Народные промыслы | Абрамцево-кудринская резьба  
Абрамцево-кудринская резьба
Легендарной точкой отсчёта промысла резьбы по дереву стала находка в 1882 г. И.Е. Репиным и В.Д. Поленовым в соседней с Абрамцево деревне Репихово резной доски. На подкарнизной доске по сторонам плавного волнообразного побега были вырезаны ягоды и розетки. Простые технические приёмы и лаконичность фактуры геометрической и скобчатой резьбы в мягкой углублённости подобранного резцом фона – это стало особенностью будущей абрамцево-кудринской резьбы. В том же году была открыта столярно-резчицкая мастерская. В 1936 г. был выполнен уникальный заказ: оформление входа на выставку народного искусства в Третьяковской галерее. В 1937 г. к Международной выставке в Париже была представлена обширная коллекция резных изделий. Сейчас центр промысла находится в г. Хотькове, где действует фабрика резных художественных изделий (ныне «Народное искусство»), а так же художественно-промышленный колледж им. В.М. Васнецова.
Ремесло: художник Ермилова
Людмила Ермилова - выпускник Абрамцевского художественно-промышленного колледжа им. В.М. Васнецова. В гостях у неё мы побываем сегодня.
Сортировать:
по популярности
1. Абрамцево-кудринская резьба  
2. История ремёсел: абрамцево-кудринская резьба  
3. Секреты старых мастеров  Возникновение промысла резьбы по дереву связано с художниками абрамцевского кружка.
4. Процесс резьбы  
5. Абрамцево  Усадьба С. Мамонтова. В течение многих лет в его имении работали и отдыхали русские художники: И. Е. Репин, В. И. Суриков, В.Д. и Е.Д. Поленовы, В. М. и А. М. Васнецовы и др.
6. Ремесло: художник Ермилова   Людмила Ермилова - выпускник Абрамцевского художественно-промышленного колледжа им. В.М. Васнецова. В гостях у неё мы побываем сегодня.
ИСТОРИЯ АБРАМЦЕВО-КУДРИНСКОЙ РЕЗЬБЫ
В конце XIX в. в Абрамцево сложился художественный кружок, благодаря незаурядной личности С.И. Мамонтова. В 1882 г. Е.Г. Мамонтова и Е.Д. Поленова организовали в усадьбе С.И. Мамонтова столярно-резчицкую мастерскую. В мастерской учились и работали резчики из окрестных сёл: Хотьково, Ахтырки, Кудрино, Мутовки. С 1884 г. в мастерской обучали крестьянских мальчиков. Для мастерской работали В.М. Васнецов, В.Д. Поленов, Н.Я. Давыдова, М.Ф. Якунчикова. Профессиональные художники, члены Абрамцевского кружка, открывали детям мир удивительной гармонии. В обучении резному делу обращал на себя внимание так называемый «бабий ящик». Он был первым профессиональным заданием ученику, уже прошедшего азбуку геометрической резьбы. Простых пропорций коробка-пенал с гладкой дощечкой сдвижной крышки была приспособлена к хранению всего нужного для рукоделия. А вот снаружи требовалось выполнить определённое задание: на торцах – по одному квадрату «с сияниями», на боковых стенках – по два. Несомненно, эта традиция сохраняется в крупных геометрических узорах современной треёхгранно-выемчатой резьбы, что украшают боковые стенки сергиево-посадских шкатулок «с выжигом». Резьба в них, конечно, стала разнообразнее. Долгожителем молодого кустарного промысла стали знаменитые резная аптечка и шкаф с «колонкой». Этот подвесной шкафчик – своеобразная примета конца прошлого столетия. Недаром он хранится в мемориальных музеях Чехова в Мелихове и Гурзуфе.

КОММЕНТАРИЙ К  СЛАЙД-ШОУ:
В Абрамцевской мастерской, которая располагалась в усадьбе Мамонтова и представляла собой столярно-резчицую мастерскую, существовала интересная традиция. Каждый ученик мастерской по окончании учёбы получал подарок на будущее – набор инструментов, который вполне позволял ему открыть своё дело. Очень большую помощь ученикам оказали такие художники как Малютин С.В. и Соколов В.И., профессиональные художники из Кустарного музея г. Москвы. Всё это и другие профессиональные основы обучения в мастерской создавали условия, чтобы ученики быстро превращались в признанных мастеров и создавали шедевры деревянного народного искусства.  У нас есть возможность  увидеть их  в слайд-шоу.
