|
Ремесло 30: Роспись каргопольской игрушки
1.
Ремесло 27: Каргопольская игрушка
2.
«Ульянины Сказы» – Ульяна Бабкина народный мастер Каргополя и её глиняные игрушки
С минуту лепила Ульяна молча, а потом готовую фигурку поставила на ладонь, своего птенца малого на волю выпускала, и запела: «Пе-е-тушок, пе-е-тушок».
3.
Каргопольская глиняная игрушка/kargopolskaya glinyanaya igruska
4.
Каргопольская глиняная игрушка. Серия №3
Сказки из глины и дерева. Документальный сериал (Россия, 2009 г.). 4 фильма.
5.
«Семейный дом-музей как форма предпринимательской деятельности. Каргопольская игрушка».
Короткая версия. Экскурсия в Каргополь специалистов ДПИ и народных промыслов. Запись видеоматериала Фролова А.О. фильм № 65 студии ТВ ТРАДИЦИЯ
6.
Ремесло 30: Роспись каргопольской игрушки
7.
Курс ДО Каргопольская глиняная игрушка.mp4
Курс ведет народный мастер России Фарутина Ольга Николаевна, г. Каргополь
8.
Каргопольская игрушка.
История каргопольской игрушки. Студия декоративно-прикладного творчества в санаторно-лесной школе № 7
9.
Каргопольская игрушка.wmv
К уроку технологии во 2 классе «Каргопольская игрушка»
ГЛИНЯНАЯ ИГРУШКА НА РУСИ
Древнейшие глиняные игрушки, найденные археологами на территории нашей страны, относятся к эпохе бронзы, ко II тысячелетию до Рождества Христова. Это маленькие глиняные топорики, посуда, погремушки. Вероятно, это культовые предметы. Находили глиняную игрушку в раскопках X – XVII вв. (Москва, Рязань) – свистульки (кони, птицы, фигурки людей). Они вылеплены из глины, обожжены, иногда украшались росписью и глазурью (на фото: глиняные игрушки «Скоморохи». XVI – XVII вв.).
Известно, что царский двор при Алексее Михайловиче закупал игрушки в «Москве на торгу». Игрушечное производство в XVII – XVIII вв. достигает большой высоты. Богатые семьи заказывали дорогие игрушки, их покупали и в царскую семью. В книге расходов императрицы Екатерины I за 1721 г. указано: «Куплено в Москве на торгу разных игрушек государыне царевне Наталье Петровне и великому князю и княжне – три коровы, два коня, два оленя, четыре барана, две пары лебедей, два петуха, одну утку, при ней трое детей, город с солдатами. За всё заплачено 4 рубля 9 алтын две деньги». Изготовление игрушки из глины было не главным промыслом, а попутным. Устанет мастер от основной работы, возьмёт кусок глины да и слепит что-нибудь этакое, какую-нибудь безделицу для своих детей или для себя забавы ради. Игрушками стали заниматься целые семьи, передавая секреты изготовления, заготовки и обжига глины от поколения к поколению. У каждого мастера вырабатывался свой стиль, своя манера лепки и оформления изделий. Язычество не ушло в небытие, а опосредованное сохранилось в народных промыслах, в том числе и в игрушке. Игрушка была своеобразной моделью мира, в которой были заложены основные представления о природе и человеке крестьянина. Дети, помогавшие своим родителям лепить и красить игрушки, принимали систему ценностей от предков. Эти традиции вылепливания глиняных изображений богов остались среди населения даже после того, как Русь стала христианской. А для того чтобы избежать нареканий со стороны церкви, люди стали называть фигурки игрушками. ИСТОРИЯ КАРГОПОЛЬСКОЙ ИГРУШКИ
История возникновения каргопольской игрушки уходит корнями в историю гончарного промысла Архангельской области, в которой гончары Каргопольского уезда из местной красной глины изготавливали различные предметы обихода. Мастера из окрестных деревень Печникова, Гринева, Токарева в свободное от полевых работ время крутили всякую посуду: горшки с кровлей, кринки и миски-латки, рукомои и роговики для топлёного масла. Гончары работали в небольших избах – «зимниках», где и жили. Крутили-приговаривали: «Не боги обжигают горшки, а мужики». Но работали не только мужики крестьянские, работали и бабы и дети 8– 9 лет, которые добывали и готовили глину к работе. Сначала глину просушивали в печи, затем её толкли, заливали кипятком и выдерживали около двух дней, мешая лопаткой.
