|
Палех
Студия рекламы Беэр. 2008 г.
1.
Палех
Студия рекламы Беэр. 2008 г.
2.
По Золотому Кольцу
Палех, пожалуй, самое знаменитое поселение Ивановской области. Сейчас его знают во всём мире благодаря лаковой миниатюте. Офицально считается, что каждый 10 житель Палеха — художник.
3.
Экскурсия в Палех
4.
Иконопись Палеха. Палехский иконостас.
5.
Дороги старых мастеров. Палех.
Запись передачи телеканала «Культура» о палехской миниатюре.
6.
Палех
7.
Международный фкстиваль искусств в Палехе. «Яблочный спас»
8.
Дом Ивана Ивановича Голикова. Палех.
Экскурсия в Государственный музей Палехского искусства.
9.
Где живёт твоя тайна, Палех?
Песня «Палех», музыка Виктора Темнова, слова Олега Левицкого, солисты: Т. Мокрицкая и С. Сунцов (телеканал «Спас»).
10.
Палехская миниатюра
11.
Палех экскурсия. Часть 1.
12.
Палех экскурсия. Часть 2.
13.
Палех экскурсия. Часть 3.
14.
Палех экскурсия. Часть 4.
15.
Сказочный Палех
Людмила Ярковая
ИСТОРИЯ СЕЛА ПАЛЕХ
Палех расположен в 65 км. от г. Иваново на берегах реки Палешки, протекающей среди холмов, покрытых лиственными лесами. История Палеха уходит в глубокую древность. В XV в. село входило в состав Владимиро-Суздальских земель. По духовному завещанию Ивана Грозного 1572 г., Палех был в поместном владении его сына Иоанна. Вскоре пожалован в вотчинное владение Ивану Бутурлину «за московское осадное сидение королевичево», то есть за участие в войне против польско-литовской интервенции. В 1693 г. в Палехе построена и освещена деревянная церковь во имя Воздвижения Креста. В 1696 г. был освящён придел в честь иконы Казанской Божьей Матери, а в 1742 г.– во имя Святого Николая Чудотворца. В 1774 г. на средства прихожан Егором Дубовым построен ныне действующий Крестовоздвиженский каменный храм.
В конце XIX в. Палех был небольшим селом. Население занималось иконописанием и промыслами: резьбой по дереву, льняным ткачеством, вышивкой, выделыванием овчины. По православным праздникам здесь устраивались богатые ярмарки. Сохранилось поверье, рассказанное местной жительницей Фелицатой Григорьевной Паликиной о происхождении названия Палех: «Глухие леса стояли, населения никакого не было…случился в лесу большой пожар от «молоньи». Спалил пожар все дерева на горе. Гору Паленой нарекли, а село стали Палехом называть».Есть и легенда, что иконопись зародилась в Палехе в те буйные годы глубокой древности, когда на Владимиро-Суздальскую Русь шли несметные татарские полчища. В глухие леса и болота бежало разорённое население и уносило с собой иконы. В этот период вместо больших икон большое распространение получили маленькие иконки, которые можно было носить с собой. Бежавшие от татар в глухие места горожане из Владимира и Суздаля, основавшие Палех, и занесли сюда иконописное ремесло. ИКОНОПИСНЫЙ ПРОМЫСЕЛ ПАЛЕХА
В основе стиля палехской иконописи лежат традиции древнесуздальской школы и некоторые особенности московской иконописи XV – XVI вв. Для палехской иконы характерны мягкие плавные линии и сдержанная красочная гамма.
Вершина палехского иконописания – «Акафист Спасителю» середины XVIII в. Рисунок иконы отличается изяществом и утончённостью. Все пропорции удлинённых форм. Колорит иконы тёплый, золотисто-коричневый с использованием тёмной зелени и киновари. Одежды Христа и Богоматери расписаны золотом. Один из характерных признаков палехского иконописания – сложная многоклеймовая композиция. Икона «Николай Чудотворец в житии и чудесах» второй половины XVIII в. – яркий образец такой композиции. В центре иконной доски – в среднике – располагается образ святого. Средник окружает 38 клейм – миниатюр, повествующих о деяниях Николая Чудотворца. Многие произведения палехской иконописи создавались под влиянием западноевропейского искусства и русской академической школы. Иконы такого стиля в Палехе назывались «фряжскими». Одна из первых икон «фряжского» стиля – «Не рыдай мене, Мати» Ильи Балякина, датируемая 1769 г. До начала XIX в. Палех, в отличие от промышленно развитых Мстёры и Холуя, продолжал сохранять очень простые формы иконного производства, замкнутого кругом семьи. Палешанин продолжал заниматься сельским хозяйством (чего не было в Мстёре и Холуе) и писал иконы в свободное от полевых работ время. Иконы в Палехе писались долго и тщательно по старинным образцам, поэтому были дороги. Распространялись они, в основном, среди старообрядцев и любителей старины. Палешане делали также стенные церковные росписи в различных городах. К 40-м г. XIX вв. Палехе начинают появляться мастерские. Первые палехские мастерские принадлежали Ф.Ф. Наныкину, Н.И. Корину, Л.М. Сафонову и П.Г. Удалову. М. Горький, когда-то Алёша Пешков, был отдан своим дедом в ученики к иконописцам (на фото Алёша Пешков читает в иконописной мастерской поэму Лермонтова «Демон»). Мастерская в Нижнем Новогроде, где ему предстояло учиться, была организована палешанином Д.А. Салабановым. Свою жизнь в иконописной мастерской М. Горький описал в повести «В людях»: «В мастерской было жарко и душно, работает около двадцати человек «богомазов» из Палеха, Холуя, Мстёры, все сидят в ситцевых рубахах с расстегнутыми воротами, в тиковых подштанниках, босые или в опорках. Над головами мастеров простерта сизая пелена сожженной махорки, стоит густой запах олифы, лака, тухлых яиц. Медленно как смола, течёт заунывная владимирская песня…». Но свое ремесло палехские иконописцы ставили выше других. Когда Алёша Пешков решил покинуть мастерскую и искать новую профессию, ему укоризненно говорили: «Ну, подумай…как ты будешь жить с мужиками разными после нас? Плотники, маляры…Эх, ты! Это называется – из дьяконов в пономари…».
