Народные промыслы | Михайловское кружево  
Михайловское кружево
В старину в Рязанском уезде присутствовали разные типы кружевного плетения. Вначале было сцепное, а так же тончайшее многопарное «травчатое» кружево и «рязанского манера». Однако в городе Михайлове и его окрестностях присутствовал иной способ плетения – численный. Это значит, что плели его не только по сколку, а считая число переплетений. Именно численное кружево получило известность под названием «михайловского». Яркое и плотное, оно хорошо дополняло одежду из грубого полотна и тяжёлых тканей закладной техники. Основные цвета в михайловском кружеве – красный, белый, синий.  Для современного Михайловского кружева характерны более сложные по сравнению со старинным кружевом орнаменты, а так же новые цвета – жёлтый, зелёный, чёрный. Изумительна жизнерадостность михайловского кружева в многоцветье красок: от скромных, сдержанных и строгих до ярких, весёлых сочетаний красного и белого с синим, красного и белого с жёлтым, красного и чёрного. Михайловским цветным кружевом ещё столетие назад были покорены Канада, Америка и Европа.
Малые города России: Михайлов – здесь плетут уникальное красное кружево
Сортировать:
по дате добавления
1. Сасовская кружевница открыла олимпийскую выставку кружев  Игры в Сочи вдохновили мастерицу из Сасово на открытие олимпийской выставки кружев. Салфетки теперь выглядят как олимпийские кольца. А репродукция символов 22-х зимних игр может конкурировать с официальными олимпийскими талисманами.
2. Рожкова Аделаида – кружевница из Рязанской области  Аделаида Ивановна – основоположница нового стиля – цветных кружев. Она, пожалуй, единственный человек, создавший учебные пособия по плетению кружев на коклюшках.
3. В Рязани открылась выставка народных промыслов  Кадомский вениз, михайловское кружево, скопинская керамика и шиловская лоза – все промыслы Рязанской области представлены в одной выставке, которая открылась в Рязанском художественном музее.
4. Д.А. Смирнова о художественных промыслах Рязани  Диана Алексеевна Смирнова – легендарная кружевница, народный художник России, с 1950-х гг. её кружевные работы выставляются на российских и международных выставках, публикуются в различных изданиях по народному искусству.
5. Михайловское кружево  «Ручная работа» кружево, сплетённое на коклюшках
6. Малые города России: Михайлов – здесь плетут уникальное красное кружево   
ИСТОРИЯ КРУЖЕВА НА РУСИ
Большинство историков сходятся во мнении, что плетение на коклюшках впервые появились в Италии в XV  столетии, а уже потом получило распространение по всей Европе. Одними из самых крупных и древних центров кружевоплетения, кроме Италии, считаются Испания, Фландрия и Франция. В России же до второй половины  XVII столетия кружево не производилось, а привозилось из других стран. Собственное же кружевоплетение в России появилось к концу  XVII столетия в царицыной мастерской палате в г. Москве, в домашних мастерских, княжеских светлицах.
Наряду с этим, плетение было известно на Руси  очень давно, в период средневековья. Многие памятники искусства и архитектура того времени были украшены разного рода плетёнками. К сожалению, очень немногие образцы нитяного плетения того времени сохранились по сегодняшний день. Но все же, есть исключения. Например, образец,  которых хранится в Суздале. Предположительно он был изготовлен еще в  XII столетии и представляет собой петли для рубахи. Интересен тот факт, что орнамент этого образца очень схож с узором резного пояска на Дмитровском соборе в г. Владимире.
Также науке известны несколько образцов, которые были выполнены техникой плетения на коклюшках. Это прошва и края платков и полотенец, которые датируются 60-ми гг. XVII-го столетия и были изготовлены мастерицами царицыной мастерской г. Москва.
Наряду с классификацией кружева по технике изготовления (численное, сцепное и многопарное), его начали различать по месту производства. В  XIX столетии в России появились крупные кружевные промыслы – Вологда, Рязань, Елец, Тула, Новгород (на фото: Василий Верещагин «Кружевница», 1890-е гг.). По тому, как было исполнено каждое отдельно взятое изделие, можно было определить, где оно было изготовлено. Это стало возможным из-за того, что у каждого промысла были свои приёмы. После отмены крепостного права отличительные черты каждого промысла начали сглаживаться, и различить их стало практически невозможно, а отрасль постепенно стала приходить в упадок. Это объяснялось тем, что львиную долю всех кружевных изделий делали крепостные по приказу помещика.
К самым известным современным кружевным центрам относятся вологодский, кировский, елецкий и михайловский промыслы.
ИСТОРИЯ МИХАЙЛОВСКОГО КРУЖЕВА
Первое упоминание о цветном михайловском кружеве относится к середине XVIII в. Михайловское значительно отличается от кружев, изготовляемых в других областях (вологодское кружево, елецкое кружево и т.д.), как по технике плетения, так и по характеру рисунка. Выполняют его в простой технике численного кружевоплетения, сохраняя старинный характер рисунка и расцветки. Эта техника уникальна и не имеет аналогов и мире. Для выполнения численного кружева не нужны были заранее нарисованные узоры – сколки.
В Михайловском уезде выплетались кружева различной ширины: узкое без сколков в Виленках, среднее кружево с картонной меркой – в Стублево и Стрелецких выселках, широкое цветное кружево – в селе Новопанское. Цветные кружева шли для декоротивного оформления праздничного народного костюма как женского, так и мужского, где предпочтение отдавалось красному цвету. Ими украшали женские праздничные рубахи, навершники, передники, шушпаны, головные полотенца, а так же мужские рубахи из холста. Кружево зачастую сочеталось с ткаными узорами и вышивкой.
Для Михайловского численного кружева характерны веерообразные формы кружевных мотивов, фестоны и зубцы, так называемые» бубенцы», «мысы», «городки», «павлинки», «балалайки» и др. Отдельные элементы орнамента напоминали кружевницам предметы окружающей их повседневной жизни: мушка, сливки, рыбки, речка, паутинка.
К 1880 г. в городе Михайлове и окрестностях работало около двух тысяч кружевниц, в 1896 г. их было более трёх тысяч, а перед первой мировой войной – десять тысяч. В 1882 г. работы Михайловских кружевниц с большим успехом демонстрировались в Москве на Всероссийской выставке, где они удостоились внимания государыни и денежной награды.
В 1886 г. С.П. Казначеевой, совместно с известной исследовательницей народного искусства С.А. Давыдовой, в с. Подлесное была открыта первая в России художественная школа кружевоплетения и вышивания.
Во второй пол. XIX в. михайловским кружевом торговали как в самой России, так и за границей. Михайловское численное кружево выделялось красочностью и своеобразием рисунков. Кружево также было распространено и в народном костюме разных местностей. Яркое и плотное, оно хорошо дополняло одежду из грубого полотна и тяжёлых тканей закладной техники,  сочеталось с яркими  узорами  вышивок и ткани.
Войны 1914 – 1918 гг.  нанесли большой урон развитию народных промыслов, спрос на кружева и изделия с художественной вышивкой упал, экспорт их за границу прекратился, мастерицы лишились заработка.

