|
Как делают Городецкую роспись
1.
Как делают Городецкую роспись
2.
Ремесло 66: Городецкая роспись
В этой программе мы побываем в городе Городец и расскажем Вам об истории одного из традиционных русских промыслов. Городецкая роспись.
3.
Народные художественные промыслы – Городецкая роспись
Народные художественные промыслы – Городецкая роспись. Городецкий мастер росписи любит цветы. Городецкая роспись необычная, композиция симметричная.
4.
Городецкая роспись (Gorodets painting)
Городецкая роспись – русский народный художественный промысел. Существует с середины XIX в. Яркая роспись (жанровые сцены, фигурки коней, петухов, цветочные узоры), выполненная свободным мазком с белой и чёрной графической обводкой.
5.
Сундучок городецкой росписью #1, irishkalia
Расписной сундучок с птичкой, выполненный акриловыми красками. Городецкая роспись отличается яркими открытыми цветами и простотой исполнения.
6.
ФИЛЬМ 3 ГОРОДЕЦКАЯ РОСПИСЬ
Методическое пособие для уроков ДПИ
7.
Городецкая роспись
Занятие по приобщению дошкольников к истокам русской народной культуры «Городецкая роспись» в МБДОУ д/с ОРВ «Малыш» г.Усмани Липецкой области. Воспитатель Бокулёва Ольга Александровна.
8.
Техника городецкой росписи
Городец, городецкая роспись, ДПИ, ИЗО 5 класс, декоративно-прикладное искусство России
9.
Городецкая роспись. Мастер-класс Ягодка.
Этапы рисования одного из элементов Городецкой росписи – «ягодка». Замалёвок, подмалёвок, оживка. Или замалёвок, тенёвка, разживка.
10.
Городецкая роспись. Мастер-класс Листики. Замалёвок.
11.
Городецкая роспись Урок 1
12.
Городецкая роспись Урок 2
13.
Городецкая роспись Урок 3
14.
Городецкая роспись Урок 4
15.
Городецкая роспись Урок 5
РОСПИСЬ ПО ДЕРЕВУ НА РУСИ
Истоки резьбы и росписи по дереву на Руси очень древние и восходят к искусству восточных славян. Обилие лесов делало дерево самым доступным, удобным в обработке и использовании материалом. Из дерева рубили избу, делали для ребенка колыбель и игрушку, для женщины - прялку и веретено, для праздничного стола – ковш и солоницу, для езды – сани и дугу. И всё это прочно, удобно, красиво из сосны и ели, лиственницы и березы, дуба и клена. Быт, жилище на Руси были неразрывно связаны с деревом.
При рождении ребенка клали в деревянную люльку, давали деревянную игрушку, человек так и оставался окружен деревом и до самой старости, в деревянном резном кресле-качалке. Деревянной росписью украшали фасады домов и внутренние интерьеры. Исторические памятники с образцами древнего искусства росписи сохранились до наших дней – дома с отделанными живописцами интерьерами можно увидеть на русском Севере. Крестьянские избы расписывались в основном изображениями цветов и птиц. Резьба по дереву плотно вошла в жизнь и в судьбу русского человека. Согласно славянской мифологии, мировое древо – ось мира – стоит на окраине Вселенной (у Лукоморья), его вершина упирается в небеса, корни достигают преисподней. По этому дереву спускаются и поднимаются боги, по нему можно проникнуть в другие миры. В росписи русских крестьянских домов непременным элементом было «древо жизни», служившее «символом добрых пожеланий и охранительным знаком». Русские мастера вырезали из дерева всё необходимое для жизни: мебель, утварь (на фото: ковш-скопарь. XIX в. Пермогорье, Сольвычегодский уезд, Вологодская губерния.) Северная роспись по дереву, технология которой отличалась отсутствием предварительного рисунка и вольными, размашистыми движениями кисти, применялась для украшения входных дверей, стен, мебели, посуды, сундуков, хомутов. Зимою русские северяне катались на украшенных росписью санях. Основные и самые древние школы русского искусства росписи по дереву – это Мезенская и Северодвинская. Позже возникли такие декоративно-прикладные направления, как Жостовская роспись, Палех и Хохлома. ИСТОРИЯ ГОРОДЕЦКОЙ РОСПИСИ
В XVII в. в заволжских лесах появились бежавшие старообрядцы, солдаты и ремесленники с вековыми навыками в разных ремёслах. Расположение Городца на большой полноводной реке, близость Макарьевской (Нижегородской) ярмарки, малые наделы и неплодородная земля способствовали развитию промыслов и торговли. Богатые леса служили постоянным источником сырья. В XVII в. в этих местах начал развиваться деревообрабатывающий промысел. Им занимались крестьяне всех окрестных деревень вокруг Городца. Кто-то вырезал ложки, кто-то точил посуду (чашки, миски, поставки, солонки), а кто-то изготавливал орудия труда для прядения и ткачества, пряничные доски. На берегу Волги располагался щепной ряд (торговля деревянными изделиями). Были здесь сани и дровни, кадки и ушаты, деревянные вёдра и лохани, плетёная мебель и корзины, сита и решёта, и яркие городецкие донца прялок – необходимых женских орудий, так как фабричные ткани были дороги. Донце (часть, на которой сидела пряха, оно же служило подставкой для гребня, на который навешивалась кудель из шерсти или льна, а из неё вытягивалась пряжа) делалось из широкой доски, плавно сужавшейся к головке-подставке с отверстием, куда вставлялся гребень для пряжи. Пряха, окончив работу, вынимала гребень, а донце вешала на стену, и оно украшало избу, напоминая вышитое полотенце, сама конструкция его была придумана для этого. Поэтому народные умельцы уделяли особое внимание украшению досок резьбой и росписью, донца были нарядными, красочными, расписными.
