Народные промыслы | Конаковский фаянс  
Конаковский фаянс
В 1918 г. фаянсовая фабрика была национализирована. 8 сентября 1923 г. заводу присваивается имя М.И. Калинина, а в 1929 г. по просьбам трудящихся село Кузнецово переименовывают в Конаково. Но традиции качества, изящества и художественной красоты не исчезают. В активе завода «Гран-При» на Всемирной Парижской выставке 1937 г., серебрянную медаль завод получил на Брюссельской выставке 1958 г., а также он был награждён на международных выставках керамики 1962 и 1973 гг., и золотая медаль была получена на международной выставке, проходящей в Пловдиве в 1984 г. В самые лучшие годы завод выпускал около 190 тысяч комплектов различных столовых сервизов, 230 тысяч наборов предназначенных для фруктов, 250 тысяч наборов для детей, 140 тысяч кофейных сервизов, а также столовую посуду, в число которой входит 25 миллионов тарелок 12 самых различных форм и окружностей, 8 миллионов салатников, 5 миллионов мисок. В 2011 г. Конаковский фаянсовый завод признан банкротом. Сейчас работает  компания «Конаковский Фаянс», которая создана на базе художественной лаборатории Конаковского фаянсового завода.
Музей конаковского фаянса
Сортировать:
по популярности
1. Конаковский фаянс  
2. Малые города России: Конаково – здесь выпускали знаменитый на всю страну фаянс  Ценные вещи Фаянсового завода на частной выставке музея «Конаковский фаянс». В постоянно действующий музей фаянсового завода начали появляться экспонаты, которые до этого времени можно было увидеть только в исторических книгах.
3. Фаянсовый завод города Конаково  Гордость России Конаковский фаянсовый завод. Совершили экскурсию на Конаковский фаянсовый завод – ЗИК, вернее на то что от него осталось, с каждым годом здание разрушается всё больше и больше к сожалению.
4. Выставка мастеров Конаковского фаянсового завода  
5. Музей конаковского фаянса   
6. Новые изделия в Музея фаянса  
7. Конаковский фаянс  Альбом авторских работ Натальи Щукиной. Фаянсовая скульптура. Авторский фаянс
8. Ожившая глина  Детская экскурсия, рассказывающая об истории фаянса, технологии, знакомство с выставкой конаковского и кузнецовского фаянса
ФАЯНС: ОТ ДРЕВНЕГО ЕГИПТА ДО РОССИИ
Пористая глина, покрытая прозрачной глазурью, шероховатая и землистая в изломе, –  это и есть фаянс. Почему «фаянс»? От  фр. faïence по  названию итальянского города Фаэнца,  где производился фаянс. Это керамические  изделия (облицовочные плитки, архитектурные детали, посуда, умывальники, унитазы   и др.), имеющие плотный мелкопористый черепок (обычно белый), покрытые прозрачной или глухой (непрозрачной) глазурью. Для изготовления фаянса применяются те же материалы, что и для производства фарфора  (меняется лишь соотношение компонентов). И сходная технология (различия в режиме обжига ). Русский фаянс представляет собой белый опак (непрозрачный фарфор) с росписью печатными рисунками, с рельефами и цветными глазурями.
Фаянс был известен ещё в Древнем Египте (на фото: скульптура женщины Древнего Египта). Тогда при изготовлении фаянса использовалась медь, но вот выяснить, как именно, пока не удалось. Древнеегипетский фаянс представлял собой зеленовато-голубые керамические изделия, имитирующие малахит и бирюзу и выпускавшиеся в Египте и Месопотамии за 4500 лет до н. э; в состав массы египетского фаянса входили кварцевая галька, а также добавки известняка, соды и медной руды.
Разнообразные виды фаянса производили в Китае, начиная с IV–V  вв., в VII – XIII вв. с серо-голубыми и серо-зелёными поливами (см. также Селадон). В Японии с XVI  в. славились своим совершенством сацумские изделия. В мусульманских странах с  XII в. получила распространение изобретенная в Иране в X–XII вв. мелкопористая фарфорообразная масса, в Средней Азии, известная под названием «кашин».
Европа широкому использованию фаянса обязана  французскому «королю-солнцу» Людовику XIV. Опустошив казну бесконечными войнами, он в целях экономии запретил использование серебряной посуды. В 1700 г. король заменил свой столовый золотой прибор фаянсовым. В лавках начали раскупать фаянс, он сделался модным, что послужило толчком для его производства во Франции. Центрами керамики стали города Руан, Невер. В Руане делали фаянс синий и красный –  секрет норманских керамистов – и блюда ярко-жёлтые, с почти чёрными тонкими арабесками.
В Российской империи предшественницей фаянса была майолика.  В 1724 г.  в Санкт-Петербурге  была основана фабрика Гребенщикова, на которой был начат выпуск посуды из майолики. В 1833 г. в Московской губернии на фабрике "Гарднер", производившей фарфор, было освоено производство фаянса. В 1840-х гг.  налажено производство фаянса сорта «опак». Петербургские и гжельские   фабрики стали основой фаянсовой промышленности России. Настоящие фаянсовые заводы появились в России лишь в начале XIX в. Именно тогда были открыты крупнейшие предприятия в этой области – Киево-Межигорский завод и завод Ауэрбаха в Тверской губернии (Конаковский фаянсовый завод).
ИСТОРИЯ КОНАКОВСКОГО ФАЯНСА
В августе 1809 г. выходец из Богемии аптекарь Фридрих Бриннер и бывшие работники расположенного неподалёку фарфорового завода Гарднера богемец Кобоцки и саксонец Рейнер, имея определённые познания в фарфоро-фаянсовом деле, решили открыть своё предприятие. Возле деревни Домкино Корчевском уезде Тверской губернии началось строительству фаянсового предприятия – одного из первых в России предприятий такого рода. В июне  в 1810 г. Бриннер продал фабрику выходцу из Лифляндии (Прибалтика) провизору А.Я. Ауэрбаху. Фабрика стала получать заказы императорской фамилии.
В 1829 г. на Первой публичной выставке русских мануфактур, имевшей целью

 «явить свету успехи наших мануфактур в полном их блеске и величии»,

завод Ауэрбаха удостаивается серебряной медали. Эксперты определили, что

«завода Ауэрбаха столовые сервизы с бордюром и белый фаянс имеют прочную добротную и хорошую отделку, в прочности можно сравнить со средним английский…, но за прочность и чистую отделку принадлежат к первому разряду».

На Второй мануфактурной выставке в Москве в 1831 г. Ауэрбах получает золотую медаль. При раздаче наград было отмечено, что Ауэрбахом развёрнуто

 «обширное производство фаянсовой разного рода посуды, удовлетворяющей ныне вполне внутреннему потребителю».

