Народные промыслы | Северная чернь  
Северная чернь
Расцвет устюжской черни приходится на вторую половину ХVIII – начало ХIХ вв. Северная чернь завоевывает славу лучшей в России. О высоком уровне черневого дела в ХVIII в. свидетельствует выполненная мастером Иваном Островским в 1770 г. трехчастная дарохранительница с черневой гравюрой на золочёном канфаренном фоне. В 1937 г. на Всемирной выставке в Париже за комплект посуды с рисунками по мотивам сказок А.С. Пушкина артель «Северная чернь» была удостоена Большой Золотой медали. Изделия «Северной черни» экспонировались в Нью-Йорке, Лондоне, Милане, Лейпциге, Праге и других городах более двадцати стран мира, повсюду получая восторженные отзывы. Изделие «Стопа» и подставка из сувенирного набора – «Царский» завоевало первое место в номинации «Ювелирные образы России» на международной ювелирной выставке «JUNWEX Москва-2010». Другое недавнее изделие «Серебряный рупор» с серебряной кинолентой, закреплённой вокруг него, – стало призом кинофестиваля «Молодого европейского кино».
Пряничный Домик. Чернь по серебру (полная версия)
Сортировать:
по популярности
1. Северная чернь  Уникальный народный художественный промысел чернения по серебру зародился в Великом Устюге более трех столетий назад.
2. Изделия из серебра 925 пробы из города Великий Устюг  Изделия из серебра 925 пробы завода Северная Чернь на выставке народных промыслов.
3. Красивые ювелирные изделия из серебра ручной работы  
4. Северная Чернь.  Исполнилось 330 лет со времени первого упоминания о народном художественном промысле «Северная чернь».
5. Ремесло 94: Северная чернь  Чернение по серебру – это своеобразная гравюра на металле, рассчитанная на долгую жизнь, на века. Сегодня мы побываем на предприятии «Северная чернь», где познакомимся со всеми этапами изготовления ювелирного изделия.
6. Пряничный Домик. Чернь по серебру (полная версия)   
7. По следам истории. Северная чернь.  
ИСТОРИЯ СЕВЕРНОЙ ЧЕРНИ
Первое упоминание о великоустюгской черни относится к 1683 г. Вершиной серебряного дела Устюга стало искусство нанесения на изделия черневого состава, позволяющего через игру света передать глубину и объём изображения.
Причиной  появления  промысла  могло послужить ревностное стремление духовной власти к украшению приходских и монастырских храмов на столичный манер. Черневые изделия сначала в виде архиерейской ризничной принадлежности, затем казенной богослужебной утвари в наиболее обеспеченных церквах в небольшом количестве, но появляются в Сольвычегодске на рубеже XVII – XVIII вв.  и в  Устюге после 1682 г. В 1685 г. игумен яренского Спасского Сойгинского монастыря Варлаам получил указание устюжского владыки о заказе серебряной позолоченной чаши:

 «какова построена у подьячего у Федора Пивоварова, которую он привозил на Устюг»; было велено и позолотить её так же и «построив, прислать».

В 1687 г. по заказу архиепископа Александра сын архимандрита сольвычегодского Введенского монастыря изготовил серебряную с чернью «чашку», серебряный гладкий ковшик и золоченую с финифтью чарку, о высылке которых в Москву сообщил архиерею домовый казначей иеромонах Павел. Отчитался перед владыкой и сам архимандрит Дионисий, о чем уведомил казначея:

 «да  послал  к нему архиерею Божию отписку к Москве, а в отписке написано чаша серебряная с чернию весом сорок полпята золотника а зделана та чаша из его архиерейского ефимочного плавленого серебра а угорело в плавле семнатцат золотников с четвертью да ковш круглой девят золотников с полузолотником да чарка серебряная с финифтом...»

Из-за отсутствия отечественного сырья русские мастера, поначалу,  использовали для работы высокопробные европейские монеты – «ефимки», азиатские «левки» (в размерах, определяемых государством), выжигу из парчи, мишуры, галунов, переливали старые ломаные и найденные в кладах изделия.
Серебряное мастерство Устюга, поднявшееся на большую высоту в результате развития собственных производительных сил, торгово-культурных связей, прежде всего с Москвой, уже в начале XVII в. выделялось среди прочих ремёсел.
Во второй четверти XVII в. в Устюге было уже более 20 серебряников; имена некоторых из них упоминаются в Таможенных книгах, т.е. продукция начинает вывозиться за пределы города. Из различных судебных исков (в частности, «о бое и грабеже»), описаний церквей можно составить представление об ассортименте. Это в большом количестве пуговицы  – серебряные золочёные и «сканы в крушки образчатые с золотом», «втышные», «клинчаты» и пр.; женские украшения – серьги серебряные с камнями и жемчугом, кольца; мужские перстни; кресты – нательные, напрестольные; ризы, поля, цаты, гривны и привесы на иконы, священные сосуды и другие культовые предметы – сканые, гладкие, чеканные, «басемные», «резные» (обронные).
Влияние именно великоустюгской черни сказывается на всех художественных центрах Севера: Вологде, Вятке, Архангельске, а впоследствии и Сибири: Тобольске, Иркутске, Томске, Якутске. Пользуясь теми же производственными приёмами, что и мастера Великого Устюга, местные мастера вносили лишь свои особенности в тематику изображений и детали рисунка.
В XVIII  в. черневое искусство в Великом Устюге достигло наибольшего расцвета. В Московском архиве сохранились документы, которые указывают, что в 1744 году в Москву был вызван из Великого Устюга мастер Михаил Климшин:

 «для обучения оного мастерства московских жителей из купечества».

