|
Александр Запорожец
Ростовский коллекционер и реставратор Александр Запорожец уже 10 лет возвращает к жизни самовары. В его коллекции несколько тысяч самоваров. Коллекционер уверен, что времена, когда семьи собирались на чаепитие, не прошли.
1.
Самовар старинный
Самова́р – устройство для кипячения воды и приготовления чая. Первоначально вода нагревалась внутренней топкой, представляющей собой высокую трубку, наполняемую древесными углями
2.
Тульские самовары
3.
Тульский музей самоваров
4.
Тула. Экскурсия по музею Тульские самовары
Музей «Тульские самовары» – музей в Туле, содержащий большую коллекцию образцов самоваров XVIII—XX вв. Музей открылся в 1990 г. в двухэтажном здании, построенном в 1910 – 1911 гг.
5.
Тульские самовары – достояние России
6.
Тульские самовары
7.
Самовар
Из экскурсии по тульскому Музею самоваров
8.
Самовары музея «Музыка и Время»
На видео показана коллекция самоваров известного собирателя и коллекционера старины Джона Мостославского. Экспозиция самоваров входит в его музей «Музыка и Время».
9.
Александр Запорожец
Ростовский коллекционер и реставратор Александр Запорожец уже 10 лет возвращает к жизни самовары. В его коллекции несколько тысяч самоваров. Коллекционер уверен, что времена, когда семьи собирались на чаепитие, не прошли.
10.
В Ростове-на-Дону спасают старинные самовары
Старинные самовары и чайники в Ростов-на-Дону, в мастерскую Александра Запорожца везут со всего Юга России. Спасать. Здесь уникальная посуда русских мастеров XVIII XIX веков в руках реставратора получает второе рождение.
11.
Мода на раритеты возвращается
В Ростовской области из чуланов достали старинные самовары. Их начистили до блеска и организовали выставку. Экспонатов набралось около сотни.
ЧТО ТАКОЕ САМОВАР?
Слово «самовар» перешло от нас почти во все языки мира. Но русское слово «самовар» не переводится. Вот уже триста лет иностранцы ломают язык, пытаясь произнести его правильно (на фото: самовар, последняя четверть XVIII в. Красная медь, латунь, выколотка, литьё). Происхождение этого слова теперь не всем понятно, поскольку сочетание «сам варит» в соединении со словом «вода» кажется неправильным. Но всего лишь сто лет назад слово «варить» употреблялось не только в отношении еды (варить суп, рыбу), но и применительно к воде, наравне со словом «кипятить». Более того, в самоварах не только кипятили воду, но и варили пищу и сбитни.
Так что же такое самовар? В словаре русского языка говорится: «Самовар – металлический прибор для кипячения воды с топкой внутри, наполняемый углями». В «Толковом словаре живого великорусского языка» В. И. Даля сказано: «Самовар – водогрейный для чаю сосуд, большей частью медный с трубою и жаровнею внутри». Самовар – это цельный тонкостенный сосуд, который вертикально пронизывает труба, от топки до конфорки. Через трубу закладывается топливо. Внизу труба расширяется. Топка прикрепляется к нижней части самовара на некотором расстоянии от поверхности стола. Это обеспечивает устойчивость и пожарную безопасность. Через решётку в трубу проходит воздух и естественным образом поднимается вверх, создавая тягу в топке. Устройство самовара просто, как все гениальное. Он состоит из цельнотянутого тонкостенного сосуда. Его вертикально протыкает труба, начинающаяся от топки снизу и завершающаяся конфоркой. От других приборов для кипячения воды самовар отличается тем, что он объединил в себе весь практический опыт человечества по экономии энергии. Всё тепло, поднимающееся по трубе, отдается окружающей его воде. Большая поверхность трубы быстро доводит воду до кипения и поддерживает температуру. Естественный ток тёплого воздуха вверх создает идеальную тягу в топке. Самовары использовались как для приготовления чая, так и для приготовления супа, каши, сбитня. В таких самоварах сосуды разделялись на два или три отсека и блюда готовились одновременно. При закипании воды на конфорку устанавливается заварочный чайник, керамический или фарфоровый. Тяга замедляется, и самовар медленно доводит воду до кипения, качественно заваривая чай. САМОВАРЫ: ИЗ КИТАЯ ДО УРАЛА
Приборы типа русского самовара давно были известны в Китае, но они не служили для приготовления чая. Хотя китайские и японские сосуды для кипячения воды («хо-го», «цибати»), имели основные конструктивные признаки самовара: объединённые в одной конструкции сосуд для воды, жаровню для углей и трубу, проходящую через сосуд. Издавна они известны в Иране. Остатки медного самовара были найдены в развалинах поволжского средневекового города (Бельджамен, ныне – Дубовка). По всей видимости, он был булгарского (домонгольского) производства.
Устройства для подогревания напитков и еды были в Древнем Риме. В высоком, похожем на кувшин сосуде, имелось две ёмкости: одна для угля, другая для жидкости. Через специальное боковое отверстие закладывался раскалённый уголь, жидкость же наливалась и выливалась при помощи черпака – крана не было. В жару, кстати, вместо угля сосуд наполнялся привозимым в город льдом, и жидкость таким образом охлаждалась. Принято считать, что в России самовар появился благодаря распространению чаепития. Однако прародителем самовара считается сбитень. Сбитень на Руси использовали исключительно раскольники, которые чая не пили, а употребляли только сбитень – напиток на медовой основе. Сбитенник внешне напоминает чайник, внутри которого помещалась труба для закладки угля. Бойкая торговля сбитнем шла на ярмарках. Иностранцы, посещавшие Россию во времена Петра I, с восторгом отзывались о сбитне, называя его русским глинтвейном. Это сравнение возникло, очевидно, потому, что заезжие голландские и английские мореплаватели знакомились с этим напитком в заведениях, где его готовили с вином. Уличные торговцы делали сбитень без вина. Зимой они носили его на спине (сбитенщик на фото) в огромных медных сосудах в виде самоваров, покрытых тёплой тканью. Им согревался на морозе простой люд. Ранний русский самовар 1740-х гг. ещё значительно отличался от привычных нам форм и конструкции. Он был разборным, состоял из шарообразного съёмного тулова с конусовидной трубой-жаровней и стационарной подставкой – поддоном. Внешне он был отчасти сходен с английскими «чайными урнами» (бульотками с внутренней глухой трубой-жаровней). Шарообразное тулово, а также форма, повторяющая традиционную русскую посуду – братину, чашу, стали самыми ранними, определявшими внешний облик самовара. В 1730 – 1740 гг. самовары используют на Урале, а позднее и в Москве, Туле, Петербурге. В XIX в. самовар уверенно «шагает» во Владимирскую, Ярославскую, Вятскую губернии. ИСТОРИЯ ТУЛЬСКИХ САМОВАРОВ
В 1778 г. на улице Штыковой, что в Заречье, братьями Иваном и Назаром Лисицыными изготовлен самовар в первом в городе самоварном заведении. Основателем этого заведения был их отец, оружейник Фёдор Лисицын, который в свободное от работы на оружейном заводе время, построил собственную мастерскую и упражнялся в ней всякого рода работами по меди.