Источник: http://www.liveinternet.ru/users/4435793/post294291208/
Полочка «Дерущиеся петухи». Художественно-столярная мастерская Московского губернского земства, нач. XX в. Дерево (липа), резьба плоскорельефная, тонировка, подкраска.
Источник: http://www.liveinternet.ru/users/4435793/post294291208/
Два шкафчики с изображением ветвей граната по проекту Е. Д. Поленовой 1880 гг. Абрамцевская столярная мастерская. Дерево (липа), резьба контурная, трехгранно-выемчатая, подкраска, вощение.
Источник: http://www.liveinternet.ru/users/4435793/post294291208/
Шкафчик с павлинами. Абрамцевская столярная мастерская. Нач. ХХ в. Дерево (липа), резьба трехгранно-выемчатая, тонировка, вощение. Фрагмент шкафчика с парусником. По эскизу Е.Д.Поленовой.
Источник: http://www.liveinternet.ru/users/4435793/post294291208/
Киот для литого креста. Художественно-столярная мастерская деревни Кудрино. Нач. ХХ в . Дерево (берёза), резьба плоскорельефная, тонировка, вощение, медь, штамповка, цветные эмали, речные камни
Источник: http://www.liveinternet.ru/users/4435793/post294291208/
Полка с изображением птиц сирина и алконоста. С использованием эскизов А.М. Васнецова. Художественно-столярная мастерская, нач. ХХ в . Дерево (берёза), резьба сквозная, плоскорельефная, тонировка, подкраска, лакировка.
Источник: http://www.liveinternet.ru/users/4435793/post294291208/
Шкафчик с павлинами. Абрамцевская столярная мастерская. Нач. ХХ в. Дерево (липа), резьба трехгранно-выемчатая, тонировка, вощение.
Источник: http://www.liveinternet.ru/users/4435793/post294291208/
Фрагмент Шкафчика. По проекту Малютина С.В. (1859-1937 гг.). Художественно-столярная мастерская Московского губернского земства, 1910 гг. Дерево (берёза), резьба плоскорельефная, трехгранно-выемчатая, подкраска.
Источник: http://www.liveinternet.ru/users/4435793/post294291208/
Шкафчик с ажурным фризом с изображением вазонов и гирлянд. По проекту И.С. Баклина. Художественно-столярная мастерская Московского губернского земства, 1910 гг. Дерево (берёза), резьба пропильная, плоскорельефная.
Источник: http://www.liveinternet.ru/users/4435793/post294291208/
Полка с осётрами. По проекту Соколова Вл.И. (?) (1878-1946 гг.). Абрамцевская столярная Мастерская. 1910 гг. Дерево (липа), резьба плоскорельефная, тонировка, подкраска, вощение.
Источник: http://www.liveinternet.ru/users/4435793/post294291208/
Утка с утятами на прогулке. Абрамцево.
Источник: http://www.liveinternet.ru/users/4435793/post294291208/
Уникальные Царские врата, созданные мастерами и художниками Абрамцево, Сергиева Посада и Московского кустарного музея.
Источник: http://www.liveinternet.ru/users/4435793/post294291208/
Шкафчик. По проекту Малютина С.В. (1859 – 1937 гг.). Художественно- столярная мастерская Московского губернского земства, 1910 гг. Дерево (берёза), резьба плоскорельефная, трехгранно-выемчатая, подкраска.
Источник: http://www.liveinternet.ru/users/4435793/post294291208/
Полочка-этажерка угловая с «прялками». По проекту Соколова Вл.И. (?) (1878 – 1946 гг.). Художественно-столярная мастерская Московского губернского земства, нач. XX в. Дерево (липа).
Источник: http://www.liveinternet.ru/users/4435793/post294291208/
Шкафчик с колонкой и портретным изображением древнерусского воина. Художественно-столярная мастерская Московского губернского земства, нач. ХХ в. Дерево (липа), резьба трехгранно-выемчатая.
ЕЛЕНА ПОЛЕНОВА: ПЕРВЫЙ ХУДОЖНИК ПРОМЫСЛА
Первая попытка создания в 1882 г. столярно-резчицкой мастерской оказалась не совсем удачной.

«Всем членам Абрамцевского кружка хотелось надеяться, что крестьянские мальчики, которые хорошо знакомы с техникой художественной резьбы по дереву, будут создавать образцы народной мебели. Но этого не произошло», – с грустью вспоминал один из художников.

