|
Тагильский поднос /Tagil Tray.
по металлу. Династии промысловиков: Головановы, Дубасниковы, Худояровы, Перезоловы. Живописная школа, лакировальные «фабрики». Утраченная тайна «хрустального лака».
1.
Тагильский поднос /Tagil Tray.
по металлу. Династии промысловиков: Головановы, Дубасниковы, Худояровы, Перезоловы. Живописная школа, лакировальные «фабрики». Утраченная тайна «хрустального лака».
2.
Тагильские подносы
Мастер-класс Жанны Овчинниковой по росписи подносов в Выставочном центре Первоуральска.
3.
Тагильская роспись подносов. Тагил-ТВ
Тагильские живописцы вернулись с выставки-ярмарки народных художественных промыслов России «Ладья. Весення фантазия». Что нужно сделать сегодня, чтобы завтра неповторимый двойной мазок кисти художников Нижнего Тагила не забыли?
4.
Тагильская роспись Рябиновый поднос Часть 1
В ролике я рассказываю и показываю, как пишется рябиновый поднос с самого начала и до самого конца.
5.
Тагильская роспись. Пишем рябиновый поднос Часть 2
6.
Тагильская роспись. Пишем рябинку. Часть 3
7.
Роза на подносе ч.1
Нижнетагильская роспись. Роза на подносе. Часть 1
8.
Роза на подносе. ч.2
9.
Нижнетагильская роспись. Цветы на подносе. Часть 1
10.
Нижнетагильская роспись. Цветы на подносе. Часть 2
11.
Бренды и символы Нижнего Тагила /Brands and symbols Nizhny Tagil.
Нижний Тагил – удивительный город, сочетающий культурные, индустриальные и исторические памятники. Музеи – хранилища национального самосознания. Лисья гора, династия Демидовых, старый Демидовский завод, тагильский поднос, механики Черепановы.
12.
Тагильские мастера создали самый большой в мире расписной поднос
Изделие выполнено в старинной технике «тагильской росписи», лицевую часть подноса украшает панорама Нижнего Тагила XIX века. Длина гиганта составляет 220 см, а высота – 150.
13.
Тагильская подносная роспись (Дом Худояровых), Свердловская область
14.
Подносы спасут Екатеринбург.
Заявить о себе на международной арене Уралу должны помочь и тагильские подносы.
15.
Тагильские подносы. Открытие выставки
В Выставочном центре Мастер-класс Тагильской лаковой росписи по металлу «Тагильская роспись» автор выставки Овчинникова Жанна Рафиковна г. Нижний Тагил.
МИРОВАЯ ИСТОРИЯ ПОДНОСОВ
Традиционная восточная лаковая миниатюра и инкрустация перламутром получила значительное развитие в таких азиатских странах, как Китай, Корея, Япония, Индия и Таиланд. В основном все изделия представляют собой шкатулки, размеры которых варьируются от маленькой коробочки для благовоний или косметики до больших сундуков, которые, в том числе, служили для украшения интерьера. Встречаются также панно и подносы. Многие шкатулки имели ритуальное значение и культурное значение. Некоторые использовались для хранения религиозных текстов или документов, другие – для хранения принадлежностей для каллиграфии.
Подобные изделия, датируемые VIII в., присутствуют в Корее, Японии и Таиланде. В XII в. мастера Китая изобрели новую технологию, позволяющую работать с тончайшими и мельчайшими кусочками перламутра для создания роскошных сцен флоры и фауны. В более поздние периоды такие мозаичные изображения дополнительно стали сочетать с сусальным золотом и другими драгоценными материалами. Лакирование по металлу было широко распространен в Европе в XVII и XVIII вв. Во многих отношениях этот способ близок лакированию на деревянных основах, однако изделия из металла отличаются большей жёсткостью и сверкающей яркостью лаковых фонов, которые приобретали высокую степень прочности благодаря обжигу. Такие фоны могли получаться при использовании в качестве основы меди, латуни и других металлов, но чаще всего употреблялось прокатное железо. Лаковые фоны расписывались различными узорами как восточного, так и европейского происхождения; эти изделия были предшественниками популярных в викторианской Англии расписных подносов. Техника расписной жести была распространена вплоть до появления гальваностегии. Появление российских железных расписных подносов отдалённо связано с увлечением китайским искусством и, в частности, китайскими лаками. Лаковой росписью украшали комнаты дворцов. В XVIII – XIX вв. стала популярна масляная живопись по лаку. В России в нач. XIX в. на основе масляной росписи по лаку возникли такие народные промыслы как Федоскино (шкатулки) и Жостово (подносы). ИСТОРИЯ ТАГИЛЬСКИХ ПОДНОСОВ
Почему именно Нижний Тагил стал родиной этого удивительного промысла? Дело в особенностях развития этого региона, «горнозаводской цивилизации». Ярким выражением этого процесса и явился подносный промысел и лаковая роспись по металлу, как форма особого «промышленного» искусства».