В 1785 г. открывается самоварное заведение А.М. Морозова, в 1787 г. – Ф.М. Попова, в 1796 г. – Михаила Медведева. В 1808 г. в Туле работало восемь самоварных фабрик. В 1812 г. открывается фабрика Василия Ломова, в 1813 г. – Андрея Курашева, в 1815 г. – Егора Черникова, в 1820 г.– Степана Киселёва. Самовары тогда продавались на вес и стоили: из латуни – 64 рубля за пуд, из красной меди – 90 рублей за пуд. Немало творческой фантазии вкладывали мастера в отдельные детали, приобретавшие сказочные формы. Таковы, например, самовары из мельхиора, самовар с ручками в виде дракона, с виноградными лозами и другие. Каждый самовар состоял из следующих частей: стенки, кувшина, круга, шейки, поддона, ручек, репейка, стебла крана, ветки, донышка, решетки, душничка, подшишек, деревянных приделок, конфорки и заглушки. Главным материалом для изготовления самоваров служили: медь зелёная (латунь), красная, томпак. Иногда самовары серебрили, золотили, а то и делали из серебра и мельхиора. Самовары и детали к ним изготовлялись не только в Туле, но и в окрестных сёлах в радиусе примерно 40 км. от города. Так, население деревень Нижние Присады, Хрущёво, Банино, Осиновая Гора, Барсуки, Маслово, Михалкове Тульского уезда и деревень Изволь, Торчково, Скороварово и Глинища Алексинского уезда из поколения в поколение специализировалось на самоварном промысле. Изготовляя стенки самовара, мастер получал сырье от фабриканта по весу, по весу же сдавался и самовар. Работа велась в жилых избах круглый год за исключением летнего времени, когда начинались полевые работы. У каждого самоварщика для изготовления стенки самовара был свой фасон. Круги, конфорки, поддоны, заглушки и шейки чаще всего изготовляли литыми – это делали кустари-литейщики из остатков меди и стреляных патронов. Во второй половине XIX в. Тула по производству самоваров занимает первое место в России. В 1890 г. в губернии действовало 77 фабрик с 1362 рабочими. На каждой из них трудилось от 3 до 127 человек. К концу XIX в. формы самоваров становятся более массивными, тяжёлыми, зачастую грубоватыми. В начале ХХ в. появляются новые типы самоваров – керосиновый, самовар «Паричко» и медные самовары фабрики Черниковых, где труба располагалась сбоку. Это способствовало усилению движения воздуха и быстрейшему закипанию воды. КОММЕНТАРИЙ К СЛАЙД-ШОУ: Чтобы быстрее реализовать свою продукцию, предприимчивые фабриканты нередко прибегали к различным приёмам для украшения своих изделий. Так, экспонент, получая похвальный лист, на котором был изображен двуглавый орёл, ставил на свои изделия громадного размера государственный герб. Получалось общее впечатление, что экспонент имеет награду – государственный герб. Клейма, поставленные на самоваре, регистрировались Министерством торговли. Фабрикант, самовольно поставивший клеймо на самоваре, подвергался штрафу или заключению в тюрьму на срок от четырех до восьми месяцев. Подвергался наказанию и фабрикант, хранивший товар или продавший самовар с самовольно поставленным клеймом. Смотрите слайд-шоу «История тульских самоваров». САМОВАРЫ БРАТЬЕВ ЛИСИЦЫНЫХ
Первый тульский самовар был изготовлен братьями Иваном и Назаром Лисицыными. Основателем этого заведения был их отец, Фёдор Лисицын, который в свободное от работы на оружейном заводе время построил собственную мастерскую и упражнялся в ней работами по меди. Тот самовар фабрики Лисицыных признан национальным культурным достоянием России и охраняется государством. Представлен в экспозиции музея «Тульские самовары» (на фото: самовар братьев Лисицыных в экспозиции музея «Тульские самовары»).
Основателем фабрики медных изделий был оружейник Фёдор Иванович Лисицын. Он с раннего детства приучал своих детей к труду, к работе по металлу. Как написано в архивных документах, Фёдор Лисицын «более 30 лет упражнялся в оружейном деле в медном цеху». Лисицыны делали удивительные изделия из стали с алмазной огранкой, что было очень характерно для конца XVIII – начала XIX вв. Чтобы начать выпускать самовары, Фёдор Лисицын подал прошение о том, чтобы не отдавать на казённые работы своих сыновей Ивана и Назара: мол, они будут работать на отцовской фабрике. После смерти Фёдора Ивановича фабрика медных изделий досталась Ивану и Назару. В 1778 г. купец третьей гильдии Назар Лисицын первым в Туле зарегистрировал самоварную фабрику. Уже в 1803 г. на них работают четыре тульских мещанина, семь оружейников, два ямщика, 13 крестьян. Всего 26 человек. Это уже фабрика, и капитал её составляет 3000 рублей, доход – до 1500 рублей. Фабрика в 1823 г. переходит к сыну Назара Никите Лисицыну. Лисицынские водогреи были очень красивыми, разнообразными по форме и отделке – в виде бочонка, вазы с чеканкой цветочного орнамента, с краном в виде дельфина, с петлеобразными ручками и клеймом «Назар Лисицын в Туле». Они хранятся в Калужском областном краеведческом музее. Интересный водогрей представлен в Бухарском государственном историко-архитектурном музее-заповеднике с клеймом «Иван Лисицын в Туле. 1810 г.». Кран в форме изогнутой рыбки, фигурные петлеобразные ручки, по краю крышки растительный орнамент, на стенке припаяна пластинка с надписью на персидском языке в стихах: «Пусть попечитель государева самовара, отданного в вакф (в дар), содержит в сохранности. Да примет Аллах данный вакф и да сохранится (этот самовар) в доме Иакия (молитвенный дом)». Один из уникальных экземпляров возрастом более 200 лет хранится в музее «Тульские самовары». Форма этого водогрея называется красивым словом «скифос» (ваза). САМОВАРЫ БРАТЬЕВ БАТАШЕВЫХ
Наивысший подъём самоварного производства в Туле приходится на 1880-е гг. Выделяются крупные самоварные фабриканты, «самоварные короли» – Ломовы, Баташевы, Тейле, Ваныкины, Воронцовы, Шемарины. Самовары, сделанные на этих фабриках, пользовались особой популярностью.
