Народные промыслы | Елецкое кузнечное дело  
Елецкое кузнечное дело
В 1708 г. русской армии перед битвой под Полтавой срочно понадобились передние подковы. Пётр I дал задание елецким кузнецам в кратчайшие сроки выполнить большой заказ. Кузнецы управились в срок. В начале XVII в. город Елец становится крупным центром металлургического и металлообрабатывающего производства, где десятки посадских кузнецов обрабатывали кричное («крица» – кусок металла, получаемого при обработке руды) железо. Сегодняшних елецких кузнецов часто называют «кузнецами счастья» и наследниками традиций. При правильном уходе в руках кузнеца распускаются даже розы. Вот только от своего первобытного назначения – изготовления оружия – кузнецы ушли. Сейчас делают изгороди в виде виноградной лозы, причудливые уличные светильники, подсвечники и даже нежные, но всё-таки металлические, розы. Многие елецкие здания украшены оригинальными крылечками и навесами, выполненными руками талантливых людей. Они удивительным образом вписываются в исторический облик г. Ельца.
Кузнец
Сортировать:
по популярности
1. Елецкие кузницы  
2. Кузнец    
3. Кузнечное дело: как делают кованые изделия  Кузнечное дело и изготовление кованых изделий. Как кузнецы делают кованые изделия.
4. Кузнечное дело на Руси - XIV век (Экспозиция русской культуры)  
КУЗНЕЧНОЕ ДЕЛО НА РУСИ
Слово «кузнец», часто встречаемое в древнейших русских письменных источниках,  означало «мастера по металлу». В дальнейшем, в связи с расширением функций кузнеца, вызванных развитием металлургических и металлообрабатывающих производств, в источниках уже даются более узкие определения специальности: «кузнец по железу», «кузнец по меди», «кузнец по серебру». В Ипатьевской летописи 1259 г. встречается также:

«кузнец златой». Синонимами слова «кузнец» являются слова: «хытрец», «кърчь», «вътр», «железоковец», «ковач».

С принятием на Руси в 988 г. христианства началось интенсивное строительство церквей, оказавшее большое влияние на развитие производства листовой кровельной меди.
Русские кузнецы владели всеми основными техническими способами и приёмами обработки железа, меди, некоторых её сплавов, а также серебра и золота. Кузнечное ремесло было широко распространено в древнерусских городах и деревнях. Городские кузницы отличались от деревенских большими размерами, наличием в них более сложных инструментов и технических приспособлений. Производилось все, что требовалось в условиях городской и деревенской жизни: топоры, ножи, обручи и дужки для ушатов, гвозди, серпы, косы, долота, шилья, лопаты, сковороды, массивные клепаные из листов котлы, винты (перекручиванием четырехгранных стержней), тяжёлые лемехи.
В числе предметов, выделываемых с помощью кузнечной сварки, были цепи, дверные пробои, железные кольца, остроги и многие другие изделия. В кузнечных мастерских изготовлялось также всевозможное боевое оружие и военное снаряжение  –   мечи, копья, шлемы, кольчуги. Производство шлемов не представляло для русских кузнецов особых трудностей, ввиду того, что основные кузнечные операции, связанные с изготовлением железных листов и их склепыванием, были хорошо известны.
Эти технологические операции обычно использовались кузнецами, например, в производстве шлемов. Одна из первых находок это  –   черниговский шлем. Он  отличался от других своей отделкой: на железной тулье шлема набит медный лист, покрытый позолотой. Он является первым известным «золотым шлемом», воспетым позже в поэтических строках «Слова о полку Игореве», летописях и былинах.
Кроме материальных находок искусства русских кузнецов есть и словесный памятник от писателя Лескова «Левша». Там рассказывается о том, как английский кузнец сделал стальную блоху в натуральную величину и преподнёс её императору Александру I. Император зовёт тульского кузнеца Левшу, который подковал английскую блоху золотыми подковками. Левшу везут в Англию, а потом, вернувшись в Россию, он попадает в тюрьму за пьянство. Но это уже другая история.

