Народные промыслы | Сергиево-Посадская игрушка  
Сергиево-Посадская игрушка
Уже на протяжении более 300 лет город Сергиев Посад считается «игрушечной столицей» России. Из исторических данных известно, что промысел возник в XVII в., а своего расцвета достиг в XVIII – XIX вв. Посадские мастера делали игрушки из дерева, папье-маше, использовали привозные фарфоровые головки для кукол. Тематика сергиевской ручной игрушки была достаточно разнообразной. Это объясняется выгодным географическим положением промысла: близость Москвы и соседство Троице-Сергиевой Лавры, привлекающей огромное количество богомольцев. Игрушка Сергиева Посада отражает многие стороны русской жизни, события прошлого времени, особенности быта различных слоёв населения. В Сергиевом Посаде находится знаменитый музей игрушки. В нём хранится более 30 тысяч игрушек разных народов мира. Востока - Японии и Китая, образцы игрушки Германии, Франции, Англии, Швейцарии. А также русская игрушка: народная, дворянская, индустриальная, детская.
Путешествие в Сергиев Посад и Музей Игрушки
Сортировать:
по популярности
1. ПУТЕШЕСТВУЙ С НАМИ «62. Сергиев Посад. Музей игрушки» (1 СЕЗОН)  
2. Путешествие в Сергиев Посад и Музей Игрушки   
3. Прямая речь  В студии Мария Дайн, директор предприятия «Сергиево-Посадская игрушка», издатель серии книг «Игрушка в культуре России» и Мария Дмитриева, художник по игрушке, сотрудник историко-художественного музея-заповедника.
4. Игрушки Сергиева Посада  
5. Сергиев-Посад / Sergiev-Posad  
6. Истоки Руси. Музей игрушки. Сергиев Посад  
7. Музей игрушки в Сергиевом Посаде  
8. Музею-заповеднику исполнилось 95 лет  
9. Путешествие одиночки 10. Сергиев Посад  
10. Фестиваль Игрушки. Сергиев Посад  
МИРОВАЯ ИСТОРИЯ ИГРУШЕК
У разных народов есть мифы о том, что вначале боги делали из разных материалов кукол, а те  превращались в людей. Самым древним египетским куклам около 4 тыс. лет. Кукла иногда представляет собой грубый чурбанчик без рук, без ног. Головы украшались париками из деревянных и нитяных бус. Но служили эти куклы не детям, а взрослым и были связаны с различными формами религии. Древнейшие египетские куклы несли функцию погребальных даров и были призваны скрасить одиночество умершего. Считалось, что человеческие изображения могут оживать и влиять на судьбы людей. Поэтому куклы часто делались резцом, так как боялись, чтобы она не убежала из гробницы. Греческие и римские куклы делались частью из воска, частью из глины, иногда ярко размалёвывались – разрисовывались. Изготовление их составляло особую отрасль производства.
В средневековой Европе католическая церковь негативно относилась к куклам. Такое резкое их неприятие было вполне обоснованно – рукотворные изображения людей, издревле являвшиеся ритуальными предметами, нашли свое применение в магических обрядах средневековых ведьм и колдунов.
Вырезанные из дерева идолы, соломенные куклы, использовавшиеся в языческих обрядах, – таковы далекие предки русских игрушек. Опираясь на исследования археологов, можно также предположить, что в минувшие столетия ребятишки играли глиняными фигурками, среди которых встречались изображения человека.
Широкую известность в России и за её пределами приобрели народные промыслы, специализирующиеся на изготовлении деревянных и глиняных потешек. Сергиев Посад, Городец, Дымково, Богородское, Филимоново, Полхов Майдан, Семёново – далеко не полный перечень центров их производства. Пронизанные золотистым светом симпатичные богородские зверушки, изысканно удлинённые филимоновские свистульки, сияющие эмалевыми красками барыни из Сергиева Посада восхищают продуманностью композиционного решения, умением мастера чувствовать материал и передавать в игрушке его характерные качества.

КОММЕНТАРИЙ К СЛАЙД-ШОУ:
В XIX в. куклы были очень ценными и их хранили в шкафах. Дети ими просто любовались. Позже стали делать куклы из папье-маше. Они стали доступны каждому человеку. Существуют и такие куклы, которые в полном смысле являются художественными произведениями, то есть выполняют исключительно эстетические функции. В одних случаях эстетические функции они выполняют самостоятельно (так называемые выставочные куклы), в других случаях – в составе разнообразных художественных композиций. Например, в таких композициях объёмных и плоских изображений, как художественные панорамы и диорамы. Существуют также музеи, где выставлены куклы всех времён и народов. Смотрите слайд-шоу: «Куклы Российской империи».
Источник: https://vk.com/wall179826699?own=1&offset=500
Источник: https://vk.com/wall179826699?own=1&offset=500
Источник: https://vk.com/wall179826699?own=1&offset=500
Источник: https://vk.com/wall179826699?own=1&offset=500
Источник: https://vk.com/wall179826699?own=1&offset=500
Источник: https://vk.com/wall179826699?own=1&offset=500
Источник: https://vk.com/wall179826699?own=1&offset=500
Источник: https://vk.com/wall179826699?own=1&offset=500
Источник: https://vk.com/wall179826699?own=1&offset=500
Источник: https://vk.com/wall179826699?own=1&offset=500
Источник: http://diletant.ru/articles/7104798/?sphrase_id=1668454
Кукла Германия – Россия, конец XIX – нач. ХХ вв.
Источник: http://diletant.ru/articles/7104798/?sphrase_id=1668454
Кукла Германия – Франция, нач. ХХ в.
Источник: http://babiki.ru/blog/interesting/9379.html
Куклы и их хозяева
Источник: http://www.liveinternet.ru/users/5219213/post269591680/
Куклы XIX в.
Источник: http://www.liveinternet.ru/users/5219213/post269591680/
Куклы XIX в.
Источник: http://www.liveinternet.ru/users/5219213/post269591680/
Куклы XIX в.
Источник: http://www.liveinternet.ru/users/5219213/post269591680/
Куклы XIX в.
Источник: http://yarportal.ru/topic270409s0.html
В XIX в. ещё не было «говорящих» кукол. Однако одежда кукол, предметы обихода, обстановка, сервировка стола сразу всё свидетельствовало как об их владельцах, так и о детях. Так что куклы – это своеобразный портрет ушедшей эпохи.
ИСТОРИЯ СЕРГИЕВО-ПОСАДСКОЙ ИГРУШКИ
Из исторических данных известно, что промысел  возник в XVII в., а своего расцвета достиг в XVIII–XIX вв. Когда в городе впервые создали первую игрушку, точных данных нет. Одновременно с резьбой по дереву осуществлялось мастерство лепки, росписи, оформления игрушек, изготовления двигательных и звуковых механизмов. Со временем сформировались темы кукол, которые стали своеобразным сергиевским каноном.
К концу XVIII в. изготовление игрушек в Сергиевом Посаде от кустарей стало переходить к владельцам мастерских. Подобных мастерских в Посаде к середине XIX столетия насчитывалось более трехсот! Рост товарного значения игрушки привёл к выделению наиболее ходовых видов, среди которых первое место заняли игрушечные кони.
С начала 80-х гг. XIX в. промысел постепенно начал приходить в упадок. Это произошло в результате обострения конкуренции со стороны частных игрушечных фабрик. Московское губернское земство обратило на этот факт пристальное внимание, поэтому в 1890-х гг. оно оказало помощь в сохранении стабильного развития кустарного производства (в том числе и игрушечного).
Самая интересная отрасль изготовления игрушек в Сергиев Посаде – куклы. В зависимости от стоимости кукол делили на 3 группы. У самых дешёвых одежда рисовалась и делалась на клею. Более дорогие имели прочные, дорогие костюмы. Самых дорогих искусные мастерицы одевали в батист и кружева. По ярким характерным чертам каждая кукла получила название – пеленашка, матрёшки. Одевание кукол в Сергиевом Посаде было новым видом исключительного женского ремесла. Скоро эта профессия стала распространённой. Одновременно с папье-маше в Сергиевом Посаде  начинают использовать мастику, ткань, металл, бумагу.
К 1900 г. в Сергиевом Посаде насчитывалось 144 наименований кукол в национальной одежде. Они представляли собой целые этнографические коллекции, знакомящие с русской историей и бытом. Производство кукол было хорошо организовано. Кустари, надомницы одевали кукол в национальные костюмы, пользуясь при этом рисунками художников и моделями этнографического отдела Румянцевского музея.
В период Первой мировой войны 1914 г. сергиевский промысел пришёл к окончательному разорению и лишь в 1920 гг. на него вновь обращают внимание.