В конце XIX в. в Туле существовало более 10 фабрик однофамильцев Баташевых. Самая ранняя из них основана И.Г. Баташевым в 1825 г., а самая крупная – фабрика В.С. Баташева (на фото: Василий Степанович Баташев (1842 – 1892 гг.) – владелец самой знаменитой фабрики самоваров в Туле) – возникла в 1840 г. В 1898 г. утверждён устав «Товарищества паровой самоварной фабрики наследников Василия Степановича Баташева в Туле». Новая фабрика была выстроена в конце XIX в. в Туле на Грязевской улице (теперь улица Лейтейзена, дом № 12). Это была первая паровая самоварная фабрика в России. Газета «Правда», издававшаяся Тульским комитетом РСДРП в декабре 1903 г., так описывала её: «Эх, красива фабрика-то! Ай да Занфтлебен (наследник В. Баташева), он ведь так разукрасил», – подумает не один человек, проходя мимо этой фабрики. Наружность её действительно красива, но если заглянуть внутрь её, если посмотреть на тех людей, которые создали на это средства хозяину, то чувство отвращения, вызываемое и этими зданиями, и кровными рысаками, подвозящими в коляске директора, сменится какой-то безысходной тоской... В 7 часов они уже на фабрике, в душной мастерской с 7 до 12, полтора часа на обед и снова работают до 7-ми с половиной часов вечера. Всего в общей сложности 11 часов, в едкой атмосфере пыли и нашатыря. Работают сдельно, не покладая рук, и, самое большое, вырабатывают 1 рубль 30 копеек в день...». В начале XX в. фабрика наследников В.С. Баташева выпускала 54 различных фасона самоваров. Самовары фабрики Баташевых особенно ценились.
Прославленные баташевские самовары (на фото: медные самовары 1870 г. братьев Баташевых), лучшие по качеству и отделке, быстро раскупались, принося большой доход фабриканту. Ни одна русская выставка в России и за границей не обходилась без тульского самовара, без продукции фабрики Баташева. На художественно-промышленных выставках за самовары наследники В.С. Баташева получили три награды «Гран-при» в 1903 – 1904 гг. в Петербурге на международной художественно-промышленной выставке, в 1904 г. на международной выставке в Париже и в 1911 г. в Турине, три почётных диплома и более 20 других наград.
В фондах Тульского областного краеведческого музея насчитывается более 30 видов разнообразных фасонов самоваров фабрики В.С. Баташева и его наследников. Среди них самовар красной меди 1870 г. – флорентийская ваза, томпаковый – овально-лощатый, уникальная коллекция сувенирных самоваров, которые были изготовлены в подарок царской семье в 1909 г. Самоварчики выполнены с большим искусством в форме ваз (греческой, рококо, зеркальной), византийской рюмки и гладкого шара. Самовары эти ёмкостью в один стакан, и из каждого из них можно отведать чая. В конце XIX в. крупными конкурентами Баташевых были И.Ф. Капырзин и его наследники, братья Шемарины, Воронцовы и др. САМОВАРЫ ФАБРИКИ КАПЫРЗИНА
Тульский купец второй гильдии Иван Фёдорович Капырзин родился в 1849 г. Свою самоварную фабрику он открыл в 1885 г. на углу улиц Протопоповской и Логачевской (ныне Плеханова и Степанова). Фабрика Капырзина была небольшой, в 1890 г. здесь работали около двадцати человек и выпускали около ста видов самоваров. Среди них – разнообразные вазы «рококо», «ренессанс», самовары варительные, разборные (дорожные), магазинные и других типов. Выпускали рукомойники, кофейники, резервуары для воды. Делали водогреи из листовой латуни, меди, томпака, белого металла, мельхиора, серебра, иногда золотили. Ручки и самоварные шишки (хватки) на простых самоварах изготовляли из орехового или яблоневого дерева, на парадных, подарочных изделиях для знати, царских особ – из слоновой кости.
На фабрике были устроены токарный, чистильный цех, лудильное отделение, сарай с соломой, чтобы укладывать самовары в ящики для транспортировки и продажи. У Капырзина было четыре сына и четыре дочери. Сыновья Павел, Иван, Сергей и Николай очень рано стали помогать отцу (на фото: купец второй гильдии самоварный фабрикант Иван Фёдорович Капырзин (в центре) со своей большой и дружной семьёй. Фото конца XIX в.) В 1913 г., после смерти Ивана Фёдоровича, фабрика перешла к ним. Наследники решили не дробить производство и заключили союз. Так появилось товарищество «Самоварная фабрика наследников И.Ф. Капырзина», во главе которой стояли старшие сыновья Павел Иванович и Иван Иванович. В годы войны фабрика выпускала военное оборудование: проволоку, лопаты, противогазы и коробки к ним, другое снаряжение. А с 1917 г. фабрика становится Торговым домом под названием «Товарищество фабрики наследников И.Ф. Капырзина и К0 в Туле». Ещё через 4 года фабрику национализировали и по постановлению общего собрания рабочих дали ей название «Первая самоварная фабрика имени В. Ленина». 13 января 1923 г. газета «Коммунар» писала: «На днях самоварная фабрика им. Ленина, бывшая Капырзина, получила заказ от редакции московской газеты «Правда» на изготовление самовара ёмкостью полтора ведра с портретом Ленина». По тем временам для фабрики это была огромная честь. Портрет Владимира Ильича изготовлял один из лучших тульских гравёров. Тогда производством чудо-самовара заинтересовались за рубежом. Тулу посетил представитель германских торговых кругов, занявшийся вопросом экспорта самоваров в Германию. КОММЕНТАРИЙ К СЛАЙД-ШОУ: Почему Тула стала центром русского самовара? Изначально в Туле сформировался высокопрофессиональный класс ремесленников-оружейников. Ещё по указу царя Михаила Фёдоровича 200 кузнецов, мастеров «самопального» дела (самопал – одно из названий огнестрельного оружия) были отселены в особую слободу. Плюс, естественно, разработка металлов и удобное географическое положение Тулы. В 1850 г. в Туле работало 28 фабрик, и общий выпуск самоваров в год составил 120 тысяч. Тула становится настоящей «самоварной столицей». Но наряду с крупными фабриками, существуют и множество мелких. Так на фабрике Василия Гудкова работали семь человек. В 1879 г. на фабрике Тимофея Пучкова работали 14 человек. Вырабатывала фабрика 100 самоваров на сумму 6500 рублей серебром в год, при ручной сборке в день пять-шесть штук обычных самоваров. Смотрите слайд-шоу «Династии самоварных королей Тулы». СОВЕТСКИЕ ТУЛЬСКИЕ САМОВАРЫ
После революции 1917 г. самоварная промышленность почти прекратила своё существование. В 1918 г. происходит национализация самоварных предприятий. В 1919 г. в Туле образуется государственное объединение самоварных фабрик. В 1922 г. производство самоваров организуется на Первом государственном меднообрабатывающим заводе в г. Кольчугино (ныне ЗАО ТД «Кольчуг-Мицар»).