КОММЕНТАРИЙ К СЛАЙД-ШОУ:
Знатной реликвией, относящейся уже к ХIII в., является известный шлем великого князя Владимирского Ярослава Всеволодовича. Шлем был найден в 1808 г. на месте Липицкой битвы 1215 г., с которой князь Ярослав бежал, разбитый новгородцами. Примечательная особенность этого шлема в том, что он был выкован из одной железной заготовки. Этот цельнокованный шлем отличался легкостью и не уступал по прочности клёпаным шлемам. В его изготовлении принимал участие и кузнец по железу, и мастер-ювелир. Шлем покрыт тонким серебряным листом, на который наложены чеканные серебряные накладки, изображающие архангела Михаила, Христа и искусно выполненные художественные орнаменты, показывающие грифонов, птиц, барсов, лилии и листья растений. Смотрите слайд-шоу «Кузнечное дело на Руси».
Источник: http://deduhova.ru/statesman/xiii-vek/yaroslav-vsevolodovich-velikiy-knyaz-vladimirskiy
Уникальный шлем Ярослава Всеволодовича, потерянный им в Липицкой битве 1216 г. и найденный в 1808 г. Цельнокованный шлем отличался лёгкостью и не уступал по прочности клёпаным шлемам. Его изготовляли кузнец по железу, и мастер-ювелир.
Источник: http://korch.com.ru/mir-drevnih-slavjan-zanjatija-i-byt-kuznechnoe-delo
Древнерусские кузнецы снабжали землепашцев сошниками, серпами, косами, а воинов – мечами, копьями, стрелами, боевыми топорами.
Источник: http://kulturarusi.ru/kuznechnoe-delo-v-gorodah-drevney-rusi/
Кованые железные ключи от навесных замков. Новгород. XII – XIII вв.
Источник: http://kulturarusi.ru/kuznechnoe-delo-v-gorodah-drevney-rusi/
Необходимой частью костюма и убора древнерусского человека, как женщины, так и мужчины, были различные украшения и амулеты, сделанные ювелирами из серебра и бронзы. Подвеска из свинцово-оловянистого сплава. Новгород. X – вторая пол. XII в.
Источник: http://kulturarusi.ru/kuznechnoe-delo-v-gorodah-drevney-rusi/
Флакон для мирры, выкованный из белого металла. Новгород. Рубеж XII – XIII вв.
Источник: http://kulturarusi.ru/kuznechnoe-delo-v-gorodah-drevney-rusi/
Каменные литейные формочки для отливки браслетов с подписью ювелира «Макъснмовъ» («Максим»). Найдены в слое пожара, связанного с гибелью города. Серенск (Калужская область).
Источник: http://ruspravda.info/Kovka-metalla-na-Rusi-834.html
На Руси железо было известно еще ранним славянам. Самый старый метод обработки металла – это ковка. Сначала древние люди били колотушками губчатое железо в холодном состоянии, чтобы «выжать из него соки», т.е. удалить примеси.
Источник: http://tureo.ru/puteshestvie-po-krymu/366-kuznechnoe-delo-v-drevnem-krymu.html
Во времена Киевской Руси случалось, что один мастер добывал железо и плавил бронзу, то есть совмещал чёрную и цветную металлургии. Следы такого производства обнаружены при раскопках на Подоле в Киеве и в Крыму.
Источник: http://sloboda.art-kovka.ru/expo_main.htm
Частный музей кузнечного мастерства и народных ремёсел «Кузнечная слобода» был открыт 13 февраля 2010 года в Коломне. Экспозиция музея состоит из кованых (преимущественно), литых и деревянных изделий разных эпох и основана на коллекции Ильи Георгиевича Ле
Источник: http://sloboda.art-kovka.ru/expo_main.htm
Начало коллекции было положено около 20 лет назад и на данный момент она насчитывает более семи тысяч экспонатов. Эти вещи – часть нашей истории, свидетели событий, происходивших в жизни человека, семьи, народа.
Источник: http://sloboda.art-kovka.ru/expo_main.htm
С былин, сказаний, известное выражение «каленые стрелы». Наконечники делались из железа, иногда из стали, кстати, некачественной.
Источник: http://sloboda.art-kovka.ru/expo_main.htm
В лихую годину вынужден был ковать кузнец рогатины и мечи, кольчуги, щиты и шлемы, боевые топоры и кистени, наконечники для стрел и копий; позднее – ружейные стволы и замки.
Источник: http://sloboda.art-kovka.ru/expo_main.htm
Тяжёлая стрела могла пробить металлические доспехи врага. «Зажигательные» стрелы имели на острие отверстие.
Источник: http://sloboda.art-kovka.ru/expo_main.htm
Стрела зажигалась, огонь летел на камышовые крыши, деревянные постройки древних Крымских поселений. В горах было проще обороняться. Врага сверху обливали горячей смолой.
Источник: http://sloboda.art-kovka.ru/expo_main.htm
Мечи древней Руси.
Источник: http://sloboda.art-kovka.ru/expo_main.htm
А э то уже – мирные орудия для возделки земли.
Источник: http://sloboda.art-kovka.ru/expo_main.htm
Гвозди всех размеров.
Источник: http://sloboda.art-kovka.ru/expo_main.htm
Православная продукция кузнецов: колокола, языки для колоколов, кресты, церковные ворота.
Источник: http://sloboda.art-kovka.ru/expo_main.htm
Инструменты столяру и плотнику тоже нужно было заказывать у кузнеца. Из-под его молотка выходили игла вышивальщицы, резцы токаря, штихели гравера и резчика по кости, зубило каменотеса, мастерок каменщика.
Источник: http://sloboda.art-kovka.ru/expo_main.htm
Многое приходилось ковать сельскому кузнецу: серпы и косы, плуги и сошники, бороны, конские путы, вилы и мотыги. Приходилось выковывать и всевозможную утварь: ухваты для чугунов, кочерги, сечки для рубки капусты, светцы.
Источник: http://sloboda.art-kovka.ru/expo_main.htm
Приходило тяжёлое время и, как и прежде, кузнецы делали оружие.
ИСТОРИЯ ЕЛЕЦКОГО КУЗНЕЧНОГО ДЕЛА
По окончанию Смутного времени (с 1598 по 1613 гг.), государство озаботилось  укреплением обороноспоспособности. Одни из мер были направлены на поощрение  разработки местных рудных месторождений и развитие кузнечного промысла. Это делалось с целью увеличения количества выпускаемой военной продукции. Особенно активно эти меры проводились в Ельце и Елецком уезде, где уже в 1619 г. была создана группа казённых кузнецов.
Кузницы и горны, работавшие на заказ или для рыночной торговли, облагались оброком. В 1625 г.  в Ельце находились 7 горнов, которые платили налог в «пол полтины».
В 1680 г. их всех сосредоточили в кузнечной слободе, сделано это было для более полного контролирования их деятельности со стороны властей и быстрого выполнения казенных заказов.
Необходимо обратить внимание на то, что Елецкий уезд по своим условиям напоминал Тульский, где также действовала мощная кузнечная слобода. Но имелись и отличия, если в Тульском уезде кузнецы занимались и добычей железной руды, и её обработкой, то в Елецком уезде городские кузнецы руду практически не добывали. Этим занимались крестьяне, в свободное от сельскохозяйственных работ время. Добытую руду они затем поставляли в город, где она подвергалась дальнейшей обработке.
В 1708 г. накунуне Полтавской битвы  для русской армии срочно понадобились передние подковы. 23 ноября 1708 г. Пётр I  своим письмом приказал воронежскому воеводе Колычеву

«не мешкая скакать в Елец и заказать тамошним кузнецам 50 тыс. пар передних подков для армии».

