|
Как делают финифть
Финифть – изготовление художественных произведений с помощью стекловидного порошка, эмали, на металлической подложке.
1.
Как это сделано – русская финифть
2.
Ростовская Финифть. Галилео. Народные промыслы. Золотое Кольцо.
3.
Ростовская финифть
Видео представляет народный художественный промысел ювелирные украшения, произведённые ЗАО «Фабрика «Ростовская Финифть»
4.
Как делают финифть
Финифть – изготовление художественных произведений с помощью стекловидного порошка, эмали, на металлической подложке.
5.
Как выбрать украшения с эмалью
6.
95 лет фабрики «Ростовская финифть»
7.
Финифть в Павлово
Павловский городской музей
8.
Икона четырехчастная
Финишная сборка иконы.
9.
Нательные иконы с финифтью
Художник по финифти Майя Каменская
10.
В Ростове прошёл фестиваль финифти
ФИНИФТЬ: ОТ РИМА ДО РУСИ
![]() История финифти уходит в неоглядную глубь веков. Любознательные ремесленники медного века, осыпая разноцветным песком пластинки металла, помещали их в печи. Сплавляясь, песчинки создавали изображение. Чтобы сделать его выразительным, тонким, мастера растирали песок в гранитных ступках, а для усиления цвета подсыпали к кварцевому порошку пигментную пудру. Археологи обнаруживают артефакты, свидетельствующие о распространении финифти по всему миру. Цветные эмали были известны народам Индии и Китая, Персии и Византии, Рима и Древней Руси. На фото: золотые колты с парным изображением сирина, выполненным в технике перегородчатой эмали. Клад из ограды Михайловского Златоверхого монастыря, Киев. Первая половина XII в. Финифть на территории Руси известна с третьего века, но захват монголо-татарским игом «затормозил» развитие эмали на целых двести лет. Финифть начала оживать лишь в конце XIV в. Центром финифти стал город Сольчегодск – торговый центр своего времени, здесь производилась усольская эмаль, которой украшали домашнюю и церковную утварь. Эмаль приобретает нужный цвет после обжига с помощью добавок, для которых используются соли металлов. Например, добавки золота придают стеклу рубиновый цвет, кобальта – синий цвет, а меди – зелёный. При решении специфических живописных задач яркость эмали может, в отличие от стекла, приглушаться. Существует несколько различных техник эмали: перегородчатая; выемчатая; витражная, по рельефу и другие. В древности все эти техники назывались одним словом – финифть, но в XVIII в. из стран Западной Европы пришёл другой термин – «эмаль», от французского «email», в свою очередь происходящий от латинского «smaltum», что означает «расплавленный». Сейчас термином «финифть» называется одна конкретная техника – роспись по эмали. Слово «финифть» сохранилось и в названии художественного промысла росписи по эмали, более двухсот лет бытующего в городе Ростове Великом Ярославской области. Самые известные центры эмали – византийская, русская (ростовская) и французская (лиможская) школы. ИСТОРИЯ РОСТОВСКОЙ ФИНИФТИ
![]() Первая в Ростове мастерская по производству миниатюр на эмали появилась при Архиерейском доме. В 1760-х гг. мастер Гавриил Елшин «писал шапки», т.е. выполнял небольшие иконки-дробницы для украшения митры – головного убора священника во время церковной службы. Несколько позже, в последней четверти XVIII в., создавались дробницы для украшения митр, происходящих из Успенского собора и других храмов Ростова. Палитру мастеров составляла яркая, звучная, просветлённая гамма из нескольких оттенков зеленого, желтого цветов и пурпура. Барочная праздничность красок соответствовала традиционным народным представлениям о цветовых соотношениях и надолго закрепилась в ростовской финифти. А.