Отсчёт истории промысла идёт от условной даты – 1746 г., к которой относят самые ранние архивные сведения о железных подносах с художественной отделкой. Тагильский металл с маркой «Старый соболь» стал известен во всем мире. Его качество, пластичность в обработке высоко ценились. Минимальная толщина, удивительно ровнейшая поверхность, возможность декоративной обработки бортов подноса, а также столиков и сундуков, всё это требовало высокого качества металла и виртуозного мастерства металлургов, кузнецов, слесарей и лакировщиков. Кроме того, XVIII в. стал «золотым» веком для тагильских лакировщиков, среди которых ярко раскрылся талант художников Худояровых – Вавилы и Фёдора. Как пишет известный исследователь их творчества Ольга Силонова: «Потомственные живописцы, используя самые простые приспособления – кисти, масло, доску и куранты для растирания красок, лак – они так освоили тайны лакировки, достигли такого навыка, который граничил с искусством и переходил в него. Худояровы использовали приёмы декора иконописи: серебро, золото. Владели техникой цыровки по разным фонам». В первой пол. XIX в. развитие промысла шло по восходящей. Это было связано с деятельностью школы живописи (1806 – 1820 гг.), специально учреждённой владельцем тагильских заводов Н.Н. Демидовым. В этом сказались его прозорливость, понимание важности развития промысла. В школу принимались мальчики с 12 лет на полное господское обеспечение. Обучение проходило четыре года, им руководил выпускник Академии художеств В.И. Албычев – профессиональный художник. Это самым положительным образом повлияло на качество росписей. В этот период популярность приобрели подносы-картины, когда в центре писалась маслом копия картины (с бумажных гравюр), при этом она мастерски вписывалась в заданную форму и размер. При этом гравюры часто были чёрно-белыми, поэтому цветовые решения полностью принадлежали художнику. Мифологические, исторические, галантные сцены помещались в рамку, образуемую тонким трафаретным золотным орнаментом: сказочные цветы, вьющиеся стебельки и травинки, эффектные кисти винограда, ягоды, уголки формы чётко фиксируют вазоны с пышными букетами. Работы тагильских лакировщиков получали высокие оценки. Мастерская Н.А. Перезолова в 1887 г. за подносы получила бронзовую медаль в Екатеринбурге, в 1890 г. – бронзу на выставке в Казани. Когда заводы стали испытывать трудности с рабочей силой, заводовладельцы приняли ряд мероприятий по замене мужчин-живописцев женщинами. КОММЕНТАРИЙ К СЛАЙД-ШОУ: С середины XIX в. роспись подносов становится исключительно женской территорией. В это время в Нижнем Тагиле работали крупные мастерские по изготовлению лакированных железных изделий – подносов, сундуков, шкатулок – Дубасниковых, Головановых, Перезоловых, Бердниковых, Морозовых. Все они имели полный цикл производства, начиная от отковки и кончая лакировкой и упаковкой подносов. Их изделия хранятся в крупнейших музеях России, в том числе Русском (г. Санкт-Петербург) и ГИМе (г. Москва). В конце XIX в. кустарное производство в России переживало кризис, не миновал он и тагильский подносный промысел. Приходилось приспосабливаться к всё ускоряющемуся темпу жизни. После революционных событий начала XX в., жизнь промысла замерла, поскольку были почти забыты все приёмы традиционного цветочного письма. Смотрите слайд-шоу «История тагильского подноса». СЕКРЕТ ХУДОЯРОВСКОГО ЛАКА
Нижний Тагил был богат мастерами. Кустари покупали листы мягкого и ковкого кровельного железа и делали из них ковши, шкатулки, столики, подносы, покрывая их лаковой живописью. Складывались целые династии, ревниво хранившие секреты своего промысла. О незаурядном таланте уральских мастеров говорил русский путешественника XVIII в. академик Пётр Паллас:
«бывают на Урале вещи, лаком наведённые, не много хуже китайских, а лучше французских, включая живописи». Большой известностью пользовались мастерские Дубасниковых, Перезоловых, Головановых. Но первым мастером считался Андрей Степанович Худояров. Андрею Степановичу молва приписывает честь изобретения знаменитого лака, который был прозрачен как стекло, твёрд – не процарапывался ножом, устойчив к жару – ни горячий самовар, ни кипяток, случайно пролитый, не портили его сверкающей брони, ни кислота его не брала, ни огонь. Говорили: «Бумагу сожгут на нём, пепел останется – и всё». Своё умение старик передал сыновьям Вавиле и Фёдору. Они так же, как и отец, получили право от Демидова иметь собственные мастерские расписных железных изделий. Традицию деда продолжали сыновья Федора Андреевича Худоярова – Павел, Исаак и Степан, тоже талантливые живописцы. Писатель Д. Н. Мамин-Сибиряк писал: «Исаак Худояров, работы которого и сейчас можно встретить в старинных богатых домах, расписывал сундуки, железные шкатулки, подносы и даже писал целые картины на железных листах. Очень недурно у него выходили живые цветы и особенно женщины в старинных костюмах двадцатых-тридцатых годов» (на фото: на старинной фотографии – супружеская пара: Исаак Фёдорович и Василиса Михайловна Худояровы). Секрет «лака Худояровых», пока утерянный, заключался в точной дозировке компонентов: реликтовой смолы «копало» (это общее название реликтовых смол почти исчезнувших деревьев тропического пояса. Смола обеспечивала лаковой плёнке прочность, влагостойкость); льняного или конопляного масла; «терпентина» из местных хвойных пород, растворяемых в скипидаре; оптимальной температуры в момент росписи. Лак получался бесцветным, прозрачным, что оживляло краски. Существует предположение, что Худояровы «покрывали подносы лаком в водяной бане». Может быть, в этом и состоял их секрет? Сразу вспоминается сказ Павла Баженова «Хрустальный лак». За большие деньги пытались немецкие купцы выведать рецепт изготовления тагильского лака. Да одурачил их тагильский мастер – с помощью бани, кстати. Крепко берегли уральские мастера тайну «хрустального» лака. Так крепко, что канула она в века. СОВЕТСКИЙ ТАГИЛЬСКИЙ ПОДНОС
После революций 1917 гг. в. жизнь промысла замерла, были утрачены почти все приёмы традиционного цветочного письма. Тем не менее, артели «Пролетарий», «Металлист», «Красная заря» наладили выпуск подносов с росписью. И организовали их широкий сбыт в страны Востока: Западный Китай, Афганистан, Персию.