А для российского флота изготавливалась металлическая оснастка: якоря, цепи, крепёж.
Ещё в XVII в. рудознаты находили в елецкой округе небольшие месторождения железной руды, залегавшей отдельными линзами. Была сделана попытка развития металлургии, появились ручные домны. В 1730 г.  в Засосенском стану их насчитывалось восемь. Одна из домен предположительно была в городе западнее первой больницы. Эти домны, видимо, представляли из себя горны с дутьем ручными мехами для производства кричного железа. Оно обрабатывалось молотами. Куски железа продавались кузнецам.
В 1753 г. у деревни Уткино Елецкого уезда возник Репецкий завод. Купец Орехов устроил домну, поставил три молота. Местные крестьяне выжигали для завода древесный уголь, добывали и подвозили руду. В XVII столетии в Ельце развивается торговля листовым, шинным и сортовым железом, привозным и местного производства. Тогда же в Ельце возникает колокольно-литейный завод братьев Криворотовых. В 1807 г. в городе было уже четыре завода, которые лили колокола для церквей, изготовляли медную посуду. Особенным спросом пользовались у покупателей изготовленные елецкими умельцами котлы для варки соли. А ещё… пивные и бражные.
С середины XVIII в. налаживается чугунолитейное производство. В XIX в. в городе действуют уже два чугунолитейных завода братьев Криворотовых, а также 35 кузниц, на которых постоянно работало около 200 чел.
Основным видом продукции елецких кузнецов являлось железо полуфабрикат в виде прутов, связок, уклада, криц и полос. Его приобретали больше всего в тех районах, где не велась местная металлообработка, и использовали при изготовлении готовых металлоизделий. Покупали полуфабрикат либо сами кузнецы, либо крупные предприниматели, распределявшие между ними свои заказы. На втором месте после железных полуфабрикатов стояли готовые металлоизделия, как-то: котлы, ножи, сковородки, топоры и так далее.
Современное кузнечное дело стало развиваться в г. Ельце в 2000-х гг. с началом роста городского предпринимательства.
МАСТЕРА ЕЛЕЦКОГО КУЗНЕЧНОГО ДЕЛА
Джанполад Гасанов: «Стальная душа»
Имя жителя села Лавы Елецкого района Джанполада Гасанова, а проще – Булата, в переводе с азербайджанского звучит как «стальная душа». Возможно, именно имя предопределило род занятий этого человека. Булат – представитель редкой, но востребованной в наши дни профессии кузнеца.
Дорога к молоту и наковальне у Булата Гасанова была непростой. Когда мальчику исполнилось 13 лет, многодетная чета Гасановых переехала из Баку в Елецкий район на родину предков по русской материнской линии. В 17 лет Булат пошел работать на зерноток. Повзрослев, научился шить обувь. Но оставил и это ремесло. Пробовал делать изделия из дерева, глины, рисовал, лепил, вышивал крестиком и даже байкерствовал. Восприимчивая творческая душа отозвалась, когда он, будучи в Ельце, случайно оказался в кузнице ельчанина Сергея Мельникова.
Заметив, как парень заворожёно смотрит на огонь в горне, Сергей Мельников предложил пойти к нему в подручные. Немногословный учитель Булата просто сказал: «Смотри, как  я делаю, и повторяй!»
– Сначала я был «отрежь, принеси» и «подбрось угольку», –  рассказывает Булат Гасанов. –  Но эти маленькие роли нисколько не смущали. У профессии кузнеца есть одна особенность. Когда мастер работает один, его называют «однорукий» кузнец. Но когда он спешит выполнить заказ, то вторые руки  –  это большая помощь.
А затем Сергея Мельникова пригласили в Питер на работу, и кузница обрела молодого кузнеца. Булат Гасанов стал самостоятельно выполнять индивидуальные заказы по ковке самых разнообразных изделий. Около пяти лет Булат трудился под крылом ИП, ещё несколько лет – кузнецом на одном из елецких предприятий. А с этого года он ушел в «свободное плавание».
– Помню свою первую работу, –  вспоминает кузнец. –  Это был обыкновенный навес над дверью с эскиза, нарисованного на полу мелом. Честно говоря, я не знаю в совершенстве черчения, физики. Мне лишь знаком основной принцип устройства кузнечного горна и печи, а также свойства различных металлов при ковке. Работаю в основном со сталью. Наверное, помогает интуиция.
Сегодня, по проишествии шести лет, он признанный мастер кузнечного дела. Постоянный участник всех городских праздников и областных фестивалей народного творчества.
– Кузнечное ремесло сейчас возрождается, – говорит Джанполад. – Только в Ельце я знаю, как минимум, пять действующих кузнечных мастерских. Но там, в основном, занимаются изготовлением ворот, решёток и оград. Мне же интересна более творческая работа. Да и люди начинают всё больше ценить эксклюзивные, авторские вещи, будь то предметы интерьера или изысканная кованая мебель.
Кузнецы не очень любят делиться секретами работы, которые у каждого свои. И здесь Гасанов – исключение. Он охотно рассказывает о премудростях кузнечного дела всем желающим и уверен, что обучиться умению «чувствовать» металл и придавать ему нужную форму не так сложно, как кажется.
Булату Гасанову чередой пошли заказы – ограды, калитки, заборы, перила, кованый виноград, цветочные кусты. Все они выполнялись с авторским клеймом мастера: горн с огнём и инициалы. По словам кузнеца, спросом пользуется всё, начиная от крупных предметов интерьера ручной ковки до сувениров – пепельниц-консервных банок. Можно выковать даже розу, танцующую у шеста. Главное, не бояться позволить себе, как говорит Булат:

«слабое сияние творческого вымысла». 
Валентин Лакомов: дерзкий кузнец из Волово
Ажурные кованые конструкции кузнеца Валентина Лакомова в  селе Волово, соседнего с елецким районом,  можно встретить повсюду. Парки и скверы райцентра украшают его скамейки со стальными узорами, в местной школе установлены резные решетки на лестничных маршах, оригинальные подставки для цветов, в храме Александра Невского в селе Воловчик, являющемся архитектурным памятником регионального значения, смонтированы ворота и калитки. Валентин заинтересовался ковкой, еще работая в  школе физруком. Скрупулезно изучал тонкости дела, штудировал специальные пособия и журналы, присматривался к мастерам кузнечного ремесла. Совмещал преподавание с предпринимательской деятельностью. А когда в 2012 г. сельскую школу реорганизовали и его должность сократили, сосредоточился на холодной ковке. К тому времени у него уже были арендованное помещение, оборудование и огромное желание работать.
Кованые и сварные изделия для различных нужд. Свою кузницу Валентин Лакомов открыл 6 лет назад. Купил оборудование, нанял рабочих, с помещением помогла администрация. Кузнечная мастерская пока единственная в районе. Бизнес прибыльный, заказы делают даже из соседних областей. Ворота, ограды, декор любой сложности мастера готовят за рекордное время. Вот эти подставки будут украшать один из Мемориалов Славы в Воловском районе. Делом предпринимателя начали интересоваться инвесторы.
– Без поддержки руководства района на начальном этапе открыть свое дело, пожалуй, я бы не решился, –  признаётся Лакомов. – Мне передали в аренду пустующие гаражи, где я и начал разворачивать производство. Сейчас в мастерской есть все необходимое оборудование и инструменты для холодной ковки металла.
Немаловажно и то, что до этого никто в районе подобным не занимался. Поэтому заказчики нашлись быстро. Кому-то потребовалась беседка на усадьбу, кому-то –  забор с воротами, оградки, столики и скамейки для кладбища. Состоятельные люди обзаводились каминами с кованым обрамлением, резными мангалами. Словом, кузнец может выполнить любую заявку. Лишь бы был нужный материал.
Воловчанка Валентина Стурова не нарадуется на красивые оконные решетки, которые Валентин изготовил по её заказу, а Зинаида Волкова гордится его же коваными цветочницами, украсившими ее усадьбу. Многие в районе хотели бы иметь оригинальные изделия Лакомова. Но пока «производственные мощности» кузницы невелики. Работает мастер один. Правда, недавно он взял в ученики молодого сварщика Ивана Кириллова, которого планирует обучить ремеслу.
Валентин показывает нам кузнечную мастерскую с наковальней, набором молотов, сварочными агрегатами, различными инструментами.
– Предприятие Лакомова постепенно набирает обороты, – отзывается о мастере начальник отдела экономики администрации Воловского района Марина Самохина. – Большим спросом пользуется его продукция. Все изделия – добротны, эстетически привлекательны и вполне доступны по цене. Поэтому в числе его клиентов –  и пенсионеры, и предприниматели, и чиновники. Кованые конструкции придают праздничный вид улицам райцентра, других сел, территориям предприятий, школ, спортивных объектов. Безусловно, фирму Лакомову надо расширять. При этом он может рассчитывать на финансовую господдержку. В Липецкой области действует соответствующая целевая программа, есть специализированный фонд, помощь осуществляется и на муниципальном уровне. Так что у предпринимателя есть выбор. Главное –  дерзать.