Для производства такой продукции необходим был  художественный руководитель, который смог бы решить проблему связи народного искусства с декоративно-прикладным искусством и кустарным промыслом. Да ещё и умел создавать образцы мебели, востребованные и отвечающие запросам покупателей.
Таким художественным руководителем стала  Елена Дмитриевна Поленова (1850 – 1898 гг.) Род.  в г. Петербурге, сестра В.Д. Поленова. График, живописец, художник декоративно-прикладного искусства, книжный иллюстратор. Училась у частных преподавателей, в том числе в Париже и в Рисовальной школе Общества поощрения художеств (1864 – 1880 гг.).
В 1885 – 1892 гг. Поленова взяла на себя художественное руководство абрамцевской столярной мастерской и создала более ста эскизов, по которым изготовлялись мебель и предметы быта. В Музее-заповеднике «Абрамцево» хранятся графические произведения Е.Д. Поленовой. И, забегая немного вперёд, вот слова Н.В. Поленовой – жены художника В.Д. Поленова:

 «Слава абрамцевской столярной быстро росла во всем округе, и родители почитали за счастье, когда их мальчик, по окончании школы, попадал туда».

Е.Д. Поленова не создавала новые формы, а брала целые конструкции и детали, не искажая, но видоизменяя их по своему, согласно  вкусу и знаниям. Другое дело – это орнамент. Вот здесь Поленова проделала огромную творческую работу художника. Ну как можно не восхищаться её виртуозной стилизацией мотивов одуванчика, ромашки, земляники! Порой трудно определить,  где кончается народное и начинается поленовское творчество, настолько всё органично и созвучно.
Ориентация на вкус городского современника позволила создать особый характер абрамцево-кудринской резьбы. Изделия мастерской: мебель, шкатулки, полки, аптечки, пеналы –  выполнялись в модном «русском стиле». На формирование его абрамцевской разновидности сказались тонкие наблюдения Е.Д. Поленовой, обнаружившей в русской народной резьбе редкое в мировом искусстве сочетание геометрических и растительных узоров.
Проводниками этого стиля были мастера, скромно называвшие себя кустарями: Пётр и С. Горбачёвы, Степан и Алексей Макаровы, Иван и Дмитрий Кузьминых, Егор Конторин, Михаил и Иван Широковы, Гавриил Сергеев, Алексей Федин, Николай Грязнов, Василий Беззубкин, Николай Торбин, Василий Романов, Иван Проворнов, Василий, Михаил и Иван Ворносковы.
ВАСИЛИЙ ВОРНОСКОВ: ОСНОВАТЕЛЬ ПРОМЫСЛА
Подлинным создателем художественного направления  абрамцево-кудринской резьбы стал Василий Петрович Ворносков (1876 – 1940 гг.). Попал в мастерские в одиннадцатилетнем возрасте. Самый способный выпускник. До этого паренёк из деревни Кудрино четыре года учился в школе грамоты Е.Г. Мамонтовой.
В мастерской провёл всего три года. Переворот в сознании Василия Ворноскова произошёл, когда ему раскрыли глаза на красоту столь привычной, «домашней» геометрической резьбы. Он почувствовал, что столь доступная, простенькая техника является древнейшим способом фиксации человеком своих представлений о вселенной, и что этот мир мужских искусств параллельно существует с архаическим миром женских искусств – ткачеством, плетением и ручной вышивкой. Уйдя в 1890 г. из Абрамцева и наладив деловые контакты с Сергиево-Посадской столярной мастерской Московского губернского земства, юный Василий Ворносков создал небольшое производство в собственном доме в д. Кудрино. Резные деревянные изделия –  шкатулки, ковши, ларцы, шкафчики с полированной резьбой уже отличались от абрамцевских и уже восприняли некоторые особенности сергиевских.
Введённый им в производство новый вариант рельефной резьбы с заоваленным контуром и углублённым, нередко фактурно разделанным «канфарённым» (набойка гвоздиком) фоном, органично вырос из многовековых традиций русской резьбы. Её обогатили простые и остроумные способы отделки –  протравы морилками разных оттенков, от тёмно-коричневого до золотистого, и последующей полировки. Орнаменту «кудринка» присуща мягкость очертаний лапчатых растений, поначалу и наивная архаичность изображений птиц и зверей. Но существуют они не сами по себе, а в растительном мире.
Другое открытие В.П. Ворноскова – создание мелкой пластики как особого направления в кудринской резьбе. Его творческую фантазию поразило случайно увиденное изображение резной из дерева птицы.