КОММЕНТАРИЙ К СЛАЙД-ШОУ:
В Палехе жил особый тип людей – «наследственные иконописцы». Занятие иконописью в Палехе было практически поголовным. Писатель-этнограф С. Максимов отмечает: «...Здесь пишут образа во всех домах и не пишет их только мельник и то потому, что сделался мельником; ремесел помимо иконописи не знают никаких, нет у них ни кузнеца, ни швеца, ни сапожника». Будучи весьма закрытым для посторонних сообществом, иконописцы Палеха с большой неохотой принимали в свою среду женихов со стороны. В Палехе много примеров, когда дочери иконописцев предпочитали оставаться без мужа, чем выходить за «не ровню». В такой замкнутой среде и развивалась палехская иконопись – особое искусство написания икон. Письмо палехского стиля усложнено большим разнообразием элементов композиции, также непроста и техника, которая осложняется многими теневыми и световыми приплавками. Для Палеха характерны иконы с «просветленными» ликами, наполненные внутренним светом». И этот свет, исходящий изнутри образа, заметен каждому взглянувшему на палехскую икону. Именно такая подача образов свойственна палехской иконописи. Подобный подход к иконописи сохранился среди палехских мастеров и по сей день. Смотрите слайд-шоу «Иконы Палеха». РОЖДЕНИЕ ПАЛЕХСКОЙ МИНИАТЮРЫ
После революции 1917 г. иконописный промысел в Палехе прекратил существование. Бывшие иконописцы создали в 1918 г. «Первую художественную декоративную палехскую артель», которая занималась реставрацией церквей, но она вскоре распалась. В 1920 г. живописцы села объединились в артель по росписи деревянной посуды. Они расписывали солонки, ковши, ларцы, амфоры, матрёшки. Но дело не пошло, т.к. сам характер изделий и приёмы росписи не соответствовали уровню старого мастерства, а низкие расценки и погоня за количеством продукции приводили к небрежности исполнения.
В конце 1922 г. И.И. Голиков, живший в то время в Москве, увидел в Кустарном музее (ныне – Музей народного искусства) чёрную шкатулку из папье-маше с многоцветной росписью из Федоскина и решил попробовать. В мастерской бывшего хозяина иконописной мастерской А.А. Глазунова Голиков написал творёным золотом и серебром на донцах фотографических ванночек из папье-маше свою первую миниатюру: «Адам в раю» (на фото). Глазунов отнёс её в Кустарный музей. Руководство музея заинтересовалось этой работой, и тут же ему выдали полуфабрикат для дальнейшей работы. Это обстоятельство вдохновило Голикова, и он начал работать более уверенно. Богатый опыт в живописной организации плоскости иконы помог палешанам справиться с новой, очень сложной задачей – соединить миниатюрную живопись с объёмной формой шкатулок, очешников, сигаретниц, бисерниц. пудрениц, письменных приборов. Бывшие иконописцы не отказались от привычной техники письма яичными красками с применением творёного золота. В образном решении новых произведений палешане также сохранили средневековые приёмы стилизации, условность форм. Удачным экспериментом явилось применение чёрного фона, который усиливал звучность цветового пятна, придавал изображению глубину и пространственность. Самыми популярными и наиболее удачно решавшимися композициями первых лет существования палехской миниатюры стали «тройки», «охоты», «битвы», «парочки», «пастушки», «идиллии», «гулянки». В этих произведениях не было ни развитого сюжета, ни яркого образа, лишь сильно выраженное орнаментальное начало. Непосредственность, искренность и поэтичность придавали обаяние и теплоту первым работам палешан. РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА В ПАЛЕХСКОЙ МИНИАТЮРЕ
После триумфальных успехов на международных выставках в Венеции (1924 г.) и Париже (1925 г.) зарубежные меценаты предложили художникам Палеха блестящие условия для творчества в Италии и США А. М. Горький, страстный поклонник палехского искусства, предлагал поселить палешан в прекраснейших местах Подмосковья – под Звенигородом. Но они не променяли неяркую красоту своего края даже на землю, связанную с именем Андрея Рублёва.
9 мая 1932 г. делегация палехских художников во главе с И.И. Голиковым посетила А.М. Горького. Горький сам когда-то был учеником в иконописной мастерской Д.А. Салабанова в Нижнем Новгороде и знал лично некоторых старых палехских иконописцев. Очень ценил искусство Палеха, называл его «одним из чудес, созданных революцией», многое сделал для его популяризации у себя на Родине и за границей, помогал материально (с его помощью в Артели была организована библиотека). Горький оказался одним из любимых писателей палехских художников, и творчество его облеклось в их краски. Многие художники Палеха раскрыли собрание сочинений Максима Горького и стали искать у него красок. Но палехские художники в своём творчестве обращались не только к произведениям Максима Горького. «Когда мы организовывали артель, у нас на семь человек было только одно собрание сочинений Пушкина в сытинском издании. Этим, в значительной степени, объясняется тот факт, что большинство своих миниатюр мы писали на пушкинские сюжеты» (Александр Котухин).Образы пушкинских сказок, баллад, поэм оживали в фантастическом мире орнаментальных трав, деревьев и горок. Работа палешан над произведениями А.С. Пушкина имела огромное значение для развития образного строя миниатюр. Новое претворение получают фольклорные приемы. Развивается ритм повествовательности, развернутым становится сюжет. Миниатюры на тему пушкинских сказок – «Сказка о рыбаке и рыбке», «Золотой петушок», «Сказка о царе Салтане» заняли центральное место в творчестве И. Голикова, И. Зубкова, И. Баканова, А. Котухина, И. Маркичева, П. Баженова. Эти сюжеты нашли отражение и в последующих поколениях мастеров палехской миниатюры - В. Ходова, Р. Белоусова, А. Борунова, А. Качупалова, О. Ана, Б. Еромолаева. В 30-е гг. палехские художники обращаются и к произведениям М.Ю. Лермонтова, Н.А. Некрасова, Н.В. Гоголя. Обращение к поэзии М.Ю. Лермонтова характерно для творчества И.П. Вакурова – миниатюра «Демон», композиция «На смерть поэта», миниатюра «Русалка». При всем сходстве творческой судьбы палешан и жизненного опыта, как выразился певец нового Палеха, писатель Ефим Вихрев: «По одинаковым дорогам каждый из них пронёс свою особую жизнь, свою линию, свой цвет».
