|
История лаковой миниатюры
В фильме рассказано, как зарождалась лаковая миниатюрная живопись в с. Холуй Ивановской области, что способствовало её созданию и как менялись направления живописи.
1.
История лаковой миниатюры
В фильме рассказано, как зарождалась лаковая миниатюрная живопись в с. Холуй Ивановской области, что способствовало её созданию и как менялись направления живописи.
2.
Лаковая миниатюра. Иконопись Холуй
Мы не только прикоснёмся к истокам творчества великих мастеров, но и познакомимся с древним и прекрасным уголком нашей земли – южским краем, местом, ставшим легендой русского декоративно-прикладного искусства.
3.
Обучение в селе Холуй
4.
«Холуй – село самоцвет»
Краеведческое видео о посёлке Холуй Южского района Ивановской области.
5.
Холуйская миниатюра представлена в Музее декоративно-прикладного искусства
Во Всероссийском музее декоративно-прикладного и народного искусства открылась выставка «Заповедный Холуй». Она посвящена 80-летнему юбилею создания холуйского лакового промысла.
6.
Мой Холуй (лаковая миниатюра)
Этот видео ролик создан о прекрасном живописном посёлке Холуй, который расположен в Ивановской области Южского района.
7.
Лаковая миниатюра Холуя
Холуйский центр лаковой живописи – самый молодой по времени возникновения российский промысел лаковой миниатюры.
8.
80 ЛЕТ ХОЛУЙСКОЙ ЛАКОВОЙ МИНИАТЮРЕ
9.
Пряничный домик. Лаковая миниатюра
10.
Холуй
ЛАКОВАЯ МИНИАТЮРА: КИТАЙ – ФЕДОСКИНО
Искусство лаковой живописи возникло несколько тысячелетий назад в Китае. При раскопках древних могил обнаружены лаковые изделия, относящиеся к эпохе Шань Инь (1766 – 1122 гг. до н. э.). Лаком покрывали домашнюю утварь, посуду и церемониальные сосуды, конскую упряжь, луки и стрелы, украшали экипажи. Лаками писали как чернилами, использовали для защиты поверхности изделий и в декоративных целях (на фото: чаша с подставкой. Красный лак, резьба. Эпоха Мин).
Родиной европейских лаков считается бельгийский Спа. Лаковое производство здесь быстро превратилось в ведущую отрасль галантерейной продукции. Коробочки наборов для шитья, бонбоньерки, табакерки, очечники, сигаретницы, шкатулки для чая и пряностей, пудреницы, шкатулки для украшений, туалетные гарнитуры – всё это изготавливалось из букового дерева. Изделия пользовались большой популярностью у отдыхающих на знаменитом европейском курорте – водах Ардена. Спаское лаковое искусство достигло своего расцвета в XVIII в., когда местные художники объединились в особую гильдию. Все эти мастера обслуживали самую богатую верхушку аристократии, создавая дорогие образцы мебели, чайные подносы, рамы, бокалы, чашки, футляры для часов и прочие предметы роскоши. В стилистическом плане эти вещи в основном были подражанием восточным лакам. В России постоянный интерес к лакам стал проявляться с петровских времен. Но ещё при Алексее Михайловиче (1629 – 1676 гг.) в китайском стиле украшались отдельные покои коломенского дворца под Москвой. Благодаря торговым контактам с Китаем появляются лакированные деревянные подносы, ширмы, веера.
Родиной лаковой миниатюры в России считается подмосковное село Федоскино. В 1793 г. московский купец Пётр Иванович Коробов основал в с. Федоскине мастерскую, выпускающие лаковые козырьки и кивера для военнослужащих из папье-маше. В 1795 г. он пригласил из Германии нескольких брауншвейгских мастеров, с помощью которых наладил на этой фабрике производство лаковых табакерок, обучил росписи по лаку местных мастеров из ближайших сел, многие из них были талантливыми крепостными художниками.
Вначале на коробочки просто наклеивали гравюры с пасторальными или галантно-рыцарским сюжетами и покрывали их бесцветным лаком. Но постепенно техника отделки совершенствовалась, и крышки табакерок и шкатулок живописцы Федоскино стали расписывать миниатюрными копиями (часто – весьма «вольными») с картин русских и западноевропейских художников. Позднее им на смену пришли оригинальные сюжеты из крестьянского быта, народных сказок, былин и песен. Так к середине XIX в. сложился самобытный стиль федоскинской миниатюры, принёсший этому народному искусству мировую славу. Во второй половине XIX столетия интерес к лаковым изделиям сохраняется. Их декоративные решения становятся более сложными и насыщенными, часто сочетаются с расписными вставками перламутра. Наряду с мелкими лаковыми предметами появляется мебель, украшенная лаковой росписью, – стулья, столики. Достигнув высокого профессионального уровня, русская лаковая миниатюра вступила в блестящую пору расцвета. Это искусство, пришедшее в Россию с запада, очень быстро обрело самостоятельность, яркое своеобразие и как большое художественное явление вошло в европейскую культуру. СЛОБОДА ХОЛУЙ КАК ПРЕДТЕЧА ПРОМЫСЛА
В документах за 1613 г. слобода Холуй уже упоминалась как известный центр иконописи, и была пожалована князю Дмитрию Пожарскому за освобождение Москвы от польских интервентов. Название «Холуй» произошло от промысла на реки Тезе, недалеко от впадения её в Клязьму. Для лова рыбы люди ставили плетни из прутьев, называемые «холуи», «холуйники» – так объясняет русский толковый словарь В.И. Даля значение этих слов.