КОММЕНТАРИЙ К СЛАЙД-ШОУ:
Кузнечное дело в  Липецкой области и г. Ельце прошло путь от примитивных молотов-камней до ковочных прессов с манипуляторами и электронно-вычислительными машинами. В современных кузнечно-прессовых цехах уже редко можно встретить кузнецов ручной ковки. Нет и молотов с водяными колесами. На помощь современным кузнецам пришли мощные паровоздушные молоты, гидравлические и механические прессы. Они куют и штампуют детали для тракторов, автомобилей, подъёмных кранов, экскаваторов. Но не исчезло и древнее ремесло кузнеца: с огнём и горном. В начале 2000-х. гг. в области и в г. Ельце появились первые артели, художественные мастерские кованых изделий. Здесь, как в старину, полностью ручной труд. Спросом пользуются разнообразные продукты художественной ковки – крылечки, ограды, скамейки, камины, мангалы, изгороди, резные балясины и др.  Смотрите слайд-шоу: «Мастера елецкого кузнечного дела».
Источник: http://www.lipetskmedia.ru/news/view/35560-Stalnaya_dusha.html
Кузнец Валентин Лакомов в своей кузнице.
Источник: http://www.lipetskmedia.ru/news/view/35069-Dyerzkiii_kuznyets_iz_Volovo.html
Кузница Валентина Лакомова.
Источник: http://www.lipetskmedia.ru/news/view/35069-Dyerzkiii_kuznyets_iz_Volovo.html
Кузнец Валентин Лакомов за работой.
Источник: http://www.lipetskmedia.ru/news/view/35560-Stalnaya_dusha.html
Джанполад Гасанов, кузнец из древнего города Ельца.
Источник: http://elets-adm.ru/guests/narodnyie-remesla-i-promyislyi/ru/kuznechnoe-delo/
Мастер-класс Булата Гасанова на улице г. Ельца.
Источник: http://elets-adm.ru/guests/narodnyie-remesla-i-promyislyi/ru/kuznechnoe-delo/
Выставка изделий елецких кузнецов.
Источник: http://kuznetz48.ru/%D0%BF%D1%80%D0%B8%D0%BC%D0%B5%D1%80%D1%8B-%D1%80%D0%B0%D0%B1%D0%BE%D1%82/%D1%80%D0%B0%D0%B7%D0%BD%D0%BE%D0%B5/
Работа елецких кузнецов: герб г. Ельца.
Источник: http://ok.ru/profile/552866430321/album/490507570801/490509321329
В г. Ельце идёт мастшабное восстановление и рестоврация храмов, и без кузнецов здесь не обойтись.
Источник: http://kuznetz48.ru/
Г. Елец – город Воинской Славы: оформление памятника елецкими кузнецами.
Источник: http://kuznetz48.ru/
Кузнецов привлекают и к таким ответственным заданиям, как создание памятника советским воинам в г. Ельце.
Источник: http://kuznetz48.ru/
Улыбка елецких кузнецов
Источник: http://kuznetz48.ru/
Улыбка елецких кузнецов
КУЗНЕЦ И ЕГО КУЗНИЦА
Булат Гасанов приглашает нас в кузницу. Горячую заготовку из горна кузнец вынимает клещами, кладёт её на наковальню и молотком-ручником начинает быстро стучать по ней – ковать, придавать нужную форму. Если металл остынет, он потеряет пластичность, ковать его уже нельзя. Недаром появилась пословица: «Куй железо, пока горячо». Вот и Булат работает очень быстро. Несколько точных сильных ударов молотом по бесформенной заготовке – и вот уже жаром пылает стальная роза.
Пока кузнец удивляет нас очередным шедевром, рассматриваю кузницу. Она переделана из обычного сарая. Самым главным в кузнице считается горн – большая печь с открытым очагом, куда Булат кладет железные заготовки, чтобы они нагревались. В центре кузницы – наковальня, рабочий стол кузнеца. Гладкая верхняя поверхность  стола называется «лицом».
За разогрев металла отвечает горн и уголь. За тысячелетия ремесло изменилось: раньше в кузне работало 9 человек помимо мастера. Трое на мехах, трое с кувалдой. Сейчас нет горновых – горн без мехов. А вместо молотобойцев – гидромолот советского производства. Но главное – руки кузнеца – ни одна машина заменить пока не может.
Кузница – почти что кухня. Прежде, чем работать с металлом, его надо приготовить. Подгореть он, конечно, не может, но перегревать железо тоже не стоит. Как хорошая хозяйка, кузнец сам подбирает себе инструмент. Если не находит – делает сам.
– Кроме рабочих предметов здесь ничего не должно находиться, – рассказывает кузнец.
Булат вспомнил случай, как сделал замечание заказчику, который машинально бросил в печь окурок.
– Если в горне горит что-то ещё, кроме угля, – это плохая примета, – даёт исчерпывающее объяснение кузнец.
Кроме клещей и молотка на рабочей стене кузницы всевозможные зубила – для отрубки концов металла, гладилки – молотки с гладким бойком для выглаживания поверхностей, чеканы, нижники и верхники и другие инструменты и приспособления для кузнечного труда. Все они ручной работы, то есть кузнец сделал их сам всё тем же методом ковки. В столичных магазинах появились инструменты для кузнецов, но любой уважающий себя мастер, как считает Булат, должен сделать инструмент «под себя».
Мастер разрешает и мне поучаствовать в процессе ковки подковы. Молоток в моих руках тяжёл. И все же ударяю по раскаленному до 1300 градусов полуфабрикату. Сталь приятно пружинит. Мастер поправляет мой угловатый удар. Подкова приятно теперь согревает мои руки. Подкова на счастье.
ЕЛЕЦКИЕ КУЗНИЦЫ
«Ковка-декор»: «кузнецы счастья»
15  лет назад организаторы производства Олег Владимирович Валлит и Андрей Игоревич Гутевич (на фото) начинали своё дело с изготовления простенького заборчика, который был их первым заказом. А до этого,  в 1990-х гг.,  Олег Валлит и Андрей Гутевич преподавали в Елецком машиностроительном техникуме. Олег Владимирович – кадровый офицер, у которого за плечами учёба в Харьковском высшем командном танковом училище, служба в рядах Советской Армии, война в Афганистане.
Андрей Игоревич – сугубо гражданский человек, блестяще закончил знаменитый МВТУ имени Н. Баумана по специальности «автоматизация и механизация производства». Работал в Казахстане, а в 1993 г., когда там начались национальные волнения, вынужден был переехать в  г. Елец.
Что может объединить таких людей? Олег в юности прилично рисовал, увлекался резьбой по дереву. Андрей с детства любил лепить из пластилина и глины различные поделки.  Желание выжить в непростых условиях  «лихих» 90-х гг. заставило искать новые источники доходов. Придумали – в 2000 году родилась фирма «Ковка Декор».
Многие елецкие здания украшены оригинальными крылечками и навесами, выполненными руками талантливых людей «Ковки-декора». Они удивительным образом вписываются в исторический облик Ельца. Будете в центре  города, обратите внимание на аккуратный козырёк торгового дома «На Успенской», взгляните на ворота и ограждение террасы обновлённого и похорошевшего Дома торговли – это тоже труд специалистов фирмы «Ковка Декор».
Приходится только удивляться их мастерству и фантазии. Например, сейчас они успешно осваивают новое направление деятельности – малые формы – подарочную и сувенирную продукцию. То, что выходит из-под рук мастеров, иначе как маленькими шедеврами не назовёшь.
Вот, например, оригинальная пепельница, искусно стилизованная под открытую банку с килькой, из которой наполовину торчит рыбка. Рядом подставка для цветочного горшка, обвитая нежной розой. А вот – прелестная чашка для хранения всякой мелочи, украшенная крошечными атрибутами зимней рыбалки. Тут и бур для льда, и удочка-донка, и ящик со снастями, и даже пойманная рыбёшка возле просверленной лунки. Кажется, ещё минута и возле этого миниатюрного рыболовного хозяйства появится его владелец.
В «Ковке Декор» выполняют широкий спектр кузнечных работ: от изготовления узорчатых кованых ворот до филигранных подарочных вещиц, умещающихся на ладони.
Очевидно, что и сами елецкие мастера получают удовлетворение от каждой своей работы. Ну разве это не счастье  заниматься любимым делом?! Счастье, в прямом смысле слова, выкованное своими руками. Елецкие журналисты называют их  «кузнецами счастья» и наследниками традиций русских мастеровитых кузнецов.