Сделанный им вариант «Зимородок» увлёк новизной пластических задач. Его опыты прошли этап фантастических зверей, рыб и птиц модерна, экзотических зверей (тюлени, верблюды и др.) и снова возвратились к народному примитиву. Звери и птицы не только украшают крышки шкатулок и пеналов, но и сами могут быть шкатулками.
Работа В.П. Ворноскова в Научно-исследовательском институте художественной промышленности в конце 1930-х гг. поставила мастера в исключительные условия. Он выполнял здесь наиболее сложные заказы.
Свидетельством тому –  уникальная коллекция работ мастера в Музее народного искусства, в том числе десятки работ последнего периода. Громадный практический опыт, великолепное чувство материала позволяли «команде Ворносковых» осуществлять сложные проекты. К ним относится монументальный портал «Пограничники», созданный в 1937 г. в Третьяковской галерее.
МИХАИЛ ВОРНОСКОВ: ЕДИНСТВЕННЫЙ ПРОДОЛЖАТЕЛЬ ДИНАСТИИ
В годы Великой Отечественной войны братья Ворносковы с честью выполнили свой воинский долг.  На поле брани погибли  Александр и Николай. Раненым попал в плен и чудом выжил Сергей. Василий вернулся с фронта, потеряв ногу. Не находя для себя крупных работ, братья Ворносковы продолжали после окончания войны вырезать анималистическую скульптуру, предметы быта, настенные панно, но думали и о новых интерьерных заказах.
В конце 1947 г. к Сергею, Михаилу, Петру и Василию Ворносковым обратился протопресвитер Николай Колчицкий с просьбой о срочном исполнении ответственного заказа для Елоховского собора. Братья охотно согласились, и к июню 1948 г. украшенные пышной деревянной резьбой позолоченные сень и рака были изготовлены и установлены в храме. Кроме того, мастера вырезали из кипариса небольшую модель-копию сени и раки для поднесения Святейшему Патриарху Алексию I. Эта модель до 1953 г. хранилась в московской резиденции Патриархии, а затем, по благословению Святейшего Владыки, она была передана в патриаршие покои Троице-Сергиевой лавры. За первой работой братьев Ворносковых для Церкви последовали и другие  церковные  заказы.
Память о талантливых художниках деревянной резьбы  братьях Ворносковых и их мастерстве живёт в созданных ими произведениях декоративно-прикладного искусства, рассеянных по многочисленным столичным и  подмосковным храмам.
Все сыновья основателя династии  Василия Петровича на сегодня уже умерли. В живых только его младшая дочь Анна Васильевна и несколько его внуков и внучек.
Резьбой по дереву профессионально занимается только правнук Михаил Васильевич Ворносков, проживающий в д. Кудрино. Михаил Ворносков – правнук создателя абрамцево-кудринского промысла. Родился в д. Кудрино Загорского (ныне Сергиево-Посадского) района Московской области в 1945 г.  Учился у деда, мастера абрамцево-кудринской резьбы, С.В. Ворноскова. Окончил Аграрный техникум в г. Хотьково (1964 г.) и Всесоюзный заочный машиностроительный институт (1980 г.). Резчик по дереву. Работал заместителем директора в Музее-заповеднике «Абрамцево» (1979 – 1986 гг.). Участник городских, областных и всероссийских выставок. Его уникальные работы находятся в Музее-заповеднике «Абрамцево».
Неплохие работы есть и у внука Петра Петровича. Интересно, что и муж Анны Васильевны тоже приобщился к резьбе по дереву и оставил после себя несколько весьма интересных работ, в том числе и резной портрет Василия Петровича Ворноскова.
ТАТЬЯНА АЛЬХИМОВИЧ: СТИЛЬ ТЩАТЕЛЬНОЙ РЕЗЬБЫ
Уже к 1960 гг. на Хотьковской  фабрики резных художественных изделий сложился интересный коллектив резчиков. Основное стилистическое направление искусства резьбы определяла Т.В. Альхимович (род. в Москве в 1927 г.), главный художник, долго проработавшая «под рукой» у старых мастеров, среди которых она всегда упоминает М.В. Артемьева, А.И. Гуляева, много раскрывших ей в понимании искусства растительного узора, особенностей композиции. Для зрелого искусства Тамары Владимировны свойственна удивительно тщательная моделировка мотивов, как бы «вычеканенная» и выглаженная мягкая поверхность. Она работала в период усиления давления иностранного заказчика «по каталогу», что требовало неукоснительной идентичности тиражируемой вещи опубликованному образцу.