КОММЕНТАРИЙ К СЛАЙД-ШОУ:

Чего только не придумывали кустари, чтобы «оживить» свои игрушки, заставить их двигаться и звучать. Сергиевские «потешки»  звучали, двигались, манили блеском и цветностью, привлекали множеством мелочей. Умели поразвлечь, позабавить игрушечных дел мастера. На любую тему, любой сюжет могли откликнуться яркой, остроумной выдумкой. И в этом мастерстве нет равных ремесленникам Сергиевого Посада, столицы русской игрушки. Смотрите слайд-шоу «История сергиево-посадских игрушек».
Источник: http://artyx.ru/books/item/f00/s00/z0000041/st009.shtml
К концу XVIII в. изготовление игрушек в Сергиевом Посаде от кустарей стало переходить к владельцам мастерских. Подобных мастерских в Посаде к середине XIX столетия насчитывалось более трехсот.
Источник: http://onreal.livejournal.com/51032.html
Табличка гласила, что это «Повар-объедало». Кого он объедал, остается загадкой. XIX в., папье-маше.
Источник: http://daypic.ru/russia/81077/attachment/3-1921
Чего только не придумывали кустари, чтобы «оживить» свои игрушки, заставить их двигаться и звучать. Сергиевские «потешки» звучали, двигались, манили блеском и цветностью, привлекали множеством мелочей.
Источник: http://m-der.ru/store/10006291/10006328/
Гусар и барыня. XIX в. Село Богородское и Сергиев Посад.
Источник: http://parents-tale.ru/tradicii/igrushki-sergiev-posad-bogorodskoe/
Барыня. XIX в. Сергиев посад Московской губ. Гусар. XIX в.. Сергиев посад Московской губ. Государственный Русский музей
Источник: http://parents-tale.ru/tradicii/igrushki-sergiev-posad-bogorodskoe/
Болвашка «Курильщик». XIX век. Сергиев посад Московской губ. Болвашка «Кормилица». XIX век. Сергиев посад Московской губ.
Источник: http://parents-tale.ru/tradicii/igrushki-sergiev-posad-bogorodskoe/
Пляшущие крестьянин и крестьянка. Середина XIX века. Богородское Владимирской губ., Сергиев посад Московской губ.
Источник: http://gorod-zagorsk.ru/mess040.htm
Лавра. Игрушка. Сергиевский посад. Вторая половина XIX в.
Источник: http://daypic.ru/russia/81077
Самая интересная отрасль изготовления игрушек в Сергиев Посаде – куклы. В зависимости от стоимости кукол делили на 3 группы. У самых дешёвых одежда рисовалась и делалась на клею. Типичная кукла детей из бедной семьи того времени – бревно, закутанное в пла
Источник: http://daypic.ru/russia/81077/attachment/3-1921
Более дорогие куклы имели прочные, дорогие костюмы. Самых дорогих искусные мастерицы одевали в батист и кружева.
Источник: http://daypic.ru/russia/81077/attachment/3-1921
К 1900 г. В Сергиевом Посаде насчитывалось 144 наименований кукол в национальной одежде. Они представляли собой целые этнографические коллекции, знакомящие с русской историей и бытом.
Источник: http://panzicov.livejournal.com/226795.html
Одевание кукол в Сергиевом Посаде было новым видом исключительного женского ремесла. И скоро эта профессия стала распространенной. Одновременно с папье-маше в Сергиевом Посаде начинают использовать мастику, ткань, металл, бумагу.
Источник: http://m.diletant.ru/articles/7104798/
Школа кройки и шитья, детский набор для девочек, начало ХХ в.
Источник: http://m.diletant.ru/articles/7104798/\
Игра настольная «Христос Воскресе!» Россия нач. ХХ в.
Источник: http://daypic.ru/russia/81077
Времена менялись и игрушки менялись вместе с ними. Но в коллекции любого ребенка во все времена были животные.
Источник: http://daypic.ru/russia/81077
На любую тему, любой сюжет мастера могли откликнуться яркой, остроумной выдумкой. И в этом мастерстве нет равных ремесленникам Сергиевого Посада, столицы русской игрушки.
СОВЕТСКАЯ ЗАГОРСКАЯ ИГРУШКА
В трудные годы революции, гражданской войны и НЭПа ввоз в Россию заграничной игрушки прекратился, что дало возможность кустарям увеличить выработку простых и дешёвых изделий.
В 1929 г. на базе кустарных артелей города была создана единая «Сергиевская кустарная промышленная артель» как символ коллективного труда (в 1930 г. город был переименован в Загорск, и артель получила название «Загорской», а немного позднее добавилось: «имени Рабоче-Крестьянской Красной Армии».
Игрушке придавалось настолько большое воспитательное значение, что, несмотря на экономические трудности в стране, в 1932 г. в Загорске были созданы Всесоюзный научно-экспериментальный институт игрушки и Индустриальный техникум игрушки.
В годы Великой отечественной войны артель продолжала работать, но количество мастеров сократилось до 12 – 17 человек. В 1945 г. по постановлению СНК СССР, «для сохранения и развития традиций местных художественных промыслов» на базе артели была создана экспериментальная группа из ведущих мастеров «для создания творческих образцов и уникальных изделий».
В 1940 – 1950-х гг. выпускаются куклы из глины, папье-маше, мастики, шкатулки с выжиганием и росписью, токарные игрушки.
В 1960 на основе постановления Совета Министров РСФСР артель им. РККА становится государственным предприятием и с этого момента называется «Загорская фабрика игрушек №1».
В 1962 г.  ассортимент игрушек включал в себя 95 наименований: комбинированные куклы с мягко-набивным туловищем и ножками, головами и ручками из древесно-опилочных масс, куклы с «движением», мягкие игрушки из меха, плюша, байки и поролона, традиционные шкатулки, солонки, коробочки, матрёшки, украшенные выжиганием, росписью и резьбой и др.
Игрушки Сергиева Посада представляли  собой декоративные и содержательные произведения народных мастеров: томные барыни, бравые гусары, юркие разносчики, цирковые артисты, куклы, одетые как по последней моде прошлого века, так и в традиционных костюмах российских губерний. В игрушках нашёл отражение научно-технический прогресс, поэтому они представлены моделями паровозов, пароходов, автомобилей, аэропланов. Фабрика выполняет большие экспортные заказы по изготовлению кукол в русских народных костюмах с традиционной загорской росписью, отмеченных золотыми медалями на Всемирных выставках в Брюсселе и Монреале.
Постановление Московского областного совета народных депутатов от 05.09.1990 г. Загорская фабрика игрушек №1 отнесена к предприятиям народных художественных промыслов и переименована в фабрику «Художественных изделий и игрушек».

