены Гранта Президента Российской Федерации за представленный совместный проект интерактивной музейной экспозиции «Мир глиняной игрушки». Геральдические зайцы на товарном знаке предприятия – символ Коврова, второго по величине города Владимирской области, колыбели отечественного стрелкового оружия, Города воинской славы. Ныне Ковров, город оборонной промышленности и тяжелого машиностроения, один из крупнейших индустриальных центров Владимирской области, достойно разделяет славу Мстёры, Палеха и других «столиц российских ремёсел», дав новую жизнь старинному традиционному промыслу. Авторские изделия ковровских мастеров находятся в фондах музеев Коврова, Владимира, Москвы, др. городов России, ближнего и дальнего зарубежья. Адрес ООО Фабрика «Ковровская глиняная игрушка»: 601914, г. Ковров, Владимирская обл., ул. Жуковского, 3. Тел./факс: 8 (49232) 3-76-28 Телефоны: 9 (910)182-85-08, 8 (916)367-95-95 E-mail: remeslo_kovrov@mail.ru Сайт: http://kovrovremeslo.ru/ КОВРОВСКАЯ ГЛИНЯНАЯ ИГРУШКА В МУЗЕЕ
С 2006 г. в Ковровском историко-мемориальном музее работает интерактивная экспозиция «Мир глиняной игрушки». Этот проект, удостоенный гранта Президента Российской Федерации, является совместной разработкой научных сотрудников музея и специалистов народного художественного промысла ООО Фабрика «Ковровская глиняная игрушка».
– Замысел экспозиции, – говорит директор музея, кандидат исторических наук Ольга Монякова, – возник не случайно. Ковровская глиняная игрушка, получившая известность далеко за пределами Владимирской области и России, стала уже своеобразной визитной карточкой города. Тот факт, что этот промысел имеет на ковровской земле глубокие исторические корни, давал дополнительные экспозиционные возможности. В ассортименте фабрики «Ковровская глиняная игрушка» – сотни наименований изделий, от мелкой пластики до многофигурных композиций, объединённых единым сюжетом. В музейной экспозиции представлены коллекционные образцы глиняной игрушки, отличающиеся яркими, узнаваемыми стилистическими признаками: жизнеутверждающей, тёплой цветовой палитрой, утончённой росписью, тематическим многообразием. На протяжении пяти лет эта экспозиция остается одной из самых популярных и востребованных в музее. Сначала посетителей знакомят с предпосылками и историей возникновения ковровской глиняной игрушки, затем гостям демонстрируются археологические находки, датируемые XVII – ХIХ вв., в том числе гончарные изделия и древнейшая глиняная потешка. Прослеживается неразрывная связь между гончарным промыслом и изготовлением глиняной игрушки. Участники встречи имеют возможность полюбоваться красотой, неповторимостью, разнообразием современной ковровской глиняной игрушки, создаваемой мастерами народного художественного промысла. Одна из задач проекта – воссоздать атмосферу мещанского и ремесленного Коврова второй половины XIX – XX вв. Экспозиционный зал оформлен баннером «Ярмарка на Базарной площади». Экскурсовод и ведущие мастер-класса одеты в традиционные костюмы Владимирской области. Органичным продолжением «Мира глиняной игрушки» стала интерактивная экспозиция «В мастерской ковровского умельца». Благодаря этим успешно реализующимся проектам музей регулярно принимает группы из Москвы и др. российских городов. Адрес Ковровского историко-мемориального музея: 601900, г. Ковров, Владимирская область, ул. Абельмана, д. 20 Телефоны: 8 (49232)2-27-51, 8 (49232)2-19-25 E-mail: museum-kovrov@mail.ru Сайт: http://www.kovrov-museum.ru/projects/etno-projects/mast-classes/ КОММЕНТАРИЙ К СЛАЙД-ШОУ: Посетителям интерактивной экспозиции предоставляется возможность не только узнать об истоках древнего ремесла, побывать в виртуальной мастерской древнего гончара, но и попытаться собственноручно изготовить традиционные фигурки из глины. В структуру экспозиции входит мастерская, где посетитель получает возможность под руководством специалиста музея по фольклору Е.В. Лобановой испытать себя в лепке или художественной росписи, а затем получить на память образчик своего труда. Смотрите слайд-шоу «Ковровская игрушка в музее». ПЕРВЫЙ ФЕСТИВАЛЬ ГЛИНЯНОЙ ИГРУШКИ
В г. Коврове состоялся первый городской фестиваль глиняной игрушки. Много гостей, более 70 школьников и педагогов стали его участниками. Объединились все участники образовательного и культурного пространства: садики, школы, организации дополнительного образования детей, Историко-мемориальный музей, Дома творчества и Дома культуры.
