|
Федоскинская миниатюра
1.
Федоскинская миниатюра
2.
Современная федоскинская миниатюра
Не только федоскинцы, потомственные художники-миниатюристы, но и приезжавшие в это подмосковное село учиться и работать, сформировали особую технику и узнаваемый стиль, знаменитый во всём мире.
3.
Лаковая миниатюра Федоскино
4.
Федоскинская миниатюра
5.
Артель «Федоскино»
6.
Русская сказка в современной федоскинской миниатюре
7.
Федоскино. Лаковая миниатюра
В 1795 г. в подмосковном селе Данилково купец Петр Иванович Коробов открывает первую лакированную фабрику, которая потом переходит к его зятю Петру Васильевичу Лукутину.
8.
Пушкин и его произведения в миниатюрах Федоскино
9.
Федоскино. Мастер-класс
10.
Секреты старых мастеров Федоскино
Фильм о трех поколениях мастеров лаковой миниатюрной живописи Федоскино - старинного русского художественного промысла.
ИСТОРИЯ ФЕДОСКИНСКОЙ МИНИАТЮРЫ
Федоскинская миниатюра возникла благодаря привычке нюхать табак. В XVIII в. этим занимались все: знать и простолюдины, мужчины и женщины. В Европе стали делать табакерки из прессованного картона, пропитанного растительным маслом и просушенного при температуре до 100°C. Материал назвали «папье-маше» (жеваная бумага). Табакерки покрывали чёрным грунтом и чёрным лаком, в росписи использовали классические сюжеты. В 1795 г. в сельце Данилково в 30 км. от Москвы купец П.И. Коробов начал производство подобных табакерок, которые украшали наклеенными на их крышки гравюрами. Он вывез несколько мастеров из немецкого города Брауншвейга со знаменитой лаковой фабрики И. Штобвассера и с их помощью наладил у себя производство лаковых табакерок и прочих изделий из папье-маше. В качестве художников-миниатюристов использовал местных крестьян, открыл художественную школу и обучил их живописи по лаку. Гравюры покрывали прозрачным лаком, позднее их стали раскрашивать, а затем вместо гравюр появились живописные миниатюры. ( На фото: миниатюра «Тройка» на портсигаре).
Интересным видом коробовской продукции стали недорогие табакерки, покрытые светлым лаком. На их крышки наклеивались бумажные картинки-гравюры с изображением важнейших событий того времени: эпизоды Отечественной войны 1812 г., военные действия против турок 1828 – 1829 гг. Это была своеобразная народная газета, в которой находили отклики все злободневные события. О том, что эти табакерки высоко ценились и бережно сохранялись, свидетельствует крышка от табакерки с живописным изображением пожара Москвы и приведёнными там же словами: «Огонь сей будет в роды родов освещать лютость Наполеона и славу России». Выполненная во втором десятилетии XIX в., табакерка полностью не сохранилась, но крышка была вставлена в бронзовую рамку и продолжала служить как настенный медальон. Широкий отклик получила и война с турками. На табакерках появляются то изображение сцены морской баталии: «Сожжение турецкого флота в Наварине», то карта военных действий, то изображение славного соотечественника с надписью: «Под крепостью Варною капитан Павлов отнимает 5 знамен 1826 года 19 августа». Так закладывались традиции федоскинской миниатюры: неразрывная связь с жизнью и историей страны, освоение сюжетов из русской литературы, народных традиций и обычаев. Всё это и предопределило будущее федоскинской миниатюры как одного из символов русского народного искусства. ЛУКУТИНСКАЯ МИНИАТЮРА
С 1819 г. фабрикой стать владеть зять Коробова П.В. Лукутин. На фабрике стали выпускаться подносы, дорожные стаканы, портсигары, спичечницы – всё из расписного и покрытого лаком папье-маше. Пётр Васильевич Лукутин не только усовершенствовал и расширил производство таковых изделий, но сумел добиться такого высокого качества миниатюры, что она стала ярким художественным явлением в русском искусстве. Лукутин организовал обучение русских мастеров, при нём производство перевели в с. Федоскино. Благодаря творчеству русских мастеров, лукутинские лаки приобрели самобытность и национальный колорит как в сюжетах, так и в технологии.