Холуян в округе довольно зло называли «фараонами». Кличка пристала давно и толком никто не помнит её происхождения. Одни говорят, это оттого, что в селе стояло 28 часовен. Другие вспоминают, что так называлась рыболовная сеть. Третьи же утверждают, что в Холуе не принято было самим пахать и сеять. Делали это крестьяне соседних деревень. Вне зависимости от того, какая версия верна, «фараонов» не любили. Считали их богатеями: мол, ни пашут и не сеют, а деньгу большую никчёмной «малёвкой» зашибают. Красота этих мест великолепна в любое время года. Она и сегодня пленит многих. Лучшие художники Холуя считают, что именно необыкновенной красоте здешних мест во многом обязаны своим творчеством. Мастера так отзываются об этом уголке русской земли: «Я приехал в Холуй, и как-то прирос к этой земле. Понравилось красивое село с морем цветов в летнюю пору и золотым листопадом осенью. Невозможно не прикипеть к этим местам». Река – красавица, небольшая, глубокая, извилистая Теза, с её широкими весенними разливами, что оком не окинешь, с дубравами и сосновыми борами, могучими вязами и ивами по берегам, заливные луга с морем цветов в летнюю пору, с осенним золотым листопадом и множеством стогов сена, и белейшими огромными сугробами зимою. Возникает даже ощущение, что здесь не нужно ничего рисовать, творить: бери кисть – и переноси всю эту неземную красоту на шкатулки. Секрет плодовитости и мастерства местных художников заключается, наверное, и в том, что этот «медвежий уголок» до сих пор остаётся нетронутым цивилизацией. Даже император Пётр I не разрешал рубить берёзы в Холуе, чтобы не нарушить пейзаж, вдохновляющий художников. КОММЕНТАРИЙ К СЛАЙД-ШОУ: Во времена нашествия на Русь татаро-монгольских завоевателей в XIII в., захвата и разорение ими града Владимира, окрестных сёл и деревень, люди искали спасение и убежище в глуши лесной и болотной, куда не могла пройти монгольская конница, на северо-востоке от Владимира. В эти глухие, в то время места и бежали люди. Беглецы сохраняли свой быт, национальные обычаи, высокую нравственность, веру и вообще русскую культуру, здесь царил подлинно русский дух. Красота здешних мест просто неописуема. Совсем неслучайно обосновались предки будущих иконописцев и художников-миниатюристов на этом месте, ставшим источником труда и вдохновения. Смотрите слайд-шоу: «Слобода Холуй как предтеча промысла». ХОЛУЙСКАЯ МИНИАТЮРА КОРНЯМИ В ИКОНОПИСИ
Иконописцы Холуя упоминаются в писцовых книгах 1628 – 1661 гг. О холуйских иконах говорится в царском указе 1667 г.:
«поселяне, не разумеющие почтения книг божественного писания, пишут святыя иконы безо всякого рассуждения и страха». Первыми иконописцами в Холуе были монахи Троицкого монастыря, принадлежавшего Троице-Сергиевой лавре, которые и обучали холуян. Известно, например, указание архимандрита лавры Афанасия набрать в Холуе десять детей от 12 до 15 лет: «…острых и к понятию и к иконописному художеству надежных, обученных грамоте, и, дав им в лавре покои, пищу и одежду, обучить живописи иеромонаху Павлу». Уже в то время о Холуе говорили как о сложившемся иконописном центре, иконы которого славились и расходились не только по Руси, но и по другим православным государствам. Холуйские иконописцы расписывали и украшали храмы многих городов, в частности в Москве и Петербурге (Спас-на-Крови – Петербург, Успенский собор в Московском Кремле). К концу XVII в. Холуй становится носителем иконописных традиций Троице-Сергиевой лавры. Холуйская иконопись и лаковая миниатюра поставляются в северные губернии России: Вологодскую, Архангельскую, Олонецкую, С.-Петербургскую и в саму столицу. Холуй получал заказы на знаменитую иконопись и лаковую миниатюру из Болгарии, Сербии, Македонии. Оживлённая торговля этими изделиями, которой благоприятствовало удачное географическое положение Холуя на перекрёстке водных и сухопутных торговых путей, сделали Холуй крупным торгово-промышленным селом, ежегодно производящим 1,5 – 2 миллиона икон. К XVIII в. Холуй, вместе с Палехом и Мстёрой, становится центром иконописания. Расширение производства икон постоянно подталкивало хозяев иконописных мастерских увеличивать число иконописцев, вводить разделение труда. Так появились иконописцы-ремесленники, которые могли быстро и ловко выполнить отдельные детали иконы: одежду, пейзаж, орнамент. Их называли «доличники». Лик – лицо, руки и тело – писали, как правило, более квалифицированные мастера, или «личники». Рост производительности отодвигал искусство иконописи на второй план. Пагубные последствия этих процессов встревожили не только церковь, но и общественность, в том числе и профессиональных художников. По общему мнению, исправить положение могло лишь создание в Холуе школы иконописи. Первым шагом на пути создания художественного образования в Холуе стало открытие в 1861 г. первого во Владимирской губернии двухклассного училища. КОММЕНТАРИЙ К СЛАЙД-ШОУ: Холуйцы, в отличие от мстёрцев и палешан, легко отступали от строгих канонов иконописания, вносили в изображения черты народного лубка. И всё же в скорописных холуйских иконах в большей мере, чем в мстёрских и палехских, улавливаются глубинные народные традиции владимиро-суздальских писем XIV в., что выражается в лаконизме и образности изобразительного языка, в подчёркнутой монументальности композиции. Смотрите слайд-шоу «Иконопись Холуя». ОСНОВАТЕЛИ ОБУЧЕНИЯ В ХОЛУЕ
Н.Н. Харламов
В 1882 году Александро-Невское братство, учреждённое во Владимире, открыло в Холуе рисовальные классы, которые скоро были преобразованы в иконописно-рисовальную школу. Для руководства этой школой и преподавания был направлен выпускник Санкт-Петербургской Академии художеств Н.Н. Харламов (на фото). Артель учащихся под руководством Харламова развернула бурную деятельность в России и за рубежом. По эскизам Николая Николаевича были сделаны росписи в Кунгуре Пермской губернии, Белевском духовном училище г. Тифлиса, в Варшаве расписан собор святого Александра Невского, в Вене русская посольская церковь. В эти годы Харламовым были сделаны картоны для росписей храма Спаса-на-Крови в Петербурге. Харламов воспитал целое поколение холуйских художников, владеющих в совершенстве не только живописным мастерством, но и академическим рисунком.
