Народные промыслы | Уральские колокола  
Уральские колокола
Вековые традиции уральских мастеровых, сильнейшая академическая школа уральской металлургии, практический опыт работы в литейном производстве – всё это и позволило в 1991 г. появиться на свет небольшому по индустриальным меркам предприятию, а затем стать одной из самых крупных и известных колокольных фирм новой России. Теперь о колоколах самой востребованной в России фирмы «Пятков и К» иногда говорят, что они выше, чем остальные. Доказательством безупречного качества выпускаемых колоколов являются многочисленные дипломы всевозможных выставок и ярмарок. Самый большой колокол, весом 18 тонн, находится в Алатыре в Чувашии. В Екатеринбурге самый большой колокол весит 16 тонн и находится в храме Большой Златоуст на пересечении улиц Малышева и 8 Марта. Сегодня все европейские фирмы льют от 10 до 20 тонн в год. Одна только «Мастерская литья колоколов ЗАО «Пятков и К» льёт 200 тонн. Это больше, чем вся Европа вместе взятая.
Там, где отливают колокола. Встреча с городом К-Уральский
Состоялась поездка в г. К-Уральский, где удалось познакомиться с уникальным производством колоколов, со знатоком всех нюансов литья «звучащих икон», хозяином фирмы «Пятков и К» Николаем Пятковым.
Сортировать:
по популярности
1. Каменск-Уральский колокольный завод  Колокольный завод Каменск -Уральский. Язык колокола.
2. Где льют колокола  Немногим известно, что совсем рядом с Екатеринбургом находится один из самых производительных заводов колокольного литья в Европе. В 1991 г. в Каменск-Уральском группой активистов были отлиты первые колокола.
3. Каменск-Уральский. Звон на заводе Пяткова.  
4. Там, где отливают колокола. Встреча с городом К-Уральский    Состоялась поездка в г. К-Уральский, где удалось познакомиться с уникальным производством колоколов, со знатоком всех нюансов литья «звучащих икон», хозяином фирмы «Пятков и К» Николаем Пятковым.
5. Колокола «Пятков и К»  
6. В Каменске-Уральском отлили колокол-гигант весом 16 тонн.  Звон колоколов скоро будет разноситься далеко за пределы Верхотурья. В Каменске-Уральском отлили огромный колокол, он вошёл в двадцатку самых масштабных в России.
7. Литьё колоколов: изготовление и отливка  Литьё колоколов: изготовление и отливка. Литьё церковных колоколов. Как делают колокола.
8. Встреча колокола «Александр Невский»  Встреча главного колокола Александро-Невской Лавры весом 18 тонн в День Крещения Руси.
9. В Пензе к 18-тонному колоколу «Александр Невский» приложились более 200 верующих   Более 200 верующих приложились к 18-тонному колоколу «Александр Невский», выставленному на территории храма святых первоверховных апостолов Петра и Павла. Пенза стала пятым городом, в который колокол, отлитый в Каменск-Уральском, прибыл по пути в Санкт-П
10. Колокол «Александр Невский» зазвучал в Александро-Невской лавре.  Санкт-Петербург. Последний и самый большой колокол подняли на колокольню Александро-Невской лавры. Колокол «Александр Невский» был отлит в городе Каменск-Уральский к 300-летию лавры.
11. Воздвижение колоколов.  В Свято-Никольском храме в селе Озерецкое состоялось освящение и воздвижение новых колоколов. Колокола были отлиты на Урале в городе Каменск-Уральском Свердловской области.
12. Программа «Время по Компасу».  Огромный колокол на 18 тонн отлили на заводе «Пятков и К». Звучащая икона станет достопримечательностью фестиваля «Каменск – колокольная столица». Чем ещё порадуют праздничные мероприятия журналистам рассказали организаторы торжеств.
13. Колокольный фестиваль «Каменск-Уральский – колокольная столица»  Заключительный аккорд фестиваля – колокольная сюита «Каменск-Уральский – колокольная столица»
14. Заключительная часть и колокол гигант  Фестиваль колокольного звона в г. Каменск-Уральский.
15. Фестиваль колокольного звона  Раз в году лучшие звонари России приезжают в Каменск-Уральский, чтобы порадовать своим искусством жителей и гостей Урала. Этот фестиваль официально внесён в программу Царских дней в Екатеринбурге – дней памяти гибели семьи Николая II.
ОТКУДА ВЗЯЛИСЬ КОЛОКОЛА
Несколько тысячелетий тому назад на территории современного южного Ирана, в Месопотамии, Египте, а также Древнем Китае (на фото: древние китайские колокола) был открыт сплав самородных металлов меди и олова. Чудесным образом 20-процентный раствор олова в меди показал такие замечательные акустические свойства, что позднейшая наука так и не смогла предложить что-либо подобное.
Это и был состав колокольной бронзы, который не изменился до наших дней. В Древнем Китае считалось, что звук колокольчиков отпугивает злых духов. А средневековый европеец верил, что звон освящённого колокола отводит козни дьявола, молнии, бури, град, эпидемии. Верили и в то, что немой обретет голос, если напишет свое имя на колоколе; душевнобольной исцелится, если выпьет воды из колокола. А коли стельная корова съест веревку колокола, то теленок будет здоровым. Длительное время в христианских службах, в том числе в Византии и на Руси, использовали не колокола, а било – специальные доски, по которым ударяли молоточком, созывая монахов и верующих на богослужение. Во времена ранних христиан колокола и не могли использоваться, поскольку богослужения в условиях гонений со стороны властей проводились тайно и тихо.
ИСТОРИЯ КОЛОКОЛОВ НА РУСИ
Первое применение колоколов при христианском богослужении церковное предание связывает с именем святителя Павлина (353 – 431 гг.), епископа итальянского города Нола, что в провинции Кампанья. Отсюда раннее, но сохранившееся до сих пор название церковного колокола – кампан. Во сне епископу явились ангелы с колокольчиками, издававшими дивные звуки. А походили они на полевые цветы-колокольчики, что и подсказало форму церковных колоколов.
В Византии  колокола появились  во второй половине IХ в.  Вместе с пришедшим на Русь православием из Византии «звонение» очень быстро и навсегда занимает подобающее место в культурной жизни  наших предков.
Живший в конце X в.  арабский историк имам Абуль Хасан Аль-Масуди писал:

«У них (славян) есть множество городов, так же как и церквей, в которых они вешают колокола…». 

В «Слове о полку Игореве» (1185 –1187 гг.) мы читаем:

«Для него в Полоцке позвонили к заутрене рано у Святой Софии в колокола, а он в Киеве звон тот слышал». В житиях самых первых русских святых постоянно упоминается «звон велик, разносящийся над городом».