Изделия фабрики на протяжении всего XIX в. называли «лукутинскими». В 1828 г. П. Лукутин получил право клеймить их изображением государственного герба. С этого времени на внутренней стороне крышек лукутинских табакерок, коробок, портсигаров золотой краской по красному фону изображался двуглавый орел и инициалы или фамилия владельца – «ФПЛ», «фабрика П. и А. Лукутиных». Помимо магазинной продукции Лукутин выпускал и изысканные вещи, рассчитанные на состоятельных покупателей. При этом живопись выполнялась по перламутровым вставкам, по серебряной или золотой фольге. Табакерки украшались врезанными в папье-маше «итальянскими» мозаиками, пейзажами на эмалевых пластинах, миниатюрными портретами на бумаге под тонким стеклом. Лукутинские табакерки украшались не только живописью, но и орнаментом, исполненным, например, в технике «цировка», когда по чёрной поверхности изделия расходятся сверкающие волнообразные лучи. Подобный рисунок художник создавал, гравируя верхний слой чёрного лака до оловянной фольги, предварительно подложенной под лак. Одной из излюбленных тем в 1860 гг. становится изображение чаепития. Чаепитие издавна известно в различных видах народного искусства как один из важнейших обрядовых сюжетов. Неоднократно повторенное в лукутинской миниатюре чаепитие становится ведущей темой в сценах из жизни и быта народа. Один из его вариантов выполнен на коробочке-спичечнице, изготовленной в начале 1860 гг. Строго уравновешенная симметричная композиция с сидящими друг против друга статичными фигурами двух крестьян насыщена спокойствием. Чёрный фон создаёт глубину и объемность фигур, подчеркивает пространственную выразительность красочной гаммы, в которой использованы тончайшие лессировки письма «по-сквозному». КОММЕНТАРИЙ К СЛАЙД-ШОУ: История федоскинско-лукутинской миниатюры стала уже и историей России. Интересно окунуться в прошлое, посмотреть на быт, одежду, лица людей той эпохи. Картинки той жизни наглядно и красочно запечатлены в федоскинско-лукутинской миниатюре, которые мы и разместили в слайд-шоу. ЛУКУТИНСКАЯ МИНИАТЮРА ПОШЛА С МОЛОТКА
Следующий хозяин фабрики, Александр Лукутин, был достойным продолжателем семейного дела. В середине XIX в. на фабрике изготавливались изделия в стиле рококо – табакерки с чудесным золотым орнаментом из тонких завитков по серебристо-перламутровому фону. Такой декор украшает табакерку с изображением Наполеона, наблюдающего пожар захваченной Москвы. Тема наполеоновского нашествия 1812 г. даже спустя десятилетия вызывала особый интерес москвичей и будила воспоминания о недавнем прошлом.
Спрос на лаковые изделия был столь велик, что по примеру Лукутиных в соседних с Федоскино деревнях стали возникать аналогичные мастерские. Крепостные графов Шереметевых - Егор и Тарас Вишняковы – открыли свои мастерские в соседних с Федоскиным деревнях Жостово и Осташкове, соответственно, в 1815 и 1816 гг. (См. «Жостовские подносы» сайта «Земляки» на странице «Народные промыслы» – http://www.ya-zemlyak.ru/np_jp.asp). К 1870 гг. в этом районе сформировался крупный художественный лакировальный промысел. Отсюда в Москву поставлялись уже не столько табакерки, сколько прочно вошедшие в быт новые вещи: коробки для чая, обложки для фотоальбомов и бюваров, футляры для очков, пеналы, стаканы для карандашей. При последнем Лукутине, Николае (1852 – 1902 гг.), был открыт магазин. Николай Лукутин женился на очень богатой невесте, и вопрос о доходах фабрики его не волновал. Лукутинское дело было для него просто увлечением. Через два года после смерти Николая Лукутина, в 1904 г., фабрика закрылась. Дочь последнего Лукутина продала уникальную многолетнюю коллекцию лучших лукутинских мастеров, на которой училось не одно поколение художников, а оставшийся товар ушёл неизвестно кому за границу. Многие мастера после закрытия фабрики поменяли профессию, часть из них перешла к Вишняковым. Лукутинские мастера создали оригинальную школу миниатюры, отличающуюся тонкостью рисунка, красочной декоративностью. Характерны приёмы письма маслом «по-сквозному» на перламутре, сусальном золоте и серебре, украшение инкрустацией, «шотландкой» (цветной сеткой из тонких линий или полос), узором «под черепаху». Лукутинская миниатюра – одно из ярких явлений русской культуры XIX в., которая подготовила почву для дальнейшего развития лаковой миниатюры в России. (На фото: шкатулка. Фабрика Лукутина. 1860 гг.). В 1910 г. художникам удалось организовать «Федоскинскую трудовую артель бывших мастеров фабрики Лукутина», но Первая мировая война, революции 1917 г. и гражданская война вновь оставили миниатюристов Федоскино не у дел. КОММЕНТАРИЙ К СЛАЙД-ШОУ: Какова уровня была проданная дочерью Лукутина уникальная коллекция миниатюры можно судить работам, представленным в слайд-шоу. МИНИАТЮРА: ЧЕРЕЗ РЕВОЛЮЦИИ И ВОЙНЫ
В послереволюционные годы власть враждебно отнеслась к артели, обложила мастеров непосильным налогом и пыталась несколько раз закрыть мастерские. Перелом наступил после 1923 г., когда федоскинские миниатюры были удостоены диплома I степени на Всесоюзной выставке сельскохозяйственной и культурно-промышленной продукции в Москве.
