Русская поэзия | Сергей Казнов

Сергей Казнов

 
 
КАЗНОВ Сергей Анатольевич (1978 – 2005) родился в Саранске. Учился на журналиста. Окончил Литературный институт им. А.М. Горького (2002). Работал в местных газетах, печатался в республиканских журналах и альманахах, за год до смерти стал лауреатом конкурса молодых поэтов Подмосковья «Золотое перо». Умер от инфаркта. Через несколько дней после смерти вышла его книга «Остров, полный звуков». Стихи Сергея, воспоминания его друзей, коллег и сокурсников составили сборник «Цветы и звёзды» (2006). Жил в Саранске.
 

  Свидетели
"Из предрассветного озноба..."
"Когда я лягу на скамью..."
"Она пушистой девочкой была..."
Элегия
 

СВИДЕТЕЛИ

... а было их, впрочем, не мало...
 
Подобно солнцу, в озере утонувшему,
поэт не рад ничему, только минувшему.
Разглядывает альбом, в памяти роется...
Если долго смотреть на дверь, то она откроется. 

Нашу первую встречу многие видели.
Милая, моя память точна как видео:
наш разговор тогда подслушали оба вы –
мокрый асфальт и будка с ремонтом обуви. 

Требуется лишь логика, а не мужество,
чтобы признать, что это – тоже замужество,
скреплённое, если не кольцами, то мороженым,
и вообще у нас было всё, что положено. 

Видела нас река, видели голуби
одну к другой склонённые наши головы,
шныряли четвероногие и хвостатые
и зеленели вокруг мои соглядатаи. 

Подружки невесты были ещё заметнее:
розы в саду (по-моему, многолетние;
если б не ты, они вовек не погибли бы),
и облака, и солнце, и книга Библия. 

С тех пор как по именам друг друга назвали мы –
сорок стихотворений лежат в развалинах.
Разрушенные мосты, бывшие пристани
глядят теперь на тебя тихо и пристально.

Деревья бегут на юг, птицы сутулятся.
Видели наше счастье дворы и улицы,
и наш поцелуй на ступеньках тоже заметили –
а брак разорвать нельзя, пока живы свидетели.




* * *

Из предрассветного озноба
всплывают ветви, кочки, мхи.
Ты так творил весь мир, должно быть,
как ныне пишутся стихи.

Пучины, горные вершины
ты нашептал в полубреду,
без объяснения и причины,
как яблоня цветёт в саду.

И нынче в августе червонном
крик перепелки луговой
рифмуется с протокой сонной
и свежескошенной травой.

И сила утреннего клёва
созвучна слову «благодать» – 
и грош цена такому слову,
какое можно угадать.

На перекрёстках мироздания
у мироздания за спиной
срифмовано моё страданье
с полётом бабочки ночной.

На всём, что живо, что истлело,
лежит одна Твоя печать,
но подорожник от омелы
Ты сам не должен отличать.




* * *

Когда я лягу на скамью
и стану подыхать,
то эту песенку мою
тебе не услыхать.
 
Услышит парк, услышит пруд,
уловит чистотел
и цикламены разберут,
что я сказать хотел.
 
Услышит тёмная вода
и два ночных огня, –
всё, что ты бросила, когда
ты бросила меня.
 
Когда по берегу мы шли,
здесь пели шесть цикад,
и восемь ландышей цвели,
и отдыхал закат.
 
Наверное, я был осёл,
доверив их одной, –
ведь ты их бросила, как всё,
что видела со мной.
 
И только я их уловил
и записал в душе.
…Кто мишке лапу отдавил –
вы поняли уже.
 
Но я тебя, мой инвалид,
не брошу ни за что.
В конце концов, мне так велит
Агония Барто.
 
И клён у парковой скамьи,
и пятна на луне,
и все вы, милые мои,
останетесь при мне.
 
Я нанижу вас, как на нить
жемчужины в руке,
и научу вас говорить
на русском языке.




  * * *

Она пушистой девочкой была.
Ещё сейчас хранят мои тетради
её слова, следы её тепла
и влажный шёлк её волнистой пряди.
Её волна с собою забрала.
 
Она плыла и пела, и над ней
склонялись тени, нагибались ивы,
и травы, и сплетения корней
не видели вовек такой красивой.
И песня становилась всё слышней.
 
Печально по излучине реки
она плыла одна по тёмным водам,
со склона ей кивали васильки,
кувшинки окружали хороводом
и лилии сплетали ей венки.
 
Любовь моя, во сне и наяву,
пока дышу, пока тебя я помню,
пока я жив, я сам с тобой плыву,
минуя перекаты, камни, комья,
и только этим плаваньем живу.
 
И ясно слышу песенку твою:
какой удел положен человеку,
зачем расстались мы, когда ручью
положено впадать в другую реку?
И слышу песню, и в ответ пою.
 
Она пушистой девочкой была,
Дюймовочка, Офелия, наяда.
Не может быть, она не умерла! –
Вдаль по реке, пока хватало взгляда,
плыла и пела, пела и плыла.




ЭЛЕГИЯ

Издалека заводим речь:
весна, свобода.
Она и время наших встреч,
и время года.

Она на ранних поездах
весь день каталась
и в отцветающих садах
навек осталась.

Сулила кончиться добром,
неслась верхами
и пахла глиною, костром,
дождём, духами.

Как Пасха следом за Страстной
приходит слепо,
теперь за прожитой весной
настало лето.

Забьётся медленно в висках,
и ясно станет:
само потонет в облаках
и нас потянет.

Оно, как ангел номер шесть,
стоит с трубою
и погребает всё, что есть,
и нас с тобою.