Тамара Владимировна Альхимович – замечательный резчик, вложившая много сил в формирование стиля 1950 – 70-х гг., стиля тщательной резьбы, вводила в него и изображения архитектуры, людей. Она научилась украшать традиционные изделия растительным и геометрическим орнаментами, освоила тонкости отделки –  полировку, морение, тонировки, лакирование и вощение. Тамара Владимировна –  член  Союза художников с 1974 г. Участница областных, зональных, республиканских, всероссийских и международных выставок. Произведения находятся в Музее-заповеднике «Абрамцево», ВМДПНИ, МОКМ, СПГИХМЗ, Музее-заповеднике «Поленово», Сумском художественном музее, в частных собраниях России и за рубежом.
БОРИС СЕМЕНЬКОВ: МАСТЕР РАСТИТЕЛЬНОГО ОРНАМЕНТА
Вместе с  Татьяной Альхимович на фабрике работала целая плеяда талантливых художников: В.П. Виноградов, Л.В. Баркан, В.А. Ермилов, Г.И. и Н.Н. Симанкины, Б.Я. Семеньков.
Борис Яковлевич Семеньков (1945 – 2005 гг.) Родился на ст. Туркестан Южно-Казахстанской области. Житель г. Хотьково с 1967 г. Окончил отделение художественной обработки дерева Абрамцевского художественно-промышленного колледжа имени В.М. Васнецова  (1971 г.). Художник декоративно-прикладного искусства, резчик по дереву. Работал на ХФРХИ. Член Союза художников с 1987 г. Участник областных, зональных, республиканских, всероссийских и международных выставок. Произведения находятся в Музее-заповеднике «Абрамцево», Музее-заповеднике «Поленово», МОКМ, ВМДПНИ, Музее народного искусства НИИХП, в частных собраниях России и за рубежом.
За свою жизнь художник создал сотни удивительных произведений. Выполненные в лучших традициях хотьковской резьбы, они завораживают своим изяществом, совершенством. Резные панно, шкатулки, вазы, созданные талантливыми руками мастера и согретые его добрым сердцем, притягивают внимание и радуют взор. В своём творчестве продолжает линию сложившегося мастерства В.П. Ворноскова, традиций его растительного орнамента.
ОСОБЕННОСТИ АБРАМЦЕВО-КУДРИНСКОЙ РЕЗЬБЫ
Абрамцево-кудринская резьба относится к подушечно-рельефному или плоскорельефному виду резьбы, в зависимости от техники исполнения.  Стилевыми особенностями абрамцево-кудринской резьбы являются:
наличие ритмичного растительного орнамента – соединения отдельных изгибающихся веточек, завитков, розеток в единую композицию, густо покрывающую изделие;
разнообразие тонировки (обработка морилкой, полировка или покрытие лаком) придаёт изделию нужный оттенок – от золотистого до тёмно-коричневого, подчеркивая красоту натуральной древесины.
Основные элементы рисунка – это растительные и животные орнаменты, которые, мягко изгибаясь, переходят друг в друга. Рельеф здесь невысокий, выполненный на одном уровне, плоский; фон одинаковой высоты, часто целиком закрытый. Сам рисунок при этом «заоваливается». Как правило, абрамцево-кудринской резьбой украшаются бытовые изделия: ковши, поставцы, чайницы, тарелки для хлеба, ножи, бокалы, различные письменные приборы и многое другое.
Мастера, изготавливая художественные предметы, обращаются в своей работе обычно к древесине липы, иногда – берёзы. После столярной или токарной обработки они наносят на поверхность своего будущего изделия контур предполагаемого рисунка, и при помощи различных инструментов (стамесок и резцов) выбирают фон, производя впоследствии доводку рисунка. После резьбы по дереву поверхность с целью придания мягкой гаммы оттенков –  покрывается морилкой. В конце своей работы мастер либо покрывает  изделие воском и полирует до блеска, либо покрывает его бесцветным прозрачным лаком.
Абрамцево-кудринская резьба –  это яркий блеск выпуклых частей рисунка, где резной рельеф подчёркнут тёмными углублениями, а блеск полированной поверхности в тандеме с игрой света и тени придаёт кудринским изделиям ту запоминающуюся, неповторимую прелесть. Несмотря на давнюю историю, искусство не утеряло своих почитателей и создателей до сих пор.
Ведущим хранителем и продолжателем традиций промысла сегодня является Абрамцевский художественно-промышленный колледж имени В.М. Васнецова – наследник Абрамцевской столярной мастерской.