Производство стало постепенно расширяться, увеличился спрос на федоскинскую продукцию, которую стали активно продавать за границу. Важнейшими событиями в жизни промысла в советский период всегда были юбилейные даты в политической и культурной жизни страны, поскольку именно к ним приурочивались крупные государственные заказы. В 1937 г. проходила большая выставка, посвящённая 100-летию со дня смерти А.С. Пушкина. Была создана серия шкатулок на пушкинскую тему. В качестве образцов были выбраны живописные произведения Д.Н. Кардовского, Г.Г. Чернецова, Г.Д. Мясоедова с портретами А.С. Пушкина, сюжетами из его произведений. Миниатюры были выполнены талантливой молодежью из первых выпусков Федоскинской школы: И. Банновым, К. Зориным, С. Слесаревым, Н. Смуровым. Молодые художники с блеском справились с копированием академической живописи. К сожалению, творческий путь многих из них оказался очень недолгим – они погибли на фронтах второй мировой войны. Но основной костяк художников уцелел. В трудное военное время Сталин подписал приказы, по одному из которых мужчин-художников не брали на фронт и оставляли на фабрике; а по другому – вернули всех мастеров, работающих в других местах, обратно в Федоскино. НОВЫЙ ЭТАП ФЕДОСКИНСКОЙ МИНИАТЮРЫ
В 1945 г. для расширения ассортимента изделий и обогащения творческого начала в деятельности артели была создана экспериментальная мастерская. Возродились утраченные способы декорировки изделий – «скань», «цировка», «шотландка», «малахит», роспись по перламутру. Принципиально новый этап в истории федоскинской миниатюрной живописи, ознаменованный ростом авторского начала, пришёлся на конец 1950 гг. Художники создают оригинальные авторские произведения, в которых творчески переосмысливаются традиции федоскинской миниатюры. Большой вклад в развитие искусства Федоскино внесли: М.С. Чижов, С.П. Рогатов, М.Г. Пашинин, И.И. Страхов, В.Д. Липицкий, П.Н. Пучков и др.
В 1960 гг. артель была преобразована в Федоскинскую фабрику миниатюрной живописи. Основные сюжеты произведений: природа Подмосковья, русские песни и сказки, героическое прошлое России. Удивительного совершенства в 1980 – 90 гг. достигает традиционное для Федоскино искусство орнаментального оформления шкатулок. Современная федоскинская скань несравнима по своему богатству с незатейливыми лукутинскими узорами. В неизменной прелести родной природы, в преемственности дела, дающего мастерам и хлеб насущный и духовную радость, и состоит тот секрет, что не даёт прерваться традиционному искусству федоскинской лаковой миниатюры. КОММЕНТАРИЙ К СЛАЙД-ШОУ: Если в лукутинский период федоскинская миниатюра была, в основном, растворена в лубочно-сказочной культуре эпохи, то революция и становление нового общества выдвинули на первый план людей конкретных дел и поступков, а вместе с этим передала дух движения к новой жизни: от сохи до полёта в космос. Но при этом сохранилась общая атмосфера традиционной миниатюры: торжественность, праздничность, мотивы русской сказки, народного быта, мазки сокровенности русской души, желание приподняться над буднями, раскрасить жизнь яркими красками. И, главное, осознать истоки русской жизни. На всё это можно взглянуть через представленное слайд-шоу. СОВРЕМЕННЫЕ ХУДОЖНИКИ ФЕДОСКИНО
Произведения современных федоскинских художников отличает свобода выбора тем и композиционных решений: лирические пейзажи, жанровые сценки, портреты, исторические миниатюры, сказочные сюжеты, городские пейзажи. Современный федоскинский художник – это не только профессионал, это человек с неординарным мировоззрением, по-своему отражающий наш мир. Весьма не просты по содержанию произведения, сочетающие реальный взгляд на мир, творческую фантазию, глубокие обобщения.
