Народные промыслы | Мстёрская миниатюра  
Мстёрская миниатюра
После Октябрьской революции мстёрские иконописцы объединились в 1923 г. в «Артель древнерусской живописи» и стали росписывать домашнюю утварь, мебель и игрушки. По примеру художников Палеха позаимствовали технологию изготовления изделий из папье-маше у миниатюристов подмосковного села Федоскино, где лаковой миниатюрой занимались еще с XVIII в. К 1930-м гг. окончательно оформилась художественная артель «Пролетарское искусство», стараниями мастеров которой Мстёра стала новым самобытным центром народного творчества. В 1960 – 1970-е гг. мстёрское искусство переживает творческий подъем. Художники вновь с обостренным интересом обращаются к традициям древнерусской живописи. Используя фольклорные сюжеты, мастера создают не просто иллюстрации к сказке, песне, былине, а самостоятельные композиции. О широкой известности мстёрских мастеров свидетельствуют коллекции Государственного Эрмитажа, Русского музея, Третьяковской галереи и многих частных собраний.
Мстёра, музей декоративно-прикладного искусства в Москве
Сортировать:
по популярности
1. «Уму непостижимо». Шкатулки.  В России Мстёра была известна своими иконописцами, которые унаследовали традиции Владимиро-Суздальской школы. После революции мстёрские мастера стали расписывать ларцы, шкатулки и коробки, используя мотивы древнерусских орнаментов.
2. Иконопись Мстёры  
3. Мстёра, родина моя.  
4. Мстёра, музей декоративно-прикладного искусства в Москве   
5. Мстёра рукотворная  
6. «Мгновения», мир, где рождается наследие.  Произнеся слово «Мстёра», тут же представляешь красочную шкатулку: прекрасные девицы гуляют в роскошных сарафанах, удалые молодцы мчатся на лихой тройке, и всё это заключено в неповторимый цветочный орнамент.
ИСТОРИЯ МСТЁРСКОГО ИКОНОПИСНОГО ПРОМЫСЛА
Мстёрская миниатюра сложилась на основе местного иконописного промысла.  Иконописание возникло в Богоявленском мужском монастыре в XVII в. К середине  XVIII в. распространилось в Богоявленской слободе Мстёры. Постепенно из небольших семейных производств выросли достаточно крупные мастерские с числом наёмных иконописцев до тридцати человек. Наиболее известными были мастерские С.А. Суслова, И.П. Догадина и В.А. Шитова.
Иконописный стиль Богоявленской слободы XVIII – XIX  вв. определялся запросами старообрядцев, которые стремились к сохранению древнерусской иконописной традиции: образцовой считалась иконопись древнего Новгорода, Москвы XVI в. и Русского Севера – так называемые «северные (поморские) письма».  Для икон этого направления характерен сдержанный тёмный колорит, изысканные плоскостные орнаментальные композиции, ковром покрывающие иконную доску, и умеренное применение золота для проработки деталей.
К началу XIX в. иконы мастеров Богоявленской слободы продавались по всей территории России, а также в других православных странах – Румынии, Сербии, Болгарии.  Большую роль в развитии искусства мстёрских иконописцев сыграл учёный, просветитель и общественный деятель Иван Александрович Голышев. В конце 1850 – начале 1860-х гг. он открыл в селе Сарское-Татарово близ Мстёры сельскую литографию, где печатал лубочные картинки, «Альбомы русских древностей». Печатные рисунки на темы русских сказок, песен, былин, житий святых расписывались на дому женщинами и детьми. И.А. Голышев занимался сбором и изучением древних рукописей, состоял членом восьми научных обществ России, однако главным делом его жизни было изучение истории древнего мстёрского иконописного промысла.  
На волне всеобщего интереса к национальному культурному наследию, характерному для русского общества того времени, возрос спрос на иконы мстёрского письма. Иконописцы Богоявленской слободы приглашались в Москву, Петербург, Новгород для реставрации древнерусских икон и росписи храмов. Выходцы из Мстёры братья Чириковы, М.И. Дикарев, В.А. Гурьянов открыли в Москве собственные иконописные мастерские, пригласив на работу в древнюю столицу наиболее талантливых своих земляков. Эти мастерские, выпускавшие дорогие иконы, написанные в стиле древнерусской живописи, выполняли заказы императорского двора и богатых старообрядческих семейств.
В начале ХХ в. в связи с широким развитием производства печатных икон, иконописный промысел в Мстёре, как и в других живописных центрах, резко пошел на спад. Остро встал вопрос о необходимости поиска новых форм выражения древней живописной традиции, веками сохранявшейся в искусстве многих поколений мстёрских мастеров. 
ИСТОРИЯ МСТЁРСКОЙ МИНИАТЮРЫ
В 1920-е гг.  кустари Мстёры создали  артель «Древнерусская живопись». Работали на полуфабрикате (деревянном белье), привозимом из города Семёнова. Расписывали коробки, шкатулки, ларцы, солоницы, куклы-матрёшки и другое. В 1924 г. артель начала осваивать роспись масляными красками настенных ковриков на полотне. Качество этого вида продукции было сомнительным как со стороны профессионального мастерства, так и содержания: «Первый поцелуй», «Прощание у колодца», «Котята в корзинке» и другие были живописными поделками мещанского вкуса. Низкое качество продукции затрудняло сбыт. Требовалось серьезным образом определить художественную направленность промысла. К этому подключился Научно-исследовательский институт художественной промышленности (НИИХП).
В начале 1931 г. артель направила И.А. Серебрякова и Е.В. Юрина в Москву на курсы для изучения техники росписи на папье-маше, а А.Н. Куликова и Н.П. Клыкова – на родину русских лаков в Федоскино для освоения процесса производства этого материала. Во Мстёру приехали искусствоведы А.В. Бакушинский и В.М. Василенко. Они непосредственно на месте проводили исследовательскую работу по выявлению истоков местных иконописных традиций, определяли основы предполагаемого стиля мстёрской живописи.
К 1930-м гг. окончательно оформилась художественная артель «Пролетарское искусство», стараниями мастеров которой Мстёра стала новым самобытным центром народного творчества. Основоположниками этого своеобразного искусства были  талантливые мастера Н.П. Клыков, А.Ф. Котягин, Е.Е. Юрин, В.Н. Овчинников, И.Н. Морозов и другие художники.
1931 г. стал для Мстёры переломным. 22 июня общее собрание артели постановило выделить из её состава цех живописцев по росписи папье-маше в самостоятельный и ведущий, ходатайствовать о присвоении артели наименования «Пролетарское искусство». Пять лучших мастеров – Н.П. Клыков, А.И. Брягин, Е.В. Юрин, И.А. Серебряков, В.И. Савин – начали новое дело освоения миниатюрной живописи.
Уже к сер. 1930-х гг. искусство Мстёры получило высокую оценку за рубежом. На всемирных выставках в Милане (1935 г.), Париже (1937 г.) и Нью-Йорке (1939 г.) мстёрские миниатюристы были удостоены дипломами, золотыми и серебряными медалями.
С 1940 до 1960-х гг. во многих центрах лаковой миниатюры, в том числе и в Мстёре стала господствовать станковая живопись – художники в основном стали копировать картины русских художников  XIX в. Особая декоративная специфика миниатюры, основанная на условности ее художественного языка, была нарушена.
В 1960 – 1970-е гг. мстёрское искусство переживает творческий подъём. Художники вновь с обострённым интересом обращаются к традициям древнерусской живописи. Используя фольклорные сюжеты, мастера создают не просто иллюстрации к сказке, песне, былине, а самостоятельные композиции. Они чаще обращаются к героико-революционной тематике. По-новому (в единой композиции, а не отдельными клеймами) используется приём объединения нескольких эпизодов, более стилизованный пейзаж, живопись более плоскостна и декоративна.
В 1970 – 1990-х гг. мастера мстёрской миниатюры активно развивали искусство промысла, сохраняя традиционную узорность и декоративность строгой лаконичной композиции, мягкий колорит, построенный на ярких звучных красках.
КОММЕНТАРИЙ К СЛАЙД-ШОУ:
Откуда «есть и пошла» мстёрская миниатюра? Один из основателей мстёрской миниатюры Н.П. Клыков любил писать иконы так называемым «себякинским письмом, т.е. написанных от себя, по своему вкусу, а не по канонам. В такой традиции, близкой к народному лубку, «богомазы» Мстёры писали дешевые, расхожие иконы, рассчитанные на массового потребителя. О них говорили: «Не годится Богу молиться, годится горшки покрывать». Эти «себякинские» иконы и стали исходными для развития лаковой миниатюры у Клыкова, а за ним и других художников Мстёры. Но миниатюристы Мстёры вобрали в себя и многие особенности иконописи новгородской и строгановской школ живописи.  Эти два направления, взаимообогащаясь, постепенно  и сформировали «мстёрский стиль»  лаковой миниатюры. Смотрите слайд-шоу «Мстёрская лаковая миниатюра».
Источник: http://rozamira.ucoz.ru/publ/khristianstvo/khristianstvo/ikonopis_mstjory/30-1-0-806
Мстёра, наряду с Палехом, Холуем и Федоскиным, – знаменитый центр русской лаковой миниатюры. Первое упоминание о Мстёре относится к 1628 г.
http://rozamira.ucoz.ru/publ/khristianstvo/khristianstvo/ikonopis_mstjory/30-1-0-806
В 1920-е гг. кустари Мстёры создали артель «Древнерусская живопись». Работали на полуфабрикате (деревянном белье), привозимом из города Семёнова. Расписывали коробки, шкатулки, ларцы, солоницы, куклы-матрёшки и др.
Источник: http://book-hall.ru/gallery/Musey_Iskusstva_Mstyory
Антоновский Ф.В. Солонка с крышкой. 1920-е гг. Дерево, токарная работа, темпера, роспись. Такими были первые попытки мстёрцев в изготовлении миниатюр. Но деревянные предметы мстёрцев не выдержали сравнения с яркими произведениями палешан.
http://book-hall.ru/gallery/Musey_Iskusstva_Mstyory
Миниатюристы пытаются найти свой стиль. Ещё один пример поисков своего стиля. Шкатулка-платочница: «Брось тоску, брось печаль». 1920-е гг. Дерево, темпера, роспись.
Источник: http://www.myshared.ru/slide/804856/
Источник: http://kolyan.net/index.php?newsid=31546
Художники Мстёры используют сюжеты иконописи в лаковой миниатюре. Бывшие иконописцы создали его на основе традиций самого консервативного из искусств, проявив подлинное творческое новаторство.
http://alindomik.livejournal.com/118676.html
Зарождением своего стиля мстёрская миниатюра во многом обязана учёному и просветителю И.А.Голышеву. В конце 1850 – начале 1860-х гг. он открыл в селе Сарское-Татарово близ Мстёры печатал лубочные картинки, «Альбомы русских древностей».
http://alindomik.livejournal.com/118676.html
Печатные рисунки на темы русских сказок, песен, былин, житий святых из «Альбома русских древностей» расписывались на дому женщинами и детьми. По сути, так закладывались основы будущей мстёрской миниатюры.
Источник: http://cultobzor.ru/2012/12/mstera/22-10/
Вот таким был старинный мстёрский лубок, из которого впоследствии родилась миниатюра.
Источник: http://alindomik.livejournal.com/118676.html
Сохранив принципы иконного письма, мстёрские миниатюристы обратились к темам крестьянской жизни, русского песенного и сказочного фольклора.
Источник: http://alindomik.livejournal.com/118676.html
Уже к сер. 1930-х гг. искусство Мстеры получило высокую оценку за рубежом. На всемирных выставках в Милане (1935 г.), Париже (1937 г.) и Нью-Йорке (1939 г.) мстёрские миниатюристы были удостоены дипломов, золотых и серебряных медалей.
Источник: http://rozamira.ucoz.ru/publ/khristianstvo/khristianstvo/ikonopis_mstjory/30-1-0-806
Миниатюра одного из основоположников мстёрской миниатюры. Клыков Н.П. (1861 – 1944 гг.). Пейзаж. Шкатулка. 1933 г.
Источник: http://artyx.ru/books/item/f00/s00/z0000035/st020.shtml
С 1930-х до начала 1950-х гг. во Мстёре сложился стиль местной лаковой миниатюры. Одна из таких работ представлена в экспозиции Русского музея – шкатулка «Дубровский» (1940 г.) Н.П. Клыкова (1861– 1944 гг.).
Источник: http://dmfff.livejournal.com/3336.html
В отличие от образов палехских художников персонажи мстёрской миниатюры это вполне реальные люди, действующие в реальной, даже конкретной обстановке. Но здесь есть необходимая в лаковой миниатюре степень условности и обобщения.
Источник: http://dmfff.livejournal.com/3336.html
Художник не стремятся к созданию символически-обобщённых композиций. Изображают людей за различными занятиями – за сбором плодов, рыбной ловлей, охотой и т. д. Часто фигурки людей включены в широкие пространства пейзажа.
Источник: http://alindomik.livejournal.com/118676.html
Во второй половине 1940-х гг. искусство Мстеры, как и других центров лаковой миниатюры, захлестнул «станковизм» – художники в основном стали копировать картины русских художников 19 в. Декоративная специфика миниатюры была нарушена.
Источник: http://artyx.ru/books/item/f00/s00/z0000035/st020.shtml
Лишь в 1960 – 1970-х гг. началось возрождение традиции, поиск новых направлений в искусстве мстёрской миниатюры. И. А. Фомичев. Шкатулка «Крестьянское восстание». 1968 г.
Источник: http://artyx.ru/books/item/f00/s00/z0000035/st020.shtml
В произведениях И.Н. Морозова, Е.В. Юрина, И.А. Фомичева, А.Д. Щадрина и др. продолжали жить черты, заложенные в первый период мстёрской миниатюры. А.Д. Щадрин. Шкатулка «Вольга и Микула». 1971 г.
Источник: http://artyx.ru/books/item/f00/s00/z0000035/st020.shtml
А.С. Николаев. Шкатулка «Ленин в Шушенском». 1975 г.
Источник: http://artyx.ru/books/item/f00/s00/z0000035/st020.shtml
У мстёрцев появляется стремление вернуться к «пейзажной» миниатюре 1930 – 1950-х гг. с её голубыми небесами, пространственным построением композиций, передачей окружающей жизни. П.И. Сосин. Шкатулка «На мстёрском кирпичном заводе». 1974 г.
Источник: http://www.socioforum.su/viewtopic.php?f=912&p=1770182
Образец «ново-старой» пейзажной миниатюры демонстрирует Б.Н. Любомудров. Мстёрская художественная фабрика «Пролетарское искусство». Шкатулка «Лесник». 1977 г.
Источник: http://samlib.ru/c/chekalow_ewgenij_wasilxewich/chasyistorii.shtml
Во Мстёре в 1970 – 1980 гг. приходит новое поколение художников. Миниатюра Е.В. Чекалова (род. 1940 г.) «Инженеры».
Источник: http://samlib.ru/c/chekalow_ewgenij_wasilxewich/chasyistorii.shtml
Художник Е.В. Чекалов внёс в мстёрскую миниатюру градус социального напряжения. Миниатюра «Неперспективная».
http://samlib.ru/img/c/chekalow_ewgenij_wasilxewich/chasyistorii/koloski.700ramkan.jpg
Миниатюра Е.В. Чекалова «Колоски» выполнена в лубочно-пейзажном стилё Мстёры, но несёт в себе острый социальный подтекст.
Источник: http://www.liveinternet.ru/users/5619387/post323678672/
Пара фигур «Китайские болванчики», фарфор, роспись. Фабрика М.С. Кузнецова, нач. ХХ в.
БРАТЬЯ КИРИКОВЫ ИЗ МСТЁРЫ
В судьбе братьев счастливо отразилась история как иконописи Мстёры, так и мстёрской лаковой миниатюры. Один из братьев развивал традиции древней мстёрской иконописи, второй – был у истоков становления мстёрской миниатюры.
Василий Осипович Кириков (1900 –1978 гг.) – исследователь древнерусской живописи,  реставратор, открывший  многие шедевры древнерусских мастеров, копиист и   художник-пейзажист. Михаил Иосифович Кириков – незаурядный организатор, был директором фабрики «Пролетарское искусство», благодаря ему  мстёрская  миниатюра получила всеобщее призвание.
…Отчества братьев Василия и Михаила Кириковых дьяк мстёрской церкви в начале века записал в книгу почему-то не одинаково. Так и в паспорта потом попало: Василий – Осипович, а Михаил – Иосифович.
Родились братья во Мстёре. Испокон веков во Мстёре писали иконы. И по давнему канону византийскому, и по местному катехизису, когда у Владимирской богородицы глаза рисовались голубыми, а у богородицы «всех скорбящих» – с зеленоватым отливом. Писали и такую «отсебятину» (какой там канон, одно богохульство получалось), что продавать запрещали. Вообще, иконописцы не всегда отличались  особым боголепием.
Все в роду Кириковых были иконописцами. Дед – Феоктист Осипович долгую жизнь прожил: семи месяцев не дожил до своего столетнего юбилея. Писал он в мастерской Янцова и был очень крупным живописцем Мстёры, с хорошей самостоятельной работой.
Десяти лет  Михаил  Кириков поступил в Мстёрскую иконописную школу, считавшуюся одним из лучших специальных художественных заведений России. По традиции, самые талантливые ученики школы приглашались в Петербург в Русский музей реставраторами древнерусской живописи. Приехал в 1914 г. в столицу и Василий Кириков. Наставником четырнадцатилетнего мальчика стал Н.И. Брягин, замечательный реставратор, уроженец Мстёры.
В 1918 г. по инициативе В.И. Ленина при Наркомпросе РСФСР была создана комиссия по сохранению и раскрытию памятников древней живописи с реставрационным отделом при ней. Вместе с известными реставраторами в этом отделе работал молодой В.О. Кириков. Он «освобождал» от поновлений «Троицу» Андрея Рублёва, реставрировал «Преображение» Феофана Грека и другие шедевры древнерусской живописи.
Более четырёх лет В.О. Кириков копировал знаменитую «Троицу» Андрея Рублёва. Эта копия, признанная шедевром, находится в музее имени Андрея Рублёва в Андрониковом монастыре.
В 1960 г. В.0. Кириков начинает работать над триптихом «Житие Андрея Рублева». Триптих включает все основные этапы творчества великого изографа: создание икон для иконостаса Благовещенского собора, Московского Кремля, Рублёв во Владимире, Рублёв работает над звенигородским чином, Рублёв в Андрониковом монастыре пишет «Спаса Нерукотворного»...
Два брата прожили внешне скромную, но удивительно богатую жизнь. И сегодня оценивая феномен мстёрской лаковой миниатюры мы отдаём должное  этим двум труженикам, истинным подвижником  мстёрского искусства,  братьям  Василию Осиповичу и Михаилу Иосифовичу  Кириковым.
На фото: икона Мученик Христофор. 1910е гг. Мстёра. На обороте иконы сохранились две карандашные надписи:

«начал писать эту икону 1го апреля 191... Михаил Кирков» и «Михаил Кириков».
НИНА ЛЮБОМУДРОВА: ЖИЗНЬ В МИНИАТЮРЕ
Ещё одна беззаветная подвижница мстёрского искусства, заслуженный художник РФ, –  Н.А. Любомудрова. В прошлом году ей исполнилось  85 лет.
Нина Александровна род. 4 января 1928 г. в г. Иваново. Когда девочке исполнилось 7 лет, семья переехала жить в Мстёру, в маленький дом епископа Амвросия. Дом находился по  соседству с домом основоположника лаковой миниатюры Н.П. Клыкова.
После окончания семи классов поступила в 1943 г.  учиться в Мстёрскую художественную профтехшколу, так как там ученикам давали 800 г. хлеба и обмундирование. Миниатюрной живописи училась один год у В.Д. Бороздина, затем у Ивана Александровича Фомичёва. Учил Фомичёв методом подсадки – сядет и замажет готовое дерево ученицы, а потом по-своему распишет одну ветку, вот и копируй с неё, как образец. По живописи училась у К.И. Мазина, выпускника Санкт-Петербургской Академии Художеств, а затем у И.И. Семина.
В 1948 г.  начала работать художником в артели «Пролетарское искусство». Молодёжь делили на группы по шесть человек и сажали под руку к мастеру. Н.А. Любомудрова, Д. Бороздин и Гусев попали к Ивану Фомичёву. Нужно было написать шкатулку и повторить её десять раз.
Замуж вышла за художника Бориса Любомудрова. Борис Николаевич был отличным пейзажистом. Ученик Н.П. Клыкова, рисовал быстро, особенно удавались ему животные. Приходилось работать Борису по реставрации храмов в Москве вместе с Серебряковым И.А. Там научился приёму накладывать золото целым листом. Именно Б.Н. Любомудров учил в 1980-е гг. художников фабрики «Пролетарское искусство» втваривать сусальное золото.
Творческий союз Любомудровых помог сформироваться интереснейшей художественной манере исполнения. Нина Александровна, женщина с твёрдым, стойким характером, привыкла добиваться всего сама. Ещё в 1960 – 1970 гг. в творчестве художника преобладали сюжеты на темы русских сказок, песен. Среди них – «Сказка о царе Салтане» (1956 г), «Руслан и Людмила»(1967г.), «Снегурочка»(1961 г.), «Царевна лягушка» (1971 г.) «Аленький цветочек» (1972 г.), «Баллада о красках»(1977 г.), «Не брани меня родная» (1992 г.).  То в 1980-е гг. художник тяготеет к исторической тематике и современности русского государства. У Любомудровых хорошая библиотека, и пока Нина Александровна не прочитает исторический роман и не познакомится с историей,  не начинает работу над композицией. Художником написаны миниатюры – «Степан Разин» (1982 г), «Первопечатник Иван Федоров» (1973 г.), «Иван Сусанин» (1972 г.), «Александрова слобода» (1988 г.), «Борис Годунов» (1996 г.).
Н.А. Любомудрова на основе творческого метода И.А. Фомичёва создала свою художественную манеру письма, отличающуюся особым изяществом и тонкостью линий. Локальный цвет мастер наносит легкими прозрачными тонами, потом постепенно набирает силу цвета в тенях. Затем делает выплавки в световой части и заканчивает живопись лессировками. Колорит благодаря применению умбры, как и у И. Фомичева имеет серебристую тональность. В 1984 г.  Н.А. Любомудровой присуждено почётное звание «Заслуженный художник РСФСР». Работы художника находятся во всех ведущих музеях России. 
ОСОБЕННОСТИ МСТЁРСКОЙ МИНИАТЮРЫ
Мстёрский стиль характеризуется своим пониманием композиции: она всегда строится в пейзаже, на цветных фонах, во взаимодействии с человеком, животными и птицами. Мстёрский стиль в миниатюре имеет свое художественное обоснование  в особой культуре цвета. Суть её состоит в единстве цветового многообразия, достигаемом градацией тоновых переходов. Принципиальное отличие Мстёры в том, что её манера живописнее, композиция разрабатывается на цветных, а не на чёрных фонах, как в Палехе.
По Мстёре ходит такая поговорка: «Палех – гениальный компромисс между графикой и живописью, Мстёра – это живопись».
Мстёрская миниатюра отличается от других миниатюр голубыми, воздушными далями, обязательно с облаками, и многоплановостью. Есть ещё одно удивительное свойство здешней живописи: художник умеет в одном своем произведении отобразить целый рассказ или даже повесть.
Мстёрская миниатюра восприняла художественные традиции древнерусской живописи и народного творчества. Темами для неё служат фольклор, история, современность. Композиция миниатюр условна (ярусность построения, разномасштабность фигур, объединение разновременных событий). Живопись отличается стилизацией в трактовке форм, ярким декоративным колоритом. Местом действия персонажей миниатюр чаще всего является тщательно разработанный пейзаж или ансамбль «русских палат».
Цветовая гамма мстёрской школы – голубовато-серебристая, охристо-жёлтая и красная.
В изделиях сочетаются растительные и геометрические узоры. В тематике преобладают русские народные сказки, бытовые сюжеты, исторические и архитектурные памятники. Действие в мстерских миниатюрах происходит на фоне сказочного гористого или среднерусского ландшафта, местного пейзажа.
Ещё одна особенность живописи мстёрских мастеров – утончённость и разнообразие колористических оттенков при единстве общего тона композиции, а также ковровая декоративность.
КОММЕНТАРИЙ К СЛАЙД-ШОУ:
Во Мстёре говорят, что мстерские «богомазы»  ценились особенно. Например, когда надо было реставрировать рублёвскую «Троицу» или Богоматерь  Владимирскую, то приглашали именно из Мстёры. Сами же жители видят во всём этом «тайный» смысл. Считается,   что «мстёра»  в переводе с угро-финского означает «тёмная вода». Так и мстёрские  художники, как рыба в тёмной воде, себе на уме, варятся  в своём соку. Вся живопись  Мстёры – набор тайных символов, можно сказать, древние мистерии в красках.  Сами  иконописцы не принимали «фряжского» стиля, писали для старообрядцев, очень требовательных к канонам и к качеству, –  в московско-строгановском стиле XVI в.  и в новгородском стиле  XIV в.  А ведь сама иконопись тоже пришла с Востока, из Византии.  Поэтому, может быть, такой иррациональностью дышит и миниатюра Мстёры, в основе которой лежат техники древних  русских  икон. Смотрите слайд шоу «Особенности мстёрской миниатюры».
Источник: http://rozamira.ucoz.ru/publ/khristianstvo/khristianstvo/ikonopis_mstjory/30-1-0-806
Мстёрская миниатюра восприняла художественные традиции древнерусской живописи и народного творчества. Местом действия персонажей миниатюр чаще всего является тщательно разработанный пейзаж или ансамбль «русских палат».
Источник: http://rozamira.ucoz.ru/publ/khristianstvo/khristianstvo/ikonopis_mstjory/30-1-0-806
Существенным фактором художественного наследия мстёрских миниатюристов оказалась местная традиция народных лубочных картинок, на которых впоследствии стала строиться миниатюра.
Источник: http://www.liveinternet.ru/tags/%EC%F1%F2%B8%F0%F1%EA%E0%FF+%EB%E0%EA%EE%E2%E0%FF+%EC%E8%ED%E8%E0%F2%FE%F0%E0/
Миниатюра Мстеры вобрала в себя многие особенности иконописи, в частности, новгородских и строгановских писем XVII в. Поэтому переход старых мастеров к новому искусству и создание ими стиля миниатюры был процессом закономерным.
Источник: http://rozamira.ucoz.ru/publ/khristianstvo/khristianstvo/ikonopis_mstjory/30-1-0-806
В отличие от Палеха мстёрская миниатюра более самостоятельна по отношению к шкатулке или другому предмету и принадлежит ему не всему, а только плоскости, ограниченной этим предметом.
Источник: http://worldart.uol.ua/text/3948042/
В мстёрской миниатюре особую роль играет пейзаж, написанный мелкими узорными мазками на фоне сияющего голубого неба. Пространство строится несколькими живописными планами и имеет глубину.
Источник: http://rozamira.ucoz.ru/publ/khristianstvo/khristianstvo/ikonopis_mstjory/30-1-0-806
Герои мстёрских миниатюр живут и действуют в световоздушной, пленэрной среде. Тематика миниатюр самая различная. Тут и сказки, и песни, и исторические события, жанровые мотивы, лирические сценки, героические батальные композиции.
Источник: http://istra-da.ru/2012/12/6042/
Мстёрский стиль характеризуется своим пониманием композиции: она всегда строится в пейзаже, на цветных фонах, во взаимодействии с человеком, животными и птицами.
Источник: http://istra-da.ru/2012/12/6042/
Для мстёрской миниатюры характерен пейзаж, как бы увиденный с большого расстояния, когда чуть различимы или совсем неразличимы индивидуальные характеристики отдельных видов деревьев. Такой общевидовой пейзаж художественно конкретен и поэтичен.
Источник: http://istra-da.ru/2012/12/6042/
В Мстёрском орнаменте используются традиционные древнерусские узоры. На этой основе возникло качественно новое искусство орнаментальной росписи, значительно обогатившее и расширившее возможности лаковой миниатюры Мстёры.
Источник: http://rozamira.ucoz.ru/publ/khristianstvo/khristianstvo/ikonopis_mstjory/30-1-0-806
Отсутствие чёрной основы под рисунком (сплошная белильная подготовка под живопись) позволяет краскам ярче проявлять свой цвет. Это отличает мстёрскую миниатюру от палехской, композиции которой написаны на чёрном фоне.
Источник: http://rozamira.ucoz.ru/publ/khristianstvo/khristianstvo/ikonopis_mstjory/30-1-0-806
В Мстёре – небольшой размер человеческих фигур. Композицию обрамляет орнамент на основе древнерусских узоров. Крышки изделий могут украшаться исключительно близким к росписи XVII в. цветочным орнаментом.
БЫТОВОЙ ЖАНР В МСТЁРСКОЙ МИНИАТЮРЕ
Художники Мстёры часто предпочитают изображать людей в их действительной обстановке: крестьянские работы, лесозаготовки, рыбную ловлю, тихие деревенские будни, домашнее хозяйство, каждый раз находя свой образный строй миниатюры и изобразительный язык. Излюбленным элементом такой бытовой композиции у художников лаковой миниатюры  является – хлеб. Так как хлеб на Руси издавна считался даром Божьим, что это главное в жизни человека, как гласит русская пословица «хлеб – всему голова». Во Мстёре сохранилась особая роль быта в миниатюре и своеобразии колорита. Сюжетные композиции – исторические, бытовые – разрабатываются параллельно передней плоскости, подчеркивая связь живописи с предметом. Фигуры, изображаемые мстёрскими мастерами, как правило, не большие, коренастые, часто довольно примитивные по рисунку, но активно действующие. Они совершенно лишены налета сентиментальности, «приглаженности», которые подчас можно встретить в других центрах миниатюры.
ПЕЙЗАЖ В МСТЁРСКОЙ МИНИАТЮРЕ
Во Мстёре сохранилась особая роль пейзажа в миниатюре и своеобразии колорита. Композиция миниатюры часто строится в пейзаже, на цветном фоне. Это даже не пейзаж, а скорее его поэтический образ, словно увиденный с большого расстояния, когда многие детали неразличимы. Мстёрский стиль связан и с особой культурой цвета. Её суть состоит в единстве цветового многообразия, достигаемого градацией тоновых переходов. Живопись Мстёры отличается особой «ковровостью» и звонким, жизнерадостным колоритом. В отличие от Палеха мстёрская миниатюра более самостоятельна по отношению к шкатулке или другому предмету и принадлежит ему не всему, а только плоскости, ограниченной этим предметом.
Мстёрская миниатюра отличается многоцветными пейзажными далями и условно –  живописным пространством, в котором происходит действие, написанное мелкими узорными мазками. Пейзаж играет особую роль, как жанр искусства. Может занимать самостоятельную роль, но в то же время существует и как фон. У миниатюристов мстёры это не просто фон, а среда с воздушной перспективой, передний план которой выдержан в коричневых тонах, второй –  голубой. Такое чёткое деление пейзажа на три плана не дает большой глубины, а изображает лишь условное декоративное пространство. Для мстёрской миниатюры характерен пейзаж, как бы увиденный с большого расстояния, когда чуть различимы или совсем неразличимы индивидуальные характеристики отдельных видов деревьев, когда стушевываются признаки дуба, вяза, березы, рябины и остаются понятия «дерево», «деревья», а какое оно, так ли это важно?