После этого её мяли на полу голыми ногами, выбирая попавшиеся камешки и прочий сор, пока глина не становилась тягучей. Тогда глину резали на полосы и с помощью ручного гончарного круга лепили горшки и другую посуду. А коли останется приготовленная глина от горшков и мисок, так лепят из неё игрушки – фигурки баб, домашних и лесных животных, петушков, уточек, свистульки и гримелки разные. Уложат потом посуду в солому на сани-розвальни или на телегу, так и везут на ярмарку в город. По пути и в деревнях хозяйки прознают про товар, выменяют кринку на меру жита или пшеницы. Сколько в посудину войдёт, такова и цена. Гончарный ряд на каргопольской ярмарке располагался посреди площади, под самой соборной колокольней. Его можно было узнать без ошибки по переливчатому свисту незатейливых глиняных утушек, что служили мастерам и как превосходная реклама. Какой ребёнок не притянет к прилавку родителя: «Купи, тятя, коня!» После того, как гончарное производство постепенно сошло на нет, и стало невостребованным в связи с появлением новых материалов и технологий, перестали изготавливать и игрушки. Хотя остались гончарные мастера, которые все же продолжали их лепить и передавали свое мастерство из поколения в поколение. Так на протяжении всей истории каргопольской игрушки становятся известны имена гончаров и целые семейные династии, которые славились изготовлением игрушек и продолжали сохранять традиции. КОММЕНТАРИЙ К СЛАЙД-ШОУ: Глиняные каргопольские игрушки представляют собой фигурки в виде собак, медведей, сказочных героев, приземистых мужиков с бородами-лопатами, баб с новорождёнными малышами, птиц и других живых существ. Несмотря на такое широкое разнообразие форм, старинная каргопольская глиняная игрушка не обладала яркой расцветкой, ведь в качестве красок использовали мел, сажу и цветную глину. Для большинства игрушек характерны такие элементы росписи, как кресты, красные большие круги, кольца. Всё это старинные солнечные символы. Также использовали мотивы лепестков растений, колосьев хлеба и зёрнышек. До наших дней дошли игрушки начального советского периода. Смотрите слайд-шоу «История каргопольской игрушки». МАСТЕРА КАРГОПОЛЬСКОЙ ИГРУШКИ
У.И. Бабкина: сохранила и передала промысел
В 1930 гг. изготовлением игрушек занималось лишь несколько мастеров. А в 1950 гг. и вовсе остался лишь один мастер, и им была легендарная мастерица Ульяна Ивановна Бабкина (1889 – 1977 гг.).
Ульяна Ивановна Бабкина род. в 1888 г. Жила в покинутой всеми деревне Гринево, расположенной в 17 км. от Каргополя. Лепить игрушки стала с пятнадцати лет. В семье все занимались гончарством: и отец и сёстры её в былое время тоже лепили к базару всякую глиняную мелочь. На игрушки шла местная красная глина. Обжигала свои игрушки Ульяна Ивановна «по-домашнему»: после того, как 2 – 3 дня слепленные игрушки сохли, укладывала их в русскую печь вокруг поленьев. Когда дрова прогорят, то засыпала игрушки углями и держала так, пока не прокалятся. Старые каргопольские игрушки отличались архаичностью, наивной условностью лепки, раскраской в 2 – 3 цвета. Это, в основном, одиночные фигурки, сделанные из одного куска глины с минимальным количеством налепных деталей. Формы упрощены предельно, но именно в лепке заключена выразительность каргопольских игрушек. Игрушки, как и посуду, «обваривали»: разводили в корыте болтушку из овсяной или гороховой муки и окунали туда раскалённое изделие. Запекшаяся мука оставляла чёрный, словно кружевной, рисунок. Более дорогие горшки и игрушки покрывали свинцовой поливой: пережжённый свинец растирали в «мучку», обожжённые горшки обмазывали дегтем и посыпали этой «мучкой». После второго обжига получалась красивая блестящая поверхность. Любимые темы Бабкиной: баран, медведко, баба, мужик в лодке, утушка, собака. Размер игрушек невелик – сантиметров восемь – девять. Раскраска (из-за нехватки красок) самая простая – кирпично-красным, зелёным, чёрным. Позже, когда мастерица стала широко известна любителям народного искусства, ей стали присылать разные краски. Игрушки стали ярче. Но орнамент их не изменился. Элементы орнамента – круги с пятнами другого цвета или крестами внутри, «ёлочки», «гребёнки» – сходны с орнаментами на глиняных черепках каргопольской культуры четырех тысячелетней давности. Ульяна Ивановна любила изображать сцены деревенских будней: всадники («вершники»), охотник с собакой, кузнец. Крестьянок она лепила то с ребёнком, то с птицей, то с блюдом, полным пирогов. Делала также свистульки. Свистульки существовали на русской земле с языческих времен. Свистом наши предки отгоняли «нечистую силу». Позже свистульки превратились в детскую игрушку. Отголоски деревенских верований сохранились в форме свистулек Ульяны Бабкиной. Наряду с утушками она лепила и птицу с женской головой – птицу Сирин. Лепка простейшая: лапы и хвост обозначены тремя выступами, голова человеческая с рельефным носом и глазами-дырочками. На голове – крестьянский кокошник. КОММЕНТАРИЙ К СЛАЙД-ШОУ: С детства запомнила мастерица и сказочного Полкана (Кентавра) и стала лепить его. В последние 15 лет жизни её «бобки» (так Ульяна Ивановна называла свои игрушки) показывались на всех выставках произведений народного искусства. В 1958 г. работы Ульяны Ивановны были отмечены первым дипломом на Брюссельской выставке. Игрушки Ульяны Ивановны Бабкиной хранятся во многих музеях и частных коллекциях. Смотрите слайд-шоу «Мастера каргопольской игрушки». И.В. Дружинин: классик промысла каргопольской игрушки
Классиком народного промысла каргопольской игрушки по праву считается замечательный мастер, односельчанин Бабкиной, Иван Васильевич Дружинин (1887 – 1949 гг.). Иван Васильевич Дружинин род. в 1887 г. в семье гончаров. Игрушки начал лепить ещё в детстве, посудой же почти не занимался. В 1930-е гг. Дружинин был хорошо известен в среде собирателей народного искусства. Ему заказывали игрушки многие музеи страны, о нём писали в газетах. Долгое время считалось, что все работы, хранящиеся в музеях, сделаны одним только И.В. Дружининым. Но в 1976 г. вдова мастера, Екатерина Андреевна Дружинина, рассказала, как работала вместе с мужем. Иван Васильевич трудился в колхозе, а лепил лишь вечерами да по ночам. Игрушки он раскрашивал редко, «узоры наводила» Екатерина Андреевна. Игрушками до замужества она не занималась, лепить их так и не научилась, а вот в росписи мужа превзошла, да и многих односельчан тоже.