Великоустюгская чернь по серебру ценилась очень высоко. Изделия мастеров, которые изготавливались в XVIII в. имели разнообразные формы. Серебряные работы имели матовый тон с золотым или черневым рисунком. Процветанию черневого искусства также способствовало открытие фабрики братьев Поповых в 1762 г., которая просуществовала 15 лет.
Во второй половине XIX столетия чернь постепенно утрачивает высокий уровень уникального искусства. Продукция местных мастеров вытесняется с центральных рынков более простыми и дешёвыми черневыми изделиями столичных фирм. Художественное творчество медленно превращается в ремесло, а в начале XX в. северная чернь, по существу, прекращает своё существование. Секреты и профессиональные навыки сохраняются лишь у единичных мастеров Великого Устюга.
КОММЕНТАРИЙ К СЛАЙД-ШОУ:
«Ах, чернь по серебру,– Земля на фоне неба!». Проходя мимо витрины ювелирного магазина, невольно останавливаешь свой взор на серебряных изделиях с нанесённым орнаментом. Словно тонкой кистью с чёрной краской обведены морозные узоры на серебряном стекле. Взглядом очерчиваешь каждый завиток черни по серебру, пытаясь уловить каждую деталь. Известно, что технику чернение при декорировании серебряных изделий широко применяли мастера, жившие в V в. до нашей эры на территории Северного Причерноморья. В XVIII в. пальму первенства по искусству чернения серебра приняли мастера Великого Устюга, образовав художественный центр. Особым спросом пользовались серебряные табакерки, подносы, бокалы, чарки, всевозможные шкатулки и коробочки для туалетных принадлежностей, украшенные черненой гравировкой. Часть работ того времени представлены в слайд-шоу.
Источник: http://barmani.ru/post197819434
В Великом Устюге уже в XVII столетии работали мастера серебряного дела, но наивысший расцвет искусства черни в этом городе относится к XVIII в.
Источник: http://www.booksite.ru/trade_vologda/14_1.html
Серебряная табакерка и деталь. Великий Устюг. XVIII в.
Источник: http://www.booksite.ru/trade_vologda/14_1.html
Серебряная табакерка и деталь. Великий Устюг. XVIII в.
Источник: http://www.booksite.ru/trade_vologda/14_1.html
Серебряная табакерка работы Михаила Климшина. Детали. Великий Устюг. 1764 г.
Источник: http://www.booksite.ru/trade_vologda/14_1.html
Серебряная табакерка работы Михаила Климшина. Детали. Великий Устюг. 1764 г.
Источник: http://www.booksite.ru/trade_vologda/14_1.html
Серебряная табакерка работы Михаила Климшина. Детали. Великий Устюг. 1764 г.
Источник: http://www.booksite.ru/trade_vologda/14_1.html
Серебряные табакерки. Великий Устюг. Вторая половина XVIII в.
Источник: http://www.booksite.ru/trade_vologda/14_1.html
Серебряный поднос и деталь. Великий Устюг. 1779 г.
Источник: http://www.booksite.ru/trade_vologda/14_1.html
Серебряный поднос и деталь. Великий Устюг. 1779 г.
Источник: http://www.booksite.ru/trade_vologda/14_1.html
Серебряные флаконы работы фабрики А. и. С. Поповых. Великий Устюг. 1761 – 1776 гг.
Источник: http://www.booksite.ru/trade_vologda/14_1.html
Серебряный ларец. Великий Устюг. 1780 г.
Источник: http://www.booksite.ru/trade_vologda/14_1.html
Серебряный стакан работы Сакердона Скрипицына и деталь. Вологда. 1841г.
Источник: http://www.booksite.ru/trade_vologda/14_1.html
Серебряный стакан работы Сакердона Скрипицына и деталь. Вологда. 1841 г.
Источник: http://www.booksite.ru/trade_vologda/14_1.html
Серебряная табакерка с портретом Кутузова и планом Москвы работы Фёдора Бушковского. Великий Устюг. 1813 г.
Источник: http://www.booksite.ru/trade_vologda/14_1.html
Серебряная табакерка с портретом Кутузова и планом Москвы работы Фёдора Бушковского. Великий Устюг. 1813 г.
Источник: http://www.booksite.ru/trade_vologda/14_1.html
Серебряная табакерка работы Ивана Зуева. Вологда. 1816 г.
Источник: http://www.booksite.ru/trade_vologda/14_1.html
Серебряный поднос работы Ивана Зуева. Вологда. 1837г.
Источник: http://cultinfo.ru/home2/5310/15.htm
Виды Великого Устюга.
ХУДОЖНИКИ СЕВЕРНОЙ ЧЕРНИ
Художественно-стилевое развитие «северной черни» на протяжении XVIII - первый половины XIX вв.  протекало в общем русле развития русского искусства. Черневые изделия середины XVIII в., когда господствовало барокко, несут черты этого пышного декоративного стиля. Изделия подчёркнуто массивны, пластичны, имеют округлые очертания. Мягкая гравировка создает впечатление удивительной пластики рисунка, его глубины. Типична для мастеров искусства барокко контрастность: глубокий, насыщенный по тону черневой рисунок и яркий позолоченный фон изображения. Тематика рисунков черневых изделий середины XVIII в. удовлетворяла, главным образом, требования и запросы богатого заказчика. Обычно изображались пасторали, увеселительные прогулки знати на фоне пышной природы, садовые пейзажи с архитектурой и т.п.
Крупнейшим художником северной черни в XVIII столетии был М.М. Климшин (1711 – 1764 гг.), который своим творчеством  заложил основы технических приёмов и художественных решений, ставшие традиционными в устюжском черневом искусстве. О творчестве выдающегося мастера своего времени Михаила Климшина дают представление две уникальные работы. Одна из них – посох великоустюжского епископа Варлаама, исполненный в 1750 г. (на фото). По всему стволу посоха размещены изображения евангельских сцен в обрамлении орнамента; на фигурной рукояти вырезана надпись, подтверждающая имя владельца и автора вещи. Ещё большее мастерство композиции обнаруживает Климшин в небольшой табакерке 1764 г. Крышка и каждая из сторон украшены миниатюрными картинами – сценами парадного выезда, соколиной охоты. Тёмные фигуры людей выступают четкими силуэтами на фоне пейзажа или архитектуры. Изображения выполнены характерной для Климшина густой чернью. В этом замечательном произведении проявились все особенности почерка мастерства – изящество рисунка, богатство светотеневых и фактурных разработок в деталях, канфарение фона, сочетание серебра с мягкой матовой позолотой.
ИВАН ЖИЛИН: РОДОНОЧАЛЬНИК ПОКОЛЕНИЯ МАСТЕРОВ ЧЕРНЕВОГО ДЕЛА
Тематика рисунка черневых изделий этого периода была характерной: пасторальные сцены, парковые пейзажи с архитектурой и др. В 70-х гг. XVIII в. появляется новая тематика, прославляющая известные победы русской армии и флота, панорамы Великого Устюга, Архангельска и Вологды.
На круглой табакерке из собрания Русского музея  в обрамлении черневой сетки меридианов и широт на золотом фоне помещена карта Вологодского наместничества. Тщательно прорисованы чернью реки, написаны их названия, города обозначены миниатюрными контурами строений. На оборотной стороне табакерки приведены многочисленные статистические и географические сведения о местности. Простота и строгость формы предмета и своеобразный рационализм её декора отвечали требованиям стиля классицизма. Эту работу выполнил в 1794 г. ещё один выдающийся устюжский мастер Иван Жилин.
Вообще, очень большая роль в истории развития устюжской черни принадлежит семье Жилиных. Пётр Жилин (род. 1713 г.) был родоначальником целого поколения мастеров черни по серебру. Черневым мастерством занимались три его сына. Известны изделия Михаила (род. 1749 г. – упоминается до 1805 г.). Иван (род. 1750 г. - умер после 1810 г.) был ремесленным головой серебряников Устюга и, в свою очередь, стал родоначальником поколения мастеров черневого дела. Его сын Александр Иванович Жилин (1800 – 1837 гг.) известен как замечательный мастер первой половины XIX в., внук и правнук также были мастерами черни по серебру.
Иван Жилин много лет (свыше сорока) отдал любимому искусству. В своих ранних работах он близок мастерам фабрики Поповых, но со временем переходит на новую тематику, более сухую и графичную манеру исполнения.
На изделиях И. Жилина начала XIX в. появляются изображения географических карт, которые часто использовались для украшения изделий устюжской черни первой половины XIX века.
Работы мастеров Жилиных различны по манере исполнения, но всегда отличаются высоким совершенством и изяществом. Среди мастеров этой фамилии особенным дарованием отличается Александр Жилин. Его работы – оригинальная по форме лампада (Музей Великого Устюга, 1831), табакерки, украшенные орнаментом из виноградных листьев с гроздьями ягод, стаканчики и многие другие изделия выделяются уверенностью рисунка, тонкостью исполнения.
Александр Жилин передал свое умение подмастерью Илье Степановичу Минееву (род. в начале XIX в.), который стал замечательным мастером черневых изделий. Из сохранившихся его работ наиболее интересным можно считать серебряный стаканчик на трех шариках. Его поверхность покрыта тончайшим орнаментальным черневым узором из виноградной лозы, украшена великолепно прорисованными медальонами. Здесь упомянуто лишь незначительное число наиболее выдающихся устюжских мастеров черневого дела, а в ХVIII – ХIХ вв. их известно около пятидесяти.
ИВАН ЗУЕВ: МАСТЕР ГРАВЮРЫ НА ТОНКОМ СЕРЕБРЯНОМ ФОНЕ
В начале XIX столетия  в северном черневом искусстве проявляется господствующий тогда стиль классицизма. В изделиях устюжских мастеров черни исчезает характерный для стиля барокко золотой фон, рисунок становится строгим и лаконичным. Формы изделий также преобразуются, приобретая простоту и некоторую универсальность, чего не наблюдалось в изделиях времён барокко. На смену мягкой тональности переходов черневого рисунка приходит контрастность, характерной становится графичность, четко прорисовываются детали. Полностью исчезают пространственность и глубина черневого рисунка, на смену им приходит плоскостность изображений. Типичными становятся изображения гирлянд, военная эмблематика, свойственная классицизму, особенно его завершающему периоду. Вместе с тем в рисунке и изделиях северной черни времен классицизма наглядно проявляются черты, присущие народному искусству, такие, как декоративность и богатство узора, традиционная законченность композиций.
Любовь к своему городу устюжане выражали в многочисленных панорамах, помещаемых на самых разнообразных предметах. Один из крупных потомственных мастеров XIX в. Михаил Кошков украсил видами города комплект чайных ложек. Несмотря на миниатюрные размеры, тонко награвированные пейзажи достоверно передают основные архитектурные ансамбли знаменитой набережной Великого Устюга. Успехи устюжан побудили к аналогичным пробам и вологодских мастеров. В 1837 г.  Иван Зуев поместил на гладком фоне серебряного подноса вид на вологодский Софийский собор (на фото). Тонкой штриховой гравюрой исполнен не только архитектурный пейзаж, но своего рода жанровая зарисовка города того времени.
Такой  характер орнаментальных изображений на черневых предметах того времени становится преобладающим. Вместо  занимательных сюжетных изображений, зачастую взятых из книжных иллюстраций или гравюр, мастера воспроизводят виды Великого Устюга, Вологды, Архангельска и других русских городов, их планы, географические карты уездов и различные статистические таблицы.
В художественных приёмах мастеров разных северных центров все ещё много сходного. Но к 30–40-м гг. XIX в. выделяются своим высоким качеством черневые изделия вологодских ювелиров. Мастера Иван Зуев и Сакердон Скрипицын создали первоклассные образцы тонкой черневой гравюры на гладком серебряном фоне. В их работах можно найти живые отклики на события отечественной истории и культуры того времени. Так же, как в ювелирных изделиях Великого Устюга, в орнаментике вологодских мастеров нашла свое отражение война 1812 г. На самой ранней из известных работ Ивана Зуева, на крышке прямоугольной табакерки 1816 г., чернью изображен пожар Москвы с надписью:

«Огонь сей будет в роды родов освящать лютость Наполеонову и славу России...».

На исподе дна табакерки – торжественный въезд Александра I в Париж. В оформлении этой табакерки Иван Зуев применил прежний приём позолоченного канфаренья, на котором так рельефно выступают черневые изображения.
Значительно тоньше выполнена черневая гравюра на подносе 1837 г. с видом на Вологодский собор. Поднос был представлен Иваном Зуевым на вологодскую губернскую выставку 1837 г. Эта выставка впервые познакомила русскую публику с изделиями второго замечательного мастера черневой гравюры – Сакердона Скрипицына, который выставил полный дорожный сервиз ценою в 3950 рублей, частично сохранившийся до наших дней. Одной из лучших работ Сакердона Скрипицына можно считать серебряный стакан 1841 г., украшенный тончайшей черневой гравюрой. Рисунок, выполненный на серебряной гладкой поверхности, как бы покрыт легкой, едва заметной дымкой. На выборе сюжета – изображен мужчина в развевающемся плаще – сказались запоздалые веяния романтизма.
ВОЗРОЖДЕНИЕ СЕВЕРНОЙ ЧЕРНИ
В конце XIX в.  остаётся только один мастер, владеющий секретом «северной черни», – это Михаил Иванович Кошков. Изделия Михаила Ивановича были хорошо известны при царском дворе. В 1871 г. он выполнял заказ императрицы Марии Александровны (столовое серебро), в 1882 году – для Александра III (серебряная посуда). На международной выставке в Лондоне в 1851 г. за свои изделия мастер был удостоен похвального листа и медали. Приглашался Кошков и на ювелирные выставки в Париж в 1867 г. и в Вену в 1873 г.  Все свои знания, а также секрет изготовления самой черни великий мастер передал своему внуку – Михаилу Павловичу Чиркову, которому суждено было сыграть свою роль в  промысле.
В 1929 году в Великом Устюге образовывается промысловая производственная кооперативная артель «Экспортная мастерская «Северная Чернь», в которой Михаил Чирков стал техническим руководителем.
11 января 1933 г. «Экспортная мастерская» преобразовывается в артель «Северная чернь» и начинается история самого завода. Составом секрета известной северной черни продолжал владеть только Михаил Павлович, который продолжал искать достойных продолжателей знаменитого промысла.
Будучи последним мастером серебряником-черневиком в Ве­ликом Устюге, Чирков внимательно изучал наследие своих слав­ных предшественников. Он собирал рисунки старинных черне­вых изделий, старался понять законы их композиционного пост­роения, в совершенстве постичь замысловатость барочных узо­ров, столь отличную в рисунке от модных в его годы псевдо­русских орнаментов, от узоров в стиле модерн. В его творчестве органично жили принципы народного узорочья. Не стоит забывать о том, что до революции Чиркову до­вольно часто приходилось заниматься починкой древних черне­вых работ, выполнять заказы для церковных общин и город­ского населения.
Чирков не изменил традициям великоустюжской черневой гравюры XVIII – начала XIX столетия. Он продолжал делать гравюры под чернь, пользуясь образцами рисунков из Статьи «Иконоло­гия, объясненная лицами, или Полное собрание аллегорий, эмб­лем и прочее», изданной в году и получившей распрост­ранение у местных ювелиров еще в начале XIX в. Этот ма­териал в творчестве Чиркова преломлялся через призму народ­ной традиции. К ней был чуток мастер. Он был подлинным ценителем народной лубочной гравюры, хорошо понимал её сказочную простодушную красоту и стремился следовать её за­ветам, одинаково понятным и простому необразованному чело­веку, и тонкому знатоку искусства.
Под его руководством артель «Северная чернь»  в 19ЗЗ г. начала производство изделии из серебра с чернью, молодые мастера освоили ювелирное и гравёрное дело, технологию приготовления и наведения черни. Артель выпускала бытовые предметы: портсигары, подстаканники, ложки, браслеты. Появились государственные заказы на уникальные изделия.
Один из первых зарубежных заказов артель выполнила в 1935 г. для Западного Китая. Это был столовый сервиз «Синьцзянская серия», включающий в себя 130 предметов и украшенных национальным китайским орнаментом: столовое серебро, серебряная посуда, предметы украшения стола.
На всемирной ювелирной выставке в Париже в 1937 г. за серебряный столовый сервиз «Пушкинская серия», приуроченный к 100-летию со дня смерти поэта, артель была удостоена Большой золотой медали и диплома. В 1939 г. для всемирной ювелирной выставки в Нью-Йорке была изготовлена серия предметов столового серебра на тему «Открытие Северного полюса».
В годы войны артель изготовляла единичные экземпляры серебряных ложек с чернением, а также омеднённую посуду и лыжные палки.
Условия труда рабочих артели в 1930 – 40-х гг. оставляли желать лучшего. Чернь варили на древесном угле. Пыли и грязи от него было предостаточно.  Варили чернь на глазок, вентиляции не было, ходили чёрные от сажи. Измельчали чернь в ступке, большие куски разбивали зубилом.
В период с 1949 г. по 1958 г. артель возглавлял Воеводин Константин Петрович. К концу его правления в артели работали уже более 180 человек, ассортимент выпускаемых изделий составлял более 15 наименований. 29 сентября 1960 г. артель была переименована в фабрику «Северная чернь». В это время на фабрике работало уже более 200 человек.
С 1993 году завод «Северная чернь» входит в Ассоциацию «Народные художественные промыслы России». В 1993 году в городе открывается фирменный магазин завода. В этом же году завод преобразовывается в ТОО «Северная чернь», а в 1995 г. – в ЗАО «Великоустюгский завод «Северная чернь».
ЕФСТАФИЙ ШИЛЬНИКОВСКИЙ:«Я ОТДАЛ ИСКУССТВУ ЧЕРНЕНИЯ ВСЁ, ЧТО МОГ»
С именем Е. Шильниковского (1890 – 1980 гг.)  связано возрождение исконного для Великого Устюга искусства северной черни в 1930-е гг. прошлого века. К началу XX в. древний промысел был близок к угасанию, и в тридцатые годы единственным хранителем секрета устюжской черни оставался Михаил Чирков. Устюжские предания гласят, что Чирков не раз получал предложения переехать в Великобританию с гарантиями крупного вознаграждения и предоставления гражданства. Но мастер предпочел остаться на родине и передал тайны чернения молодому художнику Евстафию Шильниковскому. Уже в довоенные годы в Великом Устюге работала артель «Северная чернь», руководителем которой многие десятилетия (1936 – 1965 гг.)  был заслуженный деятель искусств РСФСР Е.П. Шильниковский, выдающийся гравер и художник, создатель орнаментального направления в искусстве северной черни. Ему принадлежит более трехсот рисунков для черневых изделий и собственных оригинальных произведений. Большую известность в свое время получила стопка «Золотой хмель», не раз повторявшаяся автором. Заслуга его творчества состоит в том что, великоустюгское черневое искусство получило мировое признание:

 «Я отдал искусству чернения на серебре всё, что мог, здесь я высказался полностью».