В 1957 г. на базе этих артелей был создан Нижнетагильский завод эмалированной посуды, который впоследствии и стал центром возрождения Тагильского подноса. Сильный толчок к возрождению дало постановление ЦК КПСС «О народных художественных промыслах» (1974 г.), которое стимулировало их научное изучение и возрождение. Большое влияние на процесс оказал научно-исследовательский институт художественной промышленности, в частности исследователь-искусствовед В.А. Бородулин. Но, чтобы соединить цепь между прошлым и будущим, теорию и практику, требовалось одно звено – мастер, владеющий старым двуцветным мазком и способный передать это мастерство. Им стала А.В. Афанасьева. Именно она владела приёмами исконной тагильской двуцветной росписи и помогла спасти тагильский подносный промысел как самобытное художественное явление. Помимо этого Агриппина Васильевна воспитала целый коллектив талантливых мастеров, которые освоили традиционные приёмы тагильского письма, более того – значительно развили их в своём творчестве во всех направлениях (цветочном, сюжетном, орнаментальном). Тагильские подносы демонстрировались и получали награды на выставке достижений народного хозяйства, на заводе «ЭмальПосуда» работал экспериментальный цех, в Нижнем Тагиле открылось училище № 49, где обучали росписи подносов. Образование мастерицы продолжали в Уральском училище (ныне колледж) Декоративно-Прикладного Искусства и художественно-графическом факультете Нижнетагальского Педагогического института (ныне академия). Важнейшей часть процесса возрождения стало создание в городе в 1991 г. музея истории подносного промысла, который стал составной частью Нижнетагильского музея-заповедника «Горнозаводской Урал». В самом г. Нижний Тагил Торгово-промышленная палата стала готовить мастеров-художников для тагильского промысла. Индивидуальный предприниматель Нина Чистякова (тоже член ТПП НТ), организовала предприятие «Лаковое искусство Тагила» и объединила два десятка профессиональных талантливых мастеров-художников. Бережно сохраняют традиции лаковой росписи по металлу и художники Нижнетагильского центра народных промыслов и ремёсел Виктора Васильева. КОММЕНТАРИЙ К СЛАЙД-ШОУ: В советский период традиционный тагильский промысел практически угас. Лишь в 1970-е гг. началась целенаправленная работа по восстановлению своеобразной, одной из старейших в России школы лаковой росписи по металлу. На нижнетагильском предприятии трудилось более ста высококвалифицированных художников и орнаменталистов. Авторские работы ведущих мастеров экспонируются в стране и за рубежом, отмечены многочисленными премиями, дипломами, наградами, вошли в коллекции крупнейших музеев мира и в частные собрания. Смотрите слайд-шоу «Советский тагильский поднос». МАСТЕРА ТАГИЛЬСКОГО ПОДНОСА
А.В. Бабаева: спасла тагильскую розу
В 1920 – 30-х гг. энтузиасты попытались восстановить уже исчезающий уральский промысел, расписчиц для обучения начали посылать в Жостово, где они переняли многослойную технику живописи. Так и перешёл опыт выделки металлических подносов с Урала в Жостово, а жостовская роспись – в Нижний Тагил.
А как же традиции уральской живописи? Как же тайна худояровского лака? Неужели им суждено бесследно исчезнуть? В середине 1970-х гг. в Нижний Тагил отправилась художница Антонина Васильевна Бабаева из Научно-исследовательского института художественной промышленности, которая уже давно изучала историю уральской кистевой росписи. – Мне повезло, – вспоминала Антонина Васильевна, – я встретила на «Эмальпосуде» – так называется завод, где изготовляют уральские подносы, – Агриппину Васильевну Афанасьеву, старейшую тагильскую расписчицу. И хотя она писала тогда жостовские цветы, но приёмы старого уральского письма не забыла, потому что расписывала подносы с двенадцати лет. Она и стала моей первой помощницей, потом к нам присоединилась Тамара Юдина, очень талантливая мастерица. Мы взяли из нижнетагильского музея два худояровских подноса и писали с них эскизы. Побывала тогда Бабаева и у тагильского краеведа Ивана Абрамовича Орлова. Он сам, по своей инициативе, несколько лет разыскивал старых «писак», давно расставшихся со своим искусством. Орлову удалось умолить, выпросить, заставить их занести ему в альбом свои прежние рисунки. Бабаевой открылась полная мера потерянного богатства. Свежая, яркая, наивная, поистине народная живопись. А какое разнообразие индивидуальностей! Сиренево-белые цветы с коричневатыми листьями Александры Степановны Ворониной; фиолетовые и красно-коричневые цветы с тёмно-зелёными листьями на оранжевом фоне – Евдокии Матвеевны Афанасьевой. А какой артистизм и размах были в рисунках Александры Степановны Коровиной! Бабаева листала альбом вновь и вновь и не в силах была оторваться от этих уже выцветающих листов. – Когда мы работали, – продолжала вспоминать Антонина Васильевна, – я внимательно наблюдала за росписью Агриппины Васильевны Афанасьевой. Она делала раскладку