Е.А. Зарин
С 1901 г. Комитетом попечительства русской иконописи, состоящим под непосредственным покровительством Николая II, Холуйская иконописная школа преобразовывается в Холуйские учебные иконописные мастерские. Для руководства присылается выпускник императорской академии художеств, ученик И.Е. Репина Е.А. Зарин (на фото). Для преподавания в иконописной школе приезжает кандидат Киевской духовной академии А.М. Деницин. Он преподавал закон Божий, археологию и иконографию. Деятельность образовательных учреждений сыграла серьёзнейшую роль в росте авторитета холуйской иконописи.
Руководитель Холуйских учебных иконописных мастерских Е.А. Зарин считал необходимым для живописцев не только умение писать иконы, но и создавать фрески, расписывать храмы. Под руководством Зарина был расписан храм в Кишинёве и других городах. Лучшие ученики после завершения учёбы направлялись в Москву продолжать образование в Строгановском училище. Заслуги холуйцев отметил Император Николай II, пожаловав грамоту и серебряный именной жетон Василию Пузанову: «…по сооружению храма, созданного иждивением императорского величества в городе Царское Село». ИСТОРИЯ ХОЛУЙСКОЙ МИНИАТЮРЫ
После революции иконописцы остались без работы. В конце 1920-х гг. мастера начали прибиваться к Мстёре. Там была артель, где делали «коврики»: маслом писали на холсте копии известных произведений. Вскоре в Холуе открылся её филиал. Но настоящего художника «коврики» удовлетворить не могли. Поэтому в 1932 г. холуяне решили попробовать силы в миниатюре. В 1934 г. холуйские художники С.А. Мокин, К.В. Костерин, Д.М. Добрынин и В.Д. Пузанов-Молёв организовали артель и стали искать свой собственный стиль в лаковой миниатюре. Холуй стал одним из четырёх центров лаковой миниатюрной живописи на папье-маше. Холуйские художники с 1937 г. участвовали во Всемирной выставке в Париже, где им были присуждены бронзовые медали, а в 1939 г. их работы демонстрировались на Всемирной выставке в Нью-Йорке.
В 1943 г. по постановлению Совнаркома РСФСР в Холуе открывается художественная профессионально-техническая школа. В школу направляется выпускник Ленинградской Академии художеств У.А. Кукулиев. Первые послевоенные выпускники школы Н. Бабурин, А. Костерин, Б. Тихонравов во главе с В.А. Беловым, учеником С.А. Мокина, а также талантливая молодежь из последующих выпусков – Н. Денисов, Б. Киселёв, В. Фомин, Н. Стариков и многие другие – по существу заложили холуйские художественные традиции лаковой миниатюры. С этого времени о Холуе заговорили как о признанном центре лаковой миниатюры, его изделия стали приобретать музеи, картинные галереи, российские организации, торгующие произведениями искусства. В 1959 г. в Холуе на общественных началах был создан Музей Холуйского искусства, который ныне имеет статус Государственного музея Холуйского искусства. С 1961 г. холуйская миниатюрная живопись выходит на международный рынок. Наряду с миниатюрами начинают создаваться декоративные лаковые панно. Вместе с традиционным чёрным фоном, всё чаще начинают использовать насыщенный красный, зелёный и вишнёвый цвета. Спектр сюжетов необычайно широк: былинные и сказочные сюжеты, темы из русского фольклора, эпические, исторические и литературные, батальные, жанровые и песенные, пейзажные, архитектурные и даже сатирические сюжеты, образы деятелей русской культуры. Всё это – в характерной холуйской манере, одновременно и декоративной, и реалистической, с тонкими индивидуальными различиями мастеров, но без утраты стилевого единства, и создало славу Холую как мировому центру лаковой миниатюрной живописи. В 1989 г. Холуйское художественная профтехшкола преобразовывается в Холуйское художественное училище миниатюрной живописи, которое с 2000 г. носит имя Н.Н. Харламова и до сих пор готовит молодых художников для народных художественных промыслов. При этом молодежь обучается традициям лаковой миниатюры, художественной вышивки и иконописи, искусство которой возрождается в современном Холуе. ОСНОВАТЕЛИ ХОЛУЙСКОЙ МИНИАТЮРЫ
К.В. Костерин: плеяда лучших холуйских мастеров
В 1884 г. в Холуе открылась школа иконописания. Руководили ею выпускники Петербургской академии художеств Н.Н. Харламов, а затем Е.А. Зарин. Из стен школы вышли и зачинатели холуйской миниатюры.