Однако большая часть самоваров выпускалась артелями. Так, в деревне Скороварово Алексинского района появилась артель «Быстрота», в деревне Фёдоровка Ленинского района – «Самоварщик», в Нижних Присадах – «Устав», в селе Хрущёве – «Тульский самовар». В Туле работали артели «Прогресс», «Наше будущее», «Красный пахарь». Самовары артели «Наше будущее» в 1923 г. на Всероссийской сельскохозяйственной выставке были удостоены Диплома первой степени за отличную выработку, доброкачественную сборку и лучший фасон. На самоварах, выпущенных этой артелью, можно было прочитать клеймо: «Самоварная фабрика 1-ой кооперативной артели, удостоенная диплома I степени». В середина 1930-х гг. основной производитель самоваров Тульский патронный завод выпускал изделия 64-х номенклатур: станки, центрифуги, примусы, самовары, чайники, посуду. В 1937г. произошло разделение предприятия. Новый завод получил название «Завод №38» и был выделен в самостоятельное управление с подчинением Наркомату Вооружения. С 1943 г. завод стал носить название «Штамп». В годы Великой Отечественной войны вся промышленность страны, в том числе и Тулы, перешла на военную продукцию. Но уже сразу после Победы самовары вновь появились в номенклатуре изделий завода. Их производство начало постоянно совершенствоваться. Газета «Молот» в 1957 г. писала об этом: «...Раньше труд был не только малопроизводительным, но и требовал применения больших физических усилий, высокой квалификации работающих, не создавал возможности для поточного производства и повышения его культуры. Совершенно иное дело теперь... Сейчас можно сказать, что самовар почти полностью изготавливается методом штамповки». В 1950-х гг. появились ещё одна техническая новинка – электрический самовар. Появление его было вызвано изменениями в условиях жизни россиян. Во второй половине XX в. в Советском Союзе началось массовое строительство жилых домов, пусть не очень комфортабельных, но зато миллионы людей смогли переехать в новые дома с централизованным паровым отоплением. И в таких квартирах жаровому самовару уже не было места, без печи с системой дымохода и отдушниками растапливать такие самовары было невозможно. В 1957 г. на тульском заводе «Штамп» разработали самовар, в котором вместо жаровой трубы стоял электрический нагреватель. В 1964 г. в магазинах появился миниатюрный самовар-сувенир, ёмкостью 125 граммов. Эта была точная копия самовара, принадлежавшего семье Л.Н. Толстого и находившегося в музее-заповеднике «Ясная Поляна», называлась модель точно также. Для его производства было изготовлено 24 штампа и приспособления, а для отделки миниатюрной ручки диаметром 5 мм. станок-малютка, размещавшийся на столе. Сувенир этот имел огромный успех на внутреннем и внешнем рынке, и выпускали его в огромных количествах. С середины 1990-х гг. массово выходят из употребления электрические самовары, вытесненные дешёвыми бытовыми электрочайниками с функцией автоматического выключения после закипания воды, в основном китайского производства. Но Тула продолжает хранить традиции самоварного дела. С 2005 г. при Тульском патронном заводе возрождён участок производства самоваров, но уже ориентированный только на штучный выпуск самоваров в эксклюзивном авторском исполнении и с соблюдением ремесленных традиций. Самовары выпускаются в виде комплекта с подносом и трубой. КОММЕНТАРИЙ К СЛАЙД-ШОУ: Расцвет производства самоваров в Туле после революции приходится на период НЭПа. Одним из крупных предприятий, основанных на базе самоварной фабрики Шемариных, стала фабрика им. В. И. Ленина, самовары которой считались лучшими в Туле. Она выпускала самовары с 1922 по 1931 гг. Интересен самовар этой фабрики емкостью 50 литров с изображением герба РСФСР и надписью: «РСФСР ТГСНХ Тулторг, 1-я Тульская самоварная фабрика им. В. И. Ленина, 1923 г.». Советские самовары стали уступать во внешнем виде царским. Но для чаепития, оказывается, они были более полезными. При изготовлении самоваров в дореволюционные времена для пластичности в олово добавляли свинец, тогда еще не задумывались о влиянии на организм тяжелых металлов. В советские времена самовары стали лудить пищевым оловом без добавления свинца, так что советский самовар более полезен в плане здорового образа жизни. Смотрите слайд-шоу: «Советские тульские самовары». ПОКОЛЕНИЯ САМОВАРНЫХ МАСТЕРОВ
Непросто было овладеть ремеслом самоварщика. Вот что вспоминает старожил-самоварщик деревни Маслово Н.Г. Абросимов:
«Работать учеником начал с 11 лет. Три с половиной года обучался этому ремеслу. Для стенки (корпуса) резали определённого размера латунь, затем её свертывали в цилиндр, и эта форма наводилась в двенадцать приёмов. Латунь с одной стороны надрезали зубцами и затем ударами молотка закрепляли по соединительному шву, после этого несли в кузницу. Потом мастер (наводильщик) повторял операции по заделке шва с помощью молотков и напильников и каждый раз закреплял отжигом в кузнице. Бегали в кузницу от мастера к мастеру и обратно мальчики-ученики и постепенно присматривались, как работает мастер.Немало пота пролито и бессонных ночей проведено, прежде чем по заказу фабриканта стенка сделана. А привезешь сдавать в Тулу фабриканту, иногда брак обнаружит. Труда много затрачено, а получать нечего. Работа тяжёлая, но полюбил я ее, приятно было, когда из листа латуни сделаешь чудо-стенку». Каждый самовар состоит из следующих частей: стенки, кувшина, круга, шейки, поддона, ручек, репейка, стебла крана, ветки, донышка, решётки, душничка, подшишек, деревянных приделок, конфорки и заглушки. Те из нас, кто постиг все высоты технического образования, даже те, кто способен разобраться в современном компьютере, слегка растерялись бы, покажи им тот исходный материал, из которого рождалось в руках мастеров стройное тело самовара. Инвентарь самоварщика переходил от отца к сыну, а по мере изнашивания заменялся новым. Сумма для приобретения набора инструментов подвергалась большому колебанию в зависимости от избранной мастером специальности в производстве. Например, комплект рабочего-наводильщика стоил 60 рублей. В комплект входило несколько кобылин, стойна, напильники, ножницы, формы для разгранки фасона, гнедки и молотки. До недавнего времени Николай Григорьевич хранил набор инструментов, которые ныне передал в музей (набор инструментов на фото). Работник самоварной фабрики, в среднем, получал от рубля до трех в день. Вот цены того времени (1 фунт – 400 граммов): фунт щуки – 20 коп., говядина «русская» – 14 коп., гусь живой –1,20 коп., масло коровье – 1 рубль. Изготовляя стенки самовара, мастер получал сырье от фабриканта по весу, по весу же сдавался и самовар. Работа велась в жилых избах круглый год за исключением летнего времени, когда начинались полевые работы. Занимались самоварным ремеслом и целыми семьями, и в одиночку. У каждого самоварщика для изготовления стенки самовара был свой фасон. Круги, конфорки, поддоны, заглушки и шейки чаще всего изготовляли литыми – это делали кустари-литейщики из остатков меди и стреляных патронов. Всего же таким производством было занято 4–5 тысяч кустарей и ряд медно-литейных заводов. Самоварная династия Волгиных