Иногда дружининские «бабы» держат в руках младенца, блюдо с хлебами или птицу. Голова лепится в условной манере: круглое лицо с выступающим подбородком да треугольный нос, уши и причёска отсутствуют. Головной убор напоминает шляпу с полями, островерхий колпак, цилиндрическую шапочку, изредка – крест. У «баб» на лифах изображены краснокирпичный круг или миндалевидное зерно. Часто встречаются большие налепные пуговицы, которые напоминают большие серебряные пуговицы в одежде каргополок в начале XIX в. Передник очерчивается чёрной линией и на нём пишутся красно-оранжевые круги, кресты в лучах, круг с крестом внутри, мотивы колосьев, ветви деревьев. Большинство фигурок Дружинина окрашены извёсткой, и по белому фону написан узор. Цветовая гамма приглушена и сдержанна. Для неё характерны жёлтые, зелёные, розовые, красные, сиренево-синие краски неярких оттенков. Мужские фигурки изображают крестьян и солдат, стоящих или сидящих. Одеты они в длинные кафтаны с налепными пуговицами. Лепкой рук, головы, лица они схожи с женскими фигурками. У стариков борода «расчёсана» красными и чёрными полосками, иногда – «серебром» и киноварью. Фигурки животных близки между собой по форме и орнаментации. Они различаются лишь деталями: у коня – небольшая головка со стоящими ушами, у коровы – рожки серпом, у оленя – рога с короткими веточками. Роспись также несложна: фигурки забеливаются известкой, голова закрашивается синим или розовым. У коровы, оленя, на спинах птиц рисуются большие красно-оранжевые круги и кресты. Пожалуй, одним из интереснейших персонажей дружининских игрушек является медведь. Он стоит на задних лапах, а в передних держит птицу, цветок, гармонь или сосуд. Туловище медведя белили известкой, голову красили охрой, сажей рисовали глаза, киноварью – рот. На брюхе часто рисовали что-то вроде деревца или цветка. Есть также ряд фигурок, раскрашенных чёрной краской с «серебром». Музеи приобретали в первую очередь его работы. Игрушки И.В. Дружинина известны сейчас как «классические», каргопольские. КОММЕНТАРИЙ К СЛАЙД-ШОУ: Для работ Дружинина характерна монументальная пластика, тонкая цветовая разработка орнамента. Среди фигурок преобладают женские, в длинной юбке колоколом. Значительно меньше мужских фигур, изображений животных и птиц. Женские фигурки, будучи размером всего в ширину ладони, напоминают древних каменных баб. При лепке основой служил торс с головой, он насаживался на юбку, к торсу присоединялись скатанные калачиком руки, шляпы, корзинки и другие детали. Руки часто бывают положены на бёдра, вытянуты вперёд или воздеты к небу. Смотрите слайд-шоу «Мастера каргопольской игрушки». Династия Шевелевых: укрепила и развила промысел
Игрушка из Каргополя своим развитием во многом обязана Шевелевым. Об удивительных вещицах невозможно рассказывать без упоминания этих славных людей. Сам род Шевелевых, гончаров и игрушечников не менее чем в пяти поколениях, происходит из деревни Токарево, располагавшейся в нескольких верстах от Каргополя по Пудожскому тракту. Эти земли, известные, как Каргопольская сушь, издавна были известны залежами глины, и именно здесь, в деревнях Гринево, Токарево (ныне уже не существующих), в Печниково крестьяне занимались гончарным промыслом. Из Гринева были родом известные мастера Иван Васильевич Дружинин и Ульяна Ивановна Бабкина. Семья Шевелевых сыграла особую роль в деле возрождения каргопольской игрушки. Основателем династии Шевелевых был потомственный гончар Дмитрий Васильевич Шевелев (1907 – 2000 гг.).