краски удивительно легко. Три подмалёвка – красный, жёлтый и голубой – клала пальцами словно на лету, при этом говорила: «Нужно чувствовать, сколько положить краски пальцем, чтобы потом хватило её на весь цветок». Насытив кисть смесью крона оранжевого с цинковыми белилами, она широким маховым движением наносила круглое пятно на подмалёвок и упругими мазками приписывала к нему пять лепестков а-ля прим, то есть с первого раза. Я видела, как оживает традиция уральских мастеров: все краски, все оттенки, необходимые для рисунка, как бы собирались разом на кисти. Агриппина Васильевна никогда ничего не подправляла, меняла только тонкие шелковистые кисти из беличьего волоса. Масляные краски разводила до особой тягучести – мазок должен лечь на подмалевок плавно и эластично, не теряя четкой силуэтности. Всё это возможно только тогда, когда в совершенстве развито чувство цвета. Бабаева со своими помощниками подготовила тогда несколько образцов подносов, и они были утверждены на художественном совете для внедрения в производство. Агриппина Васильевна и Тамара Юдина начали обучать молодых расписчиц старым уральским приёмам росписи. Они обучили почти двести девушек – и дело пошло. Тамара Юдина: гордость тагильского промысла
Завод «Эмальпосуда» раскинул свои корпуса на окраине Нижнего Тагила, за знаменитой «Вагонкой». Проходим в экспериментальную лабораторию, где работают ведущие художницы: Тамара Юдина, Ира Смакова, Оля Максемюк, Юля Мальцева. Они разрабатывают новые композиции. Подсаживаюсь к Тамаре Юдиной. Это она вместе с Афанасьевой обучила молодых мастериц уральской росписи.
– Чем отличается уральское письмо от жостовского? – А вот посмотрите сами. – Мастерица протёрла узкой ладонью безукоризненно чистое поле нового подноса. Этот жест как бы предваряет чистую, аккуратную работу, когда даже пылинка – помеха. Здесь сказывается культура лаковой живописи, воспринятая некогда от мастеров Китая и Японии. Известно, что лучшие японские изделия из лака выдерживаются и сегодня до полного высыхания на плавучих баржах, вдали от побережья. Легкий прищур глаз, на кисть взято немного красной краски, и на чистом поле подноса сделан красный подмалёвок. – Сейчас мы его немного подсушим, – поясняет Тамара, – зачистим, промаслим, пропишем лепестки, положим на них тенёжку и бликовку, сделаем прожабинку, затем чертёжку, нарисуем серединочку, а рядом положим приписки. – Тамара проделала все эти операции. Получилась красная роза, точно такая же, как на жостовских подносах. – А теперь я нарисую наш тагильский цветок, – говорит Тамара, и в следующее мгновение я вижу то, что видела когда-то Бабаева, следя за кистью старой мастерицы. Закончив рисовку, мастерица отставляет поднос и спрашивает, какой из цветков мне нравится больше. Смотрю и не могу решить: оба по-своему хороши. И все-таки тагильский мне почему-то милее, ведь он мог исчезнуть навсегда. Нежный бело-сиреневый цветок выступает из тёмно-зелёной основы объёмно, ощутимо, «как настоящий». Это и есть тагильский цветок. Здесь и элементы лубка, и народной росписи сундуков, туесов, дуг, прялок. И пишут его расписчицы теперь так же, как делали старые уральские мастера почти 250 лет назад. Тамара Юдина – это гордость тагильского промысла. А пришла она на промысел в 1960-е гг. совсем юной девушкой, в те времена художники писали приёмами «московской» жостовской росписи. Тамара Юдина явилась одной из тех художниц, которые обратились к возрождению уральской росписи – декоративной, сочной и яркой, в основе которой лежит маховое письмо и двухцветный мазок. За творческий и вдохновенный труд мастерица была награждена в 1978 г. первой премией и Дипломом ВДНХ (Москва), в 1985г. – серебряной медалью ВДНХ за возрождение тагильской росписи, в 1986 г. – орденом Трудовой Славы (На фото: Тамара Юдина с художниками промысла, снимок 2011 г.). Агрипинна Афанасьева: «Как учила тётя Груша»
Агриппина Васильевна Афанасьева или тётя Груша – так ласково называли художники подносного цеха тагильской «Эмальпосуды» свою наставницу и замечательную мастерицу, сумевшую сохранить и пронести через всю свою жизнь любовь к подносному промыслу. Афанасьева Агриппина Васильевна (девичья – Мельникова, по первому мужу – Старикова) род. в г. Нижний Тагил Свердловской области. В тринадцать лет её отдали учиться к У.Е. Растемяшевой-Барболиной, у которой она обучалась традиционной тагильской росписи. Затем Грушу оформили в артель «Красная заря», которая в 1930 г. была объединена с артелью «Пролетарий» в более крупную артель «Металлист». В эти годы традиционная Тагильская роспись была вытеснена жостовской. Затем Агриппина Васильевна продолжила свое обучение у А.С. Черепановой, которая давала основы московской (жостовской) школы. После окончания войны устроилась на завод «Эмальпосуда». Художница принимала участие в первом творческом семинаре, посвящённом знакомству с уральской росписью, который организовал В.А. Барадулин в 1972 г.