В истории тульского самоварного дела мы знаем целые династии фабрикантов, которые создавали один из символов России – тульский самовар. Но на фоне фигур владельцев фабрик затерялись те, кто, собственно, руками и русской смекалкой и делал самовары – эти предметы подлинного народного искусства. Об одном из мастеров-самоварщиков мы выше рассказали – о старожиле самоварщике из деревни Маслово Н.Г. Абросимове. А теперь речь о современных мастерах – о целой самоварной династии Волгиных.
Вся сознательная жизнь основателя тульской династии мастеров самоварного дела Виктора Фёдоровича Волгина связана с Тульским самоварным заводом «Штамп», на который он пришёл в 1952 г. учеником токаря. В 1957 г. талантливый молодой человек, увлекающийся рисованием с детских лет, поступил во Всесоюзный заочный институт искусств. Наибольшую известность Виктору Федоровичу принесли уникальные самовары, созданные им по собственным дизайнерским проектам. Этим видом творчества он начал заниматься с 1960-х гг. Эксклюзивные самовары, каждый из которых, судя по представленным на выставке эскизам, является произведением искусства, сегодня не только входят в коллекции многих музеев, но и хранятся у королевы Великобритании Елизаветы, президента Советского Союза Михаила Горбачева, президента Казахстана Нурсултана Назарбаева, чемпиона мира по шахматам Анатолия Карпова и многих других именитых особ. За заслуги перед Отечеством в области культуры и искусства В.Ф. Волгину присвоено звание «Заслуженный художник России». Виктор Фёдорович вспоминает, как шла работа по созданию некоторых памятных самоваров. Один из них – «Дружба народов», подаренный Леониду Ильичу Брежневу в 1976 г., был украшен национальными орнаментами всех 15 советских республик, ручки выполнены в виде виноградной лозы, а венчала всю эту красоту строка из гимна СССР: «Союз нерушимый республик свободных сплотила навеки Великая Русь». Непревзойденными являются по своему художественному оформлению самовар «600-летию Куликовской битвы», «Тула – город-герой», «Москва златоглавая», а вершиной творчества стал самовар «Лесная быль».
В 2012 г. в Туле организовалось «Товарищество наследников самоварной мастерской П.В. Салищева Волгины и Ко в г.Туле». По фамилии понятно, что в неё вошли самоварные мастера Волгины. А Салищевы? Оказывается, супруга Виктора Фёдоровича Волгина Нина Тихоновна происходит из знатного рода тульских самоварщиков Салищевых. Фабрика Петра Васильевича Салищева была основана в 1907 г. Самоварная фабрика П.В. Салищева была преемником фирмы Н. Баташева в Туле.
К Олимпиаде-2014 в Сочи «Товарищество наследников мастерской П.В. Салищева Волгины и Ко в г. Туле» изготовили уникальный 40-литровый жаровой самовар «Олимпийская снежинка» (на фото). Традиционно, он сделан из латуни, с никелевым и золотым напылением, ручки, в виде шишек, – из манчжурского ореха. Самовар украшен олимпийской символикой: кран – с олимпийским мишкой и надписью «СОЧИ 2014», паровой клапан – в виде чаши олимпийского огня, в орнаменте из снежинок на корпусе представлены 8 видов спорта, которые входили в программу первых Олимпийских зимних игр, состоявшихся в 1924 г. во французском Шамони. Большинство деталей самовара изготовлено вручную, и он может работать как жаровой, так и электрический.
Продолжателями дела Виктора Фёдоровича стали его сын и внук. Сын Вадим освоил все этапы самоварного производства, его первой авторской работой стал самовар под названием «Миру – мир». Потомственный самоварщик Вадим Волгин, художник-конструктор самоварного производства работают в «Торговом доме Тульский патронный завод». Каждый самовар Волгина – продукт творчества. Вадим Волгин говорит:
«Стол и карандаш рядом с напильником и тисками. И семья, слава Богу, не голодает – чего ещё надо?». Вадим Волгин уже в качестве художника «Товарищества наследников мастерской П.В. Салищева Волгины и Ко в г. Туле» создал эскиз олимпийского самовара: «Меня вдохновила наша русская зима с её красотой, кружевами… За основу я взял снежинку, узоры которой можно наблюдать в декоративных элементах самовара. На подготовку эскиза ушло около трех-четырех дней. Я вижу готовое изделие в голове, поэтому графически выразить его получается достаточно быстро». Сегодня самоварное дело продолжает сын Вадима Волгина – Борис. Он закончил факультет дизайна Тульского машиностроительного колледжа. Вместе с отцом разработал и создал самовар «300 лет Санкт-Петербургу» (самовар на фото). Сейчас семья работает в фирме ООО «Наследники самоварной мастерской П.В. Салищева Волгины и Ко. в Туле». Под руководством директора Ашпина Н.А. они продолжают создавать новые уникальные самовары, где наряду с ручным трудом, внедряют в производство новейшие технологии. Вместе с Волгиными над созданием новых моделей трудятся: Подкидышев С.Г. – гравёр высокого класса, Капцов А.А.– сборщик самоваров, Качура С.В.– столяр-краснодеревщик, которые своим трудом преумножают традиции тульских самоварщиков. ОСОБЕННОСТИ ТУЛЬСКОГО САМОВАРА
К концу XVIII в. самовар уже имел все отличительные черты и те конструктивно-функциональные особенности, необходимые для нагревания воды, которые привычны нам и сейчас, что и позволяет считать самовар изделием сугубо национальным. Это и наличие трубы-жаровни в виде кувшина, впаянного в корпус самовара, поддувала, поддона, крана, ручек с держателями, конфорки, крышки, колпачка-заглушки.