В. Тредиаковский написал в середине XVIII в.: «Финифть есть род стекла ж, краскою напоенного». На протяжении полутора столетий ростовские мастера работали по заказу церкви. Они писали сцены из Священной истории и святых. Эмалевые миниатюры украшали Царские врата, литургическую утварь и облачения священников. Широкое распространение имели отдельные финифтяные образки и иконы. В первой половине XIX в. большое внимание уделялось светотеневой моделировке ликов. Пунктирная проработка объёма с тончайшими тональными переходами, поглощающими границы форм, подчеркивалась контрастными сопоставлениями цвета одежд, поэтому эмали этого периода такие лёгкие и воздушные. ![]() Миниатюры, где изображение превращалось в подобие знака, представляли в народе ростовскую финифть. Мастера «простого письма» не прорабатывали объём, смело рисовали кистью, выделяя контур, использовали яркие, контрастные цветовые сочетания. Конец XIX – нач. XX вв. – сложный период в истории ростовской финифти. Промысел не выдерживает конкуренции с дешёвым промышленным производством икон и поддерживается государством путём организации школ и мастерских. В 1898 г. был открыт Ремесленный класс рисования, резьбы по дереву и иконописи по финифти, а после 1911 г. – Учебно-показательная финифтяная школа (УПФШ), одной из целей создания которой, помимо обучения, было снабжение кустарей дешёвым сырьем. Для деятельности УПФШ, руководимой в 1914 – 1917 гг. известным художником С.В. Чехониным, характерен поиск новых форм изделий и новой тематики росписей. Деятельность школы до революции характеризуют расписные тарелочки С. Агафонова и И. Соколова, миниатюра «Вид Ростовского кремля» Л. Арефьевой и произведения других учеников. КОММЕНТАРИЙ К СЛАЙД-ШОУ: В 1880-х гг. в Ростове в финифтяном производстве были заняты 166 человек. Ростов снабжал образками почти все монастыри России. Работая на скупщика, мастер в день расписывал от 500 до 800 пластинок. Зарабатывая 60 копеек. Из них десять уходило на эмаль и уголь для обжига, а ещё две – на краски. Чистый дневной заработок составлял 48 копеек. В творчестве финифтяных мастеров начала ХХ в. по-прежнему значительное место занимает иконописная миниатюра, но иконы часто выполняются иначе, чем прежде, в них чувствуются как влияния символико-реалистической живописи, так и модерна. Смотрите слайд-шоу «История ростовской финифти». СОВЕТСКАЯ ФИНИФТЬ
![]() В 1918 г. была организована артель по производству художественной эмали, её мастера заново осваивали производство расписных шкатулок, украшений и различных бытовых предметов. В становлении советского стиля в финифти важную роль сыграл автор эскизов к агитационному фарфору известный художник С.В. Чехонин (1878 – 1936 гг.), по рисункам которого выполнялись изделия того периода. Рядом с изящными цветочными композициями, украшавшими броши, значки, шкатулки, пудреницы, рамки для фотографий и другие предметы, в орнаменте ростовской финифти появляются серп и молот, пятиконечная звезда, картуши, ленты, колосья и лозунги первых послеоктябрьских лет В 1925 г. мастерами создаются произведения, посвящённые памяти В.И. Ленина. К таким работам относится значок в форме щита. Написанный в коричневых тонах портрет Ленина размером всего 1,5 х 1,0 см (овал) отличает исключительная тонкость рисунка и блестящая техника миниатюрного письма. Колосья ржи в сочетании с элементами советской эмблематики – золотой звездой, серпом и молотом, лозунгом на чёрной ленте: «Твои заветы будут вечны» – дополняют композицию изображения. В 1930-е гг. в стремительно и динамично развивающемся промысле, стилевые изменения которого можно проследить по десятилетиям, укрепилось два основных направления: полихромная цветочная роспись на разнообразных ювелирных изделиях и предметах домашнего обихода и сюжетная миниатюрная живопись – портреты, пейзажные композиции, копии с картин известных художников. В 1937 г. артель «Возрождение» принимала участие в международных выставках: в Париже, где искусство ростовской финифти представляли портретные эмали А.