КОММЕНТАРИЙ К СЛАЙД-ШОУ:
Советская игрушка представляла собой специфическую область художественного творчества, одно из активных средств воспитания и развития детей.  Особенно показательны игрушки 1920 – 30-х гг., иллюстрирующие темы индустриализации, строительства Днепрогэса, освоения Севера. Это пожарные обозы, водокачки, первые советские трактора (наряду с более привычными транспортными средствами того времени – телегами и санями), фигурки красноармейцев. Игрушки эти изготовлены из дешёвого сырья – из отходов бумаги, фанеры, кусочков жести, байки, ваты и несут на себе печать тех огромных трудностей, которые переживала тогда наша страна. Смотрите слайд-шоу «Советская загорская игрушка».
Источник: http://www.yaplakal.com/forum2/st/25/topic270184.html
Н.Д. Бартрам называл игрушку «зеркалом жизни». Время революции и гражданской войны в России представлено танками, пушками, куклами красноармейцев, краснофлотцев, рабочих и колхозников.
Источник: http://museumot.ru/index.php?option=com_phocagallery&view=category&id=7&Itemid=176
Советская игрушка представляла собой специфическую область художественного творчества, одно из активных средств воспитания и развития детей.
Источник: http://panzicov.livejournal.com/226795.html
В середине 1930-х гг. начали выявляться пробелы в области советской военной игрушки. На страницах прессы открыто заявлялось, что для советских детей в магазинах нет барабанов, ружей, очень мало пушек пулеметов, броневиков, почти нет танков.
Источник: http://panzicov.livejournal.com/226795.html
С помощью набора миниатюрных пушек, танков, броневиков и других «боевых» машин можно проводить увлекательные военно-тактические игры.
Источник: http://panzicov.livejournal.com/226795.html
Военные игрушки являлись ценным подарком для юных советских патриотов.
Источник: http://panzicov.livejournal.com/226795.html
В каждой игрушке соблюдены основные элементы её «взрослого» прототипа; тем самым игрушка даёт детям большой познавательный материал.
Источник: http://onreal.livejournal.com/51032.html
У советских детей не было компьютеров, мобильных телефонов, игровых приставок, но были кружки и секции, игры во дворе, пионерские и октябрятские дела, отдых в пионерских лагерях и такие вот замечательные игрушки.
Источник: http://onreal.livejournal.com/51032.html
Советские игрушки отличались советской суровостью, соцреалистическим дизайном и советскими габаритами.
Источник: http://onreal.livejournal.com/51032.html
Загорская фабрика игрушек делала очень симпатичные игрушки. Прямо вот смотришь – ну вещь же! Такой вещи радуешься, ценишь, передаешь младшим братьям-сестрам.
Источник: http://onreal.livejournal.com/51032.html
Игрушки отражали жизнь и быт страны, формировали у ребёнка представления о производственной деятельности.
Источник: http://www.forum.dollplanet.ru/viewtopic.php?f=74&t=31452
Пластиковые куклы-игрушки. Голыш в конверте, ростом 19 см. Советские куклы были скромны и непритязательны. Голову, ноги и руки делали из пластмассы розового цвета. Туловище могло быть тряпичным или тоже пластмассовым.
Источник: http://www.forum.dollplanet.ru/viewtopic.php?f=74&t=31452
Волосы у кукол были, как правило, светлые – плохо расчёсывались. Кукол в верхней одежде не было, все они были одеты в пёстрые летние платьица из ситца.
Источник: http://www.forum.dollplanet.ru/viewtopic.php?f=74&t=31452
Загорская кукла «Дуняша». У каждой куклы своё имя, и не обязательно то, что было написано на ценнике при покупке.
Источник: http://www.forum.dollplanet.ru/viewtopic.php?f=74&t=31452
Кукла «Золушка». Загорские куклы делались из натуральных материалов, ни о каких вредных красителях и наполнителях речи не шло.
Источник: http://www.forum.dollplanet.ru/viewtopic.php?f=74&t=31452
Кукла «Андрейка». Куклы советских детей были унаследованы из прежней, дореволюционной жизни. Они лишь поблекли и стали менее разнообразными. Объяснялось это отсутствием качественных материалов, красителей и интереса к этому виду ремесла со стороны власте
Источник: http://www.forum.dollplanet.ru/viewtopic.php?f=74&t=31452
Кукла «Светочка». Мир советской игрушки – это не только отражение радостей и бед жизни той поры, но и трогательные воспоминания нескольких поколений. Потёртые плюшевые мишки, куклы в простеньких ситцевых платьицах, голубоглазые пупсы – с ними ушла целая э
Источник: http://www.yaplakal.com/forum2/st/25/topic270184.html
На место советским целомудренным куклам пришло вот такое поколение, и не мудрено, что уже, взрослея, дети так становятся похожими на своих кукол.
Источник: http://m.diletant.ru/articles/7104798/
Самая знаменитая кукла СССР и России – олимпийский Мишка – сделана Загорской фабрикой игрушек.
МАСТЕРА ИГРУШЕЧНОГО ПРОМЫСЛА СЕРГИЕВА ПОСАДА
Лариса Вильченко: «Они все у нас любимые!»
Высокое качество сергиево-посадских игрушек  отмечают любители как в России,  так  и далеко за её пределами. Ещё один вид продукции, которую на предприятии только начали производить, – это куклы-неваляшки. Их роспись выполнена в традиционном сергиево-посадском стиле, внешне они схожи с матрёшкой, но совмещают в себе погремушку с приятным мелодичным звуком. Предполагается производить около 14 видов неваляшек. Большой популярностью пользуются и куклы в этнографических костюмах. Причём нравятся они как детям, так и взрослым.
На складе предприятия готовятся к отправке в магазины куклы в костюмах Архангельской, Рязанской,  Смоленской, Тульской, Курской, Московской  и еще десятка других российских губерний. Одни представляют юных барышень, другие – замужних дам. Через руки заведующей складом Ирины Марайхиной, потомственной «игрушечницы», которая трудится на фабрике уже 35 лет (здесь же работала её мама, а отец занимался изготовлением игрушек на другом предприятии города), прошли сотни кукол. Начальник цеха по производству кукол Лариса Вильченко и Ирина Марайхина прямо-таки с материнской нежностью рассказывают о куклах, которые изготавливает предприятие. «Они все у нас любимые», – утверждают в один голос.
Оформитель кукол Любовь Трусова уже 10 лет одевает кукол в красивые этнографические костюмы. Делает это ловко и непринужденно. А ведь требуется немалое умение, чтобы быстро и правильно нарядить куклу в костюм, состоящий из многочисленных деталей. Кстати, кукол ЗАО «Художественные изделия и игрушки» делает по той же технологии, какая была принята на предприятии в послевоенные годы. Кстати, кукольные лица – плод творческого труда  лучших советских скульпторов.
Сложнейшие костюмы для кукол шьёт швея-мотористка Татьяна Грачёва. Уже 33 г. она выполняет эту тончайшую работу, кропотливо пришивая кружева, тесёмки, обметывая петли, закрепляя бисер на кокошниках. Десятки операций. Некоторые детали требуют такого высокого мастерства и профессионализма, какими обладает далеко не всякая швея, производящая одежду для людей. В день удается изготовить, примерно, 20 комплектов кукольной одежды. Стоит отметить, что костюмы, хоть это и сувенирная кукла, закрепляют так, чтобы их легко можно было снять, рассмотреть.
Коллекция кукол в этнографических костюмах практически полностью представлена именно работами главного художника  ЗАО  «Художественные изделия и игрушки», члена Союза художников России Анны Дмитриевой. Это десятки моделей, многие из которых внедрены в производство. Недавно, благодаря её стараниям, стала выпускаться кукла Алёнушка в костюме Московской губернии (уезд Верея), которая пользуется большим спросом.
Анна Дмитриева: в её куклах история и быт России
Анна Григорьевна Дмитриева – главный художник бывшей Загорской фабрики игрушек, а ныне ЗАО «Художественные изделия и игрушки». Супруг Анны Дмитриевой  Юрий Викторович – тоже творческий человек. Они вместе уже 30 лет, а познакомились на фабрике. Будущий муж в 1974 г., после окончания Абрамцевского художественно-промышленного училища, пришёл на фабрику «Художественные изделия и игрушки» художником по дереву, потом был главным художником предприятия. В 1990-е гг., когда на фабрике возникли финансовые трудности, а надо было содержать семью, ушёл на вольные хлеба. С тех пор и работает самостоятельно, занимается росписью.
Анна Григорьевна пришла на фабрику «Художественные изделия и игрушки» 35 лет назад юной выпускницей Сергиево-Посадского художественно-промышленного техникума игрушки. В 1990-е гг. Анна Григорьевна стала наиболее активно  работать над куклами в этнографических костюмах.
Она тщательно изучала русский народный костюм. Огромным подспорьем послужила, по её признанию, коллекция народного костюма в Сергиево-Посадском музее-заповеднике. В результате кропотливого труда на свет появились куклы в костюмах разных губерний. Создание каждого костюма, каждого образа – это большая исследовательская работа.
Как рассказывает сама художница, необходимо выбрать наиболее характерные черты наряда, сохранить и передать стиль и цветовую гамму, не перегружая его мелкой деталировкой. Анна Дмитриева точно следует прообразу народного костюма не только в цвете, фактуре или качестве тканей, но следит, чтобы рисунок тканей или тесьмы был подобен тем, что применялись в прошлом при изготовлении народных костюмов.
Свои идеи Анна Дмитриева часто черпает из многочисленных поездок по России. Блокнот, карандаш – всегда при ней. Практически все её куклы чем-то напоминают друзей, знакомых. Отсюда во многом возникают и их имена: Таня, Настя, Полина. Для художницы это вполне реальные персонажи. «У меня в запасе ещё много  имён», –  говорит Анна Григорьевна. Кстати, помимо кукол-девочек есть и куклы-мальчики. Например, кукла Фёдор – настоящий щёголь в русском народном костюме: жилетка, косоворотка, картуз с цветком.
У главного художника предприятия – огромное количество планов, задумок. Сейчас она работает над крестьянским костюмом Ярославской губернии, Нижегородской губернии Арзамасского уезда, свадебным вологодским костюмом, тверским женским костюмом.
Старшая дочь  Мария окончила Сергиево-Посадский художественный колледж, а затем Московскую текстильную  академию. Она – член Союза художников России, член Международного художественного фонда. Как рассказывает сама Маша, её игры в детстве в куклы постепенно стали профессией, которая и заработок даёт, и позволяет ездить по миру, знакомиться с интересными людьми.  Маша, как и сестра, работает в Сергиево-Посадском музее-заповеднике, в отделе народного искусства. (На фото: Анна Григорьевна Дмитриева, её супруг Юрий Викторович и дочь Мария Дмитриева).
Мария Дмитриева: «Кукла для меня – эталон красоты».
Куклы  Марии Дмитриевой, старшего научного сотрудника Сергиево-Посадского историко-художественного музея-заповедника, есть в коллекции Милы Йовович, Ванессы Паради, Александра Васильева. Мария работала для дома «Шанель». Выставки работ  Дмитриевой проходили в разных городах России и за рубежом, в частности во Франции, Швеции, Японии, США.
Мария Дмитриева куклы шьёт с шести лет, она – потомственная мастерица. Её родители долгое время работали на Загорской фабрике игрушек в Сергиевом Посаде. Отец главным художником по изделиям из дерева, мама – по кукле. Младшая сестра Елена делает расписных матрёшек.