Промысел расписных донец сложился не сразу. Ему предшествовали три этапа: донца резные, донца резные с инкрустацией, донца резные с инкрустацией и росписью. Почти в каждой семье занимались их изготовлением. Многие работали в избе целыми семьями. Отец или старшие сыновья вырубали топором форму и долбили головку – подставку под гребень. Выглаживали поверхность донца фуганком сыновья помладше. Жена и младшие дети занимались наклейкой головок на донце. До середины XIX в. изготовление «белья» для прялок производили из крупного и толстого куска древесины, из которого вырезали широкую лопасть донца, где сидела пряха, и головку (копыл, или копылок), служившую подставкой для гребня, который делал головку прялки похожим на гребешок птицы. Во второй половине XIX в. «копылок» стали вырезать отдельно и приклеивать. Никита Краснояров стал изготавливать первые донца с контурной и скобчатой резьбой, в которой применил не только плоские, но и полукруглые стамески. Новшество породило особый – городецкий стиль резьбы. Эти приёмы позволяли делать резьбу более разнообразной. Возникновение расписных донец датируют серединой XIX в. Резчики начали подцвечивать резьбу соком ягод и кореньев, позже красками для росписи. Подкрашивали светлое дерево основы, и даже вставки из чёрного дуба. Подкраска донец способствовала зарождению нового искусства, которое превратилось в известную на весь мир Городецкую роспись по дереву. В 1870 г. в село Косково из Городца приехал иконописец Николай Иванович Огуречников. Он научил местных ремесленников варить клей, готовить краски, показал первые образцы цветочного орнамента и другие элементы, например, иконописного коня Георгия Победоносца. Кроме донец, расписывали поставки (поставцы), солонки, дуги, детские стульчики, каталки, игрушки и многое другое (на фото: мочесник (коробка для хранения льняной пряжи и веретён), луб, XIX в.). Городецкий промысел просуществовал около пятидесяти лет. Его расцвет приходится на 1890-е гг., когда выработка донец доходила до 4 тысяч в год, но уже к началу ХХ в. промысел пришел в упадок. После I мировой войны расписное производство полностью прекратилось, и даже самые знаменитые живописцы были вынуждены искать иной заработок. КОММЕНТАРИЙ К СЛАЙД-ШОУ: К концу XIX в. народные мастера стали писать жанровые картинки, сцены гуляний. Часто сюжетной линией донец, входивших в приданое, была иллюстрация свадебных обрядов: невеста, едущая в карете, смотрины, встреча жениха. Лица народные мастера писали в одной манере – в виде белого кружка, на котором тонкими чёрными линиями обозначены черты человеческого лица. Причёски, как у мужчин, так и у женщин отличались большой изысканностью, но в окраске их применяли только чёрный цвет. В изображении самих фигур использовали плоскостное цветовое решение, при котором основные крупные пятна (юбки, жакеты, пиджаки, брюки) окрашивались без контура, в виде однотонного красочного силуэта. Смотрите слайд-шоу «История городецкой росписи». СОВЕТСКАЯ ГОРОДЕЦКАЯ РОСПИСЬ
Возрождение Городецкой росписи связано с именем художника И.И. Овешкова, приехавшего в Горьковскую область в 1935 г. из Загорска. Его стараниями в деревне Косково была открыта общественная мастерская, объединившая старых живописцев. Овешков принял на себя не только руководство работой мастерской, но и организовал профессиональное обучение художников.