В Крюково (г. Зеленоград) живут супруги Рогатовы – художники-миниатюристы Сергей и Марина. Сергей Рогатов род. в д. Федоскино в 1955 г. в семье потомственных художников-миниатюристов. Его отец, Сергей Петрович Рогатов (род. в 1920 г.), и его мать, Мария Ивановна Рогатова, были известными мастерами Федоскино. Сергей закончил Федоскинское художественно-промышленное училище миниатюрной живописи. Его дед работал в частной мастерской по изготовлению расписных подносов, отец – Сергей Петрович Рогатов – стал художником Федоскинской артели уже в 1939 г. Он и сейчас, в свои 80 лет, постоянно в работе. Братья и племянники Сергея также художники-миниатюристы. Свою улицу Рогатов изобразил на шкатулке «Моя деревня Крюково». Пасмурный зимний день. Под старой липой стоят хозяева, рядом любимая собака Люди, животные, птицы – вся природа находится в гармонии. В этой тишине и покое рождаются образы лаковых миниатюр. Одна из главных тем живописи Сергея – былинное прошлое родной земли. В пейзажах он изображает таинственные дали с древнерусскими ладьями, красную птицу, летящую к солнцу. Туча над старинным городом видится художнику летящим по небу страшным драконом. Его любимые образы – холмы в окружении рек и озер, одинокие церкви на островах, остроконечные ели, причудливые облака на золотом небе. Трудно однозначно «прочитать» его миниатюру. Сергей создает условный мир, в котором у каждого героя – своя судьба. Чтобы понять её, нужно попытаться войти в этот мир, пожить среди его персонажей. Его работа «Летний сад» выиграла медаль на Пушкинской выставке в 2000 г. Любимые жанры Сергея – архитектура, аллегории и пейзажи. Сергей выполняет свои работы преимущественно в пастельных тонах, достигая глубины цветов. ИГОРЬ ИСАЕВ: «МАСТЕР ПРАЗДНИКА»
Игорь Александрович Исаев родился в 1956 г. После окончания Федоскинского художественно-промышленного училища миниатюрной живописи работал на Федоскинской фабрике миниатюрной живописи. Работы И.А. Исаева, хотя и обращены к конкретному литературному источнику, как «Пиковая дама» А.С. Пушкина, или историческому прошлому – «Колокольный звон», «Мастер», – это скорее жанровые зарисовки, ёмкий образ времени, полный внутреннего движения. Изящество рисунка, великолепие отделки вещи – виртуозная скань, рисунок «под черепашку» или ажурный золотой фон, как бы сотканный из солнечных бликов, придают его работам ощущение праздничного великолепия.
ГЕРМАН ЛАРИШЕВ: «ОБРАЗ ЧУДА»
Герман Геннадьевич Ларишев род. в Москве в 1963 г. в семье знаменитых мастеров миниатюрной живописи Геннадия и Маргариты Ларишевых. В Федоскинском художественно-промышленном училище миниатюрной живописи Герман учился у С.В. Монашева и своего отца Г.И. Ларишева. Член Союза художников с 1993 г.