Такой общевидовой пейзаж художественно конкретен и поэтичен. Для пейзажа так же характерна образная выразительность. Она проявляется и в своеобразии понимания пейзажа, отличающегося от изображения природы в других родственных промыслах лаковой миниатюры. В природе нет голубых, зелёных, розовых деревьев. А в искусстве мстёры они живут вольготно. Мстёрский пейзаж необычен. Его населяют животные и птицы, существа, созданные воображением художника. Сказочен пейзаж, сказочен и мир животных и птиц  –  таких в жизни не бывает. Фантастические животные в мстёрской живописи  –  это злые и коварные духи, враждующие с человеком и ставшие препятствием на его пути, или образы добра и верности, ограждающие человека от злых напастей, помогающие ему. Самые распространённые сюжеты пейзажей с животными и птицам: «Красный конь», «Петух», «Павлин», «Охота на оленей».
Работа над сюжетом пейзажа в целом – более трудный этап в освоении техники мстёрской живописи. Знакомство с ним начинается с выполнения его деталей, затем фрагментов, потом в целом. Поэтому весь процесс его письма для большей наглядности раскладывается подетально на приёмы исполнения облаков, горок, деревьев и так далее. Исполнение деталей пейзажа было лишь частью целого комплекса живописных задач. Деталь должна быть подчинена единому художественному замыслу, связана со всем пейзажем. Это очень трудно. Именно на связи частностей держится цветовое единство декоративной живописи. 
А.С. ПУШКИН В РАБОТАХ ОСНОВОПОЛОЖНИКОВ МСТЁРСКОЙ МИНИАТЮРЫ
Красочный вымысел, яркая фантазия, высокие идеи русской народной сказки – неисчерпаемый источник образов для мстёрских художников. Особенно близка им сказочная поэзия А.С. Пушкина. Образы пушкинских сказок, баллад и поэм ожили в фантастическом мире орнаментальных трав, деревьев, горок.
Основоположниками мстёрского искусства Н.П.Клыковым, А.Ф. Котягиным, А.И. Брягиным, И.А. Серебряковым, И.Н. Морозовым, И.А. Фомичёвым и другими созданы десятки прекрасных произведений, сотни творческих вариантов – повторов на сюжеты произведений А.С. Пушкина.
Художник-сказочник – так можно сказать о творчестве Ивана Николаевича Морозова. В 1945 г. на шкатулке он изобразил момент возвращения в столицу царя Дадона с войсками и шамаханской царицей. Но не только сказочные сюжеты по произведениям Пушкина использовал Морозов в своих работах. В 1946 г. в миниатюре «Дубровский» художник изображает сцену нападения Дубровского на свадебный кортеж князя Верейского. Синие и розовые лошади, запряжённые в свадебную карету, стоят среди зелёного леса. Их держат под уздцы разбойники Дубровского.
Миниатюры Морозова олицетворяют мстёрский стиль в его чистом виде. Колорит его миниатюр цветистый, жизнерадостный, с преобладанием ярких сильных тонов – красного, синего, зелёного.
Старейший мастер Мстёры Николай Прокофьевич Клыков передал в своих лилово-сизых тонах «Песнь о вещем Олеге». Однако Клыкова привлекли главным образом повести Пушкина, и прежде всего «Дубровский».
Художник-миниатюрист А.Ф. Котягин в четырёх сценах, искусно размещённых на маленькой пластинке, изобразил «Сказку о мертвой царевне и семи богатырях».  
В местном краеведческом музее раньше был большой, выполненный в красках эскиз пластины Александра Фёдоровича Котягина «Встреча Пушкина с Кюхельбекером». Художник сильно и сурово передал сцену трагической встречи друзей. Такой редкий оригинал был гордостью музея. Подлинник, выполненный Котягиным в 1937 г. к юбилею Пушкина, находится в Историческом музее в Москве.
Иван Александрович Фомичёв (1890 – 1972 гг.) – народный художник РСФСР, лауреат  Государственной  премии РСФСР имени И.Е.Репина,  создал много  произведений по пушкинской тематике, например, «Руслан и Людмила» – роспись на большой прямоугольной коробке из папье-маше, миниатюра «Песнь о вещем Олеге», на которой изобразил дружину князя Олега и его самого на коне впереди дружины. В этой работе отразилась вся гамма чувств и переживаний, которые волновали его тогда. Художник показал простейший сюжет в однофигурной композиции. Сказки Пушкина – один из постоянных источников вдохновения художника.
На темы этих сказок Фомичёв создал два самых крупных по размеру произведения – ларцы 1955 и 1956 гг. На стенках и крышках ларцов проходят перед нами «Сказка о царе Салтане», «Сказка о рыбаке и рыбке», «Сказка о золотом петушке», «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях».
В миниатюре «Не хочу быть вольною царицей» (1957 г.) чёткий орнамент, построенный на преобладании геометрических мотивов в архитектуре палат, подчеркивает стремление героини к власти, чему подчинена и сама композиция, выделяющая главную фигуру. Вместе с тем золотисто-розовый колорит, напоенный тёплым светом, создает ощущение праздника.
Основоположники мстёрской миниатюрной живописи впитали в себя художественную культуру древней иконописи, смогли сохранить то лучшее, что хранила в себе древняя живопись, – цветовую гармонию, богатый и разнообразный колорит. Удачно используя эти драгоценные приёмы, они создали прекрасные произведения искусства по пушкинской тематике, изобразили на своих работах все жанровое многообразие творчества поэта – сцены из сказок, стихотворений, повестей, романа.
В искусстве Мстёры произошла смена поколений. Немало нового и интересного в развитие пушкинской тематики в миниатюрной живописи вносят и сегодняшние художники Мстёры. И  для многих из них А.С Пушкин – любимый поэт, неиссякаемый источник творчества и вдохновения.
ИГОТОВЛЕНИЕ МСТЁРСКОЙ ЛАКОВОЙ МИНИАТЮРЫ
К 1930 гг. в Мстёре  была освоена технология папье-маше, из которого изготовляли шкатулки, ларцы, бисерницы. Изделия стали оформлять миниатюрной живописью. Живопись выполнялась тем,  что и в иконописи, темперными красками, приготовленными по древнему способу на яично-желтковой эмульсии. Сохранились и принципы иконописного письма.
Будущая  миниатюры начинается с изготовлением папье-маше. Сначала на болванку, соответствующую размерам будущего изделия, навивают промазанные клейстером ленты картона. Затем заготовку прессуют, пропитывают маслом и сушат в специальных печах. Отдельно таким же образом делают дно и крышку. Когда все детали готовы, шкатулку собирают, покрывают несколькими слоями грунтовки и лака. Каждый слой сушат и шлифуют. После этого блестящая чёрная шкатулка попадает в руки живописца. Работа его требует огромного терпения и усидчивого уединения, постоянной тренировки рук и колоссального напряжения глаз.
Как же строится  дальнейший технологический процесс миниатюрной живописи? Всё начинается с подробно проработанного линейного рисунка, который предварительно выполняется карандашом на бумаге. Затем рисунок очень тщательно переводится на кальку. Обратную сторону скалькированного рисунка натирают сухим порошком краски (обычно коричневой), накладывают на загрунтованную поверхность шкатулки из папье-маше и при помощи цировки переводят на неё. Цировка – это игла со сглаженным острием. Обычно она крепится на деревянном стержне-держателе.
После этого приступают к раскрытию рисунка цветом, этот процесс называется специальным термином – «роскрышь». Роскрышь определяет всю живописную основу произведения как её подготовительный этап. Роскрышь – технологический приём живописи при первичной раскладке цвета в пределах заданной формы рисунка.
Затем последовательно делается моделировка деталей рисунка с помощью теневой росписи и околоконтурных притенений.
Следующей стадией живописного процесса является работа в светлых частях формы. Она состоит из целого ряда полутоновых плавей, оживок, приплесков и лессировок. Оживка –  не что иное как белильная отметка в самой светлой части законченной формы. Приплесками  называется тоновое смягчение цвета при окончательной моделировке формы. Лессировка – это живописный приём работы жидкими прозрачными красками, при котором усиливается глубина цветового тона или цвета. Затем изделие расписывается, покрывается лаком (5-8 слоёв) и полируется.
КОММЕНТАРИЙ К СЛАЙД-ШОУ:
Покрытые чёрным лаком шкатулки, бисерницы, ларчики в Мстёре  расписываются  темперными красками, растёртыми по древнерусскому способу на яичном желтке с добавлением воды и кваса. Сохранилась и стилистика древнерусской иконы – стройные пропорции фигур с небольшими изящными головами, условное изображение пейзажа с горками-площадками  и т.д. Сохранив принципы иконного письма, мстёрские миниатюристы обратились к темам крестьянской жизни, русского песенного и сказочного фольклора. Некоторые детали рисунка настолько мелкие, что для их нанесения применяют лупу. Измельченное сусальное золото наносится на элементы узора с помощью кисти. Для придания дополнительного блеска золотым крупинкам, их полируют волчьим зубом, поверхность которого отличается исключительной гладкостью. Каждый этап изготовления требует соблюдения всех требований и немалого терпения. Производство отдельного изделия может занимать до двух месяцев. Смотрите слайд-шоу «Изготовление мстёрской миниатюры».
Источник: http://mirshkatulok.ru/index/lakovaja_miniatjura/0-8
Вначале нужно сделать то, что станет корпусом будущей миниатюры. Делается он из папье-маше. Папье-маше – легко поддающаяся формовке масса, получаемая из смеси волокнистых материалов (бумаги, картона) с клеем, крахмалом, гипсом и т.д.
Источник: http://mirshkatulok.ru/index/lakovaja_miniatjura/0-8
Процесс изготовления корпуса миниатюры является трудоёмким, ручным. Вначале идет нарезка картона на определенные размеры, проклейка мучным клейстером, навивка на болванки, далее идет опресовка.
Источник: http://мстера.рф/pape-mashe-texnologiya
После просушки заготовки пропитывают льняным маслом.
Источник: http://мстера.рф/pape-mashe-texnologiya
Далее изделие подвергается токарным и столярным работам.
Источник: http://мстера.рф/pape-mashe-texnologiya
Затем в следующем цехе наносится грунт и выравнивается бруском до идеального состояния. Следующий этап – покрытие лаком снаружи – чёрным, внутри киноварью и светлым лаком.
Источник: http://мстера.рф/pape-mashe-texnologiya
После того как полуфабрикат готов, наступает черёд работы художника. Художники расписывают темперными красками настенные тарелки, панно, шкатулки ларцы, броши.
Источник: http://forum.artinvestment.ru/blog.php?b=258048
Роспись начинается с подробно проработанного линейного рисунка. Рисунок переводится с кальки на загрунтованную поверхность шкатулки. Приступают к раскрытию рисунка цветом. Затем стадия работы в светлых частях формы. Разделка творёным золотом.
http://irinapetrenko.blogspot.ru/2013/03/blog-post_13.html
Покрытие шкатулки творёным золотом.
Источник: http://genamikheev.narod.ru/index/0-657
Завершающим этапом работа покрывается лаком, сушится и полируется. По технологии необходимо наносить от 5 до 8 слоёв.
Источник: http://irinapetrenko.blogspot.ru/2013/03/blog-post_13.html
Готовое изделие.
ЦЕНТР ТРАДИЦИОННОЙ МСТЁРСКОЙ МИНИАТЮРЫ
20 мая 1998 г. организован Производственный кооператив «Центр традиционной мстёрской миниатюры», преемник фабрики «Пролетарское искусство». Лаковая миниатюра  Центра относится к изделиям народных художественных промыслов. Все образцы проходят строгий отбор и оценку Художественного Совета,  имеют сертификат качества и защищены товарным знаком. Искусство Мстёры уникально как по техники письма, так и по характеру материалов, методу создания художественных образов.  Изделия лаковой миниатюры  зарегистрированы Министерством промышленности, науки и технологии РФ и отнесены к изделиям признанного художественного достоинства.  Сегодня лаковая миниатюра Мстёры – это широкий ассортимент изделий из папье-маше и большим разнообразием размеров и форм: шкатулки, ларцы, очешники, офисный набор, баулы, пудреницы, визитницы, сигарницы, настенное панно, броши и многое другое.
В настоящее время «Центр традиционной Мстерской миниатюры» большое внимание уделяет выпуску религиозной продукции: иконостасов, икон, складней, молитвенников, пасхальных яиц.
Искусство мстерских мастеров известно во всем мире. Большинство заказов поступает из Москвы и Санкт-Петербурга, Ярославля и Владимира. Но в последнее время искусство, как и прежние времена, начинает привлекать и дальние страны. Недавно отправили  партию шкатулок, пудрениц и брошек для карнавала в Швейцарии. Есть интересные предложения и из других стран.
Среди ведущих художников Мстёры – Л.А. Фомичёв, В.Ф. Некосов, Ю.М. Ваванов, В.Н. Молодкин, П.И. Сосин, Н.А. Любомудрова  и др.  
Художники нового поколения неизменно сохраняют верность традициям, проявляя при этом собственную творческую индивидуальность.