КОММЕНТАРИЙ К СЛАЙД-ШОУ:
Палехская миниатюра не просто использует сюжеты классической литературы, миниатюра сама уже стала неотьемлимой частью литературы. Само искусство Палеха – это поэзия в рисунке, моменты русских песен и сказок, запечатленные рукой художника на поверхности предметов. Тематика композиций на шкатулках, портсигарах, декоративных тарелках, пластинах, пудреницах, ларчиках очень разнообразна. Жанровые народные сценки, русские песни, былины, сказки, исторические события, сюжеты советской жизни, иллюстрации к литературным произведениям не только русских, но и иностранных авторов. Большинство литературных сюжетов палехской миниатюры объединены одной темой, одной мыслью, одним вздохом – любовь к родине, готовность защитить отечество, обращение к памяти наших великих предков и сподвижников земли русской. Об этом говорят сами названия миниатюр: «Битвы предков за Русскую землю». Или образ на миниатюрах великого князя-воина Александра Невского. Золотом написаны его слова: «Кто с мечом к нам придёт – от меча и погибнет. На том стояла и стоять будет Русская земля». А образ русской тройки в палехской миниатюре? Сколько песен и романсов сложено о ней, сколько раз к образу тройки обращались русские писатели и поэты: «Эх, тройка, птица-тройка! Кто тебя выдумал? Знать у бойкого народа ты могла только родиться, в той стране, что не любит шутить, а ровнем-гладнем разметнулась на полсвета, да и ступай считать версты, пока не зарябит тебе в очи». Как раскрывается литература в палехской миниатюре можно увидеть на миниатюрах в слайд-шоу. ДИНАСТИЯ ГОЛИКОВЫХ
В искусстве Палеха велика роль традиций, которые из поколения в поколение передавались в семьях иконописцев, а затем и в лаковой миниатюре. Родоначальником первой палехской династии художников лаковой миниатюры является Иван Иванович Голиков (1887 – 1937 гг.). Потомственный иконописец, основоположник палехской миниатюры. С 1894 г. проживал в селе Палех.
Большое место в его творчестве занимала работа над «Словом о полку Игореве», к специальному изданию которого создал не только серию иллюстраций, но и написал от руки весь текст. Много работал над темами произведений А.С. Пушкина «Борис Годунов», «Сказка о царе Салтане». Тематика произведений: фольклор, литература, история, современные сельские мотивы, революционная, битвы, тройки, охота, орнаменты. Занимался станковой живописью, театрально-декорационным искусством, росписью по фарфору, финифтью, книжной иллюстрацией. Участвовал в выставках с 1923 г. Всего написал около 1000 произведений лаковой миниатюры. Произведения И.И. Голикова хранятся в музеях: ГМПИ, ГРМ, ГТГ, ВМДПиНИ, МНИ, ЗГИХМЗ, Вятском ОХМ, Ивановском ОХМ, Иркутском ОХМ, НГХМ, ЯИАМЗ, КМРИ, Государственном художественном музее Белоруссии, Всероссийском музее А.С. Пушкина «Мойка 12», Государственном музее А.М. Горького. Умер после тяжёлой болезни 30 марта 1937 г., похоронен в Палехе. В центре Палеха установлен памятник И.И. Голикову. Его именем названа одна из улиц Палеха. Династию и дело жизни Ивана Ивановича продолжили на разных этапах Николай Иванович Голиков – заслуженный художник РСФСР и народный художник РСФСР (1974 г.). Свой след оставила Софья Михайловна Голикова, работала в Палехских художественно-производственных мастерских, «Товариществе Палех». Дело семьи развил и Юрий Николаевич Голиков, участник выставок с 1994 г. Его работы имеются в ГМПИ и других музеях России, частных коллекциях. ДИНАСТИЯ ЗИНОВЬЕВЫХ
Связующей нитью между поколением 20 – 40 гг. и поколением 40 – 60 гг. является династия Зиновьевых. Родоначальник династии – Михаил Иванович Зиновьев, иконописец. Дело отца продолжил сын – Николай Михайлович Зиновьев (1888 – 1979 гг.), иконописец, художник лаковой миниатюры (на фото с учениками). Иконописи учился в мастерской Белоусовых.
Николай Михайлович Зиновьев – художник грандиозных замыслов, в творчестве которого образ современности занимает центральное место. В его динамичных и радостных работах, изображающих то праздники урожая, то новостройки первых пятилеток, как бы слышен пульс времени. Часто это произведения поистине символического звучания. Большое место в творчестве Зиновьева занимает детская тема. «Не знаю,– говорил он,– был ли у меня хоть один мотив без малышей».И верно, с огромной любовью изображал художник юных натуралистов, рыболовов, полеводов. Среди этих произведений интересна миниатюра «Суд пионеров над Бабой Ягой, ведьмой и лешим», где автор с лукавством и юмором отдает «на расправу» детворе сказочных персонажей, воплощающих тёмные силы зла. Между тем, именно на поколение 40 – 60 гг. пришлась и индустриализация страны, война, послевоенное лихолетье. Поэтому каждое поколение вносило в тему Родины особую ноту, созвучную своему времени. Так, художники 40 – 50-х гг., прошедшие через невзгоды войны, создали немало значительных произведений о народном подвиге. В 1945 г. П.Ф. Чалуниным была написана одна из лучших в его творчестве замечательная миниатюра «Бой Челубея с Пересветом». Отсутствие бытовых подробностей, деталей обстановки придают миниатюре символическое значение. ДИНАСТИИ ПАЛЕХА
Творчества художников Палеха периода 40 – 50 гг. характеризуется отображением уже трудовых подвигов: «Расцветай, земля колхозная» (А.В. Ковалёва). Затем миниатюра уже запела. Т.Н. Зубкова, продолжившая династию своего отца – художника И.И. Зубкова, внесла струю поэтичности и музыкальности. Ведущей темой в её творчестве стала песня. Миниатюра «И кто его знает» написана на тему песни М.В. Исаковского.