Излюбленной тематикой работ Германа являются архитектурные сцены. Его работы – это галерея видов российских достопримечательностей: соборы Московского Кремля, Троице-Сергиева лавра, Исаакиевский собор в Санкт-Петербурге, дворец Шереметевых в Останкино. В архитектурных памятниках старается найти неожиданные ракурсы и по-новому представить их в своих миниатюрах. Его привлекают не только знаменитые ансамбли, но и красота маленьких городов, например заснеженные тихие улицы Углича со старыми купеческими домами. Герман Ларишев постоянно участвует в выставках в России и за рубежом. Многие из его работ хранятся в частных коллекциях США и Европы. Художник в своём творчестве обращается к конкретному герою сказки, умеет в камерной вещице рассказать о многом: драматизме ситуации, тревожности окружающего пейзажа, свидетеле случившегося несчастья, трогательной беззащитности Алёнушки. Ларишев – многоплановый художник, пишет в разных жанрах. Главное в его произведениях на сказочный сюжет – образ чуда. Ковер-самолет переносит героев в далекие страны, помогает спастись от беды. Тёмное небо, как бесконечная фантастическая бездна с горящими звездами и луной, неотразимые в своем великолепии сказочные персонажи летят над едва уловимыми глазом очертаниями чудесных дворцов и градов. ЕЛЕНА АЛДОШКИНА: «ДОРОГА К ХРАМУ»
В Федоскино существует преемственность поколений, свои навыки передают из поколения в поколение в семьях Алдошкиных, Пашининых, Монашовых и многих других. Семейную династию художников-миниатюристов Алдошкиных продолжают Юрий Алдошкин и Елена Алдошкина. Елена Станиславовна род. в 1962 г. в г. Дмитрове Московской области. В 1984 г. закончила Федоскинское художественно-промышленное училище миниатюрной живописи. Одна из самых её характерных работ – «У храма»: хрупкий деревянный мостик через речку, припорошенный снегом, ведёт к храму на пригорке через маленькую деревеньку, укутанную легким серебристо белым снегом, всё в светлом сиянии, исходящем от Храма. Художница написала серию лирических пейзажей – каменные церквушки, островки деяний ушедших поколений в окружении среднерусской природы.
КОММЕНТАРИЙ К СЛАЙД-ШОУ: Современное Федоскино – не затейливая картинка, это разнообразие произведений, открывающее нам прекрасный мир чудес, радости и праздника, повествующее и об изменчивости и сложности окружающей жизни, создавая образы-символы, образы-загадки. Это и традиционные сюжеты, обогащённые новым опытом и чувством. Ведь нынешние федоскинкие художники — наши современники, и их творчество, в определённой мере, является отражением современной жизни. Смотрите подборку работ современных федоскинских художников в слайд-шоу. ОСОБЕННОСТИ ФЕДОСКИНСКОЙ МИНИАТЮРЫ
В Федоскинской живописи используются масляные краски, а в Палехской, Холуйской и Мстёрской – яичная темпера. Федоскинская миниатюра – это реалистическая живопись. Трёхслойное письмо, применяемое в Федоскино, позволяет достичь эффекта глубины и объёма. Портреты людей выглядят реалистично, «как живые», в пейзаже и сюжетных сценах чувствуется «воздух».
Характерной особенностью федоскинской миниатюры является теснейшая связь с русской литографией, народным лубком и станковой живописью XIX в. Нынешнее Федоскино впитало в себя не только опыт лукутинских и вишняковских лаков, но и всё интересное, поучительное и оригинальное, что было в западноевропейских и восточных лаках. Федоскино сыграло большую роль в выборе пути и своего будущего для художников бывших иконописных центров, искавших применения своему мастерству и таланту в новых послереволюционных условиях. Опыт и практика Федоскино вдохновила на создание нового искусства Палех, Мстеру и Холуй, объединивших в своих произведениях многовековой опыт древнерусской живописи и опыт русских лаков. Федоскино и в настоящее время оказывает колоссальное влияние на художников миниатюристов. Оригинальной федоскинской техникой является «письмо по сквозному»: на поверхность перед росписью наносится светоотражающий материал – металлический порошок, сусальное золото или поталь, или делаются вставки из перламутра. Просвечивая сквозь прозрачные слои лессировочных красок, эти подкладки придают изображению глубину, удивительный эффект свечения. Помимо миниатюрной живописи, изделия украшаются «сканью» (орнамент из миниатюрных кусочков фольги нужной формы выкладывается по сырому лаку), «цировкой» (процарапывание рисунка с помощью лекала по лаку, положенному поверх листа металла на поверхность изделия), «шотландкой» (сложная сетка, нанесённая жидкими красками рейсфедером с помощью линейки) и др. Портретное направление в Федоскино продолжают старые традиции лукутинских лаков. В основе миниатюры лежат картины, рисунки, фотографии, а художник привносит лишь соответственное восприятие первоисточника, не отклоняясь от оригинала. Что бы ни писали федоскинские мастера, будь то бытовой жанр, пейзаж, натюрморт, в основе всех их творческих дерзаний видна сознательная ориентация на создание достоверных, правдивых реалистических художественных