А. Назарова, Д.И. Евдокимова и Н.А. Карасева, а в 1939 г. – в Нью-Йорке. В 1950-х гг. появляется целый ряд талантливых художников: Н.А. Карасёв, чета Солдатовых – ювелир Валентина Васильевна и живописец Иван Иванович. С появлением их сувениров «Матрёшка», «Башня» и украшений с цветочной росписью в ювелирное оформление изделий входят скань и зернь, прочно закрепившиеся в финифти до настоящего времени. С 1970 – 1980-х гг. над производством ростовских финифтей работает заслуженный художник России Н.А. Куландин, работающий в разных жанрах: историческом, пейзаже (главным образом архитектурном), сказочно-бытовом, портрете («Ростовские звоны» (1968 г.), «Лада» (1968 г.), «Князь Василько» (1975 г.). Для Н. Куландина характерно ещё одно направление – любовная лирика (оконце «Лада», туалетные зеркальца). Художника А.А. Хаунова в 1970 – 1980-е гг. увлекает стилистика древнерусского искусства. Портретную галерею ростовской финифти в 1970 – 1980-е гг. продолжают художники А.Е. Зайцев и Б.М. Михайленко. Художник А.Г. Алексеев в начале 1980-х гг. работает над монументальными панно. А.В. Тихов прославился изображением лирического пейзажа в финифти 1970 – 1980-х гг. Своей цветочной росписью известен В.Д. Кочкин. В 1980 – 1990-е гг. многие талантливые ростовские эмальеры становятся свободными художниками и так же, как и их предшественники – мастера финифтяных дел прошлых столетий, работают в собственных мастерских. В эти же годы в ростовскую живопись по эмали вновь возвращается и занимает свое достойное место икона. Активно развивается также ювелирное искусство. КОММЕНТАРИЙ К СЛАЙД-ШОУ: В творчестве финифтяных мастеров начала ХХ в. по-прежнему значительное место занимает иконописная миниатюра. Одним из наиболее интересных мастеров был А.А. Назаров, в совершенстве владевший техникой пунктирной росписи. Этого мастера с полным основанием можно назвать основоположником советского репрезентативного и интимного портрета в финифти («Ворошилов на манёврах», «Ленин на прогулке», портрет И.В. Сталина – всё выполнено в 1930-х гг.). В послевоенные годы ростовские мастера активно участвуют на выставках самого разного уровня – областных, зональных, республиканских и международных. Званий лауреатов и медалей ВДНХ удостоены А. Кокин, Н. Куландин, Л. Самонова, И. Солдатов, В. Солдатова, А. Тихов, и А. Хаунов. В 1975 г. изделия мастеров ростовской финифти показывались на Международной ярмарке в Токио, где вызывали большой интерес посетителей. Высокая оценка творчества художников Н. Куландина и А. Хаунова, ювелиров Л. Матаковой и В. Солдатовой выразились в присвоении им званий лауреатов Государственной премии России им. И.Е. Репина. Смотрите слайд-шоу «Советская финифть». МАСТЕРА РОСТОВСКОГО «ОГНЕННОГО ПИСЬМА»
![]() В 1960-х гг. ведущими художниками на фабрике были А. Евдокимова, Н. Карасев, М. Кулыбин, Н. Хрыков, А. Цибашова. Лучшие работы этих лет, выполненные живописцами В. Горским, И. Солдатовым и ювелиром В. Солдатовым, в 1967 г. экспонировались на Всемирной выставке в Монреале. Творчество современных ростовских мастеров развивается по самым разным жанровым и стилистическим направлениям. Мастером исторической, жанровой и портретной миниатюры зарекомендовал себя Н. Куландин. Жанру исторической миниатюры посвятил свое творчество В. Грудинин. А. Зайцев получил признание как мастер исторического портрета. А. Тихов и В. Кочкин нашли себя в жанре лирического пейзажа. А. Хаунов – автор сюжетных композиций, портретов, пейзажей и цветочных росписей. В разных жанрах выполнены работы А. Алексеева, который известен также своими успешными опытами в области технологии эмалей. Интерес к самым различным жанрам проявился у художников Б. Михайленко и В. Полякова. Бытующая в промысле еще с 1920-х годов цветочная роспись получила дальнейшее развитие в миниатюрах, созданных Т. Михайленко, Е.