– Мы все друг друга поддерживаем, все даём друг другу советы. Папа в нашей семье –  первый художник. А вот с маминой стороны, она у меня с Украины, дедушка был учителем черчения и рисования, газеты рисовал, а бабушка была хорошим копиистом. Она делала очень хорошие копии Хруцкого и Саврасова.

– Кукла не просто игрушка, это  культурное наследие многих поколений, –  говорит Мария Дмитриева.  – Эти произведения хранят традиции первых народных мастеров, а также простые человеческие ценности. Есть очень устойчивое выражение:
 
 «чем играем, тем потом и вырастаем».

И потому относиться к игрушке просто как к забаве мы не можем. Потому что-то, что мы закладываем ребёнку с детства, то потом мы, в общем-то, имеем на выходе, во взрослой жизни. Как он будет относиться к семье, к своей жене, мужу. Это всё взаимосвязано.
Тряпичная кукла не особо вписывается в современные кукольные каноны. Как известно, у неё нет лица, зато есть юбка, которая «подметает» пол. Нет массовых продаж, зато есть вековая история. Кроме того, традиционно её делают из тканей, которые уже были в употреблении, чтобы передавать энергетику женской половины рода. В общем, это не столько игрушка, сколько часть ритуала, символ и талисман.
В русской игрушке отражались народные представления о мире, добре, красоте. Вот парочка кукол – представители промысловой куклы Сергеева Посада – столицы кукольного царства. Несмотря на то, что изготавливали их из самых дешёвых тканей, такое рукотворное чудо украшало не одну детскую спальню, и были они в коллекции царских семей.
С мастер-классами Мария Дмитриева ездит не только по России, но и по всему миру, чтобы передать секреты творчества и обучить ему местных рукодельниц. И делает куклы регионов  России. В чём, например, отличие сергиево-посадской куклы?
– Сергиево-посадские промысловые  куклы, – говорит Мария Дмитриева, – всегда делали на основе резных, из дерева, из папье-маше, из ткани. Лица были из самой дешёвой ткани, марлёвки, их подклеивали на бумагу. Ткани для них брали самые дешёвые, но броские. Дамы там были с ридикюлями, с собачками, с зонтами. Эти парочки душевно друг друга обнимали, мужчины там хулиганят. В общём, это были такие потешки. Но мало сделать куклу, у людей должно быть внутреннее чутьё, такой внутренний вкус.
Так что же значит кукла для её творца, для Марии Дмитриевой?

– Для меня кукла – эталон красоты и качества. Слагаемое ума и души.
Электронный адрес Марии Дмитриевой: mail@mariadmitrieva.ru