образов, созвучных современности. Совершенно новое развитие получил в Федоскино пейзаж. В лукутинской миниатюре пейзажные мотивы были копиями станкового искусства, в жанровых миниатюрах пейзаж присутствовал очень скромно, скорее всего, как дополняющий элемент. Современные пейзажные работы федоскинцев – это фейерверк разнообразных по содержанию образов родной природы. Они глубоко национальны, в них вложена широта и щедрость русского характера, доброта и чуткость души. КОММЕНТАРИЙ К СЛАЙД-ШОУ: Когда смотришь на федоскинскую миниатюру, то отчего-то начинает щемить душу, а вот здесь – хочется улыбнуться, сказать окружающим доброе слово, а после этой миниатюры восхититься размахом и удалью русского человека – отчего так? Давайте попробуем хоть немного понять притягательность и силу федоскинской миниатюры, через размещённые в слайд-шоу фотографии. ИЗГОТОВЛЕНИЕ ФЕДОСКИНСКОЙ МИНИАТЮРЫ
Над изготовлением маленькой коробочки работает целый коллектив специалистов. На столе у мастера лежат рулоны чистого коричневого древесного картона. Такой картон – основа для папье-маше, из которого выполняется корпус шкатулки. Над картоном предстоит тщательно поработать: проклеить в несколько слоёв, положить под пресс, а затем навить на специальную форму-болванку. Навивают в несколько слоёв – всё зависит от нужной толщины стенок. Результат – хрупкое подобие будущей шкатулки. Коробочку опускают в горячее льняное масло и тщательно проваривают, чтобы весь картон пропитался. Масляную коробочку отправляют в печку на просушку. Получившееся папье-маше обладает качествами настоящей древесины - её можно резать или даже обрабатывать на токарном станке. При этом абсолютно не верится, что чудесная шкатулочка сделана не из ценного дерева, а из «жеваной бумаги». Для получения абсолютно гладкой поверхности подсушенную коробочку грунтуют, шпаклюют и шлифуют. В крышечку врезают шарниры, и затем снаружи покрывают несколько раз чёрным блестящим лаком, а изнутри ярко-красной киноварью.
Месяц шкатулку сушат при комнатной температуре. Месяц сушат в печи. Месяц – живопись. Месяц – полировка. В общей сложности на изготовление шкатулки уходит от 4 до 6-ти месяцев в зависимости от сложности формы и размеров изделия. Этапы изготовления шкатулки. Вначале коробочку грунтуют. Грунт – алюминиевый порошок, напыляемый на лак. Прилипая к поверхности, он обеспечивает стойкость цвета наносимой краски. Иногда в качестве грунта используется сусальное золото или океанический перламутр. Затем на грунт при помощи кальки переводится силуэтный рисунок. После этого – «замалёвок» – наложение первого слоя живописи. В нём отображаются основные цвета и тени, не уделяя внимания деталям. Далее производится сушка при температуре примерно 60 градусов по Цельсию. Следующий этап – «перемалёвок». Когда краски высохнут, миниатюра покрывается слоем лака и снова производится сушка. Для обеспечения ровной поверхности и удаления пузырьков, образующихся при покрытии лаком, изделие шлифуется порошком пемзы. В итоге получаем идеально ровную поверхность, на которую наноситься следующий слой живописи. На этом этапе прописываются все детали; тени делаются более глубокими, свет более ярким. Далее – сушка, покрытие новым слоем лака, шлифовка. Бликовка – последний слой живописи светлой краской, расстановка акцентов, бликов, мельчайших деталей. Далее сушка, покрытие лаком не менее десяти слоёв. При помощи тонкого стального пёрышка пишется имя художника и дата изготовления. От художников-миниатюристов изделие попадает в руки лакировщиков и полировщиков. Вещи покрывают тремя слоями светлого масляного лака с просушкой и прочисткой каждого слоя. После покрытия четвертым слоем лака изделия шлифуют зернистой пемзой и полируют сначала трепелом (порошком из обожженного черепка), затем цигейковым мехом. КОММЕНТАРИЙ К СЛАЙД-ШОУ: И вот теперь, эта замечательная вещица, трепетно и нежно выпестованная руками федоскинских мастеров, вложившим в неё частицу своей души, украсит ваш дом, наполнит его светом, теплом и любовью. Смотрите слайд-шоу «Изготовление федоскинской миниатюры». ФЕДОСКИНСКАЯ ОРДЕНА «ЗНАКА ПОЧЁТА» ФАБРИКА МИНИАТЮРНОЙ ЖИВОПИСИ
Федоскино по праву считается родиной русских лаков. Лаковая живопись
один из прекрасных элементов художественной среды. Изделия, выполненные
художниками миниатюристами Федоскино, отличаются мастерством тонкой
кисти, поэтичностью образов, изяществом форм. Село Федоскино – родина
русских лаков. Здесь, на живописных берегах реки Учи, находится
старейший в России центр лаковой миниатюрной живописи. Сейчас традиции миниатюры развивают Федоскинская Ордена «Знака Почёта» фабрика миниатюрной живописи, частные мастерские и художники, которые работают самостоятельно: А.А. Толстов, А.И. Козлов, С.И. Козлов, Ю.В. Карапаев, Н.М. Солоникин, В.Д. Антонов, С.С. Чистов, Е.Ю. Хомутинникова, О.Д. Сенько. Большой вклад вносит и молодое поколение художников. Среди них видное место занимают: Светлана и Константин Даньшины, Павел Анохин, Олег Ястребов, Светлана Беловодова, Михаил Шелухин и др.