Шевелев Александр Петрович дал жизнь филиалу каргопольского отделения «Беломорских узоров», который производил игрушки. В 1967 г. по инициативе Союза художников РСФСР в Каргополе создали гончарный цех, принадлежащий предприятию народных художественных промыслов «Беломорские узоры». Предложили его возглавить Шевелеву Александру Петровичу (1910 – 1980 гг.). Не было ни оборудования, ни гончаров. Теперь многие только дивятся, как с малыми возможностями Александру Петровичу удалось наладить настоящее гончарное производство. Его игрушки сразу завоевали популярность. Глиняных мужиков и баб, и диковинных зверей стали спрашивать все, кто приезжал в Каргополь. Сохранив традиционные каргопольские сюжеты, мастер начал разрабатывать новые. Появились многофигурные композиции. Большим спросом пользуются у гостей города «Каргопольская тройка». Александр Петрович создал этот сюжет, соединив в единую композицию фигурки, которые традиционно лепили одиночными: возок, кони, фигурки людей. Появились игрушки, в которых нашла отражение тема труда сельского жителя: пахарь, сеятель, жнецы. Простота произведений народных мастеров – кажущаяся. За этой простотой – опыт многих поколений художников, их чуткость к материалу, форме, цвету. Не каждому и не сразу открывается во всей полноте сказочный мир народной игрушки. Как и всякое искусство, народное творчество требует к себе пристального внимания. Сегодня дело предков унаследовал Шевелев Валентин Дмитриевич (на фото). Он занимается воссозданием старинной техники обварки поделок, которая подразумевает помещение разгоряченной после обжига игрушки в так называемую болтанку – густой раствор на основе муки. В результате поверхность изделия покрывается декоративными разводами и пятнами чёрного цвета. Всё это возможно благодаря подгоревшей муке. В Каргополе в 2003 г. был создан Дом-музей династии Шевелевых и каргопольской глиняной игрушки. ОСОБЕННОСТИ КАРГОПОЛЬСКОЙ ИГРУШКИ
Бросается в глаза сходство каргопольской игрушки с подмосковными богородскими деревянными игрушками и особенно с излюбленными для богородцев очеловеченными медведями. Отчётливы и различия. Несомненно, своеобразие каргопольских глиняных фигурок и в подходе к теме и, особенно, в раскраске и орнаменте. Возьмем, например, барынь. У «дымок» барыня либо с зонтиком, либо с собакой. Если женская фигура вместе с ребёнком, то это уже не барыня, а «кормилка», она несёт не своё, а «господское дитё».
Символична здесь каждая деталь, а потому пластика отмечает лишь самое главное. Руки у баб выполнены схематично. Кисти рук детально не проработаны и даже не подчёркнуты орнаментально, их украшают лишь несколько поперечных мазков, и часто окрашены зелёным или буро-красным цветом. Лицо редко прорабатывается, черты является условным отображением физиономии человека. Часто обнажена грудь, или сквозь одежду намечены ярко-красные соски. На шее у баб нарисованы «цепи» или мониста с подвесками подобие лучей. В убранстве юбки подчёркнут передник, плотно забитый орнаментом. Одеты игрушки, как правило, в нарядные народные костюмы. Сарафаны на крестьянках пышные. В руках женщины держат детей, блюда с яствами или птиц. Птицы всегда считались в народе предвестницами тепла и весны. Своим громким щебетом они «прогоняли» с земли силы тьмы, несли свет, радость и счастье. И именно поэтому большинство глиняных русских игрушек, в свое время тесно связанные с весенними обрядами, воспроизводило изображения птиц и делалось со свистком «голосом». Каргопольская игрушка отличается от игрушки любой из областей России и образным строем, и кругом сюжетов, и эмоциональным фоном. Она совершенно чужда городского влияния в отличие, например, от дымковской. Игрушки каргопольских мастеров в большинстве своём – одиночные фигурки, иногда два – три персонажа, связанные единым сюжетом, каким-то несложным действием. Обычно изображение строится фронтально, причём, поверхность скульптуры более насыщена орнаментом спереди, в расчёте на рассматривание игрушки в фас. Они прекрасны уже и до того, как мастер распишет глиняные фигурки. Именно в лепке, прежде всего, лежит секрет выразительности каргопольской игрушки. КОММЕНТАРИЙ К СЛАЙД-ШОУ: Каргопольская глиняная игрушка имеет достаточно архаичный внешний вид. Она обладает узнаваемым стилем, типажами и росписью. Эту вещицу можно величать воистину народной, так как её исполнение максимально свободное. Условно все сюжеты игрушек можно поделить на несколько категорий: к первой относятся архаичные типы, такие, как Берегиня – женщина, которая в руках держит голубей, а также лошади, Полкан и другие животные. Ко второму типу каргопольских игрушек относятся сюжетные изделия, которые демонстрируют сцены из деревенского быта. Также эта категория сувениров иллюстрирует сюжеты из сказок. Сюда можно отнести такие композиции, как «Девушка за стиркой», «Репка» и прочие. Смотрите слайд-шоу «Особенности каргопольской игрушки». ОРНАМЕНТ КАРГОПОЛЬСКОЙ ИГРУШКИ
Орнамент каргопольской игрушки практически не изменился. Элементы орнамента – круги с пятнами другого цвета или крестами внутри, «ёлочки», «гребёнки» – сходны с орнаментами на глиняных черепках каргопольской культуры четырёх тысячелетней давности. Символичной была каждая деталь. Запечатлённый в игрушке образ – отголосок древних представлений о небесном огне, дающем плодородие земле. Изображённое на переднике «бабы» огненно-красное солнце словно согревает распаханное поле с зёрнами яровых посевов.