В 1930-е гг. артель работала над панно в сюжетах городецкой росписи, но уже в обновлённых событиях современной жизни: всадники в красноармейской форме, самолёты – Мазин И.А., начало колхозной жизни – Краснояров Ф.С, изба-читальня, темы «Зоопарк» и «Чтение Конституции» – Крюков. Работа по возрождению городецкой росписи началась в середине 1950-х гг. Она проходила при активном участии Института художественной промышленности. Художники института Архипова З.А. и Воронцова Е.И. разработали ассортимент детской мебели: сундучки-укладки, столы, стульчики, коня-качалку, настенные полочки, шкафчики, украшенные растительным орнаментом с включением изображений птиц. В конце 1950-х гг. по инициативе потомственного мастера А.Е. Коновалова в Семёновской профтехшколе было создано отделение городецкой росписи, где он начал обучение нового поколения городецких художников. В 1965 г. основное производство расписных изделий перешло в город Городец, где была организована фабрика «Городецкая роспись». Традиции старого «городца» были не только возрождены, но и получили дальнейшее развитие. Не потеряв традиционного орнамента с пышными розами, конями и птицами, фабрика освоила много новых изделий: нарядные декоративные панно, мебель, детские игрушки. В 1966 г. в Городец переехала курцевская мастерица, одна из первых выпускниц семёновской профтехшколы Лилия Федоровна Беспалова, чья деятельность, как и Коновалова, и других мастеров, позволила вывести городецкую продукцию на высокий художественный уровень и разработать новые образцы игрушек. В 1969 г. на фабрике создается экспериментально-творческая лаборатория, в которой начинает работать Фаина Никифоровна Касатова, в 1970 г. туда же приходят А.Ф. Соколова и Л.Ф. Беспалова, Н. А. Столесникова. Появляются прекрасные мастерицы Л.А. Кубаткина, Т.Н. Рукина, П.Ф. Сорина, Г.Н. Тимофеева, Н.Н. Носкова. Именно с работой экспериментальной лаборатории связаны поиски в области новых сюжетных композиций. В 1985 г. шестеро художников Городца стали лауреатами Государственной премии РСФСР им. И.Е. Репина. В 1997 г. А.В. Соколовой, Ф.Н. Касатовой, Л.Ф. Беспаловой, Л.А. Кубаткиной, Т.М. Рукиной присвоено звание заслуженный художник России. С 1995 г. работает творческая мастерская иконописи, где возрождена технология иконописи XIV – XV вв. с соблюдением всех церковных канонов. КОММЕНТАРИЙ К СЛАЙД-ШОУ: Окончательное возрождение промысла произошло в 1950-е гг. В 1951 г. в селе Курцево была открыта столярно-мебельная артель «Стахановец», которую возглавил потомственный городецкий живописец А.Е. Коновалов. Артель занялась изготовлением мебели с мотивами традиционной росписи шкафов, тумбочек, табуретов, столиков; ассортимент постоянно расширялся. Промысел росписи деревянных изделий закрепился и развился до большого искусства. Именно здесь окончательно стилистически оформилась оригинальная городецкая роспись, которая стала не менее знаменитой, чем хохломские и семёновские узоры. Смотрите слайд-шоу «Советская городецкая роспись». МАСТЕРА ГОРОДЕЦКОЙ РОСПИСИ
Династия Крюковых: родоначальники росписи
В книге Д. Прокопьева о роде Крюковых – вернее, об одном из этого рода – сказано скупо, всего пять строк:
«В деревне Савине был своеобразный мастер Е.Т. Крюков, любивший более нежные сочетания красок. Его дёнца украшены обычно изображениями Ивана-царевича и Анны Прекрасной…» Живший в Коскове Дмитрий Иванович Крюков (на фото) подробно рассказал о представителях рода живописцев Крюковых: – Отец мой, Иван Фёдорович, один из шести сыновей Фёдора Крюкова. Пятеро дёнца делали: Василий, Иван, Сергей, Андрей да Максим. Дядя Андрей ходил в наймы, на Александра Сундукова красил, работал быстро, машисто. За неделю выкрашивал сотню дёнец. Кто много делал, тот не придумывал новые или трудные картинки, старался барина с барыней писать или двух барынь и в середине кавалера да орнамент над головами. А то комнату, декорацию с зеркалом да фигурки. Сергея, пожалуй, самым умелым назвать можно. Максим тоже самостоятельно работал, а потом еще и продавал дёнца на ярмарке в Городце и Нижнем. Сергей умер в 1933 г., а остальные и того раньше. Из нашей фамилии рисовала ещё Катерина Фокиш. Она родом из Савина, замуж вышла за Тихона Назаровича Крюкова. Муж делал дёнца, а она их расписывала. Что писала Катерина? Так у всех одно. Изображали кукольных людей – так их можно назвать: барыни, наездники, кони под седлом и без седоков, куры. Орнамент тоже. Львов делали. Собак писали наподобие резных на старых прялках. Работа её хорошая считалась. Можно сказать, у неё почерк был. Чистая рука. Краски могла сама промыть – от этого и работа не грязная. Плохие мастера в три часа приедут и еле-еле к одиннадцати свой товар распродадут, а мой отец да Катерина (она ему по мужу свойственница) ещё темно, только четыре часа утра минуло, – они уже спрашивают: «Трактир-то открыт?» – впору им магарыч пропивать. С двенадцати лет начал заниматься живописью и сам Дмитрий Иванович Крюков и делал это в продолжение полустолетия, расписывая сначала дёнца, а потом – в артели и на фабрике – детскую мебель. О мастерстве Дмитрия Ивановича можно судить по многим работам, которые сохранились в музеях, главным образом в Городецком. Одна из росписей, выполненная в 1935 г. на доске, называется «Колхозная семья». По композиции это как бы триптих. Обстановка и фигуры размещены в условных городецких декорациях. Роспись второй доски – «Зверинец»– композиционно менее собранная, но подкупает наивностью и простодушием. Сергей Фёдорович Крюков, дядя этого заслуженного мастера, по его же словам, самый умелый живописец в семье, приходился дедушкой директору фабрики «Городецкая роспись» Аристарху Евстафьевичу Коновалову. И.К. Лебедев: мастер из Косково
Г.Л. Поляков был последним крупным мастером Хлебаихи, которая в 1880-е гг. уступает своё первенство другим деревням. Центром росписи в это время становится Косково. Особняком среди городецких живописцев стоит косковский мастер Игнатий Клементьевич Лебедев (1803 – 1943 гг.), у которого училось три поколения художников – его ровесники, их сыновья и внуки. Сын его Конон Игнатьевич рассказывал о том, что отец был требователен к своему ремеслу, считал его искусством, за неделю расписывал не более десятка донец (а были художники, расписывавшие на продажу до 20 донец в день), и охотно помогал другим мастерам, делал для них «образцы».