К.В. Костерин (1899 – 1985 гг.), старейший художник Холуя, принадлежал плеяде лучших холуйских мастеров: «Иконописную школу я окончил в 1913 г. У матери нас было пятеро, отец умер. Однажды приходит Зарин: направляю, мол, вашего сына как способного для продолжения учебы в Москву. Мать в голос: «Батюшка, Евгений Алексеевич! Ведь мне кормилец нужен». И пошёл я в мастерскую...» После революции иконописцы остались без работы. Многие ушли из Холуя. Другим было жалко своего искусства, при встрече они горячо обсуждали, какое найти ему применение. В конце 1920-х гг. некоторые мастера начали прибиваться к Мстёре. Там была артель, где делали «коврики»: маслом писали на холсте копии известных произведений. Вскоре в поселке открылся ее филиал, а потом завели мы и собственную артель. В то время Палех и Мстера уже славились своим искусством. Настоящего художника «коврики» удовлетворить не могли, и в 1932 г. холуяни решили попробовать силы в миниатюре: С.А. Мокин, Д.М. Добрынин К.В. Костерин. Потом присоединился В.Д. Пузанов-Молёв. Первые шаги давались трудно. Ведь художники занялись миниатюрной живописью на предмете, где действовали совсем другие законы, чем в иконописи и фреске. Скажем, изображение надо было вписать в чёрный фон и форму коробочки. Совершенно новыми были и темы, так как они сразу взялись за изображение окружающей жизни. Старые приёмы не всегда удавалось органично соединить с новыми задачами и тематикой. Порой первые миниатюры напоминали полотна станковистов или иконы. В то время мало кто верил, что Холуй найдет собственный стиль, отличный от палехского и мстёрского. «Третьему из-под двух не выбраться»,– говорили вокруг. И как же мы обрадовались, когда наши опыты поддержал профессор А.В. Бакушинский!» «Из этих корней может выйти интересное растение, – говорил он. – Стиль Холуя должен быть более реалистичным, чем у Палеха и Мстёры, но более декоративным, нежели у Федоскина». В 1937 г. холуйцы показали свои произведения на Всемирной выставке в Париже. Участвовали в ней и миниатюры К.В. Костерина «Праздник колхоза» и «Жить стало лучше». Как и работы Мокина и Пузанова, они были удостоены бронзовой медали. Холуй постепенно завоевывал известность. В годы войны государство проявило большую заботу о нашем искусстве. В 1943 г. в Холуе открылась художественная профтехшкола, где начали готовить миниатюристов. И хотя выгодные для артели «коврики» писались еще десять лет, перелом уже наступил. Среди первых выпускников школы Н. И. Бабурин, Б.В. Тихонравов, А.М. Костерин, Н.Н. Денисов, Б.И. Киселёв, А.А. Каморин, В.И. Фомин и другие художники, сыгравшие решающую роль в становлении холуйского искусства. С.А. Мокин: умножил славу советского искусства
Основателями нового этапа холуйского искусства миниатюры считаются три мастера: С.А. Мокин, В.Д. Пузанов-Молёв и К.В. Костерин. Выработанный ими стиль – чёрный фон, декоративный принцип композиционного решения – нередко давал повод упрекать художников в подражании Палеху. Но при этом упускалось из виду то, что миниатюры Холуя не столь графичны, более живописны, чем миниатюры Палеха. Художники Холуя не так непосредственно, как палешане, были связаны с иконописной традицией. Практически их отделило от неё почти целое двадцатилетие. Это дало возможность холуйским мастерам более свободно использовать свое наследие и, несмотря на некоторое сближение со стилем Палеха, найти своеобразный художественный язык для воплощения новых жизненных впечатлений.
Сергей Александрович Мокин (1891–1945 гг.) мастер лаковой миниатюры, один из основателей Холуйской художественной артели. Родился в семье иконописца – потомственного жителя Холуя. В 1904 г. поступил в холуйскую школу, которую закончил с отличием в 1908 г. В 1909 г. учился в Москве у академика живописи Степанова, где изучал фресковую живопись. В 1912 г. участвовал на всероссийской выставке художников. Его работа «Распятие» получила одобрение и была приобретена Владимирским музеем. В 1918 г. работал художником и чертёжником в Оренбурге, в 1921 году – в Нижнем Новгороде, в 1924 г. – в южском клубе. В 1943 г. в Холуе образуется художественная артель. В свободное от работы в артели время Сергей Александрович начал заниматься росписью на папье-маше. Это был пионер нового дела в Холуе. Вместе с ним начали поиски Костерин К.В., Добрынин Д.М., Пузанов В.Д. В этот период творчестве Мокина возобладала героическая тема. Он изображает в своих миниатюрах славное прошлое русского народа, его многовековую борьбу за свою национальную независимость. Темы для своих работ художник брал из жизни: «Спасение челюскинцев», «Готов к труду и обороне», «Строчеи за работой». Своим трудом старейший художник Холуя умножил славу советского искусства. Но не только миниатюрной живописью занимался художник. Им написано много станковых полотен, среди которых выделяются пейзажи и портреты. В годы Великой отечественной войны С.А. Мокиным созданы произведения, которые он посвящает подвигам советских людей с фашистскими захватчиками. До последнего дня своей жизни держал в руках кисть этот неутомимый труженик, большой художник и борец за всё новое смелое – энтузиаст, поднявший искусство Холуя до уровня профессионального искусства. В.Д. Пузанов-Молёв: создал основы миниатюры
Заслуженный деятель искусств России Василий Дмитриевич Пузанов-Молёв (1892 – 1961 гг.) один из основоположников холуйской лаковой миниатюры. Он родился 17 ноября 1892 г. в семье кустаря-сапожника. После окончания 4-классного училища поступил в холуйскую иконописную школу, где преподавал Е.А.Зарин. В 1909 г. как один из лучших учеников школы Василий Дмитриевич был направлен в Строгановское художественное училище в Москве. Он участвовал в росписи Фёдоровской церкви в Царском Селе, соборе в Драгомилове в Москве. Расписывал Государственный банк в Нижнем Новгороде.