Адрес  Центра  Традиционной  мстёрской миниатюры:  601408,  Владимирская область, Вязниковский район, посёлок Мстёра, улица Ленина, дом №2.
Телефоны: 8 (49233) 5-02-43 (председатель ЦТММ), 8 (49233) 5-02-07 (главный бухгалтер), 8 (49233) 5-01-09 (главный художник)
E-mailpkctmm@mail.ru
Сайт: http://мстера.рф/
КОММЕНТАРИЙ К СЛАЙД-ШОУ:
Мстёрские «богомазы», которых революция застала на взлёте их духовного искусства, не сразу смогли сориентироваться в ситуации. А куда, собственно, им было идти, точнее, как вписываться в новые, социалистические реалии, ежели вся слобода Мстёра веками развивалась как центр иконописи? Говорят, Иосиф Сталин на одной из выставок у стенда со мстёрской лаковой миниатюрой произнёс: «Реакционное искусство...» По идее, это должно было означать исчезновение промысла. Тем не менее, этого не случилось.  Мстёра сумела создать своё собственное самобытное искусство лаковой миниатюры. Второй удар по уже художникам миниатюры Мстёры принёс разрушительный экономический и социальный «перестроечный» обвал. И здесь Мстёра устояла. Причина всей этой стойкости ещё, наверное, и в том, то изначально житель Мстёры рождается, чуть ли не с кисточкой в руках. Из 6 тысяч населения посёлка большинство не только относят себя к художникам, но и всеми силами пробуют себя на этом поприщё. Ныне в современной Мстёре возрождаются  и традиции иконописания, реставрационного дела и монументальной живописи. Смотрите слайд-шоу.