КОММЕНТАРИЙ К СЛАЙД-ШОУ:
Михайловское кружево орга­нично вписывалось в красочный крестьянский костюм. Не только рязанцы – жители почти всей срединной России украшали ими свою одежду. Например, руба­хи – и мужские и женские. Об­шивали также полотенца, про­стыни, подзоры. На одной из ил­люстраций показан край жен­ского передника прошлого ве­ка. Кружево плотное, яркое – и как удачно сочетается с вышив­кой и ткачеством! Смотрите слайд-шоу «История михайловского кружева».
Источник: http://ginger-at-heart.livejournal.com/27633.html
Как и в XVIII в., когда было упоминание о михайловском кружеве, так и сейчас кружево плетётся по-старинке.
Источник: http://ginger-at-heart.livejournal.com/27633.html
Существует два типа коклюшечного кружева: «мерное» (край, прошва, которые можно плести бесконечно) и «сцепное», где одна деталь сцепляется с другими, образуя законченное изделие. Михайловское кружево – это мерное.
Источник: http://ryazantourism.ru/ryazan/folkcraft
Единственное в России цветное кружево издавна плетут в старинном городе Михайлове. Техника Михайловского кружевоплетения уникальна и не имеет аналогов. Михайловские мастерицы используют порой до 60 пар коклюшек.
Источник: http://kraeved1147.ru/klin-chaykovskiy/
Одно из самых знаменитых михайловских кружев. Туалетный столик в доме композитора Чайковского накрыт вышивкой в технике «крестик» и отделан михайловским кружевом. В 1888 г. эту работу подарила композитору Эмма Жентон. Ей посвящён «Сентиментальный вальс».
Источник: http://lacejourney.com/bobbin-lace-museum-chaikovskii-klin/
Крупный вид знаменитого туалетного столика П.И. Чайковского, украшенного михайловскими кружевами.
Источник: http://ryazantourism.ru/ryazan/folkcraft
Для традиционного михайловского кружева характерно плотное переплетение почти без ажурного фона и яркий колорит, построенный на сочетании белых и красных нитей, иногда с привнесением нитей других цветов: жёлтого, зелёного, голубого.
Источник: http://slavyanskaya-kultura.ru/slavic/rukodelie/istorija-kruzheva.html
А это уже, что называется, изначальное «аутентичное» михайловское кружево. Конец XIX в., Рязанская губерния, Михайловский уезд.
Источник: http://slavyanskaya-kultura.ru/slavic/rukodelie/istorija-kruzheva.html
Расцвет сцепной техники относится к 1820 – 1840-м гг., на языке михайловских кружевниц она называлась «выкладывать вавилоны». Такими «вавилонами» обрисовывались деревья, кусты, птицы, звери, фантастические животные. 1820 – 1840 гг., Рязанская губерния, г.
Источник: http://slavyanskaya-kultura.ru/slavic/rukodelie/istorija-kruzheva.html
Старинный костюм сельских жительниц включал передник-«занавеску» с рукавами и спинкой. Передники украшались специально для них исполненными кружевной прошивкой и краем особенного рисунка. Конец XIX в., Рязанская губерния, Михайловский уезд.
Источник: http://slavyanskaya-kultura.ru/slavic/rukodelie/istorija-kruzheva.html
Прекрасной работой отличались занавески из сел Жеславля и Стубло. Передники украшались специально для них исполненными кружевной прошивкой и краем особенного рисунка. Конец XIX в., Рязанская губерния, Михайловский уезд, с. Жеславль
Источник: http://slavyanskaya-kultura.ru/slavic/rukodelie/istorija-kruzheva.html
С появлением анилиновых красителей во второй половине XIX в. хлопчатобумажная пряжа стала окрашиваться. Нач. XIX в., Рязанская губерния, Михайловский уезд.
Источник: http://slavyanskaya-kultura.ru/slavic/rukodelie/istorija-kruzheva.html
Самый нарядный зубец – «павлинка», выполненный обычно нитями двух-трех цветов. Он образован радиально расходящимися полосами с узорчатыми разделками между ними. 1890-е гг., Рязанская губерния, Михайловский уезд, Стрелецкие Выселки.
СОВЕТСКОЕ МИХАЙЛОВСКОЕ КРУЖЕВО
В  г. Михайлове артель вышивальщиц была создана в 1916 г., о чём свидетельствует письмо с заявлением Михайловской трудовой артели вышивальщиц отделу кустарной промышленности Наркомзема о взятии артели под контроль Наркомата, датированное 23 октября 1918 г. К осени 1925 г. в городе Михайлове и уезде насчитывалось около 6000 мастериц, и с каждым днём всё большее их количество изъявляло желание объединиться в свои промысловые артели.
1927 г. явился годом создания Михайловской артели «Труженица», объединившей вышивальщиц и кружевниц-надомниц из числа кустарей. Возглавила артель Е.Н. Накапкина. В 1935 г.  Совет Народных Комиссаров РСФСР принял постановления, в которых предусматривались меры по улучшению кружевного производства. В результате этого промысел стал развиваться более успешно.
В годы Великой Отечественной войны работа кружевного промысла временно свернулась. И лишь в конце войны частично была возобновлена выработка кружев.
Первые послевоенные годы характерны для коллектива промартели стремлением к наращиванию темпов производства. В 1951 г. в артели начала свою работу выпускница МХПУ им. Калинина Диана Алексеевна Смирнова, задавшаяся целью полностью возродить старинное Михайловское кружево. Её часто видели в бывших центрах кружевоплетения: в селах Пушкари, Новопанское, Рачатники, Ижеславль и др. Д.А. Смирнову постоянно окружали  люди с опытом – кружевницы, которые ещё не утратили секретов прежней работы.
В октябре 1960 г.  на базе промартели организуется строчевышивальная фабрика «Труженица».
В 1968 г. Михайловская строчевышивальная фабрика «Труженица» стала участницей ВДНХ. В качестве экспонатов на выставке были представлены женские платья с цветным кружевом, фартуки, полотенца, салфетки. Все изделия получили высокую оценку. Фабрика была награждена дипломом II степени, а художники Д.А. Смирнова и В.А Мухина – бронзовыми медалями. Всё больше изделий фабрики стало появляться и за границей – во Франции, Японии, США.
В 1980-е гг. художественная деятельность предприятия развивается по пути более глубокого изучения традиций в  кружевоплетении, вышивке и принципов декоративного оформления одежды. Наряду с традиционной цветовой гаммой, появляются изделия, колорит которых включает голубые, бордовые, золотисто-коричневые цвета. Поиски новых цветовых решений наиболее ярко проявлялись в творчестве художника по кружеву В.А. Мешковой, заслуженного художника России Т.Н. Пресновой, художников по вышивке И.Н. Копытиной, и З.В. Кондрахиной. Много новых изделий одежной группы было создано художником-модельером О.Ю. Шемятовской.
11 августа 1993  г. ПСО «Труженица» было преобразовано в ТОО, а с 15 июля 1993 г. – в закрытое акционерное общество «Труженица».
МАСТЕРА МИХАЙЛОВСКОГО КРУЖЕВА
В каждом промысле всегда есть мастера, несущие своим творчеством передовые идеи, создающие новые формы искусства в Рязани, – это заслуженный художник РСФСР Д.А. Смирнова (р. 1925 г.), М.И. Игнатова, К.П. Краюхина и М.Д. Морозова, которая работает над кружевом более 30 лет.
В 1957 г. артель возглавила Мария Григорьевна Голованова, которая оставалась на посту директора почти 30 лет, до 1986 г. В 1978 г. в результате объединения фабрики «Труженица» и фабрики им. Лизы Чайкиной, расположенной в поселке Октябрьском, было создано Михайловское производственное строчевышивальное объединение «Труженица».
Все события в стране находили свое воплощение в произведениях кружевниц и вышивальщиц. Изделия с праздничной символикой выпускались к Московской Олимпиаде, 40-летию освобождения города Михайлова от немецко-фашистских захватчиков, 40-летию победы, XII Всемирному фестивалю молодежи и студентов, 900-летию г. Рязани, 850-летию г. Москвы. С особой любовью, старанием и мастерством выполняли работницы необычный заказ для дома-музея П.И. Чайковского в Клину.
Одними из первых кружевниц, помогавших Д.А. Смирновой, были М.И. Игнатова, К.П. Краюхина и М.Д. Морозова, ставшая впоследствии мастером кружевного цеха. Следует подробнее остановиться на заслугах М.Д. Морозовой, которая немало сделала для развития кружевного промысла, совершенствования техники плетения, созданию узоров, а также воспитания и обучения молодых кружевниц, за что она была награждена медалями «За трудовую доблесть» и «За доблестный труд». Работницы нового цеха сумели быстро освоить машинную вышивку «ришелье» и увеличить выпуск изделий.
Мастером участка ручной вышивки на протяжении многих лет была Е.И. Накапкина, награждённая за заслуги в развитии местной промышленности орденом «Знак Почета» и медалью «За доблестный труд». Семидесятые годы характерны для фабрики большими трудовыми победами. В 1973 г. пяти её изделиям впервые был присвоен государственный знак Качества. Изделия были выполнены по рисункам Д.А. Смирновой и З.Н. Коротковой. В этом же году фабрика завоёвывает переходящее Красное знамя.
Д.А. СМИРНОВА: ВОЗРОДИЛА МИХАЙЛОВСКОЕ КРУЖЕВО
Расцвет цветного кружева во второй половине ХХ в. связан с творчеством народного художника РФ, лауреата Государственной премии России Дианы Алексеевны Смирновой. Её творческой судьбе рязанские поэты посвятили немало лирических строк:

«Забытые… Искала их по деревням девчонка, Самозабвенно слушая коклюшек голос звонкий, Что говорить, к чему слова – Не те уж нынче кружева…».

В 1951 г. в артели начала свою работу выпускница МХПУ им. Калинина Диана Алексеевна Смирнова, задавшаяся целью полностью возродить старинное Михайловское кружево. Её часто видели в бывших центрах кружевоплетения: в селах Пушкари, Новопанское, Рачатники, Ижеславль и др. Д.А. Смирнову постоянно окружали  люди  с опытом – кружевницы, которые ещё не утратили секретов прежней работы. Диана Алексеевна сама изучала всю технологию кружева и сумела перевести её на поток. По специальным, ею разработанным сколкам, сразу несколько кружевниц могли выполнить один и тот же рисунок кружева с точными элементами.
Внимательно изучив наследие кружевниц  ХIХ – нач. ХХ вв. Смирнова широко использовала в своих работах как традиции численного михайловского кружева, так и многопарного и сцепного кружева, характерного для Рязанского, Ряжского, Скопинского уездов. На основе традиционных техник и орнаментов – геометрических и изобразительных – художница создала современные по стилю, разнообразные по приёмам сочетания цвета и фактуры, окрашенные ярко выраженной индивидуальностью произведения, восстанавливая связь времён.
Д.А. Смирнова не только постигла секреты древнего промысла, но и внесла очень много своего. Так, ей принадлежит авторство поворота под необходимым углом кружевной ленты. Это дало возможность изготавливать такие сложные изделия, как оплеты скатертей, дорожек, салфеток и т.д.
Среди наиболее известных произведений Смирновой можно назвать полотенце «Хлеб-соль» (1970 г.) с редкими для михайловского кружева антропоморфными изображениями, полотенце «Петухи» (1972 г.), комплект «Солнечный» (1977 г.), скатерть «Расцвели луга в Мещере» (1978 г.), занавес «Михайловский» (1980 г.), столешник «Весенние мотивы» (1986 г.), серия «Времена года» (1980 – 1986 гг.). Они радуют глаз сложностью композиции, полнотой и открытостью цвета, созвучной настроению широкого народного праздника.
Диана Алексеевна – художник, отдавшая более сорока лет созданию новых рисунков цветного и белого коклюшечного кружева, традиционного для Рязанской области.