Ещё через два года в 1833 г. Ауэрбах одним из первых владельцев фарфоровых и фаянсовых заводов России удостаивается права употребления на своих изделиях государственного герба (двуглавого орла), что являлось государственным признанием высокого качества продукции.
Наивысшего расцвета ауэрбаховский завод достигает во второй половине 40-х гг. ХIХ в. Фаянсовый завод успешно сотрудничает с Италией, Германией, Щвецией, Иорданией, Францией, Финляндией, Саудовской Аравией, Ливаном, Грецией, Испанией.
В 1870 г. бывший завод Ауэрбаха стал собственностью Матвея Сидоровича Кузнецова (на фото), главы крупной фарфоро-фаянсовой фирмы, объединявшей Дулёвскую, Рижскую фарфоровые фабрики, а также фабрику в Волчьей Поляне под Харьковом. Фамилия Кузнецова и название села – случайное совпадение. Оно было названо так ещё до появления там фаянсового завода, по имевшимся там кузнечным мастерским.
С приобретением фабрики М.С. Кузнецовым начинается её бурное развитие. Строятся новые каменные цеха, вводятся самые современные, по тем временам, технологии. В 1889 г.  завод вошёл в «Товарищество производства фарфоровых и фаянсовых изделий М.С. Кузнецова».
Кузнецов не только расширяет производство, но и начинает изготовление новых видов продукции. Появляется фарфоровое производство, производство майолики, санитарного фаянса, улучшается техническое качество изделий. В огромных количествах вырабатывается посуда (маслёнки, кувшины, икорницы, табачницы, пепельницы), в том числе весьма оригинальная – в форме плодов, фруктов, рыб, животных, птиц и т.д. Мастера, работающие над созданием маслёнки – огурца, маслёнки – грецкого ореха, маслёнки – тыквы, преследовали цель удивить и развлечь покупателя. Натурализмом поражает маслёнка «Блины на тарелке». Художник стремился передать и пористость блинов, и стекающее на тарелку масло. Появляется мелкая пластика – статуэтки, изображающая модные в то время жанровые сцены из жизни народа, скульптуры на сюжеты картин известных художников, например «Пётр I допрашивает царевича Алексея в Петергофе» Н. Ге, «Охотники на привале» В. Перова, «Леда с лебедем» Бухера и другие.
Уже к началу XX столетия сложился ассортимент, который выпускался заводами «Товарищества М.С. Кузнецова». В каталоге продукции значились: чашки 370 фасонов, 60 разновидностей бокалов, 112 – чайных сервизов, 20 – кофейных, 23 – столовых; чайники – 20 видов, сахарницы – 16, сливочники – 14 типов, маслёнки – 30; огромное число различных фруктовниц, сухарниц, декоративных тарелок, подсвечников; одних пепельниц – 70 видов и т.д. В конце XIX в. и в первое десятилетие XX в. на Кузнецовской фабрике выпускались майоликовые иконостасы и киоты, которые имели широкий спрос среди русских церквей.
В 1918 г. фабрика была национализирована, но выпуск продукции, разработанной мастерами фаянса во времена владения ею М.С. Кузнецовым, не прекратился.
КОММЕНТАРИЙ К СЛАЙД-ШОУ:
В 1908 г. фабрика выпустила более 22 млн. штук разной посуды. Численность сотрудников выросла при этом до 2,5 тысяч, большинство из которых, как и сами владельцы фабрики, были старообрядцами. Кузнецовы много жертвовали на нужды старообрядческой общины, дали денег на школу, которую построил архитектор Шмелинг. На фабрике работали кружки: рабочих обучали грамоте, латышскому языку, танцам, игре на баяне. Для самых смышленых работал кружок учета (так раньше называли бухгалтерское дело). Была на фабрике Кузнецовых ещё одна хорошая традиция дарить сотрудникам посуду – на праздники, в дни рожденья, на именины. Только в отличии от той, что шла в продажу, на дарённой посуде не ставили клейма – чтобы не было соблазна продать. Смотрите слайд-шоу «История конаковского фаянса».
Источник: http://images.myshared.ru/100269/slide_2.jpg
Источник: http://antiquers.ru/tl/farfor/
Клеймо производителя. «Товарищества производства фарфоровых и фаянсовых изделий М. С. Кузнецова». Зелёное над глазурью – двуглавый орёл под ним подпись Т=ва М.С. Кузнецова, D=245 мм. Россия XIX – ХХ вв.
Источник: http://www.velisantik.ru/ru/content/view/870/202/
Камин из рабочего кабинета М.С. Кузнецова в г. Твери.
Источник: http://nethistory.mirtesen.ru/blog/43215110617/PYOTR-PERVYIY.-%22DELA-AMURNYIE...%22-CHAST-1.
Скульптура с картины Николая Николаевича Ге «Пётр I допрашивает царевича Алексея в Петергофе».
Источник: http://www.liveinternet.ru/users/5619387/post323678672/
«Старьевщик», фаянс, роспись, клеймо «Фабрика М.С.Кузнецова»
Источник: http://www.liveinternet.ru/users/5619387/post323678672/
«Еврей», фаянс, роспись. Фабрика М.С. Кузнецова.
Источник: http://en.coolreferat.com/ref-1_1765165604-35949.coolpic
Кружка, майолика, 1889 – 1900 гг.
Источник: http://en.coolreferat.com/ref-1_1765273803-30182.coolpic
Кружка, нач. XX в.
Источник: http://en.coolreferat.com/ref-1_1765303985-27934.coolpic
Чайная пара. Деколь, кон. XIX – нач. XX в.
Источник: http://en.coolreferat.com/ref-1_1765331919-328222.coolpic
Посуда для восточного рынка, нач. XX в.
Источник: http://en.coolreferat.com/ref-1_1765660141-291323.coolpic
Блюдо «Садко», роспись М. Врубеля, нач. XX в.
Источник: http://en.coolreferat.com/ref-1_1765951464-215508.coolpic
Ваза и сахарница в стиле модерн, нач. XX в.
Источник: http://en.coolreferat.com/ref-1_1766166972-204615.coolpic
Ваза и блюдо в стиле модерн, нач. XX в
Источник: http://en.coolreferat.com/ref-1_1764609405-233753.coolpic
Бородино. Предметы с изображениями к столетию Бородинского сражения (1812 – 1912 гг.)
Источник: http://en.coolreferat.com/ref-1_1764843158-311446.coolpic
Предметы из «Боярской серии», 1913 г.
Источник:http://licane.blogspot.ru/2010_10_01_archive.html
Крестьянская тема в произведениях фабрики Товарищества М.С. Кузнецова развивалась в двух направлениях: использование народной орнаментики и символики в украшении бытовых предметов; мелкая пластика – изображение бытовых сцен из жизни крестьян.
http://licane.blogspot.ru/2010_10_01_archive.html
Произведениям народной тематики, созданным на предприятиях М.С. Кузнецова, свойственна яркость и чистота красок, любование красотой момента, запечатлённого в скульптуре, стремление объединить национальные черты и черты модерна.
Источник: http://licane.blogspot.ru/2010_10_01_archive.html
Скульптурная композиция «Сцена».
КОНАКОВСКИЙ ФАЯНС СССР
В 1918 г. фабрика была национализирована. 8 сентября 1923 г. заводу присваивается имя М.И. Калинина, а в 1929 г.  по просьбам трудящихся село Кузнецово переименовывают в Конаково.
Ассортимент и облик продукции предприятия Конаково в 1920-х гг. оставались кузнецовскими. Продолжают выпускаться маслёнки «капуста» и «орехи», салатники, корзинки, вазы и т.п. В 1929 г. принимается решение прекратить изготовление фарфора и полуфаянса и сосредоточить внимание на выпуски изделий из фаянса и майолики.
Первые серьезные попытки внедрить новый ассортимент продукции были предприняты в начале 1930-х гг. прошлого века. По рекомендации В.В. Куйбышева, художник И.Г. Фрих-Хар привёз на фабрику группу известных художников и скульпторов, которые поставили перед собой задачу провести творческий поиск путей замены старых «кузнецовских» моделей и создать систему новых изделий и рисунков для внедрения в массовое производство. В состав этой группы входили В.А. Фаворский, С.Д. Лебедева, М.П. Холодная, И.М. Чайков, И.Л. Слоним, Г.И. Кепинов, А.Е. Зеленский и Ф.А. Бесперстова, П.М. Кожин, И.С. Ефимов. Благодаря их творчеству конаковский фаянс получил мировое признание на Всемирной Парижской выставке в 1937 г., где предприятие было удостоено высшей награды Диплома «Гран-При».