Стиль И.К. Лебедева, тонкий и графичный, сложился под влиянием миниатюры древних книг и поздней иконы. Любимый мотив этого художника – сценка в типично мещанском интерьере, разделённом парадной лестницей на два этажа. Привыкший заполнять всю страницу книги иллюстрацией, Лебедев нарушает традиционное трёхчастие и трактует донце как единую плоскость картины. В этих «картинах» деревенского художника – его понимание городской купеческой жизни, которую он достаточно хорошо знал, поскольку вместе с И.Г. Блиновым был вхож в дома богатых городецких купцов, коллекционировавших древние рукописи. В его росписях всё сугубо городское – зальце с высокими стройными колоннами, «венецианскими» окнами в обрамлении занавесей и паркетным полом, мягкая мебель – диван, стулья на точёных ножках, обитые бахромой, а в центре – непременно круглый красного дерева стол. Стол накрыт богато: рядом с огромным самоваром – графинчики, штофы, рюмочки, фарфоровые чашечки. И обитатели дома – городские щёголи и щеголихи. Мужчины – статные, в модных укороченных сюртуках, с золотыми цепочками, в узких брючках, остроносых штиблетах. Дамы – в платьях с глубоким декольте, высокие причёски перевиты нитями жемчуга. Художник делает попытку передать объём предметов и перспективу пространства, как в поздней, XIX в. иконе. Рука миниатюристов видна в тонкой графичной проработке деталей, в гладкой эмалевидной фактуре письма, в приёмах лепки формы нежными переходами тона, в колорите, построенном на сочетании чистых синих, вишнёвых тонов с разбелёнными голубыми и розовыми. Манера И.К. Лебедева в дальнейшем мало изменяется и остаётся в силу своей графичности и утончённости далеко не самым характерным примером городецкой росписи. И.А. Сундуков: роспись шла по всей России
Использование одних и тех же немногих сюжетов и приёмов исполнения, отработанных, проверенных временем и несколько упростившихся в массовой продукции, сообщает росписи рубежа XIX и XX вв. большое стилистическое единство, сближает между собой произведения городецких художников. Но и в этих условиях живопись разных мастерских и отдельных их представителей сохраняет свои отличительные особенности – в характере фигур человека, коня и птицы, в деталях костюма и декорации, в колорите. Так, в росписях Крюковых преобладают тёплые оттенки цвета – золотистые, оранжевые, красно-коричневые.
Колорит донец из курцевской мастерской Сундуковых, соперничавших с Крюковыми, строится на сочетании розовых, сиреневых, чёрных тонов и холодной зелени. В то же время композиции Ивана Александровича Сундукова (родился в 1889 г.) с их строгим рисунком фигур, чёткой организацией декоративного обрамления (волют, часов, занавеса) трудно спутать с донцами его отца Александра Фёдоровича (1858 – 1928 гг.), где силуэты приземистых фигур, с характерным изломом в талии, имеют мягкие, расплывчатые очертания, а фон сплошь, как ковёр, заполнен букетами цветов. На смену мягким серебристо-фиолетовым тонам красочной гаммы Сундукова-отца в работах сына проявляются более звучные контрастные сочетания ярких розовых и зелёных оттенков цвета. Многочисленная продукция Крюковых и Сундуковых расходилась быстро и широко бытовала в Нижегородской, Костромской и Владимирской губерниях, где их обнаруживали экспедиции различных музеев. А.Е. Коновалов: воскресил городецкую роспись
Аристарх Евстафьевич Коновалов – один из тех мастеров, что вернули городецкую роспись из небытия. А.Е. Коновалов род. в деревне Савино Городецкого района в 1920 г. У него рано умер отец, у матери осталось двое детей. В 10 лет Аристарх уже косил, пахал, боронил. Зимой ходил в школу в лаптях. Мальчик, любознательный и трудолюбивый, в свободное время находился в художественной мастерской своего дедушки Сергея Фёдоровича Крюкова, замечательного художника городецкой росписи.