Опытный художник, в совершенстве владевший техникой офорта, Евстафий Павлович увлекался прикладным искусством, многое сделал для подготовки граверов и художников.
В 1937 г. серия серебряный ложек, украшенных графическими фантазиями Шильниковского на темы пушкинских сказок, была удостоена на Всемирной выставке в Париже Большой серебряной медали. Затем последовали серии рисунков к басням Крылова, к сказке «Конёк-Горбунок» и таким историческим событиям, как 800-летие Москвы, 300-летие воссоединения Украины с Россией, покорение космоса и т.д. Эти работы отражали новый этап в развитии старинного промысла. Но не стремление увековечить свое имя двигало художником:

 «Хотелось доказать миру, что русские мастера, художники и в советское время на многое способны!».

Патриотизм – одно из главных качеств Е.П. Шильниковского, причём чувство это у него проявилось в деле.   Более десяти тысяч черневых изделий выполнено по высококачественным рисункам Евстафия Павловича Шильниковского. Если бы собрать их воедино, получился бы богатейший и уникальный музей, который, конечно, необходим.
Одной из огромных заслуг Шильниковского стало то, что именно он утвердил значение и определил ведущую роль художника в современном народном промысле. Когда-то безымянные или коллективные произведения теперь завоевали право называться авторскими. Молодые мастера, начавшие работать на «Северной черни» еще при жизни Шильниковского, по праву называли себя его учениками и продолжателями «евстафеты» (этот местный неологизм образован от слова эстафета и имени художника – Евстафий). Среди них: Е.Ф. Тропина, А.С. Чернов, В.П. Шорохов – имена, известные не только на Вологодчине, но и в стране.