Художественная лаборатория вновь развернула активную деятельность лишь по окончанию Великой Отечественной войны, в конце 1940-х гг. В это время работали Т.З. Подрябинников, Г.Я. Альтерман, З.Г. Филянская, М.П. Холодная, Е.М. Гуревич, Н.А. Литвиненко, Й.В. Васильев, А.Й. Хихеева, И.Ф. Апостолов. Неоднократно выполняли отдельные работы И.Г. Фрих-Хар и С.М. Орлов, П.М. Кожин и М.А. Левина и другие. Лишь в середине 1950-х гг., после внедрения столового сервиза 6-го фасона, который создала В.Г. Филянская, практически полностью были заменены «кузнецовские» модели и росписи посуды.
В эти же годы замечательные росписи для сервизов и для майоликовых изделий создал выдающийся художник и керамик Г.Я. Альтерман. Произведённые им чайно-кофейный сервиз «Шиповник» и прибор для завтрака «Пламенеющий» были отмечены серебряной медалью Брюссельской Всемирной выставки 1958 г. В.Г. Филянская создала серию прекрасных оригинальных по форме и росписи изделий. «Кофейный сервиз в коричневой поливе», декоративные блюда «Удод» и «Голубь», «Набор посуды для воды» удостоены Золотой медали на Брюссельской выставке. Большую творческую работу проводила Е.М. Гуревич. Её скульптурные композиции «Дон Кихот и Санчо Пансо», «Восточная сказка» скульптура «Козленок» на брюссельской выставке заслужили серебряную медаль. Золотую медаль в Брюсселе получил созданный на заводе художницей М.А. Левиной Прибор для фруктов «Пламя». Бронзовой медалью награждена ваза «Москва» О.В. Малышевой. Интересные изделия вышли из-под кисти и стеки Н.А. Литвиненко, которая создала оригинальные специализированные наборы посуды. Основными оформителями посуды в 1950-х гг. были художники А.И. Хихеева, И.В. Васильев, И.Ф. Апостолов, пришедшие в конце периода «молодые» художники Г.Г. Вебер, В.П. Шинкаренко. Чистотой и силой цвета, оригинальностью форм отличались работы О.П. Гагнидзе. Его вазы, набор посуды для фруктов, созданные в содружестве с художником Н.С. Гавриловым, сухарница «Солнце» и другие изделия долгое время выпускались майоликовым цехом.
В шестидесятые годы продолжался повышаться художественный уровень конаковского фаянса. Достаточно сказать, что работы молодых художников и «ветеранов» в первой половине 1960-х гг. были отмечены 2-мя золотыми, 5-ю серебряными и 10-ю бронзовыми медалями. В 1962 г. статуэтка «Мамонт», выполненная Г.Б. Садиковым в технике матовых глазурей, на II Международной выставке Керамики в Праге была отмечена серебряной медалью.
К 1991 г. мощность завода составляла 100 миллионов изделий в год. На заводе трудилось около 5000 человек.
Трудности Конаковский фаянсовый завод начал испытывать практически сразу после перехода к рыночным отношениям. Пройдя процедуру банкротства, легендарное предприятие прекратило свое существование незадолго до своего двухсотлетия. Сейчас работает  компания «Конаковский Фаянс», которая создана на базе художественной лаборатори  Конаковского фаянсового завода.
КОММЕНТАРИЙ К СЛАЙД-ШОУ:
В 2009 г. должно было исполнится  200 лет прославленному российскому предприятию – фаянсовому заводу Ауэрбаха-Кузнецова, который на протяжении двух столетий был одним из самых известных центров фарфорово-фаянсовой промышленности России. Но 200-летие Конаковского фаянса отмечать было не кому, сотрудников  уволили ещё  года три назад, а все оборудование срезали  на металлолом. Между тем,  завод  был известен на весь  мир.  Конаковский фаянсовый завод имени М.И. Калинина сотрудничал  с Саудовской Аравией, Италией, Францией, Германией, Иорданией, Щвецией, Финляндией, Грецией, Ливаном, Испанией. Можно ли  теперь склеить разбитую чашку?  Каким был конаковский фаянс смотрите слайд-шоу «Конаковский фаянс в  СССР».
Источник: http://antiquesfake.ipb.su/index.php?showtopic=516
Клейма Конаковского завода им. М.И. Калинина
Источник: http://antiquesfake.ipb.su/index.php?showtopic=516
Клейма Конаковского завода им. М.И. Калинина
Источник: http://v-solonbekov.livejournal.com/20217.html
Фрих-Хар И.Г. Декоративная скульптура «Носильщик тарелок» Конаковский фаянсовый завод им. М.И. Калинина 1930-е гг.
Источник: http://www.dvaveka.ru/farfor-keramika-steklo/konakovo/
Маслёнка «Красноармеец». Конаково, 1930-е гг.
Источник: http://newkomok.ru/china/uzbechka-na-osle-konakovo-1950-e-gody
Фарфоровое блюдо «Жница». Диаметр 33,5. 1930-е гг. Цветная глазурь. Автор модели Прессман С.Б. Конаковский фаянсовый завод им. М.И. Калинина.
Источник: http://surikata63.livejournal.com/26649.html
1938 г. На столе без труда можно раглядеть конаковские тарелки.
Источник: http://v-solonbekov.livejournal.com/20217.html
Подрябинников Т.З. Предмет из столового сервиза «Волга-канал». Конаковский фаянсовый завод им. М.И. Калинина 1939 г.
Источник: http://v-solonbekov.livejournal.com/20217.html
Холодная М.П. Декоративная скульптура «Литейщица». Конаковский фаянсовый завод им. М.И. Калинина 1948 г.
Источник: http://v-solonbekov.livejournal.com/20217.html
Декоративная скульптура «Работница фаянсового завода». Конаковский фаянсовый завод им. М.И. Калинина 1948 г.
Источник: http://newkomok.ru/china/uzbechka-na-osle-konakovo-1950-e-gody
Скульптурная композиция «Туркменка на осле». Конаково. 1950-е гг.
Источник:http://newkomok.ru/china/uzbechka-na-osle-konakovo-1950-e-gody
Настенное блюдо «У ручья». Диаметр 33,5см. 1950-е гг. Автор модели Прессман С.Б. Конаковский фаянсовый завод им. М.И. Калинина.
Источник: http://newkomok.ru/china/uzbechka-na-osle-konakovo-1950-e-gody
Статуэтка «Маша и Медведь». Конаково. 1950 – 60 гг.
Источник: http://newkomok.ru/china/uzbechka-na-osle-konakovo-1950-e-gody
Статуэтка фарфоровая «Мальчик со снежком». Конаково. 1955 г. Фаянс. Высота 27 см.
Источник: http://newkomok.ru/china/uzbechka-na-osle-konakovo-1950-e-gody
Фарфоровая статуэтка «Наливное яблочко». ЗИК. Конаково. Высота 27 см.
Источник: http://newkomok.ru/china/uzbechka-na-osle-konakovo-1950-e-gody
Фарфоровая статуэтка «Голубь». Конаково. 1958 г.
Источник: http://newkomok.ru/konakovskiy-fayansovyy-zavod
Фарфоровая скульптура «Украинка с ковром». Конаково. ЗИК. Конаковский фаянсовый завод им. Калинина. Высота 15см.
Источник: http://www.dvaveka.ru/farfor-keramika-steklo/konakovo/
Фигурка «Друзья птиц». Конаково, 1950 – 60 гг.
Источник: http://www.dvaveka.ru/farfor-keramika-steklo/konakovo/
Статуэтка «Оксана с зеркалом». Конаково, 1950 – 60 гг.
Источник: http://welcometver.ru/sights/31
Столовый набор
Источник: http://welcometver.ru/sights/31
Столовый сервиз
Источник: http://surikata63.livejournal.com/26649.html
Столовый сервиз. 1985 г.
Источник: http://www.dvaveka.ru/farfor-keramika-steklo/tarelki/dekorativnaya-tarelka-s-izobrazheniem-vi-lenina/
Декоративная тарелка с изображением В.И. Ленина, Конаково, повтор 1990-е гг. Фаянс, живопись
М.П. ХОЛОДНАЯ: БОЛЬШОЙ СКУЛЬПТОР МАЛЫХ ФОРМ
Холодная Мария Петровна (1903 – 1989 гг.) – одна из легенд конаковского фаянса, именно на плечи её  поколения  легла основная тяжесть послевоенного  возрождения конаковского фаянса.
Мария Петровна  родилась 24 сентября 1903 г. в Киеве в семье директора коммерческого училища П.И. Холодного. В школе он преподавал физику, а дома занимался живописью. Любовь к искусству привилась и детям. Все рано начали рисовать, а Мария Холодная увлеклась керамикой. У бабушки М.П. Холодной была коллекция фаянсовой и фарфоровой посуды кузнецовских заводов, и будущий скульптор часами возилась с нею, рассматривая роспись и форму вещей. Позднее она вспоминала, что особое впечатление на неё произвела стоящая на столе отца фарфоровая пепельница, которая