После татаро-монгольского нашествия колокольное дело в Древней Руси, не успев развиться, угасло.
В XIV в. литейное дело возобновляется, центр его перемещается в северо-восточную Русь – колокола начинают лить в Москве. Были они невелики, по весу не превышали несколько пудов.
В XVI в. в Москве, по оценкам современников, было до 5000 колоколов. Лились колокола и при Борисе Годунове. О том, какую высокую роль играли церковные колокола в эту эпоху, свидетельствует следующий исторический факт. Колокол, возвестивший набатом о гибели в Угличе в 1591 г. царевича Дмитрия, был, по воле Бориса Годунова, публично предан гражданской казни – лишён «уха» (с помощью которого колокол крепится на звоннице) и «языка», благодаря которому и производится колокольный звон. А сам колокол был сослан в Тобольск и возвращён в Углич только в 1891 г.
В XVII в., преодолев Смутное время, вместе с Россией развивается и крепнет колокольное дело. Иностранные мастера уже не приглашаются. Им остается только восхищаться невиданными для Европы размерами русских колоколов. В 1622 г. мастером Андреем Чоховым был отлит колокол «Реут» весом в 2000 пудов. Особое место среди всех больших колоколов занимает царь-колокол, который, начиная с Бориса Годунова, переливался несколько раз. В 1834 г. его установили на гранитный пьедестал.
В XIX в. колокольное дело в России развивается. Так, для Исаакиевского собора в Санкт-Петербурге были отлиты 11 колоколов, причём из старых сибирских «пятаков», коих из царской казны на эти цели было отпущено 65 тонн. Для храма Христа Спасителя, который строился на народные деньги, было отлито 14 колоколов. Самый большой – «Торжественный» –  весил 1654 пуда. К 1917 г. в России было 20 крупных колокольных заводов, которые отливали 100 – 120 тысяч пудов церковных колоколов. Во всем мире Россию по праву считали крупнейшей колокольной державой. Из 12 самых крупных колоколов, которые когда-либо отливались в истории, шесть – русские. 
ИСТОРИЯ УРАЛЬСКИХ КОЛОКОЛОВ
После революции, к началу 1930-х гг., колокола в России замолчали. Огромное их количество было уничтожено, часть продана за границу, например, колокола Данилова монастыря в Москве, которые оказались в Гарвардском университете США, а сейчас возвращены на Родину. Молчание колоколов длилось до 1946 г., когда был разрешён колокольный звон в Свято-Троицкой лавре. Но подлинное возрождение началось только в 1980-е гг.
В старинном городе Каменске-Уральском в 1991 г. основана компания «Пятков и К», которую основал литейщик и колокольный мастер Николай Пятков. Колокола отливаются по старинной рецептуре. Уже изготовлены  тысячи колоколов для многих российских храмов в том числе Храма-на-крови в Екатеринбурге, Донского монастыря и Собора Василия Блаженного в Москве, Нового Афона в Греции. Были заказы для православных храмов из Америки, Канады, Австралии, ближнего Зарубежья. Можно сказать, что уральские колокола поют по всему миру.
Почему именно на Урале? Сколько легенд, преданий, даже сказок существует вокруг колокольных дел мастеров! Особенно на Урале. Достаточно вспомнить сказы Павла Бажова, Данилу-мастера. Всё овеяно тайной и загадкой, едва ли не мистикой, когда изготовление колоколов представляется неким священнодействием, закрытым и непонятным для посторонних глаз. Но  есть и обьективная сторона.
Во времена бурных петровских преобразований начала XVIII в. началось освоение природных кладовых Урала. За короткий срок на нескольких «поставленных» заводах начало действовать свыше двух десятков доменных и более 60 медеплавильных печей. 15 октября 1701 г. вступил в строй петровский первенец – Каменский завод, давший уже до конца года 557 пудов чугуна. Интересно, что запуском и проблемами уральских казенных заводов занимался замечательный мастер Иван Федорович Маторин, получивший известность ещё в 1694 г. литьём пушек и колоколов.
Вековые традиции уральских мастеровых, сильнейшая академическая школа уральской металлургии, практический опыт работы в литейном производстве – всё это и позволило в 1991 г. появиться на свет  небольшому по индустриальным меркам предприятию, а затем стать одной из самых крупных, востребованных и известных колокольных фирм новой России.
Каменские колокола неповторимы по благозвучию. Русский колокольный звон – это совершенно другое пространство, живущее не по законам, а по дыханию народной души и православного духа. Недаром в православной традиции колокольный звон называют «звучащей иконой», приближающей человека к Богу. Сейчас в Каменске-Уральском ежегодно проходят фестивали колокольного звона в рамках празднования Царских дней памяти  царской семьи. Здесь не проводится конкурс, не определяются победители. Главное событие фестиваля – концерт на главной площади города, где перед часовней Святого Благоверного князя Александра Невского устанавливается передвижная звонница.