С 1976 г. Агриппина Васильевна начала обучать традиционной тагильской росписи, вела уроки росписи в ПТУ № 49. Работала в творческой группе завода «Эмальпосуда». А.В. Афанасьева сыграла большую роль в возрождении промысла. На подносах этой художницы расцвели букеты крупных тагильских цветов, занимающие почти всё пространство подноса, но не давящие на его края, не забивающие фон, использовались яркие, но не кричащие цвета. Радует разнообразие подносных форм, расписанных Агриппиной Васильевной. Это прямоугольник, овал фигурный, круг, прямоугольник с закруглёнными краями и бусовидной каймой, уже упоминавшийся поднос – скатерть, а также поднос под самовар, по форме напоминающий замочную скважину. Художница обучила традиционной росписи по металлу более 100 человек. Многие ученики Агриппины Васильевны Афанасьевой стали известными мастерами тагильского подносного промысла. Поднос «Как учила тетя Груша» (2013 г.) Веры Полевой, одной из учениц Афанасьевой, а ныне известной художницы тагильского подносного промысла, демонстрирует не только излюбленную композицию своего главного учителя по росписи – букет, но и совершенство технических приёмов, которыми научила её народная мастерица. За творческую деятельность Афанасьева награждена бронзовой медалью ВДНХ (1978 г.); премией и дипломом 1 степени Министерства местной промышленности РСФСР (1984 г.). Работы А.В. Афанасьевой хранятся во многих музеях страны: Нижнетагильский музей-заповедник «Горнозаводской Урал», Нижнетагильский музей изобразительных искусств, Алтайский краевой музей изобразительных искусств, Всероссийский музей прикладного и народного искусства, Екатеринбургский музей изобразительных искусств, Петропавловский областной краеведческий музей, Свердловский областной краеведческий музей. КОММЕНТАРИЙ К СЛАЙД-ШОУ: Современные мастера не только попытались осмыслить и отразить накопленный опыт мастериц прошлого столетия, обратившись к периоду возрождения тагильской росписи конца 1970-х – первой половины 1980-х гг., но и привнесли авторское звучание в пластику цветочно-ягодных мотивов, обогатили композиционное и колористическое решение. Наряду с работами, выполненными маховым письмом, художники создают произведения и в технике многослойной живописи. Современные мастера не забывают традиции практики копийной работы на подносах, ведущей своё начало от демидовской школы, основанной ещё в начале ХIX в., и отдают предпочтение сюжетным картинам известных тагильских художников Худояровых. Смотрите слайд-шоу: «Мастера тагильского подноса». ОСОБЕННОСТИ ТАГИЛЬСКОГО ПОДНОСА
Изначально тагильский подносный промысел возник в среде старообрядцев, среди которых было немало иконописцев. Сначала изображали жанровые сцены и сцены из Библии, потом появилось то самое «маховое письмо», которым и пишут по сей день и которое является основным отличием тагильской росписи от жостовской. Маховая роспись – это когда поднос пишется за один приём, без промежуточных слоёв, без лессировок. На кисть набирается две краски, поэтому мазок называется двойным, хотя движение кистью делается одно. Этот мазок универсален, им можно написать всё – цветы, ягоды, листья, деревья, птиц, животных, людей. Иногда борта подносов украшают так называемой «черепашкой» (копчение по сырой краске) или расписывают под малахит при помощи всё того же мазка. И, конечно, если поставить рядом тагильский и жостовский подносы, сразу будет заметно, что эти две школы отличаются друг от друга. Но, как говорится, мир тем и хорош, что все мы разные. Сюжетная роспись, с которой началась история тагильского промысла, тоже сохранилась до наших дней, но она требует больше времени и усилий, тут в один приём не получится. Уже не обойтись без подмалёвка, просушки промежуточных слоев, прописывания деталей.
В букетах Тагильских подносов чаще всего рисуется три крупных розы, её еще называют «тагильской розой», а потом дополняют цветами более мелкими, иногда фантазийными. Главным мотивом тагильских подносов является цветочная роспись, а её королевой – роза. Точнее не совсем роза, а нарядный и выразительный сказочный розан. А любимой – композиция букета, состоящего из одного, двух или трёх цветков в окружении травок или листиков. Если поднос состоял из разных разделов, которые назывались секторами, то в них тоже писались цветочки, но немного иной формы и поменьше. По краю подносы часто украшались цветочными гирляндами или орнаментом-узором. Постепенно роспись тагильских подносов менялась, её дополняли новые цветочные, ягодные мотивы и композиции. Краски тагильской росписи яркие, сочные. Фон тоже выразительный, он нежно просвечивает сквозь цветочные букеты и узоры, дополняя и украшая весь поднос. Чаще всего мастера используют нежные оттенки фона – голубо-синие, зелёные или наоборот ярко выразительные, малахитовые, красно-коричневые, «под черепашку» (подкопчённые на свечке), но гладкое чёрное зеркало подноса было и остается любимым во все времена. «Тагильская роза» «В КОНТАКТЕ»: https://vk.com/club57019684 КОММЕНТАРИЙ К СЛАЙД-ШОУ: Разработаны и сюжеты тагильской росписи. Это довольно широкий спектр окружающей действительности: пейзажи; животные и птицы; бытовые и мифологические сюжеты. Наибольшей популярностью пользуются цветы, «королевой» является «русская роза» или хорошо знакомый народным мастерам, живущим в сельской местности, кустовой шиповник, цветы которого напоминают розу. Цветочные букеты составляются из трёх крупных роз, разных по форме: желтая, бело-розовая, красная в окружении листочков и травинок тёмно-зелёного цвета. Смотрите слайд-шоу «Особенности тагильского подноса». ИЗГОТОВЛЕНИЕ ТАГИЛЬСКОГО ПОДНОСА