 «изображала собой лукошко, на край которого положена дощечка, а на дощечке сидят два тряпичные куклы – одна розовая, другая – голубая. Маленькая девочка в деревенской рубашонке стоит на коленях и играет этими куклами; она босая, у неё такие прелестные ножки, распущенные волосы легли по плечам…Я могла бесконечно долго, взобравшись на стул, любоваться этой пепельницей…».

М.П. Холодная считала эту вещь образцом массовой продукции, на которую нужно было бы ориентироваться при производстве фарфора и фаянса в советское время.
В 1928 г. М.П. Холодная окончила институт и переехала в Москву. В 1930 г. она несколько месяцев работала в керамической мастерской при Государственном музее фарфора. В 1932 г. – вышла замуж за скульптора И.Фрих-Хара, который предложил ей работать в организуемой им художественной лаборатории на Конаковском фаянсовом заводе. Она была зачислена в штат в 1934 г. и работала здесь до 1957 г. (На фото  скульптура  М.П. Холодной «за вышиванием»)
Произведений довоенного периода сохранилось немного. Ранние работы М.П. Холодной – это образы жещин-работниц: телятницы – «Телятница» (майолика,1934 г., Конаково); жницы – «Женщина со снопом» (фаянс, до 1937 г., хранится в Тверской областной картинной галерее); девушки с утюгом – «Девушка с утюгом» (фарфор,1934 г., Конаково); прачки и др. Фигуры грубоваты, устойчивы, монументальны. Определённой влияние на М.П. Холодную в это время оказало творчество С. Лебедевой и В. Мухиной.
С 1948 г. М.П. Холодная работает на Конаковском фарфоровом заводе в качестве художника-скульптора. В 1940 – 1950-е гг. она отошла от производственной темы и увлеклась сюжетами из жизни детей. В это время созданы скульптуры «Вышивальщица» (фаянс, 1945 г., Конаково, Саратовский художественный музей им. АН. Радищева), «Мальчик с овощами» (фаянс, 1949 г.), «Снежная баба» (фаянс, 1949 г.), «Киргизские дети. Подарки фронту» (фаянс, 1947 г.), «Таня», горельеф «Урок музыки» (фаянс, 1947 г.), рельеф-триптих «Жмурки» (фаянс, 1950-е гг.). Для скульптур этого времени характерны миловидность лиц, непосредственность поз и движений детей.
В 1955 г.  создала скульптуру «Ветерок» («Сидящая девушка»; майолика, 1955 г., Конаково, экземпляры хранятся в Государственном музее керамики «Кусково» и в Тверской областной картинной галерее), которая была удостоена бронзовой медали в Брюсселе в 1958 г. После 1957 г. скульптор выполняла на Конаковском фаянсовом заводе свои выставочные произведения. Много произведения М.П. Холодной вышли на заводе большими тиражами, в том числе, и после её ухода с работы.
С конца 1950-х гг. М.П. Холодная стала работать в грубой керамике, терракоте, майолике. Она создавала портретные фигуры, этюды натурщиц, камерные декоративные рельефы и панно, не предназначенные для производства: «Сидящие мальчики» (терракота,1957 г.), «Сидящая девочка» (терракота, 1959 г.), «Лето» (терракота, 1961 г.), маленькие цветочницы («Вазочка настенная» (терракота, 1962 г.) и др.
Основной областью своей работы она считала скульптуру малых форм. Произведения М.П. Холодной гранятся в ГТГ, в Государственном музее керамики «Кусково» (Москва), Тверской областной картинной галерее, музее Конаковского фаянсового завода, Омском областном художественном музее и др.
ОТАРИ ГАГНИДЗЕ: ЦВЕТЫ ГРУЗИИ В РУССКОМ САДУ