(Фото с сайта: http://fotki.yandex.ru/next/users/talaschov/album/83121/view/219141?page=2)
ОСОБЕННОСТИ СЕВЕРНОЙ ЧЕРНИ
Всемирную славу Великий Устюг приобрёл знаменитой северной чернью. Искусство черни – своеобразная гравюра на серебре. Мастер специальным инструментом – цеером гравирует рисунок. Измельченная чернь (сплав серебра с медью, свинцом, серой), смешанная с нашатырем, наносится на узор, и изделие подвергается обжигу. Чернь прочно сплавляется с серебром, рождая черневой рисунок. Устюжская чернь отличается особой прочностью и богатой цветовой гаммой – от пепельно-серого  до насыщенно чёрного.  От способа приготовления черни и пропорций её составных частей зависит прочность сцепления с серебром и оттенок чёрного цвета. Северную чернь характеризует особо прочный черневой состав, пропорции составляющих частей которого сохранялись как профессиональная тайна поколениями великоустюжских мастеров.  
Характерной особенностью черневого серебра устюжских мастеров была очень тёмная сюжетная гравюра на золочёном, слегка опущенном и канфареном фоне, дополненная резными и чеканными деталями. В XIX в. стали использоваться новые приёмы, отвечающие вкусам эпохи классицизма: постепенно исчезли золотой фон и чеканные украшения, рисунок стал более строгим и графичным, упростилась форма изделий. В черневом орнаменте появились гирлянды, венки, архитектурные пейзажи городов Великого Устюга, Вологды, Архангельска, Санкт-Петербурга, географические карты, статистические таблицы. Наиболее распространённый пейзаж – набережная Великого Устюга с многочисленными церквями, колокольнями, купеческими особняками.
Устюжское чернение всегда довольно ощутимо отличается от работ московских и петербургских мастеров: большой вес имеет сюжетная гравюра; рисунок весьма насыщенный, с гораздо более густым цветом. Выполненный штрихами фон образует своего рода сетку. Часто изображение дополняется резными или чеканными деталями. В большинстве случаев изображается общий абрис объекта, без мелкой детализации.
По некоторым данным, мастера этого города используют наиболее древнюю из известных на сегодняшний день технологий.
КОММЕНТАРИЙ К СЛАЙД-ШОУ:
В Киевской Руси черневое производство достигло высокого мастерства уже в X в. Немецкий монах Теофил (X в.) пишет:
«Если ты внимательно изучишь («Записку»), то найдёшь тогда... что в тщательности эмалей или в разнообразии черни открыла Руссия...».
Перечисляя страны, прославившиеся своими ремёслами, он после Византии на втором месте поставил Русь, затем Аравию, Италию, Францию и Германию. Монгольское нашествие в корне подорвало художественные ремёсла Киевской Руси. Исчезло и черневое производство, которым славились Киев, Чернигов, Суздаль. В Великом Устюге уже в XVII столетии работали мастера серебряного дела, но наивысший расцвет искусства черни в этом городе относится к XVIII в. Изделия устюжских мастеров  были  подчеркнуто массивны, формы их пластичны, с плавными контурами, закругленными углами, что великолепно сочетается с мягкостью гравировки, создающей впечатление пластичности рисунка черни. Сегодня «Северная чернь» развилась в крупное предприятие, где профессиональные художники на основе лучших традиций искусства чернения, плодотворно развивая их, создают изделия, пользующиеся неизменным спросом и успехом во многих странах мира. Предлагаем взглянуть на стилевые особенности северной черни на слайд-шоу.
http://900igr.net/kartinki/izo/Narodnyj-promysel/030-V-Velikom-Ustjuge-s-1682-g.-talantlivye-mastera-chernjat-serebro.html
Источник: http://cultinfo.ru/decor/material/chern/
Особенностью черневого серебра устюжских мастеров была тёмная сюжетная гравюра на золочёном, слегка опущенном и канфареном фоне, дополненная резными и чеканными деталями.
Источник: http://www.argnord.ru/articles/Istoriya-velikoustyuzhskogo-cherneniya-po-serebru--A12
Северной черни в XVIII в. был присущ мягкий по колориту золочёный фон, проработанный канфарником. Табакерка фабрики купцов Поповых. Великий Устюг, 1796 г. Мастер И. Жилин. Серебро, резьба, чернь.
Источник: http://cultinfo.ru/decor/material/chern/
Знаменитая великоустюгская манера: на чёрном фоне сверкают серебряные цветы, окружённые остроконечными листьями.
Источник: http://cultinfo.ru/decor/material/chern/
Повсеместно распространены узоры со стилизованными акантовыми листьями, ромашками, окаймленными прихотливой вязью трав, шапками подсолнухов, выглядывающими из-за крупнолистных вьющихся растений.
Источник: http://cultinfo.ru/decor/material/chern/
В сочетании с мерцающей поверхностью серебра или золотистым мерцанием канфаренного поля черневые рисунки производят впечатление чрезвычайной нарядности.
Источник: http://cultinfo.ru/decor/material/chern/
Художник закрывает фон сплошным орнаментом, но оставляет между цветами и листьями пространственное поле: цветы как бы купаются в воздухе, дышат.
Источник: http://cultinfo.ru/decor/material/chern/
Гирлянды из цветов и листьев даны в одинаковой плоскостной манере конца XVIII в.
Источник: http://cultinfo.ru/decor/material/chern/
Тематика рисунка черневых изделий середины XVIII в. включала пасторальные сцены, парковые пейзажи с архитектурой, сказочные сюжеты.
Источник: http://cultinfo.ru/decor/material/chern/
Великоустюжские мастера второй половины XVIII в. старались выполнять черневые изображения в перспективе, часто сочетая золоченый канфаренный фон с чеканными серебряными деталями основного рисунка.
http://cultinfo.ru/home2/5310/15.htm
Устюжское чернение ощутимо отличается от работ московских и петербургских мастеров: большой вес имеет сюжетная гравюра; рисунок весьма насыщенный, с гораздо более густым цветом. Выполненный штрихами фон образует своего рода сетку.
Источник: http://cultinfo.ru/decor/material/chern/
В 70-х годах XVIII в. появляется новая тематика, прославляющая известные победы русской армии и флота, панорамы Великого Устюга, Архангельска и Вологды.
Источник: http://cultinfo.ru/decor/material/chern/
В 80-х гг. XVIII в. великоустюжские черневых дел мастера перешли от занимательных сюжетов, иллюстрирующих книжные повести, к сценам военных сражений русских войск, патриотическим мотивам.
Источник: http://cultinfo.ru/decor/material/chern/
В XIX в. стали использоваться приёмы эпохи классицизма: исчезал золотой фон, рисунок стал более строгим и графичным. В черневом орнаменте появились гирлянды, венки, архитектурные пейзажи городов Великого Устюга, Вологды, Архангельска.
Источник: http://www.odnoklassniki.ru/group/52028471509072
Современная северная чернь охватывает все стилевые направления: от строгой церковной канвы до изящных орнаментов в стиле фьюжн; от традиционных элементов фольклора до утонченности классики; от нарядных и торжественных до лёгких и экстравагантных.
Источник: https://fotki.yandex.ru/users/snuff-t/album/125980?_next=1&p=0
Тряпичная кукла не особо вписывается в современные кукольные каноны: как известно, у неё нет лица, зато есть юбка, которая «подметает» пол. Нет массовых продаж, зато есть вековая история.
ИЗГОТОВЛЕНИЕ СЕВЕРНОЙ ЧЕРНИ
Кустарный промысел предусматривал изготовление предмета от начала и до конца одним мастером. В этом были определённые сложности. Если одна из технологических или художественных составляющих процесса не получалась высшего качества, то уровень создаваемого изделия неизменно снижался. В результате естественного отбора лучших мастеров всегда были единицы, да и хороших было не много. В связи с этим серебряные изделия с чернью были трудоёмки, цены на них были высокими, риски изготовления большими. Постепенно мастерам ручного труда стало все сложнее выдерживать конкуренцию с дешёвыми фабричными изделиями, в результате этого промысел пришёл в упадок.
Сейчас завод может выпускать изделия в соответствии с любыми запросами населения, удовлетворяя разнообразные потребности рынка. Современные условия производства позволяют при сохранении традиционной технологии увеличить производительность труда и объём выпускаемой продукции за счёт разделения труда по операциям и рациональной организации технологического процесса.
Производство начинается в заготовительном участке. В участок поступает драгоценный металл в виде полуфабрикатов: проката-полосы, проволоки, припоя, трубки и т. п. В процессе монтировки ювелирами-монтировщиками производится сборка разъёмных соединений, пайка деталей изделий с использованием флюса и припоя, а также их последующая обработка напильниками и шлифовальной шкуркой. Ничего не изменилось в наши дни в гравёрном процессе, по-прежнему это индивидуальная ручная работа. Как и три века назад, мастер специальным резцом-штихелем, неотрывно следуя намеченным линиям, вырезает нанесённый на изделие рисунок. Гравирование под чернь – это ручная творческая работа, в которой проявляются художественные наклонности гравера, его умение владеть материалом, индивидуальное чувство линии и ритма, точность руки. От качества гравировки под чернь зависит правильность, чёткость и выразительность рисунка, его прочность.