Миниатюры экспонируются за границу, участвуют в международных выставках, являются подарками на правительственном уровне. Мастера промысла «Федоскино» сохраняют культурную историческую славу Отчизны и её национальную идею. Многие художники являются лауреатами Государственных премий, имеют звание «Народных» и «Заслуженных художников Российской Федерации», большая часть художников состоит в творческих Союзах России. Технология изготовления изделий сохраняется на протяжении 200 лет. На изделия даётся столетняя гарантия. Они не подвержены коррозии в результате действия воды и грибков. Каждой миниатюре присваивается индивидуальный номер. Подлинность каждого изделия подтверждена сертификатом и личной подписью художника. Ставится и настоящее фабричное клеймо на шкатулке: на обратной ярко-красной стороне крышечки – золотая тройка и надпись «Федоскино». На сегодняшний день фабрика изготавливает шкатулки, ларцы, панно, броши, кулоны, адресные папки, визитницы и многое другое. При фабрике действует Музей лаковой миниатюры, где выставлено более 2-х тысяч экспонатов. Адрес Федоскинской Ордена «Знака Почёта» фабрики миниатюрной живописи: 141052, Московская область, Мытищинский район, село Федоскино.КОММЕНТАРИЙ К СЛАЙД-ШОУ: Предлагаем посмотреть слайд-шоу с выставки федоскинской лаковой миниатюры к 215-летию основания федоскинского промысла лаковой миниатюры, 100-летию образования Федоскинской артели живописцев и 50-летию Федоскинской фабрики миниатюрной живописи. Здесь много очень редких миниатюр из запасников промысла. ФЕДОСКИНСКОЕ УЧИЛИЩЕ – РОВЕСНИК ПРОМЫСЛА
Федоскинское училище миниатюрной живописи – ровесник промысла. Основанная в Федоскино в XVIII в. рисовальная школа просуществовала до начала ХХ в. Вновь возродилась как центр уникального искусства в 1931 г. В 1937 г. на всемирной выставке в Париже работы выпускников были награждены Дипломом выставки.
В 1940 г. в школе вводится подготовка живописцев для Жостовской фабрики декоративной росписи, а с 1960 г. для фабрики «Ростовская финифть». Таким образом, в Федоскинской школе миниатюрной живописи сформировались три родственных отделения декоративно-прикладного искусства, которые играют исключительную роль в сохранении и развитии всемирно известных видов русской традиционной народной культуры. Будущие мастера проходят и преддипломную практику на этих предприятиях. В Федоскинском филиале лаковой миниатюрной живописи преподают лучшие миниатюристы промысла, мастера и художники. Это В.С. Кульгавов, А.В. Щагин, И.А. Евмененко и В.Д. Антонов. Работы студентов и выпускников выставляются в музеях, участвуют на международных и российских выставках, хранятся в частных и музейных коллекциях. С 2012 г. Федоскинское художественно-промышленное училище миниатюрной живописи является филиалом ФГБОУ ВПО «Высшей Школы Народных Искусств (институт)». КОММЕНТАРИЙ К СЛАЙД-ШОУ: Следует упомянуть, что всемирно известные мастера федоскинского промысла, отмеченные высокими государственными наградами, такие как Г. Ларишев, Ю. Карапаев, Н. Солонинкин, С. Козлов, Н.Зотов, С. Рогатов, В. Хомутинникова, М. Рогатова прошли через аудитории этого знаменитого не только в России, но и за рубежом учебного заведения.Смотрите слайд-шоу: «Федоскинское училище миниатюрной живописи». Смотрите слайд-шоу «Федоскинское училище миниатюрной живописи». Адрес Федоскинского художественно-промышленного училища миниатюрной живописи: Московская область, Мытищинский район, село Федоскино НАСТОЯЩЕЕ ФЕДОСКИНО
По оценке специалистов, 90% изделий, несущих на себе надпись «Федоскино», не имеют к промыслу никакого отношения. Поэтому не слишком доверяйте продавцам на Арбате, Воробьёвых горах, на сувенирных развалах в городах и весях, что на прилавках «настоящее Федоскино». Как же отличить, сделано ли это в Федоскино или в палатке за углом?