Источник: http://kovrovtoday.ru/main/28-iskusstvo-mstery-v-muzee-kovrova.html
Председатель Центра традиционной Мстёрской миниатюры Ирина Брюханова с ведущими художниками на выставке миниатюры, посвящённой 90-летию промысла.
Источник: http://kovrovtoday.ru/main/28-iskusstvo-mstery-v-muzee-kovrova.html
Ведущие художники на 90-летии промысла. Владимир Мошкович, Владислав Некосов. Старейший и один из самых заслуженных, народный художник Лев Фомичёв.
Источник: http://www.vomstyore.ru/photo/predprijatija_mstjory/proletarskoe_iskusstvo/fotografija_1/141-0-2834
Артель «Пролетарское искусство». 1936 г. Внизу слева направо: Суслов Л.И.– учитель истории, Серебряков И.А. – учитель живописи, в середине Л.В. Юрин, Клыков Н.П.– основоположник миниатюры, Котягин А.Ф.,Овчинников В.Н. Второй ряд: Брягин А.И. Источник
Источник: http://www.vomstyore.ru/photo/predprijatija_mstjory/proletarskoe_iskusstvo/fotografija_1/141-0-2834
Красный клуб. 1966 г. Награждение орденом Трудового красного знамени народного художника Фомичёва И.А. Слева: Медведев Н.В. – директор фабрики «Пролетарское искусство», Елисеев Алексей Ксенофонтович – первый секретарь райкома партии, Юрин Е.В. – художни
Источник: http://www.vomstyore.ru/photo/predprijatija_mstjory/proletarskoe_iskusstvo/fotografija_1/141-0-2834
Недавнее прошлое. Главный художник фабрики «Пролетарское искусство» Шишаков Николай Иванович с молодыми художницами. 1976 г.
Источник: http://www.fotomem.ru/albums/fa785e3f50c26c115321da5bee3bbdf7/image/16.html#photo
На фабрике лаковой миниатюры «Пролетарское искусство». 1980 г.
Источник: http://мстера.рф/o-predpriyatii/rukovodstvo
Сегодняшний главный художник Центра традиционной мстёрской миниатюры Наталья Зайцева.
Источник: http://мстера.рф/xudozhniki-miniatyuristy
Художники Центра: Владимир Котков
Источник: http://мстера.рф/xudozhniki-miniatyuristy
Бригада иконописцев Центра.
Источник: http://мстера.рф/ikoni-na-zakaz/imennie-ikon
Иконы Центра: Архангел Михаил
Источник: http://мстера.рф/ikoni-na-zakaz/imennie-ikon
Иконы центра: Преподобный Сергий Радонежский.
Источник: http://www.vomstyore.ru/forum/38-18-1
Умельцы Центра изготовили сувенирный комплект из компьютерной мыши и коврика-панно, расписанного красотами Золотого кольца России. Подарок был передан председателю правительства РФ через губернатора Владимировской обл.
Источник: http://www.vomstyore.ru/forum/38-18-1
Сувенирный комплект из компьютерной мыши и коврика-панно, расписанного красотами Золотого кольца России.
Источник: http://arttechnika.info/russkaya-lakovaya-miniatyura/
Изделия Центра: шкатулка «Свадьба».
Источник: http://www.bro-shka.ru/index.php?cPath=33_55
Изделия Центра: шкатулка «Сова».
Источник: http://www.bro-shka.ru/index.php?cPath=33_55
Изделия Центра: шкатулка «По улице метелица».
Источник: http://www.комиссионный-лефортово.рф/tovary/shkatulka-pape-mashe-mstera-snegurochka-avtorskaya-podpisnaya-v-forme-skripki.html
Изделия Центра: шкатулка «Снегурочка».
Источник: http://okgams.livejournal.com/11135.html
Изделия Центра: шкатулка «Сказание о Петре и Февронии Муромских».
http://fotki.yandex.ru/next/users/natali120654/album/280205/view/640006
Изделия Центра: шкатулка «Зима».
ИРИНА БРЮХАНОВА: «ХВАТИТ СКРОМНО СИДЕТЬ И ОТМАЛЧИВАТЬСЯ!»
Как  в условиях рыночной экономики  развиваются народные промыслы? На этот вопрос отвечает председатель «Центра традиционной мстёрской миниатюры» Ирина Брюханова:
– Когда пришла на фабрику в 1982 г. после окончания художественного училища, меня поразила карта с  флажками стран, куда поставлялись наши изделия, – весь мир! На фабрике только успевали ящики паковать.
Ирина Борисовна поднимает документы тех лет: до 15 тысяч изделий выпускала фабрика в месяц в 1980-е гг. Одних только записных книжек расписывали по 7 тысяч! А что сейчас? 250–300 изделий в месяц.
Уникальная роспись на папье-маше выросла из мстёрской иконописи, она отличается от федоскинской и палехской росписи. У неё особый цвет, потому что во Мстёре так же, как почти век назад, пишут натуральными красками и творят их на яичном желтке. Отсюда – высочайшее качество миниатюр. Но  это  и беда промысла:  конкуренты для схожей продукции используют самые дешёвые технологии, и они выигрывают из-за дешевизны в объёмах продаж.
– Мы как-то приехали в Санкт-Петербург с выставкой, – рассказывает Ирина Брюханова. – А там уже расположились четыре «мстёры». Частники используют наше имя, при этом нарушая технологический процесс, – они должны нести  за это ответственность. Непонятно, правда, как эти конторы «ущичить».  Например, в Хохломе работники предприятия совместно с полицией устраивают рейды. Возможно, и нам придётся действовать таким же методом.
Ведь изготовление мстёрских шкатулок (так же, как и палехских, и федоскинских) – процесс трудоёмкий, долгий и затратный. Коробочки из папье-маше делаются в течение 45 суток, с использованием дорогого льняного масла, а на финише покрываются специальным лаком на натуральной основе. Такая технология даёт изделию вековую сохранность. Частники хитрят: вместо папье-маше используют дэвэпэшный полуфабрикат, а вместо качественного лака – паркетный или другой дешёвый, который со временем, трескаясь, безвозвратно портит вещь.
– Такая конкуренция не способствует развитию, – считает Ирина Брюханова. – Если нам говорят, что на рынке мы все в равных условиях, так поставьте нас действительно в равные условия – тогда и конкуренция будет настоящей. Мы бьемся – нам тяжело. Президент говорит, что нужно поддержать народные промыслы – без поддержки фабрика вообще закроется.
Сейчас,  благодаря  федеральном закону «О народных художественных промыслах», предоставляются    субсидии на электроэнергию и освобождение от налога на добавленную стоимость. И это уже позволяет немного расправить плечи.
Поэтому конкурировать с подделками действительно можно лишь при государственной поддержке официальных производителей. Но многое зависит и от инициативы самих предприятий художественных промыслов.
Два года назад все СМИ облетела история с компьютерной мышкой и ковриком, расписанными мстёрскими художниками в качестве подарка председателю правительства  РФ.  Вслед за этим и кремлёвская ёлка пополнилась шедеврами мстёрской лаковой миниатюры. На  предприятие тут же поступили новые заказы. Мстёрская миниатюра  сейчас плотно работает с Нижним Новгородом, с Санкт-Петербургом, налаживаются связи с другими регионами России и зарубежья. О важности народных промыслов поняли и власти Владимировской области.
 – Хватит скромно сидеть и отмалчиваться! – считает Ирина Брюханова. – Пусть о мстёрской миниатюре вновь заговорят!    
И последнее. Как отличить оригинальное изделие лаковой миниатюры? Оригинал приятно пахнет маслом, подделка - ацетоном или какой-нибудь другой гадостью. И ещё: если шкатулку захлопнуть, настоящее изделие щёлкнет мягко и глухо, «мультяшка» щёлкнет стеклянно.
МСТЁРСКИЙ ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ МУЗЕЙ
Мстёрский художественный музей создан в 1919 г. За  почти  вековую  историю он претерпел множество изменений, но сохранил основу – художественную коллекцию произведений талантливых мстёрских мастеров –  обладателей Дипломов Гран-При, золотых и серебряных медалей всемирных выставок в Париже, Нью-Йорке, Брюсселе и других городов мира. В фондах музея хранится около 3 тысяч уникальных памятников  художественной культуры России XVII – XXI вв.
Основная экспозиция музея – «Искусство Мстёры» представляет в ретроспективе  развитие традиционных промыслов Мстёры, искусство мстёрских художников с ХVII в. до настоящего времени.  Раздел древнерусского искусства включает уникальные работы мстёрских иконописцев XVII – начала XX вв. Написанные в разных школах и стилях, они ярко иллюстрируют мастерство иконописцев-старинщиков и реставраторов, знатоков древней русской иконы.
Особую ценность представляют подписные иконы Н.П. Лыкова, И.Н. Морозова, И.А. Фомичёва и других мастеров, создавших новое искусство – лаковую миниатюрную живопись на папье-маше.
Коллекция лаков асчитывает более 350 предметов. Она включает работы основоположников лаковой миниатюрной живописи, бывших иконописцев: Н.П. Клыкова, А.И. Брягина, А.Ф. Котягина, В.Н. Овчинникова и др., а также орнаментальные фантазии создателя мстерской орнаментной росписи, народного художника РСФСР Е.В. Юрина и работы его учеников – В.С. Корсаковой, Р.А. Култышевой, В.В. Борисова.
Широко представлено творчество художников второго поколения и мастеров наших дней: народных художников России, лауреатов Государственной премии И.Е. Репина И.А. Фомичёва, Л.А. Фомичёва и Н.И. Шишакова; заслуженных художников России В.Ф. Некосова, Н.А. Любомудровой, Л.А. Демидовой, Е.Н. Зониной и др.
В малом зале представлена экспозиция «Волшебная шкатулка Мстёры». За разработку проекта Мстёрский художественный музей получил грант по программе «Сохранение и развитие культуры Владимирской области».
Экскурсия «Традиционное искусство Мстёры» в мастерские лакового промысла знакомит  с изготовлением и росписью лаковой миниатюрной живописи на папье-маше.