КОММЕНТАРИЙ К СЛАЙД-ШОУ:
Колокола  в г. Каменск-Уральском отливаются по старинной рецептуре. Уже изготовлены  тысячи колоколов для многих российских храмов в том числе Храма-на-крови в Екатеринбурге, Донского монастыря и Собора Василия Блаженного в Москве, Нового Афона в Греции. Были заказы для православных храмов из Америки, Канады, Австралии, ближнего Зарубежья. Можно сказать, что уральские колокола поют по всему миру. Смотрите слайд-шоу «Колокола  г. Каменск-Уральского».
Источник: http://www.youtube.com/watch?v=Jf_PtHVqgeE
Город Каменск-Уральский, стоящий на границе Урала и Сибири, – уникальное по своей красоте место с вековыми литейными традициями. Самый знаменитый памятник «Пушка». Установлен монумент в честь рабочих Каменского казённого чугунно-литейного завода.
Источник: http://kolizej.at.ua/photo/77-13
Почему именно колокольный промысел возродился на Урале? Любопытно, что запуском и проблемами уральских казенных заводов в своё время занимался мастер Иван Фёдорович Маторин, получивший известность еще в 1694 г. литьём пушек и колоколов.
http://mv74.ru/blog/archives/kolokola/
Источник: http://pyatkov.ru/index.php?option=com_content&task=blogcategory&id=16&Itemid=36
Одни из первых колоколов г. Каменск-Уральского.
Источник: http://metelyev.ru/fotografii-kamenska-uralskogo/?ocom=197
Колокол возле администрации г. Каменска-Уральского
Источник: http://pilip-pilipich.livejournal.com/8788182.html
Сегодня колокола завода «Пятковъ и К» звонят по всей России. Колокол на колокольне собора Василия Блаженного в Москве и колокола для Храма Святого Николая в селе Кленовское.
Источник: http://pilip-pilipich.livejournal.com/8788182.html
Колокола для с. Алатырь. Чувашия
Источник:http://www.pravostok.ru/blog/u-strojashhegosja-v-poselke-korfovskijj-khrama-sovershen-chin-osvjashhenija-kolokolov/
Колокола для храма во имя святого благоверного князя Димитрия Донского в поселке Корфовский Хабаровского края.
Источник: http://www.savvastor.ru/pages/84.html
Колокольный ансамбль для Савинно-Сторожевого монастыря.
Источник: http://ovoshnoy.cerkov.ru/2015/04/06/v-petropavlovskom-xrame-pos-ovoshhnoj-sostoyalos-torzhestvennoe-osvyashhenie-kolokolov/
Торжественное освящение звонницы в строящемся Петропавловском храме п. Овощной. Колокола были куплены у завода «Пятков и К» на средства, собранные всем приходом.
Источник: http://pravperm.ru/novosti_eparhii/v_gorode_dobryanka_sostoyalos_osvyawenie_i_podnyatie_kolokolov_na_zvonnicu_hrama_rozhdestva_presvyatoj_bogorodicy/
В городе Добрянка Пермского края подняли колокола на звонницу храма Рождества Пресвятой Богородицы. Колокола были приобретены усердием жертвователей храма: Управления Пермской ГРЭС, семей Шайхутдиновых и Дубровиных.
Источник: http://www.aspg2010.ru/news/v_samaru_prebyvaet_18_tonnyj_kolokol_aleksandr_nevskij/2014-07-18-11170
Для обновленной звонницы Свято-Троицкого собора Александро-Невской Лавры в г. Каменск-Уральский был отлит главный колокол, весом 18 тонн. Колокол носит имя «Александр Невский». Самара – третий город на пути следования колокола.
Источник: http://www.justmedia.ru/photoreports/1092/photo/34500#bigimage
Теперь в Каменске-Уральском ежегодно проходят фестивали колокольного звона в рамках празднования Царских дней памяти царской семьи. Здесь не проводится конкурс, не определяются победители.
Главное событие фестиваля – концерт на главной площади города, где перед часовней Святого Благоверного князя Александра Невского устанавливается передвижная звонница.
Главное событие фестиваля – концерт на главной площади города, где перед часовней Святого Благоверного князя Александра Невского устанавливается передвижная звонница.
ОСНОВАТЕЛИ ПРОМЫСЛА УРАЛЬСКИХ КОЛОКОЛОВ
Единственный на Урале колокольный завод «Пятков и Ко» находится в г. Каменск-Уральском. Он льёт колоколов больше, чем вся Европа вместе взятая. Колокола Пяткова звонят на сотнях храмов России, а также на Святой горе Афон, в Америке, в Болгарии, Сербии, Румынии, Прибалтике и странах СНГ.
Николай Пятков, генеральный директор компании «Пятков и Ко» (на фото), закончил Свердловский политехнический институт по кафедре литейного производства и до конца 1980-х гг. работал начальником литейного участка на Уральском алюминиевом заводе. По вечерам и в выходные Пятков вместе со старшим технологом Модестом Ощуковым оставались на заводе и экспериментировали с отливкой колокольной бронзы.
Николай Пятков всегда увлекался историей колоколов, а тут в 1989 г. ему попалась статья в «Комсомольской правде», призывающая литейщиков возродить искусство колокольного звона. В Ростове Великом собрались энтузиасты со всей страны – Архангельска, Ярославля, Иркутска, Москвы и Питера, которые создали ассоциацию колокольного искусства при советском фонде культуры.  Николая Пяткова  статья зацепила, и он  связался с Юрием Пухначевым, одним из редакторов журнала «Наука и жизнь», который  пригласил его в Москву и  дал несколько своих рефератов.  
Дома уже  начали экспериментировать по вечерам – пробовать отлить колокол. Нужно было получить толстое сечение внизу, вверху – тонкую корону и уши. А бронза очень восприимчива к остаточной влаге в форме. В конце концов они отлили первые образцы.
Собственные средства литейщики в эксперименты не вкладывали – о первом заказе Пятков договорился с настоятелем недавно открывшейся рядом с заводом церкви отцом Иоанном Агафоновым. Священника не смутило, что Пятков не имел опыта литья колоколов. «Видно было, человек серьезный, а не какой-то там проходимец», – вспоминает отец Иоанн. «Пяткову было сложно: в советское время колокола для богослужений не отливались вообще, производили только рынды для судов и пожарных частей, –  говорит директор Московского колокольного центра Виктор Шариков. –  Первый постсоветский колокол был отлит на московском заводе ВИЛС лишь в 1987 г. Естественно, за 70-летний перерыв в литье колоколов технологии были утрачены». Пяткову пришлось порыться в старых книгах: он нашёл состав сплава и описание русского «колокольного профиля». Первый набор Пятков делал очень долго:

«Мы лили, потом ломали и снова переливали – добивались нужной структуры металла, так называемого зерна».
Поповская почта
Получив долгожданный набор из семи колоколов, отец Иоанн Агафонов (на фото), настоятель церкви Покровской Божьей Матери г. Каменск-Уральского, начал рассказывать о Пяткове своим друзьям-священникам – заработала «поповская почта». У Пяткова появились заказы. В 1991 г. литейщик уволился с завода и создал ЗАО «Пятков и Ко», куда, кроме него, вошли ещё мастер Модест Ощуков, художник Андрей Ворожейкин и бухгалтер Ирина Тарабукина. Арендовали небольшой уголок в медеплавильном отделении Синарского трубного завода, а в 1992 году – ещё один маленький участок на Каменск-Уральском металлургическом заводе.

«Над нами тогда все смеялись, – вспоминает Пятков, – некоторых даже жёны пытались выгнать из дома – первые годы у нас не было не только прибыли, но и зарплаты человеческой».

Отсутствие прибыли компенсировалось присутствием в жизни Пяткова и его команды «хороших людей». Начальник цеха местного трубного завода сдал за символическую плату небольшой участок. Директор компании по переработке медного лома выдал 2 т. сырья, разрешив расплатиться, когда литейщики получат прибыль, каковую предприятие начало приносить только в 1994 г. С 1994 по 2003 гг. «Пятков и Ко» отливала примерно 40 т. колоколов в год. «К 2002 г., когда российский колокольный рынок сформировался, у нас образовалась годовая очередь из уже оплаченных заказов, – рассказывает Пятков,– естественно, мы начали терять клиентов, потому что всем колокола нужны были срочно».
«Завод построили чудом»

В 2000 г. Пятков решил строить завод.

«Завод мы построили чудом, –  убеждён Пятков. – Был бы я маркетологом, я бы за этот завод, может, и не взялся. А так сказал себе, что умрём, но построим!».

Стоимость завода Пятков оценивает в 30 млн. руб., но его строительство началось с кредита в 2 млн. руб., взятого в местном банке под хорошую репутацию литейщика. «Все, что зарабатывали, мы вкладывали в стройку. Брали кредиты, покупали оборудование и закладывали его. Нам ещё помог тот факт, что мы провинциалы и могли держать невозможный в столице невысокий уровень зарплат»,– говорит Пятков. Последние недостающие 5 млн. руб. Пяткову предоставил епископ Екатеринбургский и Верхотурский Викентий (на фото) – под будущие колокола. Завод «Пятков и Ко» начал работать в 2003 г., и сразу же объёмы производства компании выросли вдвое. Сейчас клиенты ждут заказ не больше трёх месяцев.

«Ноу-хау» Пяткова
Колокол начинается с гипсовой модели, на которую обычным салом приклеивают восковой орнамент – он тает при сушке формы, и металл заполняет пустоту. Форму готовят из смеси песка и гипса – это ноу-хау Пяткова. Пятков – сторонник современных технологий.

«Благодаря новым технологиям колокола Пяткова лучше, чем старинные», –  считает староста храма иконы Божьей Матери «Умиление» Сергей Степаненко, приехавший в Каменск-Уральский из Сургута (храм на фото), чтобы забрать заказанный их храмом набор из 11 колоколов. «Мы сравнивали колокола трех заводов, в результате выбрали Пяткова не за близость к Сургуту, а за благозвучие, прочность и внешний вид колоколов», – признаётся Степаненко.