Нередко самоварные формы XVIII в. повторяли традиционный облик русской медной посуды – братин и чаш. Тулово самоваров часто украшали пышным чеканным или гравированным орнаментом в стиле барокко или рококо. В конце XVIII в. появляются самовары в виде вазы и античной урны, яйцевидной формы с углублённым широким поясом в средней части тулова и ложчатым низом, а также складываются и основные принципы декорировки самоваров. Тулово расчеканивалось ложчатым или рокайльным орнаментом, украшалось изображением цветочных гирлянд, накладками из листьев и маскаронов, поясками растительного или геометрического орнамента. В этот период в формах самоваров и в их декоре ещё используется стилистика рококо, но все сильнее сказывается влияние классицизма. Богато орнаментированный самовар при его утилитарном назначении воспринимается уже и как вещь художественная, как произведение декоративно-прикладного искусства; он включается в сервировку стола, в оформление интерьера. На рубеже XVIII и XIX столетий в обиход входят самовары, связанные традицией формообразования с устоявшимися образцами бытовых вещей из меди и дерева. Это четырех –, шести – и восьмигранные самовары, самовары в виде бочонка. Такие самовары, как правило, имели отъёмные ножки, что было удобно при перевозке. Поэтому их и стали называть дорожными. Благодаря своей форме, усиливающей резонанс, самовар обладает способностью издавать звуки, точно передающие состояние кипящей воды: на первой стадии самовар «поёт», на второй «шумит», на третьей «бурлит». Так как разогревание самовара происходит медленно, то по звуку очень удобно улавливать скоротечную вторую стадию кипячения.
XIX век – «золотой век» самоварного дела. Каждая фабрика старалась придумать свой, непохожий на другие самовар. Отсюда такое разнообразие самоварных форм: конические, гладкие, граненые, шарообразные, в стиле «неогрек», воспроизводившем античные формы амфор. Крайне разнообразны были размеры и ёмкости самоваров: от стакана до двадцати литров. В конце ХIХ – начале XX вв. самовары имели самые различные обиходные названия, указывающие на форму изделия: «банка», «рюмка», «ваза», «жёлудь», «дуля», «пасхальное яйцо», «пламя», «репка» (на фото самовар «ваза» с овалами. Клеймо: товарищество паровой самоварной фабрики наследников В.С. Баташева. Никелированная латунь. Около 1896 г.). Одновременно шли поиски универсального использования самоваров: создавались самовары-кофейники, самовары-кухни, домашние самовары, дорожные и т.д. Однако большинство из них не получило распространения, и в XX веке стали использовать лишь самовары для кипячения воды и подачи к чайному столу. Жизненными оказались три типичные формы самоваров: цилиндрическая, коническая (типа вазы) и сферическая приплюснутая (типа репки). При этом разнообразными стали конструкции кранов, ручек, ножек, конфорок.
Наибольшего развития самоварное производство в России достигло в 1912 – 1913 гг., когда ежегодно только в Туле их выпускали 660 тысяч штук. Первая мировая война приостановила выпуск самоваров, который возобновился только после окончания гражданской войны. В советское время стали изготавливаться как жаровые, так и электрические самовары. Выпускаются они и в наши дни. КОММЕНТАРИЙ К СЛАЙД-ШОУ: Самовар – это не просто кипятильник. Он ещё и химический реактор – смягчитель жёсткой воды, что очень важно, так как чай, заваренный в жёсткой воде, невкусен. При кипячении жёсткость снижается, так как образовавшиеся нерастворимые карбонаты (накипь) откладываются на стенках трубы и корпуса (тулова), а основная часть их оседает на дно. Правда, со временем эффективность реакции из-за этого уменьшается, так что накипь необходимо удалять. Примечательно, что самоварных дел мастера никогда не делают кран у самого дна, а всегда несколько выше, для того чтобы осевшая накипь не попадала в приготавливаемый напиток. Смотрите слайд-шоу: «Особенности тульского самовара». ИЗГОТОВЛЕНИЕ ТУЛЬСКИХ САМОВАРОВ
В изготовлении самовара были задействованы рабочие различных специальностей. Наводильщик – сгибал медный лист, спаивал его и выделывал соответствующую форму. За неделю он мог выделать 6 – 8 штук заготовок (смотря по форме). Лудильщик – покрывал внутреннюю часть самовара оловом. Делал 60 – 100 штук в день. Токарь – точил на станке и полировал самовар (при этом рабочий, который вертел станок и помогал токарю – назывался вертельщик). Токарь мог выточить в день 8 – 12 штук. Слесарь – делал ручки, краны и т.п. (ручки – к 3 – 6 самоварам в день). Сборщик – из всех отдельных частей собирал самовар, припаивал краны и т.п. В неделю делал до 20 самоваров. Чистильщик – очищал самовар (до 10 штук в день). Токарь по дереву – изготовлял деревянные шишки к крышкам и ручки (в день – до 400– 600 штук).