Котовой, Л. Самоновой, Н. Серовой и И. Алексеевой. Званий лауреатов и медалей ВДНХ удостоены А. Кокин, Н. Куландин, Л. Самонова, И. Солдатов, В. Солдатова, А. Тихов, и А. Хаунов. В 1975 г. изделия мастеров ростовской финифти показывались на Международной ярмарке в Токио, где вызывали большой интерес посетителей. Произведения как старых, так и современных ростовских мастеров хранятся в Государственном Историческом музее, Государственном Русском музее, Государственном Эрмитаже, Оружейной палате Московского Кремля, Государственном музее-заповеднике «Ростовский Кремль» и других музейных собраниях и частных коллекциях в России и за Рубежом. А сама «Фабрика «Ростовская финифть» входит в десятку лучших народных промыслов России. Каждое последующее поколение художников вносит в изделия новое мироощущение, собственное понимание прекрасного. Но, как в подлинно народном искусстве, в ростовской финифти всегда сохраняется вечный идеал красоты. НИКОЛАЙ КУВАЛДИН: РАВНЫХ ЕМУ В «ОГНЕННОМ ПИСЬМЕ» НЕТ
![]() – Владимир Тимофеевич, чьи это вещи? Кривоносов стал называть мне фамилии мастеров: – Это Саша Хаунов, прекрасный художник. Это работа Лены Котовой, это Саша Алексеев, его сразу узнаешь. Саша Тихов, ну а это вещи Куландина Николая Александровича. Я полагаю, он у нас сейчас самый лучший живописец. Я стал разглядывать куландинские миниатюры. Они отличались чистотой цвета и тончайшими, нежнейшими красочными переходами. – Я видел в музее ваши работы, Николай Александрович, и они мне очень понравились. – Да чего там... Работаем и работаем. – Как вам удается добиться такой яркости красок? – спрашиваю Куландина. – Какая там яркость, – улыбается он, – раньше краски были много ярче. Мы так не можем. Тогда каждый мастер для себя краски-то готовил. Чего-то добавляли, чего – мы не знаем. Вот ищем, пробуем. Видите, красная краска, – показывает он мне свою работу, – она в тонком слое прогорает, делается серой, приходится её класть больше. Так же вот и с этим цветом, оранжевым. Оказывается, одного живописного мастерства тут недостаточно. Когда пишут акварелью, пастелью или маслом, цвет остается таким, каким его положил художник, а здесь он меняется. Краски при обжиге могут изменять оттенки, причем каждая из них ведёт себя по-своему. Такое искусство даётся не только талантом, не только опытом, но и постоянным поиском. Новая эмаль, новая краска или масло – ищи, пробуй снова... Позже, когда мы подружились с Куландиным, Николай Александрович рассказал мне о своей жизни. Нелегкой жизни, надо сказать. В 1942 г. одиннадцатилетним мальчишкой остался круглым сиротой. Умерла мать, отец отсутствовал, родственников не было. «Умирал с голоду, как выжил, не знаю. Спал на голом полу в холодной избе, холод, голод». Добрые люди пожалели мальчонку, устроили его, полуживого, в ремесленное училище. Стал слесарем. Работал на целине в Казахстане». Рисовал? Рисовал все время, но не было ни бумаги, ни красок. Потом достал акварельные детские краски. – А где учился рисовать? – Это уже после. В сорок девятом году меня приняли в художественное ремесленное училище при Первомайском фарфоровом заводе. Теперь их нет давно – ни завода, ни училища. Вот и всё мое образование. Семи классов не кончил. Николай Александрович Кувалдин – живописец, Лауреат Государственной премии РСФСР им. И.Е. Репина (1985 г.) Член Союза художников СССР. В 1952 г. окончил художественно-ремесленное училище при Первомайском фарфоровом заводе. Работает в разных жанрах: историческом, эпическом, портрете, лирико-бытовом, иконописной миниатюре, пейзаже. Превосходный мастер композиции. С 1970 г. участвует в областных, зональных, всероссийских, всесоюзных и международных выставках. Произведения мастера находятся в Вологодском художественном музее, Всероссийском музее декоративно-прикладного и народного искусства (Москва), ГМЗ «Ростовский кремль», Государственном Русском музее (С.-Петербург), музее фабрики «Ростовская финифть», Оружейной палате ГИКМЗ «Московский кремль», Рыбинском музее-заповеднике, Ярославском музее-заповеднике, Ярославском художественном музее, а также в частных отечественных и зарубежных коллекциях. АЛЕКСАНДР АЛЕКСЕЕВ: ПЕРВЫЙ СРЕДИ РАВНЫХ