КОММЕНТАРИЙ К СЛАЙД-ШОУ:
Диана Алексеевна Смирнова сама изучала всю технологию кружева. По специальным, ею разработанным сколкам, сразу несколько кружевниц могли выполнить один и тот же рисунок кружева с точными элементами. Многие работы Д.А. Смирновой стали классикой народного искусства Рязанской земли и находятся не только в собрании Рязанского областного художественного музея, но и за его пределами. Например, в Доме-музее П.И. Чайковского в г. Клин Московской области. Диана Алексеевна восстановила уникальный рисунок кружева, подаренного великому композитору более 100 лет назад. Смотрите слайд-шоу:  «Д.А. Смирнова возродила михайловское кружево».
Источник: http://cnt-ryazan.ru/cultural-heritage/texts/2012/mihaylovskoe-cvetnoe-chislennoe-krujevo.html
Среди наиболее известных произведений Д.А. Смирновой можно назвать полотенце «Хлеб-соль» (1970 г.) с редкими для михайловского кружева антропоморфными изображениями.
Источник: http://stranamasterov.ru/node/640797
Д.А. Смирнова обращается к технике сцепного кружева, которой также владели кружевницы Рязанской губернии. Смирнова Д.А. Скатерть из комплекта «Юбилейный салют». 1984 – 1987 гг.
ИсточниК: http://artmuseum62.ru/collection/5/
Многие произведения Д.А. Смирновой стали классикой декоративно-прикладного искусства Рязанской земли: «Сады цветут в Ижеславле» (1988 г.)
Источник: http://rjaz.net/photo/rjazanskij_kostjum/13-93-0-0-2
В этой работе автор сочетает различные декоративно-выразительные средства техники численного, парного и сцепного кружева Д.А. Смирнова. Панно «Птица-счастья» (1995 – 2000 гг.).
Источник: http://vk.com/topic-80917054_31093715
Благодаря активной творческой работе Д.А. Смирновой в 1950-е гг. обогатились рисунки михайловского численного кружева. Кружево стало шире, декоративнее по рисунку и ярче по цвету, в нём появились новые элементы плетения.
Источник: http://vk.com/topic-80917054_31093715
Панно «Птица счастья» – это и сложная, новая для рязанского кружева арочная композиция с богатой фактурой, над которым художница трудилась целых 5 лет.
Источник: http://vk.com/topic-80917054_31093715
В начале творческого пути Д.А. Смирнова предпочитала мотивы мягких очертаний –веерообразную павлинку. В 1960-е гг. с развитием сурового стиля начинаются поиски менее трудоёмких приёмов плетения кружева.
Источник: http://vk.com/topic-80917054_31093715
Параллельно с численным цветным кружевом Смирнова создала работы в технике многопарного плетения. Характерные для многопарной техники плетения геометризованные силуэты, очерченные прямыми диагональными линиями (комплект «Времена года», 1980-е гг.).
Источник: http://vk.com/topic-80917054_31093715
В 2000 – 2006 гг. Диана Алексеевна работала над созданием принципиально новой коллекции «Золотые россыпи» в сцепной технике плетения с включением элементов михайловского численного кружева.
Источник: http://vk.com/topic-80917054_31093715
Фактура кружева усилена золотыми нитями, стразами, жемчугом и янтарем, а также поделочными камнями. В составе коллекции «Золотые россыпи» скатерти «Праздничная» и «Овальная», «Круглая дворянская».
Источник: http://vk.com/topic-80917054_31093715
Коллекция «Золотые россыпи» выплетена из светлых золотистых, зелёных, жёлтых и коричневых нитей в изысканной цветовой гамме.
Источник: http://vk.com/topic-80917054_31093715
Диана Алексеевна обратилась к созданию тонкого изящного белого кружева в традициях журавинского, скопинского и рязанского городского, выполнив три полотенца, характерных для каждого направления в кружевоплетении.
Источник: http://vk.com/topic-80917054_31093715
Внимательно изучив наследие кружевниц XIX – нач. XX вв., творчески освоив своеобразие техники и технологии плетения кружев, Диана Алексеевна восстанавливает некогда утраченную, прерванную связь времён.
Источник: http://vk.com/topic-80917054_31093715
Выставка народного художника России Д.А. Смирновой к её 85-летию. Диана Смирнова многократный дипломант всесоюзных, республиканских и областных выставок; международных и всемирных выставок в Брюсселе, Канаде, Японии, США, Италии и Турции.
Источник: http://vk.com/topic-80917054_31093715
Её работы в Русском музее (Санкт-Петербург), Музее декоративно-прикладногои народного искусства (Москва), в Рязанском художественном музее им. И.П. Пожалостина и Рязанском историко-архитектурном музее-заповеднике, муз. Сергиево-Посада, Там
Источник: http://vk.com/topic-80917054_31093715
На персональной выставке произведений кружева лауреата Государственной премии Дианы Алексеевны Смирновой, подготовленная к 85-летию со дня рождения автора, были представлены более 30 произведений из собрания Рязанского художественного музея.
ОСОБЕННОСТИ МИХАЙЛОВСКОГО КРУЖЕВА
Кружева Рязанской области значительно отличаются от кружев, изготовляемых в других областях, как по технике плетения, так и по характеру рисунка. Выполняются они в простой технике численного плетения, сохраняя старинный характер рисунка и расцветки. Кружевам михайловских мастериц присущи несложные кружевные узоры, которые носят народные названия: бубенцы, мыски и т.п. В богатую расцветку михайловских кружев, кроме белых и серых, входят красный, синий, жёлтый и др. цвета. Для михайловских кружевных изделий характерно также сочетание кружева с вышивкой.
Михайловский кружевной промысел можно с уверенностью назвать уникальным, потому что узор кружева носит строгий и геометричный характер. Полотно изготавливается очень плотное, ажурный фон практически не используется, и, не присматриваясь, создается впечатление, что это полотно, которое было получено на ткацком станке. Несмотря на такую сдержанность и строгость, можно отметить жизнерадостность кружева, которая обеспечивается широкой палитрой цветов, от сочетания красного и белого до красного с чёрным. Красный цвет, занимающий особое место в русском искусстве и в кружеве, как основной, утвердился только в михайловском кружевоплетении. Отличительной особенностью кружева, которое изготавливается в Рязанской области, является характер рисунка и техника плетения.
Техника численного михайловского цветного кружевоплетения уникальна и не имеет аналогов в мире. Её особенность – постоянный счёт переплетаемых нитей и сочность цветового решения. Рисунки кружев разнообразны. В одном случае узор напоминает запутавшуюся среди ниток муху и называется «мушки», другой имеет вид распущенного хвоста птицы и называется «павлинка», а то – узор похож на изгибающееся русло реки и тогда зовут его «речка». Ткань в изделиях с кружевом  –  традиционное льняное полотно. В сочетании аскетизма русского льна и невероятной радуги красок – особое очарование михайловского кружева. Изделия, отделанные кружевами, как правило, украшаются и вышивкой крестом, узоры которой по своему художественному решению составляют одно целое с рисунком кружева. Знаменитая исследовательница истории кружевоплетения, организатор Петербургской школы кружевниц Давыдова С.А. (1883 г.) приравнивала михайловское кружево по значимости к русской иконописи. Она считала, что в его узорах зашифрованы особые символы – знаки, которыми пользовались на Руси до принятия кириллицы.
В орнаменте коклюшечного кружева, как и в других произведениях русского народного искусства, через определённые мотивы передавалось не только представление народа о красоте окружающей природы, но и такие понятия, как добро, счастье, мужество, любовь, благополучие.
С древнейших времен человек, охраняя себя от злых сил, покрывал одежду и жилище изображениями – оберегами. Постепенно мифы и значения символов забывались, однако осколки язычества дожили до наших дней в народных поверьях и обычаях. Так, до сих пор считается, что ручное кружево оберегает дом от зла и беды.
ПРИЁМЫ И ОРНАМЕНТ МИХАЙЛОВСКОГО КРУЖЕВА
Основными приёмам и плетения михайловского счётного кружева были три – плетешок, который представлял собой тонкий, туго сплетённый жгутик, сетка и редкая полотнянка, которая имела тенденцию в крупных формах орнамента то сгущаться у края, то получать разреженную структуру, внося декоративный эффект не только в фактуру, но и в рисунок кружева. Позднее, в нач. XX в., в цветное кружево стали вводить  сеточку и разделки из рельефных, продолговатых насновок. Основным цветом всегда был красный, дополненный жёлтым, зелёным, голубым. Изобретательность мастериц с таким небольшим количеством приёмов плетения нитей на коклюшках была поразительной. Каждый раз они находили свою, завораживающую игру цветных нитей, которые то сгущались, образуя яркие акценты, то растекались, дробясь на мельчайшие сияющие искорки. Необычные по цвету, численные кружева были, например, в Михайловском уезде. Так, в селе Виленки плелось бело-голубое кружево разной интенсивности цвета.
По орнаменту михайловские кружева можно разделить на две группы. К первой относятся небольшие узоры, встречающиеся в основном в прошвах как узких – узятках до 3 см., так и широких – до  6 – 8 см. Все эти формы орнамента получены путем несложного переплетения нитей, в основе которых лежат плетешки, полотнянка и сетка.
Основой было сочетание красного с белым или серебристым тоном неотбеленного льна. Их соотношение в орнаменте значительно изменяло образный строй орнамента – от яркого праздничного с обилием красного цвета до сдержанного, нежного с преобладанием белого тона. Синие, чёрные или зелёные тонкие струйки, сопровождавшие красный, усиливали звучание основного цвета, подчёркивали край или выявляли определённые формы узора. Многие из этих элементов орнамента численного кружева были характерны и для парной техники плетения нитей и имели сходные названия.
Михайловское кружево  плетётся не по сколку, как обычно, а по счёту нитей. Поэтому оно и называется «численным». Численное кружево более трудоёмкое в изготовлении и для его выполнения надо иметь особую подготовку. Например, кружевница, владеющая техникой плетения, в один день освоит технику так называемого сколочного вологодского. Зато кружевнице из Вологды потребуется месяц, чтобы освоить численное кружево. Маленькая кружевная подушечка и тоненькие кленовые палочки-коклюшки – вот и все незамысловатые инструменты, с помощью которых плетут мастерицы разнообразные кружева.