Классическая колокольная бронза – это 80% меди и 20% олова. «Медь мы покупаем на местном заводе по вторичной переработке металлов, тонна меди стоит около 200 000 руб., – рассказывает снабженец и сын генерального директора Константин Пятков.–Используй мы чистую, катодную медь, это увеличило бы стоимость колокола примерно на 20%».
Вторсырье в отливке колоколов используется довольно часто,  что позволяет удешевить производство, ведь цены на медь значительно выросли. Хотя вторсырье с примесями ухудшает качество. «Ломы мы специальным образом готовим, – говорит Константин Пятков.–Можно ведь и чистую медь испортить, и из ломов конфетку сделать».
Периодически на завод Каменск-Уральского привозят  на переливку отлитые конкурентами колокола, в звуке которых разочаровались. Сейчас на заводе Пяткова ждёт переливки колокол из Тутаева. Но на предприятии это стараются не афишировать: «Мы все люди православные, поэтому нам нехорошо называть друг друга конкурентами». Тем не менее, между производителями идёт довольно жёсткая борьба, которую они стараются не предавать публичности из уважения к религиозным чувствам целевой аудитории.
Впереди Европы всей

«В России еще много непуганых батюшек, которые выбирают колокола не по звуку, а по цене, стараясь купить подешевле», – говорит Пятков. Многие храмы просто не знают, какие колокола требовать. Сейчас мощности «Пяткова и Ко» загружены на 100%, бывший литейщик почти не тратится на рекламу, клиенты приходят к нему через сайт и «поповскую почту». Пятков говорит, что у колокольного рынка прекрасные перспективы. «В одной нашей епархии зарегистрировано 300 общин, из них в 100 нет пока храмов, и наши колокола висят только в 20, но рано или поздно будут висеть во всех», – уверен Пятков. «В России сейчас 20 000 храмов, 80% из них нуждаются в колоколах. В среднем каждому храму нужно 5 – 7 колоколов. 100 церквей ежегодно заказывают колокола на заводе Пяткова. Самый большой колокол, весом 18 тонн, находится в Алатыре в Чувашии. В Екатеринбурге самый большой колокол весит 16 тонн и находится в храме Большой Златоуст на пересечении улиц Малышева и 8 Марта. При современных темпах производства насыщение этого рынка наступит не раньше, чем через 50 лет.

– Сегодня все европейские фирмы льют от 10 до 20 тонн в год. Это против наших 200 тонн. Наша только одна фирма льёт больше, чем вся Европа вместе взятая.

У Пяткова есть выражение – «тупой» колокол. Что это такое, как понять? Мастер отвечает:«Если вы слушаете наш колокол после удара, то в течение краткого времени (от 5 до 10 секунд) вы будете слышать многоголосие разной высоты, оттенков... Но, начиная с 11-й секунды, пойдёт некий сплошной гул. Так вот, есть колокола, которые с первой секунды издают такой гул. К настоящим колоколам они не имеют никакого отношения. Но, к сожалению, в современной России таких лжеколоколов производится немало, поскольку в условиях сегодняшнего колокольного бума дело это заманчивое в финансовом отношении. Многие батюшки привозят к нам такие колокола на переливку. Мы берём и переливаем».



ВЫБОР КОЛОКОЛОВ КАМЕНСК-УРАЛЬСКОГО
Покупателям колоколов первым делом нужно определиться с благовестными колоколами, самыми мощными и благозвучными, что звучат по церковному Уставу чаще всех. Обязательно нужен хотя бы один – это «коренник»  в звоннице, его величина – это статус вашего храма, и издавна колокола в полторы тонны считались обязательными. Лучше, конечно, два – так называемая «остинатная пара». Один будет благовестником, другой – полиелейным, вторым по чину, а их перебор на сильную и слабую доли (раз – два) и будет необходимой ритмической основой для исполнения любых звонов. Гордость  завода в Каменск-Уральском – это относительно небольшой, но очень популярный у заказчиков колокол 700 кг. К нему в пару можно заказать колокол 326 кг.
Альты – это, собственно, звон! Звонари очень любят, когда альтов много.  Минимальная середина – это пара колоколов: 40 и 90 кг. А далее прибавляйте по одному, на сколько найдёте денег. Звонари легко находят в  предлагаемом  альтовом ряде доминанту и тонику, а больше в русском звоне ничего и не требуется.
Сейчас есть такое понятие – малая звонница, когда средств на большие колокола пока просто нет. Ради Бога – дозакажете потом, звуковую политику  на заводе  не меняют. В небольшой звоннице альтовый ряд можно начать и с колокола 36 кг.
Малые и средние колокола всегда есть  в наличии. Мелкие колокола не так богаты обертонами, поэтому они легко подбираются и в пары, и в трезвучия, и в четверки, что диктуется и уровнем техники звонаря, и обычаями вашего края. Обычно во все малые колокола играют одной рукой, удивляя слушателей замысловатыми коленами и трелями. Это и есть так называемые традиционные «красные» (красивые) звоны, которым надо учиться и учиться. Учиться, чтобы любой церковный праздник для прихожан вашего Храма стал праздником вдвойне и втройне. Так что сочетания любые – выбирайте на здоровье!
ТЕХНОЛОГИЯ ИЗГОТОВЛЕНИЯ КОЛОКОЛОВ В КАМЕНСК-УРАЛЬСКОМ
Основным формовочным материалом является молотый кварц карьера «Гора Хрустальная» под Екатеринбургом, поставляемый в трех фракциях: пыль (менее 0,1 мм.), крупа (0,2 мм.) и песок (0,3 – 0,6 мм.). Связующим для изготовления форм является строительный гипс высоких марок, замешивание производится вручную для рабочих поверхностей и с помощью бетономешалки для наполнения. Для наполнения крупных форм используется также обогащённый крупный песок местного месторождения. Стержни изготавливаются из холодно-твердеющей смеси на той же кварцевой основе по технологии фирмы «Элитакс» при Московском НИИ «Проблем литья». Модели (фальшивые колокола) накатываются по шаблонам из того же строительного гипса и периодически обновляются. Для малых (до 40 кг.) колоколов изготовлены постоянные модели из чугуна. Модельным выплавляевым материалом является воск от переплавки огарков свечей, приобретаемый в церквях.
Главная работа организована так, что звено формовщиков в недельном цикле готовит от 3 до 7 форм примерно на 1,5 – 2 тонны годного по составленному в порядке очередности заказчиков плану. Следующую неделю формы сушатся и в пятницу заливаются. В понедельник колокола выбиваются и поступают на обрубку и зачистку, откуда к концу недели выходят. Таким образом, цикл производства колоколов от 90 до 1140 кг. составляет 3 недели, причём циклы трёх последовательных партий накладываются, и выход годного осуществляется еженедельно в размере последней плавки. Заливка малых колоколов производится из тиглей 100 или 150 кг. ежедневно. Колокола от 2,7 до 9 тонн проходят свой цикл параллельно с основными, не нарушая недельного графика, для чего используется отдельное сушило. Шихтовые материалы приобретаются на местных предприятиях. Во избежание проблем с водородом и в целях экономии для приготовления сплава взамен катодной меди используется высококачественный медный лом А1-1 в кусках или брикетах из отожженной проволоки не тоньше 4 мм. Олово используется как Новосибирского комбината, так и производства Китая и Перу.
Раскисление сплава осуществляется фосфористой медью, чистовое рафинирование – аргоном. Зачистка колоколов производится вручную пневмоинструментом и песком. Прослушивание и сдача продукции заказчикам проходит на балках склада готовой продукции.