Адрес   ИП «Ковка-декор»:  399774,  г. Елец, Липецкая область, ул. Коммунаров, 57
Телефоны: 8 (910) 350-02-81, 8 (950) 809-34-54
E-mail: gute-ilya@ya.ru
Сайт: http://ковка-декор.рф/

КОММЕНТАРИЙ К СЛАЙД-ШОУ:
Выпуск продукции осваивали постепенно – от первого неказистого заборчика до ажурных, словно елецкие кружева, кованых решёток, декоративных оградок, дверей. Помогали специальная литература, Интернет, собственные знания и навыки и, конечно же, творческий подход к делу. Сегодня, спустя 15 лет, в ассортименте «Ковки Декор» десятки наименований изделий: затейливые фонари и садовые лавочки, искусные бра и роскошные люстры, ажурные полочки, столики, навесы, лестницы – словом, всего не перечесть. Смотрите слайд-шоу «Ковка-декор»: «кузнецы счастья».
Источник: http://ok.ru/profile/552866430321/album/490507570801/490509321329
У кузнеца Олега Валлита, одного из руководителей «Ковки-декора» настроение хорошее, значит, металл куётся отлично…
Источник: http://ковка-декор.рф/?page_id=242
Источник: http://ковка-декор.рф/?page_id=242
Продукция «Ковки-декора»
Источник: http://ковка-декор.рф/?page_id=242
Доспехи для Елецкого клуба исторической реконструкции.
Источник: http://ковка-декор.рф/?page_id=242
Могут даже и трактор выковать.
Источник: http://ковка-декор.рф/?page_id=242
Точная копия велосипеда XIX в.
Источник: http://ковка-декор.рф/?page_id=242
Большим спросом пользуются разного вида решётки.
Источник: http://ковка-декор.рф/?page_id=242
В г. Ельце входят в моду вот такие старинного вида светильники.
Источник: http://ковка-декор.рф/?page_id=242
Оформление интерьера офиса.
Источник: http://ok.ru/profile/552866430321/album/490507570801/490509321329
Почти что туфелька Золушки…
Источник: http://ok.ru/profile/552866430321/album/490507570801/490509321329
Оформление входа в храм.
Источник: http://artlip.ru/26-02-2012-elec-prazdnik-shirokaya-maslenica
Карета для праздника Масленицы в г. Ельце.
«Кузнец»: здесь оживляют металл
В 2000 г.  в г. Ельце в  товариществе кузнецов произошло пополнение – ещё несколько неравнодушных к металлу людей стали заниматься этим  красивым и горячим ремеслом. А с 2006 г., окрепнув и зарекомендовав себя, уже образовали целую свою фирму – ООО «Фирма «Кузнец».
Здесь трудятся  мастера, любящие свое дело, «оживляющие» металл, вдыхая в него своё умение и душу. Фантазия и умения  мастеров, изобретательность, профессиональное владение технологией ковки, прекрасное знание свойств металла позволяют  им создавать настоящие произведения искусства мира кованого металла.
Кузнецы умеют идеально выковать из  различного металла необходимые предметы. Ковщик – это кузнец и одновременно художник, делающий из прутка или проволоки украшение, а то и архитектурное произведение. Кованые ворота, калитки, лестничные и балконные ограждения, ограждения территорий, навесы, фонари, решётки на окна,  беседки, мостики, цветочницы, каминные принадлежности, сувениры и многие другие изделия художественной ковки фирма  изготовляет по самым  требовательным  запросам многочисленных клиентов. А  предметы интерьера, выкованные специалистами фирмы, всегда займут достойное место в вашем доме или офисе.

Адрес ООО «Кузнец»: 399770,  г. Елец, Липецкая область, ул. Октябрьская, 114
Телефоны: 8 (47467) 4-12-38, 8 (47467) 6-11-34, 8 (904) 680-88-68
E-mail: kuznets48rus@mail.ru
Сайт: www.kuznetz48.ru/

КОММЕНТАРИЙ К СЛАЙД-ШОУ:
Различные варианты художественных стилей, применяемые фирмой «Кузнец»  при изготовлении кованых изделий,  удивят не только знатоков искусства, но и всех, кому нравится воплощение идей в металле. Потому что художественная ковка всегда идёт в ногу с современными стилями, используемыми в архитектуре и дизайне. Простота и строгость кованых изделий делает их максимально удобными и востребованными в использовании. Ковка предметов интерьера придаёт индивидуальный вид любому помещению: необычные цельнокованые цветы, светцы, подсвечники, кованые приборы дверей, навершии и т.п. Все работы выполняются по индивидуальным размерам, сезонные скидки от больших объёмов, доставка, монтаж по г. Ельцу и области. Смотрите слайд-шоу «Кузнец»: здесь оживляют металл».
Источник: http://kuznetz48.ru/
Фантазия и умения мастеров, изобретательность, профессиональное владение технологией ковки, прекрасное знание свойств металла позволяют создавать настоящие произведения искусства.
Источник: http://kuznetz48.ru/
Источник: http://kuznetz48.ru/
Светильники для сада.
Источник: http://kuznetz48.ru/
Здесь выполнят любой заказ. Хотите цаплю?
Источник: http://kuznetz48.ru/
Кузнецы умеют идеально выковать из различного металла необходимые предметы. Ковщик – это кузнец и одновременно художник, делающий из прутка или проволоки украшение, а то и архитектурное произведение.
Источник: http://kuznetz48.ru/
Художественная ковка всегда идет в ногу с современными стилями, используемыми в архитектуре и дизайне.
Источник: http://kuznetz48.ru/
Предметы интерьера, выкованные специалистами фирмы, всегда займут достойное в доме или офисе.
Источник: http://kuznetz48.ru/
Кованые ворота, калитки, лестничные и балконные ограждения, ограждения территорий, навесы, фонари, решётки на окна, беседки, мостики, цветочницы, каминные принадлежности, сувениры – ассортимент «Кузнеца».
Источник: http://kuznetz48.ru/
Подсвечник.
Источник: http://kuznetz48.ru/
Подсвечник для романтичного вечера.
Источник: http://kuznetz48.ru/
Деталь перил.
http://allelets.ru/ooo-goskontrakt
Г. Елец славится своими кружевами, но теперь ещё и кованная вязь стала украшать древний город.
Студия «Елецкий Молот»: сделают всё, что поддаётся силе огня и молота
Студия художественной ковки «Елецкий Молот» предлагает широкий спектр услуг в сфере кованых изделий любой сложности и фантазии. Профессиональные кузнецы воплотят  идеи заказчиков  в невероятно красивую игру металла, изготовят всё, что поддаётся силе огня и молота. Художественная ковка и кованые изделия высоко ценились ещё с незапамятных времен. Позволить приобрести изделия из металла могли лишь состоятельные люди. Но в сегодняшних реалиях художественная ковка по карману любому покупателю. Современные технологии, оборудование и качественные сплавы металлов позволяют творить самые невообразимые формы кованых изделий, которые послужат своему хозяину продолжительный срок.
Художественная ковка металла пользуется огромным спросом, т.к. придаёт интерьеру и архитектурному облику выразительность, шарм и неповторимость. Изделия из металла и предметы интерьера подчеркивают не только внутренний уют помещения, но и ландшафт участка, а также экстерьер загородного дома.