КОММЕНТАРИЙ К СЛАЙД-ШОУ:
В ХIХ в. Сергиев Посад уже по праву считается признанной русской «столицей игрушечного царства». Ко второй половине столетия в городе насчитываются 322 игрушечные мастерские с 1055 мастерами. Между ними существовала специализация по изготовлению отдельных видов игрушек: резных, токарных, лепных из папье-маше и мастики и «смешанных», т.е. созданных из разных материалов – ткани, бумаги, дерева, металла. В настоящее время  Сергиев Посад продолжает сохранять значение «города мастеров». В акционерных обществах, товариществах и частных мастерских («Сергиевская игрушка», «Сувенир», «Фабрика игрушек и сувениров», «Художественные изделия и игрушки») работают сотни талантливых мастеров, творчески продолжающих старинную традицию игрушечных промыслов. Смотрите слайд-шоу «Мастера и куклы».
Источник: http://www.kopeika.org/articles/view/3543
Семья Дмитриевых: Елена Дмитриева, мастер росписных матрёшек, Анна Григорьевна Дмитриева, главный художник ЗАО «Художественные изделия и игрушки», Мария Дмитриева, старший научный сотрудник Сергиево-Посадского историко-художественного музея-заповедника.
Источник: http://babiki.ru/blog/detstvo/55485.html
С 1990 гг. Анна Дмитриева стала наиболее активно работать над куклами в этнографических костюмах. Куклы в традиционных русских костюмах от ООО «Художественные изделия и игрушки». Кукла Настенька в свадебный костюм Курской губернии.
Источник: http://babiki.ru/blog/detstvo/55485.html
Огромным подспорьем послужила для Анны Дмитриевой коллекция народного костюма в Сергиево-Посадском музее-заповеднике. Куклы в традиционных русских костюмах от ООО «Художественные изделия и игрушки». Любаша в костюме Тульской губернии.
Источник: http://babiki.ru/blog/detstvo/55485.html
Анна Дмитриева точно следует прообразу народного костюма. Куклы в традиционных русских костюмах от ООО «Художественные изделия и игрушки». Машенька в костюме Архангельской губернии.
Источник: http://babiki.ru/blog/detstvo/55485.html
Свои идеи Анна Дмитриева часто черпает из многочисленных поездок по России. Куклы в традиционных русских костюмах от ООО «Художественные изделия и игрушки». Кукла Таня в костюме Смоленской губернии.
Источник: http://babiki.ru/blog/detstvo/55485.html
У главного художника предприятия – огромное количество планов, задумок. Куклы в традиционных русских костюмах от ООО «Художественные изделия и игрушки». Кукла Машенька в костюме Воронежской губернии.
Источник: http://tefan.ru/ideas/detail.php?id=8715&PAGEN_2=4
Куклы Марии Дмитриевой, старшего научного сотрудника Сергиево-Посадского историко-художественного музея-заповедника, есть в коллекции Милы Йовович, Ванессы Паради, Александра Васильева.
Источник: http://tefan.ru/ideas/detail.php?id=8715&PAGEN_2=4
Мария работала для дома «Шанель». Выставки работ Дмитриевой проходили в разных городах России и за рубежом, в частности во Франции, Швеции, Японии, США.
Источник: http://tefan.ru/ideas/detail.php?id=8715&PAGEN_2=4
Мария Дмитриева куклы шьёт с шести лет, она – потомственная мастерица.
Источник: http://tefan.ru/ideas/detail.php?id=8715&PAGEN_2=4
Её родители долгое время работали на Загорской фабрикой игрушек в Сергиевом Посаде. Отец главным художником по изделиям из дерева, мама – по кукле. Младшая сестра Елена делает расписных матрёшек.
Источник: http://tefan.ru/ideas/detail.php?id=8715&PAGEN_2=4
– Кукла не просто игрушка, это культурное наследие многих поколений, – говорит Мария Дмитриева.
Источник: http://tefan.ru/ideas/detail.php?id=8715&PAGEN_2=4
Куклы хранят традиции первых народных мастеров, а также простые человеческие ценности.
Источнику: http://mariadmitrieva.ru/
Мария Дмитриева готовит новую коллекцию кукол.
Источнику: http://mariadmitrieva.ru/
Кажется, найден новый образец кукольного наряда!
Источнику: http://mariadmitrieva.ru/
Есть очень устойчивое выражение «чем играем, тем потом и вырастаем». И потому относиться к игрушке просто как к забаве мы не можем.
Источнику: http://mariadmitrieva.ru/
Куклы тоже хотят спать.
Источнику: http://mariadmitrieva.ru/
Мария Дмитриева автор куклы, которая вошла во многие книги, посвященные лоскутному шитью и традиционным тряпичным куклам.
Источник: http://www.vperedsp.ru/statyi/postnews/?ID=15056
Творческое обсуждение наряда и облика очередной куклы
Источник: https://vk.com/club64382216
Куклы с семинара Марии Дмитриевой в Союзе художников России Сергиева Посада «Влюблённая девушка».
Источник: https://vk.com/club64382216
Участников семинара было много, география их довольно широка – были участницы из Санкт-Петербурга, Екатеринбурга, Брянска, не говоря уже о ближнем и дальнем Подмосковье.
Источник: https://vk.com/club64382216
Куклы семинара «Влюблённая девушка» явились наглядным пособием того, как создается авторская кукла на основе традиции, как можно использовать и сочетать разнообразные приёмы изготовления традиционных кукол, воплощая свой авторский образ.
ОСОБЕННОСТИ СЕРГИЕВО-ПОСАДСКОЙ ИГРУШКИ
Тряпичная кукла
Самая  интересная  отрасль изготовления игрушек в Сергиевом Посаде – куклы. В зависимости от стоимости кукол делили на 3 группы. У самых дешёвых одежда рисовалась или держалась на клею. Более дорогие куклы имели более прочные и дорогие костюмы. Самые дорогие одевались в батист и кружева. По ярким характерным чертам каждая кукла получила название: пеленашки, скелетки, талии, матросики, моргалки. Одевание кукол в Сергиевом Посаде было новым видом исключительно женского ремесла. Первых одевальщиц привезли из Москвы  в середине  XIX в., и скоро эта профессия стала распространённой.
В конце XIX  в. в городе начинают изготавливать новые виды игрушек. Среди них были куклы в этнографических костюмах и русских исторических костюмах допетровских времён. К 1900 г. в Сергиевом Посаде насчитывалось около 144 наименований кукол в национальной одежде. Они представляли собой целые этнографические коллекции, знакомящие с русской историей и бытом. Производство кукол было хорошо организованно. Фарфоровые головки привозили из-за границы, а другие детали делались из дерева и мастики в местных мастерских. Кустари-надомницы одевали куклы в национальные костюмы, пользуясь рисунками художников и моделями этнографического отдела Румянцевского музея.
В тряпичной кукле, как считают этнографы, наиболее древней и значимой чертой, является конструкция, которая определяет их традиционную принадлежность к тому или иному народу, либо к определённой местности.
Так, ярославские куклы делались из плотной закрученной ткани. Для них характерна перевязка головы, крестообразная перевязка на груди и талии. По силуэтам такие куклы напоминают каменных баб. По свидетельству мастериц таким способом прежде делали огородное пугало: набивали соломой большой мешок и перевязывали его веревками. На пугало надевали старую одежду и ставили на огороде. Точно так же делали и масленичную куклу. Архангельские куклы ещё более чем ярославские сохранили образы обрядовой куклы. В основе у большинства из них – крест или деревянная палочка, обшитая тканью.
Значительно реже, чем женский образ, в кукле встречается образ мужчины. Можно увидеть несколько кукол-мальчиков, но наиболее выразительной, даже гротескной, среди них можно назвать куклу «Охотник», поступившую в музей в 1921 г. из коллекции Е.А. Ляховой.
Русские тряпичные игровые куклы наделены общей основой, обозначающей их внутреннее и внешнее (размер, абрис, соотношение частей, пропорции головы и туловища) сходство. Эта общность становится более заметной при сравнении их с куклами мастеров других национальностей.
По мнению специалистов, русская кукла лишена внешней благообразности, порой нарочито груба и уродлива в чертах, но всё равно главным внутренним образным критерием в ней служит определённая моральность, деликатность, свойственная большинству русского крестьянства.
Деревянная игрушка
Столицей русской игрушки» называли в XIX  в. город Сергиев Посад Московской губ., т.к. 80% его населения было связано с производством, отделкой и продажей местной игрушки. Появившиеся в конце XVIII столетия  деревянные резные игрушки тесно связаны с городской культурой и  воплощают образы, навеянные неспешной провинциальной жизнью. К традиционному сергиевскому игрушечному ассортименту относятся барыни и гусары, вырезанные из трехгранных чурок 20 – 40 см. высоты и тщательно расписанные, фигурки «китайской мелочи», всадники и самые разнообразные солдатики. Однако специфику города определяла знаменитая Троице-Сергиева лавра, притягивающая богомольцев со всей России, и воплотившаяся в первой русской архитектурной игрушке – наборе «Троице-Сергиев монастырь». Примером современного осмысления этой темы может служить набор «ТСЛ» Моюнова С.Н.
Спрос на сергиевскую игрушку был столь велик, что уже в начале XIX  в. стала складываться кооперация местных игрушечников с резчиками близлежащих сёл и слобод. Так  в  с. Богородском, находящемся в 27 км. от города,  изготавливали полуфабрикат – «бельё», который привозили возами, а посадские жители расписывали. Однако уже к середине XIX    столетия сложился самостоятельный художественный почерк у богородских резчиков и появилась некрашеная резная скульптура, обогатившаяся позднее приспособлениями для движения и ставшая знаменитой русской  игрушкой. «Кузнецы» и «куры на кругу», медведи-плясуны  и «разводы», «тройки» и «хозяйства» известны во всём мире.
В середине XIX  в.  в Московской  губ. расцвёл токарный игрушечный промысел с центрами в Подольском, Звенигородском и Верейском уездах. Многоместные яйца, миниатюрные бирюльки, пирамиды, наборы песочников и кегли, шары, бочонки и чайные сервизы с самоварами – всё перечислить не возможно. Каждая форма окрашивалась чистым локальным цветом и искусно полировалась на токарном станке. Равномерно положенный в процессе многократной ручной шлифовки прозрачный лакокрасочный слой позволял сохранить интенсивность окраски и выявить текстуру древесины.
В настоящее время  сама профессия токаря стала уникальной, а токаря-виртуоза, подобного Ф.Е. Ромахину из д. Голохвастово, выточившего 100-местное яйцо, не сыскать. Однако традиции токарного дела продолжают в г. Климовске  на предприятии «Климо», выпускающем ярко раскрашенные, забавные деревянные игрушки.

КОММЕНТАРИЙ К СЛАЙД-ШОУ:
Особенность  сергиевской игрушки  связана с тем, что  игрушка родилась в стенах Троице-Сергиевой лавры, её изначально делали монахи, а основными покупателями были богомольцы. Отсюда и строгость игрушки, её изначальная аскетичность, тяготение к исконным народным традициям: краски, костюмы, образы. Игрушка  отражала многие стороны того времени  и быт слоёв населения. Это: дамы, гусары, крестьяне, солдаты, монахи. В поисках сюжетов обращались не только к реальной жизни, но и к народному лубку, дешёвой литографии. Очень часто в игрушке появлялись ярмарочные темы и сюжеты. Самой интересной отраслью изготовления игрушек в Сергиевом Посаде были куклы. Они представляли собой целые этнографические коллекции, знакомящие с русской историей и бытом. Смотрите слайд-шоу «Особенности сергиево-посадских игрушек».
Источник: http://www.livemaster.ru/item/1583247-russkij-stil-nevalyashki-po-yagody
Настоящим символом г. Сергиев Посад считаются местные матрёшки, деревянные игрушки и куклы-неваляшки.
Источник: http://www.livemaster.ru/item/1583247-russkij-stil-nevalyashki-po-yagody
Куклы неваляшки всем нам известные и забавные детские игрушки. Казалось бы, их незамысловатое устройство, заставляет детей радоваться. А ведь устроена она очень просто. Так почему же она никогда не падает?
Источник: http://www.livemaster.ru/item/8256205-russkij-stil-nevalyashka-muzykalnaya-belka
Неваляшки, выпускаемые на фабрике «Художественные изделия и игрушки», совмещает в себе погремушку с приятным мелодичным звуком и устройство, благодаря которому неваляшка никогда не упадёт.
Источник: http://www.rus-dusha.ru/products.php?ocd=product&id_category=13
Промысел художественной обработки дерева существует в Сергиевом Посаде с XVI в. Славится вид загорской росписи с выжиганием по контуру, это сюжетная роспись с изображением замечательной архитектуры лавры, а также ярмарок, пейзажей и т.д.
Источник: http://www.rus-dusha.ru/products.php?ocd=product&id_category=13
Сергиевские мастера изготавливают мелкие столярные и токарные изделия, декорированные выжиганием.
Источник: http://www.rus-dusha.ru/products.php?ocd=product&id_category=13
Для сергиевских изделий характерно сочетание тёмного, нанесенного способом выжигания чёткого рисунка с яркой раскраской узоров и природным золотистым цветом древесины в фоне.
Источник: http://vk.com/albums-19433760
Самая интересная отрасль изготовления игрушек в Сергиевом Посаде – куклы. Русские тряпичные игровые куклы наделены общей основой, обозначающей их внутреннее и внешнее (размер, абрис, соотношение частей, пропорции головы и туловища) сходство
Источник: http://vk.com/wall-60124359?own=1&offset=160
Русская кукла лишена внешней благообразности, порой нарочито груба и уродлива в чертах, но все равно главным внутренним образным критерием в ней служит определенная моральность, деликатность, свойственная большинству русского крестьянства.
Источник: http://vk.com/event59833278
Кукла делается из тканей, которые уже были в употреблении – для того, чтобы передавать энергетику женской половины рода. В общем, это не столько игрушка, сколько часть ритуала, символ и талисман.
Источник: http://vk.com/wall-30740270
Тряпичная кукла шьётся из лоскутов и узелков без единого шва.
Источник: http://vk.com/wall-30740270
Тряпичная кукла грубовата и проста, но вид и пропорции нашей древней куклы вполне соответствуют представлениям о женской красоте.
Источник: http://www.rus-dusha.ru/products.php?ocd=product&id_category=21
В тряпичной кукле, как считают этнографы, наиболее древней и значимой чертой, является конструкция, которая определяет их традиционную принадлежность к тому или иному народу, либо к определенной местности. «Василиса» – девичий костюм московской губернии.
СЕРГИЕВО-ПОСАДСКАЯ ФАБРИКА «ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ИЗДЕЛИЙ И ИГРУШКИ»
В настоящее время продукция ЗАО «Художественные изделия и игрушки» – это  художественно-традиционные изделия из дерева, ткани и пластических масс: матрёшки, шкатулки, ларцы, украшенные в «сергиево-посадском стиле» выжигания и росписи, художественные куклы в стилизованных национальных костюмах, знакомящих с культурой и бытом России XVIII – XIX вв.
ЗАО Художественные изделия и игрушки является традиционным народным промыслом, имеющим глубокие исторические корни и постоянное место традиционного пребывания.  История предприятия насчитывает 110 лет с начала своего возникновения. 
Народный художественный промысел ЗАО Художественные изделия и игрушки является изготовителем традиционных художественных кукол, деревянных токарных и столярных изделий, декорированных росписью, выжиганием и резьбой.
Художественно-образный стиль деревянных изделий и кукол ЗАО Художественные изделия и игрушки основывается на местных исторических традициях художественного ремесла, коллективном творческом опыте нескольких поколений художников и народных мастеров Сергиева Посада, опирающихся на местные художественно-стилевые традиции. Все образцы изделий разрабатываются художниками предприятия, также используются старые образцы, разработанные на предприятии в 1960 – 1980-е гг. Традиционное производство основывается на ручном труде при небольшой доле механизации.
Изделия предприятия участвуют в российских и международных выставках декоративно-прикладного искусства, где отмечаются призами и дипломами. Вся продукция производится из экологически чистых материалов и имеет соответсвующие сертификаты.