Праздничная атмосфера ощущалась уже с порога: музыка, шары и скоморохи, которые угощали гостей баранками и конфетами. Открыли фестиваль воспитанницы образцового театра моды «Лебедушка» ЦДОД «Родничок», они продемонстрировали одну из своих коллекций одежды в русском народном стиле. Затем со словами приветствия к гостям обратилась заместитель главы администрации, начальник управления образования Марина Морозова. В своей речи Марина Юрьевна подчеркнула значимость данного мероприятия для нашего города, ведь для человека, а особенно для подрастающего поколения очень важно иметь возможность проявлять себя через творчество, особенно когда оно тесно связано с историей родной Ковровской земли. Поделки из глины в наших краях делали еще в XIX в., это были, в основном, свистульки для маленьких детей. Широкого распространения глиняное ремесло в те времена не получило. Не только профессионалов, но и любителей привлекает ковровская глиняная игрушка, так мастерские по изготовлению поделок из глины работают на базе Межшкольного учебного комбината и ДДК «Дегтяревец». В этот раз желающие могли слепить и расписать глиняного зайца. Персонаж был выбран не случайно, эта игрушка достаточно проста в изготовлении для начинающих, и в тоже время заяц – символ Коврова.
В рамках фестиваля для юных ремесленников был организован творческий конкурс «Обыкновенное чудо», где участники представляли работы по следующим номинациям: лучшая заготовка для игрушки, лучший дизайн игрушки, оригинальная игрушка, лучший рисунок – проект глиняной игрушки. Всего в конкурсе приняли участие 110 человек, причём отдельная номинация под названием «У всякого мастера своя сноровка» была организована специально для педагогов. Лучшие конкурсные работы гостям фестиваля продемонстрировали на выставке, где также они могли проголосовать за понравившуюся игрушку.
Алена Царева – гость фестиваля: – Это всё очень интересно. Глина очень сильное даёт развитие для детей. Ребенку очень интересно. Секреты мастерства по лепке ковровской глиняной игрушки всегда передавались из поколения в поколение. На фестивале для детей и гостей был организован мастер-класс по лепке и росписи игрушки из глины. Педагог технологии школы №15 Светлана Капранова уверена, что внедрит лепку в учебный процесс. Светлала Капранова – педагог МБОУ СОШ №15: – Детям очень нравится, глаза горят. На ощупь глина приятная. Творчески всё получается, с большим удовольствием сама сижу и делаю. Илья Иванов из глины лепит впервые. Раньше лепил из солёного теста. Илья говорит, что эти технологии очень похожи. Илья Иванов – участник фестиваля: – Там тоже надо вытягивать, соединять некоторые кусочки. Только тесто может упасть. А вот глина держится. КОММЕНТАРИЙ К СЛАЙД-ШОУ: По итогам зрительского голосования лучшей признана коллективная работа: «Куда путь держишь, добрый молодец?», изготовленная руками воспитанников ДДК «Дегтяревец». Подводя итоги, организаторы выразили уверенность, что фестиваль ковровской глиняной игрушки не только станет традиционным для города, но и с каждым годом будет собирать всё большее количество участников. Смотрите слайд-шоу: «Мастер-класс изготовления ковровской барыни». * * * |
|
|