САМ СЕБЕ РЕЗЧИК
Популярность и  известность абрамцево-кудринской  плоскорельефной резьбы объясняется  прежде всего тем, что позволяет полностью передать не только контуры какого-то элемента, но и его структуру. Абрамцево-кудринская резьба может быть как с подушечным, так и с выбранным фоном. Изделия абрамцево-кудринской   резьбы такие, как декоративные блюда, ковши, чайницы, вазы, рамки, шкатулки можно не только купить, но и сделать самому.
 Прежде всего, сделайте эскиз орнамента, который должен быть изготовлен в натуральную величину. Затем эскиз с бумаги переведите при помощи копировальной бумаги на поверхность деревянной заготовки, а затем обведите простым карандашом. Для резьбы вам понадобятся нож-косяк, плоские и полукруглые стамески, а также стамески-клюкарзы. Как и в скобчатой плосковыемчатой резьбе, основные приемы здесь – надрезка и подрезка.
Надрезка делается неглубокой –  примерно на глубину 1,5 – 2 мм. И нож, и стамеска при надрезке ставятся вертикально контуру рисунка. При самой надрезке нож нужно ставить немного под наклоном к поверхности. Ножом также можно сделать и подрезку, которую проводят со стороны фона, оставляя рисунок нетронутым. Там, где при надрезке рисунка использовалась стамеска, рисунок также подрезается ею. И приступают  к заоваливанию орнамента, который делается косяком и плоскими стамесками. Ребра рисунка заоваливаются более круто, чем ребра фона.
Теперь можно переходить к нанесению на рисунок мелких деталей, например прожилок листьев, оперения птиц и других мелких штрихов. Если вы хотите, чтобы рисунок выглядел более выпукло, можно еще выбрать весь фон. Таким образом, получится резьба с выбранным фоном. Для этого удобно использовать стамески-клюкарзы.
Прежде всего, полукруглыми клюкарзами выберите древесину, а затем при помощи плоских стамесок подровняйте фон. Придать ещё большую выразительность поверхности фона можно, сделав на ней с помощью простых пробойничков или чеканов узор из точек.
Материалом для резных изделий служит липа, реже берёза, из которых вытачивают на токарном станке или производят столярными инструментами заготовку.
После очистки поверхности шкуркой изделия морят в коричнево-вишнёвые тона, затем покрывают  лаком и полируют до блеска. В резьбе широко используются мотивы растительного орнамента в виде ветвей, деревьев, листьев, цветов, трав.
ФАБРИКА «НАРОДНОЕ ИСКУССТВО» ПРОДОЛЖАЕТ ТРАДИЦИИ ПРОМЫСЛА
Ученики В.П. Ворноскова организовали свои маленькие предприятия. В Хотьковском округе появились, поначалу, небольшие артели: в Хотькове (1910 г.), Мутовках (1918 г.), Куприне (1921г.), Левкове (1931г.), с. Ахтырке (1932 г.). Позднее они объединились в Ахтырскую объединённую артель (1936 – 1940 гг.), преобразованную в Хотьковскую фабрику резных художественных изделий (1960 г.). В 1993 г. фабрика была преобразована в ОАО «Народное искусство».
В настоящее время центр промысла находится в городе Хотькове Сергиево-Посадского района, где работает фабрика резных художественных изделий «Народное искусство». Многие резчики  работают и  в своих домашних мастерских, выполняя частные заказы. Одним из постоянных заказчиков является Русская Православная церковь.
Мастера абрамцево-кудринской резьбы производят изделия на столярной и токарной основе с резьбой, удачно сочетая традиционную рельефную резьбу с заоваленным контуром и слегка углублённым фоном с новыми способами обработки дерева. Изделия обрабатывают морилкой и полируют (или покрывают лаком) при этом они приобретают красивую окраску от золотистых до тёмно-коричневых тонов. Главная же особенность изделий абрамцево-кудринской резьбы по дереву – густой орнамент из изгибающихся ветвей и побегов. Для изготовления изделий используется древесина липы, реже –  берёзы. На поверхность изделия наносится контур будущего рисунка, затем стамесками, резцами и напильниками мастер-резчик выбирает фон и постепенно производит доводку рисунка.
Современный ассортимент изделий включает в себя предметы утилитарного назначения (шкатулки, сухарницы, конфетницы, солонки, курительные наборы), декоративного характера – (панно, тарелки и др.), украшенные растительным узором с характерной пальчатообразной резьбой.