В российском декоративно-прикладном искусстве II половины ХХ в. совершенно особое место занимает Конаковский фаянсовый завод им. М.И Калинина (бывший завод Ауэрбаха-Кузнецова). Работы «конаковцев», бережно хранивших славные традиции этого старейшего предприятия, с триумфом «путешествовали» по крупнейшим отечественным и зарубежным выставкам в течение нескольких десятилетий. С заводского конвейера миллионными тиражами сходили произведения, пользовавшиеся колоссальным спросом в нашей стране и за ее пределами. Образцы любого бытового изделия (от простой пепельницы до многосоставного сервиза) разрабатывали замечательные художники завода, объединенные в Творческую лабораторию. В разное время здесь работали блистательные мастера декоративно-прикладного искусства. Одним из них был Отари Гагнидзе (1928 – 2011 гг.).    
Отари Павлович Гагнидзе родился в Тбилиси в 1928 г. Он получил превосходное профессиональное образование – учился на живописном отделении Тбилисского художественного техникума (1944 – 1949 гг.), затем – на факультете керамики Тбилисской Академии Художеств у О. Джапаридзе, К. Кикнадзе, В. Шерпилова (1951– 1957 гг.). В 1957 г. молодой художник приехал работать на Конаковский завод и остался здесь навсегда.  
Что могло привлечь грузинского керамиста в российской глубинке вдали от родных корней и южного солнца? Определённую роль сыграло несколько факторов. Во-первых, авторитет самого предприятия с довольно сильной технологической базой (даже в непростое для страны послевоенное время). Это открывало богатейшие возможности для творческих экспериментов. Во-вторых, сильный творческий коллектив, где Гагнидзе нашел единомышленников и друзей. Здесь он имел свободу в выборе тем и сюжетов, и, получив такую возможность, сумел найти путь к собственному неповторимому языку своей керамики. Особенностью его творчества можно считать то, что, не изменяя древним традициям керамического искусства Закавказья, он бережно комбинировал их с конаковскими приемами выделки и росписи фаянса. Декоративные вазы «Грузия», «Весна», «Марани-Микитани», скульптура «Павлин», блюда «Пантера» и «Поединок», сервиз для восточного ресторана, выполненные с художественными и стилевыми особенностями грузинской керамики, выступают слаженным дуэтом с созданными со всем почтением к конаковским традициям произведениями. Сервизы «Дары осени», «Зелёный», многообразные приборы для фруктов, меда, варенья и сувенирные изделия несут в себе черты чисто конаковской школы с сочными росписями и пластичными формами русской глиняной посуды. Творчество Гагнидзе демонстрирует удачный союз взаимопроникновения национальных культур, которые обогащают и дополняют друг друга. Интонации грузинской керамики благодатно прижились на заводе и никогда не выглядели инородными, так как автор очень дозированно и деликатно использовал её элементы. В экспозиции можно видеть произведения, созданные мастером из чернолощеной керамики и обожжённой глины.  
Во всех своих произведениях Отари Гагнидзе демонстрирует мастерство первоклассного скульптора и живописца. Отдельные скульптурные произведения, а также рельефный декор на поверхностях его изделий говорят об освоении им анималистического жанра, так развитого в декоративно-прикладном искусстве Грузии. Изображения оленя, горного козла, барана, быка, птиц символичны и обладают ярко выраженным индивидуализированным характером образа, с его тягой к обобщению, к сведению формы к цельному объекту. Художник становится участником выставок с 1958 г., в 1965 г. – членом Союза художников РФ. В середине 1970-х гг. он возглавил Творческую лабораторию при Конаковском заводе.  
Творчество Отари Гагнидзе неразрывно связано с расцветом конаковского фаянса 1960 – 1990-х гг. (на фото: кувшин для вина 1977 г.). Керамика мастера несёт в себе черты яркого таланта, и произведения, созданные им, обаятельны и полны жизни. Художник внёс свой вклад в славные страницы конаковского фаянса. Сам Отари Гагнидзе называл себя «русский грузин», ведь оставаясь верным своим корням и своей культуре, он сделал очень  много для развития русской школы художественного фаянса.  В своём творчестве  Гагнидзе часто использует ярко-красный и пурпурный цвета, многообразие винных оттенков, нехарактерных для конаковской палитры. Он сочетает их с охристыми, бирюзовыми, лазоревыми и жёлтыми цветами, не выпадая при этом из общего направления колористического декорирования конаковской школы. Художник всю жизнь и с удовольствием работал с майоликовыми потечными глазурями, добиваясь необыкновенных декоративных эффектов.      

ФАЯНС НАТАЛЬИ ЛЕПКАЛЮК
Наталья Лепкалюк – окончила Одесское художественное училище в 1973 г. Тогда же решила работать на Конаковском фаянсовом заводе. В то время устроиться сюда было не так просто. Это было процветающее предприятие, широко известное и внутри страны, и за рубежом. Завод экспортировал продукцию в 44 страны мира, художники завода с успехом участвовали в международных выставках. Тогдашний главный художник И.В. Васильев взял на работу выпускницу, но не художником, а исполнителем. Это была обычная практика: считалось, что молодые художники должны изучить производство. Пришлось поработать на разных участках, освоить разные виды работ.
Наталья Юрьевна ничуть об этом не жалеет. Изучив досконально все производственные процессы, она все умеет делать сама от начала до конца. И уже через несколько лет Н.Ю. Лепкалюк становится одним из ведущих художников завода. Она разрабатывала новые росписи для различных сервизов и наборов, рисунки для деколей, графику для печати, новые формы. Наряду с этим художница создавала, и уникальные выставочные работы и постоянно участвовала во всероссийских и международных выставках. Работы Н. Лепкалюк находятся во многих музеях страны, в частности в Государственном музее керамики в Кусково, а также в частных коллекциях у нас в стране и за рубежом. В 1994 г. в Доме художника на Крамском валу (г. Москва) состоялась небольшая, но очень изысканная выставка произведений искусства из фарфора, приуроченная к светлому празднику Пасхи. Среди участников лучшие художники, работающие в православной теме. Все выставленные предметы были уникальными – выполненными в одном экземпляре. Комплект из трех дарохранительниц, выполненный Натальей Лепкалюк привлекал внимание своей гармоничностью. Он был выбран для подарка государственным деятелям России.
Православная тема близка художнице, это не дань моде, это потребность души. И, конечно, это отразилось и в её творчестве. Тогда же, в 1990-е  гг. было создано пасхальное блюдо – вещь не только необыкновенно красивая, но и функциональная. А вот набор для причастия, начатый ещё на заводе, к сожалению, остался незаконченным. Наталья Юрьевна в ближайшем будущем собирается вернуться к ней и доделать работу до конца. Она призналась, что полна новых замыслов. В последнее время ей близки сказочные образы идеальной Руси: персонажи исчезнувшего Китеж – града, былинные герои – образы ушедшей, но не исчезнувшей Руси. «Я верю, что исконно русская душа живет в каждом из нас и мне хочется показать это».
Разговор переходит незаметно в иную плоскость: о судьбе конаковского фаянса, уникального явления в русском декоративно-прикладном искусстве. «Очень хочется, чтобы этот уникальный промысел не исчез» – говорит художница. Все понимают, что восстановить завод и наладить выпуск больших объемов массовой продукции вряд ли возможно. Это сложное и дорогостоящее производство. Но она мечтает, чтобы открылся небольшой цех, где выпускались художественные изделия, какие-то уникальные вещи.

 «Потомки не простят нам, если мы загубим эту традицию и позволим исчезнуть конаковскому фаянсу, – считает Наталья Юрьевна. – Ещё немного и будет поздно».

 Керамическое производство – сложный технологический процесс. И его нельзя освоить теоретически, здесь нужен практический опыт. Это очень важно, ведь художник-керамист всегда работает немного «вслепую». Краски меняют цвета и оттенки в процессе обжига. Чтобы понять закономерности этого процесса, нужны годы практики.