![]() По технологии производства финифти Саша на фабрике – первый человек. Он сам создаёт эмали, всё о них знает, и без его совета не обходится ни одно новое дело (на фото: одна из работ Александра Алексеева). На мои вопросы мне часто отвечали: «Это надо спросить у Саши» или «Это может знать только Саша». Изложил Алексееву свою просьбу: залить эмалью кресты на орденах Александра Невского и Георгия Победоносца. Как я и надеялся, он заинтересовался. Долго рассматривал ордена, повертел в руках заготовки из латуни, подумал и молвил: – Здесь нужен рубин на золоте. Это означало, что покрывать ордена надо специальной эмалью, в которую добавлялось золото. – У тебя есть рубин? – Поищем, – обнадежил Александр, – только на плоской поверхности эмаль держаться не будет. Она и так плохо берётся на латуни, а здесь стечёт. Попробую, но тут нужна гравировка. Надо оставить краешек, а все остальное выбрать. Мастер, не торопясь, истолок в ступе рубин, просеял его, развел мелкий порошок водой и аккуратно наложил эмаль на крест. Я внимательно следил за всеми его действиями. И вот, наконец, эмаль подсушена, и крест водружен в муфель. Через несколько минут Александр вынимает его на пышущей жаром пластинке и кладёт на металлический стол. Раскалённая латунь алая, а эмаль темно-красная, вишневая, почти чёрная. Постепенно остывая, латунь желтеет, эмаль же на глазах становится ярко-красной, блестящей, светящейся. Как раз то, что нужно! Я побывал в удивительном древнем русском городе, соприкоснулся с историей своей Родины, и познакомился со старинным русским искусством – финифтью. И с замечательными мастерами «огненного письма». Александр Геннадиевич Алексеев (1940 г.), живописец, ювелир, мастер финифти Ростова Великого. Окончил Московское художественно-промышленное училище им. М.И.Калинина (1967 г.). Работает в разных жанрах: портрете, жанровой, исторической и иконописной миниатюре, пейзаже. Известен как автор монументальных композиций. Занимается разработкой технологий в области эмалей. Единственный из ростовских художников, использующий в живописных работах цветные эмали. С 1975 г. участвует в областных, зональных, республиканских, всесоюзных и зарубежных выставках. Член СХ РФ (1980 г.). Награждён медалью «В честь 850-летия Москвы» (1997 г.) и дипломом Российской АХ (1998 г.). Работы художника хранятся во Всероссийском музее декоративно-прикладного и народного искусства (Москва), ГМЗРК, ГРМ, музее фабрики «Ростовская финифть», Оружейной палате ГИКМЗ «Московский Кремль», Ярославском музее-заповеднике, Ярославском художественном музее, а также в частных отечественных и зарубежных коллекциях. ОСОБЕННОСТИ РОСТОВСКОЙ ФИНИФТИ
![]() Каждое последующее поколение художников вносит в изделия новое мироощущение, собственное понимание прекрасного. Но, как в подлинно народном искусстве, в ростовской финифти всегда сохраняется вечный идеал красоты. Местные мастера украшали эмалью различные изделия церковного характера. Ведь изначально финифть использовали для церковной утвари и облачений священнослужителей. Вскоре мастера стали получать заказы на иконки, выполненные в технике финифти, не только из ростовских храмов, но и из многих российских монастырей и архиерейских домов. Среди российских архиереев считалось хорошим тоном преподносить в дар, в качестве благословения, эмалевые иконы с изображением местных святых. Со временем у ростовской