КОММЕНТАРИЙ К СЛАЙД-ШОУ:
В цехе есть подъёмный кран для колоколов, печи для выплавки и всевозможные приспособления для изготовления моделей, формовки и пр. Отдельно – зона художественной мастерской, где хранится банк орнаментов, икон и надписей и разрабатываются новые изображения из гипса. Мастера, сидящие рядом с художником, заливают гипсовые формы воском: в дальнейшем полученную «маску» налепят на модель, после сушки воск испарится, оставив внутри формы барельеф с орнаментом, иконой.  Смотрите слайд-шоу «Технология изготовления колоколов».
Источник: http://nashural.ru/Krasota/pyatkov.htm
На основе ватманого чертежа изготавливается гипсовый макет будущего колокола или, говоря профессиональным языком, модель. Кампанологи пользуются ещё калькой с немецкого –фальшивый колокол.
Источник: http://www.uralweb.ru/urals/ural/5645.html
Потом мастера изготавливают стержни из песка со смолой – это будущая внутренняя сторона колокола. Позже её обработают краской на спирту. Чтобы краска быстро высохла и схватилась, её поджигают.
Источник: http://kak-eto-sdelano.livejournal.com/80735.html#cutid1
Затем начинается долгий процесс, в ходе которого на ось (стержень) слой за слоем насаживается глина.
Источник: http://kak-eto-sdelano.livejournal.com/80735.html#cutid1
На заготовку накладывается глина, она становится всё тоньше и тоньше, пока на веретене оказывается оформленный колокол. Но глиняный, а не медный. Потом на стержень надевается другое лекало, по которому «нарезается» внешний профиль будущего колокола
Источник: http://mv74.ru/blog/archives/kolokola/
Главная работа организована так, что звено формовщиков в недельном цикле готовит от 3 до 7 форм примерно на 1,5 – 2 тонны годного по составленному в порядке очерёдности заказчиков плану.
Источник: http://nashural.ru/Krasota/pyatkov.htm
После этого делаются гипсовые формы икон и надписей, они заливаются воском. Полученная «маска» налепляется на форму будущего колокола. После сушки воск испаряется, оставив внутри формы балерьеф с орнаментом.
Источник: http://bashny.net/tory/2014/04/04/sozdanie-kolokolov-na-urale.html
Наложение масок с орнаментом иконы или надписи на форму будущего колокола.
Источник: http://wikimapia.org/4397314/ru/%D0%9A%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%BA%D0%BE%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D1%8B%D0%B9-%D0%B7%D0%B0%D0%B2%D0%BE%D0%B
Изготовление литейной формы колокола. Нужно открутить форму из глины с помощью кружальных лекал. Потом начинается долгий процесс, в ходе которого на ось (стержень) слой за слоем насаживается глина. Жидкая глина должна заполнить и все детали украшений кол
Источник: http://daypic.ru/production/168903
Когда форма готова, на неё накладываются украшения. Это тоже очень кропотливый труд: украшения сначала делаются из пластилина, потом отливаются в специальные формы, из которых происходит новая отливка – на этот раз в воске.
Источник: http://daypic.ru/production/168903
Когда внешняя форма колокола готова, верхний кожух аккуратно снимается, и под ним оказывается точная копия будущего колокола. Но глиняная. Её вынимают и уничтожают.
Источник: Источник: http://bashny.net/tory/2014/04/04/sozdanie-kolokolov-na-urale.html
Следующую неделю формы сушатся и в пятницу заливаются специальный сплавом «колокольной бронзы»
Источник: http://mv74.ru/blog/archives/kolokola/
В понедельник колокола выбиваются и поступают на обрубку и зачистку, откуда к концу недели выходят.
Источник: http://www.visualrian.ru/ru/site/feature/355963/
Шлифовка колокола после отливки.
Источник: http://www.visualrian.ru/ru/site/feature/355963/
Готовые колокола после обрубки и зачистки.
Источник: http://bashny.net/tory/2014/04/04/sozdanie-kolokolov-na-urale.html
Язык является важной частью колокола, определяющей его звук. Он должен быть изготовлен из мягкой стали (например, стали марок Ст. 3 – Ст. 5) и определённого веса в зависимости от размера колокола. Слишком тяжёлый язык может расколоть колокол.
Источник: http://nashural.ru/Krasota/pyatkov.htm
Язык колокола. Именно русские мастера изобрели новый способ звона – языковый (когда раскачивается язык колокола, а не сам колокол, как было в Западной Европе), это позволило отливать колокола очень больших размеров.
Источник: http://mv74.ru/blog/archives/kolokola/
Колокольный цех завода.
Генеральный директор уральского завода ЗАО «Пятков и К» Николай Пятков проверяет качество колоколов.
Генеральный директор уральского завода ЗАО «Пятков и К» Николай Пятков проверяет качество колоколов.
КОЛОКОЛЬНЫЙ ЗАВОД «ПЯТКОВ И К» В КАМЕНСК-УРАЛЬСКОМ
Компания «Пятков и К» появилась в 1991 г. в г. Каменске-Уральском. Основным совладельцем и управляющим компании является Николай Пятков. Первые годы Пятков арендовал участки на двух каменских заводах. Но в 2000 г. начал строительство собственного производства, которое закончилось только в 2003 г. С помощью новых мощностей компания смогла  увеличить отливку с 40 до 200 тонн. Колокольный мастер Николай Пятков, глава фирмы «Пятков и К», получил медаль «За заслуги перед городом».
Более 20 лет назад изготовил литейщик Николай Пятков свой первый колокол, отлитый им, инженером, по старинной рецептуре. С тех пор изготовлены сотни колоколов для российских храмов. На новопостроенном заводе, первый отлитый на новом месте колокол с памятной надписью, весом 140 кг., был навеки установлен на памятной стелле во внутреннем дворике (на фото).
У входа в заводоуправления  стоят две каменск-уральские пушки, которые отливались на чугунно-литейном заводе, построенном по приказу Петра I  в начале XVIII в. Эти каменские  пушки –лучшие в Европе и России – разгромили когда-то шведов. Уральские мастера-металлурги продолжают дело своих предков. Уральские колокола льют с жесточайшим соблюдением технологии. Ведь при одном и том же химическом составе один колокол будет петь, а другой – нет.
Потому что есть определенные литейные секреты. Пятков объясняет:

«При плавке атомы металлов выстраиваются в кристаллические решетки. Кристаллики растут и образуют «зерно». Главное – найти это самое нужное зерно».

Настоящий колокол после удара ещё  5 –10 секунд поет, а «тупой» колокол издаёт гул. Язык колокола должен быть обязательно кованым. Это работа кузнеца. Без языка колокол нем. Не случайно в прежние времена, случалось у «провинившегося» колокола вырывали язык. Все колокола шлифуют вручную. Есть здесь и художественная мастерская, ведь на колокол необходимо нанести орнамент.
Доказательством безупречного качества выпускаемых колоколов являются многочисленные дипломы всевозможных выставок и ярмарок.
Первыми «громкими» работами уральских литейщиков были колокола для Собора Василия Блаженного и Донского монастыря в Москве, городские куранты Ярославля, Великого Новгорода и Мраморного дворца в Санкт-Петербурге. Сегодня же общее число храмов России, ближнего Зарубежья, а также США, Канады, Греции (Афон) и стран Восточной Европы, поющих голосами уральских колоколов, давно перевалило за тысячу. В 1995 г. за исключительный вклад в дело возрождения традиций колокольного литья предприятие было отмечено Благодарностью Президента России.