Адрес Фабрики «Художественных изделий и игрушки»: 141300, г. Сергиев Посад, Московской области, проспект Красной Армии, д.136
Телефоны: 8 (496) 540-22-07; 8 (496)540-58-44, 8 (496) 540-22-07
E-mail: fabrika-igrushki@rus-dusha.ru
E-mail: fabrika-igrushki@yandex.ru
Сайт: http://www.rus-dusha.ru/
«ДЕТИ, ИДИТЕ В СВОЙ МУЗЕЙ!»
О художнике, собирателе игрушек и основателе Сергиево-Посадского Музея игрушки  Николае Дмитриевиче Бартмане (1873 – 1931 гг.)   В.А. Серов сказал так:

«Я ни разу в своей жизни не встречал человека, который бы обладал такой бездной вкуса, такой неисчерпаемой творческой инициативой и доскональным знанием ремёсел».

Николай Дмитриевич родился 24 августа 1873 г. в деревне Семеновка Льговского уезда Курской губернии в семье художника. Начальное образование получил дома. Затем (1889–1891 гг.) учился в Московском училище живописи, ваяния и зодчества.
В 1893 г. создал учебную мастерскую игрушечно-столярного производства, которой руководил десять лет. Создание этой мастерской было вызвано стремлением Николая Дмитриевича поддержать угасавшие народные художественные промыслы. В то время создаются и другие мастерские такого рода, в их числе знаменитые Абрамцевская и Талашкинская.
Увлёкшись игрушками, Бартрам стал изучать историю их производства в России и за рубежом. Тогда же он начал собирать личную коллекцию игрушек и разнообразных предметов старины.
Позже он стал регулярно объезжать ведущие центры кустарных промыслов в Московской, Владимирской, Нижегородской губерниях. Домой он всегда возвращался с богатым «уловом». Его интересовали куколки-«скелетки» (самая дешёвая разновидность кукол), куколки-«талии» (изящные стройные куколки с подчёркнуто узкой талией), куколки-барышни, фигурки матросов, кучеров, игрушечная мебель, тележки, сани.
В Москве с 1906 по 1917 гг. Бартрам заведовал художественной частью Кустарного музея. При этом музее им была создана мастерская по производству игрушек. Здесь по его эскизам с отменным умением и искусством делали кукол с фарфоровыми головками, наряженных в народные костюмы разных губерний России и в одежду по образцам XVI – XVII вв.
Мысль о создании Музея игрушки целиком овладела Бартрамом после 1910 г. Он вынашивал проект музея, разрабатывал его во всех деталях.
В 1918 г. в Москве открылся Музей игрушки. Зимой 1918 г. москвичи, озабоченные добыванием дров и куска хлеба, с недоумением смотрели на трёх чудаков, перевозивших на санях огромные зеркальные витрины. Это были Бартрам и его друзья, мастера-игрушечники Чушкин и Овешков. Витрины перевозились под экспозицию первых музейных коллекций игрушек.
Коллекция  активно  пополнялась игрушками, конфискованными из игрушечных магазинов, привезёнными из царских дворцов, дворянских и купеческих особняков, фондов общественных организаций; старинными реликвиями, хранившимися в семьях. В своих воспоминаниях дочь Бартрама А.Н. Изергина пишет:

«Игрушки буквально ломились в дверь музея».

От этого начального этапа биографии музея остались вещественные приметы: воспоминания участников событий тех далёких лет, редкие фотографии, первая музейная афиша, выполненная известным художником И.С. Ефимовым. Фраза, написанная на ней «Дети, идите в свой музей!» навсегда осталась девизом.
В 1931 г. Музей игрушки был переведён из Москвы в подмосковный Загорск (ныне Сергиев Посад). Коллекция музея послужила неоценимым подспорьём в  дальнейшем развитии  игрушечного промысла Сергиева Посада.
СЕРГИЕВО-ПОСАДСКИЙ МУЗЕЙ ИГРУШКИ
Музей игрушки (официальное название Федеральное государственное бюджетное учреждение культуры «Художественно-педагогический музей игрушки») расположен на горе Волокуше напротив  Троице-Сергиевой лавры.  Он основан художником и педагогом  Николаем Дмитриевичем Бартрамом  в 1918 г. В стенах музея хранится более 30 тысяч игрушек разных народов мира.
В настоящее время там можно увидеть богатейшую коллекцию сергиево-посадской игрушки. В музее можно посмотреть чрезвычайно декоративные и содержательные произведения народных мастеров – это и томные барыни, и бравые гусары, и юркие разносчики, и цирковые артисты, куклы, одетые как по последней моде прошлого века, так и в традиционных костюмах российских губерний.
Необыкновенно интересна игрушка такого близкого и вместе с тем уже многими молодыми людьми плохо представляемого советского периода. Перед вами предстанут яркие, социально-исполненные типы-образы.  Скромные пупсы, куклы – военные и санитары, красноармейцы, машины – бронетранспортеры, другая техника отражают настрой, которым жила страна. Разместился за стеклом символ Московской Олимпиады – мишка, сшитый на Загорской фабрике по изготовлению игрушек.
Настоящим открытием для многих станет знакомство с аристократической, дворянской игрушкой.
Научно-технический прогресс XIX – начала XX вв. также нашёл свое отражение в игрушке. Вы увидите любимые игрушки наследника цесаревича Алексея: модели паровозов, пароходов, автомобилей, аэропланов.
Особой гордостью музея признана коллекция игрушек императорского дворца. Искусными фарфоровыми красавицами, одетыми в роскошные наряды из Германии, Англии и Франции играли дочери Николая II. Цесаревичу Алексею принадлежала уникальная железная дорога, музыкальный стульчик, настольная игра «Христос Воскресе».
По желанию, помимо осмотра экспозиции,  можно посетить кукольный спектакль музейной театральной студии «Бартрам».
Основные экскурсии музея: народная игрушка; игрушка стран Востока; игрушка стран Западной Европы; детский портрет.