В 1933 г., посетив палехского художника Н.М. Парилова и, увидев работы палешан в лаковой миниатюре на папье-маше, вернулся в Холуй с намерением попробовать свои силы в новом виде искусства. Он советовал не подражать Палеху, а искать свой стиль и направление. Его работы выдерживают сравнение с произведениями лучших миниатюристов Палеха, с которыми Пузанова-Молёва сближает склонность, с одной стороны, к монументальности композиций, к решительным, смелым, не лишенным элементов фантастики обобщениям, а с другой, – к орнаментальной трактовке сюжетных композиций. Эта склонность очень ярко сказалась в миниатюре «Садко». Все элементы этой композиции – плывущие по небу, как сказочные узоры, облака, устремлённая ввысь стройная архитектура древнего города, бегущие по гребешкам синих волн на раздутых белых парусах расписные кораблики и даже сам Садко с развевающимся по ветру широким шарфом – всё это подчинено безупречному ритму, всё пронизано элементами узорности. После долгих исканий Пузанов-Молёв нашёл, наконец, свой стиль – цельный, полный своеобразия, глубоко уходящий своими истоками в народное творчество. С 1943 г. в творчестве Пузанова-Молёва появляется историческая тема. Он создал целую серию композиций: «Поединок на поле Куликовом», «Дмитрий Донской отказывается платить дань татарам», «Призыв Минина и Пожарского» и др. Именно этому художнику мы обязаны появлением в холуйской миниатюре сказочной тематики. Подлинным шедевром художника является работа «Волга» (1957 г.). Василий Дмитриевич сумел создать и утвердить своеобразную манеру письма, отличную от Палеха и Мстёры, проявив при этом немало творческой изобретательности. Он сумел выработать такие принципы, которые стали основополагающими для последующих поколений художников. В.Д. Пузанов-Молёв умер в 1961 г. КОММЕНТАРИЙ К СЛАЙД-ШОУ: Иконописанием в Холуе занимались до Октябрьской революции 1917 г. Пройдя множество этапов становления, художники пришли к росписи лаковой миниатюры на папье-маше.Первые опыты миниатюрной живописи относятся к 1932 году. Художники Холуя, так же как и художники Палеха и Мстеры, явились основателями нового искусства русской лаковой миниатюры на папье-маше. В 1934 году они объединились в артель, которая стала в последствии градообразующим предприятием, воспитавшем много талантливых художников. Художники Холуя, приняв наследство от старых мастеров сумели развить это искусство, сделать его современным, сохранили лучшие традиции лаковой миниатюры, её народную основу. Смотрите слайд-шоу «История холуйской миниатюры». СОВРЕМЕННЫЕ ХУДОЖНИКИ МИНИАТЮРЫ ХОЛУЯ
Б.К. Новосёлов
Борис Кириллович Новосёлов – один из ведущих мастеров холуйского художественного промысла лаковой миниатюры. С 1974 по 1987 гг. занимал должность главного художника Холуйской художественной фабрики. Новосёлов род. в 1946 г. в г. Иваново. Художественное образование получил в Холуйской художественной профтехшколе и на художественном факультете Московского технологического института. С 1964 г. он постоянный участник художественных выставок, с 1989 г.– член Союза художников, а в 1998 г. ему присвоено почётное звание «Заслуженный художник Российской Федерации». Тематика произведений Б. Новосёлова весьма разнообразна. Это и наше далёкое прошлое (шкатулки «Форпост», «Князь Игорь»), и страницы недавней истории (пластина «Вечная память»), былинные сюжеты и сюжеты народных сказаний (ларец «Почестен пир», шкатулка «Поморская сага»), персонажи сказок русских писателей (ларец «Аленький цветочек», шкатулка «Руслан и Людмила»), портреты и архитектурный пейзаж. Из интервью Бориса Новосёлова:
«На фабрике сегодня 130 миниатюристов. Из них 30 составляют творческую группу. Это наши ведущие мастера, они создают новые произведения. Остальные художники тиражируют их оригиналы. Значит, рядовой мастер никак не проявляет индивидуальность? Нет. Мы требуем, чтобы он сохранял композицию образца и основные цветовые отношения, передавал сам дух произведения. И вместе с тем настраиваем его на творчество. Потому что, если художник будет всё время опасаться, как бы не «промазать», ничего хорошего не выйдет. Надо, чтобы он с удовольствием работал! Тогда копия может даже превзойти оригинал. Скажем, у плясуна голова такая кудрявая да «веселая» получится, что улыбнешься. Или в цвете автор не дотянул, а исполнитель возьмёт свежее. Смотришь одну работу у разных мастеров и видишь, как она обогащается... Бывает, к сожалению, и по-другому. План большой, и молодым ребятам (а их на фабрике больше половины) с ним справиться нелегко. Начинается спешка, которая ведет к снижению качества. Тут уж не до индивидуальности». В последние годы Б. Новосёлов много внимание в своем творчестве уделяет иконописанию. Среди его наиболее значительных работ – иконы «Богоматерь Казанская», «Св. Николай Угодник», «Св. Серафим Саровский», а также эскизы для икон «Спас» и «Св. Иоанн Крондштатский», находящиеся сейчас в иконостасе Крестовоздвиженского храма Свято-Николо-Тихоновского Лухского монастыря (с. Тимерязево Ивановской обл.). Л.Л. Никонов
Никонов Лев Леонидович род. в 1961 г. в деревне Попово Юрьевецкого района Ивановской области. Уже более 30 лет занимается лаковой миниатюрой. Приехал он в Холуй из Юрьевца и помнит, что его стремление к рисованию и учёбе проявилось очень рано:
«В школу я убежал из дома в шесть лет, как Филиппок, хоть она и находилась в другой деревне. В седьмом классе твёрдо решил стать художником». Учась в Холуйской художественной профтехшколе, он был среди лучших, умел быстро схватывать характерные черты, обладал широкой раскованной живописной манерой. Учился у Б.И. Киселёва. А дипломная работа «Мой дед», написанная в классических традициях холуйской миниатюры и посвящённая истории семьи, и поныне считается одной из лучших в училище и принимает участие во многих выставках. В 1995 г. принят в союз художников РСФСР, последние 20 лет пишет работы на охотничьи темы. Участник многих зарубежных и союзных выставок. Работы находятся в Государственном музее Холуйского искусства и частных зарубежных коллекциях. Сыновья Льва Леонидовича – Павел и Егор – пошли по стопам отца, и сейчас учатся в Высшей школе народных искусств. Можно уже сказать, что образовывается целая династия Никоновых. М.М. Веселов
Веселов Михаил Михайлович род. в 1959 г. в с. Андреевка Приморского края. В 1981 г. окончил Холуйскую художественную профтехшколу. Учился у основоположников промысла: Костерина А.М., Белова В.А. В 1978 г. поступил работать на Холуйскую художественную фабрику. В 1989 г. перешёл в творческую группу. Награждён дипломами за участие во всесоюзных выставках. В 1994 г. его работа «Св. Серафим Саровский» была приобретена Московским Государственным Историческим музеем. Виктор Веселов говорит:
«Я по душе, конечно, пейзажист. Для души выхожу на природу и смотрю, как цвет ложится, как игра его. Природа учит. Как говорят великие, надо учиться у природы. И это помогает в нашей миниатюрной живописи. Собрать цветовую гамму. Те же вот берёзки перерабатываем. Наши сосенки». Любимые темы художника: народный фольклор, лирика, исторические. Занимается иконописью, пейзажной живописью. КОММЕНТАРИЙ К СЛАЙД-ШОУ: Сегодня в творческой группе Холуйской художественной фабрики лаковой миниатюры много сильных, талантливых художников-миниатюристов, это и Нина Дмитриевна Бабаркина, Владимир Константинович Блинов, Сергей Дмитриевич Захаров, Евгений Юрьевич Грачёв, Евгений Александрович Власов, Михаил Германович Грязнов, Татьяна Леонидовна Милюшина, Сергей Вячеславович Теплов и др. На их плечах и в руках – настоящее и будущее лаковой миниатюры Холуя. Смотрите слайд-шоу «Художники Холуя». ОСОБЕННОСТИ ХОЛУЙСКОЙ МИНИАТЮРЫ
Отличительные особенности миниатюры Холуя: более крупный, чем в Мстёре, приближенный к зрителю пейзаж; более крупные и не столь многочисленные, чем у мстёрцев, фигуры. Пропорции их удлинённые, и в этом ближе к палехским, однако силуэты мягче и формы объёмнее. Декоративная живопись холуйских мастеров во многом близка Палеху, но при этом она отличается своеобразным художественным языком. По сравнению с рисунком палешан, рисунок холуйских миниатюр проще, они не так детально проработаны, а золотая графика применяется скупее, без филигранного заполнения каждой формы.