«Пока есть художники, которые помнят, как работать с фаянсом, пока они готовы передать свои знания и опыт, нужно подумать о том, чтобы попытаться сохранить наш уникальный и самобытный промысел.  Я так надеюсь на это» – поделилась художница.
ОСОБЕННОСТИ КОНАКОВСКОГО ФАЯНСА
Изначально кузнецовский фаянс (на фото: чайная пара. Деколь, нач ХХ в.) был ориентирован на широкие массы потребителей. Новые рисунки для производства делались с учетом вкуса определённых кругов потребителей, учитывалось также эмоциональное воздействие на человека колористического решения росписей. В 1912 г.  к столетию победы России в Отечественной войне 1812 г. заводы «Товарищества М. С. Кузнецова» выпустили много различных предметов – тарелок, сервизов, чашек, блюд с изображением сцен из истории Отечественной войны, богато украшенных золотым штампованным орнаментом, для которых использовались деколи, сделанные в Германии. Заводы «Товарищества М. С. Кузнецова» выпускали в большом количестве изделия из окрашенной фарфоровой зелёной массы: вазы, лоточки, флаконы, шкатулки, туалетные коробочки, украшенные белым бисквитным орнаментом или полуобнаженными фигурками нимф и наяд.
В конаковском  фаянсе, после национализации фабрики М.С. Кузнецова,  постоянно шёл процесс поиска собственного стиля. В 1918 г. фабрика была национализирована, но выпуск продукции, разработанной мастерами фаянса во времена владения ею М. С. Кузнецовым, не прекратился. В 1930-х гг.  была предпринята попытка замены старых «кузнецовских» моделей и создания  системы новых изделий и рисунков для внедрения в массовое производство. Однако кузнецовский стиль с разными вариациями сохранился,  равно как постоянно добавлялись новые мотивы в фаянсе, навеянные советской эпохой и новым укладом жизни.
А  каков обобщённый образ  советского конаковского  фаянса? Это беленькие тарелочки с голубой каёмочкой, на которых прописью было выведено ностальгическое слово «общепит».  Делали их именно в Конаково. Кроме того, завод ежегодно завод выпускал 190 тысяч комплектов столовых сервизов. 250 тысяч детских наборов, 230 тысяч наборов для фруктов, 140 тысяч кофейных сервизов, столовую посуду, в числе которой 25 миллионов тарелок двенадцати различных форм, 5 миллионов мисок, 8 миллионов салатников. Наборы для блинов, напитков, соков, варенья, меда, подарочные наборы «Дуэт», «Сударушка», «Волга», «Рябиновые бусы» –  прекрасное украшение любого дома.
При определения стиля советского фаянса серьёзное внимание было обращено на майолику и фаянс, которые стали завоевывать все большее и большее место в быту. Большую популярность при сервировке стола завоевали майоликовые и фаянсовые чайные и кофейные сервизы, столовая посуда. Притягательность этих изделий – в простоте и выразительности их сочных объёмных форм, лаконизме и тектонике, ясности утилитарного назначения, а также яркости, колористической насыщенности больших плоскостей.
Совпадение природных свойств майолики и фаянса с современными требованиями, предъявляемыми к предметам быта, и определило большое внимание и успех, выпавшие на долю этих изделий в 1950-х – 1960-х гг. Толстостенные майоликовые изделия тех лет имели обобщенные спокойно перетекающие формы, чёткий, простой и выразительный силуэт. Палитра эмалей и глазурей была очень богата, позволяла добиваться контрастных и тонко дополняющих друг друга цветовых отношений, оттенков разной интенсивности; применялись эффекты потечных, кристаллических глазурей.
Большое влияние на  советский стиль фаянса оказал и агитационный фарфор, который  относится к так называемому «производственному» искусству, популярному в России в 1920 – 30-х гг. прошлого века. Как представители нового стиля, агитационно-массовые фарфоровые изделия зачастую ассоциируются с русским авангардом. Именно агитационный фарфор прочно занял свою нишу в рамках нового стиля, нередко ассоциирующегося с понятием русский авангард.
В целом, конаковская посуда была по-настоящему современна, проста, удобна и вместе с тем наделена обаянием национального искусства, завоевала  любовь и признание советского потребителя и с восхищением принималась  за рубежом.
А статуэтки Конаково – банальные или необычные, наивные или реалистичные, с милым очарованием мещанства или с чёткой агитационной направленностью – это фарфоровая история амбиций, страны, технологий.
ИЗГОТОВЛЕНИЕ КОНАКОВСКОГО ФАЯНСА
Сегодня  технология производства  уникальных изделий из фаянса практически  не претерпела изменений со времени его изобретения. Технологическая цепочка в фарфорово-фаянсовом деле не то чтобы очень хитра, но невероятно длинна. Автоматизировать можно только  изготовление посуды. Художественные вещи – это всегда руки. Сначала художник лепит исходную форму. Допустим, это крестьянка, несущая коромысло с ведрами. Или пионерка, вскинувшая руку в салюте.
Потом с этой формы снимают гипсовый слепок. С каждой выступающей части фигурки слепки делаются отдельно: коромысло, головка, пионерский салют – всему свой гипс. На это уходит примерно два месяца. Получается гипсовая копия изначальной скульптуры, которая в дальнейшем именуется «модель». Модель пропитывается олифой, чтобы не впитывала влагу, и в таком виде может хранится достаточно много времени. При необходимости воспроизвести скульптуру, берётся модель, с неё снимается гипсовая форма, в которую уже заливается фаянсовая масса для получения изделия.
Авторство здесь необыкновенно уважается. Сделать форму, идущую в производство, примерно, то же самое, что написать стихи, которые потом будут учить в школах. Это должно быть просто, стильно, ярко и незабываемо.
Потом начинается само литьё. В каждую форму заливают шликер – жидкую фаянсовую смесь. И ждут около суток. На границе с гипсом шликер должен подсохнуть и слегка затвердеть. Насколько, знает только мастер. Всё на глазок. Если «глазок» ошибётся, фигурка при обжиге в печке треснет.
Когда шликер подсохнет до нужной толщины, жидкий остаток сливают, а форма сохнет ещё сутки. Потом фаянсовую заготовку ­вынимают из гипса и осторожно очищают от неровностей. Дело это тонкое и тоже чисто ручное: одно неловкое движение – и хрупкий необожжённый фаянс отправится в мусорное ведро. Потом все детали –  головки, ручки, ножки  – склеивают в нужной последовательности. Потом долго и тщательно замывают, затирают швы, доводя до идеальной гладкости, и фигурка отправляется в печку на первый обжиг, называемый «утильный». После первого, утильного обжига, изделие приобретает свою стандартную плотность, его уже можно брать, не опасаясь, что можно раздавить руками.
Далее изделие поступает живописцам, где с помощью специальных красок, глазурей производится окраска изделий. В результате из серой и очень хрупкой она становится белой и покрепче. Потом на чистый белый фаянс карандашом наносится узор, его раскрашивают, ждут, когда краска подсохнет, а затем заливают глазурью и снова обжигают.
Фигурка готова. Обычно, на это уходит три месяца работы.  Механизировать и ускорить процесс практически невозможно. Все делается, конечно, на потоке, но строго вручную.
КОММЕНТАРИЙ К СЛАЙД-ШОУ:
Для изготовления фаянса  применяется то же сырьё, что и для производства фарфора.  Меняются лишь рецептура сырья и технология обжига изделий. Фаянс отличается от фарфора большими пористостью и водопоглощением (до 9 – 12%), поэтому все фаянсовые изделия покрываются тонким сплошным слоем водонепроницаемой глазури. В Конаково  производили разнообразный фаянс: белый опак («непрозрачный фарфор») с росписью и печатными рисунками. Всего с момента начала заливки в форму шликера до выхода готового изделия цикл занимает около трех недель. И все это время скульпторы, модельщики, живописцы,  вкладывают свой труд, свой талант, свою душу в то, чтобы их творение радовало людей. Смотрите слайд-шоу «Изготовление конаковского фаянса».
Источник: http://faience.konakovo.org/article_info.php?articles_id=9
Все этапы создания скульптурной композиции «Галя ходила за водой» скульпторами-художниками Производственной компании Конаковский фаянс».
Источник: http://faience.konakovo.org/article_info.php?articles_id=9
В основе любого изделия конаковского фаянса лежит скульптура, выполненная размером чуть большим, чем будущее изделие. Так как фаянс при обжиге даёт некоторую усадку. Скульптура может быть выполнена из глины, пластилина.
Источник: http://faience.konakovo.org/article_info.php?articles_id=9
После определения количества составных элементов будущего изделия, мастер с помощью вот такого нехитрого приспособления (струна, натянутая на дугу из пружинистой стали) разрезает изделие на части.
Источник: http://faience.konakovo.org/article_info.php?articles_id=9
В данном случае получилось вот такое количество составных частей скульптуры, с каждой из которых в дальнейшем надо снять свою гипсовую форму.
Источник: http://faience.konakovo.org/article_info.php?articles_id=9
Съём гипсовой формы с головы гармониста. В низу головы не длинная шея, а так формируется будущее отверстие, через которое будут заливать жидкий фаянс (шликер).
Источник: http://faience.konakovo.org/article_info.php?articles_id=9
А это уже процесс снятия гипсовой формы с тела гармониста
Источник: http://faience.konakovo.org/article_info.php?articles_id=9
В итоге получилось, что данная скульптурная композиция будет состоять из десяти форм.
Источник: http://faience.konakovo.org/article_info.php?articles_id=9
Ну а сами эти десять форм состоят из тридцати элементов из гипса.
Источник: http://faience.konakovo.org/article_info.php?articles_id=9
Дальше формы поступают в производство. Скрепляются полосками резинок от автомобильных камер и, через заранее предусмотренные технологические отверстия, заливаются жидким фаянсом (шликером). На фото – автор работы Неля Туленкова.
Источник: http://faience.konakovo.org/article_info.php?articles_id=9
В месте касания со шликером гипс вбирает в себя влагу, в результате образуется черепок. Как только черепок набрал нужную толщину, лишний шликер сливается.
Источник: http://faience.konakovo.org/article_info.php?articles_id=9
Наконец черепок набрал нужную плотность, мастер разбирает формы и вынимает составные части будущей скульптурной композиции.
Источник: http://faience.konakovo.org/article_info.php?articles_id=9
Вот так выглядят составные части будущей скульптуры перед сборкой.
Источник: http://faience.konakovo.org/article_info.php?articles_id=9
Сборка изделия. С помощью различных приспособлений производится зачистка изделия и его сборка.
Источник: http://faience.konakovo.org/article_info.php?articles_id=9
Сборка изделия.
Источник: http://faience.konakovo.org/article_info.php?articles_id=9
Изделие собрано. Оно ещё очень хрупкое и должно постоять ещё некоторое время, чтобы из него ушла излишняя влага и затем оно направляется в первый обжиг, который называется утильный при температуре 1250 градусов в течение 8 часов.
Источник: http://faience.konakovo.org/article_info.php?articles_id=9
Вот таким изделие выходит из первого обжига. (На фото уже после обжига на него нанесены незначительные элементы будущей раскраски). Изделие приобретает прочность классического керамического изделия, имеет белоснежный цвет и шероховатую поверхность.
Источник: http://faience.konakovo.org/article_info.php?articles_id=9
Далее с помощью различных тугоплавких керамических красок на водной основе изделие раскрашивается. Очень интересно, что цвет покрашенного, но не обожжённого изделия, значительно отличается от того что получится в итоге.
Источник: http://faience.konakovo.org/article_info.php?articles_id=9
После окраски изделие оправляется ещё в один обжиг, именуемый политой и обжигается 6 часов при температуре 1090 градусов, ну, а с учётом охлаждения, всё те же двое суток.
Источник: http://faience.konakovo.org/article_info.php?articles_id=9
После политого обжига изделие принимает свой законченный вид.
КОМПАНИЯ «КОНАКОВСКИЙ ФАЯНС»: НАДЕЖДА НА ВОЗРОЖДЕНИЕ
Малую толику конаковского фаянса сейчас изготавливает  Производственная компания «Конаковский фаянс», которая создана  на базе художественной лаборатории  завода.   Генеральный директор «Конаковского фаянса» Валерий Викторович Солонбеков  достаточно известный человек в  г. Конаково. С 1990 г.  занимал руководящие посты и являлся владельцем в торговом, строительном бизнесе г. Конакова. С апреля 2000 по март 2009 гг. работал заместителем главы администрации Конаковского района Тверской области. С апреля 2009 г. возглавляет некоммерческое партнерство «Союз малых товаропроизводителей» и занимается организацией производства уникальных изделий из фаянса на базе художественной лаборатории бывшего Конаковского фаянсового завода.
В Производственной компании  сейчас  нет  поточного производства,  делаются  лишь штучные вещи. Но и это немало – есть уникальные художники, сохранены   технологии, используется  исключительно ручной навык,  который передаётся от мастера к подмастерью.
В Производственной компании«Конаковский фаянс»,  как огонёк, бережно сохраняется древнее ремесло, ручное, тёплое, медленное, больше похожее на священнодейство, чем на бизнес. Все они заворожены вот этим цветом и этой формой. И время здесь какое-то не советское и не капиталистическое – фаянсовое. Небольшая группа скульпторов-художников работает, создавая красоту своими руками: скульпторы-художники Нелли Туленкова, Елена Демидова, Ирина Резникова, Людмила Белякова, заливщик Юрий Новиков, формовщик Петр Аниськов.
Недавно к ним присоединилась художница Надежда Лавренова, которая будет расписывать  изделия рисунками с видами и символикой г. Конаково и г. Твери. Производственная компания «Конаковский фаянс»  в ближайшее время запускает в производство серию декоративных настенных блюд с видами значимых объектов Конаковского района и Тверской области, природы Верхневолжья и настенных часов с символикой города, которые будет расписывать Надежда.
На производство одной фигуры уходит от 30 дней. Те фигуры, которые копируют  работы завода им. Калинина, называются повторами. Но современные скульпторы создали и много своих авторских работ. Каждое изделие индивидуально, ведь оно с любовью и творчеством изготовлено умелыми руками. На свои готовые произведения художницы ставят клеймо: ООО «ПК «Конаковский фаянс» и ветка ели. Некоторые фигурки авторы подписывают в «тесте».
Это авторские работы художниц Елены Демидовой «Пионерка», «Баня», «Приятели», Нелли Туленковой – «Цирк», «Девочка с кошкой», «Мальчик с барабаном», «Филипок», «Кукла на подставке», «Свидание гусара».
К Олимпиаде-2014 г. в Сочи художники разрабатали серию фигурок спортсменов: «Лыжник на пьедестале», «Фигурное катание», «Сноуборд» (автор Людмила Белякова). Это небольшие сувенирные фигурки. Очень много фигурок, блюд и ваз, посвящённых красивейшей природы конаковского края. 
В производственных планах «Конаковского фаянса» как  повторить всё то лучшее, что было создано за 200-летнюю историю завода, так и сделать новые уникальные изделия. Всё нынешние работы созданы руками мастеров без применения механизмов, технологии сохранилась фактически неизменной с момента изобретения фаянса.