финифти появляется свой стиль. Он отличался от иконографии того времени, более тяготея к барокко. В то же время эмали отличались углублённой трактовкой образов. Особенно наглядно это проявилось при изображении ликов святых. Законченный вид финифти, как ювелирному изделию, придаёт золотая или серебрянная оправа (сканю – филигрань), она изготавливается ювелиром. Вставленная в драгоценную оправу, усиливающую значимость и красоту эмали, русская миниатюра может пополнить любую частную коллекцию, стоять на столе, камине, висеть на стене, либо носиться как эксклюзивное ювелирное украшение, преподнесённое в знак любви или дружеского расположения. Роспись по эмали практически вечно сохраняет чистоту, блеск и прозрачность цвета. Она не подвергается, подобно другим видам живописи, воздействию таких разрушительных факторов, как свет, перепады температуры и влажности, загрязнение. Применение того или иного приема в эмальерном деле определяется технологическими и конструктивными особенностями укрепления эмали на изделии. КОММЕНТАРИЙ К СЛАЙД-ШОУ: В произведениях ростовских эмальеров очень важным является взаимосвязь эмали и металла. В лучших из них найдено гармоничное сочетание художественной выразительности живописной эмали и металла как основы вещи, сохраняющего свое преобладающее значение как материала формы, но, тем не менее, подчеркивающего красоту и первостепенность художественной значимости идеи живописи на эмали. В финифти изначально присутствует некий компромисс-сговор металла и эмали. Металл – база, эмаль – украшение, «надстройка», подчас затмевающая красотой свою основу. Смотрите слайд-шоу «Особенности ростовской эмали». РАЗНОВИДНОСТИ ФИНИФТИ (ЭМАЛИ)
![]() ВЫЕМЧАТАЯ ЭМАЛЬ
![]() Техника выемчатой эмали получила распространение в среде русских золотых и серебряных дел мастеров со второй половины XIV столетия и является традиционной техникой русского эмальерного искусства. ЭМАЛЬ «ГИЛЬОШЕ» (ЭМАЛЬ ПО ГИЛЬОШИРОВКЕ)
![]() Есть ещё следующие виды эмали: эмаль в сканых обрамлениях; эмаль по рельефу; эмаль расписная; эмаль с металлическими накладками; витражная эмаль; транспарантная эмаль. ИЗГОТОВЛЕНИЕ РОСТОВСКОЙ ФИНИФТИ
![]() Сначала берётся тонкий медный лист, из которого вырубается основа будущей живописной пластинки. Она может быть прямоугольной, круглой или овальной формы. Затем с двух сторон по особой технологии её покрывают эмалью. Эмаль – это стекловидная масса, которая, в зависимости от добавляемых в неё окислов металлов и других компонентов, приобретает различные цвета. Роспись по эмали близка по технике к росписи фарфора. На тонкую выпуклую пластинку до 1,5 мм. наносят огнеупорные эмалевые краски пл. от 700 до 800 0С. Пластинку обжигают несколько раз, при этом цвет красок меняется, как и при обжиге фарфора. Эмаль наносится на лицевую сторону пластинки в три слоя. После нанесения каждого слоя пластинка просушивается в сушильном шкафу и обжигается в муфельной печи при t 700 – 800 0С, пока эмаль не сплавится, а поверхность не станет гладкой. Чтобы предохранить пластинку от возможной деформации при обжиге в процессе росписи, её оборотная сторона покрывается эмалевым слоем, называемым «контрэмалью». На первой стадии росписи по эмали тонкой кистью делается «подмалёвок» – наносятся основные цвета. После этого пластинка обжигается в муфельной печи, пока краски не сплавятся и не приобретут яркость и блеск. Извлечённая из муфеля пластинка остужается и следует первая прописка, в ходе которой выявляются основные детали изображения и светотени. Затем пластинка вновь просушивается, обжигается и остужается. В процессе второй прописки выявляются второстепенные детали, прорабатываются полутона и уточняются цветовые отношения. Производится третий обжиг. При создании несложной композиции с использованием ограниченной красочной