Холуйская миниатюра так же, как и палехская, плотно связана со шкатулкой, коробочкой, игольницей или другой вещью, но она более реалистична по характеру изображения. В ней много образов и сюжетов, взятых из повседневной жизни, а композиции лаконичны и ясны. Нередко фигуры, здания, деревья изображаются прямо на чёрном фоне, как палехские, но они более живописны. В колорите холуйцев больше насыщенных тёмно-красных, тёмно-зеленых, тёмно-коричневых, тёмно-синих цветов, также характерны неожиданные контрастные сочетания тёплых и холодных тонов. Золото в живописи используется только там, где оно оправдано: купола церквей и храмов, шлемы, кольчуги, парчовые одежды, солнце и луна, звёзды на ночном небе. Это также отличает Холуй от других центров лаковой миниатюрной живописи. Миниатюра располагается на вещи в качестве живописного клейма геометрической формы и окаймляется золотым или серебряным орнаментом. Фон предмета обычно чёрный. Характерно только для мастеров Холуя создание небольших по размеру ларцев, где миниатюра заполняет всю поверхность формы многофигурными, тонко написанными композициями. Лаковым миниатюрам Холуя свойственна живописная «картинность»: их колорит чист и ярок, а золотой орнамент служит естественным переходом от живописи к плоскости предмета. Сейчас творческий процесс направлен на возрождение иконописи, создаются миниатюры на темы, отображающие библейские сюжеты Ветхого и Нового Завета, жизнь и деяния Иисуса Христа. Эти вечные темы в мировом искусстве в течение долгих лет запретные для лаковой миниатюры, как бы обретают новую жизнь на пересечении традиций прошлого и устремлённости искусства холуйской лаковой миниатюры в будущее. КОММЕНТАРИЙ К СЛАЙД-ШОУ: Нередко туристы, любуясь произведениями русской лаковой миниатюры, задаются вопросом о стилевых различиях работ Холуя, Палеха и Мстёры. Палех директору Холуйское художественное училище имени Н.Н. Харламова Михаилу Печкину напоминает балет – своей условностью художественного языка, лёгкостью и изяществом фигур. Для Мстёры более всего подойдёт сравнение с драматическим спектаклем, более реалистичным по характеру и стилю, но менее возвышенным. Холуйской миниатюре подошло бы сравнение с оперой, менее условной по характеру, чем балет, но при этом наполненной великолепными декорациями и звуками. «Отсюда и зритель, любитель искусства, у каждого промысла подбирается свой», – выносит директор свой вердикт. Смотрите слайд-шоу «Особенности холуйской миниатюры». ИЗГОТОВЛЕНИЕ ХОЛУЙСКОЙ МИНИАТЮРЫ
Изготовление шкатулки рукотворно на всех этапах её производства. Всё начинается с изготовления трубок из папье-маше, которые служат телом шкатулки. Картон наматывают слоями, прессуют и варят в льняном масле. Это длительный и трудоёмкий процесс, который в дальнейшем гарантирует долгие годы жизни произведению лаковой миниатюры. После этого готовые трубки шлифуют, нарезают по высоте будущего произведения, полученные полуфабрикаты соединяют с помощью клея на натуральной основе. Затем окончательно шлифуют каждую грань.