Адрес  Федерального  государственного  бюджетного  учреждения  культуры «Художественно-педагогический музей игрушки»: г. Сергиев Посад Московской области,  проспект Красной Армии, д. 123.
Телефоны: 8 (49654) 04101, 02581
E-mail: museumot@inbox.ru
Сайт: http://museumot.ru/

КОММЕНТАРИЙ К СЛАЙД-ШОУ:
Музей игрушки – уникальное хранилище музейных ценностей: памятников древних эпох и современности. Он является самым первым музеем этого профиля в Европе. Но игрушка – не просто памятная вещь. Она – отражение времени, хранитель истории, поворачивающая годы вспять. Во что играли в дореволюционной России? Какие предметы населяли игровые комнаты царских детей? Где хранится тот самый олимпийский «ласковый» мишка, которому говорил до свидания весь мир? Ответы на эти вопросы можно найти в Сергиевом Посаде, городе, негласно считающимся игрушечной столицей России. Смотрите слайд-шоу «Музей игрушки».
Источник: http://diletant.ru/articles/7104798/?sphrase_id=1668454
Источник: http://altertravel.ru/view.php?id=3698
Троице-Сергиева лавра. С 1980 г. Музей игрушки находится в старинном особняке бывшего коммерческого училища над Келарским прудом рядом с Лаврой.
Источник: http://panzicov.livejournal.com/226795.html
Наиболее древние из дошедших до нас кукол.
Источник: http://panzicov.livejournal.com/226795.html
Такими простейшими в изготовлении куклами тешили себя крестьянские дети.
Источник: http://panzicov.livejournal.com/226795.html
Источник: http://panzicov.livejournal.com/226795.html
В таких оловянных солдатиков играли дети в XIX в.
Источник: http://panzicov.livejournal.com/226795.html
Бравый гусар XIX в.
Источник: http://panzicov.livejournal.com/226795.html
Посадские мастера делали игрушку из дерева, папье-маше, использовали привозные фарфоровые головки для кукол. В музее можно встретить и томных барынь, и бравых гусаров, и юрких разносчиков и цирковых артистов.
Источник: http://panzicov.livejournal.com/226795.html
В музее можно увидеть куклы, одетые как по последней моде прошлого века, так и в традиционных костюмах российских губерний.
Источник: http://panzicov.livejournal.com/226795.html
Лучшим материалом у сергиевских резчиков считались липа, ольха, осина и берёза. Изготовлению игрушки предшествовал подготовительный период, длившийся до двух лет. Только после него из дерева вырезали фигурки и расписывали яркими красками.
Источник: http://panzicov.livejournal.com/226795.html
Особой гордостью музея признана коллекция игрушек императорского дворца. Искусными фарфоровыми красавицами, одетыми в роскошные наряды, из Германии, Англии и Франции играли дочери Николая II .
Источник: http://panzicov.livejournal.com/226795.html
Игрушки цесаревича Алексея.
Источник: http://panzicov.livejournal.com/226795.html
Игрушки цесаревича Алексея.
Источник: http://panzicov.livejournal.com/226795.html
Игрушки цесаревича Алексея.
Источник: http://panzicov.livejournal.com/226795.html
Игрушки цесаревича Алексея.
Источник: http://panzicov.livejournal.com/226795.html
Игрушки цесаревича Алексея.
Источник: http://diletant.ru/articles/7104798/?sphrase_id=1668454
При посещении зала с экспозицией игрушки стран Востока можно увидеть коллекции игрушек из Китая, Монголии, Индии и Японии. Маска головы. Женщина. Китай 1956 г.
Источник: http://diletant.ru/articles/7104798/?sphrase_id=1668454
Куклы в национальных костюмах Китай. 1988 г.
Источник: http://m.diletant.ru/articles/7104798/
Необыкновенно интересна игрушка такого близкого и вместе с тем уже многими молодыми людьми плохо представляемого советского периода.
Источник: http://m.diletant.ru/articles/7104798/
СССР достиг впечатляющих успехов, в том числе в освоении космоса. Игрушка «Ракета».
Источник: http://www.yaplakal.com/forum2/st/25/topic270184.html
На таких вот оловянных солдатиках советские дети учились защищать родину.
НЕ ИГРУШЕЧНОЕ ОБУЧЕНИЕ В ВШНИ
Загорский индустриальный техникум игрушки изначально  был создан в городе Вятка на базе отделения по игрушке Вятского техникума и Загорской школы ФЗУ. В 1933 г. был переведён в город Загорск Московской области.
Осенью 1943 г. ЗХТИ вновь начал свою работу после «военного перерыва» 1941 г, набрав одну группу первого курса. Директором становится Баскакова Неонила Ивановна, и именно под её руководством проходил учебный процесс, а ведь всё пришлось начинать сначала. В 1944 – 1945 гг. занятии проводились в две смены, в одном классе без центрального отопления и с ненадёжным электроснабжением; обеспечение студентов карандашами, перьями, тетрадями, проходило через учебную часть, и было крайне скудным. И в таких условиях не только учились, но еще и помогали городу и фронту.
В 1972 г.  Загорский индустриальный техникум игрушки переименован в Загорский художественно-промышленный техникум игрушки. С этого момента начинается «золотой век» учебного заведения: оно участвует (и неоднократно!) в престижнейшей выставке СССР в павильоне «Народное образование» на ВДНХ, где экспонатами были лучшие работы учащихся.
В 2011 г. был   уже реорганизован в Сергиево-Посадский филиал федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Высшая школа народных искусств (институт)».
Студентов готовят по четырём специальностям: технология деревообработки, моделирование и конструирование швейных изделий, реклама, дизайн игрушки. Ежегодно проводится конкурс «Лучший по профессии», новогодние КВНы, а главное – преемственность поколений – многие выпускники теперь работают в колледже уже в качестве педагогов: Осипова Т.В., Баранова Д.Н., Тупицын А.С., Козлов А.Н., Садовьяк Н.А., Артемова Н.А., Назарова О.Г., Ларина О.А. и многие др.