Свой вклад в осмысление судьбы Родины на новом витке её развития внесли и продолжатели династии Зиновьевых – его правнук Михаил Вячеславович Субботин. Род. в 1964 г. в Палехе. В 1979 – 1984 гг учился в Палехском художественном училище. В 1984 – 1989 гг. работал в Палехских художественно-производственных мастерских, «Товариществе Палех». Иконописные традиции семьи и лаковой миниатюры развила художница уже нашего времени Мария Михайловна Субботина. Род. в 1986 г. Училась в ПХУ (2002 – 2006 гг.). Окончила мастер-класс по иконописи у Н.С. Предтеченской (2007 г.). Так сложилось исторически, что всё искусство Палеха развилась и передавалась из поколения в поколения именно через династии, и каждое оставила свой неповторимый след, а именно: Бахиревы, Белоусовы, Булдаковы-Буреевы, Зубковы, Парамоновы (династия Парамоновых на фото), Шемаровы-Куркины.
КОММЕНТАРИЙ» К СЛАЙД-ШОУ:
В чем же причина неувядаемой славы палехской росписи по дереву и иконописи? На протяжении нескольких столетий Палех был не просто селом потомственных иконописцев, а местом, где жили и работали старинные палехские династии. Отсчитывали свое происхождение из глубокой древности и связанные между собой тесными родственными отношениями. Бытовавшие в Палехе браки между представителями разных династий явились той основой, благодаря которой развивались наследственные способности палешан. Так закреплялись технические навыки, впитываемые буквально с молоком матери. Помогая дедам, отцам и старшим братьям, видя вокруг себя одни иконы, дети палешан впитывали в себя основы непростой иконописной техники. Обучение же их иконописи сводилось в основном не к обучению техническим приёмам, а скорее к пробуждению и развитию их внутренних способностей, заложенных уже с рождения. Палешане становились иконописцами не по образованию, а по призванию. Поэтому в искусстве Палеха так велика роль традиций, которые из поколения в поколение передавались в семьях иконописцев. Семейная преемственность, передача опыта с иконописи перешла и в искусство лаковой миниатюры. Ныне в Палехе продолжается эта благодатная традиция семейных династий художников. Предлагаем слайд-шоу «Династии Палеха». СТИЛЬ ПАЛЕХСКОЙ МИНИАТЮРЫ
Искусство лаковой миниатюры на дереве зародилось ещё в древности в странах Востока, где для него существовал природный материал – лаковое дерево. С XVI в. лаковое дело появилось в странах Западной Европы, а в XVIII в. оно пришло в Россию. Но такого материала как лаковое дерево у нас не было. Материалами зарождающееся палехской миниатюры стали папье-маше и чёрный лак. Чёрный лак стал основным цветом фона, условным пространством палехской миниатюры и её отличительной чертой. Она притягивает нас и невольно заставляет задуматься о секрете обаяния искусства. Чёрный фон лаковой миниатюры или «чистый лист» как бы собирает в себе, содержит все цвета и воплощает сущность вещи. Он символизирует собой тьму земного начала, из которого рождается свет. Кроме того, чёрный цвет обладает ещё внутренним объёмом, глубиной, которую подметили ещё в античности. Для стиля палехской живописи характерны тонкий и плавный рисунок на преимущественно чёрном фоне, обилие золотой штриховки, четкость силуэта уплощенных фигур, подчас полностью покрывающих поверхность крышки и боковых стенок шкатулок. Декоративность пейзажа и архитектуры, вытянутые изящные пропорции фигур, колорит, построенный на сочетании трех основных цветов – красного, жёлтого и зеленого, восходят к традициям древнерусской иконописи. Композиция обычно обрамляется изысканным орнаментом, выполненным творёным золотом. Золото в палехской миниатюре это не только ключевой элемент техники письма, но и часть художественного мировосприятия. Оно неразрывно связано с символом света, который имеет большие исторические традиции, идущие ещё от средневековых представлений о двух началах жизни – светлом и тёмном. Ещё в античной культуре светлое начало связывалось с образом лучезарного, светоносного, солнечного Аполлона. В христианской символике свет приобретает особое эстетическое значение, становясь прообразом Божественной благодати. Материальным носителем этого света служит золото, которое символизирует его, является овеществлённой Божественной ясностью. Типичные сюжеты палехской миниатюры заимствуются из повседневной жизни, классических, сказочных, былинных литературных произведений и песен.
КОММЕНТАРИЙ К СЛАЙД-ШОУ:
Как и любое народно-прикладное искусство, палехская роспись имеет ряд своих особенностей и черт, основанных на традициях мастеров данной школы. Родоначальниками искусства палехской миниатюры были бывшие иконописцы, поэтому естественно, что техника иконописания отразилась на стиле написания художественных композиции палехских живописцев. Палехские мастера иконописи отличались безупречным чувством цвета и тончайшей прорисовкой каждой детали, что и привнесли в рисунки на шкатулках, портсигарах и прочих предметах народного промысла. Можно сказать, что вся палехская лаковая миниатюра основана на иконописной живописи, её традициях и приёмах. Сама же палехская роспись отличается от стиля росписи других русских народных школ тем, что художники изображают не орнаменты или отдельные фигуры, а прорисовывают цельные композиции и – настоящие миниатюрные картины, изображающие тот или иной сюжет. Смотрите слайд-шоу «Стиль палехской миниатюры». ОТЛИЧИТЕЛЬНЫЕ ЧЕРТЫ ПАЛЕХСКОЙ МИНИАТЮРЫ
Лаковая миниатюра Палеха вобрала в себя принципы древнерусской живописи и народного творчества. Но основывается она на иконописи. Поэтому, чтобы понять, что такое есть палехская миниатюру, нужно обратиться к истории иконописи.