Грунтуют шкатулки смесью льняного масла, сажи и глины. И отдают шкатулки в покраску, где их по несколько раз лакируют чёрным снаружи и красным внутри. Причём каждый слой лака должен сохнуть минимум сутки. Сам же рецепт приготовления красок, используемых в Холуе для создания лаковой миниатюры, дошёл из глубины веков. Темпера была основным материалом для самостоятельной живописи ещё V– VII вв. назад, а история использования этих красок насчитывает более трёх тысяч лет. Темперными красками были выполнены росписи саркофагов египетских фараонов, так же их широко использовали византийские художники и русские мастера (вплоть до конца XVII в.). Темпера используется и в монументальной живописи, т.к. она водостойкая, а многообразие приёмов и фактурность позволяют мастерам работать в различной технике, будь то письмо тонким слоем или густое пастозное письмо. Такими красками работали и мастера древней Руси, в том числе и древнего Холуя, создавая свою знаменитую иконопись. Правильно приготовленные краски – одна из составляющих успешной работы художника при создании лаковой миниатюры. Краски художник делает и подбирает индивидуально. Основа краски – минеральный порошок, который растирается вместе с яичным желтком, водой и уксусом. Орнамент выполняется специально приготовленным сусальным золотом с добавлением вишнёвой смолы, что придаёт холуйской лаковой миниатюре неповторимость и уникальность. Холуйский художник работает тончайшими беличьими кистями. Сусальное золото же полируют волчьим зубом(на фото). И после этого – опять лакировка, не менее пяти раз, и полировка. И всё это вручную, женскими, можно сказать, девичьими руками. КОММЕНТАРИЙ К СЛАЙД-ШОУ: Изготовление Холуйской шкатулки – длительный и трудоёмкий процесс, секреты которого сохраняются с момента возникновения этого художественного промысла и известны только холуйским мастерам. Рецепт приготовления темперных красок, используемых в Холуе для создания лаковой миниатюры, дошёл из глубины веков. Темперными красками были выполнены росписи саркофагов египетских фараонов. Такими красками работали мастера древней Руси, создавая свою знаменитую иконопись. Минеральный порошок растирается вместе с яичным желтком, водой и уксусом. Правильно приготовленные краски – одна из составляющих успешной работы художника при создании лаковой миниатюр. Смотрите слайд-шоу «Изготовление холуйской миниатюры». ХОЛУЙСКАЯ ФАБРИКА ЛАКОВОЙ МИНИАТЮРЫ
В 1934 г. несколько художников Холуя объединились в артель, которая стала впоследствии известной на весь мир «Холуйской художественной фабрикой лаковой миниатюры». С 1961 г. изделия с холуйской лаковой миниатюрой со своей живописью выходят на международный рынок. Первый заказ на лаковую миниатюру был из Лондона, затем из США, Германии, Франции, Бельгии и Италии. Выход на международный рынок способствовал развитию искусства, поднимал престиж русской иконописи и лаковой миниатюры, в том числе и холуйской.
В 1970 – 80-х гг. холуйская миниатюрная живопись развивалась интенсивно. Создавались новые произведения, пополняя фонды местного музея и ассортиментного кабинета Ивановского и Плесского художественных музеев в Ивановской области, Московского музея декоративно-прикладного и народного искусства, Музея народного искусства, где самая большая коллекция холуйской лаковой миниатюры, отдела Исторического музея на Куликовом поле. Ассортимент выпускаемой продукции разнообразен и включает в себя более 2000 сюжетов и видов изделий, среди них – иконы, шкатулки, панно, поздравительные адреса, портсигары, ларцы, броши, письменные наборы и многое другое, с традиционной холуйской росписью, фирменным знаком и сертификатом качества. Адрес Холуйской художественная фабрики лаковой миниатюры: 155633, Ивановская область, Южский район, с. Холуй, ул.Молодежная, д.3 Телефоны: 8(915) 814-77-45, 8(915)840-93-51 Тел/факс: 8 (49347)2-09-96 E-mail: info@kholuy.ru Сайт: http://www.kholuy.ru ДОМ СКАЗКИ И БЫЛИНЫ
Культурным центром села Холуй является Государственный музей холуйского искусства. Главной целью собирательства изначально была холуйская миниатюрная живопись. Но вскоре коллекция музея приобрела комплексный характер: жители посёлка и окрестностей приносили сюда предметы быта, иконы, старопечатные и рукописные книги, строчевышитые изделия, живописные полотна холуйских мастеров.
В настоящее время собрание МХИ включает в себя около 5 тысяч единиц хранения. В полумраке музейных залов высвечены витрины, в которых поблескивают лаком изящные ларцы, шкатулки, коробочки. Их чёрные грани с лёгким золотым орнаментом кажутся оправами для многоцветных миниатюр, каждая из которых – маленькая драгоценность, заключающая в себе целый мир линий, красок и образов. Среди них живопись, графика, скульптура, образцы декоративно-прикладного искусства. Значительную часть коллекции музея составляют иконы, многие из них подписные и точно датированные, что позволяет подробно проследить историю Холуйской иконописи. Самым обширным в экспозиции МХИ является раздел лаковой миниатюры, в котором представлены работы основоположников этого искусства и произведения молодых художников. Это даёт возможность проследить развитие холуйского искусства от истоков до современного состояния, ощутить многообразие сюжетов лаковой миниатюры, в основе которых сказки, былины, легенды, реальные исторические события, картины природы. Собрание музея включает произведения лаковой миниатюрной живописи на папье-маше мастеров Холуя, Палеха, Мстёры и Федоскина. В разделе древнерусского искусства – иконы холуйского письма XVIII– XX вв., а также холуйской иконописной школы под руководством академика живописи Н.Н. Харламова. Имеется коллекция деревянной скульптуры. Собрание графики включает гравюры XIX в., рисунки учащихся и преподавателей холуйской иконописной школы к. XIX – н. XXвв., в том числе альбом рисунков Е.А. Зарина, ученика И.Е. Репина, а также рисунки и эскизы современных художников Холуя. В раздел народно-прикладного искусства входят коллекции изделий народных промыслов. В собрании музея есть также старопечатные и рукописные книги, живописные произведения и многое-многое другое. Поэтому музей и привлекает к себе посетителей своим таинственным светом красоты и мудрости. Адрес Государственного музея Холуйского искусства: Ивановская область, Южский район, п. Холуй, улица Путилова, д.10. Тел./факс: 8 (49347) 2-91-52 E-mail: ogugmhi@mail.ru Сайт: http://kholuy-muzeum.ru/ КОММЕНТАРИЙ К СЛАЙД-ШОУ: Музей находится далеко от крупных городов и трасс, потому в нём всегда тихо и спокойно. Большая часть коллекции, в том числе уникальные иконы, были подарены. Все основатели холуйской лаковой миниатюры были из потомственных иконописных родов. Работы основателей артели и последующего поколения стали источником, который и по сей день питает творчество современных художников и развивает стиль холуйской миниатюры. Собрание музея включает в себя иконы, лаковую миниатюру, строчку и вышивку, изделия декоративно-прикладного искусства, графику. Музей располагается в бывшем купеческом особняке XIX в. Для посетителей здесь проводят экскурсии и мастер-классы по росписи, где каждый желающий может создать для себя брошь, воспользовавшись секретами местных мастеров. При музее работает школа, где обучают древним художественным промыслам. Смотрите слайд-шоу «Государственный музей холуйского искусства». ХОЛУЙСКОЕ ХУДОЖЕСТВЕННОЕ УЧИЛИЩЕ им. Н.Н. ХАРЛАМОВА
Холуйское художественное училище имени Н.Н. Харламова ведёт свои традиции с организации в 1883 г. иконописной школы, руководителями которой были выпускники Петербургской императорской академии художеств – академик живописи Н.Н. Харламов и ученик И.Е. Репина Е.А. Зарин.