Адрес ЗАО «Пятков и К»:  623409,г. Каменск-Уральский, Свердловская область, ул. Революционная, 49 «а».
Телефоны: 8 (3439) 34-34-34, 36-47-47, 37-99-55
Факс: 8 (3439) 36-41-00
E-mail: nikolay@pyatkov.ru
Сайт: http://pyatkov.ru/

КОММЕНТАРИЙ К СЛАЙД-ШОУ:
Сколько легенд, преданий, даже сказок существует вокруг колокольных дел мастеров! Особенно на Урале. Достаточно вспомнить сказы Павла Бажова, Данилу-мастера. Фильм Тарковского «Андрей Рублёв», время действия которого конец XIV – начало XV вв. Русь освобождается от татаро-монгольского ига, крепнет духом, встаёт на ноги. И здесь у Тарковского появляется тема колокола как символа освобождения и возрождения народа. Подлинное возрождение отливки колоколов и колокольного звона в России началось только в 1980-е гг. Колокольный звон с Урала донесся во все уголки России. Смотрите слайд-шоу «Колокольный завод в Каменск-Уральском».
Источник: http://gf-usfeu.ru/news/kolokolnyj_zvon/2012-10-08-5
Источник: http://66.ru/news/business/98873/
Уже в 2003 г. был запущен новый колокольный завод. Считается, что проход на завод через звонницу приносит удачу.
Источник: http://noadressblloga.blogspot.ru/2015/01/blog-post_78.html
Один из цехов завода «Пятков и Ко».
Источник: http://noadressblloga.blogspot.ru/2015/01/blog-post_78.html
Изготовление языка колокола.
Источник: http://pravperm.ru/v_gorode_dobryanka_sostoyalos_osvyawenie_i_podnyatie_kolokolov_na_zvonnicu_hrama_rozhdestva_presvyatoj_bogorodicy/
В городе Добрянка Пермского края состоялось освящение и поднятие Каменск-Уральских колоколов на звонницу храма Рождества Пресвятой Богородицы.
Источник: http://www.kirscity.ru/PHP/gallery/displayimage.php?album=56&pid=4604
С этого удара колокола начинается и заканчивается рабочая смена на заводе.
Источник: http://www.kirscity.ru/PHP/gallery/displayimage.php?album=56&pid=4604
В художественной мастерской. Изготовление украшений, надписей и изображений.
Источник: http://www.kirscity.ru/PHP/gallery/displayimage.php?album=56&pid=4604
Николай Пятков говорит про особенности колокольных звонов. «Если вы слушаете наш колокол, то от 5 до 10 секунд будете слышать многоголосие разной высоты. Но есть колокола, которые с первой секунды издают глухой шум. К колоколам они не имеют никаког
Источник: http://pravperm.ru/v_gorode_dobryanka_sostoyalos_osvyawenie_i_podnyatie_kolokolov_na_zvonnicu_hrama_rozhdestva_presvyatoj_bogorodicy/
Освящение колоколов завода «Пятков и Ко» в городе Добрянка Пермской области.
Источник: http://www.arh-eparhia.ru/test_news/?ELEMENT_ID=42115
В храме Воскресения Христова (Северодвинск Архангельской обл.) завершена модернизация колокольни и установлен новый набор колоколов из города Каменск-Уральского.
Источник: http://www.kirscity.ru/PHP/gallery/displayimage.php?album=56&pid=4604
Эти колокола ждут своей отправки в храмы и монастыри России.
Источник: http://moybibliomir.blogspot.ru/2012/07/blog-post_2927.html
Самые известные работы ЗАО «Пятков и Кo» – это куранты для Ярославля и Мраморного дворца Санкт-Петербурга, колокола для собора Василия Блаженного и Донского монастыря в Москве, Софийской звонницы в Новгороде. Здесь же – сувенирные колокола.
Источник: http://moybibliomir.blogspot.ru/2012/07/blog-post_2927.html
Сувенирные колокола, отлитые ЗАО «Пятков и Ко».
Источник: http://pravperm.ru/v_gorode_dobryanka_sostoyalos_osvyawenie_i_podnyatie_kolokolov_na_zvonnicu_hrama_rozhdestva_presvyatoj_bogorodicy/
Прибытие колокола.
Источник: http://moybibliomir.blogspot.ru/2012/07/blog-post_2927.html
CD с колокольной музыкой от завода «Пятков и Ко».
Источник: http://mv74.ru/blog/archives/kolokola/
Древний уральский город литейщиков и пушкарей Каменск-Уральский стал теперь и признанной столицей колокольного звона России. Бессменный организатор и попечитель ежегодного фестиваля завод Николая Пяткова «Пятков и Ко».
КАК НЕ ОШИБИТЬСЯ С ПОКУПКОЙ КОЛОКОЛА
«Нам нужен бархатный колокол!»
Когда приходит время обзаводиться колоколами, многие  обзванивают все фирмы, что нашли в Интернете, чтобы найти колокола подешевле. Вот некоторые советы при выборе колокола  от специалистов Каменск-Уральского завода.
Покупатели говорят: «Нам нужен бархатный колокол!». Сам колокол – это полифоничный, или многоголосый инструмент. Диапазон звучания пяти его явных выделенных тонов – две октавы. Н.И. Оловянишников в своей книге («История колоколов и колокололитейное искусство», написанная в 1912 г. последним из династии ярославских литейщиков), пользуется старой русской терминологией.  «Основным тоном» он называет тон гудения, который Европа сегодня зовет «унтертоном». С него он и начинает отсчёт тонов по порядку – далее за ним идут два «вспомогательных», «…в верхней части – выше на октаву…», в средней части –  ещё терцией выше.
Попросту, по-русски: пять тонов колокола – это тон гудения и четыре «добавочных тона» вверх, и все одинаковой громкости. Продолжительность – от 4 до 24 секунд (тон гудения – вообще до 4 минут) в зависимости от веса.
Отвечают за них определённые зоны-кольца вплоть до самого купола, или плечей. Явное на слух наличие этих «добавочных тонов» – главное первичное свойство колокола (как у самолета крылья, у машины– колёса), а в сумме их сила, продолжительность и сочетание между собой и с тоном гудения – и есть благозвучие. Рыхлый, халтурно сваренный металл   не проводит энергию удара в верхние зоны профиля колокола, и они просто-напросто не звучат. Такой, без обертонов, колокол со стороны звучит и на самом деле низко, но это уже не колокол. Звучит он минимум впятеро тише, это – колокол-инвалид. У него «ампутировали» четыре тона из пяти!
Нет колоколов «низких», «высоких», «бархатных» и т.д. Есть обыкновенные и – «никакие»!
Никогда не слушайте колокола с компьютера, а на ноутбуке или мобильном телефоне тем более!
Для идеальной записи, чем, в общем-то, никто и не занимался особо никогда, нужна и многоканальная профессиональная запись с широчайшим диапазоном, и естественно подобное же воспроизведение. Нормальный колокол солидного веса должен звучать сразу и в большой октаве, и в малой, и в первой, и во второй и даже выше, причём отчётливо и явно по каждому тону!
Примитивная техника пишет в основном преобладающие по силе тона, «вытягивает» быстрое затухание, а другие, ещё более важные тона попросту не слышит, в том числе и по своим частотным техническим возможностям.
Колокол без диапазона нельзя назвать колоколом. Правильный колокол – это небольшой «оркестр» – почти струнный квинтет!
Законы физики таковы, что при одинаковой исходной силе звука громкость на расстоянии, которая зависит от частоты, максимальна как раз в районе 700 Гц., т.е. в районе второй октавы. Как раз обертона в первой и второй октавах и слышны за пять, а то и за десять километров. Нет обертонов – нет требуемой громкости и дальности слышимости! Сказки о «низком тембре» – это ложь, банальная рекламная «мулька» с целью обмана покупателя. Будьте осторожны! Зачем вам колокол, который просто-напросто мычит и который не слышен уже за углом?
«Мы работаем по старинным технологиям!».
Но на самом деле, по ним не работает сегодня никто! Все применяют в качестве крепителей фенолформальдегидные смолы с ортофосфорной кислотой, этилсиликаты, гипс и т.д. Никто сегодня не плавит бронзу на древесном угле, поддувая в топку кожаными мехами! Все применяют для раскисления фосфористую медь, а мешают бронзу деревянным шестом каких-то пять-десять секунд вместо нескольких часов, да и то только в присутствии телеоператоров или при вас, заказчиках.
Далее. Некоторые производители сразу о себе заявляют:

«Мы – православные литейщики, мы – православные звонари!».

Откуда по телефону или по электронной почте заказчик может знать, правдивы ли с ним какие-то люди за тысячу километров или просто затаскивают в свою очередную афёру? Колокольное литьё – это ремесло. Такое же, как умение класть кирпичи и держать в руках топор. Залог успеха – учиться и трудиться, как и в любом деле. Это и есть груз, возложенный на тебя. Тащи его!
Производители колоколов могут заявить такое: «Компьютерное моделирование колокола, профиля, звука и т.д.». Но на самом деле такого явления просто нет в природе! Моделирование – это просто-напросто черчение на компьютере, в точности то, чем сегодня повсюду вытеснена рабочая профессия чертежника. Это программы типа «Акробат» и большие принтеры с рулонами бумаги, чтобы не клеить листы ватмана и не ползать на коленках. И всё!
Ещё одна уловка:«Льём точно в ноту!»
Колокол в ноту вообще никто в мире не льёт. Европейские колокола правильного, гармонического звучания в эти самые ноты настраиваются.  Отливка проектируется с небольшим запасом (припуском) по толщине стенок и по высоте «с торца». Точим и слушаем отдельно каждую зону. Для этого используются самые различные технические возможности – камертоны, микрофоны и прочие приборы.
Ещё в первой половине XVII в. голландцы, музыкант Якоб Ван Эйк и литейщики братья Хемони, поставили и гениально, при тогдашнем уровне знаний, без компьютеров всяких,  с камертонами и на слух, методом проб, ошибок и многократных отливок, поставили и решили задачу – добились соотношения частот своих колоколов 0,5 : 1,0 : 1,2 : 1,5 : 2,0, к примеру Ре1 – Ре2 – Фа2 – Ля2 – Ре3, т.е. унтертон – основной тон – терция – квинта – верхняя октава, а колокол называется Ре2. Правильное, пусть и не самое чистое тогда ещё консонирующее звучание. За 400 лет эта практика в Европе доведена практически до совершенства. Можно сказать, что Европа «свихнулась» на этой теме – ничего другого не льют и лить не собираются.  Правда, у нас в России в 1990-х гг., при отливке колоколов Храма Христа Спасителя, этот же тип колокола гармонического строя был повторно «изобретён» и даже запатентован как «истинно русский», и даже Государственной премией отмечен, так что вот такие уж мы россияне «проказники». Умнее всех.
ФЕСТИВАЛЬ «КОЛОКОЛЬНАЯ СТОЛИЦА»
Фестиваль колокольного звона. Его ждут звонари, горожане, туристы и поклонники духовной музыки со всей страны.  С 2005 г. фестиваль  проходит в Каменске-Уральском, который стал уже  признанной колокольной столицей России.
Приветствуя участников гала-концерта у стен храма во имя Александра Невского, мэр Михаил Астахов справедливо заметил, что благодаря директору колокольного завода, почётному гражданину Николаю Пяткову, действительному члену Ассоциации колокольного искусства России и профессиональному музыканту Владимиру Петровскому Каменский фестиваль имеет свое неповторимое лицо.
Сам Николай Пятков был, как всегда, немногословен, призвав зрителей оценить мастерство его друзей – звонарей, которые приехали удивить и порадовать горожан своим искусством.
Первыми заговорили малые колокола москвички Галины Филимоновой, следом басом зазвучал на большой звоннице храма Александра Невского благовест Владимира Петровского, и над площадью торжественно поплыл курантный звон – из «Богатырских ворот» Модеста Мусоргского. Мощный, задевающий все струны человеческой души, он задал тон всему концерту.
Эстафету приняли Каменские звонари, из храма Покрова Пресвятой Богородицы. Играть после мастеров с мировыми именами было непросто, но отец Георгий (Смирнов), его ученики Дмитрий Соболев и Михаил Ковач справились, наполнив души благодарных слушателей добром и светом. «Владимир Петровский прекрасно настроил колокола большой звонницы, играть было одно удовольствие», – признался отец Георгий.
Эмоциональный накал продолжал нарастать. Под аплодисменты зрителей ведущие объявили: на сцене уже полюбившийся коллектив, которому рукоплещет весь мир, – ансамбль «Колокола России».
Зазвучала песня «О чём звонят колокола». Уральский государственный академический русский народный хор и его солистка народная артистка России Светлана Комаричев пели так, что у многих невольно выступили слезы.
Этот настрой усилил Владимир Петровский – младший. Он исполнил звон того самого монастыря, куда в 1600 г. под именем Филарета был сослан подстриженный в монахи отец первого русского царя Михаила Романова.
На сцену выходит ещё одна именитая гостья колокольного фестиваля – лауреат многих российских и международных конкурсов Ирина Леонова. Её песни – «Государь» и «Житейское море» ещё глубже проникают в душу.
На сцене сводный хор певчих под управлением Заслуженного работника культуры РФ Елены Санниковой. Ведущие объявляют стихиру святых царственных страстотерпцев, в память о трагических событиях – расстреле Николая II и его семьи. Небо над городом заволокло тучами, на землю упали крупные капли дождя. Так было всего пару минут, пока со сцены звучало это песнопение.

КОММЕНТАРИЙ К СЛАЙД-ШОУ:
«Это наш подарок городу, подарок всей России. В следующем году колокольный фестиваль состоится уже в десятый раз, сделаем что-то грандиозное», – пообещал Владимир Петровский. Глава города Михаил Астахов приоткрывает тайну: «Поступило предложение: сделать юбилейный фестиваль в колокольной столице России международным. Идея Владимира Марьяновича, воплощение наше. Это уже решено». Зрители оценили: «Замечательно, хотя и необычно». Такого же мнения придерживается и генеральный консул Франции в Екатеринбурге Пьер Филатофф:
– Красиво и необычно. Я такого ещё не видел. Такие праздники – радость и торжество духа. Они дают возможность людям приобщиться к собственной культуре». Смотрите слайд-шоу «Фестиваль колокольного звона».