палитры роспись заканчивается на втором или третьем этапе. Для написания сложной миниатюры, богатой цветовыми оттенками, требуется от 4 до 7 прописок и столько же обжигов. Роспись по эмали практически никогда не повторяется. Каждое изделие с финифтью индивидуально. Поэтому эмали всегда были и остаются элитарным видом искусства. Оправа для финифти паяется серебряным припоем. Гальваническое покрытие оправы драгоценными металлами – золотом, серебром с последующим цветным оксидированием. КОММЕНТАРИЙ К СЛАЙД-ШОУ: Сочетание опыта эмальеров прошлого с современными технологиями нанесения эмалей и применение оригинальных печей для обжига позволяет создать блестящую, играющую огненными бликами эмальерную пластинку. В муфельной печи многие краски меняют свой цвет и художник должен предугадать, почувствовать какими они будут после обжига. Так рождается образец ручной росписи, несколько раз побывав под лупой и в жаре муфеля гармонично связанный с предметом, который он украшает, будь то оклад Библии или изящная шкатулка. Смотрите слайд-шоу «Изготовление ростовской финифти». ФАБРИКА «РОСТОВСКАЯ ФИНИФТЬ»
![]() Сегодня искусство ростовской финифти переживает новый всплеск творчества и развития, как новых направлений живописи, так и возрождения старых традиций. В ассортименте фабрики «Ростовская финифть» насчитывается около 400 наименований выпускаемых изделий. По своей тематике они подразделяются на пять направлений. Это - ювелирные украшения, интерьерные предметы, сувениры, иконопись, подарки. С начала 1990–х. гг. прошлого века произошло возобновление и забытой на длительное время иконописной миниатюры. Современные мастера создают не только обрамления для иконописной миниатюры, но и сложные по технике исполнения произведения с перегородчатой и расписной эмалями. Возродился интерес к эмалевой иконе, к финифтяным изделиям, украшающим, как и прежде, предметы церковного обихода. На это было получено благословение Патриарха Всея Руси Алексия II. Особое внимание уделено образам Спасителя и Богородицы. Среди икон фабрики можно встретить Казанский, Владимирский, Ярославский, Иверский образ Богородицы, такие замечательные иконы как «Неувядаемый цвет», «Серафимо-Дивеевское Умиление», образ Богородицы «О тебе радуется…», «Нечаянная Радость», «Благодатное небо», образ Богородицы «Нерушимая стена», «Прибавление ума», «Оранта», образ Богородицы «Неупиваемая Чаша» и многие другие. Одним из наиболее недавних значительных свершений ростовских эмальеров было исполнение заказа на реставрацию финифтяных дробниц для резной сени, оформляющей вход в Кувуклию храма Гроба Господня в Иерусалиме. По желанию заказчика, мастера фабрики создают массовые и единичные изделия, сувениры с фирменной символикой, исполняют нестандартные, индивидуальные заказы по эскизам. Продукция ЗАО Фабрика «Ростовская Финифть» относится к разряду дорогостоящей и эксклюзивной, так как это искусство народных мастеров России. Каждая работа индивидуальна и неповторима. Изделия фабрики находятся в Музее народного искусства в Москве, Государственном Историческом музее, Государственном Русском музее и других музеях России. Государственный музей-заповедник «Ростовский кремль» обладает одной из крупнейших в России коллекций ростовской финифти, насчитывающей около 2,5 тыс. миниатюр XVIII – XX вв. Как и в подлинно народном искусстве, в ростовской финифти сохраняется вечный идеал красоты русской природы и человека. Адрес ЗАО «Фабрика «Ростовская Финифть»: 152155, Ярославская область, г. Ростов, Борисоглебское шоссе, 3 ПРЕДПРИЯТИЕ «РОСТОВСКАЯ ЭМАЛЬ»