Раньше мастера подмешивали пигмент в мел, поэтому цвет каргопольской игрушки разбавлен белилами, приглушён. По подолу платьев, забеленных известкой, глиняных каргопольских «баб» изображают круги, символизирующие солнце, или геометрические узоры, напоминающие полосы вспаханной нивы. Эта древняя символика, связанная с культом плодородия. Предпочтительны розовые, зелёные, сиренево-синие, жёлто-оранжевые краски неярких оттенков. На нём нехитрый узор: полоски, волнистые линии, точки, кресты, штрихи. Этот узор очень древний, и каждый знак имеет определённый смысл, который сейчас многими забыт, а мастера рисуют его так, как изображали когда-то предки. Например – крест символ солнца, означает землю, засеянное поле, – ростки, изображение растительности. Волнистая линия изображает речку, воду, влагу, которой надо напоить растения. Орнамент каргопольской игрушки простой, стилизованный, напоминающий северную вышивку. В цветовой гамме глиняной игрушки Каргополя преобладают белый, зелёный, голубой, красный, чёрные цвета. Белый цвет в древности понимался как «сияющий белизной» и сравнивался со светом, но не отражённым, а излучаемым изнутри. Красный, «жаркий» цвет символизировал не только солнце, но и небесный огонь: солнце есть круг, наполненный огнём, пристрастие к сочетанию блеклого охристо-жёлтого и серого тонов, иногда он применяет розовый и совсем редко зелёный. Магическое содержание знаков-символов со временем утратилось и глиняные игрушки превратились в обычную глиняную забаву – «бобки». Появились новые бытовые мотивы. Фигурка, олицетворяющая прежде женское божество с крестами и кругами-солнцами, уподобилась простой крестьянке и держала в руках младенца, хозяйственную сумку или корзину. В росписи возникли детали праздничного народного костюма. Расписывают игрушку неяркими, блёклыми красками. СИМВОЛИКА КАРГОПОЛЬСКОЙ ИГРУШКИ
Берегиня – знак Земли
Появление игрушки в языческие дохристианские времена даёт основание видеть в ней отголоски древних представлений и практически ныне не сохранившейся рунической культуры, существовашей ещё за 6 – 7 тысяч лет до Кирилла и Мефодия.
Образы традиционной Каргопольской игрушки наполнены скрытым смыслом: «Берегиня» – знак Земли. Образ женщины с обнажённой грудью связан с важнейшей обрядовой темой, слитой с образами животворящих сил «матери-сырой земли» и солнца. Земля для крестьянина была словно живое существо. Она «засыпала» на зиму и «присыпалась» от горячих лучей солнца. Пила воду и родила урожай, нежно, по-матерински заботилась о людях: кормила, поила и одевала их, сохраняла от бед. И в глазах народа была она чистой и светлой. Поэтому фигурки глиняных каргопольских баб закрашивались белой краской. Слепленная из глины баба с головой, увенчанной «солнцем», воздетыми к небу руками и сидящими в них птицами, которые символизируют моление «матери сырой земли» о вешних лучах солнца, о свете и тепле, так необходимых для её плодородия. Птицы издавна считались в народе предвестницами тепла и весны. Своим громким щебетом они «прогоняли» с земли силы тьмы, несли свет, радость и счастье. Медведь – знак Плодородия
Медведь» – знак Плодородия. У славянских народов «медведко» считается подателем плодородия земли. Существовало поверье о связи медвежьего культа с плодородием женщины. После венца молодых встречали в медвежьей шкуре и желали им счастья, богатства и деторождения. Медведь у большинства гончаров – добрый «хозяюшко леса». Он выходит на встречу к людям, полным пирогов. Балагур, весело играет на гармошке. Иногда изображали медведя с птицей в лапах, и украшали большим крестом. Этот образ был, возможно, отголоском каких-то далёких воспоминаний о связи медведя с культом огня и солнца. Медведи нередко задирали кормилиц-коров, вытаптывали крестьянские посевы – всё это не могло не отразиться на деревенской игрушке, питавшейся особенно в последнее время, впечатлениями современной мастеру деревенской жизни. Так нашли здесь место и сцены борьбы мужика с медведем.