Самостоятельный палехский стиль иконописания сформировался только к середине XVIII в. Он вобрал в себя и развил основные принципы и элементы новгородской и строгановской школ и живописи Поволжья второй половины XVII в. Строгановский стиль (по имени купцов Строгановых, основавших на рубеже XVI – VII вв. иконописные мастерские в Москве и Сольвычегорске) отличается миниатюрной тонкостью письма и точно рассчитанной сложной композицией. Строгановские иконы были невелики по размерам, имели яркий цвет и обилие золота. Черты строгановских икон нашли своё яркое выражение в творчестве современных художников Палеха. Но не только строгановские иконы оказали влияние на искусство Палеха. В XVII веке возникают новые очаги народного стиля - во фресковой живописи и многофигурной иконописи Ярославля, Костромы и Ростова Великого, имеющих развитые жизненные элементы. В этот же период в Москве появляется ушаковский стиль (по имени царского изографа Симона Ушакова), характеризующийся большим вниманием к образу человека, стремлением к правдоподобию изображения. Все эти явления вместе с западными влияниями (фрязь) нашли своё отражение в палехской иконописи и дальнейшее развитие в палехской лаковой миниатюре. Отличительными чертами палехской школы являются: – миниатюрное (мелочное) многоклеймное письмо; – общий мягкий тон письма; – многообразие элементов композиции и их живописность; – узорчатость палатного письма; – разнообразие радужных сияний; – вписание гор остроконечными лещадками; – деревья с натуральной листвой; – удлинённость фигур подобно строгановским; – тонкость плави голов и обнажённых частей фигур; – пробелы краской, широкие и светлые, с резкой и очень тонкой белой оживкой, а иногда золотом «в полуперо», «в щетинку». Мастера Палеха успешно освоили современный материал и перенесли на него традиционную для древнерусской иконы технологию темперной живописи и условную стилистику изображения. В советский период народный художник СССР Николай Михайлович Зиновьев разработал методика преподавания палехского мастерства. И написал две книги: «Искусство Палеха» и «Стилистические традиции искусства Палеха». Методика вобрала в себе основные приёмы школы Палеха, которые корнями уходят в глубокую древность Руси. На слайд-шоу размещены изображения отдельных элементов из этой книги, они проиллюстрированы работами художников Палеха.
КОММЕНТАРИЙ К СЛАЙД-ШОУ:
Рождение искусства лаковой миниатюры в Палехе не случайно. Палехские мастера неоднократно выполняли заказы на иконы. Несмотря на строгие каноны написания икон, менялась манера изображения лиц, фигур, элементов пейзажа, зданий (палат), повозок и т.д. На иконах можно было встретить и бытовые детали: мебель, одежду, оружие, упряжь лошадей. Всё это изучалось палехскими мастерами и с большим отбором и творческими изменениями использовалось в миниатюрной живописи. Некоторые иконы рассказывали целые повести о житии и чудесах того или иного святого (например, Николая Чудотворца. Такие иконы назывались житийными. В центре иконы, середняке, помещалось изображение святого, а вокруг него располагалась серия мелких картин, называвшихся клеймами, которые дополняли основной сюжет середняка. Клейма часто заключались в прямоугольные рамки, но иногда свободно располагались вокруг середняка. Житийные иконы отличались миниатюрной тонкостью письма и точно рассчитанной сложной композицией. Такие иконы были невелики по размерам, имели яркий цвет и обилие золота. Их черты нашли яркое выражение в творчестве современных художников Палеха. В новом искусстве палешане стали использовать новые материалы: папье-маше и чёрный лак. Хотя первое время часто писали на деревянных изделиях. Первые миниатюры писались, как иконы на светлых фонах, затем на цветных: тёмно-зеленых, тёмно-синих, красных. Позже чёрный цвет стал основным, условным пространством палехской миниатюры, её отличительной чертой. Палехские миниатюры щедро прописаны золотыми пробелами, линиями, подчеркивающие объёмы всех изображаемых предметов: человеческих фигур, архитектуры, пейзажа. Смотрите слайд-шоу «Отличительные черты палехской миниатюры». ИЗГОТОВЛЕНИЕ ПАЛЕХСКОЙ МИНИАТЮРЫ
Палехские лаковые миниатюры пишутся на шкатулках, пластинах, брошах. Само папье-маше, на котором и пишут миниатюры, изготавливается из картона. Из него мастер нарезает полосы, которые намазывает мучным клейстером и наклеивает одна поверх другой на деревянную болванку. После этого полуфабрикат зажимают специальным прессом. Спустя некоторое время получаются трубки, форма которых зависит от формы болванки. Заготовки высушивают, после чего пропитывают льняным маслом и снова сушат, но уже в печи, температура в которой около 120 градусов. После этого их грунтуют и шлифуют. Далее на поверхность заготовки наносят два-три слоя чёрного лака, а на внутреннюю сторону несколько слоёв масляного лака с киноварью (минерал красного цвета, состоящий преимущественно из ртути и серы).
Перед росписью поверхность изделия обрабатывается пемзой (на матовую поверхность краска ложится лучше, чем на глянцевую). Затем художник наносит на полуфабрикат рисунок тонко отточенным карандашом. Палехские художники сначала пишут белилами, выполняя ими всю композицию. Изображение прорисовывается белилами с помощью тончайшей беличьей кисточки (кисти художники тоже изготавливают сами). Такие кисти бывают разной толщины (для росписи миниатюры их требуется не меньше шести). Чтобы остриё кисточки не ломалось, на них надевают «cаночки» – трубочки из утиных перьев. Слой белил необходим для того, чтобы при последующем покрытии росписи лаком сквозь краску не проступали чёрные пятна (лак слегка растворяет краску). По белилам в строгой последовательности наносятся нужные краски. Уже на этой стадии закладывают основу цветочного решения. На те места, где будут светлые тона, кладут белила гуще, в несколько слоёв. Затем приступают к раскрытию цвета – эта стадия называется роскрашью. Следующий этап – роспись (прорисовывают по роскраши тёмным фоном все контуры и детали), а затем выявляют теневые и световые части композиции – этот процесс у палешан называется приплавкой. Последний этап – окончательная отделка красками объёмов изображаемых предметов. Делается это линиями, называемыми пробелами, накладываемыми в определённой системе, в 3-х тонах, созвучных роскраши, росписи и теневому приплавку. Главное в технике палехской живописи - приёмы плавей, умение обобщать знание и владение техникой письма пробелами. Именно по этим признакам можно отличить подделку от настоящей вещи, если миниатюра написана одним слоем и, если линии нанесены криво - значит, перед вами подделка. Художники пишут палехские миниатюры яичной темперой, как иконы. Для этого берут желток сырого яйца, проколов иголкой оболочку, осторожно выливают содержимое в скорлупу и разбавляют уксусом с водой. Полученная яичная эмульсия добавляется в сухой пигмент и тщательно растирается указательным пальцем. Пишут только свежей темперой. Завершают живопись прописью сусальным золотом и «серебром» (вместо серебра используют растёртый алюминий, который лучше полируется). Золото мастера творят тоже сами. Листовое сусальное золото (одна порция – 10 листов 12х7 см.) тщательно дробится и растирается пальцами. Роспись золотом также производится тончайшей кисточкой. Для письма золотом берут самую тонкую кисть. Её сначала обмакивают в воду, а затем в золото. Чтобы нанесённое на изделие золото приобрело блеск, его необходимо отполировать. Для этого применяется зуб волка – он имеет особенно гладкую поверхность. Затем изделие полируется на механическом круге, обтянутом плюшем или бархатом. Окончательная доводка при полировке выполняется только рукой. Поверхность покрывается салом и обрабатывается в течение часа ладонью, смоченной водой. От трения поверхность лака нагревается, выравнивается окончательно и приобретает зеркальный блеск.