КОММЕНТАРИЙ К СЛАЙД-ШОУ:
На вышитом полотенце подносили «хлеб-соль» дорогим гостям; его стелили поверх скатерти через стол, подчеркивая духовную связь хозяина и почетных гостей; полотенцем опоясывались сваты. Полотенце дарили уезжающим сыновьям матери, а мужьям – жёны. Вышитыми полотенцами украшали образа в домах. Так, вместе с кружевами входит в нашу жизнь частица древней культуры. И сегодня, прикасаясь к этим великолепным творениям михайловских кружевниц, мы как будто встречаемся со своими далёкими предками. Это их голос звучит в ритмике орнамента, напоминая нам, что человек должен всегда окружать себя истинной красотой. Красотой, омывающей душу светом.  Смотрите слайд-шоу «Особенности, приёмы и орнамент михайловского кружева».
Источник: http://fashionstylist.kupivip.ru/text-9449-mihaylovskoe-kruzhevo
Михайловское кружево – единственное в мире цветное кружево, сотканное на коклюшках. Названо по имени городка Михайлова, расположенного недалеко от Рязани. Это кружево значительно отличается от других по технике плетения и по характеру рисунка.
Источник: http://рполе.рф/%D0%B7%D0%B5%D0%BC%D0%BB%D1%8F%D1%87%D0%B5%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%BE/%D1%80%D1%8F%D0%B7%D0%B0%D0%BD%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%B5-%D0%B7%D0%B5%D0%BC%D0%BB%D1%8F%D1%87%D0%B5%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%BE_2015
Этот вид кружева издавна на равных соперничал с вологодским, елецким и другими признанными техниками. Выполняют его в простой технике численного кружевоплетения, сохраняя старинный характер рисунка и расцветки. Эта техника не имеет аналогов в мире.
Источник: http://eolgerin.blogspot.ru/2013/08/2013.html
Орнаменты михайловского кружева: край «кирпичек» или «городки».
Источник: http://eolgerin.blogspot.ru/2013/08/2013.html
Орнаменты михайловского кружева: край «полевые цветы», автор сколка Диана Смирнова.
Источник: http://eolgerin.blogspot.ru/2013/08/2013.html
Орнамент михайловского кружева, «тесёмки».
Источник: http://eolgerin.blogspot.ru/2013/08/2013.html
Орнамент михайловского кружева, «балалайки».
Источник: http://eolgerin.blogspot.ru/2013/08/2013.html
Михайловские бубенцы.
Источник: http://rusorn.ru/%D0%BC%D0%B8%D1%85%D0%B0%D0%B9%D0%BB%D0%BE%D0%B2%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%B5-%D0%BA%D1%80%D1%83%D0%B6%D0%B5%D0%B2%D0%BE-%D0%B8%D1%81%D1%82%D0%BE%D1%80%D0%B8%D1%8F-%D0%B8-%D1%81%D0%BE%D0%B2%D1%80%D0%B5/
Основные цвета в михайловском кружеве – красный, белый, синий. Яркое плотное кружево часто сочетают с вышивкой и ткачеством. Для Михайловского кружева характерны более сложные по сравнению со старинным кружевом орнаменты, а так же новые цвета – жёлтый, з
Источник: http://rusorn.ru/%D0%BC%D0%B8%D1%85%D0%B0%D0%B9%D0%BB%D0%BE%D0%B2%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%B5-%D0%BA%D1%80%D1%83%D0%B6%D0%B5%D0%B2%D0%BE-%D0%B8%D1%81%D1%82%D0%BE%D1%80%D0%B8%D1%8F-%D0%B8-%D1%81%D0%BE%D0%B2%D1%80%D0%B5/
Орнамент михайловского кружева – геометрический: сочетание прямоугольников, полосок, треугольных «мысов , «городков» и веерообразных «бубенцов». Оплетами украшают как салфетки из сурового холста, так и круглые скатерти.
Источник: http://rusorn.ru/%D0%BC%D0%B8%D1%85%D0%B0%D0%B9%D0%BB%D0%BE%D0%B2%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%B5-%D0%BA%D1%80%D1%83%D0%B6%D0%B5%D0%B2%D0%BE-%D0%B8%D1%81%D1%82%D0%BE%D1%80%D0%B8%D1%8F-%D0%B8-%D1%81%D0%BE%D0%B2%D1%80%D0%B5/
Кружево всегда плетут из цветных ниток, красных, синих, зелёных, жёлтых в сочетании с белыми и суровыми. Если вы вспомните рязанскую вышивку, то михайловское кружево выполняют в той же гамме, при этом учитывают ещё и цвет ткани, из которой изготовлено из
Источник: http://hmetweeinght.ucoz.ru/news/starinnye_kruzheva_russkie_ornamenty_solnca_zemli_rjazanskij_oblastnoj/2014-08-25-34
Для традиционного михайловского кружева характерно плотное переплетение почти без ажурного фона и яркий колорит, построенный на сочетании белых и красных нитей, иногда с привнесением нитей других цветов: жёлтого, зелёного, голубого.
Источник: http://hmetweeinght.ucoz.ru/news/starinnye_kruzheva_russkie_ornamenty_solnca_zemli_rjazanskij_oblastnoj/2014-08-25-34
Образец численного кружева. Первая половина XIX в., Михайловский уезд, лён.
Источник: http://www.liveinternet.ru/users/4257940/rubric/2224774/page3.html
Современное численное михайловское кружево.
КРУЖЕВНОМУ ДЕЛУ ОБУЧЕНИЕ
Волшебный звон михайловских  коклюшек  отзывается звуками весенней капели в Рязани. В умелых руках студенток отделения художественного кружевоплетения Высшей школы народных искусств (института) коклюшки, весело перестукиваясь, создают радующие глаз узоры.
В маленьком светлом кабинете проходит занятие у первокурсниц. Их всего пять: двое рисуют на планшете узор, а трое плетут на специально предназначенных для работы валиках, к которым булавками прикреплены кружевные разноцветные салфетки: серо-красные, серо-оранжевые и серо-зелёные.
Красивые руки студенток проворно переплетают нитки, ловко меняя одни пары коклюшек на другие. Как они выбрали профессию кружевницы? Говорит студентка Татьяна:
– Я смотрела  фильм и заметила внизу бегущую строку: «Высшая школа народных искусств открывает набор по специальностям кружевоплетение, художник по ткани, ювелир и т.д.». Мне показалось, что это  очень интересно, я хоть никогда раньше не обучалась творчеству, но всегда любила рисовать, расписывала вазы. Я с нуля стала заниматься кружевом, поэтому сплести элементарную тоненькую полосочку сначала было сложно: руки не привыкли взаимодействовать с коклюшками. Трудностей много, но меня удерживает здесь то, что это древнее искусство, нуждающееся в людях, которые его оставят на память другим поколениям, – делится своими рассуждениями Татьяна.
Наставница первокурсниц Дарья Юрьевна Шнырева, потомственная кружевница из Михайлова, всего год назад окончила Санкт-Петербургскую Высшую школу народных искусств, подробно растолковывает мне этапы создания михайловского кружева: сначала делается сколок – рисунок, по образцу которого будет плестись кружево. В нём обязательно должны присутствовать традиционные узоры: павлинка, речка, кирпичики, бубенцы, балалайки.
Переплетения в кружеве тоже бывают разные: полотняное, сконь, решётка и так далее. Я, конечно, делала умный вид, когда мне объясняли, как именно нужно перебирать коклюшки при разных техниках, но толком ничего не поняла. Когда рисунок готов, его прикрепляют к валику и вставляют булавки, на которые навешиваются нитки с коклюшками. В далёкие времена кружевницы не пользовались сколком, держа в голове уникальную схему и, подсчитывая количество нитей, создавали свой неповторимый узор.
Несмотря на молодой возраст, Дарью Юрьевну можно с уверенностью назвать хранительницей очага древнего рязанского промысла: есть в ней что-то такое тёплое, степенное, ласковое, истинно русское. Она очень похожа на скромную мудрую Настеньку из сказки «Морозко»: с виду хрупкая, но очень сильна духовно. Вообще, всё в этом уютном кабинете какое-то волшебное: под звон коклюшек, похожий на журчание ручейка, русские красавицы, склонив головы, плетут кружева, думая о жизни, о весне, о любви.