Из сказа Павла Петровича Бажова («Хрустальный лак», 1943 г.):
«Поделка, видишь, из дешёвых, спрос на неё большой, а знающих ту хитрость мало. Семей, поди, с десяток по Тагилу да столько же, может, по Невьянску. Они и кормились от этого ремесла. Дело по видимости простое. Нарисуют кому что любо на железном подносе, либо того проще вырежут с печатного картинку какую, наклеят её и покроют лаком. А лак такой, что через него всё до капельки видно, и станет та рисовка либо картинка как влитая в железо. Глядишь и не поймешь, как она туда попала...». Современная технология производства несколько изменилась, но также основана на использовании ручного творческого труда. Первый этап включает в себя подготовку изделий. Методом штамповки производится форма, которую покрывают грунтом на два раза. Каждый слой просушивается. Металлическая заготовка обезжиривается, покрывается грунтом и эмалью. Затем на чёрную эмаль наносится фон в соответствии с традициями промысла (малахитовый, синий, бордовый, чёрный). При нанесении используются как масляные краски, так и цветные эмали. После сушки фона подносы, поступают на роспись художникам. После этого черёд орнаменталистов. Дальше поднос дважды покрывается лаком, что придаёт росписи объём, глубину, и защиту. Цикл изготовления Тагильского подноса может занимать от 11 до 20 дней в зависимости от сложности лаковой росписи и формы подноса. В последние годы нелёгкий труд возрождения этого художественного промысла в Нижнем Тагиле взяло на себя малое предприятие ООО «Лаковая живопись Урала». Гендиректор предприятия Владимир Анищенко рассказывает про современные особенности изготовления тагильских подносов: – Сейчас востребованы на сюжетах подносов темы уральской природы, пейзажей, цветов, персонажи сказов Бажова, крестьянская тема, охотничья и другие. Великолепно получаются копии картин Константина Васильева. На металле живописное изображение смотрится совершенно по-другому. Если делать копию с холста на холст – это одно, когда копия делается на металле – всё меняется. Нужна тонкая прописка, которая достигается техникой лессировки (приём масляной живописи, который активно и повсеместно использовался великими художниками прошлого. Леонардо и Рембрандт, Веласкес и «Малые Голландцы»). Мы стали делать красивые подносы с видом храма, со старинным старославянским орнаментом – это будет отличный подарок с Урала. Есть очень интересное направление – роспись трафаретами. Делается очень сложно: несколько разных трафаретов тонким вырезанием вручную, потом дописываются тонкими штрихами – в результате великолепные орнаментальные и геральдические работы. Отдельное направление, чем-то напоминающее павловопосадские платки, – это роспись очень больших подносов, которые заменяли на столе целую скатерть. При Демидовых их покрывали специальным хрустальным лаком, который выдерживал любой кипяток, вино и уксус. Такие подносы были популярны в больших уральских семьях – ими покрывали стол и подавали блюда сразу на всю семью. КТО НА УРАЛЕ ДЕЛАЕТ ТАГИЛЬСКИЕ ПОДНОСЫ
Сейчас подносы с тагильской художественной лаковой росписью производят 4 фирмы: «Нижнетагильский центр Нижнетагильской подносной росписи», ООО РСК «Тагильская артель», ООО «ЛИТа» и ООО «Лаковая живопись Урала» (г. Екатеренбург).
Нижнетагильский центр Нижнетагильской подносной росписи осуществляет традиционную художественную лаковую роспись по металлу – тагильскую роспись. Вся продукция, изготовленная в центре, – ручной работы. Кроме этого Центр предлагает роспись подносов по эскизам и фотографиям заказчика, в том числе с фирменной символикой. В центре производятся и реставрационные работы. Нижнетагильский центр Нижнетагильской подносной росписи входит в Ассоциацию «Народных художественных промыслов России». Адрес «Нижнетагильского центра народных промыслов и ремёсел: г. Нижний Тагил, ул. Черноисточинское шоссе 82 «б». Телефоны: 8 (922) 60 639 69, 8 (9 222) 054 777, 8 (9 222) 18 39 28. E-mail: info@tagilpodnos.ru Сайт: http://www.tagilpodnos.ru/ «ЛАКОВАЯ ЖИВОПИСЬ УРАЛА»
Фирма «Лаковая живопись Урала» возродила и успешно развивает старинный народный промысел. Сегодня тагильские жестяные подносы с оригинальным рисунком на традиционном чёрном фоне вполне востребованы на рынке и как сувенирная продукция, и как самостоятельные художественные произведения. Искусствоведы признают тагильскую подносную роспись уникальным художественным явлением, символом самобытной горнозаводской культуры Урала с глубокими историческими корнями.