В 1936 г. в селе Курцево открылась художественная мастерская по городецкой росписи. И мать определила Аристарха учеником. Здесь работали известные мастера: И.А. Мазин, Ф.С. Краснояров, Т.С. Крюков, К.И. Лебедев и другие. Пристально изучал Аристарх самобытное ремесло. В феврале 1939 г. в Загорске был создан музей и открылась экспериментальная художественная мастерская, где стали работать И.К. Лебедев и А.Е. Коновалов. Познакомившись с творчеством художников Палеха, Хохломы и других промыслов, Аристарх захотел рисовать как-то по-другому. И опять он услышал совет своего наставника: «Ты уж лучше по-городецки пиши, продолжай наше мастерство. В городецкой росписи есть своя неоскудеваюшая прелесть». В небольшой заметке, опубликованной 11 декабря 1957 г. в газете «Городецкая правда», Аристарх Евстафьевич Коновалов писал: «В целях сохранения народного творчества при Семёновской профтехшколе открывается отделение городецкой росписи с двухгодичным сроком обучения». Заканчивая статью, А.Е. Коновалов выражал уверенность в расцвете городецкой росписи. Он писал: «Можно с полным основанием сказать, что городецкая роспись займёт подобающее место среди других художественных промыслов страны». В 1959 г. выпускники отделения городецкой росписи, вместе с преподавателем А.Е. Коноваловым, приехали из Семёнова в Курцево. Этот год следует считать возрождением городецкой росписи. А.Е. Коновалов – хранитель и продолжатель традиций, автор книги «Городецкая роспись», лауреат Государственной премии РСФСР имени И.Е. Репина, свыше тридцати лет был главным художником фабрики «Городецкая роспись». Мастерам-расписчикам оставил образцы своих произведений. А.Е. Коновалов – Почётный гражданин города Городца. Уйдя на пенсию, он продолжал дома работать над произведениями городецкой росписи, создавал новые картинки по договорному соглашению с Москвой и Нижним Новгородом. 3 декабря 1993 г. А.Е. Коновалов умер. На доме (ул. Колхозная, 1), где более 20 лет прожил А.Е. Коновалов, установлена мемориальная доска почётному гражданину, воскресившего городецкую роспись. Л.Ф. Беспалова: «пионеры городецкой росписи»
Лауреат Государственной премии им. И.Е. Репина, член Союза художников Российской Федерации Лилия Федоровна Беспалова является старейшим мастером-художником фабрики «Городецкая роспись». Родилась в Кронштадте в 1939 г. В 1957 г. в составе первой группы, набранной А.Е. Коноваловым, поехала в г. Семёнов для обучения приёмами городецкой росписи. С 1959 г., после окончания Семёновской профтехшколы, работает на фабрике. В 1966 г. при воссоединении фабрики «Городецкая роспись» в д. Курцеве с мебельной фабрикой в г. Городце она из самых первых художниц переступила порог ныне фабрики «Городецкая роспись»:
«Аристарху Евстафьевичу благодарны, что он нас взял, увидел в нас что-то, видимо. Нас было четверо, отец был военный, погиб в войну. Мама привела нас с сёстрой – вот, Аристарх Евстафьевич, возьми моих девчонок рисовать. – А что они умеют? – Ничего не умеют. Спрашивает меня – А что умееешь? – Вышивать. А он сидит, перед ним деревяшечка, ромашки рисует. Я увидела эти ромашки, сердце замерло. Он спрашивает – хочешь попробовать? Я взяла кисточку – раз ляпок – ничего не получается. – Ну, научишься, раз хочется». Лидия Фёдоровна тут чуть улыбнулась, видимо, вспомнилось что-то хорошее: «Стульчики нам дали столяры. Его надо сначала зашпаклевать, потом пошкурить, покрасить, еще раз пошкурить, еще покрасить, а потом уже расписать. Распишем. Аристарх Евстафьевич подойдет – не понравилось – « в эту сторону свела, в эту – увела, а надо прямо». Раз пальцем крест-накрест. И сидишь. И реви. А надо зарабатывать. И всё по-новой начинаешь. В первый месяц заработали 24 рубля. Жили тяжело». Беспалова задумалась, ведь перед её глазами пролетала вся её жизнь: «Коновалов повёз меня в слободу. А там ещё только была мебельная фабрика. Директор говорит – что мне с вами делать, куда девать? Название повесили «Городецкая роспись». Надо её развивать. Оставили меня в столярном цеху, одну посадили. С этого началась на фабрике городецкая роспись. Потом Коновалов написал статью «Художницы – пионеры городецкой росписи», так он нас назвал». За это время Лилия Федоровна выросла в одного из ведущих художников промысла. Ей присущи глубокое понимание стилистических особенностей городецкой росписи, тонкое чувство композиций и цветовой гаммы. С 1970 г. Л.Ф. Беспалова постоянный участник выставок и конкурсов, проводимых в Горьковской области, а также в г. Москве и др. городах России. Она участник выставок-ярмарок за рубежом. Произведения Л.Ф. Беспаловой выполнены на высоком художественном уровне, имеют оригинальную компановку и богаты по цветовой гамме. Л.Ф. Беспалова обучила профессии народного мастера более 25 человек, является наставником молодежи и инструктором школы художественного мастерства при фабрике «Городецкая роспись». А.В. Соколова: её работы – путь к совершенству
В 1969 г. группу молодых перспективных художниц приглашают в творческую экспериментальную лабораторию на открывшуюся в г. Городце фабрику «Городецкая роспись». Среди них была и замечательная художница Н.А. Столесникова, и будущие лауреаты премии им. Репина, заслуженные художники России Л.Ф. Беспалова, Ф.Н. Касатова, Т.М. Рукина, Л.А. Кубаткина.
Художникам иногда приходится выполнять определённые задания, т.е. писать на тему. И любая тема может найти отклик в душе, вызвать желание отобразить какой-то её момент. Главное – не пропустить этот момент. И это обязательно произойдёт, если ты начнешь изучать материал. Так, у Соколовой было сделано несколько работ на тему Куликовской битвы и Нижегородского ополчения. Старинные шлемы, щиты, копья, мечи – вся атрибутика русского воина очень легко становится элементами росписи.