Олень. Лось. Баран – знаки Неба
«Олень. Лось. Баран» – знаки неба. Об олене сложены былины, песни и предания, где рассказывалось, что копыта у него серебряные, а рога «красна-золота» и освещал он ими всё вокруг. Шерсть оленя бурая (коричнево-красная), почему, в частности, он и был одним из древних образов солнца. И, возможно, в память об этом каргопольским глиняным оленям, лосям и баранам ставили на боках большие буро-красные круги, (либо золотили), которые символизировали бесконечный бег солнца. С ними было связано представление о довольстве и благе, а само слово «рогато» значило на севере жить в изобилии и богатстве. То же сулил людям и образ барана-солнца, потому-то, верно, и сложенный в снопы урожай овса – одной из плодородных в Каргополе культур – называли «бараном».
Полкан – знак Солнца
«Полкан» – знак Солнца. Полкан, огромный и добрый богатырь, защитник людей от сил зла. Он наполовину бравый генерал: грудь у него крепкая, лицо круглое с большой окладистой бородой, а туловище-как у коня, и на ногах копыта. На груди Полкана–лучистое солнышко.
Жило в народе представление о солнце в виде красного юноши, оттого и в русских сказках всадник на белом или рыжем коне символизировал день и солнце. Бородатый Полкан с лучистым солнцем на груди яркий образ Ярилы–бога Солнца. В те далёкие времена любого рослого мужика могли назвать Полканом. Для того чтобы земля дала обильный урожай, перед посевной выбирали в деревне «богатыря-Полкана», тормошили и «роняли» его на землю, пели обрядовые песни. Таким же крепким, полным сил и здоровья выбирали и засевальщика. За день до посева он парился в бане, ведь потом мыться ему уже нельзя, иначе в колосьях будет «бель» – пустота. В ночь перед севом и в продолжение всей работы он не должен был спать с женой. Проснувшись, надевал на себя всё чистое, чтобы и всходы были чисты, скидывал штаны и в одной длинной, до колен, рубахе приступал к работе. Человек здесь–образ большого мира, и его поведение оказывают прямое воздействие на природу, на плодородие земли. Полкан в каргопольской игрушке – это образ неодолимо могучего богатыря. Очень редко лепили Полкана удалым и молодцеватым, обычно он статный «стар матёр человек». «Тяни-толкай»: свет и тьма
«Тяни-толкай». Фигурка тяни-толкая состоит из двух коней – чёрного и белого. Конь (комонь, клюся, тарпан) – одно из самых почитаемых у славян животных. Белые и рыжие кони считались посланниками тепла, солнечного света и всякого блага. Если светлый конь олицетворяет собой радость солнечного света, то конь чёрный несёт саму Смерть. Всадник на коне – символ сам по себе многогранный, а тем более всадник на тяни-толкае, олицетворяющий собой постоянную борьбу между светлой и тёмной сторонами человеческой души. Сидящего между чёрным и белым конём всадника стараются перетянуть на свою сторону светлые и тёмные силы. Интересно положение всадника – на одних фигурках он ещё держится руками за обоих коней, как бы ни определившись в своей судьбе. А на других он уже прильнул к светлому коню.
ИЗГОТОВЛЕНИЕ КАРГОПОЛЬСКОЙ ИГРУШКИ
Современные мастера используют при росписи темперу или гуашь на клею, но орнамент по традиции остаётся прежним – простой, стилизованный, напоминающий северную вышивку. Подготовка глины, технология изготовления каргопольских игрушек такая же, как и везде.
Каждый мастер выбирает свой способ приготовления глины: кто-то сначала подсушивает кусочки глины, затем толчёт ее до состояния порошка, затем замачивает и замешивает, словно тесто. Кто-то, наоборот, сначала её заливает водой, перемешивает. Весь мусор – камешки, травинки – осядет на дно, тогда жидкую глиняную массу сливают и дают отстояться ещё. Можно её затем пропустить через сито и дать подсохнуть, тогда лишняя влага испарится. Глина готова для лепки, если хорошо отстаёт от рук. Рука мастера служит своеобразным мерилом, эталоном пропорций – средний размер игрушки не превышает длины кисти руки. Вот почему игрушки получаются ровными, одинаковыми. Но именно в лепке, прежде всего, лежит секрет выразительности каргопольской игрушки. Игрушка делается с помощью приёма вытягивания из целого куска глины без налепов. Детали обозначаются острой палочкой. Игрушке, несмотря на