КОММЕНТАРИЙ К СЛАЙД-ШОУ:
Технология темперной миниатюрной живописи полностью перенята у бывших иконописцев и не изменялась в течение всего существования промысла. Используются те же материалы: яичная темпера и творёное сусальное золото. Художник самостоятельно выбирает тему будущего произведения и подходящий полуфабрикат. А технология изготовления шкатулок из папье-маше пришла в Палех из Федоскино, где с XVIII в. существовал промысел миниатюрной росписи масляными красками на основе реалистической живописи. С тех пор эта технология принципиально не изменилась. Самым главным отличием Палехской техники от Федоскинской – использование желтковой темперы. Ещё в древнем Египте, Греции и Риме яичная эмульсия применялась в качестве связующего вещества. Основная техника письмом темперой сходна с акварельной – жидкие слои (плави) наносятся так же, как при работе с акварелью. При этом темпера допускает использование штрихов, как в пастели, и мазков, как при масляной живописи. В отличие от родственных промыслов (Холуй, Мстёра) в Палехе не пишут копий. Широко используется метод творческого варьирования в рамках традиций палехского искусства, художник в рамках одной и той же темы в сочетании с разнообразием полуфабриката создаёт неповторимые уникальные произведения. Предлагаем посмотреть слайд-шоу «Изготовление палехской миниатюры». ХУДОЖНИКИ ПАЛЕХА ОБЪЕДИНИЛИСЬ
В Палехе художники творят в частных мастерских и в малых предприятиях, как было исстари. Среди них: ПК «Объединение художников Палеха»; мастерская «Палехский иконостас»; Палехское отделение ВТОО «Союз художников России»; «Товарищество Палех» и др. частные мастерские.
В 1989 г. после ликвидации Палехских художественно-производственных мастерских по решению совета трудового коллектива, возглавляемого Н.И. Голиковым, был организован кооператив «Объединение художников Палеха», в который вошло большинство художников, подсобных рабочих и инженерного персонала. Начав свою деятельность практически с нуля, кооператив стал ведущим предприятием промысла. Сегодня в объединении работают 10 мастеров по изготовлению традиционного полуфабриката из папье-маше и более 140 художников лаковой миниатюры, среди которых 30 членов Союза художников России. В коллективе сложилось много семейных династий потомственных художников, таких как Кукулиевы, Кочупаловы, Лопатины, Жиряковы, Сивяковы, Кривцовы, Куркины, Лебедевы, Бокаревы, Парамоновы, Петровы и другие. Ведущие мастера – постоянные участники российских и зарубежных выставок. Ежегодный выпуск готовой продукции – более 3-х тысяч произведений лаковой миниатюры. Это широкий ассортимент изделий из папье-маше с большим разнообразием форм: шкатулки, очешники, портсигары, пудреницы, бисерницы, ларцы, солонки, письменные приборы, пластины, тарелки, подносы и многое другое. Их отличает большая законченность, строгая красота пропорций, соответствие формы материалу. Объединение на сегодня является единственным предприятием в Палехе, где полностью сохранена уникальная традиционная технология производства папье-маше. Адрес: 155620 Ивановская обл., п. Палех, ул. Ленина д. 23 ИКОНОСТАС ОСВЕЩАЕТ МОЛИТВА
Что такое «хаканье»? Кто такие «личники» и чем они отличаются от «доличников»? Как на самом деле выглядит сусальное золото и что делает иконостас настоящим? Об этом мы узнали в мастерской «Палехский иконостас».