Адрес Производственной компании «Конаковский фаянс»:Тверская область, г. Конаково, ул. Энергетиков, 24
Тел.: 8 (961) 015-80-80
Факс: 8 (48242) 4-51-77
Скайп: konakovo_fayans
Сайт: http://faience.konakovo.org  

КОММЕНТАРИЙ К СЛАЙД-ШОУ:
Художники «ПК «Конаковский фаянс» поставили перед собой задачу продолжить исторические и художественные традиции Кузнецовского и Конаковского фаянса. Все работы добрые, точно живые, созданные с юмором и любовью. Изделия можно купить в торговом комплексе «Елена», также открыты магазины в гостинице «Дафна», Глав УПДК «Завидово» и др. Основными направлениями работы художников являются возрождение русского самобытного производства фаянса, использовавшегося на фабриках Кузнецова и, впоследствии, на Конаковском фаянсовом заводе, а также создание современных высокохудожественных образцов керамики. Смотрите слайд-шоу «Конаковский фаянс:  вчера и сегодня».
Источник: http://zanuda.offtopic.su/viewtopic.php?id=4832
Сегодняшний Конаковский фаянсовый завод им. М.И. Калинина. Вернее то, что от него осталось. Фото с центральной проходной завода – виден проём в стене и разруха в цехах.
Источник: http://faience.konakovo.org/article_info.php?articles_id=3
Новое клеймо конаковского фаянса, оно уже на изделиях Производственной компании «Конаковский фаянс».
Источник: http://v-solonbekov.livejournal.com/14976.html
Конаковский фаянс уже принимает участие в различных выставках, но уже от Производственной компании «Конаковский фаянс».
Источник: http://v-solonbekov.livejournal.com/14976.html
Выставка конаковского фаянса
Источник: http://faience.konakovo.org/article_info.php?articles_id=1
Художники-скульпторы ПК «Конаковский фаянс».
Источник: http://faience.konakovo.org/article_info.php?articles_id=3
ПК «Конаковский фаянс» открыла небольшой участок по производству гипсовых форм для литья уникальных изделий из фаянса. Здесь работает мастер Пётр Аниськов с бывшего уже Конаковского фаянсового завода.
Источник: http://faience.konakovo.org/article_info.php?articles_id=3
А вот собственно и скульптура «По грибы» Елены Демидовой – первая отливка из свежей формы, сделанной Петром Аниськовым.
Источник: http://faience.konakovo.org/article_info.php?articles_id=1
А здесь скульптор Елена Демидова за работой над своим пионером, точнее пионеркой.
Источник: http://faience.konakovo.org/article_info.php?articles_id=1
А это уже гипсовые формы, снятые с моделей, в которых уже методом заливки жидкой фаянсовой массы, шликером, формируется будущее изделие. Мастер Юрий Новиков подбирает формы для запуска в производство.
Источник: http://faience.konakovo.org/article_info.php?articles_id=1
Модельная и литьевая мастерские.
Источник: http://faience.konakovo.org/article_info.php?articles_id=1
Вот так производится заливка шликером формы.
Источник: http://faience.konakovo.org/article_info.php?articles_id=1
Здесь изделие, которое на этой стадии называется «сырец», поступает на стол мастера, где доводится до ума. Срезаются, зачищаются замываются излишки от швов формы, какие то дефекты. На этой стадии производится сборка изделия. А после этого – обжиг.
Источник: http://faience.konakovo.org/article_info.php?articles_id=1
Вот как раз то изделие, которое было отлито в нескольких формах и сейчас происходит его сборка. На фото видны, как раз, места стыков разных частей формы, которые надо срезать, зачистить и замыть.
Источник: http://faience.konakovo.org/article_info.php?articles_id=1
После первого утильного обжига изделие приобретает свою стандартную плотность, его уже можно брать, не опасаясь, что можно раздавить руками.
Источник: http://faience.konakovo.org/article_info.php?articles_id=1
Здесь изделие поступает живописцам, где с помощью специальных красок, глазурей производится окраска изделий.
Источник: http://faience.konakovo.org/article_info.php?articles_id=1
Живописец Ирина за работой над декоративным блюдом.
Источник: http://faience.konakovo.org/article_info.php?articles_id=1
Скульптор и живописец Неля Туленкова в своей мастерской.
Источник: http://faience.konakovo.org/article_info.php?articles_id=1
Любимая пионерская тематика. Работы скульптора и живописца Нели Туленковой по мотивам работ Марии Петровны Холодной.
Источник: http://faience.konakovo.org/article_info.php?articles_id=1
А вот, собственно, сам автор, Неля Туленкова, представляет свои работы.
Источник: http://faience.konakovo.org/article_info.php?articles_id=1
Работа Нели Туленковой «Девочка с гусем. До выхода готового изделия весь цикл занимает около трех недель. И все это время скульпторы, модельщики, живописцы, вкладывают свой труд, свой талант, свою душу, чтобы их творение радовало людей.
Источник: http://faience.konakovo.org/article_info.php?articles_id=4
Экскурсия школьников.
Источник: http://taanyabars.livejournal.com/236585.html
Одно из мест в г. Конаково, где можно приобрести понравившийся фаянс, это гостиница «Конаково».
Источник: http://taanyabars.livejournal.com/236585.html
Конаковский фаянс на любой вкус.
Источник: http://taanyabars.livejournal.com/236585.html
Думается, как и прежде, можно теперь ехать в Конаково за такой радостью, как этот возрождённый фаянс.
В. СОЛОНБЕКОВ: РАНО ИЛИ ПОЗДНО ВЛАСТИ ПЕРЕЙДУТ ОТ СЛОВ К ДЕЛУ
В советские годы фаянсовые петухи и пионеры от «конаковского  фаянса» гремели на весь мир. Но сейчас их, кажется, уже совсем вытеснил фаянс китайский. Все, что осталось от завода под Тверью – руины и пустующие земли.
– Вот смотрите, – Валерий Солонбеков, генеральный директор ПК «Конаковский фаянс» кивает в сторону открывающегося перед нами пейзажа, – это всё территория завода, 26 гектаров. Здесь был цех обжига…
Громадные многоэтажные корпуса, старая промышленная архитектура начала прошлого века, колонны, готические башенки на крышах – от всего остались только рваные выщербленные стены. Двадцать шесть га. величественных руин. Так выглядит то, что осталось от знаменитого на весь мир бренда «кузнецовский фарфор».
Первые цеха завода построили в начале XIX в. Тогда городок еще назывался с. Кузнецово, а местный фарфор и фаянс гремел на всю Россию. После революции заводу дали имя Калинина, тогда его посуду можно было найти чуть ли не в каждой советской столовой.  По словам сотрудников предприятия, в то время свет в окнах не гас никогда, а работники трудились в три смены. До перестройки здесь работали 6 тысяч человек.
– Тут прибыль была сто процентов, – докладывает Солонбеков, указывая путь по адским развалинам. – На всю страну посуду гнали. Вся добавочная стоимость здесь оставалась. Сегодня нас Китай обеспечивает посудой. Кто от этого выиграл? Когда мы у китайцев тарелку покупаем, мы их армию содержим, их социалку развиваем. А могли бы здесь зарплату учителям платить.
Забавно, что 200 лет назад ситуация была примерно такой же. ­Ярмарки были завалены дорогим импортным фарфором «для богатых», а сиволапое мужичье влет хватало косые-кривые тарелки местного кустарного производства. Новая генерация фарфоровых заводчиков пришла в дело с одной простой идеей: качество, и еще раз качество. Стратегия сработала моментально. Дальше надо было закреплять успех.

«Как выделываемый мною фаянс по доброте своей заменяет иностранный, – писал царю в 1811 г. Андрей Ауэрбах, начавший ­посудное дело в сельце Домкино Тверской губернии, будущем Конакове, – то и потребно, дабы в чужие земли деньги не уходили… высочайше запретить ввоз таковой посуды, подобно как запрещены привозы зеркал, бумаги и пр., от такого запрещения фабрика моя не токмо будет в состоянии распространиться, но и многие другие охотники заведутся в государстве иметь сию необходимую посуду».

Царь сим рассуждениям внял. ­Пошлины на посудный ввоз были подняты до небес, и весь рынок достался нашим фарфористам.
Теперь бизнесмен Солонбеков пытается повторить подвиг Кузнецовых и Ауэрбаха –  возродить отечественное фаянсовое производство, «дабы в чужие земли деньги не уходили». Делает он это практически с нуля, а точнее, с руин.  У него – две маленькие мастерские – всё, что осталось от бывшего промышленного гиганта.
В художественной лаборатории передвигаться нужно осторожно – в помещении темно, низкие потолки. Везде  огромные вазы с причудливыми рисунками, фигурки из фаянса, а вот неожиданно появляется плиточное панно – женщина с тарелкой. Ведь именно этот предмет быта был хитом советского общепита: на обратной стороне посуды знаменитое клеймо ЗиК – завод имени Калинина.
Солонбеков гордо демонстрирует готовую продукцию: несколько столов, плотно уставленных петухами и пионерами. Всего около сотни фигурок. Это заказ для Екатеринбурга, где есть ценители стиля. Месяц работы мастеров.
Милая круглолицая художница Нелли Туленкова нежно вертит в руках серое тельце необожженной девочки, играющей в жмурки. Девочку только что по частям вынули из форм и теперь склеивают.
– Вот это у нас девочка, – Нелли любовно приклеивает ей ручку. – Скоро обжигать будем. Это вообще триптих. Еще у нас тут мальчик ­будет и еще одна девочка.
Основной бизнес предпринимателя Валерия Солонбекова – строительство коммерческой недвижимости. Фаянс стал скорее занятием для души. Впрочем, движет им не только голый альтруизм. Государство постоянно говорит о поддержке реального сектора экономики. Валерий уверен, что рано или поздно власти перейдут от слов к делу.
КОММЕНТАРИЙ К СЛАЙД-ШОУ:
В советское время, кроме трогательных голубых каёмочек общепита, делали здесь роскошные блюда с глазощипательными зелено-жёлтыми цветами, пышнохвостых петухов, пионеров, застывших в вечном салюте, читающих школьниц и девочек, играющих в прятки. Были и настенные часы на цветастых тарелках, и многофигурные композиции с дедом Мазаем и зайцами, и тяжеловесные расписные абажуры – чего тут только не было! В заводском музее красуется фаянсовый шедевр – целующиеся колхозник и рабочий, скромно прикрытые красным знаменем. Смотрите слайд-шоу «Конаковский  скульптурный фаянс».
Источник: http://www.velisantik.ru/ru/content/view/654/202/
Скульптурная композиция «Шагающие пионеры под знаменем».
Источник: http://www.velisantik.ru/ru/content/view/654/202/
Скульптурная композиция «Красноармеец».
Источник: http://www.velisantik.ru/ru/content/view/654/202/
Скульптурная композиция «Красноармеец с санитаркой».
Источник: http://www.velisantik.ru/ru/content/view/654/202/
Скульптурная композиция «Горнист».
Источник: http://www.velisantik.ru/ru/content/view/654/202/
Скульптурная композиция «Сборщица винограда».
Источник: http://www.velisantik.ru/ru/content/view/654/202/
Скульптурная композиция «Еврей с посохом».
Источник: http://www.velisantik.ru/ru/content/view/654/202/
Керамическая статуэтка «Юный пионер».
Источник: http://www.velisantik.ru/ru/content/view/654/202/
Скульптурная композиция «Красноармейцы».
Источник: http://www.velisantik.ru/ru/content/view/654/202/
Скульптурная композиция «Красноармеец на коне».
Источник: http://www.velisantik.ru/ru/content/view/654/202/
Скульптурная композиция «Пионеры с цветами».
Источник: http://www.velisantik.ru/ru/content/view/654/202/
Скульптурная композиция «Пионер с барабаном».
http://faience-shop.ru/product_info.php?products_id=847
Скульптурная композиция «Петух с красным хохолком и пушистым хвостом».
http://faience-shop.ru/product_info.php?cPath=32&products_id=683
Фаянсовая композиция девушек, которые парятся в бане с вениками.
http://faience-shop.ru/product_info.php?cPath=32&products_id=454
Скульптурная композиция «Прощание славянки».
МУЗЕЙ КОНАКОВСКОГО ФАЯНСА
Музей «Конаковский фаянс» – первый музей в Тверской области, который полностью посвящён сохранению уникальной продукции некогда известного на всю страну Конаковского фаянсового завода. Экспозиция музея насчитывает более 300 экспонатов. Экспозиция музея показывает историю конаковского фаянса по этапам развития. Это антикварный кузнецовский фаянс, изделия советского периода, авторские работы последних лет. Среди них немало уникальных шедевров: получавшая Золотую медаль на Всемирной выставке в Париже в 1937 г.  скульптура И. Фрих-Хара «Пушкин на диване», «Эпроновец» И. Чайкова, редчайшие авторские экземпляры «Оксаны с зеркалом» М.Холодной и «Цыганки» В. Филянской, «Охота на мамонта» Г. Садикова, получившая Серебряную медаль в 1962 г. на международной выставке в Праге и др. Многие произведения, присутствующие в музее «Конаковский Фаянс», находятся также и в фондах Русского музея, Государственного исторического музея, Государственного музея керамики в Кусково и других музеях страны: «Дон Кихот» Е. Гуревич, «Кошка на шаре» И. Ефимова, «Жирафёнок» В. Сергеева, скульптуры П. Кожина, Ш. Шуквани, работы А. Хихеевой, В. Шинкаренко, Беляковых, Г. Куприянова, А. Казанкова. Музейная коллекция принадлежит частному лицу. В дальнейшем её владелец – коллекционер Ольга Юрьевна Ярцева планирует передать её государству.
Ольга  Юрьевна рассказывает:
– Я увидела, как талантливейшие люди в нечеловеческих условиях пытаются выстоять и продолжают творить прекрасное! Я покидала завод с тяжёлым сердцем и невероятным желанием что-то предпринять.
Так появилась идея создания Музея конаковского фаянса. Вероятно, это единственная возможность сохранить память об уникальном предприятии и профессионалах, которые создавали здесь удивительной красоты изделия.
Фонд музея значительно больше, поэтому экспозиция будет периодически обновляться. Здесь представлены и отдельные предметы – кувшины, чашки, салфетницы, – и целые сервизы, и скульптурные изображения людей и животных. Каждый из экспонатов – настоящее произведение искусства. В основе экспозиции – частная коллекция, которая будет полностью передана государству.
В запасниках Тверского государственного объединённого музея, в ведении которого находится краеведческий музей «Конаковский фаянс», находятся не менее 7000 единиц хранения экспонатов, относящихся к Конаковскому фаянсовому заводу, а в запасниках Тверской областной картинной галереи таких экспонатов не менее 12000.
– Для меня фаянс – это истинно русский промысел, элемент национальной культуры, русского быта. Это не может оставить равнодушным, – говорит Ольга Юрьевна.
Есть у создателей музея и ещё одна идея – в будущем открыть школу, где опытные профессионалы могли бы обучать молодёжь искусству работы с фаянсом.