Следующий этап – чернение по серебру. Соотношение количества каждого ингредиента черни являлось тайной старых мастеров великоустюгского промысла, в настоящее время состав черневого сплава запатентован администрацией завода «Северная чернь». Технологический процесс варки черни производится в специальной печи с точным определением температуры. Приготовленная чернь имеет вид тёмно-серого камня, который легко размалывается в порошок. Этот порошок смачивают и полученную тёмную кашеобразную массу накладывают ровным слоем 1–2 мм. на серебряную поверхность с выгравированным рисунком. Участки изделия, где отсутствует рисунок, замазываются огнеупорной глиной. После наложения черни, изделие прокаливается на огне так, чтобы чернь расплавилась и заполнила все самые мелкие штрихи, сделанные резцом гравера. При обжиге чернь прочно соединяется с основным металлом, превращаясь в твердое тёмно-бурое покрытие, которое затем в несколько приёмов снимается до тех пор, пока не появится черневой рисунок на серебре. В результате чёрный сплав остается только в углублениях. Таким образом, в зависимости от того, как был задуман и выполнен рисунок, получается либо черневое изображение на блестящей поверхности, либо, наоборот, чёрный фон, на котором светлый рисунок. Композиция дополнительно обогащается гравировкой, чеканкой, золочением и оксидировкой поверхности металла. Для этого изделие вновь поступает в гравёрный участок или на участок финишной обработки.
После чернения изделия проходят этап предварительной полировки войлочными и хлопчатобумажными кругами различных диаметров. Полируется наружная поверхность изделия, свободная от рисунка, в соответствии с эскизом. Механические частицы и пасты из труднодоступных мест и клейм работники удаляют в процессе крацевания изделий латунными щётками. Лопасти ложек, вилок, лопаток, внутреннюю поверхность стопок, кофейных и винных наборов обрабатывают техническим песком, затем протирают их хлопчатобумажной тканью. Если по идее автора изделия предполагается наличие позолоченных поверхностей на предмете, то изделие подвергается гальванической обработке. Последний производственный процесс – вторая и окончательная полировка – не менялся на протяжении веков. Принцип этой операции состоит в ручном выглаживании поверхности изделия инструментом – полировальником до зеркального блеска. Ручной способ полировки позволяет делать выборочную полировку поверхности, оставляя матовым фон внутри черневого рисунка, что значительно обогащает образное восприятие предмета. Рабочие участка финишной обработки создают блестящую оправу искусству чернения по серебру.
КОММЕНТАРИЙ К СЛАЙД-ШОУ:
На слайд-шоу представлены основные производственные этапы изготовления северной черни. Но ещё до этого осуществляется важная часть работа. Рождается художественный образ будущей северной черни, и с помощью пера и туши появляется пока только на белом листе бумаги. Плоское изображение предмета прорисовывается в натуральную величину с графической точностью в разных ракурсах. Первоначально только в воображении автора изделие существует в объёме. Эскиз в полной мере содержит творческий замысел художника, и сам по себе является художественным произведением. В дальнейшем при изготовлении изделия в металле возможны некоторые корректировки, доработки, изменения, вносимые автором. Таким путем создается объёмное произведение, воплощающее в металле проект художника. Каждый эскиз и каждый готовый образец обсуждаются на техническом и художественном советах завода. Каждое новое изделие утверждается на областном художественно-экспертном совете и проходит регистрацию в Ассоциации «Народные художественные промыслы России». Изделие должно быть создано в русле традиций промысла «северная чернь» и соответствовать шести показателям: назначение, надежность, эргономичность, эстетичность, качество, гигиеническая безопасность. И после этого  чертежи  будущего изделия северной черни передаются в производственный цех.
источник: http://www.sevchern.ru/about
Рабочие места художников северной черни
Источник: http://www.booksite.ru/fulltext/mas/tera/rus/16.htm
Изготовление изделий из серебра с чернью начинается с участка заготовки. Здесь в умелых руках ювелиров изделие принимает форму по эскизу художника.
http://my.mail.ru/community/rodnove/78285E93324FAE61.html
Гравировка – один из древнейших способов художественной обработки металлов. Это наиболее сложный и трудоёмкий процесс.
Источник: http://www.booksite.ru/fulltext/mas/tera/rus/16.htm
Гравировка ложки. Гравер специальным инструментом – штихелем вырезает на поверхности изделия различные рисунки, используя переводку и эскиз художника. Сначала вырезается (обрезается) контур рисунка, затем выбирается фон и растеняется
Источник: http://www.ikirov.ru/news/entertainments-ptr-iskusstvo-severnoy-cherni.html
Наложение и обжиг черни. Перед наложением черни поверхность изделия тщательно шлифуют: на ней не должно оставаться случайных царапин и рисок, в которые могла бы попасть чернь и исказить рисунок.
Источник: http://www.vologda.ru/~chern/Zawod.HTM
Гравированный рисунок заполняется черневым сплавом. Сплав при оплавлении растекается и заполняет все углубления рисунка. После оплавления черневого сплава с поверхности изделия сошлифовывают излишки черни до появления рисунка.
Источник: http://www.ikirov.ru/news/entertainments-ptr-iskusstvo-severnoy-cherni.html
Далее изделия полируются на войлочных кругах. На ряд изделий наносится декоративное золотое покрытие. Окончательным процессом обработки является ручная полировка.
ВЕЛИКОУСТЮГСКИЙ ЗАВОД «СЕВЕРНАЯ ЧЕРНЬ»
Прошлый год для российского декоративно-прикладного искусства отмечен знаменательным событием. Восьмидесятилетний  юбилей отпраздновало не имеющее аналогов в мире предприятие народного художественного промысла ЗАО «Великоустюгский завод «Северная чернь».
Серебряные черневые изделия мастеров «Северной черни»  неоднократно экспонировались на российских и международных выставках и, как правило, удостаивались высших наград. На Олимпиаде в Сочи изделия  «Северной черни»  были нарасхват  у гостей и участников олимпийских игр.  За активное участие в  олимпийской  выставке-продаж  изделий народных промыслов в культурно-этнографическом центре "Моя Россия"  Великоустюгский завод «Северная чернь» был награждён Почётной грамотой   Управления делами Президента Российской Федерации.
Великоустюгский завод «Северная чернь»  – крупное предприятие народного художественного промысла России по производству изделий из серебра 925 пробы, украшенных черневым рисунком.
Особенностью изготовления является то, что  каждое изделие выполнено традиционным для промысла ручным способом с соблюдением старинной технологии северной черни. Главное достоинство великоустюгских изделий – прочность соединения черни с серебром и красивый глубокий тон черневого сплава. Сохраняя традиции древнего промысла, творческий коллектив завода развивает уникальное направление современного ювелирного искусства.
Основу ассортимента предприятия, а сегодня это более 1000 наименований, составляют предметы сервировки стола, разнообразие которых обеспечит украшение любого праздничного стола или представительского мероприятия. Всевозможные ложки, вилки, ножи, лопатки для торта и пирожного, кофейные, винные, столовые и десертные наборы, кубки, подносы, кувшины и вазы, чарки, стопки, и фляжки – вот даже не полный перечень посудной группы.
Ассортимент ювелирных украшений, охватывает все стилевые направления: от элементов фольклора до утонченности классики, от нарядно–торжественных до самых экстравагантных. Широко представлены сувениры: визитницы, брелоки, портсигары, освежители воды, зажимы для банкнот, туалетные коробочки, наборы филателиста и подковы на счастье.
Предприятие выполняет индивидуальные заказы для Московской Патриархии и русских православных епархий. ЗАО «Северная чернь» имеет богатый практический опыт выполнения единичных (эксклюзивных), специальных и индивидуальных заказов, а также корпоративных подарков. Современные изделия «Северной черни» престижны, уникальны, интересны для коллекционеров.
«Великоустюгский завод «Северная чернь» реализует свою продукцию практически на всей территории РФ от Калининграда до Камчатки. В списке  партнёров  завода более 400 торговых компаний, ювелирных магазинов и частных предпринимателей.  Продукцию экспортируют  в страны ближнего и дальнего зарубежья.