Прочес изготовления самовара был длительным. Мастера в деревнях изготавливали отдельные части самовара, привозили их на фабрику. На фабриках же шла сборка и отделка самовара. Известно, что целые деревни занимались изготовлением самоварных частей. Работа велась в жилых избах круглый год за исключением летнего времени, в это время велись полевые работы. Занимались самоварным ремеслом и целыми семьями, и в одиночку. Самовары и детали к ним изготовлялись не только в Туле, но и в окрёстных сёлах в радиусе примерно 40 км. от города. Изготовление самовара начинали с отбора материала. Вначале самовары изготавливались из красной (чистой) и зелёной меди, мельхиора, а позже стали использовать более дешёвые сплавы типа латуни. Известны самовары из золота и серебра. По листу меди проводили специальным крючком или шилом, если процарапанная линия была жёлтой и непрерывной, то такая медь шла на большой цилиндр. Если же жёлтая линия прерывалась (это указывало на примесь окиси меди), то из такого листа делали жаровую трубу или мелкие детали, которые впоследствии не точили и не полировали. Одной из основных операций была наводка, которая требовала нескольких этапов, каждый раз сопровождаемых отжигом в горне. Нередко она повторялась двенадцать – четырнадцать раз. Наводили самовар с середины. Внутренняя жаровая труба состояла из двух плотно сходившихся частей. Спаянные части трубы несколько раз наводили, протравляли кислотой и лудили. В месяц один мастер изготавливал десять простых и четыре – пять фигурных самоваров, которые стоили недешёво: от шести до десяти рублей за штуку. КТО В ТУЛЕ ДЕЛАЕТ САМОВАРЫ
Машиностроительный завод «Штамп» им. Б.Л. Ванникова – одно из старейших предприятий г. Тулы. Уже более 120 лет производит самовары и самоварные принадлежности. 17 мая 1880 г. Императором Александром II было выдано разрешение купцу 1-й гильдии, отставному офицеру Фёдору Григорьевичу фон Гилленшмидту на строительство в городе Туле частного патронного завода.
В конце 1880-х гг. на заводе организованы меднопрокатное и латунно литейное производства, что позволило выпускать латунь различных сортов, в том числе для самоварных фабрик. В 1918 г. завод был национализирован, и начался новый этап в истории предприятия. В декабре 1941 г. стали выпускать жаровые самовары. В 1956 г. тульский завод «Штамп» освоил выпуск электрических самоваров, с 1964 – 1987 гг. – самовары-сувениры «Ясная Поляна». Это в 56 раз уменьшенная копия самовара, находящегося в музее-усадьбе Л.Н. Толстого. С 1977 г. на заводе «Штамп» изготовляются комбинированные самовары, совмещающие принцип действия как жарового, так и электрического самовара. Завод «Штамп» выпускает более 20 видов самоваров, продукция его экспортируется во многие страны мира. Годовой выпуск самоваров – более 1,5 млн. шт. Ныне на заводе, помимо серийного выпуска, делают и подарочные самовары, которые выполнены с большим художественным вкусом. Безгранична выдумка тульских самоварщиков, и не зря же о туляках сложили пословицу: «Дай туляку кусок железа – он сотворит чудо». Адрес ОАО «Машиностроительного завода «Штамп»: 300004, г. Тула, Веневское шоссе, 4 Телефоны: 8 (4872) 41-17-52, 46-52-56 Сайт: http://www.allsamovars.ru/ Фирменный магазин «Тульские самовары» Тел.: 8 (4872) 46-52-63, 46-57-32
Тульский патронный завод – это бывший, знаменитый в царское время, завод В.С. Баташева. После 1917 гг. все советские самовары делали мастера дореволюционной эпохи. Поэтому и сейчас все самовары Тульского патронного завода выглядят точно так же, как и до революции самовары В.С. Баташева.
Теперь на Тульском патронном заводе стали, как и раньше, изготовлять самовары. Завод вернулся и к традициям индивидуального изготовления самоваров. Самовары здесь не простые, а практически золотые – эксклюзивные, с использованием драгоценных металлов и ценных пород дерева. По желанию заказчика самовар могут упаковать в деревянный с бархатным нутром ящик, который превращается в чайный столик. Всё это – подарки особо важным персонам или властям различного уровня. Сейчас, по словам заместителя директора ООО «Торговый дом «Тульский патронный завод» Андрея Лазарева, с ними ведёт переговоры Подарочный фонд президента. Поступают заказы и от частных лиц. Не так давно позвонили из Канады и попросили сделать им тульский самовар: мол, пить чай из самовара нынче очень модно, а взять его в Канаде негде. «У нас есть мечта,— говорит Андрей Лазарев, – чтобы наш самовар вытеснил китайский чайник». Самовары завода Тульский патронный завод (ТПЗ) – это самовары не поточного производства, они все сделаны руками мастеров, которые вложили в них свой труд и душу. Адрес «Торгового дома «Тульский патронный завод»: 300004, г. Тула, ул. Марата, д. 47-б Тел./факс: 8 (4872) 41-25-86; 41-30-64; 41-25-26 E-mail: info@tdtpz.ru Сайт: http://www.tdtpz.ru/products.php?id_path=53&page=1 КОММЕНТАРИЙ К СЛАЙД-ШОУ: Столетие назад в России было несколько центров производства самоваров, то сейчас фактически осталась одна Тула. Но и здесь есть интересная особенность. В 1850 г. в Туле насчитывалось до 28 самоварных фабрик, на которых ежегодно вырабатывалось около 120 тысяч самоваров. Теперь же все самовары практически производятся на двух предприятиях, которые изначально были одним. В 1919 г. все самоварные фабрики были национализированы. Самоварная фабрика Баташевых стала «Тульским патронным заводом», который с 1943 г. стала заводом «Штамп». Теперь самовары по-прежнему изготавливает завод «Штамп» и ему конкуренцию стал составлять «Торговый дом» «Тульский патронный завод». Сейчас самовары стали покрывать художественной росписью, специальными термостойкими лаками. За плечами нынешних мастеров традиция в два с половиной столетия изготовления тульского самовары. Смотрите слайд-шоу «Современный тульский самовар». МУЗЕЙ «ТУЛЬСКИЕ САМОВАРЫ»
Музей «Тульские самовары» – один из самых популярных музеев города Тулы. Открыл свои двери для посетителей в 1990 г. Музей располагается в историческом здании, носящем имя одного из российских императоров – Александра II.