 «Если этого не сделать, – говорят инициаторы создания музея, – то это ремесло уйдет в историю».

Музей находится в центре г. Конаково, в здании Конаковской межпоселенческой библиотеки (2-й этаж).

Адрес Музея «Конаковского  фаянса»: Тверская область, г. Конаково, ул. Горькова, дом. 3
Телефоны:  8 (48242) 4-24-40, 4-44-20.
Сайт: http://konakovobiblioteka.ru/muzej-fayansa/biblioteka-muzej-fayansa
E-mail: bibliokon@yandex.ru
ВЫСТАВКА: СЕРВИЗ НИКОЛАЯ II и КРЕСТЬЯНСКИЙ КУВШИН XIX в.
В Конаковской  Центральной библиотеке разместилась экспозиция авторского фаянса. Работы разных художников, сделанные в разные периоды времени можно увидеть в выставочных витринах второго этажа.
Творчество заслуженного художника России Александра Казанкова хорошо знакомо и в нашем городе и за его пределами. С 1978 г. и до самого закрытия он работал на ЗиКе. Его работы присутствуют  в  Государственном историческом музее и других музеях страны, а также в музее «Конаковский фаянс», который находится в Конаковской МЦБ. Посетители отмечают их красоту и гармоничность. Несколько авторских работ есть и на выставке авторского фаянса  – фигурки животных, сочные натюрморты на фаянсовых блюдах, изображение Ангела, а также тарелка с видом главного административного здания ЗиК (сейчас уже полуразрушенного) – показывают разнообразие его таланта.
Одна из самых ранних работ – плакетка «Старый Петербург» Льва Солодкова датирована началом 1970-х гг. Художник работал на ЗиКе с 1968 по 1975 гг. после окончания ЛВХПУ. Можно сказать, что  завод был местом становления художника Льва Сододкова,  признанного ныне мастера российской и мировой керамики, Заслуженного художника России, профессора, действительного члена трех академий: Петровской АНИ, АРСИИ им Г.Р. Державина, Европейской АЕН, лауреат многих отечественных и международных выставок. Лев Степанович много экспериментировал, разрабатывал новые технологии в керамическом производстве. Но работа, которая выставлена здесь, – авторская и никогда не была в массовом производстве. Объем картинке придает сочетание выпуклых и вогнутых поверхностей  (рельефа и контррельефа). За счет этого приема создается ощущение движения, трепета. Особый шарм работе придает и некоторая небрежность, создающая ощущение «домашности», уюта.
Илья Куприянов – потомственный керамист, сын известного художника Г. Куприянова, работавшего на ЗиКе. Здесь же начинал творческую жизнь и Илья Георгиевич. В экспозиции присутствует его авторская  работа того периода – рельефное панно «Натюрморт». Очень стильное, выполненное в чёрно-золотой гамме. Сейчас его автор – член Союза художников России, по-прежнему плодотворно трудится на ниве керамики.
Присутствуют на выставке и несколько оригинальных работ очень самобытного художника Валерия Гаева. Он нашел свою манеру, и его работы узнаваемы. На одном из блюд написан лик Спаса Нерукотворного. Согласно церковным преданиям царь Эдессы Авгарь V, заболев неизлечимой болезнью, отправил своих пοслов в Πалестину с письмом к Спасителю в надежде получить исцеление. С ними был  художник Ханнан, который должен был написать портрет Иисуса. Но художник никак не мог передать на полотне черты лица Спасителя. Тогда Иисус Христос приказал подать ему воды, умылся, взял полотенце и отер им лицо. Чудесным образом на полотне запечатлелся его образ, который мы почитаем как образ Спаса Нерукотворного.
Но внимание и особый интерес у посетителей вызывают фигуры не современных творцов, а наоборот – старинные работы, первых мастеров. Эти работы принято называть – изделия «кузнецовского периода». Кузнецово – так назывался завод до революционного периода. А названо предприятие было в честь М.С. Кузнецова, который на протяжении всей жизни детально изучал спрос и потом выпускал продукцию для самых разных слоев общества.
В музее можно увидеть даже сервиз, который был подарен Николаю II в честь его коронации; крестьянский кувшин XIX в., украшенный полевыми цветами; композиции 1889 – 1890 гг. «Орех» и «Спаржа». Фаянс это удивительное искусство, которое сочетает в себе природные и искусственные предметы в одно целое. Как, например,  произведение «Селёдочница», выполненная в форме рыбы; газетница «Лебеди». Последнее изделие появилось в начале нового 2014 г. Но несмотря на его современность, оно относиться к эпохе прошлых лет, так как выполнено было по эскизу неизвестного художника того времени.
Как известно, изделия фаянсовой фабрики нередко становились украшениями интерьера богатых дворцов или ресторанов. Даже недорогая вещь, выполненная обычным рядовым художником, могла смотреться очень изысканно и богато.
Каждый житель и гость  города Конаково может посетить выставку и посмотреть на новинки фаянсового искусства. Музей работает со ВТ. по СБ., с 10.00 до 18.00.
КОНАКОВСКАЯ «БАНЬКА» В ЛОНДОНЕ
Авторская работа «Банька» творческой лаборатории «Новое Конаково» была продана на международном аукционе Русского искусства «Макдугаллс» в Лондоне за 2,9 тысяч фунтов, сообщает медиагруппа «Телекон». Это единственная современная работа среди антиквариата декоративно-прикладного искусства, представленная на аукционе. Скульптура из Конаково (Тверская область) впервые выставляется на торгах Русского искусства в Лондоне.
«Банька» изображает мужчину и женщину, которые парятся в русской бане. Автор композиции – Наталья Щукина. Работы творческой лаборатория «Новое Конаково», основанной в 2007 г., неоднократно демонстрировались на различных выставках и салонах. В 2008 г. они были награждены дипломом антикварного салона ЦДХ в Москве.

                       * * *

На кузнецовском стареньком фарфоре
растрескивает время кружева
и я по ним читаю – так с ладони
цыганка выпевает имена

кто ставил на фарфор горшок с фиалкой,
по вечерам прикручивал фитиль
и пришивал златые аксельбанты...
теперь уж не тарелка, а утиль

фиалкин правнук допивает воду,
блокадный вспоминая грохот бомб,
в корнях его сидит вполоборота
осколок, утомлённый виражом 

а девочка разглядывала площадь
Тургенева, усевшись у окна,
не зажигая свет, пока полощут
весенних туч узор прожектора.

                                  Сашко Михайлов