О сегодняшнем дне старинного промысла рассказывает Владимир Анищенко, генеральный директор ООО «Лаковая живопись Урала». – Владимир Станиславович, как вы, инженер-энергетик по первому образованию, пришли в этот бизнес? – В Нижнем Тагиле большую коллекцию, около 400 художественных подносов, собрали супруги Сорокины. Они объездили полстраны со своей выставкой, проводили « Уроки красоты» в школах Нижнего Тагила. Идея и цель которых – возрождение художественного промысла изготовления и росписи старинных тагильских подносов. В 2003 г. создали ООО «Лаковая живопись Урала». В Нижнем Тагиле наши художницы проводят мастер-классы в училище N 42 и средних школах, картинно-прикладной росписи на подносах в Екатеринбурге. Это попытка восстановить принадлежность к этому краю, к тем красивым вещам, которые есть. Самый большой наш поднос имеет размеры около 40х60 см. Маленькие подносы – величиной с ладошку, «семечки». Квадрат фигурный называется сувенирным, некоторые его называют «Кофейный поднос». Арочный поднос называют либо «Арочным», либо «Полуовал». Некоторые размеры подносов повторяют форму самоваров. Наш рынок – рынок небольших корпоративных заказов, где мы можем представить лицо компании или лицо Урала. Адрес ООО «Лаковая живопись Урала: 620014, г. Екатеринбург, ул. Добролюбова, 9 «В», офис 5. Телефоны: 8 (343) 219-23-17, 8 (904) 984-81-19, 8(343) 268-17-07,8 (904) 980-79-28. E-mail:ural_art_lak@mail.ru МЕТЕЛЬНАЯ ЛАВКА, ООО «ТАГИЛЬСКИЙ ПОДНОС»
С 1993 г. «Метальная лавка» является правообладателем фирменного товарного знака «Тагильский поднос».
«Метельная лавка» специализируется на производстве художественных изделий из металла, является продолжателем крестьянской традиции промысла тагильской росписи по металлу, возникшего 265 лет назад, в середине XVIII столетия в Нижнетагильских заводах, принадлежащих А.Н. Демидову. В 1985 г. шесть художников награждены медалями ВДНХ за возрождение и внедрение в производство традиционной цветочной тагильской росписи; 2012 г. – награда главы г. Нижний Тагил за вклад в развитие традиций подносного ремесла и Уральской лаковой живописи по металлу. 2012 г.– Лауреат выставки-конкурса «Мастер года» НТМЗ «Горнозаводской Урал». Работы «Метельной лавки» находятся в НТМЗ «Горнозаводской Урал», галереях и частных коллекциях России. Адрес Метельной лавки, ООО «Тагильской поднос»: 622000, г. Нижний Тагил, ул. Балакинская, 2 «Б». Телефоны: 8 (3435) 46-63-87, 8 (3435) 25-67-32 КОМПАНИЯ «ЛИТА»
Компания «ЛИТА» («Лаковое искусство Тагила») создана при поддержке администрации г. Нижнего Тагила и Нижнетагильского фонда поддержки малого предпринимательства. Производит подносы с традиционной и эксклюзивной росписью. Компанию «ЛИТА» возглавляет художник Нина Чистякова (на фото).
– У меня всегда болела душа за промысел, и я понимала, что главная проблема заключается в том, что подносы плохо реализуются, – говорит Нина Чистякова. – Перед тем, как открыть свое дело, поступила учиться в экономический институт, изучала маркетинг, бизнес-проектирование. Сейчас у меня появился азарт к работе, я оптимистично смотрю в будущее и дальше собираюсь поднимать престиж профессии. За сохранение и развитие тагильского подносного промысла руководитель предприятия «ЛИТА» была награждена медалями Союза художников России и Всероссийского выставочного центра (ВДНХ), а в 2011 г. компания получила грант Нижнетагильского Фонда поддержки малого предпринимательства. В мае 2012 г. за сохранение и развитие тагильского подносного промысла удостоена медали «Лауреат Всероссийского выставочного центра». В октябре 2012 г. компании вручена серебряная медаль «Союза художников России». На выставке в Тагильском краеведческом музее, которая стала своеобразным отчётом о работе предприятия за время его существования, представлено около 200 работ восемнадцати мастеров. По словам музейщиков, экспозиция представляют собой срез современного состояния тагильского подноса: традиционная цветочная роспись, пейзажи, натюрморты, портреты и композиционные авторские находки. «Такие произведения не стыдно показывать за рубежом», – резюмировал ведущий эксперт художественно-экспертного совета по декоративно-прикладному искусству при правительстве Свердловской области Александр Максяшин. У современного тагильского промысла большое будущее. Неоднократно подносами интересовались зарубежные мастера и коллекционеры, изготавливались партии изделий для заказчиков из Канады и Словакии. Адрес ООО «ЛИТА»: г. Нижний Тагил, Ленинский проспект, 1 «в». Телефоны: 8 (3435) 34-10-11, 9 (950) 199-01-19, 8 (950) 199-01-18 МУЗЕЙ ИСТОРИИ ПОДНОСНОГО ПРОМЫСЛА
С историей этого удивительного культурологического явления можно познакомиться в Музее истории подносного промысла Нижнетагильского музея-заповедника «Горнозаводской Урал». Он расположен в момориальном доме известных тагильских художников Худояровых , где в XIX в. не только жила семья представителя этой династии Исаака Худоярова, но и находилась мастерская по изготовлению и росписи подносов. Элементы её восстановлены в экспозиции, которая представляет также ретроспективный показ уникальных образцов творчества мастеров уральской лаковой росписи по металлу с XVIII до XXI вв.