Труды А.В. Соколовой – это путь к совершенству: от первых малёванных шариков и листочков до сложнейших сюжетных композиций. Это и почётные звания: лауреат государственной премии имени И. Репина, член Союза художников России, заслуженный художник России. Это – выставки, фестивали, музейные экспозиции, конкурсы, перечисление названий которых составило бы длиннейший список. КОММЕНТАРИЙ К СЛАЙД-ШОУ: ОСОБЕННОСТИ ГОРОДЕЦКОЙ РОСПИСИ
Городецкие мастера, в отличие от своих соседей, хохломских мастеров, расписывают не посуду, а деревянные панно, шкатулки, сундучки, украшают их празднично-торжественными сценами чаепитий, народных гуляний, катаний на лошадях, соседствующими с изображениями грациозных коней, диковинных птиц и цветов. Художественный язык этого искусства основан на необычности образов, яркой многоцветности колорита и виртуозной технике, важное место в городецкой росписи занимают жанровые сюжеты. Хохломской промысел более ранний по своему происхождению. Легкие деревянные чаши, братины, солоницы, расписанные растительными узорами по золотому фону, привлекали внимание уже в XVIII столетии.
Городецкий стиль отличается, прежде всего, содержательностью. В росписях основное впечатление дают жанровые сцены. Все эти изображения условны по характеру, очень вольны и декоративны по форме, а иногда граничат с шаржем. Это – быт крестьянства, купечества, пышный парад костюмов. Значительное место занимают цветочные мотивы – пышные «розаны», писанные широко и декоративно. По выражению А.В. Бакушинского, мастер стал подлинным живописцем. Об этом же говорит и В.С. Воронов, писавший: «нижегородская манера представляет нам наиболее чистый вариант подлинного живописного искусства, преодолевшего рамки графического пленения и основанного исключительно на элементах живописи…». Рядом с жанровыми реалистическими мотивами в городецких росписях живут и идеализированные декоративные образы птиц и животных. Встречаются экзотические львы и барсы. Особенно часто изображение горячего, сильного коня или петуха в гордой, воинственной позе. Чаще всего это парные изображения, геральдически обращённые друг к другу. Городецкий мастер росписи любит цветы. Они всюду разбросаны на поле росписей весёлыми гирляндами и букетами. Там, где позволяет сюжет, мастер охотно пользуется мотивом пышного занавеса, подхваченного шнуром с кистями. Декоративность мотивов подчеркивается декоративностью цвета и приёмов. Поле росписей городецкие мастера щедро усеивают цветами (ромашками, купавками, розами), целыми их букетами и гирляндами. А иногда, где уместно, используется мотив пышного занавеса со шнуром. В росписи используются контрастные яркие цвета: зелёный (яркий), красный (напряжённый), синий (глубокий) и еще больше подчеркивающий декоративность мотивов чёрный цвет. МОТИВЫ ГОРОДЕЦКОЙ РОСПИСИ
Основным мотивом росписи является изображение розы, купавки и кубышки. Этот вид чаще всего используется, он самый простой в исполнении. На изделии может быть изображен один цветок с расходящимися от него листьями. В более сложном варианте, например, на боковых стенках часто изображают полосу из цветочного орнамента, а крышка декорируется цветами, вписанными в круг. На крышках хлебниц цветы располагают обычно прямоугольником или ромбом.
Также цветы собирают в букеты. Этот приём используют при росписи досок или блюд. В свою очередь «букеты» собирают в гирлянды. Это когда один или два крупных цветка располагаются в центре, от них в стороны расходятся более мелкие цветы с листьями. Они могут вписываться в круг, полосу, располагаться серповидно (на угловых заставках). Данный вид композиции цветочного орнамента чаще всего используется при росписи разделочных досок, хлебниц, шкатулок, блюд, детской мебели. Символика: ваза с цветами – символ богатства и достатка. Следующий мотив – изображения «петух» и «конь» является символами солнца, пожеланиями счастья. Изображения «петуха» и «курочки» символизирует семейное благополучие, пожелание семье множества детей.
Последний мотив – сюжетная роспись: панно на сундуках и крупных шкатулках, разделочных досках и блюдах. Композиция сходна с композицией подарочных прялок: роспись делается в два или три яруса (в верхней части пишется основной сюжет с застольем, свиданием, прогулкой, выездом и т.п., в нижней – сюжеты помогают раскрытию данной темы). Средняя часть, разделяющая ярусы, представлена в виде цветочной полосы. Возможен и другой вариант: изображается основной сюжет, опоясанный цветочной полосой.