Адрес Мстёрского художественного музея: 601408, Владимирская область, Вязниковский район, посёлок Мстёра, пл. Ленина, 3 (центр посёлка).
Телефон: 8 (49233) 5-03-62
КОММЕНТАРИЙ К СЛАЙД-ШОУ:
Говорят так: «Кто во Мстёре не бывал, тот России не видал!».  Одно из таких окошек в прошлое нашего Отечества – это  Мстёрский художественный музей. Сегодня музей является не только хранителем музейных ценностей, но и национальных традиций и культуры. В фондах музея хранится около 3 тысяч уникальных памятников художественной культуры России XVII – XXI вв. Вот отзывы посетителей: «Случайно оказался в музее. Незабываемое впечатление! Многие экспонаты – настоящие произведения искусства!». «Посетив музей, вы  поймёте и воочию  убедитесь, что Мстёра –  это целое сокровище русской культуры, собранное в  их знаменитой шкатулке, а  в ней, если её приоткрыть, – уникальное шитьё Мстёры, художественное искусство,  изделия ювелирного промысла». Предлагаем через слайд-шоу  прикоснуться хотя бы к краткой истории мстёрской миниатюры.
Источник: http://kovrovtoday.ru/uploads/posts/2014-04/1396599289_dsc04028.jpg
Художники – основоположники мстёрской миниатюры.
Источник: http://book-hall.ru/gallery/Musey_Iskusstva_Mstyory
Богоматерь Владимирская. Икона. XVII век. Дерево, темпера.
Источник: http://book-hall.ru/gallery/Musey_Iskusstva_Mstyory
Причащение апостолов. Икона. Конец XVII – XVIII начало 18 вв. Дерево, левкас, темпера, золото.
Источник: http://kovrovtoday.ru/main/28-iskusstvo-mstery-v-muzee-kovrova.html
Заслуженный художник России Владислав Некосов, его мстёрская миниатюра украшает выставочные экспозиции в 20-ти крупнейших городах России и за рубежом.
Источник: http://kovrovtoday.ru/main/28-iskusstvo-mstery-v-muzee-kovrova.html
Экспозиция музея.
Источник: http://autotravel.ru/phalbum.php/ex/3902
Экспозиция музея.
Источник: http://autotravel.ru/phalbum.php/ex/3902
В залах музея.
Источник: http://book-hall.ru/gallery/Musey_Iskusstva_Mstyory
Юрин Е.В. (1898 – 1983 гг.), родоначальник мстёрского орнаментально-поэтического направления, которого не было в других центрах лаковой миниатюры. «Букет цветов». Шкатулка. Папье-маше, темпера, лак.
Источник: http://book-hall.ru/gallery/Musey_Iskusstva_Mstyory
Источник: http://book-hall.ru/gallery/Musey_Iskusstva_Mstyory
Громова Е.Н. «Орнамент». Коробка. 1950-е гг. Папье-маше, темпера, золото, лак.
Источник: http://book-hall.ru/gallery/Musey_Iskusstva_Mstyory
Традиции родоначальника мстёрского орнаментально-поэтического направления Юрина Е.В продолжила Корсакова В.С (1918 – 2000 гг.). «Цветы». Пудреница. 1954 г. Папье-маше, темпера, золото, лак.
Источник: http://book-hall.ru/gallery/Musey_Iskusstva_Mstyory
Источник: http://www.otzyv.ru/read.php?id=118064
Экспозиция музея
Источник: http://www.otzyv.ru/read.php?id=118064
Шилов Ф.Г. – гордость мстёрской миниатюры, долгие годы работал в артели «Пролетарское искусство», воспитал целую плеяду мстёрских миниатюристов.
Источник: http://dmfff.livejournal.com/3336.html
Музей: этапы мстёрского искусства лаковой миниатюры
Источник: http://dmfff.livejournal.com/3336.html
Медальная экспозиция музея. Уже в 1930-е гг. мстёрская миниатюра стала известна не только в Советском Союзе, но и в мире. На выставках в Париже (1937 г.) и Нью-Йорке (1939 г.) работы мстёрских мастеров получили золотые медали
Источник: http://politics.d3.ru/comments/402275/
Мастер А.В. Иванов. Шкатулка «Лесозаготовка». 1939 г. На крышке внутри надпись: «Александру Алексеевичу Собаке от сослуживцев по в/ч 78945 1934 – 1935 гг. г. Дзержинск»
УЧИЛИЩЕ ИМ. Ф.А. МОДОРОВА: ОТ ШКОЛЫ ДО ИНСТИТУТА
Мстёрское  промышленно-художественного училища им. Ф.А.  Модорова – одно из наиболее авторитетных учёбных заведений России в сфере народных промыслов с  давней и богатой историей. Училище было открыто в 1932 г. как «Мстёрская художественная школа».
Неоценим вклад школы, а затем и Мстёрского  промышленно-художественного училища им. художника Ф.А.  Модорова  в подготовку специалистов народных промыслов Мстёры.
Фактически все  творческие работники мстёрской миниатюрной фабрики «Про­летарское искусство» и все её художественные кадры вышли из  стен училища, равно как и коллектив нынешнего Центра традиционной мстёрской миниатюры. Здесь же подготовлено большин­ство ведущих мастериц вышива­ния для мстёрской  фабрики им. Н.К. Круп­ской и  фабрики «Ювелир».
15 июля 2011 г. училище  стало  «Мстёрским  филиалам  лаковой миниатюрной живописи имени Ф.А. Модорова  Высшей школы народных искусств (института)».
Готовит профессиональных художников-мастеров традиционной мстерской миниатюрной живописи и мастеров-иконописцев, а также уникальных художниц-вышивальщиц.