Телефоны «Студии «Елецкий Молот»: 8 (915) 858-99-51,8 (919) 162-89-99
Е-mail: elmolot@mail.ru
Группа ВК: https://vk.com/club75160767

КОММЕНТАРИЙ К СЛАЙД-ШОУ:
Вы можете сделать, в любое удобное для вас время, заказ на художественную ковку металла, кованые кровати, кованые ворота, кованые лестницы, перила кованые мангалы, картины, садовая мебель. Мастерская художественной ковки применяет индивидуальный подход в работе, богатейший опыт мастеров и высокотехнологичное оборудование. Помимо прочего,  художественная ковка «Елецкого молота» отличается доступностью по цене. Вес изделия  просчитывается,  исходя из материала (диаметр трубы, декоративные элементы), используемого в изделии,  и сложности исполнения. Смотрите слайд-шоу: «Студия «Елецкий Молот»: сделают всё, что поддаётся силе огня и молота».
Источник: https://vk.com/album-75160767_200224332
Эта роза будет вечной.
Источник: https://vk.com/album-75160767_200224332
Кузнецы «Молота» творчески подходят к любому заказу.
Источник: https://vk.com/album-75160767_200224332
Офисный столик
Источник: https://vk.com/album-75160767_200224332
Оформление террасы
Источник: https://vk.com/album-75160767_200224332
Елецкие кузницы начинают приучать горожан делать свой быт красивым и разнообразным.
Источник: https://vk.com/album-75160767_200224332
Здесь вам предложат художественную ковку металла, кованые кровати, кованые ворота, кованые лестницы, перила кованые мангалы, картины, садовую мебель.
Источник: https://vk.com/album-75160767_200224332
В такой почтовый ящик вам точно будут приходить письма.
Источник: https://vk.com/album-75160767_200224332
Деталь украшения ворот.
Источник: https://vk.com/album-75160767_200224332
Вот такая терраса.
Источник: https://vk.com/album-75160767_200224332
Художественная ковка металла пользуется огромным спросом, т.к. придаёт интерьеру и архитектурному облику выразительность, шарм и неповторимость.
Источник: https://vk.com/album-75160767_200224332
Изделия из металла и предметы интерьера подчеркивают внутренний уют помещения.
Источник: https://vk.com/album-75160767_200224332
Кузнецы воплотят идеи заказчиков в невероятно красивую игру металла, изготовят всё, что поддаётся силе огня и молота.
ЕЛЕЦКИЙ МУЗЕЙ РЕМЁСЕЛ И ПРОМЫСЛОВ
Музей народных ремёсел и промыслов открылся в 2007 г. в здании, построенном елецким купцом, последним владельцем табачной фабрики Александром Николаевичем Заусайловым. Основные направления музея: сохранение в городе ремёсел и промыслов и способствование их развитию и возрождению.
На протяжении веков город Елец славился своими умельцами, искусными ремесленниками, кружевным и гончарным промыслами, кожевенным и кузнечным делом, деревянным зодчеством и резьбой по дереву, ткачеством, удивительными рояльными гармошками. Экспозиции музея знакомят с ремеслами и промыслами древнего города, а также с творчеством современников.
Первый  экспозиционный  зал   знакомит  посетителей с кожевенным, кузнечным, гончарным, валянием  валенок, изготовлением  елецкой  рояльной  гармоники. Город Елец  издавна  славился  обработкой  железа. Большой  интерес  вызывают  изделия из  металла – орудия  труда, подковы, заслонки  для  печи, колокола, домашняя  утварь (старинные  замки,  ключи, утюги, посуда). На протяжении многих веков в России существовали промыслы по обработке железа. История их возникновения и развития связана с источниками сырья, с ростом добычи руды и выплавки железа. На Руси всегда почиталось ремесло кузнеца. Помещения для кузниц находились обыкновенно за пределами селения, ведь кузнечное дело связано с огнем. Необходимую принадлежность любой кузницы составлял горн – кузнечная печь с отверстием для воздуховодной трубы – мехов. Остальное оборудование несложно: наковальни, молотки, напильники и зубила, клещи и щипцы и т.п.
Первое документальное свидетельство о кузнецах в г. Ельце относится к 1592 г., к началу строительства новой крепости. Слобода «козённых кузнецов» впервые упомянута в росписи 1626 г., а её местоположение дошло до нас в названии Кузнецкой улицы.
В начале XVII в. г. Елец становится крупным центром металлургического и металлообрабатывающего производства, где десятки посадских кузнецов обрабатывали кричное («крица» - кусок металла, получаемого при обработке руды) железо. Изделия елецких кузнецов пользовались большим спросом на Дону и в других местах, елецкие мастера получали заказы от государства, их приглашали на тульские и каширские заводы. Развитие металлургии в Елецком уезде в XVIII в. с преобразовательскими реформами Петра I способствовало ускорению экономического развития России. Накануне Полтавской битвы елецкие кузнецы изготовили для армии несколько тысяч солдатских кирок и лопат, а для российского флота изготавливалась металлическая оснастка: якоря, цепи, крепеж. С середины XVIII в. налаживается чугунолитейное производство. В XIX в. в городе действуют два чугунолитейных завода: братьев Криворотовых, а также 35 кузниц, на которых постоянно работало около 200 чел. (на фото: детский  трехколёсный   велосипед  изготовлен  в конце XIX  в.).
И сегодня сохранились творения рук елецких кузнецов: оконные решетки, чугунные козырьки, лестницы, узоры кружевных балконов, фонтан в Городском парке, кованые петушки печных труб. В сувенирах, произведениях, созданных для музеев и выставок, современные мастера сохраняют поэзию ручного труда, драгоценное мастерство, местные народные традиции.