– Что это вы делаете? – спрашиваю девушку в цехе золочения. – Хакаю... Неблагозвучное слово «хакать» означает горячий выдох: это как зимой дуть на руки, чтобы их согреть. Получается очень похоже на «хххааа». Перед тем, как положить кусочек сусального золота на покрытую лаком деревянную фигуру, девушка наклонялась к самому изделию и «хакала» на то место, которое собиралась золотить. Сусальное золото напоминает тончайшую фольгу и хранится в виде листов размером с человеческую ладонь. Каждый лист девушка делила на несколько ещё более маленьких кусочков, подцепляя один за другим кисточкой. Медленно, сантиметр за сантиметром, изделие превращалось из деревянного в золотое. Сусальное золото напоминает тончайшую фольгу и хранится в виде листов размером с человеческую ладонь. С ним работают кисточкой. Все художники здесь – выпускники Палехского художественного училища. Изображение икон пишут частями. Иконы, написанные наполовину, выглядят более чем необычно: на них прорисовано всё, кроме открытых частей тела – лиц и рук, на месте которых оставались пустоты. Разные части иконы пишут разные художники. «Доличники» пишут всё, что до лица. Лица рисуют «личники». Их труд более квалифицированный и выше оплачивается. Руководитель мастерской Анатолий Влезько: – Когда освящают сделанный тобой иконостас, это огромная радость. Смотришь на него – и узнаешь каждый узор, каждую деталь. А потом бывает, через несколько лет приезжаешь в храм – и уже не узнаешь. Иконостас как будто становится другим. Цвет тот же, орнамент тот же – но что-то новое в нём появляется. И вот тогда понимаешь: святым иконостас делаешь не ты, а люди, что перед ним молятся. Адрес мастерской «Палехский иконостас»: СОЮЗ ХУДОЖНИКОВ РОССИИ В ПАЛЕХЕ
Палехское отделение Союза художников России зарегистрировано и работает в Палехе с 1954 г. Являясь отделением творческого Союза профессионалов России, это одновременно и неотъемлемая часть промысла. В её состав входят представители всех существующих на сегодняшний день в Палехе производственных организаций, музея, художественного училища. На учёте в организации – 59 художников, из них четверо имеют звание «Народный художник» и пятеро «Заслуженный художник»
Палехское отделение СХ России регулярно обеспечивает участие Палеха на крупных художественных выставках, устраивает местные выставки, творческие встречи. Сотрудничает с местной Администрацией, «Объединением художников Палеха», Государственным музеем Палехского искусства, художественным училищем им. М. Горького, районной библиотекой. Помогает Детской художественной школе. Взаимодействует с родственными промыслами. Популяризация Палехского искусства – особо важное и успешное направление деятельности Палехской организации СХР. Сегодня, к сожалению, о «Палехе» знают больше за границей, чем у нас в России. Многие любители пытаются воспроизвести этот стиль, но не выходит. Как-то приезжали в Палех японцы, тщательно снимали весь процесс работы на кинокамеры, а потом попробовали сами все сделать, и ничего у них не получилось. И хотя особых секретов нет, сделать все так же, как делают палехские художники, не удавалось еще никому. Потому-то настоящую палехскую школу можно сразу отличить от многочисленных подделок. Адрес Палехское отделение Союза художников России: КАЖДЫЙ ВОСЬМОЙ ЖИТЕЛЬ ПАЛЕХА – ВЫПУСКНИК УЧИЛИЩА
Палехское художественное училище имени М. Горького ведёт свои давние художественно-образовательные традиции с начала 1902 г. С открытия государственной учебной иконописной мастерской Комитета попечительства о русской иконописи. С 1926 г. обучение мастерству палехской росписи велось методом подсадничества, т.е. ученики работали рядом с мастерами старшего поколения художников Палеха. В 1933 г. в Палехе была открыта изопрофшкола с шестигодичным сроком обучения. С 1935 г. подготовка художников-мастеров палехской миниатюрной живописи со средним профессиональным образованием ведётся в Палехском художественном училище им. М. Горького - уникальном учебном заведении, сохраняющим традиции древнерусской живописи и накопленный опыт искусства палехской лаковой миниатюры. Училище не закрывалось даже в трудные годы Великой Отечественной войны. Учредитель училища – Министерство культуры Российской Федерации. У истоков организации обучения по уникальной методике, основанной на опыте древнерусской живописи, стояли корифеи искусства Палеха: заслуженные деятели искусств РСФСР И.И. Голиков, И.М. Баканов, И.В. Маркичев, Д.Н. Буторин, Н.М. Парилов, Н.А. Правдин, народные художники РСФСР А.В. Котухин, И.П. Вакуров, талантливые художники-педагоги Ф.А. Каурцев, А.М. Корин, А.И. Ватагин, П.Д. Баженов. Первый выпуск училище сделало в 1938 году. С той поры подготовлено более 1000 художников – мастеров палехской лаковой миниатюры. В настоящее время каждый восьмой житель поселка - выпускник училища. Творчество многих из них получило широкую известность, им присвоены Государственные премии и почетные звания. В настоящее время обучение ведется по очной форме по специальности «Декоративно прикладное искусство и народные промыслы» с получением квалификации «Художник – мастер». Наряду с лаковой миниатюрой вводятся специализации «иконопись, монументальная и декоративная живопись». При училище работает детская художественная школа с четырёхгодичным сроком обучения. Училище имеет хорошую материально-техническую базу: оборудованные аудитории, спортзал, компьютерный класс, актовый зал, выставочный зал, выставка-продажа ученических работ, библиотека. Все иногородние студенты на время учёбы обеспечиваются общежитием. В последние годы выпускники училища чаще всего находят свое призвание в родовой для палехского художника профессиональной деятельности – иконописи, настенной росписи православных храмов. Адрес Палехского художественного училища им. М. Горького: МУЗЕЙ ПАЛЕХА
8 мая 1934 г. Совет Народных Комиссаров РСФСР принял постановление об организации Музея древней живописи в селе Палех. Его первым директором (1934 – 1938 гг.) стал искусствовед Герман Васильевич Жидков. Он организовал музей, начал собирать экспонаты, устроил экспозицию, проводил лекционную и экскурсионную работу. 13 марта 1935 г. музей, получивший название Государственного музея палехского искусства, был открыт для посетителей. Но «крестным отцом» музея является Максим Горький. Именно писатель посоветовал палешанам сохранить их лучшие работы. С этой целью в Артели древней живописи была создана комната образцов, которая и положила начало музейной коллекции. Многие из них подарили музею свои рисунки, эскизы к театральным постановкам. В первой музейной экспозиции было представлено немногим более 540 экспонатов, в основном это произведения лаковой миниатюры. Буквально через десять дней после открытия музея у вдовы одного из инициаторов его создания, писателя Е.Ф. Вихрева, было закуплено 82 работы палехских мастеров. Я.С. Еанецкий, видный деятель польского и русского революционного движения, бывший членом коллегии Наркомвнешторга, подарил несколько фарфоровых тарелок, среди которых «Строительство РСФСР» А.В. Котухина, «Смычка города с деревней» И.В. Маркичева, «И за борт её бросает...» И.М. Баканова.