Адрес ЗАО  «Великоустюгский завод «Северная чернь»  (ЗАО «Северная чернь»): 162390,  Вологодская область, г. Великий Устюг, ул. А. Угловского,1
Телефоны
: 8 (81738) 227-38 (генеральный директор); 8 (81738) 225-04 (заместитель генерального директора); 8 (81738) 214-74 (отдел сбыта); 8 (81738) 222-70 (коммерческий отдел); 8 (81738) 205-10 (интернет-магазин)
Skype:  Sevchern
ICQ:   624953435
Сайт: http://www.sevchern.ru/

КОММЕНТАРИЙ К СЛАЙД-ШОУ:
Народно-художественный промысел «северная чернь» в основе своей, в хорошем смысле, консервативен. О глубине, силе и устойчивости традиций говорит тот факт, что, испытывая сильные стилистические и индивидуальные влияния на протяжении всего периода существования, промысел сохраняет традиционные черты и приемы обработки, свойственные только «северной черни». В то же время народный художественный промысел «северная чернь» – это не застывшая раз и навсегда догма.  Основу выпускаемого ассортимента составляют столовое серебро, посуда и предметы сервировки стола. Столовую посуду, особенно столовое серебро и стопки, мастера «северной черни» делали со времен возникновения промысла. Посуда для еды, питья и предметы сервировки стола изготовляются из серебра 925 пробы. В связи с возрождением духовности страны и ростом интереса к художественно-историческому наследию России произошло восстановление утраченного в годы советской власти православного ассортимента продукции.  На Московской международной ювелирной и часовой выставке «Ювелир-2002» в номинации «Культовые ювелирные изделия» заводу присуждён диплом за два потира художников Е. Тропиной и Л. Бобылевой. Изготовляются уникальные иконы из серебра с черневым изображением святых. Современный  ассортимент  продукции «Великоустюгского  завода  «Северная чернь»  можно увидеть  на  слайд-шоу. 
Источник: http://www.sevchern.ru/news/news_view.html?g_id=2&m_id=363
Награждение лучших работников в Вологодском Кремле на торжестве, посвящённом 80-летию «Великоустюгского завода «Северная чернь» и 330-летию промысла северная чернь.
Источник: http://www.sevchern.ru/news/news_view.html?g_id=2&m_id=363
Вручение поздравления от губернатора Вологодской области генеральному директору «Великоустюгского завода «Северная чернь» С.В. Юферицину.
Источник: http://www.sevchern.ru/news/news_view.html?g_id=2&m_id=93
«Северная чернь» на ювелирной выставке «Новый Русский стиль».
Источник: http://www.sevchern.ru/news/news_view.html?g_id=6&m_id=153
Та самая стопа и подставка из сувенирного набора «Царский», которая получила первое место на выставке в Москве «JUNWEX Москва 2010».
http://fotoseif.ru/images/2013/02/06aa677mzy4tgxhw2vkx.jpg
Всё – «северная чернь».
Источник: http://vk.com/photo-18657122_289388113?all=1
Столовые наборы из серебра от «Северной Черни» с черневым декором или с позолотой. Набор столовый «Черневой рисунок».
Источник: http://vk.com/photo-18657122_289388113?all=1
Набор столовый «Золоченый».
Источник: http://museum.argnord.ru/northern-black/collection/table-set
Столовый набор «Астра» классический».
Источник: http://museum.argnord.ru/northern-black/collection/souvenir
Среди сувенирной продукции есть серебряные изделия для письменного стола, курительные принадлежности, подковы, зажимы для банкнот, магниты, брелки, рукодельные принадлежности и т.д. «Набор рукодельный».
Источник: http://museum.argnord.ru/northern-black/collection/souvenir
Сувенирная продукция. Портсигар серебряный.
Источник: http://museum.argnord.ru/northern-black/collection/souvenir
Сувенирная продукция. Подкова серебряная.
Источник: http://museum.argnord.ru/northern-black/collection/souvenir
Сувенирная продукция. Ваза серебряная для цветов.
Источник: http://museum.argnord.ru/northern-black/collection/souvenir-hunter
«Северная Чернь» предлагает большой выбор серебряной посуды с выгравированными рисунками разнообразных животных и растительным орнаментом. Охотничий набор может комплектоваться на три и шесть персон.
Источник: http://museum.argnord.ru/northern-black/collection/souvenir-hunter
Серебряная посуда. Стопка «волки».
Источник: http://museum.argnord.ru/northern-black/collection/souvenir-hunter
Серебряная посуда. Фляжка «глухарь».
Источник: http://vk.com/photo-18657122_289388113?all=1
Серебряная посуда. Подстаканник, серебро 925 пробы.
Источник: http://vk.com/photo-18657122_289388113?all=1
Серебряная посуда. Сахарница, серебро 925 пробы.
Источник: http://vk.com/photo-18657122_289388113?all=1
Серебряная посуда. Винный набор.
Источник: http://museum.argnord.ru/northern-black/collection/children
Среди серебряных изделий для детей широко представлены ложки на первый зубок, вилки, кружки, тарелки, а также различные украшения – серьги, кольца, браслеты и подвески. Чашка «Балалаечник».
Источник: http://museum.argnord.ru/northern-black/collection/children
Серебряные изделия для детей. Вилка «Белочка».
Источник: http://vk.com/photo-18657122_289388113?all=1
Серебряные изделия для детей. Чашка «Белочка».
Источник: http://vk.com/photo-18657122_289388113?all=1
Серебряные изделия для детей. Совочек для песка «Астра», серебро 925 пробы. Декор: чернь, золочение.
Источник: http://museum.argnord.ru/northern-black/collection/religion
Все предметы религиозного назначения из серебра изготовлены в соответствии с канонами Русской Православной Церкви: серебряные лампадки, подсвечники, украшения для пасхального стола, именные серебряные ложки, кольца и т.д. «Лампадка»
Источник: http://museum.argnord.ru/northern-black/collection/religion
Предметы религиозного назначения. Яйцо пасхальное.
Источник: http://museum.argnord.ru/northern-black/collection/religion
Предметы религиозного назначения. Подсвечник
Источник: http://museum.argnord.ru/northern-black/collection/silver-polish
В «Северной Черни» представлены серебряные иконы Спасителя, Казанской Божьей Матери, Николая Чудотворца, Серафима Саровского, Георгия Победоносца, Ксении Петербургской, Матроны Московской и многих других. Икона «Владимирская».
Источник: http://museum.argnord.ru/northern-black/collection/silver-polish
Икона серебряная «Георгий Победоносец».
Источник: http://museum.argnord.ru/northern-black/collection/silver-polish
Икона серебряная «Спас».
Источник: http://vk.com/photo-18657122_289388113?all=1
Ассортимент ювелирных украшений «Северной черни» охватывает все стилевые направления: от элементов фольклора до утончённости классики, от нарядно-торжественных до самых экстравагантных. «Кольцо». Декор: чернь, золочение.
Источник: http://vk.com/photo-18657122_289388113?all=1
Кольцо салфеточное, серебро 925 пробы.
Источник: http://www.severgrad.com/chern.html
Гравировка – один из древнейших способов художественной обработки металлов. Это наиболее сложный и трудоёмкий процесс.
ТАЙНЫ ВЕЛИКОУСТЮЖСКИХ МАСТЕРОВ
Главный секрет, который невозможно ни скопировать, ни подделать, – состав того самого чернения, благодаря которому изделия Великого Устюга остаются вне конкуренции.
–  Даже китайцы, которые тащат все, что плохо лежит, не разгадали наши технологии, –   не без гордости говорит генеральный директор великоустюгского предприятия «Северная чернь» Сергей Юферицин. –  Как ни экспериментируют над составом, всё равно получается не чернь, а мазня.
Но этого секрета не знает и сам генеральный директор: «У меня элементарные познания, что чернь – это сплав серебра, свинца, серы и других компонентов. В какой пропорции их смешивать, на фабрике знают всего несколько человек. Но это ничего не даёт, потому что вторую часть секрета –  у кого приобретаются сера, свинец и прочее – знают другие несколько человек. А они не догадываются, что у разных производителей состав компонентов тоже разный, и уж тем более «не в теме», сколько и чего надо добавить, чтобы получился настоящий сплав.
Если на заре промысла серебро добывали переплавкой монет, то теперь чуть ли не весь коллектив предприятия следят за работой Лондонской биржи, которая каждый день устанавливает мировую цену на серебро. А стоимость унции все время  идёт  вверх и ставит под угрозу уже не только личные доходы рабочих, но и существование самого промысла. Ведь те времена, когда в Великий Устюг серебро возили на подводах, и оно кучами лежало в каждой лавке, давно прошли.
К работникам в полной мере относится выражение «серебряные вы мои». К концу смены все обсыпаны драгметаллом – в серебряной пыли по самую макушку. Мастера обряжены в спецодежду, которую надо снимать при каждом выходе из цеха. После смены спецовки стираются, грязная вода проходит через фильтр, и в нужном месте скапливается щепотка серебра. В отходах производства набирается уже не щепотка, а полновесная горсть. За год из 10 тонн мусора извлекают 200 килограммов чистого серебра. По этому косвенному признаку можно представить количество драгоценного металла, которым ворочает народный промысел, а точная цифра в тоннах – государственная тайна, чтобы не завидовали лихие люди. Но и без тайн есть чему поудивляться: в год на заводе выпускается больше тысячи наименований изделий, не похожих друг на друг ни формой, ни предназначением, ни рисунком. Художников всего шестеро, а мастеров, вручную воплощающих творческий замысел от заготовки до полировки,– человек двести. При таких объёмах у них тут, похоже, не работа, а каторга.
– Для случайных людей, наверное, так и есть, а мы этого не чувствуем, – говорит художник  Людмила Бобылева. – Серебро весь негатив убивает. Для душевного равновесия многие готовы сидеть тут сутками.
Сутками и сидят, особенно если заводу поступает заказ от какого-нибудь важного клиента. Например, от «Газпрома» . «Газпром» раз за разом заказывает серебряные письменные приборы со своей символикой и платит, не жадничая. «Лукойл»  –   тоже довольно щедрый, но бывает трудно на стопках рядом с традиционным хмелем уместить еще и нефтяную вышку, и московский офис компании. Для Валентины Матвиенко делали поднос с надписью «От Деда Мороза». Ассоциация юристов России заказала отлитый в серебре Уголовный кодекс, по тяжести превосходящий все статьи УК. Серебряные столовые наборы из 24 предметов с фамильными вензелями на заказ (от 200 тыс. рублей)– в ходу у низшей московской знати типа помощников и советников депутатов Госдумы.
– В принципе, индивидуальные заказы нам не выгодны, – говорит Сергей Юферицин. – Все сбивают цену, торгуются как на базаре. И еще – быстрей-быстрей! А ведь у нас эксклюзив, надо понимать, что он делается полгода, а то и больше.
Делать «чернь» быстро и дешево, к негодованию устюжан, навострились в дагестанском селе Кубачи. Строго говоря, там это умеют давно – браслеты и кувшины с восточными мотивами встречались на рынке еще при царе Горохе, но реальной конкуренции для могучего великоустюгского промысла ремесленники никогда не представляли. «Да они варят серебро на дому, из аккумуляторов, и чернят его, не отходя от печки», – сплетничают заводчане, уже позабывшие, что их прадеды тоже начинали от печки, и ещё неизвестно, как бы поступали с аккумуляторами, если бы в то время таковые имелись в наличии. Но дело не в этом. Вражда пошла, когда кто-то из сельских умельцев спёр рисунок с великоустюгской ложки и запустил изделие в продажу в самой Москве под маркой «Северной черни». Разоблачили, судились, победили.
Что стало с контрафактными ложками – неизвестно. Но помощники депутатов их точно не купили – кому охота хлебать щи изделием с подмоченной репутацией? Стоят, как миленькие, в очереди за эксклюзивом. Ну и правильно, – считают на заводе: их много, а настоящая чернь на весь мир одна.
УХОД ЗА СЕВЕРНОЙ ЧЕРНЬЮ
Отличительной особенностью великоустюгского черневого серебра является чёткий рисунок тонкого растительного орнамента. На всех этапах создания изделия используется ручной труд – гравировка, чернение, золочение. И, конечно, особое изящество и высокий художественный уровень подлинных изделий. Перед покупкой северной черни  часто возникают такие вот вопросы.  Может ли чернь стереться? Нет, так как наносится методом вплавления в бороздки, выполненные гравером, поэтому стереться не может. Может ли чернь выкрошиться, выпасть? Приобретая изделия «Северной черни», которые являются произведением искусства, покупатель должен быть готов к бережному отношению и уходу. Серебряные украшения необходимо снимать при приеме душа и ванны, а также при занятии домашним хозяйством. Мыть в посудомоечной машине категорически запрещается!
Серебряную посуду необходимо промыть в тёплой мыльной воде или растворе соды, сполоснуть проточной водой и насухо протереть мягкой тканью. Почему на серебре появляются темный налёт и пятна? Естественным свойством серебра является реакция на повышенную влажность, соприкосновение с химическими веществами, пищей, содержащей кислоты. Украшения могут потемнеть от вашего крема, йода или мазей, возможна реакция на индивидуальные особенности Вашего организма. Налёт не является признаком дефекта металла и не оказывает вредного воздействия на организм человека.
Что делать если появился тёмный налёт или пятна? Удалить налёт очень просто:  на смоченную в воде мягкую ткань нанести порошок мела или зубной порошок.  Почистить изделие, затем промыть в чистой воде и насухо протереть. Для чистки можно применять специальные салфетки и средства, которые продаются в ювелирных магазинах.
Как быстро сотрется позолота? Толщина покрытия позолотой на изделиях 0,5 или 1 мкм. При бережном отношении блеск и позолота такой толщины долго сохраняются в неизменном виде.
СЕВЕРНАЯ ЧЕРНЬ В МУЗЕЕ ВЕЛИКОГО УСТЮГА
Великоустюгском государственном   историко-архитектурном  и художественном музее-заповеднике искусство черни ХIХ – начала ХХ вв. представлено работами И. Жилина, М. Кошкова, М. Чиркова. На браслетах и запонках, линейках и ложках предстают тонко награвированные на серебре архитектурные ансамбли Великого Устюга и изящные цветочные орнаменты.
Черневое искусство 1930 – начала 60-х гг. ХХ в. характеризуется изделиями мастеров артели «Северная чернь», выполненными по эскизам художественного руководителя артели Е.П. Шильниковского, обогатившего старинный промысел новыми разработками сюжетных и орнаментальных композиций.
Особый интерес вызывает серебряный столовый набор из 42-х предметов, украшенных миниатюрными рисунками по произведениям А.С. Пушкина.
Среди экспонатов и одна из лучших работ Е.П. Шильниковского – стопка «Золотой хмель» (1951 г.), выполненная в традициях древнерусских мастеров черневого дела. Искрящиеся золотом гроздья цветущего хмеля художник расположил на фоне серебряных листьев с черневыми прожилками.
О развитии искусства чернения по серебру во второй половине ХХ в. свидетельствуют произведения мастеров «Северной черни», созданные по эскизам талантливых художников Е.Ф. Тропиной, Л.М. Бобылевой, Л.С. Меньшиковой, А.С. Чернова, В.П. Шорохова. Высокими художественными достоинствами обладают серебряные с чернью столовые наборы, бокалы, вазочки, коробочки, ювелирные украшения, отмеченные настроением особой праздничности, торжественности.
В лучших традициях северного черневого искусства выполнены работы заслуженного художника России Е.Ф. Тропиной, посвятившей искусству чернения по серебру около 50 лет. Они отличаются яркой декоративностью тематических и орнаментальных композиций при строгой лаконичности форм.