Адрес  Мстёрского   филиала  лаковой миниатюрной живописи имени Ф.А. Модорова Высшей школы народных искусств (института): 601408, Владимирская область, Вязниковский район, посёлок  Мстёра, ул. Советская, дом 84.
Тел.: 8 (49233) 5–04–39
E-mail: root@vzxudmstera.viaz.elcom.ru
Сайт: http://nsportal.ru/site/161891
«МСТЁРА – ЖЕМЧУЖИНА РОССИИ»
Впервые! Это слово много раз звучало в выступлениях на открытии выставки «Мстёра – жемчужина России» в  музее Декоративно-прикладного и Народного искусства в Москве (на фото: директор музея Декоративно-прикладного и Народного искусства  Елена Титова (справа) и куратор выставки Людмила Пирогова).
Впервые в одном месте, в таком масштабе и в такой полноте  выставлены  все   богатства мстёрских мастеров на высочайших художественных образцах – таков был уровень экспозиции.
Искусство мстёрской лаковой миниатюры представлено работами – М.И Кротова, В.М. Кротова, И.Н. Клыкова, И.Н. Морозова, стоявших у истоков создания нового оригинального декоративного стиля. Бывшие иконописцы, работавшие в лучших иконописных и реставрационных мастерских, взяли от иконы все самое ценное и перенесли свой опыт работы с композицией, цветом, формой в новое для себя творчество – мстёрскую лаковую живопись.
Новое поколение талантливых художников продолжают традиции мстёрской лаковой живописи и иконописи. Лиричные сказочные темы преобладают в творческих работах А.И Широкова – художника-миниатюриста, члена Союза художников РФ. «Сказка о царе Салтане», «Морозко», «Сочельник» исполнены в своём индивидуальном стиле, мягких тонах и удивительном колорите. Многогранно творчество Валерии Юрьевны Борисовой, преподавателя Мстёрского промышленно-художественного училища им. Ф.А. Модорова, члена Союза художников РФ, одни из известных её работ – шкатулка «Мстёрские офени» и икона «Жизнь людей в Раю». Интересно творчество Сергея Николаевич Сухова. В серии работ «Архитектура России»  в единой гармонии слились пейзаж, строгость и величие архитектуры храмов, композиция дополняется цветным растительным орнаментом. Очень привлекателен цикл  его работ: «Мстёрский летописец И.А.Голышев», «Церковь Богоявления», «Церковь Вознесения в Селе Коломенском» и другие.
Выставки мстёрской миниатюры демонстрирует близость творческих поколений искусства Мстёры – сохранение наследия старых мастеров и создание удивительных произведений современными мастерами различных художественных направлений. В них  сказка и реальность уживается в пределах одного произведения, фантазии мастеров нет предела. Мстёрская живопись – просветлённая, дарящая радость, чудо чудное, истинная жемчужина России.
КОММЕНТАРИЙ К СЛАЙД-ШОУ:
Рождение самой мстёрской миниатюры началось…с выставки! В январе 1923 г. пришло  письмо на имя местного художника А.Н. Куликова из Владимирского артсоюза. В нём была просьба организовать группу художников  из бывших иконописцев для росписи деревянных изделий на  Всесоюзную сельскохозяйственную выставку. Успешное выполнение этого заказа привело к тому, что художники А.И. Брягин, А.Ф. Котягин, А.Н. Куликов, А.С. Сеньков, М.И. Кротов, И.А. Фомичёв, А.М. Меркурьев – решили организовать артель древнерусской народной живописи. Её председателем был избран А.Н. Куликов.  30 июня 1923 г. устав артели был зарегистрирован во Владимирском Губсовнархозе. Артель официально начала существовать и развиваться. Мстёрская миниатюры – жданный гость любых выставок самого значимого масштаба. На Всемирной выставке в Париже 1937 г. ведущие художники промысла были удостоены Гран-при и золотых медалей, в 1939 г. их работы были успешно представлены в Нью-Йорке.  И на всех последующих выставках миниатюру мстёры  ожидал радостный и тёплый приём  посетителей и знатоков искусства. В чём же сила и притягательность  мстёрской миниатюры? Смотрите  слайд-шоу.
Источник: http://cultobzor.ru/2012/12/mstera/
Заслуженный художник России Владимир Некосов открывает выставку «Мстёрской миниатюры».
Источник: http://cultobzor.ru/2012/12/mstera/
Председатель Союза художников Мстёры Анатолий Якимичев и Людмила Пирогова, куратор выставки «Мстёрской миниатюры».
Источник: http://cultobzor.ru/2012/12/mstera/
Экспозиции выставки
Источник: http://cultobzor.ru/2012/12/mstera/
В залах выставки
Источник: http://cultobzor.ru/2012/12/mstera/
Иконопись Мстёры
Источник: http://cultobzor.ru/2012/12/mstera/
Иконопись Мстёры
Источник: http://cultobzor.ru/2012/12/mstera/
Иконопись Мстёры
Источник: http://cultobzor.ru/2012/12/mstera/
Произведения лаковой миниатюры Мстёры.
Источник: http://cultobzor.ru/2012/12/mstera/
Произведения лаковой миниатюры Мстёры
Источник: http://cultobzor.ru/2012/12/mstera/
Произведения лаковой миниатюры Мстёры
Источник: http://cultobzor.ru/2012/12/mstera/
Произведения лаковой миниатюры Мстёры
Источник: http://cultobzor.ru/2012/12/mstera/
Произведения лаковой миниатюры Мстёры
Источник: http://cultobzor.ru/2012/12/mstera/
Детали художественных образов мастеров Мстёры
Источник: http://cultobzor.ru/2012/12/mstera/
Детали художественных образов мастеров Мстёры
Источник: http://cultobzor.ru/2012/12/mstera/
Детали художественных образов мастеров Мстёры
Источник: http://cultobzor.ru/2012/12/mstera/
Детали художественных образов мастеров Мстёры
     * * *