Адрес  Рязанского филиала Высшей школы народных искусств (институт): 390046, г. Рязань, ул. Есенина, д.112
Тел./факс: 8 (4912) 28-23-78; 44-44-72
E-mail: vsniscool@mail.ru
Сайт: http://www.vshni-rzn.ru/
«ТРУЖЕНИЦА»: КРУЖЕВА НА ВЕС ЗОЛОТА
В древности кружева ценили на вес золота: один грамм золота приравнивали одному грамму кружева. В наше время художники и мастера по-прежнему создают шедевры, которые являются  «золотым запасом» современной русской культуры. Одним из российских предприятий, которое   создаёт «золотой запас» страны, является Михайловская «Труженица». Сохраняя живую старину, талантливо перерабатывая художественные традиции народного искусства, художники промысла придают изделиям и современность, и неповторимое очарование прошлого.
Общество «Труженица», основанное в 1927 г., является предприятием народно-художественных промыслов. Творческий коллектив ЗАО «Труженица» создаёт постельное и столовое бельё, одежду, различные  плоскостные изделия с вышивкой и кружевом.
Выпускает высокохудожественные изделия, оформленные цветным михайловским кружевом, вышивкой ручной работы и машинной вышивкой: скатерти, дорожки, салфетки, шторы, блузки, платья, сарафаны, ночные сорочки.
Кроме этого, производится широкий ассортимент товаров народного потребления, который насчитывает более 100 наименований: постельное бельё, халаты, брюки, рабочая одежда и др. Изделия предприятия широко известны как в Российской Федерации, так и за рубежом, экспонируются на выставках и в музеях городов Москвы, Нижнего Новгорода, Рязани, Нью-Йорка, Парижа, Берлина и др.
Предприятие принимает заказы на пошив изделий из сырья заказчика на следующий ассортимент: куртки зимние и демисезонные, пуховики, костюмы женские, брюки, блузки, платья и халаты, рабочая одежда.

Адрес ЗАО «Труженица»: 391710, г. Михайлов, Рязанская область, улица Тружениц, дом 5.
Телефоны:  8 (09130) 2-10-61, 8(09130)2-18-49
E-mail: postmaster@trugenica.ryazan.ru
Сайт: http://www.trugenica.ryazan.ru/

КОММЕНТАРИЙ К СЛАЙД-ШОУ:
Михайловские изделия изготовлены из натурального льна, отделаны ручным коклюшечным кружевом и ручной вышивкой «крестом». «Труженица» изготавливает  на заказ шторы, скатерти, полотенца, чайно-кофейные наборы, которые могут быть выполнены в любой цветовой гамме. Также возможен выплет метражного кружева для оформления одежды и интерьера. На рынке нет аналогов, способных конкурировать с  изделиями по качеству и аутентичности. С гарантией можно сказать что покупатель больше нигде не найдете таких высокохудожественных, к тому же, выполненных исключительно с применением ручного труда,  произведений старинного русского промысла. Смотрите слайд-шоу: «Труженица: кружева на вес золота».
Источник: http://www.liveinternet.ru/users/fridan/post92915180/
Кружево фабрики «Труженица» в переводе не нуждается!
Источник: http://center-remesel.ru/%D0%BC%D0%B8%D1%85%D0%B0%D0%B9%D0%BB%D0%BE%D0%B2%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%B5-%D0%BA%D1%80%D1%83%D0%B6%D0%B5%D0%B2%D0%BE/
Фабрика «Труженица» производит классическое мерное кружево.
Источник: http://center-remesel.ru/%D0%BC%D0%B8%D1%85%D0%B0%D0%B9%D0%BB%D0%BE%D0%B2%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%B5-%D0%BA%D1%80%D1%83%D0%B6%D0%B5%D0%B2%D0%BE/
Творческий коллектив ЗАО «Труженица» создаёт постельное и столовое бельё, одежду, различные плоскостные изделия с вышивкой и кружевом.
Источник: http://center-remesel.ru/%D0%BC%D0%B8%D1%85%D0%B0%D0%B9%D0%BB%D0%BE%D0%B2%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%B5-%D0%BA%D1%80%D1%83%D0%B6%D0%B5%D0%B2%D0%BE/
С 1980-е гг., наряду с традиционной цветовой гаммой, появляются изделия, колорит которых включает голубые, бордовые, золотисто-коричневые цвета.
Источник: http://www.vezdekultura.ru/56-objects-truzhenitsa_zao_
Творческий коллектив постоянно работает над созданием одежды, постельного и столового белья, различных плоскостных изделий с кружевом и вышивкой.
Источник: http://www.vezdekultura.ru/56-objects-truzhenitsa_zao_
Сохраняя живую старину, талантливо перерабатывая художественные традиции народного искусства, художники промысла придают изделиям и современность, и неповторимое очарование прошлого.
Источник: http://www.vezdekultura.ru/56-objects-truzhenitsa_zao_
«Труженица» изготавливает на заказ шторы, скатерти, полотенца, чайно-кофейные наборы, которые могут быть выполнены в любой цветовой гамме.
Источник: http://www.vezdekultura.ru/56-objects-truzhenitsa_zao_
Изделия изготовлены из натурального льна, отделаны ручным коклюшечным кружевом и ручной вышивкой «крестом».
Источник: http://www.liveinternet.ru/journalshowcomments.php?jpostid=345478778&journalid=5038978&go=prev&categ=0
Самым простым вещам художники сообщают современность, и неповторимое очарование прошлого.
Источник: http://www.liveinternet.ru/journalshowcomments.php?jpostid=345478778&journalid=5038978&go=prev&categ=0
С гарантией можно сказать, что вы больше нигде не найдете таких высокохудожественных, к тому же, выполненных исключительно с применением ручного труда, произведений старинного русского промысла.
Источник: http://www.liveinternet.ru/journalshowcomments.php?jpostid=345478778&journalid=5038978&go=prev&categ=0
«Труженица» выпускает высокохудожественные изделия, оформленные цветным михайловским кружевом.
Источник: http://www.liveinternet.ru/journalshowcomments.php?jpostid=345478778&journalid=5038978&go=prev&categ=0
Коллектив создаёт широкий спектр изделий, отделанных михайловским кружевом: скатерти, дорожки, салфетки, шторы, блузки, платья, сарафаны, ночные сорочки.
Источник: http://www.liveinternet.ru/journalshowcomments.php?jpostid=345478778&journalid=5038978&go=prev&categ=0
Изделия предприятия широко известны как в Российской Федерации, так и за рубежом, экспонируются на выставках и в музеях городов Москвы, Нижнего Новгорода, Рязани, Нью-Йорка, Парижа, Берлина и других.
Источник: http://www.liveinternet.ru/users/fridan/post92915180/
Михайловское кружево, кроме использования в оформлении одежды, применяется и в оформлении интерьера в виде декоративных панно, скатертей, тюлей, покрывал.
ХУДОЖЕСТВЕННО-ТВОРЧЕСКАЯ МАСТЕРСКАЯ «МИХАЙЛОВСКОЕ КРУЖЕВО»
После определённого упадка в 1990-е гг. традиции михайловского  кружевоплетения были вновь возрождены.  Кружевные мастерицы, оказавшись без работы,  стали объединяться в разные организации. Например, художественно-творческие мастерские «Михайловское кружево», где по сегодняшний день создаются изысканные изделия прикладного искусства. Основой для создания таких шедевров является всесторонне изучение богатейшего опыта и традиций кружевоплетения.
«Художественно-творческая мастерская «Михайловское кружево» производит льняные изделия, отделанные многоцветным коклюшечным кружевом ручной работы и вышивкой. Возможна ручная вышивка логотипа, вымпела и т.д.
Михайловское кружево видели в Праге, Хельсинки, Берлине и Дрездене, Париже, Люксембурге и Брюсселе. ООО ХТМ «Михайловское кружево» является членом Ассоциации «Народные промыслы России», входит в Российскую торгово-промышленную палату.
Мастерская «Михайловское кружево»  воскрешает лучшие традиции кружевоплетения и старается их осовременить. Панно, скатерти, салфетки, дорожки разных форм и расцветок, товары народного потребления – таков далеко не полный ассортимент выпускаемых изделий «Михайловской кружевницы». Техника Михайловского кружевоплетения уникальна и не имеет аналогов, а цветное кружево пленяет своей красотой, изяществом и является визитной карточкой старинного города Михайлова.