небольшие размеры, свойственна монументальность. Фигурка лепится из одного куска глины, налепных деталей немного. Для каргопольских игрушек характерна очень условная, обобщённая передача образа. Формы предельно упрощены. Окраска у большинства фигурок строгая – белая, чёрная, да редкие мазки киновари. Простота, даже примитивность выразительных средств, выступает в игрушке не в отрицательном качестве. У лучших народных мастеров в этом и состоит особенность творческого метода – умение выразить существо с помощью нескольких важных и точных деталей. Иногда степень обобщения доведена до предела: сани сливаются в одно целое так, что получаются сани с головой коня. Первоначально игрушки, как и посуда, были «обварными». После обжига раскалённое изделие погружается в «болтушку» – густой мучной раствор. Пригоревшая мука оставляет на светлой поверхности сосуда или игрушки чёрный кружевной узор. Украшенные процарапанным архаичным орнаментом, своей безыскусностью такие игрушки напоминают скорее произведения художников каменного века. Изготавливаются и более дорогие поливные посуда и игрушки, покрытые глазурью. Расписывают игрушку неяркими, блеклыми красками. Цвет соответствует крестьянскому костюму в реальной обстановке, который избегал ярких красок. Раньше мастера подмешивали пигмент в мел, поэтому цвет каргопольской игрушки разбавлен белилами, приглушён. Предпочтительны розовые, зелёные, сиренево-синие, жёлто-оранжевые краски неярких оттенков. КОММЕНТАРИЙ К СЛАЙД-ШОУ: Современная каргопольская игрушка менее архаична. Сохраняя традиционные формы, нынешние мастера делают её более изящной, порой чётче акцентируют детали, щедро расписывают маслом и темперой, избегая, однако, излишней пестроты. Наиболее древним является способ производства «обварной» игрушки. Для обжига игрушку ставят на ночь в протопленную печь, поближе к углям, где температура достигала 800 – 900 градусов Цельсия. При этой же температуре обжигают игрушку и сегодня. С утра ещё горячую игрушку погружают в кипящий мучной раствор. Частички муки оседают на игрушке, и обгорая, создают причудливые узоры на глине. Смотрите слайд-шоу «Изготовление каргопольской игрушки». НАРОДНЫЕ ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ПРОМЫСЛЫ «БЕЛОМОРСКИЕ УЗОРЫ»
В 1968 г. с целью возрождения, сохранения и дальнейшего развития народных ремёсел Русского Севера в г. Архангельске было создано предприятие народных художественных промыслов «Беломорские узоры». В ассортимент предприятия включено около 300 изделий утилитарного и декоративно-сувенирного назначения. Творческий коллектив художников и мастеров постоянно работает над обновлением ассортимента, создает новые образцы массовой продукции и уникальные высокохудожественные произведения.
Изделия предприятия НХП «Беломорские узоры» неоднократно экспонировались на выставках и ярмарках. Туристы, посещая город Архангельск, обязательно покупают на память работы местных мастеров. На сегодня предприятие Беломорские узоры объединяет несколько видов промыслов: художественные изделия из дерева, поморские сувениры, северная резьба по дереву, северная вышивка, ручное ткачество и вязание, каргопольская глиняная игрушка, расписные короба. Принимаются заказы на изготовление изделий по эскизам как от юридических, так и от физических лиц. Адрес Народных художественных промыслов «Беломорские узоры»: 163001, г. Архангельск, ул. Шубина, д. 3 Тел/факс: 8 (8182) 652-213 E-mail: belomoruzor@mail.ru Сайт: http://belomoruzor.ru/ ДОМ-МУЗЕЙ СЕМЬИ ШЕВЕЛЕВЫХ И МУЗЕЙ ГЛИНЯНОЙ ИГРУШКИ
Этот необычный каргопольский музей открыт 13 июня 2003 г. в старом бревенчатом доме с зелёными наличниками, дом №30 по улице Гагарина. Именно в нём, в двух небольших комнатах, жили в Каргополе потомственные мастера-игрушечники Дмитрий Васильевич и Клавдия Петровна Шевелевы, растили детей – будущих каргопольских художников Валентина, Виталия и Владимира, воспитывали внуков, которые не забывают ремесло предков. Здесь часто бывал старший брат Клавдии Петровны, Александр Петрович, именно он, автор каргопольской «Тройки», создал в Каргополе в 1967 г. цех по изготовлению глиняной игрушки и посуды – филиал Архангельского предприятия «Беломорские узоры».