Адрес Музея народных ремёсел и промыслов:  399770, г. Елец, Липецкая область,  ул. Ленина, д. 68
Телефоны: 8 (47467) 4-92-02 , 4-05-87, 4-17-74
E-mail: museum_remesel@mail.ru
Сайт: www.remprom.eletsmuseum.ru  
ПАМЯТНИК ЧЕРКАССКОМУ ОГУРЦУ
В 2011 г. в России появился четвёртый памятник российскому огурцу высотой в 2.5 метра (первый памятник установлен в Кировской области в Истобинске в 2003 г., второй открыт в Луховицах  Московской области в 2007 г., третий появился в г. Старом Осколе в 2009 г.). Чётвертый памятник огурцу установили  на главной площади села Черкассы, что в Елецком районе. Идея памятника принадлежит сельскому голове и главному редактору районной газеты Маргарите Быковой, а автором памятника стал елецкий кузнец Булат Гасанов. Металлическая композиция состоит из множества интересных элементов, в центре которых – метровый огурец, сотворённый из железной трубы. Получилась эдакая композиция: плеть с двумя огурцами, пчелой и улиткой.
Памятник огурцу неспросто появился именно в Черкассах. Огурцы  выращивают  в Черкассах уже более 100 лет. Огурец в этих краях считается кормильцем:  спасал огурец и от голода  после войны и от безденежья во время смутных 1990-х гг. В селе даже живёт легенда о том, что давным-давно черкасские «зелёненькие» подавали к царскому столу. А несколько лет назад был «торговый путь» с краснинцами (село Красное Липецкой области). Те привозили яблоки и меняли на огурцы. В Черкассах земля рыхлая, в ней много песка и глины, встречается известняк. Черкасские огурчики известны всей округе – от с. Красного до г. Лебедяни. Их вкус знают даже в Москве.
Иван Бутов, глава администрации сельского поселения Черкасский сельсовет:

«Это не просто памятник огурцу. Это памятник человеку труда. Этот огурец, кормил и одевал нас в самые трудные годы – в войну, в перестройку. Вплоть до настоящего времени».
В небольшой мастерской Джанполада Гасанова, кузнеца-самоучки, густо покрытые металлической пылью и угольной копотью стены. Именно здесь творит свои шедевры художник огня и металла. Этот термин не случаен, ибо иначе, как творчеством его работу назвать нельзя. По всей кузнице расставлены заготовки для будущих работ. На столе – образцы труда: необычные, причудливой формы подсвечники, пепельницы, сувенирные подковы, изящные цветы.
– Просьба о памятнике такому «герою», мягко говоря, показалась мне необычной, – рассказывает Джанполад. – Ведь в первую очередь был необходим эскиз, чертёж. Рисовать я толком не умею, вот и пришлось немало времени провести в собственном парнике, чтобы рассмотреть овощ во всех деталях.
Сперва Джанполад выковал метровый макет, как бы попробовав свои силы, а уж после этого принялся и за сам памятник. Превратить обычный металлический прут в изящный завиток под силу только настоящему мастеру. Результатом нескольких месяцев тяжёлой работы в кузне стала целая композиция: огромная огуречная плеть высотой более двух с половиной метров с плодами, пчёлкой и улиткой. Каждый элемент композиции выкован из металлических прутьев не только с ювелирной точностью, но и с любовью.
– Особенно долго пришлось возиться с улиткой, – признался художник. – Хорошо, что помогла дочка и вылепила образец домика из пластилина, – смеётся он.
Вместе с огурцом появилась в с. Черкассы и новая, приносящая удачу, традиция – молодожёны в день свадьбы приносят к памятнику букеты цветов и делают праздничную фотографию.
              КУЗНЕЦ

Душно в кузнице угрюмой,
И тяжёл несносный жар,
И от визга и от шума
В голове стоит угар.

К наковальне наклоняясь,
Машут руки кузнеца,
Сетью красной рассыпаясь,
Вьются искры у лица.

Взор отважный и суровый
Блещет радугой огней,
Словно взмах орла, готовый
Унестись за даль морей...

Куй, кузнец, рази ударом,
Пусть с лица струится пот.
Зажигай сердца пожаром,
Прочь от горя и невзгод!

Закали свои порывы,
Преврати порывы в сталь
И лети мечтой игривой
Ты в заоблачную даль.

Там вдали, за чёрной тучей,
За порогом хмурых дней,
Реет солнца блеск могучий
Над равнинами полей.

Тонут пастбища и нивы
В голубом сиянье дня,
И над пашнею счастливо,
Созревают зеленя.

Взвейся к солнцу с новой силой,
Загорись в его лучах.
Прочь от робости постылой.
Сбрось скорей постыдный страх.
                    Сергей Есенин.