Берите с собой лупу. Она поможет отличить живопись от наклеенной на крышку шкатулки открытки. Поможет рассмотреть детали живописи. Федоскинская работа невероятно тонкая и выполнена миниатюристом. Засомневались – отходите в сторону. Нужно посмотреть на цену. Изготовление шкатулки – процесс долгий и трудоёмкий, занимающий несколько месяцев. Федоскинскими мастерами используются только натуральные, т.е. априори недешёвые материалы. Если шкатулка стоит менее трех тысяч рублей – отходите в сторону. Нужно похлопать крышкой – проверить «на звук». Приоткройте крышечку и легонько похлопайте ею, как бы открывая и закрывая шкатулку. Звук глухой и мягкий – отлично, берём! Звук звонкий «деревянный» – отходим в сторону. Это значит, что шкатулка, скорее всего, изготовлена не из папье-маше, а из строительного прессованного картона – оргалита, либо из пластика. Такое «творение» в ближайшем времени рассохнется по швам, а «живопись» растрескается. Нужно оценить вес. Настоящая шкатулка сделана из настоящего папье-маше, а тот в свою очередь из настоящего древесного (практически береста) картона весит значительно, в отличие от пластика, оргалита и дерева. Сейчас в сувенирных магазинах огромный выбор шкатулок. Продавцы называют их «Авторскими». Но что такое «Авторская работа»? Название «Авторская работа» предполагает, что эта работа выполнена самим автором того сюжета, который изображён на шкатулке, что этот сюжет – не копия. Обычно работа Федоскинского мастера подписана автором в следующем порядке: Федоскино. Год выпуска. Название сюжета. Автор: Подпись. Если это копия, то подпись будет следующая: Федоскино. Год выпуска. Название сюжета (не обязательно). Исп. (не обязательно) Подпись. Оригинальная шкатулка, выпущенная на Федоскинской фабрике, имеет в этой строке порядковый номер. Этот номер занесён в протокол художественного совета. Иногда художник иcпользует в своей работе полуфабрикат (собственно шкатулку), изготовленную не в цехе полуфабриката Федоскинской фабрики, а по специальному заказу мастером. У порядочного художника-изготовителя он будет отличаться высочайшим качеством изготовления и необычной формой, но золотая тройка – фабричное клеймо на крышечке будет отсутствовать. Если вы купили настоящую федоскинскую шкатулку и хотите сохранить её на долгое время – надо за ней ухаживать. Пыль стираем мягкой тряпочкой. Царапинку потрём ваткой с масляной краской. Шкатулку не следует держать под прямыми солнечными лучами, а также в сыром помещении. Если шкатулка слегка поцарапалась, то полировку можно обновить, нанеся на ватный тампон масляной краски окись хрома» и потереть энергично то место, где находятся царапины. Лак заново отполируется и снова заблестит. После этой процедуры, хорошо бы капнуть немного растительного масла на отполированную поверхность и протереть досуха. Только не применяйте для полировки бумажные салфетки. Бумага может оставить мелкие царапины на поверхности лака, и вся ваша работа уйдёт насмарку. КОММЕНТАРИЙ К СЛАЙД-ШОУ: Есть миниатюры, подлинность и качество которых не нуждаются в экспертизе и оценках, ибо они прошли испытание временем. По этим шедеврам миниатюры нынешние художники и мастера преподносят миру это маленькое чудо – федоскинскую миниатюру. Предлагаем посетить музей лаковой миниатюры в с. Федоскино, посмотрев слайд-шоу. * * * |
|
|