КОММЕНТАРИЙ К  СЛАЙД-ШОУ:
В основе абрамцевско-кудринской резьбы – дерево, из неё и выходят все тёплые и солнечные шкатулки, ковши, тарелки, солонки. Совсем недавно, два десятилетия назад, это дерево стало засыхать, и, казалось, что у промысла уже перерублены корни. После преобразования Хотьковской фабрики резных художественных изделий в «Народное искусство» из многочисленного коллектива остались три резчика. Однако эти трое резчиков не дали погибнуть промыслу. Сейчас абрамцево-кудринская резьба набирает силу. Одним из постоянных заказчиков является Русская Православная церковь. Есть много частных заказов.  Ведущим хранителем и продолжателем традиций промысла  продолжает  оставаться  АХПК им. Васнецова – наследник Абрамцевской столярной мастерской. Если жива основа промысла – его школа, традиции, то жив и сам промысел. В чём можно убедиться и через слайд-шоу.

Источник: http://www.livemaster.ru/topic/94255-o-hudozhnike-remeslennike-o-russkom-stile-prodolzhenie-razmyshleniya-poyasneniya?vr=1&inside=0
Обычно, все абрамцево-кудринские резные изделия предназначены для бытового обихода. Не стала исключением и солонка В.П. Ворноскова.
Источник: http://www.livemaster.ru/topic/94255-o-hudozhnike-remeslennike-o-russkom-stile-prodolzhenie-razmyshleniya-poyasneniya?vr=1&inside=0
Ваза В.П. Ворноскова.
Источник: http://www.reznoe.ru/tag-relief-woodcarving
Сегодняшние резчики, как и в прошлом веке, исполняют заказы Церкви. Рельефная резьба. Спас Нерукотворный.
Источник: http://www.livemaster.ru/item/1468585-dlya-doma-interera-dekorativnyj-kovsh-iz
Мастера абрамцево-кудринской резьбы по дереву создавали и создают высокохудожественные предметы быта, служащие одновременно и украшением. Декоративный ковш из дерева «Птицы-оглядышки».
Источник: http://rezbaderevo.ru/abramcevo-kudrinskaya-rezba
Классическое абрамцевское изделие: дерево, морение, вощение.
Источник: http://lesmir.ru/ploskorelefnaya-rezba
Фирменное изделие: плоскорельефная резьба с подушечным фоном и с густым орнаментом из изгибающихся ветвей и побегов.
http://rusmudr.ru/post/abramcevo-kudrinskaya-rezba-po-derevu
Традиционное изделие: ковш декоративный, липа.
Источник: http://woodcarvingworld.blogspot.ru/2013_01_01_archive.html
Декоративные блюда для хлеба составляют основу абрамцево-кудринских изделий.
Источник: http://rusmudr.ru/post/abramcevo-kudrinskaya-rezba-po-derevu
Проще сказать, каких типов и форм резчиками не производится шкатулок…
Источник: http://xallyava.ru/246-ekorativno-prikladnoe-iskusstvo-bramcevo-udrinskaya-rezyba-oto.html
Мастера по-прежнему производят резные изделия, основанные на изучении предметов крестьянского быта – солонки, пряничные доски, ковши.
УЧЕНИКИ ВИКТОРА МИХАЙЛОВИЧА ВАСНЕЦОВА
На протяжении вот уже 120 лет в Абрамцевском художественно-промышленном колледже имени  Виктора Михайловича Васнецова сформировалось не одно поколение талантливых художников, которые  внесли существенный вклад в становление и развитие традиционных художественных промыслов  России.
Колледж ведёт своё начало от подмосковной усадьбы Абрамцево, принадлежавшей меценатам, тонким знатокам и истинным ценителям русского искусства Савве Ивановичу и Елизавете Григорьевне Мамонтовым.
Передовым методом тогда считалось использование в преподавании подлинных памятников традиционного искусства. «Наш уезд, – писала Е.Г. Мамонтова, – полон мелких кустарей, работающих на Троицкую лавру игрушки, ларцы и разные деревянные вещи. Мне давно хотелось посредством школы обновить это производство, главным образом вводя в него новые художественные образцы... Окончательная цель мастерской –  подготовить мастеров-кустарей с более развитым вкусом, имеющих всегда под рукой Музей с готовыми художественными образцами и Мастерскую, готовую во всякое время дать помощь советом, так и в деле сбыта товара».