Интерьер: сюда относятся сцены застолья, чаепития, свадьбы и выполняются на фоне окна с обязательным изображением стола. Стол заполнен чашками, самоваром или вазой с цветами (символ богатства и достатка). В композицию могут быть включены шторы и часы. Экстерьер: дома с резными ставнями и наличниками, с печными трубами, украшенными резными петухами, колодцы с крышами, украшенными головами коней. Чаще всего сцены гуляния, выездов и свиданий не делятся на части. На панно воспроизводятся целые улицы с домами, заборами, церквями, растительными мотивами в виде деревьев. Нередко рядом с главными героями можно встретить изображения животных – собак, кошек, петухов, цыплят. При таком построении сюжета главные герои изображаются на переднем плане, более крупно, чем второстепенные, часто их выделяют цветом. КОММЕНТАРИЙ К СЛАЙД-ШОУ: Всадники, кареты, барыни, солдаты, кавалеры, собачки – вот пантеон образов, создаваемых при помощи более нигде не встречающейся техники и стиля. Значительное место занимают цветочные мотивы – пышные «розаны», писанные широко и декоративно. Городецкий мастер росписи любит цветы. Они всюду разбросаны на поле росписей веселыми гирляндами и букетами. Рядом с жанровыми реалистическими мотивами в изделиях городецких мастеров живут и идеализированные, декоративные образы птиц и животных. Встречаются экзотические львы и барсы. Особенно часто изображение горячего, сильного коня или петуха в гордой, воинственной позе. Смотрите слайд-шоу «Мотивы городецкой росписи». ТЕХНОЛОГИЯ ИЗГОТОВЛЕНИЯ ГОРОДЕЦКОЙ РОСПИСИ
Не нуждающаяся в термообработке роспись позволяет мастерам использовать самые разнообразные формы, цвета, оттенки. Раньше роспись исполнялась клеевыми красками, а сегодня – чаще масляными, по чистой поверхности дерева или по цветному фону. Изображение наносится без предварительного рисунка. Для этого используется кисть, которая взаимодействует с поверхностью будущего произведения свободным ударом. При этом, мастер может использовать всевозможные приёмы: от широких мазков до тончайших штрихов. Из каждого основного цвета составляется два оттенка: один разбеленный, другой более насыщенный. Роспись выполняется прямо на деревянной основе, или основа грунтуется жёлтым, красным, чёрным цветами. Композицию будущего узора можно наметить тонкими линиями карандаша. Главная задача – наметить размеры основных элементов композиции, или узлов, например, животных и цветов. Однако опытные мастера пропускают этот этап, сразу нанося рисунок краской. На выбранной для росписи разделочной доске или поверхности другого предмета намечается главное – расположение и размеры основных, самых ярких пятен – например, цветов. Это узлы композиции. При создании городецкой росписи популярным является использование темперы – краски, созданной на основе сухих порошковых пигментов из натуральных материалов или их искусственных заменителей. Часто используется и гуашь с добавлением ПВА, однако важно учитывать, что при работе с этим типом краски, после высыхания, тона приобретают слегка белесый оттенок. Поэтому, прежде чем наносить новый слой краски, необходимо дать высохнуть предыдущему. В узлах композиции широкой кистью наносятся, как правило, пятна правильной круглой формы – основа цветка. Средние детали – нераспустившиеся бутоны – связывают крупные детали между собой; мелкие – веточки, листочки – дополняют тему и мало влияют на общую композицию. Поверх светлых пятен наносятся тонкие мазки вторым, более тёмным колером того же оттенка, например, синим по голубому – обводка. Контур обводки – рисующий, изображает контуры лепестков цветка. На этом же этапе между крупными элементами изображаются листочки, форму которых получают двумя – тремя мазками кисти. Вся роспись состоит из элементов: круги-подмалёвки, скобки, капли, точки, дуги, спирали, штрихи. Заключительный этап росписи – нанесение чёрной и белой краской штрихов и точек. Этот прием называется «оживкой» и придает работе законченный вид. Выполняется самой тонкой кистью. После высыхания темперы изделие покрывается бесцветным лаком. КОММЕНТАРИЙ К СЛАЙД-ШОУ: Декоративный принцип росписи основан на том, что изображение орнамента или фигуры человека, птицы, коня выполняют всегда краской локального цвета. Поэтому изображение имеет хорошо читающийся силуэт на светлом фоне. Декоративный мотив чёрного, синего, тёмно-красного или коричневого цветов прорабатывают белыми графическими штрихами. Исполненные кистью с разной шириной мазка штрихи вырисовывают условный объем формы, создают впечатление живописности и помогают связи декора с фоном и взаимосвязи всех элементов композиции между собой. Известная строгость, симметричность композиций, резкое очертание фигуры коня или птицы восприняты от резьбы по дереву, которая предшествовала росписи. Смотрите слайд-шоу: «Технология изготовления городецкой росписи». ФАБРИКА «ГОРОДЕЦКАЯ РОСПИСЬ»
Вот уже почти 80 лет мастера фабрики «Городецкая роспись» сохраняют и развивают традиции народного художественного промысла. На фабрике рождаются изделия, выполненные в традициях городецкой глухой резьбы по дереву. Эта традиция идёт от старинной домовой резьбы, образцы которой представлены в собраниях крупнейших музеев России. В основу городецкой резьбы положен растительный орнамент с включением в него различных надписей и дат, а также изображений львов и сказочных существ (берегинь, фараонок). Художники используют также скобчатую, с подкраской, резьбу и инкрустацию мореным дубом. На предприятии искусной резьбой украшают шкатулки, небольшие панно, оклады икон, пряничные доски (для печати пряников), мелкую скульптуру. Мастера – резчики работают над резными иконами, используя художественные приёмы, идущие от искусства древней Руси. С 1995 г. возрождена технология старинной иконописи XIV – XV вв. с соблюдением всех церковных канонов (иконы пишутся на липовой доске, иконы на камне).