Немалое значение сотрудниками музея-заповедника уделялось и уделяется комплектованию фондов музея расписными изделиями, в основном это, конечно, подносы. На сегодняшний день, количество коллекции подносов – более 1000 единиц хранения. Среди них представлены подносы из разных центров лаковой росписи России – жостовские, кемеровские и др. Но основная часть коллекции – это, конечно, тагильские подносы XIX– XXI вв. Здесь представлен ретроспективный показ уникальных образцов творчества мастеров уральской лаковой росписи по металлу за 265 лет, экспозиция знакомит с жизнью и творчеством знаменитых художников Худояровых, с технологией изготовления и росписи подносов. Очень популярными являются мастер-классы по росписи, которые проводятся на базе этого музея. Коллекция лаковой росписи по железу музея-заповедника – огромный кладезь для исследователей – историков, искусствоведов, технологов по металлу. Это уникальное собрание является наиболее крупным по объёму и разнообразным по содержанию. В коллекции представлены имена известных мастеров и изделия «лакирных» мастерских XVIII – XX вв.: Худояровых, Перезоловых, Дубасниковых, Головановых, Обуховых. В неё вошла самая крупная коллекция работ А.В. Афанасьевой. В музее-заповеднике регулярно проводятся выставки, посвященные тагильскому подносу, в том числе и персональные выставки современных авторов. Адрес Музея истории подносного промысла: г. Нижний Тагил, ул. Тагильская, 24. Телефоны: 8 (3435) 24-25-74, 24-63-47 Сайт: http://тагильский-поднос.рф/ КОММЕНТАРИЙ К СЛАЙД-ШОУ: Коллекция Нижнетагильского музея богата не только количеством, но и многообразием форм и методов росписи подносов. В ней имеются самые разные подносные формы. Клёпаные подносы, например, представлены восьмигранником, прямоугольником, овалом с просечными бортиками. Почти все клёпаные подносы имеют бусовидную кайму. Среди кованых подносов – прямоугольная, рокайльная, круглая, гитарная формы, прямоугольная форма с закруглёнными краями, овальная форма с фигурным краем, прямоугольная форма с фигурными бортиками. Смотрите слайд-шоу: «Музей истории подносного промысла». УРАЛЬСКИЙ КОЛЛЕДЖ ПРИКЛАДНОГО ИСКУССТВА И ДИЗАЙНА
6 июля 1944 г. выходит Постановление Совнаркома № 532, на основании которого в г. Нижнем Тагиле должно быть организовано художественное училище. Почему именно в это время и именно в Нижнем Тагиле было решено открыть единственное в стране училище, с отделением, готовящим специалистов по художественной обработке металла и камня?
Нижний Тагил был исторически сложившимся местом русского кустарного промысла. В XVIII веке на основе железоделательных заводов, выпускавших листовое железо, широкое распространение получило изготовление расписных лаковых изделий. Подносы, ковши, обшитые железом сундуки, покрывались лаковой живописью. Создание специальной художественной школы в Нижнем Тагиле в прошлом столетии оставила заметный след в развитии художественной культуры этого промышленного района Урала. Но, к сожалению, школа, а затем и промысел прекратили своё существование ещё в конце XIX в. Поэтому Уральский колледж стал, в немалой степени, преемником специальной художественной школы Нижнего Тагила. Сегодня Уральский колледж прикладного искусства и дизайна (филиал Московской государственной художественно-промышленной академии им. Строганова), член Торгово-промышленной палаты г. Нижний Тагил готовит мастеров-художников для тагильского промысла – Обучение длится четыре года. Принимая в колледж 14-летних юношей и девушек, в восемнадцать мы выпускаем уже готовых мастеров. Каждого юного умельца мы знаем поименно. Наша задача – научить ребят мыслить самостоятельно,– рассказывает директор колледжа Людмила Павленко. Уральский колледж на отделении «Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы» готовит специалистам по таким видам: художественный металл; художественная резьба по дереву, художественная резьба по камню, художественная роспись по металлу. Адрес Уральского колледжа прикладного искусства и дизайна: 622034, Свердловская область, г. Нижний Тагил, просп. Мира, д. 27 Телефоны: 8 (3435) 41-08-36, 41-22-18 E-mail: uupi@mail.ru Сайт: http://uupi.org/ ПОДНОС-ГИГАНТ
Огромный поднос под названием «Нижний Тагил – родина первого русского подноса» стал участником Всероссийской выставки народных художественных промыслов России «Ладья. Зимняя сказка», открытие которой состоялось в Москве.
Как рассказали в Уральском колледже прикладного искусства и дизайна, где и проходила роспись уникального экземпляра, идея создания подноса-гиганта принадлежит главе города Сергею Носову. Металлическую форму с высокими прорезными бортиками по особой технологии изготовили на Нижнетагильском металлургическом комбинате под руководством советника управляющего директора ОАО «ЕВРАЗ НТМК» Михаила Аршанского, а росписью занимались преподаватели и художники Уральского колледжа прикладного искусства и дизайна: Алевтина Сидорова, Светлана Попова, Екатерина Камаева и Лилия Новикова. Руководили данным проектом ведущий специалист лаковой росписи по металлу Нижнего Тагила Геннадий Бабин и директор колледжа Людмила Павленко. Историческую справку, посвященную уральскому промыслу, подготовили сотрудники Нижнетагильского музея-заповедника «Горнозаводской Урал». На огромном подносе, длина которого составляет более двух метров, а высота полтора метра, в технике «тагильской росписи» изображена панорама Нижнего Тагила XIX в. По мнению ценителей и экспертов тагильской росписи, поднос не только станет одним из ярчайших экспонатов выставки, но и достоин занесения в Книгу Рекордов. * * * |
|
|