В экспозиции музея наглядно представлена история тульского самовара. Музей представляет все этапы развития самоварного производства в тульском крае от конца XVIII в. до наших дней, а также историю самовара как самобытного образца русского декоративно-прикладного искусства. Большое место в экспозиции отведено мемориальным комплексам, посвящённым представителям известных самоварных династий – Баташевым, Шемариным, Фоминым. В залах музея можно увидеть самовары, разнообразные по форме, материалу изготовления и по размерам: от огромного, 70-литрового буфетного до крошечного самовара на три капельки воды. В Туле одними из самых ранних самоваров были изготовленные первыми тульскими самоварщиками Иваном и Назаром Лисицыными, один из этих первых самоваров представляет тульский музей самоваров. Посетители также увидят самовар «Итальянская ваза», отмеченный наградой на выставке в Санкт-Петербурге в 1870 г.; «детские самоварчики», подаренные в 1909 г. семье Николая II; самовар «Терем» – единственный образец такой оригинальной формы и многое другое. Среди наиболее интересных экспонатов следует отметить самовар системы А.Ю. Паричко начала ХХ в. со съёмным кувшином для топлива. Этот образец редко встречается в коллекциях музеев и в частных собраниях. В музее также широко представлены и декоративные самовары, сделанные из лозы, бересты, глины, дерева, фарфора, стекла. А любителям сладкого будет интересно увидеть самовар, сделанный из сахара. В музее выставлены все разновидности водогреев: сбитенник, самовар-кухня, дорожные самовары, самовары-кофейники, самовары самых именитых фабрик XIX и начала XX вв., самовары советского периода и декоративные самовары. Коллекция музея не сможет оставить никого равнодушным, каждый найдёт себе самовар по душе. Адрес музея «Тульские самовары»: г. Тула, ул. Менделеевская, 8 Тел./факс: 8 (4872) 31-23-33 E-mail: samovary@museum-tula.ru Сайт: http://samovar.museum-tula.ru/ КОММЕНТАРИЙ К СЛАЙД-ШОУ: Коллекция музея включает около 330 самоваров. Экспозиция, которая состоит из трех залов, знакомит с историей возникновения и развития одного из наиболее известных тульских промыслов – самоварного. Первый зал рассказывает о самоварном производстве Тулы в XVIII – XIX вв. Среди уникальных образцов конца XVIII в. – «сбитенник» – предшественник самовара, сосуд для приготовления сбитня – напитка из трав, пряностей, мёда. Самовары первой половины XIX в. представлены образцами фабрик Сомовых, Маликовых и др. Экспозиция третьего зала знакомит с продукцией машиностроительного завода «Штамп» им. Б.Л. Ванникова. Здесь представлены образцы жаровых, электрических комбинированных, а также самоваров с художественной росписью, выпущенных в различные годы. Смотрите слайд-шоу «Тульский музей самоваров». САМОВАР В ИСКУССТВЕ И ЛИТЕРАТУРЕ
Неизменный атрибут городского быта XIX и начала XX вв., самовар упоминается едва ли в каждом значительном произведении русских писателей той поры.
В русской литературе можно встретить немало бытовых подробностей жизни прошедших веков, где обязательно упоминается самовар. В 1846 г. в очерке «Замоскворечье в праздник» А.Н. Островский дал яркую образную зарисовку: « ... В четыре часа по всему Замоскворечью слышен рокот самоваров ... Если это летом, то в домах открываются все окна для прохлады, у открытого окна вокруг кипящего самовара составляются семейные картины». В «Мертвых душах» Н.В. Гоголь дал прекрасное описание трактира, в одной из комнат которого находились: «все старые приятели, попадающиеся всякому в небольших деревянных трактирах ... а именно: заиндевевший самовар, выскобленные гладко сосновые стены, треугольный шкаф с чайниками и чашками в углу ...». Самовар был обязательным предметом и в путешествии. Люди, отправлявшиеся в дальний путь, брали с собой дорожный самовар и погребец с чайницей, заварным чайником, коробкой для сахара и коробкой для бутербродов, с ложками, чашками и блюдцами. Вспомните «Станционного смотрителя» А. С. Пушкина: «Не успел я расплатиться со старым моим ямщиком, как Дуня возвратилась с самоваром ... Я предложил отцу её стакан пуншу; Дуне подал я чашку чая, и мы втроем начали беседовать, как будто век были знакомые». А вот описание сцены на небольшой ямской станции из повести В. А. Соллогуба «Тарантас»: «Между тем комната наполнилась проезжающими ... Делать было нечего. Василий Иванович, как человек бывалый и распорядительный, не терял времени. Уж кипящий самовар бурлил в кругу стаканов и чайных орудий. По сделанному приглашению беседа столпилась около стола, лица оживились, одежды распахнулись, и чай – благовонный чай, отрада русского человека во всех случаях его жизни - начал переходить из рук в руки в чашках, блюдечках и стаканах. Знакомство мало-помалу устроилось». Без самовара не обходилось, да и сейчас не обходится ни одно народное гулянье. М.Н. Загоскин в очерке «Первое мая в Сокольниках» писал: « ... Возвращаясь к моей коляске, я присел отдохнуть на скамье подле одной палатки, которая, судя по выставленному у её дверей самовару, величиною с порядочную бочку, была одним из временных трактиров, разбросанных по всему гулянью».
Самовар можно увидеть в многочисленных произведениях русской жанровой живописи. Следует особо упомянуть Б.М. Кустодиева, создавшего целую галерею полотен, изображающих чаепитие у самовара: «На террасе» (1906 г.), «Чаепитие» (1913 г.), «Купчиха за чаем» (1918 г.), «Купчиха на балконе» (1920 г.), «Купчиха, пьющая чай» (1923 г.), «Осень в провинции. Чаепитие» (1926 г.) и др. Среди других известных картин произведения В.Г. Перова «Чаепитие в Мытищах, близ Москвы» (1862 г.), К.А. Коровина «За чайным столом» (1888 г.), К.Е. Маковского «За чаем» (1914 г.), К.С. Петрова-Водкина «За самоваром» (1926 г.), В.Ф. Стожарова «У самовара» (1956 г.). Нередко можно встретить самовар в натюрмортах (например, у П.П. Кончаловского – Натюрморт. Самовар (1917 г.)), в том числе и у современных художников.
«Самовар Иван Иваныч!», «Золотой Иван Иваныч!» – так уважительно величали самовар в народе. Престиж его был необычайно высок и незыблем. Недаром уже в 1920 – 1930-е гг. самовар вручали как награду, как поощрение лучшим работникам, ударникам первых пятилеток. В наши дни история самовара продолжается. И хотя сейчас нечасто встретишь семью, где самоваром пользовались бы каждодневно, его потеснил ближайший родственник – чайник, но на праздничном столе, как и сто лет назад, самовар вне конкуренции, ни одно народное гулянье не обойдется без него. А в деревенской избе самовар стоит на «почётном» месте: впереди избы, под образами, на столешнице. * * * |
|
|