Вскоре для музея было построено специальное здание. В 1936 г. музею передан Крестовоздвиженский храм, в котором разместился раздел древней живописи. Здесь – образцы палехской иконописи, начиная с XVII в. Раздел палехской лаковой миниатюры размещается в отдельном двухэтажном здании. Экспозиция музея начинается с витрин, рассказывающих о художественных материалах, применяемых в Палехе, технологии изготовления изделий из папье-маше, методах палехской живописи. Следующий зал рассказывает о творчестве основоположников искусства палехской лаковой миниатюры Н.И. Голикова, А.В. Котухина, И.В. Маркичева, И.М. Баканова, И.П. Вакурова, А.А. Дыдыкина, Н.А. Правдина, Н.М. Зиновьева и др. Затем следуют работы следующих поколений палехских художников. Таким образом, прослеживается вся история палехской лаковой миниатюры. В фондах музея имеются также лаки Федоскина, Мстёры, Холуя, Японии и Китая, коллекция западноевропейской живописи и гравюры XVI – XX вв., произведения отечественной живописи и скульптуры XIX – XX вв, исторические документы (всего около 14 тыс. единиц хранения). Произведения палехских мастеров хранятся во многих музеях России и за её пределами. Самой большой коллекцией (более 2000 произведений) обладает Государственный музей палехского искусства в Палехе. Адрес Государственного музея палехского искусства: МУЗЕЙ ИВАНА ИВАНОВИЧА ГОЛИКОВА
В 1968 г. в Палехе открылся музей основоположника палехской лаковой миниатюры И.И. Голикова, который расположен в его доме, построенном в конце 1920-х гг. Подлинных вещей, принадлежавших Ивану Ивановичу, сохранилось немного. Созданная в его доме экспозиция с обширным документальным материалом носит историко-краеведческий характер и даёт представление о том, как жили и работали палехские художники в 1920 – 1930-х гг. Дом-музей И.И. Голикова расположен рядом с музеем лаковой миниатюры и стал неотъемлемой его частью показа посетителям процесса создания палехской шкатулки.
ДОМ-МУЗЕЙ ПАВЛА ДМИТРИЕВИЧА КОРИНА
В 1974 г. в Палехе открылся Дом-музей П.Д. Корина, одного из самых известных художников XX в. Дом был построен в конце 1860 – начале 1870-х гг. бабушкой художника по материнской линии А.Т. Талановой на средства её слепого к тому времени отца – купца 3-ей гильдии Т.Д. Гунина.
Каждая комната в большом доме принадлежала одному из членов большой семьи: Павлу, Александру, Сергею, Михаилу. Братья сохранили этот дом, его интерьер и предметы быта, мечтая когда-нибудь организовать в нём музей. Фактически мемориальный музей создавался П.Д. Кориным и был завещан им Палеху. Павел Дмитриевич стремился сохранить память о патриархальном укладе жизни палешан, о нерушимости семейных уз, об огромной роли семьи в сохранении традиций, о высокой духовной культуре жителей Палеха. В доме осталось много старинных книг: рукописных и старопечатных, а также произведения русских классиков и зарубежных писателей. Дом по-прежнему хранит тепло семейного очага, и в этом заключается уникальность этого музея. МУЗЕЙ НИКОЛАЯ МИХАЙЛОВИЧА ЗИНОВЬЕВА
В дни празднования 60-летия палехского искусства – 5 декабря 1984 г., в трёх километрах от Палеха в деревне Дягилево был открыт Дом-музей Н.М. Зиновьева, одного из основоположников палехского искусства. В течение 1944 –1956 гг. Н.М. Зиновьев был директором Государственного музея палехского искусства, позднее преподавал в Палехском художественном училище им А.М. Горького. Им разработана методика обучения мастерству лаковой миниатюры, которая и сегодня лежит в основе учебного процесса в Палехском художественном училище.
Всю свою долгую жизнь художник провёл в родовом доме в Дягилеве. В доме осталось множество вещей, принадлежавших художнику. Мемориальный музей представляет творческую натуру художника, его духовность, верность нравственным идеалам. КАК КУПИТЬ НАСТОЯЩИЙ «ПАЛЕХ»
Подавляющее большинство подделок лаковой миниатюры, наводнивших отечественный и зарубежный рынки, не выдерживают никакой критики. Часто всего вместо папье-маше используется оргалит, текстолит и другие малопригодные материалы. Вместо масляных лаков применяются полиэфирные и полиуретановые лаки. Заготовки, выполненные с подобным нарушением технологии, чрезвычайно отзывчивы на изменения температурно-влажностного режима. Такая шкатулка довольно быстро деформируется, что в свою очередь приводит к возникновению трещин лаковой поверхности и гибели живописи под ней.
Относительно быстрое разрушение непрофессионально выполненной лаковой миниатюры происходит и из-за применения технологически несовместимых, низкокачественных или непрофильных материалов. Следствием подобных экспериментов или заведомо явных нарушений технологии вновь становится отслаивание лака, покрывающего шкатулку и разрушение красочного слоя. Реставрации и восстановлению такие изделия не подлежат. В заключение, для непосвященных, назовём несколько наиболее доступных признаков, по которым можно определить подлинность и качество произведения палехской лаковой миниатюры: традиционно изделия палехской лаковой миниатюры имеют чёрный (реже тёмно-красный, зелёный, синий) цвет снаружи и – красный цвет внутри; крышки шкатулок, ларцов, коробочек плотно подогнаны к кузовку (основанию) изделия; для профессионально выполненных изделий палехской миниатюры характерно высокое качество полировки как наружной, так и внутренней поверхностей. На лаке не должно быть царапин, вздутий, шероховатостей, пятен; обязательно наличие на лицевой стороне изделий, в нижнем левом углу, сделанной золотом надписи «Палех», в правом нижнем углу фамилии и инициалов автора; с наружной стороны, на днище кузовка изделия, или на обороте любого другого изделия, под лаком должен быть размещен фирменный знак предприятия. На подделках, как правило, этот знак отсутствует, или наклеивается поверх лака. Если размещенный на изделии фирменный знак легко подвергается физическому воздействию – высока вероятность, что перед Вами подделка; упаковывается лаковая миниатюра в жёсткие, соответствующие формату изделия коробки, на крышке коробки размещён фирменный знак предприятия. Внутренние поверхности упаковочной коробки проклеены тонким слоем ваты, предохраняющим работу от механических повреждений; наконец, стоимость изделия, наконец, стоимость изделия, выполненного в соответствии с традиционной технологией, не может быть низкой. К каждому изделию предприятия прилагается сертификат, с подлинным оттиском печати. Продажу палехских изделий в России и за рубежом осуществляют несколько организаций в Палехе: кооператив «Объединение художников Палеха»; Палехская организация ВТОО «Союз художников России»; «Товарищество Палех». Каждая из них имеет сертификат, копия которого прилагается к продаваемому изделию. «Объединение художников Палеха», ООО «Палех» имеют свой товарный знак – Жар-птица. Товарный знак наклеивается на оборотной стороне каждой работы и покрывается несколькими слоями лака.
|
|
|