КОММЕНТАРИЙ К СЛАЙД-ШОУ:
На самом Великоустюгском  заводе «Северная чернь» есть и музей с одноимённым названием «Северная чернь». В экспозиции музея представлено множество экспонатов, отражающих этапы развития великоустюгского чернения по серебру. Особую художественную ценность представляют работы мастеров XVIII и XIX вв. Благодаря тому, что во второй половине XVIII в. возрос спрос на различные серебряные изделия (табакерки, шкатулки, портсигары и многое другое), чернение по серебру стало массовым, и Великий Устюг играл главенствующую роль в этом виде декоративно-прикладного искусства. Предлагаем слайд-шоу из коллекции музея «Северная чернь».
Источник: http://museum.argnord.ru/northern-black/exposition
Пряжка для пояса священника. Сер. XVIII в. Великий Устюг (серебро, чернь, позолота, гравировка, канфарение).
Источник: http://museum.argnord.ru/northern-black/exposition
Дарохранительница. 1770 г. Мастер И. Островский (серебро, чернь, позолота, литьё, чеканка, гравировка).
Источник: http://museum.argnord.ru/northern-black/exposition
Потир. 1778 г. Мастер Я.Г. Моисеев (серебро, чернь, гравировка, позолота).
Источник: http://museum.argnord.ru/northern-black/exposition
Крест наперсный. 2 пол. XVIII в. Великий Устюг (серебро, чернь, позолота, гравировка, канфарение).
Источник: http://museum.argnord.ru/northern-black/exposition
Дискос, звездица. 2 пол. XVIII в. Великий Устюг (серебро, чернь, гравировка).
Источник: http://museum.argnord.ru/northern-black/exposition
Подставка для лампады. 1831 г. Мастер А.И. Жилин (серебро, чернь, позолота, гравировка, чеканка).
Источник: http://museum.argnord.ru/northern-black/exposition
Набор чайных ложек. 2 пол. XIX в. Мастер М.И. Кошков (серебро, чернь, гравировка, позолота).
Источник: http://museum.argnord.ru/northern-black/exposition
Чайная ложка. 1868 г. Мастер М.И. Кошков (серебро, чернь, гравировка, позолота).
Источник: http://museum.argnord.ru/northern-black/exposition
Браслет. 2 пол. XIX в. Мастер М.И. Кошков (серебро, чернь, гравировка).
Источник: http://museum.argnord.ru/northern-black/exposition
Запонки. 2 пол. XIX в. Мастер М.И. Кошков (серебро, чернь, гравировка, позолота).
Источник: http://museum.argnord.ru/northern-black/exposition
Шкатулка «Цветы». 1959 г. Мастер Т. Калининская (серебро, чернь, гравировка, позолота). Стопка. 1959 г. Мастер Т. Калининская (серебро, чернь, гравировка, позолота).
Источник: http://museum.argnord.ru/northern-black/exposition
Портсигар «Олень». 1951 г. Автор Е. Шильниковский (серебро, чернь, гравировка, позолота).
Источник: http://museum.argnord.ru/northern-black/exposition
Чарка «Аврора». 1969 г. Автор Т. Курочкина (серебро, чернь, гравировка, позолота)
Источник: http://museum.argnord.ru/northern-black/exposition
Сумочка. 1940-е гг. Автор Е. Шильниковский (серебро, чернь, гравировка, позолота).
Источник: http://museum.argnord.ru/northern-black/exposition
Винный набор с рисунками на тему басен И.А. Крылова. 1954 г. Автор Е. Шильниковский (серебро, чернь, гравировка, позолота)
Источник: http://museum.argnord.ru/northern-black/exposition
Кубок «Космос». 1962 г. Автор Е. Шильниковский, гравер В. Якушев (серебро, чернь, гравировка, позолота).
Источник: http://museum.argnord.ru/northern-black/exposition
Винный набор «Маки». 1965 г. Автор Е. Тропина (серебро, чернь, гравировка, позолота).
Источник: http://museum.argnord.ru/northern-black/exposition
Пасхальное яйцо. 2006 г. Автор Л. Бобылева (серебро, чернь, позолота, халцедон, гравировка, канфарение).

                    * * *

Город Устюг – в северном краю,
Славой, ты увенчан, трудовой.
О тебе сегодня я пою
Мой далёкий, милый город мой.

Купола соборов и церквей –
Город Устюг в северном краю…
Город покорителей морей…
У Дежнёва встану, постою.

Вёл от сюда, «кочу», он свою,
Чтоб дойти до краешка земли.
Город Устюг, в северном краю,
Тропы те, века не замели.

Северная чернь и Дед мороз
Прославляют родину мою…
Я хочу, чтоб, ты, мужал и рос
Город Устюг – в северном краю.

                            Вениамин Обухов

(Коч, коча – большая одномачтовая лодка
Архангельских поморов. Великий Устюг до 1918г.,
входил в состав Архангельской волости)