Источник: http://www.justmedia.ru/photoreports/1092/photo/34500#bigimage
Подготовка к открытию ежегодного фестиваля колокольного звона в Каменск-Уральском.
Источник: http://www.justmedia.ru/photoreports/1092/photo/34500#bigimage
Надо проверить: насколько прочна верёвка языка колокола фестиваля…
Источник: http://kamensk.biz/sobytiya/sobytiya/ix-festival-kolokolnogo-zvona-sostoyalsya-v-kamenske-uralskom/index.html
Выступление генерального директора ЗАО «Пятков и К» Николая Пяткова, организатора и спонсора фестиваля.
Источник: http://kamensk.biz/sobytiya/sobytiya/ix-festival-kolokolnogo-zvona-sostoyalsya-v-kamenske-uralskom/index.html
Открытие фестиваля колокольного звона.
Источник: http://kamensk.biz/sobytiya/sobytiya/ix-festival-kolokolnogo-zvona-sostoyalsya-v-kamenske-uralskom/index.html
Благодарные зрители.
Источник: http://kamensk.biz/sobytiya/sobytiya/ix-festival-kolokolnogo-zvona-sostoyalsya-v-kamenske-uralskom/index.html
Участники фестиваля.
Источник: http://kamensk.biz/sobytiya/sobytiya/ix-festival-kolokolnogo-zvona-sostoyalsya-v-kamenske-uralskom/index.html
Концертная программа фестиваля.
Источник: http://kamensk.biz/sobytiya/sobytiya/ix-festival-kolokolnogo-zvona-sostoyalsya-v-kamenske-uralskom/index.html
Выступления участников.
Источник: http://kamensk.biz/sobytiya/sobytiya/ix-festival-kolokolnogo-zvona-sostoyalsya-v-kamenske-uralskom/index.html
Прообразы колоколов – медные пластины «било».
Источник: http://n-kam.ru/index.php?option=com_content&view=section&layout=blog&id=devushka&Itemid=469&limitstart=9270
В воскресный день на центральной площади города Каменск-Уральского у часовни Во Имя Святого Благоверного Князя Александра Невского горожане внимали колокольному звону.
Источник: http://kamensk.biz/sobytiya/sobytiya/ix-festival-kolokolnogo-zvona-sostoyalsya-v-kamenske-uralskom/index.html
Эмоциональный накал фестиваля продолжал нарастать. Под аплодисменты зрителей на сцену вышёл детский хор.
Источник: http://www.justmedia.ru/photoreports/1092/photo/34479#bigimage
Звонница фестиваля.
Источник: http://www.justmedia.ru/photoreports/1092/photo/34479#bigimage
Ответственно звонить в колокола.
Источник: http://www.justmedia.ru/photoreports/1092/photo/34479#bigimage
Говорят, что с каждым ударом колокола в мир входит частичка радости.
Источник: http://kamensk.biz/sobytiya/sobytiya/ix-festival-kolokolnogo-zvona-sostoyalsya-v-kamenske-uralskom/index.html
На сцене – Уральский хор.
Источник: http://www.justmedia.ru/photoreports/1092/photo/34477#bigimage
Генеральный директор ЗАО «Пятков и К» Николай Пятков говорит зрителям, что юбилейный фестиваль в колокольной столице России будет международным.
Источник: http://www.justmedia.ru/photoreports/1092/photo/34477#bigimage
Дождь на закрытии фестиваля в колокольной столице России Каменске-Уральском точно освежил землю, людей, чувства.
ГИГАНТСКИЙ КОЛОКОЛ ДЛЯ АЛЕКСАНДРО-НЕВСКОЙ ЛАВРЫ
18-тонный колокол «Александр Невский» был отлит на заводе в г. Каменск-Уральский. Состоялась его торжественная доставка в северную столицу на специальной автоплатформе. В течение двух недель главный благовест Александро-Невской Лавры посетил 11 городов России: Екатеринбург, Уфу, Самару, Саратов, Пензу, Рязань, Москву, Ярославль, Вологду, Череповец и Тихвин. Во всех городах колокол встречали праздничными молебнами. На торжественной церемонии в Череповце мэр города Юрий Кузин ударил в колокол и заявил, что ему кажется, «этот колокол не случайно прибыл в Череповец, потому город – металлургическая столица Северо-Запада.

«Наши литейщики славятся своей работой. Я очень внимательно посмотрел, как отлит колокол. Это действительно очень тонкая и профессиональная работа. Я бы очень хотел съездить в Александро-Невскую лавру и услышать, как звучит этот колокол среди тех, которые там уже есть».

Отметим, колокол должен стать последним звеном в восстановленном историческом ряду колоколов Свято-Троицкого собора Александро-Невской Лавры, в котором всего до революции было 14 колоколов. Оригиналы были утеряны во времена СССР. Восстановление началось в 2012 г. Первыми были отлиты самые маленькие колокола весом до 460 кг. Для восстановления главного 18-тонного колокола было избрано товарищество «Пятков и К» из Каменска-Уральского. Колокол украшен семью иконами и памятными надписями. По давней церковной традиции, надпись на верхнем поясе колокола содержит имена благотворителей, пожертвовавших средства на его изготовление. Последний и самый большой колокол возрождённой монастырской звонницы освящён митрополитом Санкт-Петербургским и Ладожским Варсонофиеми и был поднят на южную колокольню Свято-Троицкого собора. Событие приурочили к одному из главных праздников Александро-Невской лавры – Дню памяти небесного покровителя Санкт-Петербурга, князя Александра Невского. С земли он кажется просто гигантским. Благовестник весом в 18 тонн! Сказать бы – «царь», но скорее «князь-колокол», ведь получил имя святого благоверного Александра Невского. Небесного покровителя монастыря.
На тёмном сплаве из олова и меди – хорошо виден лик великого полководца. По кругу – изображения главных православных святых. Но вовсе не внешний вид и даже не размеры при создании были важнее всего – звонари подбирали звук вплоть до тона.
«Выбирали главный тон – это «ре» малой октавы. Но это весь спектр тонов, его не сыграть ни на одном музыкальном инструменте. Это не какофония», – говорит руководитель центра колокольного искусства Андрей Дьячков.
Этот исполин, отлитый на заводе под Екатеринбургом, завершает создание монастырского оркестра, утраченного в советское время почти полностью. Из исторических, тех, что на соборе звучали с первого дня, остался лишь один.
14 колоколов отливали заново. Два года назад на звонницу подняли первые маленькие колокола. А самый главный благовестник привезли в Петербург в сентябре, освятили и только сегодня дали прихожанам услышать его неповторимый голос.

«Те, кто дарствовали на колокол, хотели остаться неизвестными. Но я молюсь за них. Они из Донецка», – говорит епископ Назарий, наместник Александро-Невской лавры.
    КОЛОКОЛА

Видно вправду скоро сбудется
То, чего душа ждала:
Мне весь день сегодня чудится,
Что звонят колокола.

Только двери в храме заперты.
Кто б там стал трезвонить зря?
Не видать дьячка на паперти
И на вышке звонаря.

Знать служение воскресное
Не у нас в земном краю:
То звонят чины небесные
По душе моей в раю.
                     
                                      Д. Кедрин