![]() Основное направление работы предприятия – изготовление икон в технике финифти; расписные эмали с оправой из серебряной скани с использованием перегородчатых, выемчатых эмалей, эмалей по скани, золочения, натуральных ювелирных камней. Опытные ювелиры и художники, владея секретами старинного искусства, вручную создают эксклюзивные авторские работы, которые могут стать достойным украшением Вашего дома. Потомки будут с благоговением хранить такую икону, передавая её из поколения в поколение. По желанию заказчика, мастера изготовят именную, венчальную, семейную икону или любой другой образ. Срок изготовления заказа (в зависимости от сложности работы) – от 2-х месяцев. Адрес ООО «Ростовская эмаль»: Ростов Великий, ул. Октябрьская, д.66 (48536) 7-56-01, Телефоны: 7-74-84+7 (962) 205-13-41 ХУДОЖЕСТВЕННАЯ МАСТЕРСКАЯ «ФИНИФТЬ РОСТОВА»
![]() Основное направление – изделия культового назначения, ведь именно они положили начало знаменитого финифтяного промысла в Ростове Великом ещё в XVIII веке. Русские православные иконы, кресты, образки выполнены строго по канону. Разнообразный ассортимент – вечные жизненные ценности, которые передаются из поколения в поколение. Миниатюрные панно представляют тонкие лирические пейзажи родного края и замечательные памятники архитектуры, изящные натюрморты, охотничья тематика. Не менее уникальны женские украшения, шкатулки и другое. Телефон мастерской «Финифть Ростова»: 8 (905) 636-47-79 – Александра ФАБРИЧНЫЙ МУЗЕЙ РОСТОВСКОЙ ФИНИФТИ
![]() Специалистами проводится часовая экскурсия. За это время посетители смогут не только посмотреть на готовые изделия, разделённые на пять категорий: ювелирные украшения, интерьерные предметы, сувениры, иконопись, подарки, но и понаблюдать за процессом производства, а при желании даже попробовать сделать свою уникальную эмалевую миниатюру. При фабрике открыт сувенирный магазин. Адрес музея при фабрики «Ростовской финифти»: 152155, Ярославская область, г. Ростов, Борисоглебское шоссе, 3КОММЕНТАРИЙ К СЛАЙД-ШОУ: В Ростове эмали стали расписывать с середины XVIII столетия. Первая в Ростове мастерская по производству миниатюр на эмали появилась при Архиерейском доме, где мастер Гавриил Елшин «писал шапки», т.е. выполнял небольшие иконки-дробницы для украшения. На протяжении полутора столетий ростовские мастера работали по заказу церкви. Эмалевые миниатюры украшали Царские врата, литургическую утварь и облачения священников. Широкое распространение имели отдельные финифтяные образки и иконы. Техника росписи развивается, технология сохраняется, а русское мастерство по-прежнему отражается в ярких миниатюрах ростовской финифти. От XV до XXI вв., от ликов Христа до членов политбюро, и всегда – прекрасная родная природа. Музей будет интереснее посетить вместе с экскурсией, т.к. все особенности и тонкости финифти может донести только знающий человек. Смотрите слайд шоу «Фабричный музей финифти». ГДЕ УЧАТ «ОГНЕННОМУ ПИСЬМУ»
![]() Сама фабрика обеспечивает училище техническим и специальным оборудованием, участвует в организации набора учащихся, а также трудоустраивает молодых специалистов. По окончании курса обучения молодые специалисты получают диплом государственного образца об окончании среднего специального учебного заведения и гарантированные рабочие места на ЗАО «Фабрика «Ростовская Финифть». Давние связи у «Ростовской Финифти» с Федоскинским училищем миниатюрной живописи. С 1960 г. ведётся подготовка живописцев для фабрики «Ростовская финифть». Ежегодно училище осуществляет набор студентов на отделения декоративной росписи на эмалях «Ростовской финифти». Для профессиональной подготовки и освоения знаний преддипломную практику студенты проходят непосредственно на фабрике «Ростовской финифти». Основная цель и задача в Федоскинском филиале лаковой миниатюрной живописи: подготовить художников-мастеров миниатюрной живописи с художественным мышлением, на основе индивидуальных способностей, учитывая возрастные интересы и возможности учащихся, для дальнейшей самостоятельной творческой работы. * * * |
|
|