Какой удивительный мастер,
Художник во Мстёре живет!
Он создал шкатулку – что счастье,
Играет в руках да поет!

На ней целый мир поместился!
Палитры лучащийся свет
По яркому фону разлился -
Как будто и сумерек нет.

Какая-то властная сила
Мир призрачный животворя,
Луга и холмы озарила:
Поля, будто солнце, горят!

На этой шкатулке счастливой
Во Мстёре – мир сказочно полн.
Леса и раздольные нивы,
Озера под бликами волн.

Как рядом смогли поместиться
И пляска, и труд в сенокос,
Цветок, словно перья жар-птицы,
Росинки, как бусинки звёзд?

Горит голубая осока,
Уносится в черную даль,
А усик пшеницы высокой
Закручен, заверчен в спираль.

Откуда, скажите на милость,
Здесь всплески златых мотыльков?
И как под лачком отразилась
Межзвездная песня без слов?

В галактику, в черные выси –
Искриночки света летят,
В цветах, что сложил живописец -
Стоокий пространственный взгляд.

То чёрные, то золотые…
Скажи нам, художник, скажи,
Скажи, где ты видел такие
Цветные края – миражи!

Где видел ты сказочный город,
Где пламенный видел цветок?
Посмотришь вокруг – только Мстёра,
Лишь промысла тайный исток…

                        Наталья Мартишина