В 1943 г., в труднейшее для страны время, открывается Холуйская художественная профшкола. Преподавателями училища стали основоположники Холуйской лаковой миниатюры: К.В. Костерин, В.Д. Пузанов-Молёв, С.А. Мокин. В школу направляется и выпускник Ленинградской Академии художеств У.А. Кукулиев. Первые послевоенные выпускники школы Н. Бабурин, А. Костерин, Б. Тихонравов и другие во главе с В.А. Беловым, учеником С.А. Мокина, заложили холуйские художественные традиции лаковой миниатюры. С этого времени о Холуе заговорили как о признанном центре лаковой миниатюры, его изделия стали приобретать музеи, картинные галереи, российские организации, торгующие произведениями искусства. С января 2012 г. училище реорганизовано в Холуйский филиал лаковой миниатюрной живописи имени Н.Н. Харламова Федерального Государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования Высшей школы народных искусств (института). Как и было прежде, так и осталось два отделения – лаковой миниатюры и художественной вышивки. Это те профессии, которые бытовали в Холуе в XV–XVIII вв. «Мы учим тому, чем занимались здесь наши предки», – говорит директор Михаил Печкин.– Многие выпускники продолжают свою работу здесь же, тем более что Холуй славен династиями». И нынешние художники Холуя, приняв наследство от старых мастеров, сумели развить это искусство, сделать его современным, сохранив лучшие традиции лаковой миниатюры и её народную основу. Адрес Холуйского художественного училища им. Н.Н. Харламова: 155633, Ивановская область, Южский район, п. Холуй, ул. Фрунзе, 4. Телефоны: 8 (49347) 2-18-77 – приёмная комиссия, 8 (49347) 2-95-52 – подготовительные курсы. E-mail: choluy@mail.ru КАК ПОКУПАТЬ ЛАКОВУЮ МИНИАТЮРУ
Сначала проведите внешний осмотр коробочки, панно или того предмета, который собираетесь приобрести. На изделии не должно быть царапин, сколов, просадки и подтёков лака. Навесочки должны быть выполнены из латуни и отполированы. К царапинам можно и нужно отнести даже те микро следы от наждачной бумаги, которой выводят поверхность лака перед полировкой. Внутренность коробки так же должна быть отполирована. У некоторых мастеров отделочных операций до сих пор осталась нехорошая привычка смазывать машинным маслом слегка отполированную поверхность, тем самым, имитируя идеальную полировку.
Поэтому не поленитесь, откройте коробочку и внутри кузовка проведите пальчиком, проверяя тем самым наличие масла. Слегка постучите крышечкой по кузовку, прислушиваясь к издаваемому звуку. Если стук звонкий, то велика вероятность, что у вас в руках работа из ДВП (древесноволокнистой плиты, оргалита), а не из настоящего папье-маше. Папье-маше издаёт более глуховатый звук, поскольку, навив из картона, пропитывается льняным маслом, грунтуется шпаклевкой на той же основе из льняного масла и в последствии должно бы сушиться более полугода. После этого вглядитесь в сюжет лаковой миниатюры, попытайтесь соотнести, насколько глубоко и образно он воплощён художником. Свыше 90 процентов миниатюры – это просто проиллюстрированные сказки, былины, архитектура и т.д. Велико ли здесь образное мышление автора? Судить Вам. Обязательно оцените такие критерии, как: линейную пластику построения рисунка, пятна, не лезут ли на передний план второстепенные детали и персонажи, гармонично ли собран цветовой колорит, разбелён – доминирует белый цвет, или детали работы раскрашены как фантики от конфет. Грамотно ли построены анатомически фигуры людей и животных. Иногда художник допускает гиперболу в построении фигур и элементов работы, но это видно явно и сразу, вопрос: оправдано ли? Стоит отметить ещё и такую особенность, что в Холуе изрядное количество студентов и копиистов, так называют художников, которые копируют работы с образцов созданных творцами. Чаще всего это посредственная копия, а не оригинал над которым трудился и отдавал сердце и душу Мастер. Никогда не принимайте за чистую монету «лихой мазок мастера», настоящий мастер не позволит себе на небольшом по размерам изделии не аккуратность. Это уже не миниатюра, а наплевательство на зрителя. Шаблон в теме и колорите тоже не украшает художника. Когда мой коллега из года в год развивает одну и ту же тему, в одном и том же цветовом колорите – он становится мне не интересен. Хочется отметить что, вкладывая деньги в миниатюру, вспомните пословицу – семь раз отмерь, а один раз отрежь. Л. Розовой. Фрагмент из книги «Искусство холуйской миниатюрной живописи»
«Поэтичен и притягателен вечерний Холуй, и ещё более в весеннее половодье, когда этот русский посёлок напоминает прославленную Венецию: на островках ютятся домики, между ними скользят долблённые ботники, оживают перекидные мостики. Каждый дом имеет свой ботник. На нём везут детишек в школу и в детский сад, отправляются на работу и завершают трудовой день раздольной песней. Звонко и мелодично звучит она над рекой. Посёлок живописно раскинулся вдоль серебристой речки Тезы. Старые ивы, склонённые к ней, украшают прихотливо извивающиеся берега и отражаются в её водной глади. Луга, среди которых возвышаются могучие, вековые дубы, широко и привольно раскинулись вокруг. Нарушая тишину, днём и ночью проходят быстроходные катера по реке к ближнему шлюзу или проплывают гружёные баржи.
Холуй. Поэтичный уголок Ивановской области – воплощение прелести среднерусской природы – не случайно явился благотворной средой для вдохновенного творчества народных мастеров русского декоративного искусства». |
|
|