После смерти Дмитрия Васильевича Шевелева в возрасте 93 лет в ноябре 2000 г. его дети и внуки выступили с инициативой создания Музея. Заглянем и мы в этот дом. Здесь, на кухне с традиционной русской печью, в которой можно и пироги испечь, и обжечь глиняную игрушку, за столом с точёными ножками, сделанным руками хозяина, Дмитрия Васильевича, Шевелевы и работали, и принимали гостей, и учили младших в семье лепить каргопольскую игрушку. Но не только глиняные сказки может увидеть зритель в этом музее. Половики и браное ткачество Нины Александровны Крехалевой и её ученицы Елизаветы Владимировны Шевелевой, традиционные берестяные изделия народного мастера Сергея Григорьевича Канашева и археолога Василия Валентиновича Шевелева, коллекция кованых предметов работы каргопольского кузнеца Григория Григорьевича Зуева – и это ещё не всё. Настоящим украшением экспозиции стала живопись братьев Валентина и Виталия Шевелевых. Валентин Дмитриевич – не только самый опытный и известный в Каргополе гончар и преподаватель, но и автор этюдов, замечательных по колориту и передаче состояний природы. Возможно, тот, кто впервые увидит глиняное изделие, скажет: «Такое я и сам сделаю». Но нет, здесь необходимо особое умение, талант, дар. Чтобы создать каргопольскую игрушку, нужно проникнуться крестьянским духом и пропитаться любовью к древнему искусству и своей Родине. В этом музее найдется, чем увлечь взрослого и ребенка, людей самых разных профессий и интересов, как жителей Каргополя, так и гостей города. КОММЕНТАРИЙ К СЛАЙД-ШОУ: Здесь, в музее,– история семьи в фотографиях, некоторые семейные реликвии, каждая из которых хранит память о прошлой жизни. Экспонирована также традиционная посуда, слепленная на ручном гончарном круге, покрытая свинцовой поливой или обваренная в «солодяге» – специальной мучной болтушке, колоритная игрушка, сделанная руками хозяев. Посетители музея незаметно входят в мир народного искусства, так что уже самим хочется взяться за каргопольскую глину. Это можно сделать вместе с мастерами в помещении для мастер-классов. Смотрите слайд-шоу «Дом-музей семьи Шевелевых». МУЗЕЙНЫЙ КОМПЛЕКС: «ЖИВАЯ ТРАДИЦИЯ» НЕ ДОЛЖНА ПРЕРВАТЬСЯ
Каргополье – край спрятанного времени: всё меньше и меньше остаётся возможностей попасть в прошлое, прикоснуться к нему, подышать его воздухом. Каргопольский север, как бережливый хозяин спрятал в своих широтах восемь веков российской истории. Уникальные шатровые храмы, сохранившиеся только на севере, свящённые озера и рощи-дорожки, ведущие нас в глубь времён, каргопольская игрушка – это лишь часть сокровищ ушедших эпох.
Сберечь их и передать следующим поколениям каргопольского севера – такую цель ставит перед собой Музейно-образовательный комплекс «Живая традиция». Создан он в итоге совместного проекта Каргопольского музея и Печниковской школы в 2003 г. Живой комплекс традиционного ремесла существует на месте гончарного промысла в бывшей Панфиловской волости, родине известных мастеров глиняной игрушки У.И. Бабкиной и И.В. Дружинина. Сегодня здесь работает мастерская глиняной игрушки. Каргопольский музей создал при мастерской детскую интерактивную выставку «Глиняная сказка» по истории гончарного промысла. В мастерской глиняной игрушки, начиная с третьего класса, под руководством учителя труда И.А. Савеловой ребята занимаются изучением ремесла бабушки Ульяны, и среди них уже имеются свои мастера. Об этом убедительно свидетельствовали представленные на музейной выставке экспонаты. Оказалось, что печниковские школьники умеют не только лепить игрушку, но и прекрасно вяжут, увлекаются лоскутным шитьём, резьбой и росписью по дереву, берестой. Остается добавить, что экскурсии по музейным экспозициям они тоже проводят сами. По словам юных экскурсоводов Насти Климовой, Жени Пономаревой, Ани Дружининой и Жданы Даниловой, больше всего им нравится рассказывать о глиняной сказке. КАРГОПОЛЬСКАЯ ДЕТСКАЯ ШКОЛА ИСКУССТВ №11
Художественное отделение школы существует уже 30 лет. В 1980 г. основной задачей открытого отделения и особенным направлением стало обучение детей лепке и росписи традиционной каргопольской игрушки. Предмет основного цикла «скульптура» был заменён предметом «Лепка традиционной каргопольской игрушки», который преподаёт народный мастер, заслуженный художник России ,представитель знаменитой династии Шевелевых – Валентин Дмитриевич Шевелев.
В настоящее время традиции лучших мастеров продолжает художник Валентин Дмитриевич Шевелев (1933 г.р.). С 1980 г. он работает мастером по изготовлению традиционной каргопольской игрушки и гончарных изделий по заказу Архангельской организации худфонда РСФСР. Помимо расписной игрушки мастер создаёт свои произведения и в других видах гончарной техники: освоил приёмы изготовления «обварной» и «поливной» посуды и применил их в исполнении игрушки, сообщив ей необычный, с современной точки зрения, облик, а на самом деле, вернул ей черты далёкого прошлого. Валентин Дмитриевич всегда с радостью делится своим богатым опытом. С 1962 г. он ведёт кружок глиняной игрушки сначала в школе, затем в педучилище и школе искусств г. Каргополя. Простота произведений народных мастеров – кажущаяся. За этой простотой – опыт многих поколений художников, их чуткость к материалу, форме, цвету. Не каждому и не сразу открывается во всей полноте сказочный мир народной игрушки. Как и всякое искусство, народное творчество требует к себе пристального внимания. Адрес Каргопольской детской школы искусств №11: 163046, Архангельская область, г. Каргополь, ул. Победы, д. 7. Тел.: 8 (818) 412-1776 E-mail: http://kargdshi11.ru/about Сайт: http://dshi11.arkh.muzkult.ru/ * * * |
|
|