Тел.: 8 (903) 710-19-42
E-mail: n23011950@gmail.com
Сайт: http://m-kruzhevo.ru/

КОММЕНТАРИЙ К СЛАЙД-ШОУ:
Вся продукция предприятия относится к изделиям народных промыслов, так как при выполнении изделий используется ручной труд, позволяющий варьировать орнамент и цветовое решение кружева. Кружевные изделия мастерской «Михайловское кружево»  выставлялись в Русском музее, Московском музее народного творчества и др. крупнейших музеях России и Европы. Заказчиками  в разное время являлись администрация Президента РФ, Московская Патриархия, Правительство РФ и Москвы. Смотрите слайд-шоу «Мастерская Михайловского кружева».
Источник: http://m-kruzhevo.ru/?mod=pages&id=319
Скатерть «Яблоневый цвет».
Источник: http://m-kruzhevo.ru/?mod=pages&id=319
Скатерть «Яблоневый цвет», усложнённый столешник.
Источник: http://m-kruzhevo.ru/?mod=pages&id=319
Скатерть «Рябиновая гроздь».
Источник: http://m-kruzhevo.ru/?mod=pages&id=319
Скатерть «Усадебная».
Источник: http://m-kruzhevo.ru/?mod=pages&id=319
Скатерть «Пасхальная».
Источник: http://m-kruzhevo.ru/?mod=pages&id=319
Штора «Репейник».
Источник: http://m-kruzhevo.ru/?mod=pages&id=319
Штора Рябиновая гроздь».
Источник: http://m-kruzhevo.ru/?mod=pages&id=319
Полотенце «Яблоневый цвет».
Источник: http://m-kruzhevo.ru/?mod=pages&id=319
Полотенце «Метелица».
Источник: http://m-kruzhevo.ru/?mod=pages&id=319
Полотенце «Рождественское».
Источник: http://m-kruzhevo.ru/?mod=pages&id=319
Полотенце «Церковное».
Источник: http://m-kruzhevo.ru/?mod=pages&id=319
Полотенце «Рябина».
Источник: http://m-kruzhevo.ru/?mod=pages&id=319
Чайно-кофейные наборы «Утренний».
Источник: http://m-kruzhevo.ru/?mod=pages&id=319
Чайно-кофейные наборы «Городской».
Источник: http://m-kruzhevo.ru/?mod=pages&id=319
Чайно-кофейные наборы «Вишенка».
Источник: http://m-kruzhevo.ru/?mod=pages&id=319
Отделка платья.
Источник: http://m-kruzhevo.ru/?mod=pages&id=319
Фрагмент платья.
Источник: http://m-kruzhevo.ru/?mod=pages&id=319
Фрагмент платья.
Источник: http://m-kruzhevo.ru/?mod=pages&id=319
Отделка блузона.
Источник: http://m-kruzhevo.ru/?mod=pages&id=319
Шарф.
МИХАЙЛОВСКИЙ МУЗЕЙ КРУЖЕВА
В Михайловском музее кружева  при фабрике «Труженица»  нас встречает художник фабрики, она же музейный работник Ирина. Не просто встречает, а хлебом-солью да песней  народной, как дорогих и постоянных гостей.  Музей при заводе посвящён традиционному кружевному промыслу. Проводятся экскурсии и мастер-классы.
Посетители  познакомятся с процессом создания кружева, попробуют себя в этом утончённом мастерстве, понаблюдают и за работой кружевницы. Удобно устроившись за подушкой кружевницы, почувствуют  теплоту коклюшек –  потрясающие ощущения.  Все плохое забывается, отходит на второй план, а из под  рук появляется тонкое изящное кружево.
Сам музей небольшой,  но  очень интересный. Издавна город Михайлов славился своим кружевом. Путешествуя по музею, мы смогли в очередной раз послушать о том, как зарождался промысел, кто стоял у его истоков, какую продукцию выпускает фабрика. Чаще всего можно встретить мерное кружево, веерообразные, фестончатые и зубчатые формы, а также элементы «бубенцы», «мысы», «городки» или строгий геометрический узор. Здесь можно заказать кружева ручной работы, и даже выучить несколько несложных
узоров плетения. Даже салфетка, сделанная русской кружевницей, то же полотенце или рушник  это – не номенклатурное изделие, это визитная карточка русской души, произведение искусства, где присутствует любовь и радость.

Адрес Музея михайловского кружева:  391710, Рязанская область, г. Михайлов, улица Тружениц, д. 5
Телефоны: 8 (49130) 2-10-61, 2-18-49
E-mail: postmaster@trugenica.ryazan.ru
Сайт: http://www.trugenica.ryazan.ru/