Адрес Сергиева - Посадского  филиала ВШНИ (Высшая школа народных искусств (институт): 141300, г. Сергиев Посад, Московской области, Северный проезд, д. 5
Телефоны: 8 (496) 542-16-02, 8 (496) 542-17-85
E-mail: kligrushka45@mail.ru
E-mail (приёмная директора): spfvshnis@gmail.com
Сайт: http://www.spf-vshni.ru/index.php
ИГРУШКИ ЗА КОЛЮЧЕЙ ПРОВОЛОКОЙ
В Сергиево-Посадском художественно-педагогическом музее игрушки прошла необычная выставка под названием «Надежда». Весь первый зал музея  был отдан под работы, представленные на всероссийский конкурс детской игрушки, изготовленной осуждёнными к лишению свободы. В конкурсе  приняли участие осуждённые из 50 регионов страны. Всего было представлено 250 игрушек, из них в номинации мягких–117, в номинации деревянных – 61, остальные – в номинации подручных материалов: из плёнки, глины, хлеба.
На открытии выставки замначальника УФСИН России по Московской области Владимир Носов отметил, что развитие творческих начал в заключении происходит очень активно. Человек на свободе не догадывается подчас, какие творческие способности в нём таятся. Как пример был приведён конкурс песни «Калина красная». В Московской области имеется несколько исправительных учреждений, в каждом из которых есть художественная самодеятельность, театральные и другие кружки.
Директор музея, заслуженный деятель искусств Александр Греков рассказал, что профессор-психолог Лев Оршанский ещё на заре советской власти в 1918–1919 гг. изучал искусство душевнобольных людей, находящихся в зонах заключения. Он обследовал тюрьмы и выделял наиболее яркие интересные личности, а кроме того он собрал одну из интереснейших и крупнейших коллекций игрушки, часть которой находится в Сергиево-Посадском музее игрушки. Такие нити и связывают день сегодняшний с днём прошлым.
Сергиево-Посадский музей игрушки ежегодно  посещают 25 – 30 тысяч человек. Выставка работала три недели, то есть около сотни игрушек, созданных осуждёнными и представленных в Сергиевом Посаде, увидели  1,5 – 2 тысячи разных людей.
Среди осуждённых отличились Вера Павлова,  ФБУ КП-10 Краснодарского края, она изготовила «Лошадь»,  Сергей Занатульевич, ИК-5 Челябинской области, смастерил «Буратино»,  вызвал аплодисменты  Дмитрий Владимирович, ИК-6 Оренбургской области,  смастерил  макет танка Т-34,  удивил Александр Петрович, ИК-8 Республики Татарстан, из хлеба слепил бравых  солдатиков,  порадовала Лариса Николаевна, ИК-2 Ленинградской области, любовно изготовила куклу «Каролину», а  Ирина Викторовна, ИК-2 Республики Мордовия, красиво расписала  матрёшки.
Специалисты всё более склоняются к выводу, что многие из тех, кто оказался за решёткой, в детстве не доиграли в игрушки.
Галина Дайн: «Пишу об игрушке»
Дайн Галина Львовна – кандидат искусствоведения, признанный специалист в области изучения русской игрушки и детской культуры, автор около 280 публикаций. Родилась в 1941 г. городе Данилове Ярославской области. Окончила институт живописи, скульптуры и архитектуры им. И.Е. Репина. Работала младшим научным сотрудником во Всесоюзном научно−исследовательском  институте игрушки (г. Загорск) (1966 − 1969 гг.), главным хранителем художественно−педагогического музея игрушки АПН СССР (1969 − 1986 гг.), старшим научным сотрудником НИИ Художественной Промышленности (1986 − 1991 гг.), преподавателем Московского государственного открытого педагогического университета им. М.А.Шолохова и муниципальном учреждении «Культурный центр Хотьково».
В книге  «Пишу об игрушке»  Галина Львовна рассказывает о тряпичной кукле, о Сергиевом Посаде, о детском народном календаре и современных игрушечниках, сохранивших традицию. В книге приведена история развития игрушки в России, но уже не в царские, а в послереволюционные и советские времена. Главные действующие лица – хранители и коллекционеры игрушки (начиная от Н.Д. Бартрама, создавшего Музей игрушки в Сергиевом Посаде).
Эта книга – крик о помощи. Она рассказывает о той борьбе, что вели редкие энтузиасты, вроде самой Галины Дайн, за спасение игрушки и традиций её изготовления.
Сейчас есть советская игрушка, многочисленные образцы которой представляют собой подлинные произведения искусства.
Эстетика выполнения игрушки  задавалась на самом высоком уровне. Имена многих создателей советской игрушки известны, но скорее по их работам, связанным не с игрушкой, а с монументальным и декоративно-прикладным искусством. М.В. Ломакина (ученица К.С. Петрова-Водкина), известна большинству как художница, чьи работы украшают коллекцию Государственной Третьяковской галереи. Но мало кто знает, что делом всей её жизни было создание кукол, фигурок зверей и птиц, которыми с удовольствием играли дети.
Именно этот подход сделал советскую игрушку столь ценной и не имеющей аналогов. Жаль только, что сейчас это лишь архаизм.  Богатое наследие ныне обращается в пыль. Фабрики по производству игрушки закрываются, а народная игрушка держится на энтузиастах, единичная продукция которых мигом разлетается по частным коллекциям (в основном, зарубежным). Но этой игрушкой уже не играют дети.
Друзьями наших детей становятся роботы, мутанты и другие игрушки, о чьем деструктивном влиянии на детское восприятие мира постоянно говорят как педагоги, так и психологи. С болью об этом же говорила и сама Галина Дайн.
Периодически рождаются идеи законопроектов о поддержании народных промыслов. Все они остаются на бумаге. И ни один производитель на деле не получил никаких льгот от государства. Как следствие, отечественная игрушка вытесняется дешевыми игрушками иностранного производства. И о традициях помнят немногие.
ФЕСТИВАЛЬ ИГРУШКИ В СЕРГИЕВОМ ПОСАДЕ
В столицу русской игрушки Сергиев Посад приехали многочисленные  гости  на уже традиционный фестиваль «Игрушка в культуре России». Фестиваль  вылился в большой праздник народной культуры и грандиозную ярмарку рукодельной игрушки. Огромный Экспоцентр, развернувший недалеко от Троице-Сергиевой лавры, позволял познакомиться как с мастерами-игрушечниками, так и с их работами.
Все знаменитые игрушечные промыслы устроили своеобразный парад игрушки. Дымковская, городецкая, вологодская, сергиево-посадская. Деревянная и тряпичная, глиняная и лоскутная, вязаная и кружевная. Причём, представлены как прославленные промыслы, так и известные мастера авторской игрушки со всей России.
Замечательно, что такие фестивали становятся традицией. Нам нужно знать,   чем живёт  страна, что интересного есть в других городах, какие промыслы живут и  работают сейчас. В  дни  фестиваля можно было  приобрести настоящие народные игрушки, представляющие промыслы Московской, Ярославской, Нижегородской, Кировской, Тульской, Костромской, Владимирской, Вологодской, Липецкой, Рязанской и других областей, а также Краснодарского края и даже Белоруссии.  Интересной  стала  встреча с Галиной Дайн – известного  хотьковского  искусствоведа, выпустившая ряд иллюстрированных и содержательных книг по истории игрушки и народных традиций, которая, в целом, приоткрыла  тайны своего нового,  готовящегося к выходу в свет издания. И это не считая концертов, конференций, мастер-классов.

КОММЕНТАРИЙ К СЛАЙД-ШОУ:
Среди множества привезённых игрушек наверняка обратили  на себя внимание стенды с изобретательными деревянными конструкторами от ярославской мастерской детской педагогической игрушки.  Или филимоновская игрушка из Тулы – все узнавали  её по характерным ярким полоскам и нарочито упрощённым очертаниям фигурок.  Или причудливая узорчатая скопинская керамика – сдержанная в тонах и безудержная в сюжетах. Из маленькой костромской деревни Петровской прибыли  представители глиняного промысла, который впору заносить в Красную книгу – на сегодняшний день он почти полностью исчез и переместился в музей. Ему-то точно нужно ваше внимание. Смотрите слайд-шоу «Фестиваль игрушки в Сергиевом Посаде».
Источник: http://barmani.ru/post332127573
Уже который год Сергиев Посад принимает гостей: лучших игрушечников со всей России, что выливается в большой Праздник народной культуры и грандиозную ярмарку рукодельной игрушки.
Источник: http://barmani.ru/post332127573
Огромный Экспоцентр, развернувший недалеко от Троице-Сергиевой лавры, позволяет познакомиться как с мастерами-игрушечниками, так и с их работами.
Источник: http://barmani.ru/post332127573
Все знаменитые игрушечные промыслы устраивают своеобразный парад своих игрушек.
Источник: http://barmani.ru/post332127573
В гости пожаловала знаменитая дымковская барыня.
Источник: http://barmani.ru/post332127573
Городецкая, вологодская, сергиево-посадская... Деревянная и тряпичная, глиняная и лоскутная, вязаная и кружевная – кого здесь только ни было!
Источник: http://barmani.ru/post332127573
Кокетливый и нарядный стенд городецкой игрушки.
Источник: http://barmani.ru/post332127573
Без богородской игрушки тоже не обошлось: она здесь вовсе не гостья, он здесь своя. Богородский игрушечный промысел – гордость Сергиева Посада!
Источник: http://barmani.ru/post332127573
А вот это уже гости – вологодская деревянная игрушка и мастер, делающий это чудо.
Источник: http://barmani.ru/post332127573
На фестивале встречали не просто игрушки – целые шедевры народных мастеров!
Источник: http://barmani.ru/post332127573
Куклы-обереги Центра народного творчества «Берегиня».
Источник: http://barmani.ru/post332127573
Стенд авторской игрушки.
Источник: http://barmani.ru/post332127573
Тряпичные куклы на фестивале были одни из самых популярных игрушек.
Источник: http://barmani.ru/post332127573
Куклы из соломки
Источник: http://barmani.ru/post332127573
Глиняные куклы
Источник: http://barmani.ru/post332127573
Уникальные авторские куклы в лоскутной технике
Источник: http://barmani.ru/post332127573
Эти куклы настоящие произведения народного искусства
Источник: http://barmani.ru/post332127573
Всё это рукотворное кукольное чудо на все лады и вкусы можно было снимать и рассматривать до бесконечности.
Источник: http://barmani.ru/post332127573
Особенно ценно было купить здесь уникальные книги по рукотворной кукле.
Источник: http://barmani.ru/post332127573
В Сергиевом Посаде живёт лучшая в России исследовательница истории русской тряпичной куклы и автор лучших книг по её производству Дайн Галина Львовна – признанный специалист в области изучения русской игрушки и детской культуры, автор около 250 публикаци
Источник: http://barmani.ru/post332127573
Работы Дайн используются в школах и вузовских учебных программах, на занятиях в домах народного творчества, эстетических центрах и клубах, художественных школах, православных гимназиях. По ним учатся ремеслу уже не одно поколение кукольников.
            ***
Смастерил я грузовик
Для сестры Катюшки.
Подняла Катюшка крик:
– Разве это грузовик?
Три пустых катушки.

Смастерил я ей коня,
Пусть берёт, не жалко!
Катя смотрит на меня,
Не желает брать коня:
– Это просто палка!

Я свернул два лоскута.
– Ах, – сказала Катя, –
Ах, какая красота:
Кукла в пёстром платье!