Фабрика выпускает художественные изделия с городецкой росписью. Токарные изделия (вазы, шкатулки, поставки, солонки, панно-тарелки, карандашницы, сахарницы, чайницы, штофы, погрумешки, яйца, конфетницы, бочата, игрушки токарные и др.). Столярные изделия (хлебницы, сундучки, разделочные доски, наборы, шкатулки, панно, коробки, копилки, бары, полочки, игрушки топорные и др.). Авторские работы городецких художников приобретают коллекционеры России и других стран, музеи декоративно-прикладного и народного искусства. Предприятие награждено многократно грамотами, дипломами районных, областных, Всероссийских выставок и конкурсов. Работы городецких мастеров участвовали во Всероссийских конкурсах (Нижний Новгород, Кострома, Владимир, Суздаль, Ярославль, Псков, Вологда, Самара, Саратов, Волгоград, Пермь, Екатеринбург, Омск, Новокузнецк, Челябинск, Москва, Санкт-Петербург и др.). И международных выставках в Германии, Чехословакии, Венгрии, Канаде, Турции, Испании, Болгарии, Франции. Адрес ЗАО фабрики «Городецкая роспись»: 606504, Нижегородская область, г. Городец, ул. Набережная, 61 Тел./факс: 8 (83161) 9-71-18 E-mail: rospis@mts-nn.ru Сайт: http://gorrospis.ru/ МУЗЕЙ ИСТОРИИ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ПРОМЫСЛОВ
В этом уникальном музее представлено около четырех тысяч произведений народного искусства, позволяющих проследить историю развития Нижегородских художественных промыслов на протяжении XVII – XXI вв. Экспозиция музея создавалась на основе богатейших фондов Нижегородского государственного историко-архитектурного музея-заповедника, начало комплектования которых относится ко второй половине XIX в.
Каждый найдёт для себя в Музее много интересного. Хохломская, городецкая и полховско-майданская росписи, художественная резьба по дереву, филигрань, керамический и металлообрабатывающий промыслы, народная игрушка, камне – и косторезный промыслы, вышивка, ткачество и народный костюм. Посетители музея смогут ощутить атмосферу крестьянского жилища с его резными наличниками, деревянной посудой и предметами быта, с сохранившейся на ней символикой; сельского храма с деревянной скульптурой, резными царскими вратами, покрытыми сусальным золотом; купеческого дома с резной деревянной мебелью в национальном русском стиле. Адрес Музей истории художественных промыслов Нижегородской области: 603000, Нижний Новгород, ул. Большая Покровская, 43 (здание магазина «Художественные промыслы»), 4 этаж. Тел.: 8 (831) 422-10-84 КОММЕНТАРИЙ К СЛАЙД-ШОУ: Сегодня наследие старых мастеров широко представлено в различных музеях России. В собрании Сергиево-Посадского музея-заповедника целая витрина посвящена Городцу, где, наряду с традиционными лошадками, присутствуют и персонажи провинциальной жизни: барышни и кавалеры, купцы и мастеровые, монахи и попы, матери с детьми на руках и кормилицы, дети и взрослые. Большая коллекция городецкой росписи есть в Городецком краеведческом музее: расписные донца прялок, пряничные доски, работы современных мастеров городецкой росписи. На самой фабрике «Городецкой росписи» имеется музей, где можно познакомиться с историей промысла, увидеть уникальные произведения мастеров. Смотрите слайд-шоу «городецкая роспись в музеях». МУЗЕЙНО-ТУРИСТИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС «ГОРОД МАСТЕРОВ»
С набережной г. Городца открывается удивительный вид на музейный туристический комплекс «Город мастеров». Открыт он был в январе 2010 г. С высоты музей напоминает сказочный терем, который возвышается на берегу реки Волги. Музей, воссозданный в традициях русского деревянного зодчества, является уникальным строением. Особая ценность архитектурных сооружений в том, что они представляют историю домовой резьбы во всем её богатстве и красоте в присущей городецким мастерам-резчикам манере. В музее представлены: золотная вышивка, вышивка в стиле гипюр, резьба по дереву, произведения древней русской живописи, изделия городецкой росписи, гончарные изделия и жбанниковская свистулька.
В городе мастеров можно заказать не только экскурсию, но и мастер-классы. Под руководством опытных мастеров можно слепить и раскрасить глиняную жбанниковскую свистульку, поучиться гончарному ремеслу и азам городецкой росписи. Мастер-классы проводятся как со взрослыми, так и с детьми. А ещё в городе мастеров есть чайный зал, в который особенно приятно заглянуть после зимней прогулки по городу. Горячий душистый чай на травах с городецким пряником и помадкой обеспечен всем желающим! Адрес Музейно-туристического комплекса «Город мастеров»: г. Городец, Александровская набережная, д. 1. Тел.: 8 (831-61) 9-40-84. E-mail: muz_terem@mts-nn.ru Сайт: http://muz-terem.ru/ *** |
|
|