КОММЕНТАРИЙ К СЛАЙД-ШОУ:
В музее посетителей встречают радушные хозяева. Предлагают переодеться в народный костюм и провожают в уютную горницу с народными костюмами и михайловским кружевом. Приглашают к столу и угощают горячим чаем. Показывают, где и как плетут кружево. С замиранием смотрим в музее, как мелькают в руках мастерицы коклюшки с разноцветными нитями. На наших глазах рождалось чудо – кружевная сказка, ещё бы,  цветное кружево в России делают только в Михайлове!  Его особенность – уникальная технология ажурного плетения из цветных нитей. Цветное михайловское кружево  занимает особое место среди остальных промыслов не только потому, что оно цветное, но и по рисункам. При помощи михайловского кружева можно украсить не только свой дом, но и гардероб.  Смотрите слайд-шоу «Михайловский музей кружева».
Источник: http://www.liveinternet.ru/users/fridan/post92915180/
В Михайловском музее кружева при фабрики «Труженица». У дверей встречает художник фабрики, она же музейный работник Ирина. Не просто встречает, а хлебом-солью да песней народной, как дорогих и постоянных гостей.
Источник: http://www.liveinternet.ru/users/fridan/post92915180/
Музей при заводе посвящён традиционному местному промыслу. Отличительной чертой кружевного рисунка считается геометрический рисунок. При фабрике работает магазин. Проводятся экскурсии и мастер-классы.
Источник: http://www.liveinternet.ru/users/fridan/post92915180/
Путешествуя по музею, мы смогли в очередной раз послушать о том, как зарождался промысел, кто стоял у его истоков, какую продукцию выпускает фабрика.
Источник: http://www.liveinternet.ru/users/fridan/post92915180/
Экскурсовод показывает образцы кружева. Чаще всего здесь можно встретить мерное кружево, веерообразные, фестончатые и зубчатые формы, а также элементы «бубенцы», «мысы», «городки» или строгий геометрический узор.
Источник: http://www.liveinternet.ru/users/fridan/post92915180/
В михайловском кружеве, которое часто использовалось как отделка к народным платьям, с наибольшей полнотой выразился народный вкус к простоте и ясности напряжённого по цвету орнамента.
Источник: http://www.liveinternet.ru/users/fridan/post92915180/
Вышивка михайловским кружевом Иконы Архангела Михаила.
Источник: http://www.liveinternet.ru/users/fridan/post92915180/
Вышивка михайловским кружевом Иконы Пресвятой Богородицы «Скоропослушница».
Источник: http://www.liveinternet.ru/users/fridan/post92915180/
Вышивка михайловским кружевом Иконы Божией Матери «Радуйся, Невеста Неневестная».
Источник: http://www.liveinternet.ru/users/fridan/post92915180/
Источник: http://www.liveinternet.ru/users/fridan/post92915180/
К середине ХIХ в. лишь в Михайлове местные мастерицы ещё плели плотное цветное кружево традиционным счетным способом. Это были преимущественно мерные кружева, которые использовали для украшения женского и даже мужского костюма.
Источник: http://www.liveinternet.ru/users/fridan/post92915180/
Численная техника, когда мастерица не использует заранее подготовленный рисунок орнамента (сколок), а выплетает узор по счету нитей, является одним из самых древних способов создания кружева.
Источник: http://www.liveinternet.ru/users/fridan/post92915180/
Оказывается, михайловские коклюшки являются самыми большими. Аналогов им больше в мире нет.
Источник: http://www.liveinternet.ru/users/fridan/post92915180/
Современное михайловское кружево. Узор кружев строится, в основном, из несложных веерообразных мотивов, округлых розеток, фестонов, разнообразных решёток.
Источник: http://www.liveinternet.ru/users/fridan/post92915180/
Крестьянский костюм Михайловского уезда и вологодская шаль. Ещё одной отличительной особенностью михайловского кружева, является то, что нет самостоятельных изделий, а используется оно для дополнения и украшения.
Источник: http://www.liveinternet.ru/users/fridan/post92915180/
На фабрике изготавливают полотенца, скатерти, салфетки, сувениры. Вся продукция только из натуральных нитей и тканей.
Источник: http://www.liveinternet.ru/users/fridan/post92915180/
Для традиционного Михайловского кружева характерно плотное переплетение почти без ажурного фона и яркий колорит, построенный на сочетании белых и красных нитей, иногда с привнесением нитей других цветов.
Источник: http://www.liveinternet.ru/users/fridan/post92915180/
В музее есть целая экспозиция, посвященная коклюшкам: это и немецкие, и голландские, и вятские, и вологодские.
Источник: http://www.liveinternet.ru/users/fridan/post92915180/
Многочисленные награды и дипломы фабрики «Труженицы». Действительно, труженица.
Источник: http://www.liveinternet.ru/users/fridan/post92915180/
Современное кружево фабрики «Труженицы».
МИХАЙЛОВСКОЕ КРУЖЕВО НА ОЛИМПИАДЕ В СОЧИ
На зимней Олимпиаде в Сочи, кроме захватывающих спортивных состязаний, её гостям была представлена масштабная культурная программа. В Олимпийском парке в многоцветной экспозиции регионов «Россия – великая, новая, открытая!» не затерялась выставка уникального михайловского кружева из Рязанской области.  Спортсмены и гости Олимпиады из разных стран мира с неподдельным интересом разглядывали чудесные изделия михайловских мастериц.
Главный художник ЗАО «Труженица» Татьяна Преснова, старший художник Ирина Копытина и директор предприятия Надежда Надеждина в национальных русских костюмах, искусно украшенных узорчатым кружевом, проводили мастер-класс, искусно сотворяя нарядные куклы-обереги. Иностранцы и наши соотечественники искренне восторгались неповторимым колоритом изделий михайловского народного промысла и нарасхват разбирали необычные сувениры.
Белые и ярко-красные плотно переплетённые нити, порой с добавлением жёлтых, зелёных и голубых, создавали легко узнаваемый рисунок, который с другим не спутаешь. Михайловское плетение издавна называли «численным» благодаря «счетной» технике плетения. Мастерица и сейчас нередко плетет кружево без предварительного «сколка» (рисунка-эскиза).
– Сейчас я разрабатываю коллекцию кукол-коклюшек, вот они, – показывает главный художник предприятия Татьяна Преснова. – Смотрите, сколок один и тот же, но как играет цвет! Это красная с фартуком, это голубая, потом будет бордовая, потом опять красная, но в клетку, потом зелёная, затем серая с коричневым. Кружево – та же мелодия, только в материале.
Преснова говорит, что при стилистическом единстве цветное михайловское кружево многолико, как Россия, и так же духовно насыщенно.
– Без любви к красоте и народному промыслу его не сохранить, – говорит она. – А ведь это наши корни, без которых нет будущего у всех нас.
Татьяна Николаевна иногда непроизвольно переходит на стихи, показывая очередное  кружевное михайловское сокровище:

«Михайловское кружево веками не завьюжено, и с каждым поколением расцветает вновь. Оно под песню сложено, в него от сердца вложена красота душевная и вечная любовь».
МИХАЙЛОВСКИЕ КРУЖЕВНЫЕ УЗОРЫ

Рязанское  небушко синей волною
Всю даль обнимает, сколь хватит руки.
Вот город Михайлов над тихой водою –
Над речкою Проней, –  притоком Оки.

Старинный Михайлов  с ремёслами дружит,
Заветы умельцев своих бережет.
Прославили город узоры из кружев:
У Прони – тихони звенит бережок!

Купцы приезжают в Михайлов почтенный,
Не спросят, где ярмарка, рынок, базар-
А сразу: «Хозяюшки, где тут плетенье?
Про кружево знатное вызнал – узнал!

Ведите, ведите скорей в мастерские,
Где тружениц – кружевниц   фабрика – дом?
Скорей покажите, какие, такие
Чудесные сказки творятся трудом?

Не зря же мы мчались  в рязанские дали,
Не зря  же считали версту за верстой,
Ведите скорее, чтоб мы увидали
Своими глазами узор золотой!»

А там, в мастерских за крылечком фабричным,
Чертоги царевны – узорной Руси,
Увидят любые вошедшие  лично
Великий талант в небывалой выси:

То вьётся трава, то каскад   винограда
Красуется в россыпях волн нитяных,
То птицы – жар-птицы из   райского сада
Гуляют попарно в сплетеньях льняных,

То хлопают крыльями чистого хлопка
Державные, гордые птицы – орлы,
Ныряет в роскошные розы иголка,
Скрепляя с фантазией бирку-ярлык:

Де, сделано чудо в Михайлове нашем,
Рождалось – плелось на рязанский манер,
Весь мир обыщите – не  сыщете краше,
Нигде краше нашего кружева нет!

И верно: на тонкой льняной  полотнянке
Зелёный, да жёлтый, да красный узор,
Сияет, как мир, и с лица, и с изнанки,
Чарует, пленяет и радует взор!
                         
                                Наталья Мартишина