Плодотворная работа абрамцевской мастерской вдохновила деятелей московского губернского земства на организацию в Сергиевском Посаде учебных мастерских: игрушечной и затем художественно-столярной. Сама Абрамцевская производственно-показательная мастерская в 1926 г. была преобразована в Художественно-деревоотделочную мебельную школу кустарного ученичества.
В 1931г.  учебные заведения были соединены в Абрамцевскую деревообделочную профтехшколу с двухлетним сроком обучения.
В начале Великой Отечественной войны Абрамцевская профтехшкола была закрыта. Однако уже в августе 1942 г., в связи с постановлением Правительства о восстановлении и развитии художественных промыслов, была открыта вновь.  В 1944г. школа изменила свое название на Абрамцевскую профессионально-художественную школу.
В 1957г. на базе профтехшколы было создано Абрамцевское художественно-промышленное училище.  В училище открывались новые отделения: художественной керамики, росписи по керамике (существовало до 1991г.), художественной обработки металла и камня.
К 100-летнему юбилею за большие успехи в деле подготовки художников-мастеров для народно-художественных промыслов училище было награждено орденом «Знак почета» с присвоением ему имени одного из основателей – художника Виктора Михайловича Васнецова.
В колледже ведется большая работа по освоению компьютерных технологий, открытию новых отделений –  реставрации, консервации и хранения произведений искусства, компьютерного дизайна, живописи, а также курсов повышения квалификации для художников-мастеров народных промыслов.
Сохранение особого «абрамцевского» духа поддерживается силами большого педагогического коллектива училища.

Адрес  Абрамцевского художественно-промышленного колледжа  имени  В.М.  Васнецова: 141370, Московская обл., Сергиево-Посадский район, г. Хотьково, Художественный проезд, 1
Телефоны: 993-00-26, 8 (496) 543-04-56, 8(496)543-06-06
Проезд: ст. Хотьково, ст. Абрамцево Ярославской ж/д.
Сайт: http://www.ahpkv.ru
РЕЗНОЙ МУЗЕЙ ПРОМЫСЛА
Отдел художественных ремёсел Государственного историко-художественного и литературного музея-заповедника «Абрамцево» был открыт в г. Хотькове в 1982 г. С 1998 г. располагается в бывшем «каменном доме для богомольцев» (2-я половина XIX в.) напротив Южных ворот Покровского Хотьковского женского монастыря.
Основная экспозиция отдела посвящена становлению и развитию абрамцево-кудринского промысла резьбы по дереву.
В    экспозиции    отдела    художественных    ремёсел    можно    познакомиться с произведениями Е.Д. Поленовой, Н.Я. Давыдовой, В.П. Ворноскова, Е.А. Зеленкова, М.А. Артемьева, творчество которых определило стилевые особенности абрамцево-кудринской резьбы, а также современных   художников-резчиков – Т.В. Альхимович,  В.А. Ермилова, Н.Н. Симанкина, Л.В. Брысиной, Г.М. Еськина и др.
Коллекция отдела художественных ремёсел Музея-заповедника «Абрамцево» содержит около четырёх тысяч предметов декоративно-прикладного искусства, живописи, графики, нумизматики, а также редкие фотографии и документы, свидетельствующие об истории города и его окрестностей. Здесь регулярно проводятся выставки местных художников, а их произведения пополняют собрание отдела.
Основа экспозиции отдела – рассказ об абрамцево-кудринском резном промысле, уникальном по красоте и истории его создания. Представленные в экспозиции произведения и материалы дают возможность проследить этапы возникновения и развития промысла: от «поленовского» периода к изделиям мастеров резческих артелей, работавшим в окрестностях Абрамцева, от работ Хотьковской фабрики резных художественных изделий к произведениям современных мастеров «кудринки».
В то же время экспозиция отдела является органичным продолжением и дополнением экспозиций музея-заповедника «Абрамцево»: коллекции народного прикладного искусства,  работ Абрамцевской столярной мастерской и творчества выдающегося русского художника Елены Дмитриевны Поленовой.

Адрес краеведческого  отдела: 141370, Московская обл., Сергиево-Посадский район, г. Хотьково, ул. Кооперативная, д. 23
Тел.: 8 (496) 543 07 67
Е-mail: info@abramtsevo.net
Сайт: http://www.abramtsevo.net/index.php

 

                    * * *

Прощайте ж, горы и овраги,
Воды и леса красота.
Прощайте вы, мои «коряги»,
Мои «ершовые места».

Последнее стихотворение  С.Т. Аксакова, 1857 г., после его отъезда из Абрамцево